Имеет ли право общество по защите прав потребителей, осуществлять проверку в торговом отделе?

Роспотребнадзор может прийти к вам

Имеет ли право общество по защите прав потребителей, осуществлять проверку в торговом отделе?

В настоящее время в сфере потребительского рынка и услуг функционирует новый контролирующий орган – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор)1 .

К нему перешли полномочия ранее существовавшей Госторгинспекции и частично – органов Госсанэпидемнадзора.

Таким образом, его полномочия распространяются на сферы торговли, общественного питания, здравоохранения, гигиены и пр.

Причем в территориальных органах Роспотребнадзора созданы управления (отделы) по защите прав потребителей, территориальные отделы эпидемиологического надзора, отделы надзора на транспорте и санитарной охраны территорий, отделы надзора за состоянием среды обитания и ­условиями проживания.

Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления создают общественные организации и общества по защите прав потребителей в рамках требований статьи 44 закона «О защите прав потребителей».

Например, в Москве существует департамент потребительского рынка и услуг, который может проводить по жалобам потребителей плановые и внеплановые проверки совместно с другими контролирующими органами.

Однако, имея законное право на существование, подобные общества выполняют добровольно-вспомогательную функцию и не подменяют контролирующие органы, не имеют права налагать и взимать штрафы за нарушения.

При проведении поверок они наделены лишь правами обычного потребителя, поэтому правомочны составить коллегиальный акт о нарушениях в ходе проверки, а впоследствии направить его в государственный контролирующий орган (территориальные органы Роспотребнадзора, Госстандарта, милицию, налоговые органы и др.).

В отличие от многочисленных общественных организаций, Роспотребнадзор, являясь государственным контролирующим органом, наделен довольно широким спектром полномочий, вытекающих из раздела 2 постановления Правительства от 30.06.2004 г. №322. Так, он имеет право осуществлять:

  • надзор и контроль над исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • защиту прав потребителей в области потребительского рынка;
  • контроль над соблюдением правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности и др.

Наиболее часто в указанную службу поступают жалобы граждан на сферу торговли, антисанитарное содержание территорий, нарушения в области общественного питания и т.п. Поэтому, если говорить более конкретно о полномочиях представителей территориальных органов ­Роспотребнадзора, они имеют право:

  • проверять документы об образовании;
  • санитарно-эпидемиологические заключения, заключения Госпожнадзора;
  • проверять наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю, который предусмотрен законодательством РФ2 ;
  • требовать трудовые договоры, медицинские книжки работников;
  • давать правовую оценку лицензиям, сертификатам, акцизным маркам на товаре;
  • проверять правильность применения контрольно-кассовых машин, осуществлять контрольную закупку товара;
  • выдавать предписания об устранении нарушений, ранее обнаруженных;
  • составлять протоколы и налагать штрафы по правонарушениям, отнесенным к их компетенции.

Какие нарушения допускают проверяющие?

Ряд перечисленных выше прав органов Роспотребнадзора не вызывает сомнений и опирается на прочную нормативно-правовую базу.

Однако наличие множества противоречий в законодательных актах, которыми руководст­вуются проверяющие, приводит к тому, что последние не только превышают свои полномочия, но и действия их могут быть отнесены к незаконным. Подобный вывод подтверждается письмом от 07.03.

2006 г. «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства»3 , полученным всеми территориальными подразделениями Роспотребнадзора.

Самый распространенный случай – сотрудники Роспотребнадзора осуществляют контрольные закупки. Действительно, контрольная закупка очень эффективна при выявлении фактов нарушений при продаже товаров или оказании услуг.

К Роспотребнадзору перешли полномочия Госторгинспекции, которая имела право проводить контрольную закупку, однако в действующих нормативных актах, касающихся полномочий Роспотребнадзора, весьма неконкретно закрепляются его права на проведение рассматриваемого мероприятия.

Судебно-арбитражная практика

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=6378

Проверка Обществом защиты прав потребителей

Имеет ли право общество по защите прав потребителей, осуществлять проверку в торговом отделе?
?

Category:

Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст.45 Закона РФ “О защите прав потребителей” предоставляет им полномочия проверять соблюдение Правил торговли. Да, это так.

  Однако общественные организации защиты прав потребителей при осуществлении проверок обладают правами, которыми наделен любой потребитель (покупатель). Ничуть не больше. Это подтверждается и ст.70 “Правил продажи отдельных видов товаров…” (Правил торговли), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г.

№ 55, в которой указан перечень органов и организаций, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил торговли. В данный перечень входят исключительно государственные контролирующие органы и их территориальные подразделения. Общественные объединения по защите прав потребителей в этот перечень не входят.

А, следовательно, смотри “Полезно знать – 2”. Смотри в статье: «К Вам подошли с проверкой. Общие рекомендации.»

( http://bulochnikov.livejournal.com/40144.html )

Однако общественные объединения по защите прав потребителей могут привлекаться к проверкам органами государственного управления.В остальном у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.

Кстати, немного о правах покупателей.

Права покупателей установлены “Правилами продажи отдельных видов товаров …”, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и ФЗ “О защите прав потребителей”.

ПРАВА ПОКУПАТЕЛЯ (в произвольном порядке)1. Покупатель имеет право осмотреть предлагаемый товар в присутствии продавца;2.

Покупатель имеет право убедиться в том, что товар надлежащего качества, для чего он имеет право проверить наличие сертификата качества на товар, гигиенического сертификата или их надлежащим образом заверенных копий или иных заменяющих сертификаты документов;3.

Покупатель имеет право получить информацию:об изготовителе товара;• о соответствии товара тем или иным стандартам;• о потребительских свойствах товара;• о правилах безопасного пользования товаром;• о гарантийном сроке на товар;• о сроке службы и сроке годности товара;• о цене и условиях приобретения товара.

Все эти сведения должны быть указаны в инструкции или на упаковке товара на русском языке.

4. Покупатель имеет право получить информацию о наименовании товара, сорте, цене за единицу веса или единицу товара и т.п. Данная информация должна быть написана на ценниках товара;5. Покупатель имеет право проверить правильность взвешивания, отмеривания и т.п. продавцом.

Для этого продавец должен иметь контрольные приборы (весы, метры и т.п.) в доступном для покупателя месте;6. Покупатель имеет право в течение 14 дней со дня продажи обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если товар не был в употреблении, сохранен его вид и потребительские свойства.

Однако существует перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или замене на аналогичный товар надлежащего качества.Это:• товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;• предметы личной гигиены (расчески, зубные щетки и т.п.

);• парфюмерно-косметические товары;• текстильные товары (ткани, нетканые товары, тесьма, кружева и т.п.

);• швейные и трикотажные изделия (бельевые и чулочно-носочные);• изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе разового пользования (разовая посуда, емкости и упаковочные материалы для транспортировки продукции);• товары бытовой химии;• мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);• изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;• автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства малой механизации сельхозработ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;

• технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие, кухонное оборудование, электробытовые приборы и машины, бытовая радиоэлектронная радиоаппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, телефонные и факсимильные аппараты, электромузыкальная аппаратура, электронные игрушки).

7.

Покупатель имеет право на замену купленного товара ненадлежащего качества на аналогичный надлежащего качества, или соразмерного уменьшения цены на купленный товар, или незамедлительного устранения недостатков за счет продавца, или возмещения расходов продавцом на устранение недостатков, или отказаться от приобретенного товара и потребовать взамен уплаченную сумму;8. Покупатель вправе на время устранения продавцом недостатка купленного товара длительного пользования требовать от продавца предоставления ему в пользование аналогичного товара надлежащего качества на период устранения недостатка.

 Однако, данное требование не распространяется на купленные:

• автомобили, мотоциклы, мототехнику, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами;• мебель;

• электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях: электробритвы, электрофены, электрощипцы для волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла и т.п.

9. Покупатель имеет право требовать соблюдения продавцом срока гарантии на товар не менее шести месяцев с учетом сезонности товара;10.

Покупатель имеет иные права, в зависимости от особенностей принадлежности товара к той или иной группе (продовольственные товары, текстильные, трикотажные, меховые товары, технически сложные товары бытового назначения, парфюмерно-косметические товары и т.д.).

Эти особенности подробно изложены в Правилах торговли;11. Покупатель имеет право сделать запись в книгу жалоб и предложений, которую обязан иметь продавец и предоставлять ее по первому требованию покупателя.

На основании вышеизложенных можно сделать вывод, что общественные объединения потребителей имеют полномочия проверять СОБЛЮДЕНИЕ ПРОДАВЦАМИ ПРАВ ПОКУПАТЕЛЕЙ И не более того.

________________________________________ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:29. Хотим обратить внимание на тот факт, что покупатели и общественные объединения потребителей имеют право проверять наличие сертификатов или их заверенных копий, но не давать их правовую оценку.30. По результатам проверки общественные объединения потребителей могут оформить АКТ.

Затем этот акт они могут направить в соответствующие государственные контролирующие органы или их территориальные подразделения для правовой оценки.Давать правовую оценку действий предпринимателей (например, составлять протоколы) и налагать административные взыскания (например, штрафы) общественные организации потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО.

• Кроме того, общества потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО:• изымать какие-либо документы или товар;• проверять наличие санитарных книжек у продавцов;• давать правовую оценку каким-либо документам, в том числе сертификатам качества, гигиеническим сертификатам, лицензиям, патентам, свидетельствам и т.п.

;• давать правовую оценку акцизным маркам на товаре;

• производить контрольные закупки.

Эти полномочия даны различным государственным органам.

31. Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны. Их права в этом направлении определены пунктами  “Порядка осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций”, утверждённых Постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8, который гласит:

1.7. Проверки могут быть самостоятельными, осуществляемыми только органами Государственной метрологической службы, и совместными, проводимыми совместно с другим (другими) контрольно-надзорным органом (Госторгинспекцией, Санэпидемнадзором и др.).

1.8. Проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.

Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метрологических правил и норм, составляемым органом Государственной метрологической службы.

Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологической службы.

Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки.

Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении такого рода проверок, но не проводить их.
32. Покупатели и представители обществ потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА заходить внутрь торговых и складских помещений, заходить за прилавок как на рынке, так и в магазине. Продавец вправе их туда не допускать.

Место покупателя- по другую сторону прилавка!

Для закрепления материала, изложенного в разделе 7, рассмотрим нижеприведённый пример.________________________________________Пример № 3Продавец Лариса Николаевна (далее Л.Н.) торгует на выносном лотке продуктами питания. Некто подходит к Л.Н. и просит взвесить 1 кг конфет. Л.Н. взвешивает товар, берёт деньги и передаёт товар покупателю.

Некто объявляет, что он является членом общества защиты прав потребителей, только что произвёл контрольную закупку и хочет самостоятельно произвести перевешивание товара. Л.П.:- Здравствуйте, уважаемый (правило 1). Предъявите, пожалуйста ваши документы (правило 2).Л.П.

выясняет, что некто – это председатель общества защиты прав потребителей Суриков Илья Кантемирович (далее С.), адрес его общества такой-то, телефон сякой-то. Все эти данные Л.Н. записывает на отдельный листок бумаги и прячет в надёжное место (правило 2).Затем Л.Н. анализирует ситуацию: раз С.

является представителем общественной организации, а общественные организации осуществлять контрольные закупки не имеют права, значит, действия С. незаконны и подчиняться требованиям представителя общества потребителей не обязательно.Л.Н. сообщает об этом С.:- Уважаемый господин С., в соответствие с Правилами торговли вы не имеете права осуществлять контрольную закупку.

Ваши действия незаконны и вашим требованиям я подчиняться не буду.С. злиться и убегает. Через несколько минут он появляется в сопровождении сотрудника милиции. Сотрудник милиции подходит и требует Л.Н. не препятствовать проверке со стороны С. Л.Н.:- Добрый день (правило 1). Извините, товарищ милиционер, но предъявите пожалуйста ваше удостоверение (правило 2)..

Сотрудник милиции предъявляет удостоверение. Далее Л.Н. узнаёт и подробно записывает все данные о нём. Л.Н.:- Извините, уважаемый товарищ милиционер, какие правила торговли я нарушила ?Сотрудник милиции в своём ответе ссылается на показания С., т.е. милиционер никаких нарушений ЛИЧНО не заметил.Л.Н.

понимает, что теперь проверку её деятельности производит сотрудник милиции, С. только ему помогает в этом. Следовательно, вести себя надо, как при проверке органами милиции.Л.Н. анализирует ситуацию: раз сотрудник милиции не заметил нарушения лично, то он должен иметь направление на проверку.

 (Далее см. пример № 2 в «Проверка органами милиции (не ОБЭП) Часть 2»   http://bulochnikov.livejournal.com/40382.html ).

                            ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭТОЙ СЕРИИ СЛЕДУЕТ.

Авторское, Как защитить себя бизнесмену без админис

Источник: https://bulochnikov.livejournal.com/49255.html

Проверка защиты прав потребителей что проверяют?

Имеет ли право общество по защите прав потребителей, осуществлять проверку в торговом отделе?

На вопрос о том, что проверяют защита прав потребителей обычно отвечает следующим образом: уголок потребителей. В уголке потребителей на видном месте должны находиться правоустанавливающие документы, а также книга отзывов и предложений. Стоит отметить, что общества защиты прав потребителей обладают большим количеством прав.

Итак, общественные организации, занимающиеся защитой прав потребителей, имеют право на проведение независимой экспертизы качества и безопасности услуг и товаров, а также могут проверять соответствие потребительских свойств товаров заявленной информации о них.

Согласно уставным документам, они вправе заниматься разработкой требований к товарам и услугам.

Согласно этой статье общественные объединения потребителей вправе, в частности:- проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные госорганы, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения их прав;- вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также о нарушении прав потребителей.Кроме того, общественные объединения могут привлекаться к совместным проверкам другими контролирующими органами.

Проверка обществом защиты прав потребителей

Важно

Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст.45 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляет им полномочия проверять соблюдение Правил торговли.

Да, это так. Однако общественные организации защиты прав потребителей при осуществлении проверок обладают правами, которыми наделен любой потребитель (покупатель). Ничуть не больше. Это подтверждается и ст.

70 «Правил продажи отдельных видов товаров…» (Правил торговли), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, в которой указан перечень органов и организаций, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил торговли.

В данный перечень входят исключительно государственные контролирующие органы и их территориальные подразделения.

Общественные объединения по защите прав потребителей в этот перечень не входят.

Общество по защите прав потребителей имеют ли право проверять без направления

Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности.

Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки.

Официальный портал неклиновского района

  • Темы:
  • Проверки салона красоты

Вопрос Правомерны ли проверки предпринимателей общественными объединениями по защите прав потребителей? Какие полномочия они имеют в ходе проведения проверок? Ответ В соответствии со ст.

45 Закона «О защите прав потребителей» общественные объединения наделены широкими полномочиями. В частности, они имеют право проводить независимую проверку предпринимателей: экспертизу товаров, работ и услуг, при обнаружении нарушений передавать эту информацию в компетентные органы.
Но детально этот процесс нормативно-правовыми актами не регламентирован.

И получилось, что при проведении проверок государственными органами права предпринимателей хоть как-то защищены: есть документы, ограничивающие деятельность проверяющих.

Внимание

А для общественных организаций нет нормативных актов, регламентирующих их деятельность.

Но важно помнить, что в соответствии со ст.

Что проверяют общества защиты прав потребителей?

Например, для осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже для осуществления совместных поверок могут быть приглашены представители Госторгинспекции (в настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) или других контрольных органов (Постановление Госстандарта России от 08.12.1994 N 8).Заметим, что контроль за соблюдением Правил торговли может осуществляться только федеральными органами испольнительной власти (и их территориальными органами в пределах их компетенции) (п.
135

Источник: https://rusbizinformation.com/proverka-zaschity-prav-potrebiteley-chto-proveryayut/

Кого и как проверяют защитники прав потребителей?

Имеет ли право общество по защите прав потребителей, осуществлять проверку в торговом отделе?

Штраф за создание препятствий. Начнем с интересного нюанса.

Если к вам с проверкой качества продукции и/или правил торгового и других видов обслуживания нагрянет Госпродпотребслужба или структурное подразделение по вопросам защиты прав потребителей органа местного самоуправления, но вы будете создавать препятствия их должностным лицам в проведении проверки, то согласно п. 8 ч. 1 ст. 23 Закона № 10232 вам светит штраф в размере от 1 до 10 % стоимости реализованной продукции за предыдущий календарный месяц, но не менее 10 нмдг (170 грн.).

А в случае неправомерных действий проверяемого лица на помощь защитникам прав потребителей могут прийти работники правоохранительных органов. Согласно ст.

31 Закона № 1023 они должны предоставлять должностным лицам органов исполнительной власти, осуществляющим защиту прав потребителей, помощь в выполнении ими служебных обязанностей и прекращать незаконные действия физлиц, препятствующих выполнению возложенных на них функций.

Мораторий нипочем. Важный нюанс: мораторий на проверки, предусмотренный Законом № 17283, не распространяется на Госпродпотребслужбу.

Причина в том, что в Перечне № 11044, утвержденном во исполнение этого Закона, служба и ее территориальные органы включены в перечень органов, на которые действие моратория не распространяется. Но при этом касается это не всех проверочных мероприятий службы, а только указанных в Перечне.

Среди них и государственный надзор (контроль) за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

Вне зоны действия моратория также государственный ветеринарно-санитарный контроль, государственный надзор (контроль) за соблюдением санитарного законодательства, безопасностью и отдельными показателями качества пищевых продуктов, государственный надзор в сферах карантина и защиты растений.

Полномочия проверяющих. Как вы понимаете, проверить соблюдение прав потребителей может Госпродпотребслужба (и ее территориальные органы) или структурное подразделение по вопросам защиты прав потребителей органа местного самоуправления.

Контрольные полномочия Госпродпотребслужбы в сфере защиты прав потребителей зафиксированы, в частности, в ст. 26 Закона № 1023. Так, Госпродпотребслужба вправе:

1) давать субъектам хозяйствования обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей;

2) проверять соблюдение субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сфере торговли и услуг, требований нормативно-правовых актов по безопасности продукции, правил торговли и предоставления услуг;

При этом она может беспрепятственно посещать и обследовать в соответствии с законодательством любые производственные, торговые и складские помещения таких субъектов.

3) отбирать у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте или проведения независимой экспертизы в соответствующих лабораториях и других учреждениях, аккредитованных на право проведения таких работ согласно законодательству. Такой отбор проводят с оплатой стоимости образцов и проведенных исследований (экспертизы) за счет средств госбюджета;

В случае установления по результатам таких исследований реализации продукции ненадлежащего качества и/или фальсифицированной субъект хозяйствования возмещает понесенные расходы.

4) проводить контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за реализованную продукцию, в том числе пищевые продукты, в соответствии с законом;

5) получать безвозмездно от субъектов хозяйствования копии необходимых документов, характеризующих качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для производства этой продукции;

6) запрещать субъектам хозяйствования реализацию потребителям:

— неправильно маркированных или непригодных пищевых продуктов;

— фальсифицированной продукции;

7) подавать в суд иски о защите прав потребителей;

8) передавать материалы проверок на действия лиц, содержащие признаки уголовного преступления, органам досудебного расследования;

9) налагать на виновных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, административные взыскания;

10) налагать на субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, взыскания согласно ст. 23 Закона № 1023. Делает это Госпродпотребслужба в соответствии с Порядком № 11775.

От себя добавим, что Госпродпотребслужба согласно ч. 4 ст. 27 Закона о рекламе6 уполномочена также налагать штрафы за нарушения законодательства о рекламе. При этом она должна руководствоваться Порядком № 6937.

Кроме того, в полномочиях службы штрафовать за нарушение законодательства о мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения. Такие полномочия ей дает ст. 20 Закона № 28998, в ч. 2 которой четко определены наказуемые правонарушения.

Полномочия Госпродпотребслужбы в сфере рыночного надзора. Важно понимать, что служба уполномочена осуществлять также государственный рыночный надзор относительно ряда видов продукции (указанных в пп. 23 — 44 Перечня № 10699).

Среди них, в частности, электрическое и электронное оборудование, игрушки, обувь, телевизоры, кондиционеры, пылесосы, а также некоторые виды непищевой продукции10.

Объясняется это тем, что Госпродпотребслужба является одним из органов рыночного надзора. В связи с этим она наделена рядом полномочий и в сфере такого надзора. Перечислены они в ст. 11 Закона № 273511.

Среди них, в частности, проведение проверок характеристик продукции, в том числе отбор образцов продукции, обеспечение проведения их экспертизы (испытания) и принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении нарушений требований Закона № 2735.

Как тут не вспомнить о весьма существенных санкциях, предусмотренных ст. 44 этого Закона. Так, к примеру, введение в оборот продукции, представляющей серьезный риск, может быть чревато штрафом в размере от 1500 до 3000 нмдг (от 25,5 до 51 тыс. грн.).

Причем обратите внимание на тот факт, что штрафы могут применять как к лицам, которые ввели продукцию в оборот (производитель/импортер), так и к тем, кто к ним «приравнен». Ведь согласно ч. 7 ст.

8 этого Закона, если производитель продукции не может быть идентифицирован органом рыночного надзора, то лицом, которое ввело такую продукцию в оборот, считается каждый субъект хозяйствования в цепочке поставки соответствующей продукции в течение согласованного с органом рыночного надзора срока, не предоставивший документацию, позволяющую установить наименование и местонахождение производителя или лица, поставившего субъекту хозяйствования эту продукцию.

Как проходит проверка? Проверки, которые проводит Госпродпотребслужба, подчиняются требованиям Закона № 87712.

Ранее их проведение регулировал отдельный Порядок, но он был отменен, как не соответствующий Закону № 877.

Соответственно они могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Причиной для проведения внеплановой проверки может послужить одно из оснований, приведенных в ч. 1 ст. 6 Закона № 877.

Причем наиболее распространенное среди них — обращение физлица (физлиц) о нарушении, повлекшем ущерб его (их) правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей среде или безопасности государства, находится под вопросом .

С одной стороны, действие второго предложения абз. 5 ч. 1 ст. 6 (которым такое основание установлено) приостановлено на время действия моратория согласно Закону № 1728. Причем п.п. 2 ч. 1 ст.

3 указанного Закона установлено почти аналогичное основание для проведения внеплановой проверки.

Но, с другой стороны, действие Закона № 1728 на Госпродпотребслужбу не распространяется (по крайней мере, в части проверок соблюдения законодательства о защите прав потребителей) в связи с ее включением в Перечень № 1104.

Тем не менее, именно по обращению обиженных физлиц-потребителей служба продолжает проводить большинство своих внеплановых проверок!

Как будет проходить проверка? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое нарушение законодательства о защите прав потребителей было допущено (или находится под подозрением ).

Заметьте: при проведении внеплановой проверки выясняют только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления проверки.

В удостоверении (направлении) на проведение проверки обязательно должны быть указаны эти вопросы.

Субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки с предоставлением ему копии соответствующего направления.

По итогам проверки составляют акт (независимо от того, были обнаружены нарушения или нет). Если проверяющие все-таки обнаружили нарушения, то вам на основании такого акта выдадут предписание об устранении нарушения. При этом само по себе оно не предусматривает применение санкций.

Страшными в этом аспекте могут быть постановления о наложении административно-хозяйственных санкций и/или протоколы об админправонарушении.

Кроме того, нарушителя могут ожидать и другие решения проверяющих, а именно:

запрет реализации продукции. Основания для этого перечислены в п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 1023 (мы уже называли их выше);

прекращение субъектом хозяйствования сферы торговли и услуг реализации и производства продукции, не соответствующей требованиям нормативно-правовых актов относительно безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды, — до устранения обнаруженных недостатков;

временное прекращение деятельности субъектов хозяйствования сферы торговли (секций, отделов), услуг складов предприятий оптовой и розничной торговли и организаций, которые систематически реализуют товары ненадлежащего качества, нарушают правила торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров, — до устранения обнаруженных недостатков;

опломбирование производственных, складских, торговых и прочих помещений субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, а также неисправных, с неправильными показаниями, с поврежденным поверочным клеймом или без него или с клеймом, срок действия которого закончился, средств измерительной техники, при помощи которых осуществляется обслуживание потребителей.

Подробнее об ответственности мы поговорим в отдельной статье следующего номера.

Источник: https://i.factor.ua/journals/buh911/2018/november/issue-46/article-40485.html

Если к Вам пришли с проверкой. Проверки Управления по защите прав потребителей

Имеет ли право общество по защите прав потребителей, осуществлять проверку в торговом отделе?
Справедливо замечено, что чем нестабильней ситуация в нашей стране, тем чаще происходят раз­личного рода проверки субъектов хозяйственной деятельности контролирующими службами.

Эта публикация будет особенно интересна тем, кто занимается розничной торговлей, ресторанным хозяйством, — словом, всем тем, кто предлагает свои товары и услуги конечному потребителю.

Кто контролер

Специально уполномоченным центральным ор­ганом исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей является Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики — Госпотребстандарт.

Права, которыми наделен этот орган, определены в статье 26 Закона № 1023, и главное место в переч­не этих полномочий отведено проверкам предприя­тий сферы торговли, услуг и ресторанного хозяй­ства.

Представители органов Госпотребстандарта имеют право беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и другие помещения проверяемых предприятий (предпри­нимателей), обследовать их, а также брать об­разцы товаров для проверки качества.

Основания для проверки

Проверяющие из Госпотребстандарта в своей работе руководствуются прежде всего Порядком №311, принятым во исполнение требований выше­упомянутого Закона №1023.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 этого документа основаниями для проведения внеплановой про­верки деятельности субъекта хозяйственной деятельности являются:

  • заявление предпринимателя, поданное в орган по защите прав потребителей, с просьбой провести проверку по его желанию;
  • выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной от­четности;
  • необходимость провести проверку выполнения предпринимателем предписаний, распоряжений или других предписывающих документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановой проверки, органом по делам защиты прав потребителей;
  • обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в этом случае осуществляется при наличии согласия на ее проведение Госпотребстандарта Украины;
  • неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетно­сти без уважительной причины, а также письменных объяснений о причине, которая препятствовала предоставлению таких документов.

Когда проверяющие придут с внеплановой про­веркой, в первую очередь попросите их предъявить документ, являющийся основанием для проверки.
Если он оформлен неправильно, вы имеете полное право не допустить контролеров на объект. Так, в пункте 1.5 Порядка №311 четко указано, что хо­зяйствующий субъект во время проведения долж­ностными лицами проверки имеет право не допускать к проведению проверки этих самых лиц в сле­дующих случаях:

  • проверка проводится с нарушением требований о периодичности проведения мероприятий государ­ственного надзора (контроля), предусмотренных законом;
  • должностное лицо не предоставило копии до­кументов, предусмотренных Законом № 877, или если предоставленные документы не отвечают тре­бованиям указанного документа;
  • должностные лица не предъявили до начала проверки служебное удостоверение и направление на проверку;
  • хозяйствующий субъект не получил уведомле­ние о проведении плановой проверки.

Что проверяют

Работники Госпотребстандарта имеют право кон­тролировать качество и безопасность продукции, которую вы продаете, а также соблюдения вами правил торговли и предоставления услуг. А вот кон­троль бухгалтерских и налоговых документов не их сфера деятельности.

Итак, для того чтобы проверка состоялась, во-первых, должна быть причина, например жалоба от покупателя. Во-вторых, проверяющие должны предоставить служебные удостоверения и на­правление на право проведения проверки кон­кретного субъекта.

Что должно быть указано в направлении на проверку:

  • наименование органа по делам защиты прав потребителей, осуществляющего проверку;
  • наименование субъекта хозяйствования и/или его отделения, фамилия, имя и отчество физическо­го лица — предпринимателя, в отношении которых осуществляется проверка;
  • местонахождение субъекта хозяйствования и/или его отделения, в отношении которого осуществляется проверка;
  • номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется проверка;
  • перечень должностных лиц, осуществляющих проверку, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;
  • дата начала и дата окончания проверки;
  • тип проверки (плановая или внеплановая);
  • основания для осуществления проверки;
  • предмет осуществления проверки (что конкрет­но будут проверять);
  • информация о проведении предыдущей про­верки (вид проверки и срок ее проведения).

Если хотя бы один из указанных выше пунктов в направлении не указан, можно смело не допускать контролеров к проверке.

Контрольная проверка

Обращаем ваше внимание еще на один вид про­верки, который предусмотрен Порядком №311. Речь идет о контрольных проверках правильности рас­чета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары (далее — контрольная про­верка). Процедура их проведения регламентирована Порядком №215.

Контрольная проверка проводится в целях установления соответствия полученной продав­цом платы за реализованный потребителю товар настоящей его стоимости, как правило, путем негласной контрольной закупки товара.

О контрольной проверке должностное лицо Гос­потребстандарта должно объявить сразу после пере­дачи продавцом товара и осуществления денежного расчета.

Контрольная проверка согласно пункту 8 Порядка № 215 проводится в следующей последовательности:

  • вначале проверяют правильность заполнения расчетного документа (кассового чека, товарного чека и т. д.), подтверждающего факт продажи това­ра (предоставления услуги), денежного расчета;
  • затем смотрят, правильно ли товар реализован покупателю. При этом особое внимание уделяется качественным характеристикам товара (сорт, ком­поненты, комплектация);
  • после этого проверяющий обязательно обратит внимание на правильность применения продавцом цен для определения настоящей стоимости продан­ного товара (полученной услуги);
  • наконец, контролеры из Госпотребстандарта сопоставят настоящую стоимость проданного това­ра с фактически полученной продавцом платой.

Акт

Для каждого вида проверок Госпотребстандарта приказом Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 27.11.2000г. № 679 утверждена своя форма акта.

По результатам проверки соблюдения законода­тельства о защите прав потребителей проверяющие составят акт по форме № 1. Как правило, в таком акте указываются предписания предпринимателю, в соответствии с которыми проверяющие обязывают его устранить выявленные в ходе проверки наруше­ния и уведомить об этом органы Госпотребстандар­та в письменном виде.

Если проверяющим понадобится взять образцы то­вара для проведения экспертизы, то оформляется акт по форме № 2. Подписывают такой акт как минимум три человека: проверяющий, продавец и лицо, в присутствии которого был произведен отбор образцов.

По результатам контрольной проверки составля­ется акт по форме № 3 в двух экземплярах. Подписывается он должностным лицом, проводившим контрольную проверку, а также продавцом (испол­нителем) и представителем проверяемого пред­приятия (предпринимателя).

Если «принимающая сторона» не согласна с ре­зультатами контрольной проверки, предприниматель имеет право во время подписания акта в письменном виде оформить свое несогласие и дать соответ­ствующие объяснения.

В случае его отказа подпи­сать акт проверяющий делает запись в акте о том, что продавец и предприниматель ознакомлены с содержанием акта и от его подписания отказались.

В случае выявления недостатков на любом этапе контрольной проверки составляется промежуточный акт, который подписывается лицом, допустившим нарушения, а также предпринимателем.

Самые «популярные» нарушения

Напоследок рассмотрим самые «популярные» нарушения, которые «денно и нощно» обязаны пре­секать блюстители прав потребителей.

В соответствии со статьей 21 Закона № 1023 права потребителя считаются нарушенными, если:

  • нарушается право потребителя на свободу волеизъявления или выбора товара;
  • нарушается принцип равенства сторон догово­ра, участником которого является потребитель;
  • ограничивается право потребителя на получе­ние необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о товаре;
  • потребителю реализован опасный, фальсифи­цированный или некачественный товар;
  • цена товара определена ненадлежащим об­разом (например, нечеткая информация на ценнике или стоимость товара указана без НДС и т.д.).

О штрафах

А теперь о том, что за все это будет. Ответствен­ность субъектов хозяйственной деятельности, нарушивших требования законодательства о за­щите прав потребителей, предусмотрена ста­тьей 23 Закона №1023.

Вопрос о наложении штрафа рассматривается при участии предпринимателя. Постановление о нало­жении взысканий составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры остаются в органах Госпотребстандарта, третий экземпляр в 3-дневный срок направляется предпринимателю.

Подробнее о том, какие штрафы за нарушения в сфере защиты прав потребителей могут быть на­ложены на предпринимателя, см. «Собственное Дело», 2008, №10, с.36.

Заключение, или Уголок в тему

Не забудьте позаботиться о таком необходимом для каждого розничного магазина атрибуте, как уголок покупателя. Чтобы не было претензий со стороны контролеров, его нужно оборудовать на вид­ном и доступном для покупателей месте.

В уголке покупателя, как минимум, должны быть представлены:

  • сведения о наименовании собственника или уполномоченного им органа;
  • Книга отзывов и предложений;
  • адреса и номера телефонов органов, обеспе­чивающих защиту прав потребителей.

Подробнее об оформлении уголка покупателя см. «Собственное Дело», 2008, №17, с.15

Документы консультации

Закон №877 – Закон Украины “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности” от 05.04.2007г. №877-5.

Закон №1023

Источник: http://advocat-cons.info/index.php?newsid=3230

Округ закона
Добавить комментарий