Является ли нарушение составления протокола стать основанием для суда для прекращения дела?

Вс объяснил, когда протокол гибдд является недействительным

Является ли нарушение составления протокола стать основанием для суда для прекращения дела?

Верховный суд (ВС) РФ снова выступил на стороне водителей, указав инспекторам ГИБДД на необходимость составлять протоколы без ошибок и заполнять все графы документа: любой промах автоинспектора трактуется в пользу автомобилистов и является поводом вернуть им право садиться за руль. 

До высшей инстанции с жалобой дошёл житель Москвы, которого сотрудники ГИБДД остановили на Рублевском шоссе.

Они составили на водителя Land Rover Freelander II протокол об отказе пройти медосвидетельствование, и на основе этого документа сначала мировой суд столичного района Кунцево лишил его прав вождения и оштрафовал на 1,5 тысячи рублей, а затем Мосгорсуд признал это решение законным. Тогда автолюбитель обратился с жалобой в Верховный суд РФ, и судья Сергей Никифоров обнаружил в протоколе целый ворох нарушений, который подробно проанализировал. 

Временной сбой 

ВС напоминает, что к числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, в котором, согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, должны отражаться: 

– событие административного правонарушения, 

– место и время совершения административного правонарушения.

«Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение», – отмечает ВС.

При этом в деле московского водителя протоколы содержали разные данные о времени совершения правонарушения: согласно одному документу правонарушение произошло в 2 часа 40 минут, а согласно другому – на сорок минут позже (в 3 часа 20 минут). 

Эту ошибку судья ВС РФ счёл существенной. 

Разъяснение прав 

Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем обязательно делается запись в протоколе.

Игнорирование этого требования приводит к тому, что доказательства по делу признаются судами недопустимыми, подчеркивает высшая инстанция. Она ссылается на пункт 18 постановления пленума от 24 марта 2005 года №5 – при рассмотрении дела собранные доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении.

«Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ и статьей 51 Конституции», – указывает ВС.

В данном случае в протоколе не отображено, что водителю разъяснили положения статьи 25.1 КоАП: в соответствующей графе документа его подпись отсутствует. Нет в деле и расписки о разъяснении автовладельцу его прав.

«Изложенное свидетельствует о том, что привлечённый к административной ответственности не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту», – отмечает ВС РФ. 

Понятые и Конституция 

Высшая инстанция напоминает, что доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ). 

Эти данные устанавливаются протоколом, объяснениями привлекаемого к ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Не допускается использование доказательств, если они получены с нарушением закона, а отсутствие разъяснений норм КоАП и Конституции понятым относится к подобным нарушениям, отмечает ВС.

Он ссылается на письменные объяснения двух понятых, из которых усматривается, что им не были разъяснены положения статьи 25.1 КоАП и нормы статьи 51 Конституции, так как в документах нет их подписи об этом.

«Следовательно, протокол об административном правонарушении и письменные объяснения понятых являются недопустимыми доказательствами по делу и не могли быть использованы судом при вынесении постановления», – подчеркивает судья. 

Извещение правонарушителя 

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП дело должно быть рассмотрено с участием привлекаемого к ответственности, а исключение составляют случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении правонарушителя о процессе, на который он добровольно и без уважительной причины не явился. 

Но в материалах рассматриваемого дела информация о надлежащем извещении водителя Land Rover о предстоящем судебном процессе отсутствует.

«Аналогичная информация отсутствует и в отчете автоматизированной информационной системы «ПК Мировые судьи». Из истории операции доставки регистрируемых почтовых отправлений уведомление об извещении (водителя) о дате судебного заседания находилось в стадии «обработка».

Таким образом, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело рассмотрено мировым судьей в отсутствие (водителя), который не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела», – считает ВС РФ. 

Он пришёл к выводу, что все ошибки, допущенные сотрудниками ГИБДД и судами, являются существенными, а значит нельзя считать, что по делу принято справедливое и верное решение.

В связи с этим ВС не только отменил решение о лишении водителя прав и наложении на него штрафа, но и прекратил административное преследование автомобилиста в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было принято решение.

Алиса Фокс 

Источник: http://www.supcourt.ru/press_center/mass_media/27576/

Особенности назначения административного наказания без составления протокола, Комментарий, разъяснение, статья от 26 декабря 2016 года

Является ли нарушение составления протокола стать основанием для суда для прекращения дела?

Для многих физических июридических лиц наложение административного наказания, в частности,штрафа, связано с составлением протокола. Однако не все знают, чтождать протокола нужно не всегда, если это касается административныхнарушений физических лиц.

Случаисоставления и случаи не составления протокола

Протокол представляетсобой акт, который составляется должностными лицами. Протоколудостоверяет те или иные события.

Протоколы возможноразделить на два вида:

-судебные;

-административные.

ВКоАП РФ определены требования кпротоколу об административном правонарушении (статья28.2 КоАП РФ).

В протоколе отражаются:

-дата и место его составления,

-должность,

-фамилия и инициалы лица, составившего протокол,

-сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело обадминистративном правонарушении,

-фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей ипотерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,

-место, время совершения и событие административногоправонарушения,

-объяснение физического лица или законного представителяюридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иныесведения, необходимые для разрешения дела.

Протоколы обадминистративных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицамиорганов, уполномоченных рассматривать дела об административныхправонарушениях.

Согласно статье28.6 КоАП РФ протокол может не составляться, еслинепосредственно на месте совершения физическим лицомадминистративного правонарушения уполномоченным на то должностнымлицом назначается административное наказание.

Наказания могут быть двухвидов:

-предупреждение;

-административный штраф.

Вэтом случае сразу выносится постановление по делу обадминистративном нарушении. Постановление должно содержатьследующие реквизиты:

1) должность, фамилия,имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и составколлегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и месторассмотрения дела;

3) сведения о лице, вотношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства,установленные при рассмотрении дела;

5) статья КоАП РФ, предусматривающаяадминистративную ответственность за совершение административногоправонарушения, либо основания прекращения производства поделу;

6) мотивированное решениепо делу;

7) срок и порядокобжалования постановления.

Копия постановлениявыдается под расписку лицу – правонарушителю.

Копия постановления такжеможет быть выдана потерпевшему по его просьбе.

Если лицо отказывается отполучения копии, она высылается по почте заказным письмом. Срокнаправления почтового отправления – 3 дня со дня вынесенияпостановления.

Вслучае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело обадминистративном правонарушении, оспаривает наличие событияадминистративного правонарушения и (или) назначенное емуадминистративное наказание, составляется протокол обадминистративном правонарушении. Конституционный суд в Определении Конституционного Суда РФ от02.07.2015 N 1536-О “По запросу Димитровского районного суда городаКостромы о проверке конституционности частей 1 и 2 статьи 28.6Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях” подтвердил законность составленияпостановления без протокола, что, по мнению Конституционного суда,не нарушает права граждан на судебную защиту.

Чаще всего к случаямсоставления постановлений о назначении административныхправонарушений без протоколов относятся ситуации в отношенииуправления автотранспортными средствами и нарушения ПДД.

Управление незарегистрированным транспортным средством или безтехосмотра

Одним из оснований дляналожения административного штрафа без составления протоколаявляется управление автотранспортным средством:

-не зарегистрированным в установленном порядке;

-не прошедшим государственного технического осмотра или техническогоосмотра.

Таблица

Административная ответственность за управлениенезарегистрированным транспортным средством или без техосмотра(статья12.1 КоАП РФ)

Пункт КоАП РФНарушениеШтрафныесанкции
П.1ст.12.1КоАП РФУправление транспортнымсредством, не зарегистрированным в установленном порядкевлечет наложениеадминистративного штрафа в размере от 500 до 800 рублей
П.1.1ст.12.1 КоАП РФПовторное совершениеадминистративного правонарушениявлечет наложениеадминистративного штрафа в размере 5000 рублей или лишение правауправления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев
П.2ст.12.1КоАП РФУправление легковым такси,автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованнымдля перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь(кроме места для водителя), специализированным транспортнымсредством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасныхгрузов, которые не прошли государственный технический осмотр илитехнический осмотрвлечет наложениеадминистративного штрафа в размере от 500 до 800 рублей

Что являетсядоказательствами данного правонарушения?

-фиксация с применением технических средств, имеющих функции фото- икиносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки,видеозаписи;

-сообщение или заявление собственника (владельца) транспортногосредства данных о том, что в момент фиксации административногоправонарушения транспортное средство находилось во владении или впользовании другого лица.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420388965

Арбитражный суд Волго-Вятского округа

Является ли нарушение составления протокола стать основанием для суда для прекращения дела?

1. Вопрос: Является ли основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности неуведомление лица о времени и месте составления определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ)?

Ответ: Данное обстоятельство не является основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.

2. Вопрос: Может ли информация об отслеживании почтовых отправлений на официальном сайте ФГУП «Почта России» (www.russianpost.

ru) использоваться административным органом в качестве доказательства надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола, а также о времени и месте рассмотрения материалов об административном правонарушении?

Ответ: С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 № 3563/13, данная информация может использоваться в обоих случаях в качестве доказательства надлежащего извещения. Одновременно суду следует оценивать представленные лицом, привлекаемым к административной ответственности, доказательства его неизвещения.

3.

 Вопрос: Следует ли признать правомерным составление протокола об административном правонарушении в отсутствии законного представителя организации, если в период после вручения руководителю организации извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении до дня составления такого протокола в отношении организации была введена процедура внешнего управления и назначен внешний управляющий?

Ответ: Поскольку в момент вручения извещения руководитель организации являлся ее законным представителем, такое извещение сохраняет силу и в случае последующего прекращения полномочий руководителя и возложения управления делами должника на внешнего управляющего, принимая во внимание положения абзаца 4 пункта 1 статьи 94 Федерального закона от 26.10.

2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) об обязанности органа управления должника в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему.

Соответственно, неявка представителя организации не является препятствием для составления протокола об административном правонарушении.

4. Вопрос: При рассмотрении судом вопроса о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, по какому адресу следует направлять определения о времени и месте судебного заседания?

Ответ: С учетом п. 54 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.

2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», определения следует направлять по адресу, указанному в судебном акте об утверждении арбитражного управляющего, а также по адресу, по которому арбитражный управляющий зарегистрирован по месту своего жительства (ч. 4 ст. 121 АПК РФ), т.к. на момент направления определения арбитражный управляющий конкретной организации уже может утратить данный статус.

5. Вопрос: Заявление административного органа и протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию правонарушения.

Норма права, соответствующая правильной квалификации деяния, предусматривает возможность применения более суровой санкции.

С учетом того, что назначаемое наказание не должно ухудшать положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, как именно арбитражный суд должен применять административное наказание?

Ответ: Заявителю следует отказать в удовлетворении требования о привлечении лица к административной ответственности.

6. Вопрос: В статье (части статьи) Особенной части КоАП РФ в качестве наказания предусмотрена конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Одновременно имущество, являющееся предметом административного правонарушения, подлежит изъятию (в т.ч. по п. 4 ст. 1252 ГК РФ, подп.

 1 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).

Что должно быть указано в резолютивной части судебного акта о привлечении лица к административной ответственности: конфискация, либо изъятие имущества?

Ответ: С учетом п. 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.

2004 № 10 в резолютивной части судебного акта следует предусматривать конфискацию имущества, поскольку это правовое последствие предусмотрено специальной нормой права, как вид наказания.

Если привлечение к административной ответственности невозможно (в т.ч. вследствие истечения сроков давности), то в резолютивной части судебного акта следует предусматривать изъятие имущества.

7. Вопрос: На момент вступления в силу решения суда о привлечении к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности (п. 9 ч. 1 ст. 3.

2 КоАП РФ) уже исполняется ранее назначенное по другому основанию административное наказание в виде административного приостановления той же деятельности.

С какого момента должен исчисляться срок нового приостановления деятельности?

Ответ: С учетом п. 23.3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5, срок нового административного приостановления деятельности должен начинаться со дня вступления в силу решения суда.

8. Вопрос: В какой день истечет двухмесячный срок привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), по правонарушению, которое совершено, например, 16.04.2015?

Ответ: 

Источник: http://fasvvo.arbitr.ru/node/14022

Судебный участок № 2 Железнодорожного района г.Улан-Удэ

Является ли нарушение составления протокола стать основанием для суда для прекращения дела?
sh: 1: –format=html: not found

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее – малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Для получения бесплатной юридической помощи гражданами представляются следующие документы:

1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи (приложение) с указанием вида необходимой бесплатной юридической помощи и основания ее предоставления;

2) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий его личность;

3) документы, обосновывающие требования граждан об оказании бесплатной юридической помощи, в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона.

Для получения бесплатной юридической помощи, помимо вышеперечисленных документов, дополнительно представляются:

1) малоимущими гражданами – справка, подтверждающая, что среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия;

2) инвалидами I и II группы, детьми-инвалидами – справка, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности;

3) ветеранами Великой Отечественной войны, Героями Российской Федерации, Героями Советского Союза, Героями Социалистического Труда – удостоверение, подтверждающее их принадлежность к указанным категориям;

4) детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, их представителями – справка, выданная органом опеки и попечительства по месту жительства, подтверждающая указанный статус;

5) лицами пожилого возраста, инвалидами (детьми-инвалидами), проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания, – справка, выданная администрацией учреждения, о нахождении гражданина в данном учреждении с указанием статуса гражданина;

6) несовершеннолетними, содержащимися в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетними, отбывающими наказание в местах лишения свободы, а также их представителями – справка, выданная администрацией учреждения, о нахождении несовершеннолетнего в данном учреждении;

7) лицами, страдающими психическими расстройствами, их представителями – справка, выданная медицинским учреждением, о нахождении гражданина на учете в данном учреждении;

8) гражданами, признанными судом недееспособными, их представителями – решение суда о признании гражданина недееспособным.

Вышеперечисленные документы могут быть представлены по просьбе гражданина, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, другим лицом, если гражданин не имеет возможности лично обратиться за получением бесплатной юридической помощи.

В этом случае представитель гражданина, помимо указанных документов, представляет документ, удостоверяющий личность, доверенность, оформленную в установленном федеральным законодательством порядке, или документ, подтверждающий права законного представителя.

Для получения бесплатной юридической помощи гражданами представляются подлинники документов и их копии, которые заверяются участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.

Право на правовое консультирование в устной и письменной форме, составление  заявления, жалобы, ходатайства и других документов правового характера в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи граждане имеют в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Право на представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях граждане имеют в случае, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.

Источник: http://zhel2.bur.msudrf.ru/modules.php?name=info_pages&id=181

Округ закона
Добавить комментарий