Должен ли гарантирующий поставщик установить умные счетчики?

Триллионы на цифровизацию. Через сколько лет окупятся умные электросчетчики

Должен ли гарантирующий поставщик установить умные счетчики?

Минэномразвития обнародовало заключение на проект постановления правительства “Об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии”.

В нем эксперты указали на противоречия и риски, связанные с внедрением интеллектуальной системы учета электроэнергии в рамках Федерального закона № 522, согласно которому переход на умные счетчики электроэнергии начнется с 1 июля следующего года.

Заместитель генерального директора БСК Алексей Бакунин в прямом эфире радио “Эхо Москвы в Барнауле” рассказал какие серьезные недочеты нашли профессионалы, стоит ли тратить миллиарды рублей на автоматическую передачу данных и есть ли достойная альтернатива внедрению интеллектуальной системы учета электроэнергии. Самые важные моменты беседы предлагаем читателям Amic.ru.

Неоднозначный учет

– В соответствии с Федеральным законом № 522 с 1 июля 2020 года приборы учета не просто войдут в зону ответственности сетевых и сбытовых компаний и гарантирующих поставщиков, они получат специальное оснащение, то есть приобретут дополнительные функции, которые перечислены в проекте постановления правительства “Об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии”.

Напомню преимущества и недостатки системы интеллектуального учета электроэнергии, о которых мы говорили в одном из эфиров.

К плюсам можно отнести возможность передачи данных о количестве и качестве электроэнергии, ограничения ее подачи, почасового измерения энергоресурса.

К минусам – отсутствие защиты каналов передачи информации, избыточные требования для потребителей и стоимость умного счетчика.

Непродуманное взаимодействие

– Специалисты Минэкономразвития, изучая проект нормативного акта правительства, обратили внимание на многочисленные внутренние несоответствия, нестыковки с другими законодательными и подзаконными актами, технические ошибки, расхождения организационно-правого характера, возможность злоупотреблений.

Много вопросов возникает в связи с требованием осуществлять взаимодействие интеллектуальных систем учета электроэнергии с другими государственными или муниципальными информационными системами, например, ГИС ЖКХ.

В то же время не написано нигде, каким образом это взаимодействие должно быть налажено; какие сведения должны передаваться в эту систему; по каким каналам связи; как они должны быть защищены; как и для чего информация будет использоваться тем или иным владельцем систем; кто сможет иметь доступ к этим данным. Очевидно, что системы должны быть синхронизированы, но каким образом это будет сделано, не понятно.

Избыточные требования

– Следующий момент – прибор учета должен рассчитывать величину резервируемой мощности, хранить эту информацию и передавать ее определенным образом.

Не совсем понятно, зачем функцию расчета, которая может выполняться, например, самой системой на уровне сервера, законодатель пытается внедрить в сам прибор учета. Очевидно, что в систему учета стараются включить слишком большой объем информации.

Во многих случаях эти данные просто не нужны, например, сведения о потребленной реактивной энергии физическим лицом, для коммунально-бытового потребления. Они нигде не используются и ни на что не влияют.

Рискованный доступ

– Минэкономразвития обращает внимание на тот факт, что данные, которые передаются интеллектуальной системой учета самому потребителю, не разграничены в праве доступа и управлении.

Возникает вопрос, какую информацию потребителю можно будет самому брать из системы, какие сведения он может исправить или внести изменения.

Права доступа и управления этой информацией должны быть четко определены и разграничены.

Бесполезное хранение

– Непонятная ситуация со сроком хранения данных. Складывается мнение, что указанная в проекте нормативного акта цифра 3,5 года взята с потолка. Во всех подзаконных актах фигурирует срок в три года.

Если мы возьмем срок исковой давности, то он тоже составляет три года.

Зачем лишние полгода хранить информацию? Это ни экономически, ни технически, ни законодательно не обосновано, но потребует затрат, не зависимо от того, хранится ли эта информация в электросчетчике или в системе учета.

Дополнительные затраты

– Отмечу ещё один момент – Минэкономразвития делает акцент на охране труда, с позиции которой просто так прийти сетевой компании или гарантирующему поставщику к потребителю и установить в его электроустановке прибор учета нельзя. Все должно быть регламентировано.

Более того, при дистанционном включении электроустановки необходимо убедиться в состоянии коммутационных аппаратов путем средств технологического видеонаблюдения.

Получается, что у каждого счетчика должна быть функция по технологическому видеонаблюдению, что приведет к существенному удорожанию и без того дорогой системы.

Обратный результат

– Экономический эффект от установки интеллектуальных систем учета не подтвержден. Много говорится о том, что это приведет к снижению потерь в сетях. Однако я работаю в сетевой компании и не понимаю, каким образом связаны приборы учета и технические потери.

Скорее потери зависят от качества работы сетевой организации в данном направлении. На мой взгляд, эффект дает постоянная работа с балансами, определением очагов повышенных потерь и реализацией мероприятий по их снижению.

Поэтому “умность” счетчика слабый аргумент и четкой взаимосвязи совсем не существует, а когда ее пытаются доказать с помощью цифр, то результат получается прямо противоположный.

Нулевой эффект

– Совокупные затраты дочерних компаний ПАО “Россети” на создание интеллектуальных систем учета электроэнергии потребуют от 800 миллиардов до 4 триллионов рублей. Сумма затрат будет зависеть от утвержденного минимального функционала. Если утвердят огромный функционал, то понадобится 4 триллиона рублей. Если перечень сократят, то удастся обойтись 800 миллиардами рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=_w4ExyMzpyQ

Пока мы будем ориентироваться на верхнюю цифру, то есть 4 триллиона рублей, поскольку в проекте Постановления Правительства перечень функционала достаточно серьезный и затратный.

Средние потери Россети заявляют в размере 16% и говорят, что с помощью интеллектуальных систем учета электроэнергии их можно снизить до 4%. В этом случае экономический эффект составит 40 миллиардов рублей в год, но потратить-то придется 4 триллиона рублей. В итоге срок окупаемости составит 100 лет.

Полностью затраты удастся вернуть в 2120 году. К слову, срок эксплуатации прибора учета до следующей поверки составляет всего 16 лет.

Скудные финансовые результаты при таких серьезных финансовых вложениях говорят о том, что это мероприятие не обладает экономической эффективностью.

Достойная альтернатива

– Борьба с потерями – это важный момент в работе каждой сетевой компании, которая считает деньги. На протяжении ряда лет мы устанавливали счетчики в тех местах, где требовался дополнительный анализ расхода электроэнергии по группам потребителей.

Проблемные микрорайоны делили на несколько сегментов и потребление каждого тщательно анализировали. У нас есть система технического учета, которая фиксирует количество пропущенной электроэнергии по участкам сети, начиная от трансформаторной подстанции.

Это только организационная часть работы, которая не требует финансовых затрат и приносит гарантированный эффект. Мы так снизили потери почти в два раза с 16,24 до 9%. В объеме транспорта электроэнергии по сетям за 2018 год эффект составляет 100 миллионов киловатт-часов. Считаю это отличным результатом работы.

Источник: https://www.amic.ru/news/447096/

Что такое

Должен ли гарантирующий поставщик установить умные счетчики?

2019-08-05T13:50+0300

2019-08-05T13:50+0300

https://realty.ria.ru/20190805/1557176788.html

Что такое “умные счетчики” и на каких условиях их устанавливают в Москве

https://cdn25.img.ria.ru/images/155717/67/1557176759_0:139:2959:1803_1036x0_80_0_0_6bf797132e47e693bcba8490756343cb.jpg

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

С прошлого года в России вступил в силу закон, по которому с потребителей снимается ответственность по покупке, установке и замене индивидуальных счетчиков электроэнергии, и возлагается она на поставщиков и сетевые компании. В столице уже ведется установка ультрасовременных приборов учета в частных домах. Специалисты “Россети Московский регион” рассказали, что это за счетчики, в чем их преимущества и как происходит их установка.

1. Какие организации теперь отвечают за покупку, установку и замену индивидуальных приборов учета электроэнергии?

По ФЗ №522 от 27 декабря 2018 года с потребителей сняли ответственность за покупку, установку и замену индивидуальных счетчиков электрической энергии.

Теперь в многоквартирных домах этим должны заниматься гарантирующие поставщики (например, в Московском регионе – Мосэнергосбыт), а в частных домах и на промышленных предприятиях – сетевые организации (в Московском регионе – “Россети Московский регион” (МОЭСК), ОЭК и другие территориальные компании).

“Россети Московский регион” устанавливает новые счетчики в частных домах в Москве, новой Москве и Подмосковье. До 2022 в Москве планируется установить 81 478 интеллектуальных приборов учета (из них 43 946 – в новой Москве), в Московской области – 189 905.

Читать далее

2. На каких условиях устанавливаются новые счетчики электроэнергии?

Новые приборы учета электроэнергии для частных домов в Москве и Московской области устанавливает подрядная организация “Россети Московский регион”. Для потребителей это делается на безвозмездной основе.

При переходе на новый счетчик данные о потреблении электроэнергии не теряются: одномоментно списываются показания со старого прибора учета и указываются новые. Эти данные передаются поставщику энергии – в Мосэнергосбыт. Потребителям не нужно даже никуда ездить, чтобы перезаключать договор, данные обновляются автоматически.

Читать далее

3. Что собой представляют новые счетчики электроэнергии?

Новые индивидуальные приборы учета электроэнергии контролируют расход электроэнергии, дистанционно передают данные счетчика энергетикам, а также позволяют удаленно контролировать наличие или отсутствие напряжения у потребителя.

Раньше при нарушении работы электросети потребители сами сообщали о проблеме в сетевые компании. С современным счетчиком это уже не нужно: диспетчер удаленно видит нарушение и принимает решение о необходимости направления бригады для восстановления работы сети. Это новшество для энергетиков “Россети Московский регион” в ТиНАО.

Также новые счетчики снабжаются специальным пультом управления, с помощью которого можно контролировать потребление электроэнергии. Раньше потребителям нужно было самостоятельно снимать показания счетчиков. Теперь данные выводятся на этот пульт и автоматически передаются в Мосэнергосбыт. Класс точности приборов учета соответствует всем нормативам.

Читать далее

4. Что необходимо для работы новых счетчиков электроэнергии?

Для работы счетчика требуется наличие сотовой связи.

Решением этого вопроса также занимается компания “Россети Московский регион”, которая в населенных пунктах на возвышенности специально устанавливает устройства сбора передачи данных.

На устройстве сбора есть сим-карта сотового оператора. Каждый прибор учета с этим устройством связывается через GSM-канал. Через эти приборы информация уходит на сервер компании.

5. Что будет, если произойдет сбой сотовой связи?

Если происходит сбой сотовой связи, тогда сотрудники “Россети Московский регион будут считывать данные через устройство сбора передачи данных с помощью специального интерфейса.

6. Кто занимается обслуживанием новых приборов учета?

Обслуживание приборов учета также проводит компания “Россети Московский регион” за счет своих средств, она же дает все гарантийные обязательства и контролирует работу счетчика. Весь контроль энергопотребления полностью ведется онлайн.

7. Как жителей информируют об установке новых счетчиков?

Информирование потребителей ведется по нескольким каналам. Через органы местного самоуправления, через сайт компании, через контакт-центры. Также в населенных пунктах, где в ближайшее время планируется установка новых счетчиков, расклеиваются информационные листовки в местах скопления людей, например, в больницах, в домах культуры, на стендах муниципалитетов.

8. Как происходит установка новых счетчиков?

Счетчик устанавливается от 10 до 15 минут, поэтому за один день монтируется порядка тысячи приборов.

Перед установкой проводится предпроектное исследование: энергетики приходят к каждому потребителю, уточняют его реквизиты и координаты.

Затем создается проект установки счетчика, затем монтаж, после – пуско-наладочные работы, в ходе которых в том числе проверяется, насколько корректно работает сотовая связь.

В конце происходит подписание с потребителем акта допуска прибора учета в эксплуатацию, куда заносятся показания со старого счетчика и начальные показания нового. Также потребитель получает пульт от нового счетчика.

Старые счетчики не демонтируются. Их можно оставить или демонтировать самостоятельно.

Читать далее

9. Как устанавливаются новые счетчики, если хозяев дома не могут присутствовать?

Если потребитель не может присутствовать при допуске счетчика в эксплуатацию, то подрядная организация все равно запускает прибор и подписывает акт со своей стороны. Потребителю же направляется письмо, в котором указан адрес, по которому можно получить пульт от счетчика, телефон контактного лица от сетевой компании, а также экземпляр подписанного акта.

С момента подписания акта потребителем используются показания нового счетчика.

Читать далее

Источник: https://realty.ria.ru/20190805/1557176788.html

Пермяков заставят менять счетчики на новые — с симкой и интернетом

Должен ли гарантирующий поставщик установить умные счетчики?

Привычные приборы учета уйдут в прошлое к 2035 году

Татьяна Кривенко / NGS.RU

В 2020 году начнется очередная эпопея с заменой счетчиков электричества: на этот раз нам предлагают установить «интеллектуальные приборы учета». Выглядят они точно так же, как и старые, а вот начинка поменялась — умный счетчик обзавелся доступом в интернет. Мы разобрались, зачем это нужно, кто за это заплатит и кому придется менять счетчики раньше всех.

Чиновники Министерства энергетики считают, что привычные нам счетчики устарели: сейчас приборы учета недостаточно точные и не могут уберечь поставщиков электричества от хищений энергии и незаконного подключения к сети. Решение о замене на более современные было принято еще в 2018 году, но стартует программа 1 июля. Чтобы перевести страну на счетчики с интернетом, власти закладывают 15 лет.

Менять придется всем

Первые новые счетчики будут ставить в новостройки, а в других домах — только там, где старые ломаются или у них истекает межповерочный интервал.

— Если потребитель заметил, что прибор учета сломался, он может обратиться в сетевую организацию, к гарантирующему поставщику или в управляющую организацию. Также проблема может быть выявлена в ходе процедуры проверки приборов учета. В обоих случаях он будет заменен на счетчик нового образца, — объяснили в Минэнерго.

Устанавливать новый прибор учета немедленно и собственноручно не нужно — его поменяют, когда придет время. Причем вне зависимости от вашего желания — закон гласит, что перевести на новую систему нужно всех потребителей.

Конечно, если счетчик находится в квартире или частном доме, то электриков на свою территорию можно не пустить. Правда, тогда придется платить по нормативам, да еще и с учетом повышающего коэффициента — это сделано для того, чтобы все-таки мотивировать вас поставить счетчик.

Разница в оплате существенная: без счетчика тариф увеличат в полтора раза. Сейчас такой коэффициент тоже применяют, если счетчик сломан или его нет. Исключения делают только для жителей домов, где нет технической возможности поставить прибор учета.

Например, если нет возможности установить его в помещении — на холоде показания могут быть некорректны. Но для этого уже давно изобрели специальные обогреваемые шкафы, да и в целом современные счетчики не слишком привередливы.

Сейчас ответственность за замену прибора учета лежит на потребителе: придется его устанавливать за свой счет. С 1 июля это уже будет заботой сетевой организации или гарантирующего поставщика — покупать счетчик самим или платить за его установку не нужно.

В новый счетчик поставят симку

Умные счетчики должны мешать хитрым потребителям воровать электричество. Причем наказание может последовать буквально в один миг. К нарушителю или должнику даже электрики не придут, чтобы его отключить, — умный счетчик всё сделает удаленно.

Списывать показатели больше не нужно — счетчик это делает за вас

Роман Данилкин / 63.RU

Сигналы счетчики передают и принимают через интернет. Для этого устанавливается самая обычная сим-карта — точно такая же, что и в вашем смартфоне. А вот операторы связи могут быть самыми разными: решение компания-установщик примет на свое усмотрение.

Законопослушным потребителям установка новых приборов учета, наоборот, должна пойти на пользу. Во-первых, счетчик настолько умный, что сам будет передавать показания. Причем без промежутка между датами снятия показаний и их учета в системе. Во-вторых, он еще и советы будет давать. 

— Энергетики сегодня закладывают основу системы, которая позволит потребителю видеть свои показания в личном кабинете в интернете. На базе информации, которую мы в динамике получаем со всех счетчиков, система будет давать рекомендации клиенту, как ему экономно пользоваться электроэнергией, — объясняют специалисты компании «Россети Урал».

Саму систему пользователям пока не подключили, но у нее есть аналоги, которые уже сейчас применяют в умных домах, — приборы учета направляют статистику того, как вы тратите те или иные ресурсы, в приложение на смартфоне.

А энергетикам счетчик будет сообщать об авариях и сбоях в работе сети. То есть вызывать аварийку этот гений тоже будет самостоятельно. Но у такой самодостаточности могут быть минусы — уже не раз умные вещи удивляли своих хозяев.

Так, например, в Новосибирске на сим-карту гаражных ворот подключили платные подписки. 

Опять платить?

В Минэнерго уверяют, что переплачивать не придется — все обязанности возьмут на себя те, кто будет устанавливать счетчики. То есть сетевые организации и гарантирующие поставщики. Но если заглянуть в закон, то все получается не так гладко.

— Расходы сетевой организации, понесенные ею для исполнения обязательств, подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение, — говорится в документе.

Однако «Россети», которые будут заниматься установкой счетчиков в частных домах, уже пообещали, что поднимать тариф не планируют — установка счетчиков позволит сэкономить за счет сокращения потерь. А еще помимо самих счетчиков установят целую систему интеллектуальных датчиков, которые будут подавать сигналы об авариях, что поможет сократить расходы на персонал.

https://www.youtube.com/watch?v=Zdy-UGSxErQ

В многоквартирных домах ситуация иная — там будут устанавливать счетчики гарантирующие поставщики электроэнергии. Они пока не заявляли о том, что будут сдерживать тарифы, но новая схема подразумевает, что и у них сократятся энергопотери, а вместе с ними — расходы.

Так что если компании захотят повысить тарифы, то их обоснованность нужно будет доказать в региональном ведомстве, которое этот вопрос контролирует. Плюс на ближайшие три года вперед правительство уже установило максимальные индексы роста тарифов на коммунальные платежи.

Источник: https://59.ru/text/house/66397168/

Госдума приняла закон об установке

Должен ли гарантирующий поставщик установить умные счетчики?

С 1 июля 2020 года в частных и многоквартирных домах в России по мере выхода из строя старых счетчиков на электроэнергию появятся новые, “умные” приборы учета.

Ответственность за их установку и обслуживание возьмут на себя энергосбытовые компании и сетевые организации.

“Умный” счетчик сам будет следить за тем, сколько электроэнергии вы расходуете, дистанционно передавать об этом данные в компанию, а в случае если потребитель хронически не платит по счетам, – ограничивать подачу электроэнергии.

Это позволит переложить ответственность за неуплату на непосредственного нарушителя, а не раскладывать сумму чужого долга на всех потребителей через тариф. А те, кто не получит в срок новый прибор учета, будет иметь право вообще не платить за электроэнергию.

Впервые в Москве тарифы на ряд услуг ЖКХ утверждены на 5 лет

Закон, который вводит в России понятие “интеллектуальная система учета электроэнергии (мощности)” и обязанность поставщика ресурса обеспечить потребителя приборами учета нового поколения, 19 декабря был принят в третьем чтении Госдумой и в пятницу будет рассмотрен в Совете Федерации.

Ставить счетчики и вести учет потребления на промышленных предприятиях и в частных домах будут “Россети”, при этом стоимость прибора и работ компания окупит экономией за счет внедрения “умного” учета, которая составит до 30 процентов. Эти средства компания сможет сохранить у себя в течение десяти лет.

Правовые тонкости установки и эксплуатации счетчиков эксперты “РГ” разъясняют в рубрике “Юрконсультация”

Установкой счетчиков в многоквартирных домах займутся гарантирующие поставщики электроэнергии.

Они заложат свои траты в тариф, однако опасаться переплат не стоит: закон в любом случае ограничивает совокупный коммунальный платеж уровнем инфляции, а так как заложенная в тариф стоимость будет растянута на длительном временном промежутке, для конечного потребителя плата будет незаметной, заверяли ранее в минэнерго.

Появятся новые счетчики в домах и квартирах не сразу, а по мере выхода из строя старых приборов учета или пока не наступит срок поверки прибора. У потребителя останется только одна обязанность (помимо оплаты счетов) – допустить электриков к установке и обслуживанию прибора.

Если вдруг окажется, что счетчик, например, работает с перебоями, передает неверную информацию о потреблении или вовсе этого не делает, значит, он сломан или минимально необходимый набор функций не позволяет ему вести “умный” учет, как того требует закон.

В этом случае потребителя могут вовсе освободить от оплаты счетов за электроэнергию вплоть до момента, пока компания не установит новый прибор учета.

“Умный” счетчик может стоить до 12 тысяч рублей, однако цена тех, которые будут устанавливать компании, окончательно прояснится после того, как правительство примет постановление с минимальными требованиями к таким приборам учета.

Кроме умения считывать информацию о потреблении, передаче об этом данных, а также возможности дистанционного ограничения подачи ресурса, “умный” счетчик, вероятно, оборудуют сигнализатором о взломе или неисправности.

“Скорее всего, требования будут устанавливать исходя из принципов минимизации расходов, связанных с закупками, установкой и эксплуатацией этих приборов, а также с учетом возможностей инфраструктуры, которой располагают участники рынка”, – говорит партнер юридической компании “НАФКО-Консультанты ” Павел Иккерт.

Где в России больше всего должников по ЖКХ

Сейчас используется около 300 видов счетчиков разных поколений и производителей, не отвечающих минимальным функциональным требованиям интеллектуальной системы учета.

Интегрировать их в единую систему невозможно, подчеркивает глава “Россетей” Павел Ливинский. По его словам, менее десяти процентов счетчиков по всей России удовлетворяют современным требованиям.

Для сравнения: Евросоюз уже к 2020 году ставит целью оборудовать удаленным сбором данных более 80 процентов точек учета.

Принятие закона об интеллектуальных системах учета электроэнергии – первый шаг в создании общей системы. Уже есть протокольное поручение вице-премьера Дмитрия Козака профильным ведомствам проработать вопрос внедрения аналогичных “умных” счетчиков газа.

Также стоит рассмотреть возможность распространения их применения и в иных сферах ЖКХ, например, в тепло- и водоснабжении, считают в Комитете Госдумы по энергетике.

Глава комитета Павел Завальный рассчитывает, что аналогичный законопроект об интеллектуальных системах учета газа будет разработан в течение 2019 года.

“Только так можно решить проблемы неэффективного потребления энергоресурсов в стране, повысить платежную дисциплину и восстановить социальную справедливость в том смысле, что каждый должен платить только за себя”, – заключает он.

Источник: https://rg.ru/2018/12/20/gosduma-priniala-zakon-ob-ustanovke-umnyh-schetchikov-elektroenergii-vo-vseh-domah.html

«Умная энергетика»: новеллы в законодательстве

Должен ли гарантирующий поставщик установить умные счетчики?

МИХАИЛ КОРНЕВ, ОЛЬГА ЧЕЗГАНОВА

«Умная энергетика»:

новеллы в законодательстве

Сегодня внедрение «умных» технологий – один из главных трендов развития любой отрасли, в том числе энергетической. Рассмотрим документы, которые регулируют процесс перехода энергетического комплекса на «цифру».

1. Программные документы в сфере умной энергетики

«Умная энергетика» предусматривается рядом программных документов в сфере цифровой экономики. Основным документом в данной сфере является программа «Цифровая экономика РФ»1, конкретизирующая положения Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы2.

Одним из направлений программы «Цифровая экономика РФ» является создание «умных городов»3. Это направление развивается в рамках ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», утвержденного приказом Минстроя России4 (далее – Умный город).

Учитывая внедрение «умной энергетики», Умным городом предусматривается создание условий для развития оснащения многоквартирных домов интеллектуальными системами учета электрической энергии (мощности) (далее – ИСУ)5. При этом субъекты РФ должны разработать региональные разделы Умного города, для чего Минстроем России разработаны методические рекомендации6.

Одним из показателей, которые Минстрой России рекомендует включать в программы цифрового развития экономики субъектов РФ, является достижение к 2024 году оснащения «умными» системами учета коммунальных ресурсов и энергосбережения 100% многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию и прошедших капитальный ремонт7. Региональные программы (проекты) «Умный город» в субъектах РФ перед утверждением должны быть согласованы с Минстроем России. Срок для их утверждения субъектами РФ – не позднее 30 июня 2019 года8.

Таким образом, от результата разработки региональных проектов «Умный город» зависят характер и процесс внедрения «умной энергетики» в нашу повседневную жизнь.

2. Поправки в Закон об электроэнергетике: основа для интеллектуальных систем учета электроэнергии

Эксперимент с внедрением интеллектуальных приборов учета потребления электрической энергии был проведен в 2015–2016 годах в трех субъектах РФ: Калининградской, Тульской и Ярославской областях.

Согласно результатам экспертной оценки внедрение «умных счетчиков» в указанных регионах позволило снизить потери электрической энергии на 10–30%9. С целью тиражирования положительного опыта на другие субъекты РФ был подписан Федеральный закон 27.12.

2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» (далее – Закон

№ 522-ФЗ).

Законом № 522-ФЗ вносятся, в частности, поправки в Закон об электроэнергетике10, направленные на определение правового режима ИСУ.

https://www.youtube.com/watch?v=bKqO8POA57s

Поправками ИСУ определяется как совокупность устройств, предназначенная для сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии и предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии.

С 1 июля 2020 года гарантирующие поставщики (в отношении многоквартирных домов) и сетевые организации должны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электроэнергии при отсутствии, выходе из строя или истечении интервалов между поверками приборов учета (даже если ранее установленные приборы учета не принадлежат гарантирующему поставщику или сетевой организации). Обязанности по последующей эксплуатации приборов учета также возложены на гарантирующих поставщиков и сетевые организации.

По всем приборам учета, которые допускаются к эксплуатации после 1 января 2022 года, гарантирующие поставщики и сетевые организации должны обеспечить предоставление минимального набора функций ИСУ.

Если минимальный набор функций ИСУ не будет предоставлен, с 1 января 2023 года потребители и иные субъекты электроэнергетики будут вправе требовать уплаты штрафа гарантирующим поставщиком или сетевой организацией.

Таким образом, к началу 2023 года гарантирующие поставщики и сетевые организации должны не только обеспечить функционирование периферийных элементов ИСУ (то есть «умных счетчиков»), но и возможность накопления и обработки получаемых от «умных счетчиков» данных, а также информационный обмен с субъектами электроэнергетики.

Кроме того, с 1 января 2021 года вступает в силу положение, в соответствии с которым все многоквартирные дома должны быть оборудованы «умными счетчиками», обеспечивающими возможность подключения к ИСУ.

Документ, подтверждающий передачу «умных счетчиков» в эксплуатацию гарантирующему поставщику, будет входить в пакет документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома11.

Постановление Правительства РФ, конкретизирующее обязательный функционал ИСУ, находится в разработке. В открытом доступе для целей общественного обсуждения размещен его проект12.

Так, например, ИСУ должна не только обеспечивать возможность обмена данными с «умными счетчиками» и обработки таких данных, но и позволять полностью или частично ограничить режим потребления электроэнергии. Аналогичное требование к функционалу предусматривается и в отношении «умных счетчиков».

ИСУ также должна обеспечивать возможность мониторинга состояния энергосистемы – например, выявлять величину потерь электроэнергии в объектах электросетевого хозяйства от точки измерения до точки поставки.

«Умные счетчики», помимо всего прочего, должны фиксировать факт выхода за заданные пределы значений мощности, напряжения и частоты.

Расходы гарантирующих поставщиков (сетевых организаций), понесенные для приобретения, установки, замены приборов учета и иного оборудования, необходимого для коммерческого учета электроэнергии, включаются в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (в случае с сетевой организацией – учитываются при государственном регулировании тарифов). Но в тариф могут включаться расходы на исполнение только тех обязательств по обеспечению коммерческого учета электроэнергии, которые прямо предусмотрены Законом об электроэнергетике и Правилами предоставления коммунальных услуг .

________________________________________________________________________________________________________________________________

1Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р (далее – программа «Цифровая экономика РФ»).

Источник: http://www.ids55.ru/ks/articles/events/4617-l-r---.html

Подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» | Министерство энергетики

Должен ли гарантирующий поставщик установить умные счетчики?

Москва, 28 декабря. – Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал разработанный Минэнерго России Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации».

Закон вводит единые требования к интеллектуальным приборам и системам учета электрической энергии, что предоставляет  возможность субъектам электроэнергетики бороться с коммерческими потерями электрической энергии (хищениями).

В период работы над документом Минэнерго России, учитывая диалог с Федеральным Собранием Российской Федерации, предусмотрело перенос обязанности за установку, эксплуатацию, поверку и замену приборов учета электрической энергии с потребителей на поставщиков энергоресурсов: в отношении многоквартирных домов – на гарантирующих поставщиков, а в отношении прочих потребителей – на сетевые организации.

Таким образом, с 1 июля 2020 года потребитель освобождается от обязанности эксплуатировать прибор учета, информировать кого-либо о выходе прибора учета из строя, устанавливать новый прибор учета.

За потребителем сохраняется единственная обязанность – обеспечивать целостность прибора учета, и то только в случае, если прибор учета находится в границах земельного участка  или внутри помещения потребителя.

Законом предусмотрено:

– в случае выхода из строя (утраты) прибора учета или истечения его межповерочного интервала гарантирующий поставщик или сетевая организация обязана возобновить учет электрической энергии путем установки нового прибора учета;

– с момента замены гарантирующим поставщиком/сетевой организацией прибора учета на новый понятие безучетного потребления в отношении потребителя исключается, кроме случаев вмешательства в работу прибора учета, находящегося в границах объектов потребителя;

– многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после 1 января 2021 года после осуществления строительства, должны быть оснащены интеллектуальными приборами учета, и до ввода дома в эксплуатацию в целях обеспечения обязательств гарантирующего поставщика по организации учета должны быть переданы застройщиком ему на обслуживание;

– потребителю и субъектам электроэнергетики должна быть предоставлена возможность получения на безвозмездной основе данных прибора учета, в том числе посредством интеллектуальной системы учета. Иные владельцы приборов учета также не должны препятствовать получению данных с принадлежащих им приборов учета и требовать за это плату;

– расходы на организацию учета в пределах нормативной стоимости, определяемой Минэнерго России, учитываются в сбытовой надбавке/тарифе на передачу. Экономия, достигнутая в результате сокращения издержек, сохраняется на 10 лет.

В Минэнерго России уверены, что подписанный Президентом Российской Федерации закон позволит значительно ускорить процесс цифровизации электроэнергетики, а также будет являться действенным инструментом по борьбе с неплатежами за электрическую энергию.

Такая необходимость неоднократно подчеркивалась в целом ряде поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, рекомендациях палат Федерального Собрания Российской Федерации, протоколах заседаний Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности.

Установка современного прибора учета электрической энергии и перенос ответственности за организацию учета, не только освободит потребителя от решения несвойственных задач, но и позволит использовать новые сервисы, которые обеспечат:

•        прозрачность, доступность и точность информации о потреблении электроэнергии;

•        оплату только качественной электроэнергии;

•        сокращение количества перерывов электроснабжения и их сроков;

•        возможность управления использованием ресурсов и их стоимостью;

•        повышение качества обслуживания.

Для отрасли такое решение станет инструментом для:

•        сокращения издержек за счет снижения потерь электроэнергии, снижения операционных затрат, роста производительности труда;

•        технологического развития за счет сокращения времени и частоты технологических нарушений, контроля качества электроэнергии у потребителя, оптимизации схем и режимов работы, развития тарифного меню, развития клиентских сервисов;

•        повышения платежной дисциплины и адресности применения льгот.

Справочно:

На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается порядка 76,2 млн. точек учета (с учетом потребителей в многоквартирных жилых домах  (МКЖД), из которых по 30,7 млн. точек учета. Сетевыми организациями установлено порядка 2,18 млн. современных («интеллектуальных») приборов учета, что составляет 10,4 % от общего объема.

Источник: https://minenergo.gov.ru/node/13615

Округ закона
Добавить комментарий