Алименты по гражданству

Выплата алиментов иностранцем

Алименты по гражданству

Прежде всего стоит отметить, что в настоящей статье будут рассмотрены два нюанса выплаты алиментов на содержание детей:

– гражданином Украины, который выезжает из Украины на ПМЖ;

– иностранцем, который является родителем ребенка.

Выезд на ПМЖ и выплата алиментов

Согласно семейному законодательству Украины родители по взаимной договоренности могут определить способы исполнения ими родительского долга по содержанию ребенка. Если такой взаимной договоренности не достигнуто, то вопрос решается в судебном порядке путем установления части от дохода родителя для содержания ребенка (определение алиментов).

При пребывании родителя, обязанного уплачивать алименты, на территории Украины вопрос решается достаточно просто: решение суда исполняется им добровольно или государственными исполнителями в принудительном порядке.

Если родитель выезжает за границу на постоянное проживание, то применяются нормы договора о правовой помощи, заключенного между двумя государствами. При отсутствии такого договора применяется Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 19.08.2002 № 1203 (ч. 4 ст.

181 СКУ). Его положения рассмотрим далее.

В Порядке № 1203 речь идет о гражданине Украины, который выезжает временно или на ПМЖ в иную страну. Так при выезде на ПМЖ родитель-украинец обязан выполнить одно из действий:

– осуществить алиментные обязательства по содержанию ребенка до достижения им совершеннолетия, что оформляется договором между отъезжающим лицом и остающимся в стране законным представителем ребенка (вторым родителем, опекуном, попечителем);

– заключить договор о прекращении права на алименты для ребенка путем передачи права собственности на недвижимое имущество.

Если родителю удалось уклониться и выехать за рубеж без выполнения алиментных обязательств, то алименты взыскиваются по решению суда.

Но чтобы избежать подобных ситуаций, законодательство предписывает выезжающему лицу вместе с заявлением о выдаче загранпаспорта или при оформлении в нем надлежащей страницы, при наличии остающегося в Украине ребенка, подать в орган ГМС один из следующих документов:

– договор о выплате алиментов;

– удостоверенное нотариально заявление получателя алиментов об отсутствии у него требований по взысканию алиментных платежей;

– копию решения суда о выплате алиментов.

Во время получения загранпаспорта лицо должно предъявить органу ГМС:

– документ о выполнении ним алиментных обязательств;

– удостоверенное нотариально заявление получателя алиментов об отсутствии у него требований по взысканию алиментных платежей (если оно не подавалось ранее);

– заверенную нотариально копию постановления государственного исполнителя о завершении исполнительного производства (если взыскание алиментов осуществлялось по судебному решению).

Разумеется, что при невыполнении алиментных обязательств на момент получения загранпаспорта к лицу будут применяться ограничительные меры.

Если лицо, которое имеет ребенка в Украине, временно выехало за границу, а затем ходатайствует в дипломатическое представительство или консульское учреждение об оставлении на постоянное проживание за границей, вновь истребуются выше перечисленные документы.

При их непредоставлении в удовлетворении ходатайства отказывают. Рассмотренные ситуации касаются наших соотечественников, которые намерены сменить страну проживания, в том числе стать иностранными гражданами.

Как видим, закон препятствует пересечению ими границы до исполнения алиментных обязательств.

Принудительная выплата алиментов иностранцем

Для удобства восприятия данной стотьи, разделим иностранцев на такие группы:

– иностранец, который оформил постоянный вид на жительство в Украине;

– нерезидент, который оформил гражданство Украины;

– иностранец, который проживает за пределами Украины.

Иностранцы, первой и второй групп оплачивают алименты на содержание ребенка по правилам, установленным для граждан Украины (см. выше).

Если родителем является иностранец, проживающий за пределами Украины, то в решении вопроса о содержании ребенка в Украине применяются нормы международного частного права, в частности Конвенция о взыскании за границей алиментов, подписанная в Нью-Йорке 20 июня 1956 года. Поскольку Украина присоединилась к Конвенции в 2006 году, ее нормы применимы при разрешении алиментных ситуаций, возникающих между родителями ребенка, один из которых имеет украинское гражданство, а второй – иностранное.

Принудительное взыскание алиментов всегда сопряжено с судебным спором, необходимостью сторонами доказывать свою правоту. Это всегда обременительно, а если истца и ответчика отделяют друг от друга большое расстояние и граница государств, то сложность процесса увеличивается в разы.

Конвенция 2006 года призвана упростить судебную тяжбу. Каждая страна-участница определяет на своей территории административные или судебные учреждения для выполнения функций передаточных и промежуточных инстанций.

При этом страны сообщают Генеральному секретарю информацию:

– какие доказательства необходимы по закону государства промежуточной инстанции для подтверждения алиментных требований;

– в каком порядке должны представляться доказательства;

– каковы иные возможные требования по спору.

Если истец и ответчик находится в разных странах-участницах, то истец может передать свою просьбу о взыскании алиментов с ответчика через передаточную инстанцию в своем государстве. Письменная просьба сопровождается всеми необходимыми документами, в том числе доверенностью по уполномочиванию выполнять действия от имени истца, а также фото истца и ответчика, по возможности.

Письменная просьба должна содержать:

– имя, фамилию, адрес, дату рождения, гражданство, род занятий истца;

– имя, фамилию, адрес законного представителя истца (если необходимо);

– имя, фамилию, адреса пяти последних лет, дату рождения, гражданство, род занятий ответчика;

– изложение предмета просьбы, его оснований, иные сведения, которые касаются дела. Передаточная инстанция страны истца проверяет правильность оформления документов и передает их передаточной инстанции страны ответчика.

От имени истца все необходимые действия для взыскания алиментов осуществляет промежуточная инстанция (предъявление иска, заключение мирового соглашения, ведение судебного дела, приведение в исполнение судебного решения и иное).

Дело рассматривается по закону государства ответчика. Промежуточная инстанция постоянно информирует передаточную инстанцию, что позволяет и истцу быть в курсе текущего состояния по делу.

Источник: https://www.juridicheskij-supermarket.ua/page_alimony-payments-by-foreigner.html

Алименты с граждан СНГ — по закону РФ

Алименты по гражданству

(Косихин Д.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 39)

АЛИМЕНТЫ С ГРАЖДАН СНГ — ПО ЗАКОНУ РФ

Д. КОСИХИН

Дмитрий Косихин, газета «ЭЖ-Юрист».

Я в разводе уже шесть лет, ребенку семь с половиной лет. Бывший муж из Таджикистана. На днях подала на алименты, но не знаю, где он находится в данный момент. Обязан ли он выплачивать алименты и будут ли его искать?

Е. Ашурова, г. Москва

Вы правильно сделали, что подали исковое заявление на выплату алиментов бывшим супругом. Существуют некоторые особенности взыскания алиментов с иностранных граждан и лиц без гражданства, однако не все так безнадежно.

Если родитель и ребенок совместно не проживают, то к их правоотношениям применяется право того государства, гражданином которого является ребенок. Это правило подтверждается п. 1 ст. 32 Конвенции стран СНГ от 22.01.

1993, согласно которому правоотношения родителей и детей определяются по законодательству той страны-участницы, на территории которой проживают дети. Принадлежность ребенка к гражданству конкретного государства определяется на момент решения вопроса о применимом праве.

То есть в вашей ситуации, когда ребенок и его мать — граждане России, а отец — гражданин Таджикистана, взыскание алиментов будет производиться по российскому законодательству.

После получения на руки решения суда и исполнительного листа вам необходимо будет предпринять ряд действий по взысканию алиментов.

Согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В правоотношениях, где одной из сторон выступает иностранный гражданин, в том числе и из стран СНГ, на первое место в разрешении спорных ситуаций помимо законодательства РФ выходят международные правовые акты, например межправительственные соглашения.

Применительно к гражданам из стран СНГ таким документом является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске 22.01.1993 между государствами — членами СНГ (Минская конвенция), а также ряд двусторонних договоров о правовой помощи. Согласно ст.

51 Минской конвенции каждая из договаривающихся сторон на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией, признает и исполняет решения, вынесенные на территории других договаривающихся сторон.

Это касается решений учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств.

Кроме Минской конвенции, действует и применяется Соглашение стран СНГ от 09.09.1994 «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов» (далее — Соглашение).

Данный документ подписан Российской Федерацией, Украиной, Азербайджанской Республикой, республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Грузия.

Указанное Соглашение вступило в силу для России с 12 апреля 1995 года, а для Таджикистана — с 8 августа 1995 года.

В соответствии со ст. 5 Соглашения установление и взыскание (выплата) алиментов гражданам осуществляются в порядке, предусмотренном национальным законодательством стороны, на территории которой они проживают.

При этом под термином «граждане» для целей указанного Соглашения следует понимать граждан государства одной из сторон, лиц без гражданства и иностранных граждан, проживающих на территории какой-либо стороны (ст.

1 Соглашения).

Согласно Соглашению стороны признают и обеспечивают исполнение судебных решений по делам о взыскании алиментов. Документы, выданные по установленной форме в целях реализации Соглашения на территории одной стороны, или их заверенные копии принимаются на территории другой стороны без легализации.

Кроме того, стороны обеспечивают в приоритетном порядке свободный перевод и выплату денежных средств по алиментам, социальным пособиям и компенсационным выплатам семьям с детьми, постоянно или временно пребывающим на их территории, через банки или учреждения почтовой связи.

Перевод денежных средств по алиментам осуществляется в порядке, устанавливаемом межправительственным соглашением о переводе денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам (ст. 7 Соглашения).

Порядок направления документов для исполнения их на территории другого государства СНГ также определен Минской конвенцией.

Исполнение решений, вынесенных российскими судами общей юрисдикции и мировыми судьями, на территории стран — участниц Конвенции возможно после прохождения правовой процедуры признания судебного решения одного государства на территории государства, где предполагается исполнение решения.

Для прохождения процедуры признания вам необходимо оформить ходатайство о признании решения российского суда и разрешении его принудительного исполнения, адресованное компетентному суду, со ссылкой на международный договор, послуживший основанием для обращения. В ходатайстве следует указать наименование суда, дату вынесения решения, предмет взыскания, требующего признания, а также свой адрес, реквизиты счета в отделении банка для перечисления взыскиваемых денежных средств.

Особое внимание нужно обратить на сведения о должнике.

Если не известен точный адрес лица, в отношении которого будет осуществляться принудительное исполнение, необходимо указать это в ходатайстве и обратиться в нем же с просьбой об установлении места нахождения должника на территории запрашиваемого иностранного государства, сообщив максимально известную информацию (дату, место рождения, последнее известное место жительства, место работы и пр.).

Конвенцией установлено, что ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается заинтересованным лицом в суд той страны, где решение подлежит исполнению, или в суд своего государства, который вынес решение в первой инстанции. Как правило, в связи с отсутствием сведений о компетенции судов в иностранном государстве взыскатель использует последний вариант.

В соответствии со ст. 53 Конвенции к ходатайству заявителя приобщаются следующие документы:

— решение суда или его заверенная копия;

— справка о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению или что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это не следует из самого решения;

— справка о неисполнении решения на территории РФ. Если с должника уже производилось взыскание на территории Российской Федерации, суд приобщает справку о том, за какой период и в какой части с должника произведено взыскание;

— справка о том, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участие в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд.

Для получения вышеуказанных документов взыскателю следует обращаться в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции.

В соответствии с условиями Минской конвенции перевод документов на язык запрашиваемого государства не требуется, но при этом необходимо соблюдать требования ст. 13 Конвенции и надлежащим образом заверять изготовленные документы. Направляемые документы должны быть составлены уполномоченным на то лицом в пределах его компетенции и скреплены гербовой печатью.

Исполнительный лист российского суда не имеет юридической силы на территории иностранного государства, поэтому приобщение его к материалам ходатайства не имеет смысла.

В соответствии с Приказом Минюста России от 21.05.2009 N 146 главные управления Минюста являются территориальными органами Минюста России, уполномоченными на оказание международной правовой помощи в пределах своей компетенции, в том числе по направлению ходатайств о признании и принудительном исполнении решений российских судов на территории иностранных государств.

Поступившие в территориальные органы Минюста ходатайства проверяются на соответствие требованиям, предъявляемым к оформлению документов, и направляются, в зависимости от порядка сношения, либо в территориальное учреждение юстиции запрашиваемого государства, либо в Министерство юстиции Российской Федерации для последующего препровождения соответствующему органу иностранного государства с уведомлением органа, инициировавшего направление ходатайств.

Компетентный суд иностранного государства при отсутствии оснований к отказу выносит определение об удовлетворении ходатайства и разрешении принудительного исполнения российского судебного решения на своей территории.

Отказ в признании и принудительном исполнении решения российского суда возможен в случае, если:

1) в соответствии с законодательством запрашивающей стороны решение не вступило в законную силу и не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу;

2) ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о вызове в суд;

3) по делу между теми же сторонами о том же предмете и по тому же основанию на территории запрашиваемого государства ранее уже вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства либо если учреждением запрашиваемого государства ранее возбуждено производство по данному делу;

4) согласно законодательству запрашиваемого государства, на территории которого должно быть признано и исполнено решение, дело относится к исключительной компетенции ее учреждения;

5) отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности;

6) истек срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством запрашиваемого государства, суд которого исполняет поручения.

После вступления в законную силу судебного определения о признании и разрешении принудительного исполнения российского решения иностранным судом выдается исполнительный документ и направляется в компетентный орган запрашиваемого государства, который будет осуществлять исполнение.

Копия определения направляется в запрашивающий орган Российской Федерации для последующего препровождения инициатору ходатайства. Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству государства, на территории которого должно быть осуществлено принудительное исполнение.

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/b4760.html

Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

Алименты по гражданству

алиментный обязательство коллизионный правовой

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от конкретных родителей, то есть отцовство и материнство. Законодательство, применяемое при установлении и оспаривании отцовства (материнства), определяется в соответствии с коллизионными нормами ст. 162 СК.

Таким образом, при установлении и оспаривании отцовства (материнства) применяется российское законодательство в отношении детей, являющихся гражданами РФ по рождению, или иностранное законодательство в отношении детей, являющихся иностранными гражданами по рождению (то есть законодательство государства их гражданства).

По общему правилу в правоотношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанности родителей по содержанию родителей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства.

Отсюда следует, что при совместном проживании в России родителей и детей (независимо от их гражданства) их личные неимущественные и имущественные права и обязанности будут определяться законодательством Российской Федерации.

Данное правило дает возможность применить к правоотношениям родителей и детей законодательство той страны, с которой они наиболее связаны в силу совместного места жительства.

Если родители и дети проживают в разных государствам (не имеют совместного места жительства), то права и обязанности родителей и детей регулируются законодательством государства, гражданином которого является ребенок.

Таким образом, при отсутствии совместного места жительства родителей и детей определяющим при выборе законодательства признано считать гражданство ребенка. Принадлежность ребенка к гражданству конкретного государства определяется на момент решения вопроса о применимом законодательстве) Тихомирова Л.

В. Алименты: практическое пособие. – “Изд. Тихомирова М.Ю.”, 2009 г. – С.44.).

Законодательство, подлежащее применению к алиментным обязательствам совершеннолетних детей в пользу родителей и к алиментным обязательствам других членов семьи, определено коллизионными нормами ст. 164 СК.

В соответствии с указанной статьей алиментные обязательства совершеннолетних детей по отношению к их родителям, а также алиментные обязательства других членов семьи (кроме супругов и бывших супругов) определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, то есть в интересах членов семьи и упрощения процедуры взыскания алиментов закреплен “территориальный” подход к решению данного вопроса. Таким образом, при проживании получателя алиментов и плательщика алиментов в Российской Федерации независимо от их гражданства следует применять российское законодательство (ст. 87–88, 93–98 СК).

При отсутствии совместного места жительства алиментные обязательства совершеннолетних детей и других членов семьи определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

В этой связи не исключается обращение к законодательству Российской Федерации об алиментных обязательствах совершеннолетних детей и других членов семьи, если лицо, требующее уплаты алиментов, является гражданином Российской Федерации.

Однако правило о выборе законодательства по гражданству лица, претендующего на получение алиментов, при отсутствии совместного места жительства сторон на территории какого-либо государства не всегда позволяет обеспечить интересы нетрудоспособного нуждающегося лица, поскольку круг лиц (членов семьи), имеющих право на алименты, в разных государствах неодинаков. Не во всех странах братья, сестры, дедушка, бабушка, внуки, отчим, мачеха наделяются правом требовать уплаты алиментов. То есть при применении законодательства государства, гражданином которого является лицо, претендующее на взыскание алиментов, возможен отказ компетентного органа в удовлетворении требования об уплате алиментов, если алиментная обязанность данных членов семьи законодательством этого государства не предусмотрена.

В государствах — членах СНГ алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей при наличии иностранного элемента определяются законодательством государства, на территории которого проживают родители, претендующие на получение алиментов.

Поэтому суд государства по месту проживания родителей компетентен рассматривать дела о взыскании алиментов на содержание родителей с совершеннолетних детей (п. 2 и 3 ст. 32 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданском, семейным и уголовным делам).

Примечательно, что данное правило в целом соответствует требованиям Конвенции “О праве; применимом к алиментным обязательствам” (подписана в Гааге 2 октября 1973 г.), участником которой Российская Федерация не является.

Об алиментных обязательствах других членов семьи Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам положений не содержит, следовательно, по данному вопросу следует руководствоваться правилами, содержащимися в ст. 164 СК.

Непосредственно механизм взаимного исполнения судебных решений о взыскании алиментов, а также перевода алиментов гражданам государств — членов СНГ определяется Соглашениями от 9 сентября 1994 г. “О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов” и “О порядке перевода денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам”.

В ст. 87 СК РФ установлена обязанность совершеннолетних трудоспособных детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях предусмотрена также п. 3 ст. 38 Конституции РФ.

При этом правовые гарантии предусмотрены только для исполнения обязанности по содержанию нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей.

Забота же детей о родителях является по своей сути нравственным долгом детей, поскольку суд не может принудительно заставить взрослых детей заботиться о своих родителях) Пчелинцева Л.М. Международное частное право. М., 2010. – С.189.).

Суд лишь может учесть проявление заботы о родителях при рассмотрении требований о взыскании алиментов с детей на содержание родителей.

Исполнение совершеннолетними детьми обязанности по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей возможно в добровольном порядке, как без всякого юридического оформления, так и на основе заключенного между сторонами соглашения, и в принудительном порядке — по решению суда) Тарусина М.Н. Международное частное право. М., 2007. – С. 216.).

Соглашение об уплате алиментов на содержание родителей должно быть заключено в письменной форме и нотариально удостоверено.

Соглашение заключается между совершеннолетним ребенком и каждым из родителей. В случае недееспособности одной или обеих сторон соглашение заключают их опекуны.

Для юридической силы соглашения не имеет значения, являются ли его стороны алиментнообязанными и алиментноуправомоченными в силу закона.

Например, заключить соглашение об уплате алиментов могут полностью дееспособные несовершеннолетние дети (эмансипированные или вступившие в брак) и трудоспособные родители.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

Нетрудоспособными по возрасту являются мать, достигшая 55 лет, и отец, достигший 60 лет, а также родители — инвалиды I и II групп.

Нуждаемость родителей в помощи определяется судом в зависимости от конкретных обстоятельств дела. В соответствии с п. 3 ст. 87 СК РФ размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется в твердой денежной сумме, подлежащей ежемесячной уплате, с учетом материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон.

При определении размера алиментов суд может учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей независимо от того, к кому из них предъявлены исковые требования.

Однако алиментные обязательства детей не являются по своей сути долевыми: каждый из детей обязан к выплате суммы, определенной судом, выполняя тем самым лежащую на нем обязанность, а, следовательно, возникает несколько алиментных обязательств между каждым из детей и их родителем.

В связи с этим нельзя рассматривать алиментные обязательства и в качестве солидарных и взыскивать всю сумму с одного, более обеспеченного из детей, предоставив ему право регресса к своим братьям и сестрам.

Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей.

Дети освобождаются от уплаты алиментов в отношении родителей, лишенных родительских прав (п. 5 ст. 87 СК РФ).

Совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов на родителей, вызванных исключительными обстоятельствами, при отсутствии заботы со стороны детей о нетрудоспособных родителях.

Размер дополнительных расходов и порядок их несения определяются судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, в отношении каждого из совершеннолетних детей с учетом материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон.

При этом суд вправе учесть всех совершеннолетних детей, независимо от того, ко всем детям, одному или нескольким из них предъявлено требование родителей.

Возможность привлечения совершеннолетних детей к участию в дополнительных расходах на родителей закон не ставит в зависимость от трудоспособности детей.

Совершеннолетние дети могут быть освобождены от участия в дополнительных расходах на нетрудоспособных родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей в отношении этих детей либо родители были лишены родительских прав.

Порядок и размер участия детей в дополнительных расходах на родителей могут быть определены соглашением сторон.

Таким образом, алиментные обязательства возникают на основе фактического состава, содержание которого зависит от субъектного состава и порядка уплаты алиментов (добровольный или судебный).

Если родители не предоставляют добровольно средства на содержание своих детей, то возникают алиментные обязательства, исполнение которых возможно на основании соглашения об уплате алиментов (добровольный порядок) или по решению суда (судебный порядок).

Родители обязаны содержать не только несовершеннолетних детей, но и нетрудоспособных, нуждающихся в помощи совершеннолетних детей, а также обязаны участвовать в дополнительных расходах на своих несовершеннолетних и нетрудоспособных нуждающихся в помощи совершеннолетних детей.

Законом установлена обязанность совершеннолетних трудоспособных детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Источник: https://studbooks.net/1164026/pravo/obyazannosti_sovershennoletnih_detey_soderzhaniyu_roditeley

Как взыскать алименты, если бывший супруг обзавелся гражданством РФ

Алименты по гражданству

Сотни тысяч кыргызстанцев находятся на заработках за рубежом, многие из них приобрели иностранное гражданство. Некоторые мужчины в России вступают в новые браки, а о семье и детях в Кыргызстане просто забывают, не говоря о том, что не платят алименты.

Я на практике занимался подобным семейным делом между гражданами России и Кыргызстана. Учитывая, что это большая социальная проблема, затрагивающая законодательство России и Кыргызстана, написал статью.

С ее помощью женщинам будет легче защищать свои права, добиться взыскания алиментов на детей с бывших мужей, получивших гражданство России.

Согласно статье 112 Семейного кодекса Кыргызской Республики, лицо, имеющее право на получение алиментов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, если алименты не выплачивались ранее по соглашению об уплате алиментов.

Алименты назначаются с момента обращения в суд. Алименты за предыдущий период могут быть взысканы за три года до обращения в суд, если судом будет установлено, что до обращения принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения от их уплаты лица, обязанного уплачивать их.

Сумма алиментов, накопившаяся в течение трехлетнего срока, выплачивается равномерно распределенными долями в течение года.

Согласно статье 86 Семейного кодекса, при отсутствии соглашения об уплате алиментов деньги на содержание несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и/или фактического дохода родителей.

В соответствии со статьей 29 Гражданского процессуального кодекса, иски к ответчику, место жительства, место нахождения которого неизвестно, либо не имеющему места жительства в Кыргызской Республике, могут предъявляться по месту нахождения его имущества в Кыргызской Республике или по последнему известному месту жительства или месту нахождения. Иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут предъявляться также по месту жительства истца.

Кыргызская Республика и Российская Федерация являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 года (далее – Конвенция), ратифицированной законом Кыргызской Республики от 19 марта 2004 года за № 29.

В соответствии со статьей 1 Конвенции, граждане каждой из договаривающихся сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других договаривающихся сторон такой же правовой защитой их личных, имущественных и неимущественных прав, как и собственные граждане этой договаривающейся стороны.

Граждане каждой из договаривающихся сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел, органы безопасности и иные учреждения других договаривающихся сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела (далее именуемые учреждениями юстиции), могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной договаривающейся стороны.

При этом, согласно статьи 2 Конвенции, граждане каждой из договаривающихся сторон и другие лица, проживающие на ее территории, освобождаются от уплаты и возмещения судебных и нотариальных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на территориях других договаривающихся сторон на тех же условиях, что и собственные граждане. Льготы, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, распространяются на все процессуальные действия, осуществляемые по гражданским, семейным и уголовным делам, включая исполнение решения или приговора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Конвенции правоотношения родителей и детей определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой постоянно проживают дети.

Как правило, дети постоянно проживают вместе с матерью на территории Кыргызской Республики и являются гражданами Кыргызстана.

В этой связи для взыскания алиментов с супруга лицу, имеющему право на получение алиментов, необходимо обратиться в суд Кыргызстана с соответствующим заявлением. Форма заявления, его содержание и порядок подачи определяется законодательством КР.

Судебные акты, а также исполнительные листы, выданные судами иностранных государств, не имеют силы исполнительного документа и к исполнению компетентными органами России не принимаются.

Вместе с тем Конвенция предусматривает взаимное исполнение судебных решений по гражданским и семейным делам, а также приговоров в части гражданского иска.

Согласно Конвенции судебные решения договаривающихся сторон подлежат обязательной процедуре признания на территории того государства, где они должны быть исполнены.

В случае вынесения судом Кыргызстана решения о взыскании алиментов с супруга в пользу другого родителя, в соответствии с Конвенцией, взыскатель может оформить ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения на территории России указанного решения. Ходатайство о признании и исполнении решения и приложенные к нему документы снабжаются заверенным переводом на русский язык.

Данное ходатайство должно содержать следующую информацию:

– наименование взыскателя, а также его представителя, если ходатайство подается представителем, с указанием их постоянного места жительства;

– наименование должника, с указанием его постоянного или временного места жительства;

– просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения судебного решения, существо решения, кем и когда оно вынесено;

– банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

Ходатайство адресуется компетентному суду Российской Федерации и подается в суд, вынесший решение, для приобщения следующих документов: решение суда или его заверенная копия, справка о вступлении решения суда в законную силу, справка о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного разбирательства, справка об исполнении или неисполнении судебного решения (статья 53 Конвенции). Все документы, включая ходатайство, заверяются гербовой печатью суда.

Надлежащим образом оформленный пакет документов направляется судом в установленном порядке в Министерство юстиции Кыргызской Республики для дальнейшей передачи компетентным органам Российской Федерации на рассмотрение.

В случае признания российским судом решения суда Кыргызской Республики, данный суд выдаст исполнительный лист и направит его на исполнение в Федеральную службу судебных приставов России.

За злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 157 УК РФ.

Договаривающиеся стороны оказывают друг другу помощь в розыске ответчика по делам о взыскании алиментов, когда есть основание полагать, что ответчик находится на территории другой договаривающейся стороны, и судом вынесено определение об объявлении его в розыск.

Для получения информации о месте регистрации супруга, необходимо направить запрос в подразделение адресно-справочной работы территориальных органов ФМС России по известному (предполагаемому) месту жительства (пребывания) супруга, в том числе и через Единый портал государственных и муниципальных услуг (Интернет – приемную).

В целях получения сведений о наличии или отсутствии записи акта о вступлении мужа в новый брак, супруга может направить запрос в территориальные органы Комитета по делам записи актов гражданского состояния России (органы ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом РФ «О персональных данных» к запросу необходимо приложить нотариально заверенную копию свидетельства о браке.

При вступлении состоящего в зарегистрированном браке супруга в новый брак на территории России, согласно статье 27 Семейного кодекса России, при нарушении условий заключения брака, такой брак признается судом недействительным. В силу статьи 28 Семейного кодекса РФ, супруга по предыдущему, нерасторгнутому браку обладает правом на обращение в суд с требованием о признании брака недействительным.

В соответствии с Законом «Об уполномоченном по правам ребенка в РФ» уполномоченный по правам ребенка России защищает права ребенка.

Дилмурод Рахмонов.

Тексты в рубрике «Сундук блогов» не отражают точку зрения радио«Азаттык».

Источник: https://rus.azattyk.org/a/26865513.html

При оформлении российского гражданства на основании пункта «а» части 1 статьи 14 Федерального закона (лиц, имеющихродителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации) в дипломатическое представительство или консульское учреждение представляется:

1) документ, удостоверяющий личность заявителя;

2) документы, удостоверяющие гражданство (либо отсутствие гражданства) заявителя и подтверждающие его место жительства в данной стране (не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя);

3) заявление в 2-х экземплярах на бланке установленной формы (приложение № 2 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации);

4) три фотографии заявителя размером 3х4 см;

5) один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

6) один из документов, подтверждающих владение заявителем русским языком (не требуется от мужчин, достигших возраста 65 лет, и женщин, достигших возраста 60 лет, недееспособных лица, инвалидов I группы);

7) свидетельство о рождении заявителя;

8) паспорт или заверенная должностным лицом территориального органа Федеральной миграционной службы копия паспорта родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

9) документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства либо невозможность отказа от иного гражданства (не требуется от лиц без гражданства и при наличии соответствующего международного соглашения).

Если в документе иностранного полномочного органа разъясняется, что отказ от иного гражданства либо утрата иного гражданства возможны только при условии приобретения гражданства Российской Федерации, то заявитель представляет обязательство направить в загранучреждение, принявшее решение о приеме заявителя в гражданство Российской Федерации, в течение одного года со дня приобретения гражданства Российской Федерации документ о прекращении иного гражданства. Указанное обязательство составляется в произвольной форме, а подпись заявителя в этом обязательстве удостоверяется нотариальной записью;

10) квитанция об оплате консульского сбора.

При оформлении российского гражданства на основании пункта «б» части 1 статьи 14 Федерального закона (лиц, которые имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства) в дипломатическое представительство или консульское учреждение представляется:

1) документ, удостоверяющий личность заявителя;

2) документы, удостоверяющие отсутствие гражданства у заявителя и подтверждающие его место жительства в данной стране (не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя);

3) заявление в 2-х экземплярах на бланке установленной формы (приложение № 2 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации);

4) три фотографии заявителя размером 3х4 см;

5) один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

6) один из документов, подтверждающих владение заявителем русским языком (не требуется от мужчин, достигших возраста 65 лет, и женщин, достигших возраста 60 лет, недееспособных лица, инвалидов I группы);

7) свидетельство о рождении заявителя, выданное органом ЗАГС на территории СССР либо консульского загранучреждения СССР (при отсутствии – паспорт СССР либо справка полномочного органа государства, входившего в состав СССР, об обмене паспорта гражданина СССР на документ лица без гражданства);

8) квитанция об оплате консульского сбора.

Источник: https://isfahan.mid.ru/priem-v-grazdanstvo-rossijskoj-federacii-v-uprosennom-poradke

Округ закона
Добавить комментарий