Имеет ли право работник не давать разъяснения службе безопасности предприятия?

Положение о службе безопасности

Имеет ли право работник не давать разъяснения службе безопасности предприятия?

Утверждаю
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия, учреждения][должность, подпись, Ф. И. О. лица, утверждающего положение]
[число, месяц, год]М. П.

1.1. Служба безопасности является самостоятельным структурным подразделением предприятия и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя предприятия].

1.2. Служба безопасности создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.3. Службу возглавляет начальник, имеющий [высшее или среднее] образование и стаж работы в службе безопасности не менее [вписать нужное], назначаемый на должность приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.4. Структуру и штатную численность службы утверждает [наименование должности руководителя предприятия] по представлению начальника службы и по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда].

1.5. Распределение обязанностей между работниками службы осуществляется начальником службы безопасности.

1.6. В своей деятельности служба руководствуется:

– законодательством Российской Федерации;

– уставом предприятия;

– настоящим положением.

1.7. [Вписать нужное].

На службу безопасности возлагаются следующие задачи:

2.1. Обеспечение безопасности работников предприятия.

2.2. Организация и обеспечение охраны объектов предприятия, материальных ценностей и денежных средств.

2.3. [Вписать нужное].

Служба безопасности выполняет следующие функции:

3.1. Обеспечение надежной защиты объектов предприятия от краж, хищений, грабежей, поджогов и других преступных посягательств, актов вандализма, общественных беспорядков.

3.2. Разработка мероприятий по безопасности объектов предприятия.

3.3. Определение адекватных угрозе средств защиты и видов режимов охраны предприятия.

3.4. Пресечение попыток несанкционированного проникновения на объекты предприятия.

3.5. Обеспечение неприкосновенности перевозимых материальных ценностей.

3.6. Организация связи с объектовыми группами безопасности.

3.7. Обеспечение надлежащей работы охранной сигнализации, контроль за ее состоянием и принятие мер по ремонту в случае повреждения, отказа, пр.

3.8. Оснащение предприятия специальной телефонной связью, “тревожными кнопками”, переговорными устройствами, смотровыми глазками, другими техническими приспособлениями.

3.9. Обеспечение соблюдения контрольно-пропускного режима при осуществлении профилактических, ремонтных и других работ.

3.10. Составление маршрутов передвижения транспортных средств, перевозящих материальные ценности и схем по сопровождению их в пути.

3.11. Разработка и осуществление мер по выявлению, предупреждению и пресечению преступных акций в отношении руководящего состава предприятия и предприятия в целом.

3.12. Разработка и проведение специальных мероприятий по обеспечению физической защиты руководства предприятия.

3.13. Исключение возможности несанкционированного доступа физических лиц и транспортных средств на контролируемую территорию.

3.14. Установление порядка допуска работников, лиц сторонних организаций, посетителей и транспортных средств на контролируемую территорию.

3.15. Исключение возможности несанкционированного вывоза (выноса), ввоза (вноса) материальных ценностей с (на) контролируемой зоны.

3.16. Досмотр в случае необходимости работников предприятия и всех лиц при допуске на объекты предприятия.

3.17. Исключение возможности бесконтрольного передвижения посетителей по территории предприятия.

3.18. Установление порядка допуска работников в зоны (помещения) ограниченного доступа.

3.19. Внедрение технических средств контроля доступа.

3.20. Организация мероприятий, направленных на ограничение доступа в зоны (помещения) предприятия.

3.21. Установление внутриобъектового режима в помещениях (на территориях) предприятия.

3.22. Проведение специальных тренингов с работниками предприятия по поведению в различных ситуациях.

3.23. Разработка отчетных документов, аналитических справок и отчетов по итогам деятельности службы.

3.24. Передача материалов в правоохранительные органы для расследования по фактам правонарушений и преступлений, совершенных в отношении предприятия и отдельных работников.

3.25. [Вписать нужное].

Служба безопасности имеет право:

4.1. Запрашивать в структурных подразделениях материалы и документы, необходимые для разработки мероприятий по сопровождению материальных ценностей, денежных средств.

4.2. Требовать от работников предприятия соблюдения режима охраны, установленного на территории.

4.3. Иметь доступ на все объекты предприятия, а также ко всем источникам и носителям информации предприятия.

4.4. При наличии оснований производить проверку документов работников и посетителей предприятия, рабочих мест, а также досмотр транспортных средств.

4.5. Получать объяснения, наводить справки и получать необходимую информацию.

4.6. Давать разъяснения, рекомендации и указания по вопросам, входящим в компетенцию службы.

4.7. [Вписать нужное].

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, служба безопасности взаимодействует:

5.1. Со всеми подразделениями предприятия по вопросам:

Получения:

– заявок на сопровождение работников предприятия, перевозящих товарно-материальные ценности;

– данных о мерах, принятых к обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей предприятия;

– сведений об угрозах в адрес руководящих работников предприятия;

– информации об утрате, гибели имущества предприятия;

– [вписать нужное].

Предоставления:

– рекомендаций и разъяснений по соблюдению режима безопасности и охраны предприятия;

– групп сопровождения для перевозки товарно-материальных ценностей.

5.2. С хозяйственным отделом и отделом материально-технического снабжения по вопросам:

– обеспечения техническими средствами охраны;

– обеспечения радиостанциями, телефонами, иным оборудованием;

– [вписать нужное].

5.3. С [наименование структурного подразделения] по вопросам:

Получения:

– [вписать нужное];

– [вписать нужное].

Предоставления:

– [вписать нужное];

– [вписать нужное].

6.1. Ответственность за ненадлежащее и несвоевременное выполнение служебных функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник службы безопасности.

6.2. Ответственность работников службы устанавливается должностными инструкциями.

6.3. [Вписать нужное].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должностное лицо, с которым согласовывается положение] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/polozhenie-o-sluzhbe-bezopasnosti

�������� ������������ �� �����, ��������� � �����������. �� ����������� �����

Имеет ли право работник не давать разъяснения службе безопасности предприятия?

���������� �������:(� �������� ����������, �� �� �������� �����)������������! � 1993 �. ��� ������� �� ��.206 �.2 �� �� � ���� ����� ������� �������. � 2000 �. ������� �������� � �������� �����. ��������� � ����� ������� ���� ��������.

��� ������ �� ������ ������� ��������� ������, ���� � ����������� ������� ������� � ���, ��� ���� ����� ���������� �������������� ������������� (�� ��� ������ ��� ��������, ��� ��� �����, �.�. ��������� ��������).� ������� 2012 �.

� � ������������� ����� ���� ���������� � ������� �� ����������� ������ � ��� ��� � �� ���� ����� �������� �������� ��331 �� ��, ��� �� ��������� �� 83 �13 �� ��, ����� �� ����������� �3266-1 �� 10.07.1992� �� 53, ��24 �� “� ����������� ��”. � ������ ��������� �� ���������� ���������.

��������� �� ������ �� ����, �� ������ ��� ��������� �������� �������� ���������� ����������� ������������� ������ �� �������������� � ���������� ���� � ������� �������������� ���� ����� ������� � ��� ��� ������?������� ���������.

�������� ����������:

������������. ������ �����: �� ����� ������� �����, ��� ����� �������� ������ 331 ��������� ������� �� ������������� �����������, �.�. �������� ���������� ������������� ����������� ����. � ��� ���� ���� �� ���������� � ��������������� ���, ���� �� ��� ������ �� ���� � ��� ���������. �� �������� �������� ����� ��� �� �����, �����, ��� � ������� �������� �� ������ �����, �� � ����������. ������, ����������������� �� �� ����� ��� ����������, � ����������� �� ����������� ������ �����������������.��� �� ������, �� ���� �������� � 1993 ���� �� ����� ������ ������ 206 �� �����. ��� ������ � �� ����� ��������� ���:

������ 206. �����������. �����������, �� ���� ���������� ��������, ����� ���������� ������������ ������� � ���������� ����� ���������� � ��������, -������������ �������� ������� �� ���� �� ������ ���� ��� ��������������� �������� �� ��� �� ����, ��� ������� �� ���� ����������� �������� �������� ������ �����.

�������� �����������, �� ���� �� �� ��������, ������������ �� ������ ���������� �������������� �������� ��� ������ ���������, ���� ��������� � �������������� ������������� ������ ��� ������������� ��������������, ������������ ����������� �� ������ ������������� �������, ��� ���� ���������, ����������� ����������� ��������, � ����� ����������� �����, ����� ������� �� �����������, -������������ �������� ������� �� ���� �� ���� ��� ��� ��������������� �������� �� ���� �� ���� ���.��������, ��������������� ������� ������ ��� ������ ��������� ������, ���� ��� ��������� � ����������� ��� �������� ���������� �������������� ������, ���� �����, �������� ��� ����� ��������� ������, � ����� ������ ���������, ���������� ��������������� ��� ��������� �������� �����������, –

������������ �������� ������� �� ���� �� ���� �� ���� ���

�.

�� ���� �� ����� ������ ������ 206 ������������ �������� �����������, �������� – ��������� � �������������� �������������� ������, �� �� ��������� � ����������� ��� �������� ���������� ������. ��� � ���� ��� �������, �������� ����������� ��� ������. � ����������� �������� ������������� ���������� ������ ����� �����������, ������� ��������� � ����������� ������ ��� ���������, ������������ � �������� ������, ��� �� ������� ������������ ��� ���� �����. ������ � ��� ���� �� ���� (����� ���� �� ����� ������ ������ 206), � ������ ����� (�������, ��������, ����� �� ����), ���� ���� �� � ����, �� �� ��������������� � ������ ������ ��� ��������������� �������. �����, ���������� ���������, �� ����� �������� ����, � ���������� ��������� �, ��� �����. ����������� ������������ ������, ����� �������� ���� (������ 10 �� ��).��� ��� �������� ������ 213.

������ 213. �����������1.

�����������, �� ���� ������ ��������� ������������� �������, ���������� ����� ���������� � ��������, �����������:�) � ����������� ������ ��� ���������, ������������ � �������� ������;�) �� ������� ������������, ��������������, �������, ������������ ��� ����������� ��������� ��� ������ ���� �� ������� ��������� ��� ������ � ��������� �����-���� ���������� ������, -������������ ������� � ������� �� ������� ����� �� ������� ����� ������ ��� � ������� ���������� ����� ��� ����� ������ ����������� �� ������ �� ���� �� ���� ���, ���� ������������� �������� �� ���� �� ���������� ������������ �����, ���� ��������������� �������� �� ���� �� ������ ���� �� ���� ���, ���� ��������������� �������� �� ���� �� ���� ���, ���� �������� ������� �� ��� �� ����.2. �� �� ������, ����������� ������� ��� �� ���������������� ������� ��� �������������� ������� ���� ��������� � �������������� ������������� ������ ���� ����� ����, ������������ ����������� �� ������ ������������� ������� ��� ������������ ��������� ������������� �������, –

������������ ������� � ������� �� ������� ����� �� ������ �������� ������ ��� � ������� ���������� ����� ��� ����� ������ ����������� �� ������ �� ���� �� ������� ���, ���� ��������������� �������� �� ���� �� ���� ���, ���� �������� ������� �� ���� �� ���� ���

�.

�����, ��� ���. ���� ���� ������, �� ������� �� ���� ��������, ����� ��������� �������� ��� ���� ������� � �������������� �������, �� ������� ��� �� �������� �����������. ������������ ���������, ������������ ����������� � ��������� ������������, � ����������� �� �������� ���������� ������ (� ����� ������ ��������� ��� ������, ��� ��� ��� �� ���������).� ������� �� �������� ��������� ��������� ��� ������� ���������� � ������������ ���������, ������ �� ��������������.

02.09.2012

Источник: http://www.hand-help.ru/doc2.10.2.html

Пишем положение о подразделении и должностную инструкцию

Имеет ли право работник не давать разъяснения службе безопасности предприятия?

  • страница
  • Библиотека управления

Демидов Евгений Евгеньевич

Положения о подразделениях и должностные инструкции важны не только для структурирования управления организацией. Являясь инструментом правовой защиты как работника, так и работодателя, они должны быть выверены с юридической точки зрения.

Эти документы должны быть доступны пониманию работников и обладать определенной гибкостью. К сожалению, так называемые «типовые образцы» либо содержат ошибки, либо нуждаются в серьезной адаптации.

Эта статья – для тех, кто критически относится к имеющимся образцам и кто хочет разработать указанные документы самостоятельно, с пониманием дела.

Для чего нужны положения о подразделениях и должностные инструкции

Как и всякие «бумаги» подобного рода, нужны они для того, «чтобы были» – не дай Бог, случится какое-нибудь разбирательство и тогда… Да и вообще, по отечественной традиции, всякие инструкции читают (или даже пишут) после того, как неприятность уже случилась. А вообще закон не требует их обязательного наличия…

Полагаем, что примерно так ответит на поставленный вопрос большинство читателей.

Отсюда и отношение к написанию указанных документов складывается соответствующее: при нежелании тратить чересчур много времени на такие пустяки в большинстве случае пользуются какими-нибудь готовыми образцами. Либо включают описание должностных обязанностей, прав и ответственности работника непосредственно в трудовой договор.

Принцип ubi homines sunt modi sunt (где люди, там и правила), тем не менее, действует, и чем больше людей в организации, тем определеннее должны быть выражены правила их совместной работы1.

Положения о структурных подразделениях2 (далее – ПП) и должностные инструкции (далее – ДИ) нужны:

  • для понимания того, кто чем занят на рабочем месте (анализ);
  • для объяснения работникам, чем они должны заниматься и где находятся пределы их компетенций, прав и ответственности (руководство);
  • для контроля текущей деятельности организации (контроль);
  • для оценки (и самооценки) деятельности работников и последующего принятия решения об обучении, о перемещениях, поощрениях и взысканиях (стимулирование и управление карьерой работников);
  • для отбора кандидатов (привлечение работников);
  • для защиты работников, работодателя и организации в целом (безопасность);
  • для поддержания позитивной корпоративной культуры.

Как видим, все стадии классического управленческого цикла в той или иной степени требуют информации, содержащейся в ПП и ДИ. Значит, если организация должна быть управляемой, то и эти основополагающие документы должны быть в порядке.

Отсюда же следует, что ПП и ДИ организации должны образовывать внутренне согласованную систему, тогда как совокупность трудовых договоров такой системности не предполагает.

ПП и ДИ являются законом не только для работника, но и для работодателя, а потому должны соответствовать требованиям действующего российского законодательства и защищать законные интересы обеих сторон. В связи с этим увлечение «управленческим» аспектом этих документов в ущерб правовому может привести к негативным последствиям.

То, что с точки зрения теорий общего менеджмента или управления персоналом должно быть отражено в характеристиках рабочих мест или подразделений, далеко не всегда будет уместным в ПП или ДИ с точки зрения требований законодательства3.

Поэтому структура, форма, содержание и отдельные формулировки в ПП и ДИ должны быть выверены с точки зрения закона, а возможные правовые коллизии, связанные с трактовкой положений этих документов, должны быть заранее оценены.

На что можно опереться при разработке положений о подразделениях и должностных инструкций?

Законодательство Российской Федерации (в том числе и трудовое) никак прямо не определяет исчерпывающие требования указанных документов. В ст.

5 Трудового кодекса РФ отмечено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, помимо нормативно-правовых актов регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Вместе с тем, нигде в кодексе не раскрывается хотя бы примерный перечень таких локальных нормативных актов. Но в силу сложившейся еще в советское время традиции под ними понимаются, в том числе, ДИ и ПП, о чем свидетельствуют нижеприведенные письма федеральных ведомств, регулирующих трудовые отношения.

В письме Федеральной службы по труду и занятости от 31.10.

2007 № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников» [26] читаем:

«Несмотря на то, что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.
Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.»

Роструд, однако, предупреждает (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 09.08.2007 № 3042-6-0 «О должностных инструкциях работников» [25]):

«Должностная инструкция необходима как в интересах работодателя, так и работника.

Так, отсутствие должностной инструкции в отдельных случаях препятствует работодателю осуществить обоснованный отказ в приеме на работу (поскольку именно в ней могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника), объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока, распределить трудовые функции между работниками, временно перевести работника на другую работу, оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.
Само по себе отсутствие должностной инструкции не должно расцениваться как нарушение трудового законодательства и влечь за собой ответственность, однако может иметь негативные последствия в виде принятия работодателем незаконных решений в связи с ее отсутствием.»

Источник: https://www.cfin.ru/management/people/instructions/descriptions.shtml

Блоги профессионалов на «Ведомостях»

Имеет ли право работник не давать разъяснения службе безопасности предприятия?

После выхода на раннюю пенсию у сотрудников правоохранительных органов не так много вариантов профессионального развития. Если не считать предпринимательскую деятельность, преподавание и творчество, то таких путей два.

Следователи, дознаватели и сотрудники прокуратуры (как люди, отвечающие за процессуальную сторону взаимоотношений человека и государства) идут в судьи или, что чаще, в адвокаты.

Если все складывается хорошо, то очень часто они показывают блестящий результат благодаря богатой профессиональной практике. Но они составляют лишь небольшую часть огромной армии силовиков.

Только в МВД трудится около 1 млн сотрудников. Всего в силовых ведомствах работает около 2,5 млн человек, не считая армии. Точное число следователей назвать трудно, так как данные, например, по ФСБ засекречены. Но это не больше 20% общего списочного состава.

С учетом увольняющихся по выслуге лет и уволенных по различным причинам (в том числе привлеченных ранее к уголовной ответственности) образуется большая группа людей, пополняющих ряды сотрудников служб безопасности, охранных предприятий и детективных агентств.

При этом все проблемы и пороки силовых структур переносятся на новое место работы.

Оперативные сотрудники обучались и практиковались в различных видах тайной деятельности, владении оружием, поиске и сборе важной информации. В массе своей это решительные, хладнокровные люди, склонные к риску, с большим опытом в криминалистике и связями по обе стороны закона.

Очень много порядочных ветеранов специальных служб работают на благо компаний-нанимателей. Однако психологически признать коммерсанта (который был в прошлой жизни сотрудника силовых служб разве что потерпевшим) полноценно охраняемым лицом получается не у всех.

И очень часто бизнесмены, чьи интересы сотрудники безопасности призваны защищать, страдают от службы безопасности в первую очередь.

Реальный пример: в оптовую торговую компанию стали приходить письма из окружного подразделения экономической полиции. Сначала с требованием предоставить документы, потом явиться для дачи объяснений. Затем правоохранители провели гласное обследование помещения (доследственное подобие обыска).

Обычно в коммерческих структурах такими проблемами занимается как раз служба безопасности, выполняя роль посредника вместо адвоката и надеясь на солидарность бывших сослуживцев.

И действительно, через некоторое время заместитель руководителя службы безопасности пришел к собственникам компании и сообщил, что в неприятностях виноват сын одного из владельцев (у юноши были проблемы с наркотиками) и надо срочно дать взятку в $1,5 млн высокопоставленному офицеру МВД, чтобы замять дело.

Бизнесмен, зная о проблемах сына, сначала согласился, но потом все же решил обратиться в профильное управление ФСБ.

Сотрудники ФСБ установили, что заместитель шефа службы безопасности в сговоре с одним из руководителей экономической полиции придумал убедительную историю, использовав информацию, полученную через незаконное прослушивание телефонных разговоров. Участникам истории предъявлены обвинения в вымогательстве и превышении служебных полномочий. Дело расследует Следственный комитет.

Другой пример: у телекоммуникационной компании заметно выросли затраты на содержание офиса. Нанятая акционерами аудиторская фирма обнаружила, что рост издержек – результат согласованных действий генерального директора и руководителя службы безопасности. Они организовали целую сеть формально не связанных с ними поставщиков, предоставляющих услуги и товары по завышенным ценам.

Универсальных способов защиты от таких неприятностей нет. Но есть разумные меры, которые должен предпринимать каждый владелец бизнеса.

■ Собирать рекомендации при приеме на работу. Их лучше получать непосредственно от владельцев компаний, где ранее работали руководитель или сотрудники службы безопасности. Кадровые службы могут не знать важных деталей.

■ Постоянно контролировать контролирующих. Имеет смысл анализировать информацию, поступающую из других отделов компании.

Какие распоряжения поступали от руководителя службы безопасности или его зама? Когда? Кому? Также руководителя службы безопасности нужно обязать еженедельно отчитываться перед гендиректором (собственником, советом директоров) о проделанной работе.

В отчетах должны быть ответы на вопросы: какие задачи поставлены и как они выполнены за прошедший период; какие нарушения выявлены в каких отделах и что сделано для их устранения; как избежать повторения нарушений в будущем и т. д.

■ Создать отдел внутреннего аудита. Он формируется из внутренних сотрудников и должен подчиняться только собственникам.

■ Привлекать внешних консультантов. Они проверят информацию, полученную от службы безопасности, либо проведут аудит ее деятельности.

■ Не следует делиться личными проблемами с руководителем и сотрудниками службы безопасности. В противном случае при определенных обстоятельствах (например, если у владельца компании ухудшатся отношения с шефом службы безопасности) излишняя откровенность превратится в орудие против самого бизнесмена.

Однако стоит помнить о том, что, как сказал один успешный бизнесмен, «если я создам у себя службу безопасности, то ей обязательно понадобится работа».

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2018/12/17/789502-sluzhbi-bezopasnosti

Чужой среди своих. Как организовать эффективную службу безопасности?

Имеет ли право работник не давать разъяснения службе безопасности предприятия?

Служба безопасности (CБ) любого предприятия призвана стоять на страже его материальных интересов. Однако, как показывает практика, специалисты СБ сами не безгрешны.

Периодически с их стороны выявляются факты хищений и мошеннических схем, что, в свою очередь, влечет за собой ощутимые потери для компаний.

Исходит это прежде всего от руководителя службы безопасности – человека, не только обладающего багажом специальных знаний и связей, но и полностью информированного о деятельности и рисках компании, уровне ее защиты.

Схемы и проблемы

Какие схемы могут использовать недобросовестные руководители СБ? Специалист в области служб безопасности Константин Сергеев считает наиболее распространенными следующие действия, ведущие к возникновению проблем у собственников бизнеса.

Инсценировка. Это искусственное создание нарушения, а затем «задержание злоумышленников». Тем самым руководитель СБ показывает эффективность и успешность своей работы. Например, пропадает фура с товаром. Начальник службы безопасности, якобы приложив титанические усилия, использовав свои связи и т.д., находит лжепропажу. В итоге: премия ведомству безопасности и ему лично.

Разного рода «крышевание». Здесь речь идет о покрытии уже реального воровства сотрудниками фирмы, которые находятся в сговоре со службой безопасности.

Решившиеся на преступление сотрудники снабжаются необходимой информацией, для них создаются условия для хищения, оказываются прикрытие и защита. Затем происходит сокрытие следов хищения, расследование затягивается, уводится в сторону.

Собственника убеждают в безысходности ситуации, бесполезности привлечения МВД.

В момент преступления сотрудниками СБ отключается система видеонаблюдения «на профилактику».

Вот два примера (без конкретики – в интересах следствия).

1. Руководитель филиала СБ федеральной торговой сети, специализирующейся на продаже бытовой техники, вступил в сговор с управляющим.

Лица проводили уценку товара, в основном крупного и дорогостоящего, до 40% от его стоимости, составляя поддельные акты о выявленных повреждениях.

Затем товар, который был изначально без повреждений, реализовывали (часто просто похитив) сначала для себя и близких, а затем и на сторону.

2. Директор по безопасности вступил в сговор со специалистом управления персоналом, который закрывал табель на наемных работников (гастарбайтеров). По табелю работало в смену 30–35 наемников, фактически – не более 20.

Деньги за работу получал по доверенности бригадир, после чего сумма, предназначенная фиктивным работникам, передавалась руководителю СБ, который, кроме того, еще и обкладывал бригаду данью по 1000 руб.

в месяц за предоставление им работы.

Присвоение.

Сюда относится присвоение средств из так называемой 9-й статьи – безотчетные деньги, направленные на оперативные расходы, завышение командировочных расходов, списание якобы невозвратной дебиторской задолженности, которая была ранее взыскана (налом, взаимозачетом или договоренностью) и присвоена. Присвоение денежных средств или материальных ресурсов возможно также и при списании продукции, оформлении брака, вывозе отходов.

Откат. Имеется в виду закупка по завышенной цене систем безопасности, информационных баз, разного рода оборудования. В бюджете заявлены видеокамеры одной модели, фактически устанавливаются другие. Заключаются необоснованные договоры по обслуживанию систем безопасности, – это одна из частых схем отката, сумма небольшая, но постоянная.

«Дно» ресурса. Сюда относится все, что можно использовать даже «по мелочи» в своих интересах и против интересов фирмы: нелегальная стоянка на охраняемой СБ территории, использование в личных интересах ГСМ, автотранспорта, информационных баз и т.д.

«Тревожный» чемоданчик. Начальник СБ замыкает все вопросы, контакты лично на себе. Компания платит деньги, а руководитель службы безопасности развивает личную информационную базу.

Он становится, во-первых, «незаменимым», а во-вторых, в случае его увольнения компания теряет весь ранее вложенный в развитие ресурс. Начальник СБ также при этом собирает информацию о компании и ее руководстве, включая негатив.

Он имеет возможность при конфликте использовать эту информацию для шантажа собственника, руководства компании.

Бывший оперативник или выпускник вуза?

Понятно, что в свете вышеизложенного особенно важен подбор кандидатуры начальника СБ. Дело это, прямо скажем, сложное, но подходят к этому иные руководители фирм и предприятий чересчур просто, исходя из стереотипов. Какие объявления часто встречаются в Интернете? «Для вновь созданной фирмы требуется начальник службы безопасности.

Критерии отбора: возраст до 50 лет, опыт работы в органах МВД не менее 15 лет, наличие водительских прав и опыта вождения». Но разве количество лет, отработанных в правоохранительных органах, и величина звезд на погонах являются гарантом защиты предприятия?

Кстати, в связи с этим рассматривая кандидатуру офицера на должность начальника СБ, целесообразно выяснить истинную причину его увольнения из органов правопорядка. Тут может быть два варианта.

Отнюдь не редкими бывают ситуации, когда в процессе собеседований, скажем, молодой опер заявляет, что ошибся в выборе профессии, посвятив ей несколько лет своей жизни.

В процессе же углубленной проверки выясняется, что никакой ошибки вовсе не было.

Просто человек со своими жизненными ценностями, пониманием целей и задач, форм и методов оперативной работы не вписался в нее, во взаимоотношения с начальством.

В данном случае теряет государство, потратившее на подготовку офицера немалые деньги. Бизнесмен же в его лице, наоборот, приобретает профессионального порядочного сотрудника.

Но есть и противоположный вариант. Случается, когда отдельные офицеры увольняются отнюдь не по собственному желанию (хотя значится именно так).

Поэтому обязательно следует проверять лиц, претендующих на должность начальника СБ, в том числе уволенных из правоохранительных органов, и через иные источники.

У рекомендующих, мягко говоря, может быть субъективная точка зрения по отношению к порядочности и профессионализму человека, не совпадающая с реальностью, или обязательства перед рекомендуемым, которые они пытаются компенсировать путем его трудоустройства в вашу фирму.

И здесь у многих руководителей предприятий возникает вопрос: кого лучше принимать на работу в должности начальника СБ – бывшего офицера МВД или выпускника вуза по специальности «Безопасность предпринимательства»? Первый, между прочим, обойдется для компании намного дороже.

Конечно, в любом случае безопасность – удовольствие не из дешевых. Здесь особенно важно помнить, что скупой платит дважды. Еще хуже, когда бизнесмен создает на фирме службу безопасности «по дешевке» лишь для удовлетворения личных амбиций и поддержания имиджа, потому что она есть у делово–го партнера или конкурента, а также из-за страха, навеянного очередной проверкой силовиков.

Как считает директор агентства безопасности бизнеса «Пересвет» Геннадий Лянной, для начинающих предпринимателей с экономической точки зрения целесообразным является построение СБ с помощью компетентного консультанта.

В последующем необходимо распределить обязанности в области безопасности бизнеса между директором и одним из его заместителей, периодически приглашая консультанта-профессионала для получения рекомендаций по усовершенствованию СБ, необходимость которых диктуется ростом фирмы и новшествами в специфике ее работы, изменениями в законодательстве, появлением новых угроз и т. п.

А вот в зрелых компаниях, которые могут потерять многое, будут правы предприниматели, которые доверяют руководство безопасностью бизнеса именно уволившимся офицерам спецслужб.

Подготовка специализированными вузами менеджеров в области безопасности бизнеса необходима и продиктована временем. Вместе с тем практика показывает, что первоначально выпускники институтов могут эффективно работать только в качестве рядовых офицеров СБ под руководством опытных начальников.

Согласитесь, что практическими навыками в области психологии, оперативным чутьем, а также умением ориентироваться в экстремальных ситуациях они не обладают.

Научиться этому невозможно, даже окончив учебное заведение с красным дипломом. А ведь все перечисленное – всего лишь несколько из обязательных качеств, которыми должен обладать начальник СБ.

На их приобретение и оттачивание уходят годы кропотливой работы, многими они приобретались методом проб и ошибок.

Ошибки же начальника СБ могут дорого обойтись руководителю фирмы, вплоть до потери бизнеса.

Хотя и здесь есть свое «но», которое стоит учесть. Многие офицеры спецслужб, увольняясь, считают, что сразу готовы работать в области безопасности бизнеса. На самом деле это отнюдь не так.

Столкнувшись с огромным количеством новых, ранее не изученных и несовершенных по содержанию законов, беспределом недобросовестных конкурентов, противоправной деятельностью контролирующих и правоохранительных органов и т. п., некоторые отставники пасуют.

При этом, впрочем, практика показывает, что из толкового опера начальника СБ коммерческой структуры можно подготовить примерно за полтора месяца.

Все сделано быть не может

И напоследок – о том, что, собственно, обязан делать руководитель службы безопасности.

Начальник СБ подчиняется исключительно первым лицам компаний (учредителям) либо уполномоченным ими топ-менеджерам, что наиболее актуально в холдингах и корпорациях.

Не стоит принимать на работу начальника СБ, который требует контроля за собой либо отвечает, что у него «все сделано».

В распоряжении у начальника СБ фирмы должны быть элементарные технические средства (цифровые диктофон, фото- и видеокамера, сканер, мобильный телефон и т. п.), служебный автомобиль и бюджет на оперативные расходы.

Опытный руководитель службы безопасности постоянно совершенствует свои знания в областях действующего законодательства и передовых технологий, используемых для защиты предприятия.

И плох тот начальник СБ, который остановился в своем развитии, живет вчерашним днем и почивает на лаврах, однажды выстроив свою работу и считая, что на этом его роль исчерпана.

Чтобы идти в ногу со временем, кроме самостоятельной подготовки руководитель службы безопасности, как правило, входит в различные объединения (федерации, ассоциации) по профессиональной принадлежности, обменивается опытом в общении с коллегами.

И еще об одном, по мнению Геннадия Лянного, надо обязательно сказать. Практический опыт свидетельствует о том, что действенность системы безопасности предприятия зависит от понимания ее важности каждым из сотрудников, невзирая на занимаемые должности.

Пусть начальник СБ семи пядей во лбу, а учредитель не скупится на технику и оперативные расходы. Но ведь вокруг живые люди – персонал со своей психологией, амбициями, проблемами и т. п.

Тем более что некоторые сотрудники поначалу неизбежно видят в руководителе СБ «серого кардинала», корпоративный контролирующий, а порой и карающий орган (особенно в компаниях, где ранее никто безопасностью не занимался и где действительно приходится «закручивать гайки»).

Важно изменить такую психологию. Как правило, у опытного начальника СБ уходит шесть – восемь месяцев, чтобы стать в фирме «своим».

Иногда это происходит быстрее, так как жизнь вносит свои коррективы, возникают экстремальные ситуации, когда важность обеспечения безопасности проявляется сама собой, а руководитель службы безопасности на практике может продемонстрировать свои профессиональные качества.

Безопасность на предприятии можно обеспечить лишь тогда, когда руководитель не только декларирует свое желание иметь ее, но и принимает непосредственное участие в построении службы экономической безопасности, а также прислушивается к рекомендациям начальника СБ. Еще раз напомним, что только первый руководитель может давать распоряжения и подписывать приказы, обязательные для выполнения всем персоналом.

В связи с этим рекомендация для руководителей: не меняйте свое мнение в политике безопасности под нажимом старожилов компании или из боязни подорвать свой авторитет.

«Экономить» на авторитете начальника СБ не стоит, как не нужно экономить на бумаге, изготавливая проекты документов на обратной стороне черновиков.

Чем опасно последнее? Это аукнется после предательства кого-либо из числа персонала, хищения из офиса личного сейфа и компьютера руководителя, грубого и незаконного «наезда» силовиков и прочих потенциальных угроз, которые могут войти в жизнь любой фирмы.

Александр Губанов

Источник: https://www.moscowtorgi.ru/news/bezopasnost_biznesa/162/

Округ закона
Добавить комментарий