Как быть, если виновник отказался заполнять извещение о ДТП?

Как заполняется извещение о ДТП

Как быть, если виновник отказался заполнять извещение о ДТП?

Извещение о ДТП представляет собой документ, который составляется всеми участниками аварии для получения выплаты по ОСАГО.

Бланк необходимо заполнять при любых обстоятельствах происшествия, независимо от количества столкнувшихся машин, пострадавших людей и степени полученных автомобильных повреждений.

Без извещения страховая компания не примет документы для выплаты компенсации по полису. При этом важно, чтобы документ был оформлен правильно, с учетом существующих требований и условий.

Извещение о ДТП – документ, заполняющийся на месте аварии с описанием дорожного происшествия. Бланк состоит из самокопирующейся лицевой части и оборотной стороны.

Извещение составляется при самостоятельном оформлении ДТП (по Европротоколу) и при вызове сотрудников ГАИ, независимо от степени тяжести нанесенных повреждений.

Единственное условие, при котором документ не требуется оформлять – самостоятельно урегулирование убытков без обращения в страховую компанию.

Страховщики предъявляют достаточно жесткие требования к извещению. Оно должно быть заполнено без ошибок и помарок, в противном случае компания вправе отказать в выплате компенсации.

Это документ строгой отчетности и имеет индивидуальный номер, поэтому составляется на специальном бланке.

Не принимаются другие варианты оформления места ДТП (например, начерченные на листке или распечатанные через компьютерную программу). Бланк выдается страхователю при покупке полиса ОСАГО или КАСКО.

При ненадлежащем оформлении извещения водителю может быть назначен штраф в размере 1000 рублей. Правило распространяется даже на те случаи, когда авария обходится без вызова ГАИ.

Извещение о ДТП необходимо для получения страховой выплаты по ОСАГО. Страховщик должен удостовериться, что наступил страховой случай, предусмотренный правилами страхования.

Поскольку высока вероятность обмана со стороны автовладельца, документ является обязательным и составляется по определенным правилам, которые должен знать каждый водитель.

Где взять бланк

Бланк извещения выдается при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Стандартный комплекс состоит из двух документов:

  • чистый бланк извещения о ДТП с уникальным номером;
  • памятка для водителя о правилах заполнения извещения.

Рекомендуется с правилами заполнения бланка ознакомиться заранее, чтобы на месте происшествия не тратить время на поиск нужной информации.

Если бланк был утерян, то следует обратиться в страховую компанию для выдачи дубликата.

При обнаружении отсутствия извещения на месте аварии, вся необходимая информация указывается на листке бумаги, после чего переносится на официальный бланк.

Но в этом случае могут возникнуть трудности с получением подписи других участников ДТП. Поэтому извещение всегда должно быть при себе, вместе с полисом ОСАГО.

Также водитель может воспользоваться бланком извещения второго участника ДТП. Это не запрещено правилами страхования.

Но лучше сразу запросить два комплекта извещения, чтобы в случае утери или порчи одного из них, не пришлось искать другой способ заполнения бланка.

В каких случаях составляется и кем

Извещение о ДТП составляется на месте дорожного происшествия водителем, являющимся пострадавшей стороной. Именно он будет обращаться в страховую компанию за получением компенсации.

Обязательно участие второго водителя в составлении документа. В противном случае пострадавший может указать несуществующие повреждения. Нелишним будет составление извещения и виновной стороной.

Часто после экспертизы доказывается, что на месте происшествия неверно были расставлены приоритеты и пострадавший водитель признается виновным.

Также извещение позволит рушить спорные вопросы со страховой компанией и при желании страхователя фальсифицировать данные.

Грамотно заполненный бланк извещения помогает реализовать две цели:

  1. Беспрепятственно получить страховую выплату, не затрачивая время на судебные тяжбы и поиск доказательств, подтверждающих наступление ДТП. Важно понимать, что страховщик по закону имеет право отказать в выплате при отсутствии или неправильно составленном извещении.
  2. Избавиться от риска оказаться виновным в ДТП, если конфликт был урегулирован на месте. Случается, что пострадавший в аварии водитель получает материальную компенсацию от виновника и уезжает. Второй водитель остается на месте происшествия и вызывает сотрудников ГАИ, сообщив, что виновник скрылся с места аварии. А это чревато не только штрафами, но и лишением водительского удостоверения.

У многих водителей возникает вопрос: кто заполняет оборотную сторону извещения о ДТП. Следует знать, что вторая часть документа оформляется водителем самостоятельно.

В ней можно указать дополнительные обстоятельства аварии. Заполнять ее можно дома, после отдыха от стрессовой ситуации, чтобы грамотно сопоставить данные и описать их в документе.

Правила заполнения извещения о ДТП по ОСАГО

При заполнении извещения необходимо учитывать важные правила:

  1. Бланк должен быть целым, не помятым, без пятен .
  2. Используется только ручка с синими чернилами. Не принимается документ, заполненный карандашом, фломастером или цветной ручкой.
  3. Данные вносятся большими печатными буквами, разборчивым подчерком.
  4. Данные участников движения вносятся в колонки «А» и «Б», не имеет значения, в какой именно о каком водителе. Главное, писать разборчиво и без сокращений.
  5. В графе №7 указывается примечание, нюансы дорожного происшествия. Если информация не умещается в данном поле, можно написать ее на оборотной стороне бланка. При этом в седьмой графе указать, что сведения содержатся в дополнительной информации.
  6. В схеме следует нарисовать от руки место первичного столкновения с подробным описанием местности, где произошло происшествие.
  7. Графы №4 и№5 заполнять не нужно, они остаются пустыми.
  8. В конце документа проставляется дата заполнения и подписи участников аварии.
  9. После заполнения извещение проверяется на отсутствие ошибок, только после этого копия разъединяется с оригиналом.
  10. Если в процессе заполнения бланка графы остаются пустыми, то на них следует проставить длинный прочерк или нарисовать букву Z.

При заполнении извещения может быть нанесено повреждение бланку. В этом случае следует взять другое извещение и внести всю информацию заново. Страховая компания попросту не примет порванный документ.

При возникновении трудностей с составлением извещения следует попросить помощи у сотрудника ГАИ или позвонить страховому агенту.

Образец

Образец заполнения извещения можно увидеть на стендах в страховой компании или скачать на сайте страховщика. Следует тщательно изучить принцип составления документа, чтобы не допустить ошибок.

Опираться можно на памятку, которая выдается вместе с бланком извещения в момент оформления полиса ОСАГО.

На лицевой части бланка указывается информация:

  • дата и время дорожного происшествия;
  • данные участников ДТП;
  • сведения о страховых компаниях, в которых зарегистрированы водители;
  • характер полученных автомобилем повреждений;
  • схема полученных повреждений;
  • иная информация, запрашиваемая пунктами документа.

Если в ДТП пострадали люди, то на лицевой стороне указывается данный момент, в том числе, число погибших.

На лицевой части составляется схема дорожного происшествия. Желательно рисовать ее совместно со вторым участником ДТП, чтобы не возникло разногласий при подписании документа.

Оборотная сторона извещения может заполняться любым водителем. Здесь указывается информация:

  • подробные сведения о происшествии;
  • данные о транспортных средствах, участвующих в ДТП;
  • сведения о водителях, которые находились за рулем автомобилей в момент аварии;
  • поставить галочку при вопросе о наличии видеорегистратора;
  • ответить на другие вопросы, касающиеся ДТП и состояния автомобиля.

Куда подается и в какой срок

После наступления страхового случая водитель должен с подготовленным пакетом документов обратиться в страховую компанию в течение 5 дней.

При себе обязательно иметь справки, выдаваемые в ГИБДД после оформления места происшествия и заполненное извещение. Обращаться нужно в свою страховую компанию.

Если страховщик был ликвидирован или больше не функционирует, пострадавшей стороне потребуется обратиться в страховую компанию, где оформлен полис ОСАГО виновника аварии.

При отказе от произведения выплаты следует попросить выдать письменный отказ и обратиться в РСА.

Срок в 5 дней выдержать нужно обязательно. При отсутствии уважительных причин страхователь должен предоставить необходимый комплект документов в страховую компанию. Если сроки нарушены, компания вправе отказать в выплате компенсации.

Что делать, если не заполнили

Причин, по которым извещение может быть не заполнено на месте происшествия, множество. Например, отсутствовал бланк, пострадал водитель, просто забыли. В этом случае стоит знать, как заполнить извещение о ДТП одним участником.

Документ должен быть оформлен при любых обстоятельствах. И если сделать это не получилось на месте аварии, то допускается заполнение бланка позже.

При составлении извещения одним водителем, потребуется восстановить данные:

  • марка, модель, цвет и номер транспортного средства второго участника аварии (если это возможно);
  • имеющиеся сведения о ДТП;
  • контакты свидетелей и очевидцев аварии.

В составлении извещения помогут присутствующие люди или доверить заполнение информации можно второму участнику аварии. Он может отказаться, не признавая себя виновным.

В этом случае стоит напомнить ему, что при отсутствии выплаты от страховой компании, пострадавший водитель вправе обратиться в суд для взыскания с виновника аварии материальную и моральную компенсацию.

Оплачивать расходы на восстановление автомобиля ему придется из собственного кармана. Поэтому обеим сторонам выгодно грамотно составить извещение.

Как и остальные документы, извещение должно быть составлено и предоставлено в страховую компанию в течение 5 дней с момента ДТП.

Рекомендуется на месте происшествия, после оказания помощи пострадавшим, уведомить страхового агента по телефону о произошедшей аварии.

Если водитель получил серьезные травмы и был госпитализирован, процедуру оформления документов и обращения в страховую компанию проводит один из родственников.

Вопросы при заполнении

При составлении извещения часто у водителей возникают вопросы, ответы на которые получить в данный момент нет возможности.

И чтобы не столкнуться с трудностями на месте аварии, рассмотрим несколько важных нюансов:

  1. По информации, указанной в извещении о ДТП, не устанавливается вина водителя. Документ составляется совместно обоими участниками движения, но подается только пострадавшей стороной. Вина устанавливается сотрудниками ГАИ после проведенной экспертизы.
  2. Извещение заполняется при любых обстоятельствах аварии, независимо от присутствия на месте происшествия сотрудника ГАИ и составления им документов.
  3. Если участников аварии больше двух, то каждый из них должен составить извещение. На оборотной стороне указывается дополнительная информация о других водителях и автомобилях, столкнувшихся меду собой.
  4. Если произошло столкновение с недвижимым объектом, то заполнять извещение не требуется. В этом случае получить выплату по ОСАГО не получится, а по КАСКО достаточно анализа полученных повреждений. Но все же сотрудника ГАИ вызвать стоит, если планируется запросить компенсацию по добровольному виду автострахования.
  5. Второй водитель может отказаться подписывать извещение. В этом случае следует заручиться помощью свидетелей, которые готовы подтвердить корректность указанной информации. Отсутствие подписи второго водителя не влияет на получение страховых выплат, но компания вправе отказать клиенту, если у него отсутствует подтверждение информации, указанной в извещении.

    Нелишним будет записать контактные данные свидетелей. Они помогут при судебных разбирательствах и отказе страховой компании от выплаты компенсации.

  6. На оборотной стороне извещения не нужно ставить подписи. Ее заполнять разрешается после ДТП, в домашней обстановке.

Извещение необходимо заполнять при условии, что в ДТП участвовало как минимум два автомобиля. Если произошло столкновение с недвижимым объектом, пешеходом или животным, в страховую компанию подается обычное заявление.

Компенсация выплачивается согласно полученным повреждениям. И только при соответствии происшествия с существующими страховыми случаями.

Извещение о ДТП – важный документ, требуемый страховой компанией для выплаты компенсации по ОСАГО.

Бланк должен быть заполнен грамотно, с указанием достоверных сведений, в противном случае страховик вправе отказать в возмещении ущерба.

При возникновении трудностей с составлением извещения следует обратиться к страховому агенту или сотруднику дорожной службы.

: Заполнить извещение о ДТП оформить ОСАГО без ГАИ

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://avtopravozashita.ru/dtp/oformlenie-dtp/izveshhenie-o-dtp.html

Вопрос: При ДТП пострадавший не вызвал сотрудников ДПС, отказался заполнять европротокол и покинул место ДТП вместе с виновником. Виновник обратился на следующий день в ГИБДД для фиксации ДТП и предложил потерпевшему заполнить европротокол для компенсации материального ущерба страховой компанией. Потерпевший вновь отказался и грозит подать в суд на виновника, чтобы взыскать ущерб с него. Какие последствия для виновника будет иметь эта ситуация? У потерпевшего есть свидетель ДТП, показания которого он собирается использовать в суде для взыскания ущерба с виновника, а не со страховой компании.

Что делать виновнику в таком случае… (Правовед.RU, февраль 2017 г.)

Как быть, если виновник отказался заполнять извещение о ДТП?

При ДТП пострадавший не вызвал сотрудников ДПС, отказался заполнять европротокол и покинул место ДТП вместе с виновником. Виновник обратился на следующий день в ГИБДД для фиксации ДТП и предложил потерпевшему заполнить европротокол для компенсации материального ущерба страховой компанией.

Потерпевший вновь отказался и грозит подать в суд на виновника, чтобы взыскать ущерб с него. Какие последствия для виновника будет иметь эта ситуация? У потерпевшего есть свидетель ДТП, показания которого он собирается использовать в суде для взыскания ущерба с виновника, а не со страховой компании.

Что делать виновнику в таком случае? В объяснении уточнялся сам факт ДТП – было указано, что произошло столкновение во время выезда с парковки, что виновник предлагал потерпевшему оформить европротокол и взыскать ущерб со страховой компании виновника.

Это является добровольным признанием вины – типа явки с повинной? Как можно привлечь страховую компанию, если не был оформлен европротокол и не был передан, как положено, в течение 5 дней? Может ли страховая компания все же взыскать с виновника, если посчитает, что он не выполнил свои обязательства – не оформил ДТП в соответствии с требованиями (если по ст. 12.27 КоАП РФ не оформят)? Нужно ли поставить в известность страховую компанию обо всем инциденте? В какой срок могут принять решение о привлечении по ст. 12.27 КоАП РФ?

Если ДТП не фиксировалось, потерпевшему будет сложно доказать сам факт ДТП и виновность в нем второго участника.

Виновнику нужно привлекать в качестве ответчика страховую компанию, она должна отвечать в рамках страхового лимита.

Страховая компания будет отвечать независимо от европротокола. Но если оформят по ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за оставление места ДТП (“Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием”), то с вас же потом и взыщют.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 25.04.

2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (“Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред”), к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:

– вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

– вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);

– указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

– указанное лицо скрылось с места ДТП.

Если все же будут оформлять по ст. 12.27 КоАП РФ, то вам нужно пояснить, что сначала не было разногласий, а потом появились, поэтому вы и покинули место ДТП.

Второму участнику ДТП тоже нужно объяснить, что ему следует говорить то же самое, иначе и он попадет под статью за оставление места ДТП.

Добровольное признание вины само по себе для суда не имеет значения.

Вне зависимости от того, составлялся европротокол или нет, отвечать в пределах лимита будет страховая компания, поскольку страховой случай наступил – обязанность виновника возместить вред. Страховая компания не может взыскать с виновника, т.к. для этого нет оснований.

К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:

– вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

– вред был причинен указанным лицом при управлении ТС в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);

– указанное лицо не имело права на управление ТС, при использовании которого им был причинен вред;

– указанное лицо скрылось с места ДТП;

– указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению ТС (при заключении договора обязательного страхования с условием использования ТС только указанными в договоре обязательного страхования водителями);

– страховой случай наступил при использовании указанным лицом ТС в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования ТС в период, предусмотренный договором обязательного страхования);

– указанное лицо в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП в течение 5 рабочих дней со дня ДТП;

– до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП указанное лицо в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации ТС, при использовании которого им был причинен вред, и/или не представило по требованию страховщика данное ТС для проведения осмотра и/или независимой технической экспертизы;

– на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии ТС обязательным требованиям безопасности ТС, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного ТС, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

– страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии. Страховую компанию нужно поставить в известность обо всем инциденте.

Решение о привлечении по ст. 12.27 КоАП РФ могут принять в течение 3 месяцев, но вас не оформят – для этого нет оснований. А вот потерпевшего могут оформить, т.к. для оформления он не прибыл.

О. Феофанов

Правовед.RU

13 февраля 2017 г.

Источник: http://base.garant.ru/77771405/

«Косяки» Извещения о ДТП,о которых лучше узнать сейчас

Как быть, если виновник отказался заполнять извещение о ДТП?

Документ под названием «Извещение о ДТП» знаком, наверное, подавляющему большинству водителей. Счастливчики избежали опыта более плотного контакта с ним; менее же удачливые некогда сталкивались с необходимостью корпеть над отнюдь не живописными полями данного бланка.

Конечно, инструкции по оформлению «Извещения» находятся в открытом доступе и, как правило, прикладываются к самой бумажной форме. Но, во-первых, стрессовое состояние после дорожного инцидента не способствует внимательному изучению и без того нудноватых указаний. Во-вторых, сами эти указания не идеальны.

Начнём с пункта 3.10 Правил ОСАГО , обязывающего претендующего на выплату потерпевшего приложить к заявлению Извещение о дорожно-транспортном происшествии. Не важно, оформлен ли инцидент в ГИБДД или нет. Никаких исключений позиция Правил не содержит.

Откуда взять Извещение, например, собственнику повреждённого в ДТП забора?

Ну хорошо – у водителя, только что совершившего аварию, есть бланк. Или в любом офисе страховой компании (мол, все замрите, я за бланком и обратно). Но далее закономерен вопрос, должен ли владелец повреждённого имущества (не авто) заполнять форму. Пункт 3.

5 Правил ОСАГО чётко указывает, что делать это обязаны водители транспорта. Собственник забора таким в рассматриваемой ситуации не является, как и забор – транспортным средством. Получается, заполнять бланк Извещения ему не нужно.

А в страховую компанию предъявлять – нужно.

Если следовать формальной логике, решением выглядит оформление единственным имеющимся водителем своего бланка (только со своей стороны) и передача «заборовладельцу» одного из двух его экземпляров.

Что делать последнему, если виновник ничего не заполнил, ничего не отдал или просто уехал – остаётся загадкой. Справедливости ради отметим, что страховщики редко проявляют въедливый формализм в отношении такого рода случаев.

Однако фактически выгодоприобретатель оказывается зависим от политики конкретной организации.

Именно так можно понять формулировку в инструкции на сайте РСА, касающуюся юридических лиц. Впрочем, будем откровенны – это не единственная её возможная трактовка. Документ гласит:

«Если на обратной стороне извещения вам не хватает места, … сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на основном бланке извещения следует сделать отметку «с приложением», а также не забыть указать, к чему это приложение и кем оно составлено, поставить свою подпись (для юридических лиц – заверить печатью)».

Возникает целый перечень вопросов:

  1. Что нужно заверить печатью – само Извещение или Приложение? Или и то, и то?
  2. Чья должна быть печать – собственника или, например, арендатора транспорта?
  3. Откуда у обычного водителя взяться печати предприятия? Или оформление Извещения должно происходить в бухгалтерии организации, где она хранится?
  4. И кстати – мелочь, но заодно – почему страховщики не выдают эти самые «чистые листы бумаги», которые нужно прикладывать «к основному бланку»?

В стремлении к истине вопросы были заданы оператору контакт-центра РСА. Девушка несколько раз просила подождать на линии – видимо, поиск ответов потребовал коллегиальных обсуждений.

В итоге, не найдя каких-либо пояснений в текущих нормативных установках, представитель Союза «дал уклончивый ответ» – наверное, последовав примеру персонажа одного известного анекдота.

А при возникновении спорных моментов было рекомендовано направлять сканированную копию извещения специалистам РСА.

Остановимся теперь на пункте 1.4 Правил ОСАГО, который гласит:

«Одновременно со страховым полисом страхователю бесплатно выдаются … два бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.»

И всё хорошо, если бы не электронные полисы , текущая доля которых перевалила за 15% от общего количества. Как именно выдаются бланки Извещения страхователю, оформившему ОСАГО дистанционно? Правильно – никак.

Ссылка на электронный вариант бланка или версия последнего в формате pdf-файла по e-mail не в счёт: заполнение виртуальной формы затруднительно, да и такой вариант не устроит страховую компанию.

А самостоятельная распечатка для многих связана с финансовыми и временны́ми затратами, хоть в основном и незначительными.

Увы, пока не было замечено страховщиков ОСАГО, вдогонку к е-страховкам направляющих курьера с бланками Извещений о ДТП.

Посему пользователи удалённых каналов приобретения соответствующей услуги фактически остаются один на один с неудобствами, которые Правилами не предусмотрены. Кто-то распечатывает бланки собственными силами, кто-то охотится за ними по офисам продающих компаний, а кто-то вспоминает об этих «бумажках» лишь после аварии.

Понятно, что затронутые недочёты некритичны. Тем не менее, факт их наличия после почти уже полутора десятков лет жизни ОСАГО является любопытным показателем.

Получается, что РСА, Центробанк и законодательные органы не смогли за этот срок «нарисовать» чёткую безошибочную схему «на все случаи жизни».

В то же время автолюбителям страховые компании далеко не всегда прощают ошибки при использовании Извещения о ДТП.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_kosjaki_izveschenija_o_dtp

Нервопротокол

Как быть, если виновник отказался заполнять извещение о ДТП?
Правильно оформить европротокол на месте ДТП — целая наука Fotolia/cliplab.pro

Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.

На мое счастье, в рамках Всероссийской недели сбережений прошел информационно-разъяснительный семинар «Особенности оформления европротокола при ДТП», в рамках которого нас учили оформлять извещение о ДТП за 15 минут.

Оказалось, все не так уж страшно: действительно, протокол можно заполнить довольно быстро. Само сложное, пожалуй, восстановить обстоятельства происшествия и аккуратно внести все данные — свои, автомобиля и полиса ОСАГО.

Напомню, европротоколом в быту принято называть как упрощенное оформление ДТП — без вызова гаишников, так и само извещение о ДТП.

Эти извещения раньше заполнялись водителями только при упрощенной регистрации ДТП, хотя закон предписывает делать это при любом дорожном происшествии с участием двух и более автомобилей.

Теперь же они стали насущной необходимостью, потому что ГАИ больше не выдает справок о ДТП, а протокол и прочие документы ГИБДД не позволяют страховщикам восстановить полностью картину произошедшего. Водители же в лучшем случае возят выданные им вместе с полисом ОСАГО бумажки в бардачке, не заглядывая в них.

В худшем — бумажки лежат где-нибудь дома. Единственный документ, на основании которого страховая компания может принять решение о выплате, — то самое извещение, которое никто не знает, как заполнять. А изучать документ в нервной обстановке сразу после ДТП, согласитесь, не лучший вариант. Итак, разбираемся заранее.

​РСА просит помощи у ГИБДД из-за ситуации со справками о ДТП

Российский союз автостраховщиков (РСА) просит помощи у руководства ГИБДД России в связи с ситуацией, сложившейся вокруг оформления ДТП. В соответствии с приказом МВД, вступившим в силу месяц назад, инспекторы больше не выдают справки водителям — участникам аварий. Однако документ этот необходим по правилам ОСАГО, закрепленным положением Банка России, пишет «Коммерсант».

1. Вызывать или не вызывать сотрудников ГИБДД?

Начнем с ключевого вопроса: нужен ли нам кузнец, то есть представитель ГИБДД, для оформления ДТП.

Открывая семинар, его ведущий, автоэксперт, редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов пояснил, что дожидаться приезда сотрудников ГАИ, как правило, необходимости нет, но позвонить им нужно обязательно.

Скорее всего ГИБДД предложат вам зафиксировать произошедшее с помощью извещения и/или подъехать на ближайший пост ГАИ, чтобы оформить протокол и пр.

Дожидаться приезда сотрудников полиции не только необязательно, но в большинстве случаев и не нужно, так как это может занять много времени, а столкнувшиеся автомобили мешают проезду других.

Для упрощенного оформления ДТП без вызова сотрудников полиции необходимо выполнение нескольких условий:

  • в ДТП участвовало два автомобиля;
  • не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пассажиров, пешеходов;
  • ущерб нанесен только автомобилям участников ДТП;
  • водители единодушны в том, кто именно виноват в ДТП (разногласия отсутствуют);
  • у каждого водителя есть действующий полис ОСАГО.

Если все эти условия соблюдены, можно заполнять европротокол, предварительно переместившись в удобное место и освободив проезжую часть.

«Когда вы с другим участником ДТП договорились о том, кто виноват, убедились в подлинности полиса ОСАГО и решили заполнить европротокол, вам необходимо уехать с места происшествия, чтобы не создавать пробку.

Главное — предоставить европротокол в страховую компанию в течение 5 рабочих дней после ДТП», — уточнил Сергей Смирнов.

Начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов обратил внимание участников на то, что договор ОСАГО — одно из важнейших условий оформления европротокола. Перед началом заполнения извещения необходимо убедиться в том, что полис ОСАГО у сторон подлинный.

Это может сделать на сайте РСА любой желающий, не только сотрудники ГИБДД. «Иначе в итоге вместо страховой защиты автовладелец остается просто с ненужной бумажкой, от которой ничего не зависит. Страховщик после заключения договора ОСАГО обязан в течение одного рабочего дня передать сведения об этом договоре в систему РСА.

Единственная ситуация, когда у человека настоящий полис, а сведения о нем в базе не пробились (при условии, что страховщик надлежащим образом выполняет свои обязанности по передаче сведений о заключенных договорах страхования в базу данных РСА), — человек только что купил полис, поэтому страховщик его данные не передал.

Но таких случаев, естественно, очень мало», — сказал Порватов.

2. Где взять бланк извещения, если он утерян или уже использован?

В теории у обоих участников ДТП эти бланки должны быть — они выдаются вместе с полисом. Но возможна такая ситуация, когда ни у одного из водителей нет с собой бланка либо он уже использован при оформлении предыдущего ДТП.

В этом случае Сергей Смирнов порекомендовал заглянуть в ближайший офис страховой компании и попросить двойные самокопирующиеся бланки там.

Если офиса страховой рядом не наблюдается, можно попробовать остановить коллег-автомобилистов и попросить бланк у них, советует Смирнов.

Если вы еще дома обнаружили утрату бланков, можно распечатать их на обычном принтере, но тогда придется вручную заполнять оба бланка.

Чем хороши оригинальные бланки: с их помощью протокол можно заполнить всего один раз.

Обе части может заполнить даже один участник ДТП, но подписать должны оба по два раза внизу страницы: каждый в своей колонке плюс еще раз в средней.

Бланки самокопирующиеся, кому брать первый лист, кому — второй, абсолютно неважно, пояснили нам на семинаре. Страховщики примут корректно заполненное извещение в любом виде, уточнил Смирнов.

3. Кто заполняет протокол?

После того как подлинность полиса ОСАГО подтверждена, водители убедились в отсутствии разногласий, нашли бланки, можно приступать к заполнению извещения о ДТП.

«Так как это упрощенная процедура оформления ДТП, без присутствия сотрудников полиции, в графах 4—6, 8 необходимо поставить галочку в поле «Нет». Именно эти пометки говорят о том, что оформление европротокола возможно и законно.

Здесь важно помнить, что исправления в документе не допускаются, поэтому постарайтесь заполнять его максимально аккуратно», — предупредил Сергей Смирнов.

Кто же заполняет извещение? Этот вопрос возник у слушателей одним из первых. В протоколе есть три столбца, объяснили нам эксперты: левая — для пострадавшего, правая — для виновника, средняя — для обоих.

В левой и правой каждый указывает свои данные (владельца и управлявшего автомобилем в момент ДТП, для последнего обязательно указывается номер водительского удостоверения) и данные своего автомобиля (VIN, государственный номер, свидетельство о регистрации), а также страховки (страховая компания, номер полиса, срок действия полиса). В средней части необходимо отметить обстоятельства ДТП. Все довольно просто — как в тестах по ЕГЭ: нужно выбрать из предложенных вариантов. Но рекомендую сначала прочитать все, чтобы выбрать подходящий. Я, например, порывалась поставить галочки чуть ли не во всех строчках — очевидно, с перепугу.

Если вы не нашли вашего варианта, можете вписать свой — для каждого из участников есть своя строка. Характер повреждений можно описать любыми словами без использования специальной терминологии.

«Сотрудники страховой компании переведут то, что написано в извещении в части описания повреждений, на официальный язык, указав, что «продолговатая штука сзади» — это задний бампер», — пояснил Сергей Смирнов.

Что касается второй страницы европротокола, где вас просят подробно описать обстоятельства ДТП, ее можно заполнить дома, в спокойной обстановке. Подпись второй стороны на ней не нужна. Главное, донести ее до страховой в течение 5 дней со дня ДТП.

4. Как рисовать схему ДТП?

Схема ДТП одна на двоих, можно рисовать ее в четыре руки, можно доверить кому-то одному, предварительно оговорив, что там будет изображено. Когда меня вызвали «к доске» рисовать схему гипотетического столкновения, честно говоря, я растерялась и испугалась, хотя ничего высокохудожественного, естественно, никто от меня не ждал.

В итоге запуталась в количестве полос, засомневалась, рисовать ли сплошную, двойную сплошную или прерывистую линию между встречными полосами. Сергей Смирнов успокоил меня, пояснив, что важно лишь обозначить правильно количество полос и направление движения обеих машин.

Сам автомобиль можно изобразить прямоугольником, внутри которого просто пишется буква (А — пострадавший, Б — виновник) и ставится стрелочка в направлении движения.

На схеме нужно также указать адрес места ДТП, ближайший номер дома, дорожные знаки, светофор. Такая схема позволит максимально точно идентифицировать место ДТП. Помимо схемы необходимо сделать как можно больше фотографий происшествия. «Хоть они официально и не требуются, но помогут в случае возникновения спорных ситуаций», — добавил Михаил Порватов.

Также важно стрелочкой отметить направление удара в картинках каждого из участников.

В пункте 13 извещения вы найдете три схематических изображения: грузовое авто, легковое и мотоцикл — нужно выбрать ваше транспортное средство и показать стрелкой, куда пришелся удар.

Даже если вы случайно поставили стрелочку не к тому виду транспорта – не страшно, важно, чтобы направление было правильным. Хотя перепутать «Газель» с мотоциклом еще нужно суметь.

5. Как определить сумму ущерба?

Вопрос, можно ли применять упрощенное оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции, часто упирается еще и в сумму ущерба. Возможность самостоятельно зафиксировать факт ДТП для дальнейшего обращения в страховую компанию за получением возмещения предоставляется только в том случае, если ущерб не превышает 50 тыс. рублей.

Для Москвы и Московской области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области при оборудовании автомобиля технологией глобальных спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС) теоретически размер возмещения ущерба может составить до 400 тыс.

рублей, но на практике система ГЛОНАСС еще не работает. В Госдуме на рассмотрении находится законопроект о расширении правил применения европротокола — в частности, об увеличении суммы ущерба до 100 тыс.

рублей и возможности фиксировать обстоятельства не только системой ГЛОНАСС, но и различными гаджетами с установленными мобильными приложениями РСА. Однако пока этот законопроект принят только в первом чтении.

Страховщики надеются, что в ближайшее время он не будет принят, так как рынок ОСАГО и без того переживает не лучшие времена, а изменение условий европротокола все только еще больше запутает.

Так или иначе, при заполнении извещения о ДТП необходимо примерно определить размер ущерба, чтобы понять, укладываетесь ли вы в сумму до 50 тыс. рублей. Многие присутствующие на семинаре отметили, что это довольно сложно для несведущего человека и очень страшно промахнуться. Ничего страшного, если вы немного ошибетесь с суммой ущерба, успокоил собравшихся Сергей Смирнов.

Если вы не вписались в лимит европротокола, никто вам не откажет в возмещении, просто ущерб сверх 50 тыс. придется возместить самостоятельно.

Барышням и другим персонажам, не представляющим даже примерную стоимость той или иной детали автомобиля, Смирнов посоветовал совершить «звонок другу» — проконсультироваться с понимающим человеком или просто позвонить на сервис, которому доверяете.

6. Что будет, если второй участник ДТП не донес до страховщика свой экземпляр извещения?

Особо дотошных слушателей семинара (меня, например) взволновал вопрос ответственности участников ДТП. Можно же все заполнить, согласовать, подписать, отнести в страховую компанию, а потом выяснить, что другой участник манкировал своими обязанностями. Если вы пострадавший, для вас это не страшно, утешили нас эксперты.

Ваша страховая компания, куда вы принесете документы, выплатит вам возмещение, а затем урегулирует убыток со страховщиком виновника через систему ПВУ.

А вот виновник ДТП, не донесший свой экземпляр европротокола до своего страховщика (забыл или не захотел портить себе страховую историю и ухудшать КБМ), может потом получить регрессный иск от своей страховой компании, которая предварительно расплатилась с вашей.

7. Можно ли вообще не оформлять извещение?

Если ваш автомобиль был застрахован не только по ОСАГО, но и по каско, нужно поставить соответствующую галочку в пункте 12 извещения. При наличии двух страховок пострадавший волен выбирать, по какой из двух получать возмещение.

В договорах каско часто есть опция ремонта без справок о ДТП — при небольшой сумме ущерба, так что, в принципе, можно извещение не заполнять вовсе. Не заполнять протокол можно и в том случае, если вы оба не собираетесь информировать о произошедшем свои страховые компании.

Например, если вина обоюдная или виновник добровольно на месте выплатил возмещение пострадавшему (обязательно возьмите расписку!).

Однако в этом случае вас может ждать неприятный сюрприз: другая сторона может передумать и заявить о ДТП или подать заявление на возмещение по ОСАГО, хотя планировала обратиться по каско, при этом не поставив вас в известность об изменении своих планов. В этом случае если вы виновник, то рискуете получить регрессный иск. Так что лучше все же заполнить извещение на месте, получить подпись второй стороны и отнести документ в страховую.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10120654

Как оформить аварию по европротоколу

Как быть, если виновник отказался заполнять извещение о ДТП?

На светофоре в зад вашего автомобиля въехали.

Повреждений немного: вмятина на бампере, погнут номерной знак и разбит противотуманный фонарь. Второй водитель от своей вины не отказывается.

Евгений Попков

автолюбитель

С вызовом полиции на оформление аварии уйдет полдня. И это не считая необходимости ехать в отделение за справкой о ДТП, без которой не получить выплату по ОСАГО.

Но можно уложиться в один час и не ездить за справками по инстанциям. Для этого достаточно оформить аварию по европротоколу.

  1. Возите с собой бланк извещения о ДТП. Его бесплатно выдают в любой страховой компании.
  2. Установите приложение «ДТП Европротокол» через Эпстор или Гугл-плей.
  3. Убедитесь, что ваша авария соответствует требованиям европротокола.
  4. Заполните и подпишите извещение о ДТП — это бумажная версия европротокола.
  5. Сфотографируйте повреждения, обстоятельства ДТП и документы.
  6. Определите адрес и координаты ДТП.
  7. Отправьте все в единую систему через приложение и дождитесь подтверждения. Если оба участника ДТП используют приложение, больше им никуда ходить не нужно.
  8. Заполненное бумажное извещение привезите в страховую компанию, где вы приобрели полис ОСАГО.
  9. В офисе компании напишите заявление об убытке по образцу, принятому в компании.
  10. Если вы виновник ДТП и оформили все по европротоколу, обязательно сообщите в течение пяти дней в свою страховую компанию о факте аварии.

Действия участников ДТП после аварии прописаны в правилах дорожного движения. Независимо от того, кто виновен в происшествии, выполните следующие действия:

  1. Остановитесь. Если выходите на проезжую часть — соблюдайте меры предосторожности, наденьте светоотражающий жилет.
  2. Включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.
  3. Не перемещайте предметы, имеющие отношение к происшествию.
  4. Выясните, сколько участников было в ДТП и есть ли пострадавшие. Если не было и участвовали только две машины — оформляют европротокол без вызова сотрудников ГИБДД. Если в аварию попало больше двух автомобилей либо есть пострадавшие — необходимо вызвать полицию и скорую помощь для пострадавших.
  5. Примите меры по оказанию первой помощи, если есть пострадавшие. Если случай экстренный — отвезите пострадавшего в больницу на попутной или своей машине. В лечебном учреждении потребуется сообщить свои данные, госномер автомобиля и данные его регистрационных документов, предъявить водительское удостоверение или паспорт. После этого вернитесь к месту происшествия.
  6. Примите все меры по сохранению следов аварии и организуйте объезд места происшествия. Можете освободить проезжую часть. В этом случае зафиксируйте положение транспортных средств по отношению друг к другу, следы и предметы, относящиеся к происшествию. Допускается использовать средства фото- и видеосъемки. При съемке постарайтесь, чтобы в кадр попали не только сами поврежденные автомобили, но и место, где произошла авария: таблички с номерами домов, дорожные знаки, тротуар, дорожная разметка. Когда делаете видеозапись, проговаривайте все происходящее. Например, так: «Сегодня, 11 ноября 2019 года, на перекрестке улиц Новая и Цветная произошло ДТП — столкновение двух автомобилей: ВАЗ-2109 синего цвета, принадлежащего мне, и Тойоты зеленого цвета, принадлежащего мужчине, который свои данные не назвал, из автомобиля выходить отказался». Далее перечислите все повреждения автомобилей.
  7. Запишите фамилии и адреса очевидцев.
  8. Ожидайте прибытия сотрудников полиции, если вызвали.
  9. Если ДТП можно оформить без полиции — приступайте к оформлению европротокола.

Если не выполнить эти требования, страховая компания может отказать в выплатах. Иногда возможны более тяжелые последствия. Например, оставление места ДТП наказывается лишением прав.

Европейский протокол — это процедура оформления аварии без вызова полиции. Водители на месте самостоятельно заполняют документы для получения выплаты по ОСАГО и спокойно разъезжаются.

Подобная практика давно и успешно применяется за рубежом. Отсюда и название.

Европротокол действует на всей территории России. Даже если ваша машина стоит на учете в Москве, а въехали в нее во Владивостоке, вы все равно можете им воспользоваться.

За поврежденный автомобиль по европротоколу можно получить не более 100 тысяч рублей.

Избранные статьи для автомобилистовКак ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах

До 1 октября 2019 года европротокол заполняли на бумаге.

Убедитесь, что авария подходит под все пять пунктов, и приступайте к оформлению документов.

В бардачке почти каждого автомобиля лежит один или два бланка извещения. Неважно, чей бланк будет заполняться: форма извещения стандартная у всех страховых компаний. Если ни у вас, ни у второго водителя бланка не оказалось, одолжите его у любого водителя, проезжающего мимо.

Помимо бланка извещения вам еще понадобится шариковая ручка и ровная твердая поверхность — книга, планшет или капот автомобиля. Извещение сделано из самокопирующейся бумаги, при его заполнении нужно посильнее нажимать на ручку, чтобы копия получилась читаемой. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдут.

Фотографировать место аварии и поврежденные автомобили необязательно. Но все же рекомендуется сделать несколько снимков на смартфон на всякий случай.

Вы вместе со вторым водителем должны заполнить один бланк извещения о ДТП.

Сведения о своей машине заносите в левую графу «Транспортное средство „А“», а виновник пусть заполняет правую графу «Транспортное средство „В“».

Образец заполнения лицевой стороны извещения

Повреждения автомобиля. В пункте 14 опишите повреждения вашего автомобиля как можно подробнее. Чем конкретнее формулировки, тем лучше:

НетДа
Поврежден бампер, номерной знак, противотуманный фонарьБампер задний — вмятина в центральной части размером 10×10 см и глубиной 3 см. Номерной знак — помят по всей площади. Противотуманный фонарь — разбито наружное стекло
Помята боковая дверьПередняя левая дверь — вмятина в нижней части размером 50х10 см и глубиной 1 см
Царапины на крыле и бампереБампер передний — глубокие царапины на краске в правой части. Крыло переднее правое — царапины до металла на арке длиной 10 см 

Если на лицевой стороне не хватает места для всех повреждений, используйте оборотную сторону. В этом случае сделайте пометку «Подробные повреждения на оборотной стороне».

Часто машина в аварии получает скрытые повреждения, которые не видно сразу. При малейшем подозрении на такие повреждения вызывайте сотрудников ГИБДД.

Замечания. В пункте 15 водитель, виновный в ДТП, обязательно должен написать фразу «Свою вину в ДТП признаю. Претензий не имею». Если этой фразы в извещении не будет, страховая компания откажет вам в приеме документов и выплате по европротоколу.

Обстоятельства ДТП. В пункте 16 ставьте галочки напротив тех позиций, которые относятся к вашей аварии. Допускается указать сразу несколько позиций и в конце указать их точное число.

В случае наезда сзади на светофоре следует выбрать:

10 — Столкнулся с ТС, двигавшимся в том же направлении по той же полосе

Подписи сторон. Перед тем как ставить подписи в пункте 18, разделите копии извещения. На каждом бланке распишитесь сами и попросите сделать это второго водителя.

После того как вы подписали копии извещения на лицевой стороне, приступайте к заполнению оборотной стороны.

Каждый водитель заполняет свой экземпляр оборотной стороны. Перед этим нужно разделить извещение, иначе лицевая сторона станет нечитаемой.

Образец заполнения оборотной стороны извещения, заполненная пострадавшей стороной

На своем экземпляре извещения вы указываете обстоятельства ДТП. Описывайте аварию так, как считаете нужным, но не экономьте бумагу и пишите подробнее.

Если для вашей версии обстоятельств не хватает места на бланке, приложите чистый лист бумаги и опишите на нем все подробности. Вверху листа сделайте запись «Приложение к извещению о ДТП» и поставьте дату аварии. В самом бланке сделайте отметку «Подробные обстоятельства ДТП в Приложении».

После того как заполнили бланк извещения о ДТП, нужно передать информацию об аварии, участниках и повреждениях в единую систему обязательного страхования. Пока для этого появился один сервис — специальное мобильное приложение «ДТП Европротокол».

Вот что нужно сделать, чтобы зафиксировать аварию через приложение:

  1. Сфотографируйте повреждения, обстоятельства ДТП и документы. Фото места аварии сделайте с трех ракурсов, а каждую поврежденную деталь сфотографируйте отдельно. Извещение о ДТП сфотографируйте, но сохраняйте бумажный вариант.
  2. Определите адрес и координаты ДТП. Для этого на машине должна стоять система мониторинга.
  3. Отправьте все в единую систему
  4. Дождитесь подтверждения.

Если бланк извещения о ДТП заполнили и подписали оба водителя, можно разъезжаться.

В офисе компании вас попросят написать заявление об убытке по форме и образцу, принятому в компании, и снимут копии документов на автомобиль: паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации, полис ОСАГО.

Документы на выплату можно будет подать дистанционно, например, загрузить копии через личный кабинет. Оригиналы документов передаются при осмотре машины.

Выплаты зависят от причиненного ущерба. Максимальные суммы определяет государство. Если в аварии были пострадавшие, заплатить могут до 500 тысяч каждой жертве, но в этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД. Максимальная сумма выплат по европротоколу в 2019 году составляет 400 тысяч рублей.

  1. Для небольших аварий с двумя участниками можно не вызывать сотрудников ГИБДД и оформить всё самим в рамках европротокола.
  2. По европротоколу заполняется один документ — извещение о ДТП, а документы сразу отправляются в автоматизированную систему вместе с фотографиями повреждений и координатами места аварии.
  3. Если есть сомнения о величине ущерба, не рискуйте. Лучше вызовите сотрудников ГИБДД и требуйте от них оформления ДТП.
  4. Документы по европротоколу нужно подавать в страховую компанию, где вы купили полис ОСАГО.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/europrotocol/

Округ закона
Добавить комментарий