Имеет ли право водить машину человек, который вписан в страховку умершего владельца?

Управление автомобилем в случае смерти его собственника

Имеет ли право водить машину человек, который вписан в страховку умершего владельца?

В случае смерти собственника автомобиля его родственники задаются вопросом: вправе ли они управлять автомобилем умершего до получения свидетельства о праве на наследство? Какими документами необходимо обладать при управлении автомобилем умершего? Прекращает ли свое действие страховой полис в случае смерти собтвенника авто? Возможно ли заключить новый договор страхования ГПО владельцев транспортных средств, если собственник автомобиля умер?

Кто может управлять автомобилем после смерти его владельца до получения свидетельства о праве на наследство наследниками?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 54 Закона Республики Казахстан “О дорожном движении” водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию уполномоченных на то должностных лиц органов внутренних дел, органов транспортного контроля передавать им для проверки:

  • водительское удостоверение на право управления транспортным средством;
  • свидетельство о государственной регистрации транспортного средства либо документ, свидетельствующий о праве собственности на транспортное средство;
  • страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

Наличие доверенности на управление автомобилем  не требуется, поскольку Законом Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан” 29 декабря 2014 года был исключен  абзац пятый подпункта 1)пункта 3 статьи 54  Закона «О дорожном движении», предусматривающий  необходимость наличия доверенности на право владения или пользования, или распоряжения  транспортным средством, с обязательной регистрацией  в уполномоченном органе.

Вышеуказанным законом также была исключена статья 76 Закона “О дорожном движении”, предусматривающая порядок регистрации и учета лиц, которым транспортные средства переданы во временное владение и пользование.

Таким образом, водитель, указанный в качестве “Застрахованного” в страховом полисе, при наличии водительского удостоверения и свидетельства о государственной регистрации автомобиля, вправе управлять транспортным средством в случае смерти владельца транспортного средства до момента получения свидетельства о праве на наследство наследниками.

Прекращает ли действие договор страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств в случае смерти его владельца?

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств” договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств считается прекращенным в случаях:

  • истечения срока действия договора;
  • досрочного прекращения договора;
  • наступления первого страхового случая, обязывающего страховщика осуществить страховую выплату.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 вышеуказанного закона договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств прекращается досрочно в случаях, установленных Гражданским кодексом Республики Казахстан.

Так, подпунктом 5 пункта 1 статьи 841 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) предусмотрено основание досрочного прекращения договора – когда возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. В указанных случаях договор считается прекращенным с момента возникновения обстоятельства, предусмотренного в качестве основания для прекращения договора, о чем заинтересованная сторона должна незамедлительно уведомить другую.

Таким образом, если в качестве застрахованного лица в страховом полисе был указан лишь умерший, страховой полис прекращает свое действие, поскольку умерший не может совершить действий, влекущих наступление страхового случая.

Если же в качестве Застрахованного в страховом полисе указаны иные лица (например, супруга умершего), договор страхования продолжает свое действие в отношении других Застрахованных.

Возможно ли заключение договора страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств после смерти собственника автомобиля?

Согласно подпункту 8) статьи 1 Закона Республики Казахстан “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств” владелец транспортного средства – это физическое или юридическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо любом другом законном основании (договоре имущественного найма, в силу распоряжения компетентного органа о передаче транспортного средства и другое).

Таким образом, для того, чтобы заключить договор страхования ГПО владельцев транспортных средств лицу, желающему застраховать свою ответственность, необходимо соответствовать требованиям, указанным в вышеуказанном пункте.

То есть, в случае обращения лица, не являющегося собственником транспортного средства, необходимо предъявить документ, на основании которого лицо вправе владеть транспортным средством (например, доверенность).

Однако, поскольку собственник автомобиля умер, любая доверенность прекращает свое действие (подпункт 7 пункта 1 статьи 170 Гражданского кодекса), а, следовательно, заключить договор со Страховщиком на основании доверенности не возможно.

В свою очередь, пунктом 115 Правил совершения нотариальных действий предусмотрено, что нотариус по месту открытия наследства, по обращению одного или нескольких наследников по закону назначает доверительного управляющего наследством.

О назначении доверительного управляющего нотариус выносит постановление (пункт 117 указанных Правил). Действуя на основании постановления о назначении доверительного управляющего, доверительный управляющий вправе обратиться в страховую компанию для заключения договора страхования и выдачи страхового полиса, где в качестве “Застрахованного”  будет указан доверительный управляющий.

Источник: http://www.defacto.kz/content/upravlenie-avtomobilem-v-sluchae-smerti-ego-sobstvennika

Снимаем автомобиль с учета

Имеет ли право водить машину человек, который вписан в страховку умершего владельца?

В предыдущей статье InfoCar.ua в деталях рассказывал о процедуре и тонкостях постановки автомобиля на учет в МРЭО. Сегодня же мы поговорим о прямо противоположном процессе — снятии ТС с учета. При всей кажущейся сложности, процесс этот не так утомителен, если подойти к нему подготовленным и с определенным набором знаний.

Разные ситуации — разные документы

Снять автомобиль с учета может понадобиться в случаях, когда Вы решили продать, подарить или, не дай Бог, вынуждены отдать своего «железного коня», например, по решению суда. Жизненные ситуации могут быть самыми разнообразными, однако Вам, в любом случае, придется ехать в то МРЭО, где транспортное средство ставилось на учет. Но правил без исключений, как известно, не бывает. Во всяком случае для тех, кто проживает без регистрации в Киеве. С 20 июня 2012 года в столице начали работу два МРЭО, в которых владельцы транспортных средств могут снять свое авто с учета вне зависимости от места регистрации и проживания. Это МРЭО №12 (ул. Электротехническая, 45) и 1№3 (ул. Новоконстантиновская, 8). Впрочем, с 1 августа 2012 года по принципу «единого окна» должны заработать все столичные МРЭО  (смотрите адреса и телефоны МРЭО Киева)Совет: прежде, чем ехать в МРЭО, проверьте, есть ли у Вас отвертка для откручивания-прикручивания номерных знаков и тряпка для их протирания, чтобы не испачкаться.Если Вы были единственным собственником автомобиля, не пользовались им по доверенности, не отдавали в залог и т. п., пакет документов, необходимых для снятия ТС с учета будет минимальным. От Вас потребуют оригинал гражданского паспорта и его копии (1,2 стр., 3,4/5,6 стр. – если вклеено второе/третье фото, прописка), справку о присвоении идентификационного номера (ИНН) и ее копию, техпаспорт на авто, тоже с копией, государственные номерные знаки и квитанцию об оплате так называемого транспортного сбора (налога с собственника транспортного средства) за 2010 год. Налоговый Кодекс, вступивший в силу 1 января 2011 года, избавил автомобилистов от необходимости ежегодных платежей, однако он не освобождает от погашения задолженности, если такая есть.Совет: Копии документов лучше сделать заранее, чтобы не терять время в МРЭО.Нередки случаи, когда автомобиль находится во владении по генеральной доверенности. Если это про Вас, кроме вышеперечисленного, для снятия с учета нужно взять с собой в МРЭО оригинал доверенности, ее нотариально заверенную копию и извлечение из Единого реестра доверенностей.Если собственников у автомобиля несколько, для снятия его с учета нужно получить разрешение каждого из совладельцев на нотариально заверенном совместном заявлении или доверенности на право отчуждения. Аналогично, оригинал доверенности нужно предоставить и в том случае, если хлопоты по снятию ТС с учета вы поручаете кому-то другому. При этом, в доверенности в обязательном порядке должно быть указано право снимать авто с учета и представлять Ваши интересы в ГАИ.Самым рутинным может оказаться снятие автомобиля с учета, если он покупался в кредит или был в залоге. В этом случае в МРЭО нужно дополнительно предоставить оригиналы кредитного договора, договора залога, справки банка о полном погашении кредита и выписку нотариуса из Государственного реестра отягощения движимого имущества (ГРОДИ).Если все документы в порядке, законных оснований для отказа в снятии ТС с учета у ГАИ нет. Впрочем, они могут появиться, если при проверке выяснится, что на Ваш автомобиль наложен арест, что он проходит как вещественное доказательство по уголовному делу или находится в залоге. Еще один, но не последний повод — замена номерных агрегатов (двигателя и кузова) без надлежащего документального оформления.Совет: Часто причиной отказа в снятии авто с учета служат неоплаченные штрафы за нарушение ПДД. На всякий случай, возьмите с собой все сохранившиеся квитанции, чтобы не ездить туда-обратно, если вдруг Вас по ошибке обвинят в их неуплате. А если что-то Вы действительно не оплатили, сделать это, так или иначе, придется.

Порядок действий в МРЭО

Для начала нужно написать типовое заявление на снятие ТС с учета – его образец Вам дадут в МРЭО. После этого Ваше авто проверят на наличие неоплаченных штрафов, причастность к уголовным делам, угону и т. п. Если претензий не возникло, можно занять очередь к эксперту-криминалисту и отправляться в ближайшее отделения банка для оплаты обязательных платежей (расценки могут незначительно отличаться):

Услуги МРЭО200 грн.
Оценка экспертом-криминалистом200 грн.
Акт оценки экспертом-криминалистом40 грн.
Транзитные номера52,50 грн.

После оплаты счетов возвращаемся в очередь к эксперту-криминалисту на сверку номерных агрегатов, по результатам которой в окошке технического контроля Вам выдадут соответствующий акт. Забираем его, снимаем с авто номерные знаки и с полным пакетом документов и квитанций возвращаемся к тому окну, где в самом начала писали заявление.

Все! Осталось лишь дождаться, когда Вас пригласят и выдадут техпаспорт с надрезанным уголком, учетную карточку с отметкой о снятии ТС с учета и транзитные номерные знаки (красные).

Обратите внимание, что техпаспорт недействителен без учетной карточки, равно как и наоборот. Если же техпаспорт на автомобиль старого образца (не пластиковый, а ламинированный), он будет разрезан, а отметка МРЭО проставлена внутри.

Учетная карточка к такому техпаспорту не выдается.

В штатном режиме вся процедура снятия автомобиля с учета занимает три-четыре часа, если успеть пройти сверку номерных агрегатов до 13.00.

Совет: внимательно проверяйте все документы, которые получаете в МРЭО на правильность внесенных в них данных. Если обнаружить ошибку позже, документы придется переделывать.

Необходимо также помнить, что срок действия транзитных номеров равен двум месяцам. Езда с просроченными транзитными номерами приравнивается к управлению незарегистрированным ТС и влечет за собой штраф в размере от 170 до 255 грн., а за повторную просрочку — до 510 грн.

Что делать, если..

Старые автомобили иногда проблематично снять с учета по причине того, что одна или несколько цифр номеров двигателя и/или кузова не читаются. Это может быть связано с банальной коррозией, разъевшей металл, или последствиями ДТП.

По закону такие транспортные средства не подлежат регистрации, перерегистрации и снятию с учета, но это не значит, что машину следует окончательно поставить «на прикол».

Проблема решается проведением экспертизы (как правило, МРЭО направляет в Научно-исследовательское бюро судебных экспертиз «Сантадор» или другое лицензированное учреждение), в ходе которой устанавливается первоначальный номер узла и выясняется, не было ли уничтожение номера умышленным.

По результатам экспертизы выдаются заключение, и, если доказано, что со стороны владельца никаких противоправных действий не было, в техпаспорт ставится соответствующая отметка.

Если первоначальный номер удалось установить, его придется продублировать в другом месте узла, а если не удалось – ГАИ присвоит новый номер. Увы, «удовольствие» это длительное и дорогостоящее.

Не многие знают, что госномера при снятии автомобиля с учета можно закрепить за собой, чтобы после покупки нового авто не получать новые и не оплачивать их изготовление.

Для этого достаточно написать в МРЭО заявление, в котором должен быть указан срок, на который Вы хотите зарезервировать за собой номерные знаки, и оплатить 3 грн. за каждые сутки хранения одного комплекта.

После окончания срока, указанного в заявлении, госномера за невостребованностью становятся собственностью ГАИ.

К сожалению, с именными номерами, или номерами с красивым сочетанием символов, такая практика работает далеко не всегда. Часто они «случайно» теряются в недрах МРЭО, и доказать что-либо можно только через обращение в суд, а тяжба с ГАИ — не то, на что готов пойти каждый автовладелец.

Если у Вас возникали сложности со снятием автомобиля с учета и Вы хотите поделиться своим опытом и способами решения проблем, оставляйте комментарии под этой статей. Вполне возможно, именно Ваш случай поможет другим автовладельцам сэкономить время, нервы и деньги.

Дополнение: В феврале 2012 года Кабинет министров Украины внес изменения в Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ТС, упростив некоторые процедуры. Так, в случае утери техпаспорта на автомобиль, полученный по наследству, снять его с учета можно на основании свидетельства о праве наследования. Получать новый техпаспорт, как в прочих случаях, не нужно.

8 сентября 2011 года. Артем Киселев, специально для InfoCar.ua

Источник: АвтоБазар InfoCar.ua

Источник: https://avtobazar.infocar.ua/arts/article-7721.html

Действительно ли ОСАГО после смерти владельца (страхователя)

Имеет ли право водить машину человек, который вписан в страховку умершего владельца?

 Один из неприятных в нашей жизни моментов, когда кто-то из знакомых или близких уходит из нее. Это не только морально тяжело, но еще и влечет за собой череду проблем связанных с материальными расходами с бюрократическими проволочками.

  Так после смерти владельца, а зачастую и страхователя по ОСАГО получается некоторая неразбериха.

Многие из автомобилистов затрудняются сказать о том, действительна ли в этом случае страховка? А если нет, то как получить компенсацию за то, что ею уже не воспользоваться, а деньги потрачены? Как оформить новую страховку? Именно на эти вопросы мы и ответим в нашей статье.

Мы не будем рассказывать об обязанности водителя иметь и предъявлять страховой полис ОСАГО при проверке документов, ведь об этом написано в Обязанностях водителей ПДД.  Это можно сказать аксиомы, которые не вызывают уже сомнений.

Однако такой страховой полис может быть недействительным, так как по факту его срок будет ограничен сроком его досрочного прекращения, который как раз и заканчивается в день смерти страхователя или собственника.

Чтобы не быть голословными процитируем Правила, главу VI «Досрочное прекращение действий договора обязательного страхования»

33. Действие договора обязательного страхования досрочно прекращается в следующих случаях:
а) смерть гражданина – страхователя или собственника;

Заметьте, что ОСАГО не действительно как в случае смерти собственника, так и в случае смерти страхователя, это могут быть разные люди, но и в том и другом случае страховка аннулируется.
 Теперь нас будет интересовать два варианта развития событий.

Первый, это вопрос о том, как продолжать ездить на машине до момента вступления в наследство, при этом как восстановить страховку. Второй, как получить деньги за неиспользованные месяцы, если страховка аннулирована.

Давайте попробуем разобраться с тем и другим по порядку.

Как ездить на машине после смерти владельца (страхователя) с прежней страховкой

 Если мы имеем дело со смертью владельца, то здесь ситуация получается куда более многогранной чем потеря страховки, ведь в этом случае машина  теряет еще и собственника. Машина вроде как становится ничья на период вступления наследников в наследство. То есть пол года машина будет без собственника.

В этом случае и доверять машину другому лицу некому, то есть формально машина должна просто стоять и все! Но что это за машина коли она стоит?  Именно поэтому ездить на такой машине можно со «старой» страховкой, но только  по-тихому. Ведь в ГИБДД нигде не регистрируется смерть владельца. В итоге так и можно протянуть эти полгода.

Однако такой вариант не желателен, ведь ОСАГО недействительно. То есть в случае аварии вам просто придется отвечать в соответствии с ГК РФ, а не рассчитывать на недействительную страховку… При этом если ДТП все же не будет, то при проверке на дороге, такую страховку вполне можно предъявить.

Что-либо выявить будет ой как сложно! Тоже самое можно сказать и о смерти страхователя, с одним большим «НО». Здесь просто надо отложить в сторону старую страховку, которая аннулирована, а оформить новую, где будет прописан ныне бодрствующий страхователь. В этом случае все будет по закону на все 100 процентов.

Собственник жив, страхователь имеется, а компенсацию за аннулированную страховку можно получить и позже. Сейчас как раз о том, когда же и на основании чего можно получить такую компенсацию на неиспользованные месяцы страховки.

Как получить деньги за неиспользованные месяцы страховки ОСАГО после смерти страхователя

Теперь о том, как получить деньги за неиспользованные месяцы страховки. В этом случае нет необходимости писать заявление максимально быстро после наступления смерти страхователя или владельца, так как согласно Правил, срок начинает идти ни с момента написания заявления о возврате средств, а со дня смерти. Процитируем еще раз выдержку из главы IV Правил

В случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 33 настоящих Правил, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата события, которое явилось основанием для его досрочного прекращения и возникновение которого подтверждено документами соответствующих государственных и иных органов.

То есть впоследствии, можно будет предъявить свидетельство о смерти, и именно со дня смерти и будет возмещение за неиспользованный срок. Что касается выплат, то здесь все гораздо сложнее, ведь в этом случае выплаты производятся наследникам, причем зачастую уже тем, кто вступил в это самое наследство законно. Опять обратимся все к той же главе.

Часть страховой премии возвращается страхователю (его законным представителям, наследникам) в течение 14 календарных дней с даты, следующей за датой получения страховщиком сведений о случаях, предусмотренных подпунктами “а”, “в”, “г”, “д” пункта 33 настоящих Правил…

В итоге выплаты за неиспользованные месяцы можно будет получить после вступления в наследство, что согласитесь не так быстро и скоро как хотелось. Как мы думаем, большинство просто вовсе не обращаются за такими выплатами…

Подводя итог..

 В конце нашей статьи можно резюмировать следующее. Если  умер собственник машины, то здесь лучше вовсе не ездить на машине до вступления в наследство. У такой машины нет хозяина, который был бы в состоянии высказать свои волеизъявления на счет ее эксплуатации.

Кроме того и страховка не действительна. Однако если водителя и остановят, то вряд ли смогут узнать о том, что страховка не действительная.

  В случае если умер страхователь, а не собственник, то в этом случае самым оптимальным будет сразу оформить страховку, а “старую” пока отложить в сторону.

 Ну и в том и другом случае, то есть при смерти собственника или страхователя, можно будет получить возврат за неиспользованные месяцы, по факту вступления в наследство. При этом, исчисление для компенсации пойдет с дня смерти автоматически, каких-либо заявлений в срочном порядке писать не нужно.

Источник: https://autosecret.net/2035-dejstvitelno-li-osago-posle-smerti-vladeltsa

Вс рф разъяснил, кто считается владельцем машины

Имеет ли право водить машину человек, который вписан в страховку умершего владельца?

Верховный суд принял очень интересное решение, которое касается большинства хозяев машин, мотоциклов и прочей техники. По сути, он напомнил о том, что отвечать за нарушение должен тот, кто владел в момент происшествия машиной. А владеть и иметь в собственности – это разные вещи.

Обладание автомобилем не только приятно, почетно, но и накладно. Да к тому же еще и требует высокой ответственности как от владельца средства повышенной опасности. А стать таким владельцем очень легко. Для этого достаточно иметь права и получить устное согласие от собственника. Причем в любом виде. Можно оформить доверенность у нотариуса, а можно просто сказать: я тебе доверяю.

Нарушителей ПДД будут наказывать по фото и видео со смартфона

Напомним, что передать свои полномочия можно разными способами. Можно заключить договор о передаче транспортного средства во временное владение (аренда). Можно оформить доверенность у нотариуса.

Можно оформить простую письменную форму доверенности, где подпись нотариуса не требуется.

Но также можно просто на словах передать управление транспортным средством в руки того, кто к нему не имеет отношения.

Надо понимать, что при этом тот, кто будет сидеть за рулем, должен быть вписан в полис обязательного страхования автогражданской ответственности перед третьими лицами. Это своеобразное подтверждение того, что водитель – доверенное лицо хозяина машины.

В случае, если водитель пользуется транспортным средством, и при этом у него на руках открытый полис, то есть, согласно которому, за руль допускается любой водитель, ему также не требуется доверенность. Достаточно полиса. Но речь, в данном случае идет о частных лицах. С юридическими все сложнее.

Но вместе с правом управлять машиной такой автовладелец получает и всю ответственность за свои действия.

Если, управляя машиной по доверенности, водитель получает вознаграждение, то он не считается владельцем

Авария произошла в августе 2014 года. Некая гражданка Любишина не справилась с управлением автомобилем, и он опрокинулся. В салоне находилась Э. Балбарова, которая получила тяжкие повреждения, и ее дочь А. Балбарова, которая погибла. Также в машине был Федоров – собственник этого автомобиля.

Виновницей этого происшествия признали Любишину, которая управляла автомобилем. Однако уголовное дело в отношении нее было закрыто. Следователи не нашли состава преступления по части 3 статьи 264.

Тогда супруги Балбаровы обратились в суд с иском о компенсации им морального вреда. За гибель дочери – в размере миллиона рублей, а за нанесение тяжких телесных повреждений – в размере 500 тысяч рублей.

Для камер фиксации нарушений ПДД разработали единые требования

Районный суд, установив, что Любишина имела водительское удостоверение и управляла автомобилем в присутствии собственника, счел требования законными. Правда, частично. И взыскал компенсацию в размере одного миллиона 400 тысяч рублей.

Но с этим не согласилась Любишина. Заявила, что она не собственник автомобиля, не управляла им на основании доверенности либо на ином законном основании, и потому ненадлежащий ответчик по делу. Ответственность, по ее мнению, должна быть возложена на Федорова, как на собственника. Она также указала, что он находился в момент ДТП в салоне в пьяном виде.

Верховный суд республики Бурятия согласился с ее доводами, указав, что управление автомобилем по устному поручению собственника не дает оснований считать ее законным владельцем источника повышенной опасности, и отменил решение районного суда.

Однако с такими доводами не согласился Верховный суд РФ, в который с кассационной жалобой обратился Федоров.

Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса владелец средства повышенной опасности обязан полностью возместить причиненный вред. Если в отношении человека оформлена доверенность на управление транспортным средством, то он признается его законным владельцем, когда автомобиль передан ему во временное пользование и он использует его по собственному усмотрению.

Впрочем, есть одно исключение. Если в обязанности лица, на которое была оформлена доверенность, входит лишь управление машиной в интересах другого лица, и за это ему выплачивается вознаграждение (водительские услуги), владельцем источника повышенной опасности такое лицо не считается.

Депутаты предложили освободить от налога тех, у кого угнали машину

К тому же сейчас, согласно Правилам дорожного движения, водитель не обязан иметь при себе доверенность на право управления автомобилем.

Таким образом, решил Верховный суд, управляя транспортным средством без письменной доверенности, но при наличии водительского удостоверения и в присутствии собственника, Любишина использовала автомобиль на законном основании.

При этом, отметил Верховный суд, нижестоящий суд не исследовал вопрос об оказании ею водительских услуг, а иных оснований для освобождения Любишиной от ответственности за причиненный вред не установлено.

Поэтому апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Бурятия незаконно и подлежит отмене, постановил Верховный суд РФ.

Дело отправлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Источник: https://rg.ru/2017/10/09/vs-rf-raziasnil-kto-schitaetsia-vladelcem-mashiny.html

Округ закона
Добавить комментарий