Имеет ли право директор школы

Директор школы: должностная инструкция и обязанности

Имеет ли право директор школы

Пост директора школы является достаточно ответственным и серьёзным, и руководить такой системой может лишь настоящий профессионал, имеющий соответствующий опыт в педагогической сфере. В сегодняшней статье мы расскажем о должностной инструкции и основных обязанностях директора, невыполнение которых может привести к дисциплинарной ответственности.

Общие положения

Раздел должностной инструкции под названием «общие положения» содержит в себе такие пункты:

  • во время отпуска или при наличии серьёзных проблем со здоровьем все обязанности директора по учебной и воспитательной работе автоматически переходят к его заместителю;
  • директор школы не может занимать свою должность без  диплома  о высшем профессиональном образовании и 5-летнего опыта работы на учительских должностях. Также ему необходимо пройти соответствующую аттестацию;
  • ему не разрешено совмещать другие управляющие должности;
  • все заместители директора подчиняются непосредственно ему. Директор вправе дать обязательное для исполнения задание любому работнику школы или ученику. Он также может отменять распоряжения своих заместителей и других сотрудников;
  • в своей работе руководитель школы соблюдает законы РФ, указы Президента РФ и Правительства страны, а также Устав учебного заведения и его локально-правовые акты.

Директор школы выполняет следующие функции:

  • координирует учебную и воспитательную работу учебного заведения, обеспечивает административно-хозяйственную деятельность;
  • создаёт условия для корректного исполнения норм и правил техники безопасности в школе.

Обязанности руководителя учебного заведения

К должностным обязанностям главы школы относят:

  • утверждение учебных планов, годовых календарных графиков, устава и правил порядка внутри образовательного заведения, учебно-методических документов и иных локально-нормативных актов;
  • согласование с учредителем кандидатур на пост учителя и назначение своих заместителей;
  • контроль процессов исполнения обязанностей всех сотрудников школы;
  • определение должностных обязанностей работников, создание всех требуемых условий для их карьерного роста и профессионального мастерства;
  • утверждение расписания занятий учеников, графиков работы и отпусков педагогов, тарификационных списков, а также распределение нагрузки остальных сотрудников школы;Все расписания занятий, графики работы и отпуска педагогов утверждает директор
  • обеспечение государственной регистрации школы, лицензирование деятельности образовательных учреждений, получение государственной аттестации и аккредитации;
  • контроль рациональных затрат бюджетных ассигнований и средств, которые поступили из других источников: подготовка учредителям и общественности ведомостей, в которых прописывается информация о поступлении и трате финансовых и материальных ресурсов;
  • ведение отчета о сохранности и пополнении учебно-материальной базы, хранение документации в архивах;
  • определение лиц, ответственных за разработку и соблюдение требований охраны труда в аудиториях, мастерских, спортивном зале и подсобках;
  • cообщение о крайне тяжёлых несчастных случаях. Если речь идёт о смертельном исходе, в первую очередь об этом директор сообщает вышестоящему руководителю органов управления образованием, а затем родным пострадавшего;
  • организация вводного инструктажа по охране труда с новыми, поступившими на работу лицами, инструктирование на рабочем месте сотрудников образовательного учреждения;
  • ведение документации по поводу проведения данных инструктажей;
  • запрет на продолжение проведения образовательного процесса при выявлении опасных условий, которые могут повлиять на здоровье учеников или работников.

Компетенция директора позволяет ему:

  • издавать приказы или распоряжения (они должны быть исполнены в обязательном порядке) для сотрудников школы;
  • награждать и призывать к дисциплинарно-воспитательной ответственности рабочих образовательного заведения;Директор имеет права награждать рабочих образовательного учреждения
  • согласовывать трудовые и любые другие договоры с учредителем;
  • посещать те или иные занятия, которые проводят с учениками (однако директор не имеет права присутствовать в классе после звонка на урок без экстренной надобности, а также упрекать учителя во время урока);
  • полностью отменить уроки или в случае необходимости внести кратковременные изменения в график занятий;
  • заниматься урегулированием конфликта (согласно закрепленному Уставу школы, Правилам о поощрениях и взысканиях), если были нарушены нормы или правила поведения, а также совершён какой-то проступок.

Ответственность

  • В случае невыполнения или ненадлежащего исполнения прописанных учебным заведением Устава и Правил, а также других должностных обязанностей или нормативных актов без наличия серьезных причин директор школы должен нести дисциплинарную ответственность в порядке, который устанавливается трудовым законодательством. В этом случае директора могут лишить должности, поскольку он нарушил свои трудовые обязанности.
  • За неправомерное использование методов воспитания, которые имеют связь с психическим или физическим насилием над личностью ученика, а также деяния иных аморальных проступков директор образовательного заведения может быть уволен согласно трудовому законодательству и непосредственно закону Российской Федерации “Об образовании”.В случае физического или морального насилия над ребёнком директор может быть уволен
  • Нарушение управляющим школой правил пожарной безопасности, охраны труда, а также санитарно-гигиенических норм организации учебного и воспитательного процесса влечёт за собой административную ответственность в порядке или ситуациях, которые предусмотрены административным законодательством.
  • Если директор каким-либо образом причинил ущерб образовательному заведению или участникам дисциплинарно-воспитательного процесса в связи с выполнением (невыполнением) должных обязанностей, он соблюдает трудовые и (или) гражданские законы и несёт материальную ответственность за это.

Управляющий школой:

  • исполняет свои обязанности в режиме ненормированного рабочего дня по графику, закреплённому Советом школы и составляющему 40-часовую рабочую неделю;
  • глава школы поддерживает связь с:
  1. С Советом образовательного учреждения
  2. С Педагогическим советом
  3. С некоторыми органами местного самоуправления
  • ежегодно он самостоятельно составляет график своей работы на каждую учебную четверть;
  • в назначенные сроки и в установленной форме он ведёт отчётность, которую предоставляет муниципальным (или другим) органам или учредителю;
  • принимает от муниципальных (или других) органов  должную информацию о нормативно-правовых, организационно-методических делах, знакомится с данными документами и даёт расписку.

Таким образом, должностная инструкция содержит в себе все основные функции, права и обязанности директора школы. Каждое учебное заведение вправе изменять или добавлять некоторые положения, однако всё это должно делаться согласно Уставу школы.

  • Александр Таран
  • Распечатать

Источник: https://shkolabuduschego.ru/shkola/uchitelu/direktor-shkolyi-dolzhnostnaya-instruktsiya-obyazannosti.html

Директор школы №27 Ижевска: «Школа не имеет права испортить ребенку детство»

Имеет ли право директор школы

Школа №27 в минувшем учебном году не раз оказывалась в центре внимания благодаря успехам своих учеников. В преддверии Дня знаний мы встретились с ее директором и узнали, как Наталье Наговицыной удалось вывести обычную ижевскую школу на новый уровень развития и как ей в этом помогли принципы управления Екатерины Великой.

Наталья Наговицына возглавила школу №27 семь лет назад. До этого преподавала географию и экономику, была заместителем директора по учебной работе в школе №40.

– Вот, посмотрите, – Наталья Николаевна показывает на ворох бумаг на рабочем столе. – Это письма о мероприятиях, положения о конкурсах. А учиться-то когда? Участие в мероприятиях – это определенный отчет, а в школе все же главное – качество образования, поэтому приоритетом должна быть учеба.

«Просто работаем»

Наталья Наговицына не любит работать для галочки. Главное для нее – результат.

И сейчас он выражается не только в необычных изобретениях юных Кулибиных, о которых мы уже писали, но и в том, что ученики школы стали гораздо чаще занимать призовые места на городских и даже всероссийских олимпиадах.

В том, что ЕГЭ выпускники стали сдавать лучше. В том, что желающих отдать детей в первый класс больше, чем свободных мест. Неслучайно в этом году школа №27 была занесена на Доску почета Октябрьского района Ижевска.

В спорных ситуациях Наталья Наговицына ставит себя место учеников и только после этого принимает решение Сергей Грачев

– Мы просто работаем: что-то меняем, внедряем новое, – директор не делает секрета из того, как удалось вывести обычную ижевскую школу на новый уровень.

– К примеру, в последние четыре года активно развиваем инженерное направление – переняли эту идею у школ Москвы и Челябинска. Результаты уже есть: ребят, которые занимаются техническими разработками, становится все больше. Они участвуют различных российских и международных конкурсах, становятся победителями и призерами.

Именно этим обусловлен интерес к нашей школе СМИ и профессионального сообщества на российском уровне. 

Уверена, дальше будет больше. Сейчас мы работаем над созданием Центра технологических практик. Это стало возможным благодаря выигранному гранту. В нем ученики будут заниматься не только технологией, но и физикой, химией, биологией, информатикой, математикой, окружающим миром.

Возможно, для какой-то школы наши результаты – пустяк, но для нашей это движение вперед, и оно должно быть непрерывным.

Порой коллеги просят Наталью Наговицыну: “Давайте жестче с нами”. Но она не видит в этом смысла. У нее другие методы работы Диля Ахмадишина

– Тут важна командная работа. Как вам удалось увлечь за собой коллектив?

– Учителя быстро поняли, что нужно работать на результат, что недостаточно рассказать новую тему на уроке, а дальше хоть трава не расти. Как нужно относиться к работе, демонстрировала на личном примере: готовила учеников к олимпиадам, научным конференциям. Одновременно занималась еще и управленческой работой.

Было непросто. Учителя удивлялись: «Как вы все успеваете?». И, глядя на меня, понимали, что жаловаться на усталость, на «бестолковых» детей мне бесполезно. Если такое и случалось, я напоминала им слова Екатерины Великой, которая говорила, что у нее в стране население одно, какое есть, с таким и нужно работать.

Сейчас я горжусь нашими учителями. Да, я требовательная, но не жесткая. Порой коллеги сами просят: «Давайте жестче с нами». Но я не вижу в этом смысла.

Хочу, чтобы педагоги с желанием приходили на работу, чтобы между нами не было дистанции огромного размера. Ко мне в кабинет можно зайти в любое время. Причем не только коллегам, но и школьникам, что они и делают.

Придут, скажут: «Давайте позанимаемся, у нас есть свободное время». Ну как тут откажешь? Это самые приятные моменты в работе.

– Как добиться такого признания, авторитета у детей?

– Их надо понимать, разговаривать с ними, не обижать и не кричать, даже если они неправы. А вот тонко поддеть ученика, чтобы он почувствовал свою вину, можно. Но это приходит с опытом.

– Дети тоже многому учат нас, взрослых. Чему вы научились у школьников?

– Раньше как было: учитель всегда прав. Сейчас другое время. Если смотреть на детей свысока, ничего не выйдет. Они просто от тебя отвернутся. Так вот школьники заставили меня пересмотреть наши взаимоотношения.

Теперь в спорных ситуациях я ставлю себя на их место и только после этого принимаю решение. Порой сделать это непросто. Я же нахожусь между двух огней: со мной должны быть согласны и учителя, и ученики.

Но пока это у меня получается.

Главное в школе – качество знаний, уверена Наталья Николаевна Сергей Грачев

«Выйти за рамки можно всегда. Было бы желание»

– Сейчас время всевозможных рейтингов, в том числе и школьных. Как вы к ним относитесь?

– и рейтингами, но я считаю, что школа не должна подстраивать под них свою работу. Нужно четко понимать, к какому результату мы должны прийти.

Поэтому в этом году мы с моими заместителями разработали собственную систему оценки эффективности работы нашей школы. В ней более 20 критериев и динамичных показателей на три года вперед.

Это будет, пожалуй, наиболее объективная оценка, а не красивый отчет. Посмотрим, чего добьемся.

В школе № 27 активно развивается инженерное направление. Среди учеников уже есть победители и призеры российских олимпиад по технологии Диля Ахмадишина

– Какие критерии оценки эффективности работы школы вы считаете наиболее важными?

– Это в первую очередь качество знаний, а именно доля ударников и отличников в школе. Количество участников и призеров олимпиад. Качество сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Причем тут важно не только, как ученики сдали ЕГЭ по конкретному предмету, а сколько выпускников набрали по трем предметам 220 баллов и больше.

Именно так оценивают эффективность своей работы наши московские коллеги, а мы их опыт перенимаем. Не нужно изобретать велосипед. Нужно брать успешные идеи и реализовывать их.

– Мне казалось, что современная система образования находится в таких жестких рамках, что тут не до идей. Как вашей школе удается работать не по шаблону?

– Приходится лавировать. Чему-чему, а этому за годы работы в школе я хорошо научилась, – смеется Наталья Наговицына. – На самом деле и у нас все по шаблону, но есть то, что мы даем сверх него. Что-то изменить, выйти за рамки можно всегда. Было бы желание. Но оно есть не у всех.

– А вам-то чего неймется?

– Так это же дети! – вспыхивает Наталья Николаевна в ответ на провоцирующий вопрос. – Мы проживаем детство раз в жизни. Неужели школа может его испортить? Дети нам этого никогда не простят! Я это поняла еще, будучи студенткой пятого курса УдГУ.

Класс, в котором я вела уроки и проходила практику как классный руководитель, жил скучно. Помню, как чуть не уснула вместе с родителями на собрании, которое проводила учитель со стажем. Тогда я вышла и стала рассказывать, какие мероприятия планирую провести с детьми во время практики.

Все сразу оживились. Тогда я поняла, как нужно работать, а как нельзя.

«Школа должна научить приспосабливаться к жизни»

– Если представить, что вас назначили министром образования России, что бы вы поменяли в первую очередь?

– В российской системе образования много положительных моментов, ничего кардинально в ней менять не нужно. Я, например, сторонница ОГЭ и ЕГЭ, потому что это объективная оценка знаний, здоровая конкуренция.

Но содержание образовательных программ все же требует доработки: некоторые темы даются очень абстрактно и поверхностно, другие, напротив, чересчур подробно. Кроме того, нужно изменить отношение кучителям.

Речь как об уважении к педагогам в обществе, так и о финансовой оценке нашего труда.

– Вы ни слова не сказали о финансировании, о необходимости строительства новых школ. Хотя для вас это больной вопрос.

– Это для всех больной вопрос. Например, в этом году мы получили из бюджета 200 тысяч рублей на выполнение предписаний пожарных. Вот и вся помощь. Приходится выживать самостоятельно. Но я не теряю надежду, что нашу школу, построенную 80 лет назад, все же капитально отремонтируют, поскольку справиться с фасадом нам не под силу.

Местами от него отвалилась уже не только штукатурка, но и кирпичная кладка. В результате во время дождя стены промокают насквозь. Но фасад – не единственная наша проблема. В школе нет полноценного спортзала. Приходится проводить уроки физкультуры в близлежащих спорткомплексах. Но мы верим, что власти все-таки решат наш вопрос.

В последний раз школу капитально ремонтировали в 1960-е годыФасад разрушен настолько, что во время дождя стены промокают насквозь (снимок сделан весной этого года)Спортзал в школе очень маленький. Ученикам приходится заниматься в близлежащих спорткомплексахPreviousNext

– Наталья Николаевна, последний вопрос. Главное, чему должна научить детей школа?

– Умению постоянно учиться, приспосабливаться к динамичной жизни и находить решения в любых ситуациях. То есть школа должна заложить в детей те ключевые компетенции, которые помогут им в реальной жизни, которые позволят избежать многих ошибок. Задача глобальная, но мы стараемся ее решить.

Мысли вслух

Каждый год Наталья Николаевна дарит выпускникам школы сов – символ мудрости и знаний Диля Ахмадишина

О математике. Есть только одна наука – математика. Все накладывается только на нее.

О шахматах. Дети должны играть в шахматы. Они помогают им просчитывать свои действия, делают их внимательнее.

О конкурсах. Мне не нужно, чтобы учителя участвовали в конкурсах и получали грамоты. Хотят – пожалуйста, а заставлять никого не буду. Я на другое делаю ставку – на детей.

О молодых специалистах. Мне казалось, что я никогда не ошибусь, принимая на работу нового сотрудника. Но в минувшем учебном году ошиблась раз пять! Причем исключительно в молодых специалистах. Вот они сидят передо мной, правильно мыслят и говорят, и я думаю, что все серьезно. Но через месяц слышу: «Школа – это не мое». Обидно.

О поощрении учителей. У учителя не нужно ничего отнимать, ему государство и так платит небольшие деньги. А вот добавить, поощрить, не обязательно деньгами, можно, если он делает сверх того, что от него требуется. Именно так мы и поступаем в нашей школе.

О настоящих учителях. Не понимаю, когда преподаватель говорит ученику: «У меня на тебя нет времени». Настоящий учитель так никогда не скажет. Ради учеников мы работаем в школе.

ДОСЬЕ

Наталья Николаевна Наговицына

  • Директор школы №27 Ижевска, учитель географии и экономики.
  • Работает в школе 25 лет.
  • Дважды становилась победителем конкурса «Лучший учитель Удмуртии» в 2016 и в 2006 годах.
  • Почетный работник общего образования России.
  • Замужем, есть сын.

Источник: http://izhlife.ru/story/82313-direktor-shkoly-27-izhevska-shkola-ne-imeet-prava-isportit-rebenku-detstvo.html

Округ закона
Добавить комментарий