Как можно разрешить спор между юр лицами?

Разрешение споров при помощи медиации (посредничества)

Как можно разрешить спор между юр лицами?

Наша компания рада предложить вам новую услугу – Разрешение споров и конфликтов при помощи медиации (посредничества).

Что такое медиация?

Медиация – это способ разрешения конфликтов при содействии профессионального посредника (медиатора). Медиатор, обладая знаниями в области психологии и юриспруденции, поможет вам найти решение, выгодное для обеих сторон.

Важно: медиация – это не поиск компромисса, так как при компромиссе все остаются в какой-то части не удовлетворены. Медиация нацелена только на поиск взаимовыгодного решения, когда довольны обе стороны. На первый взгляд это недостижимо, но это так.

Зачем нужен медиатор, почему мы не можем сами договориться?

Когда возникает конфликт его участникам очень сложно отстраниться и взглянуть на спор незамутненным взглядом, чтобы понять, в чем истинная причина конфликта, что на самом деле хочет другая сторона и как разрешить конфликт. Еще сложнее каждому из нас признаться, что ты вовлечен в конфликт и не можешь трезво оценивать ситуацию.

Медиатор помогает сторонам увидеть основание конфликта, способствует примирению сторон, может предложить неординарные способы решения спора, а также фиксирует решение, к которому пришли стороны в особом документе – медиативном соглашении.

Важно: медиатор – это не представитель какой-либо стороны, он полностью независим, за счет чего обеспечивается равенство в переговорах.

В чем преимущества медиации перед судебным разбирательством?

Можно выделить следующие преимущества медиации:

  1. Медиация дешевле судебного разбирательства, так как позволяет избежать судебных издержек.
  2. Стороны могут выработать решение, которое не предусмотрено законом, например, предусмотрев необходимость принесения извинений.
  3. Не возникает проблем с дальнейшим исполнением решения, выработанного сторонами, так как оно не «навязывается» судом.
  4. После медиации стороны остаются друзьями, а не врагами, как это бывает после судебного разбирательства.

Как проходит медиация?

Как правило, медиация проходит за столом переговоров, за которым сидят стороны и медиатор. В некоторых случаях целесообразно, чтобы стороны сидели в разных комнатах, а медиатор ходил из одной комнаты в другую – так называемая «челночная медиация».

Что касается содержания этой процедуры, то существуют самые разнообразные техники и приемы медиации, выбор которых осуществляется медиатором с учетом того, в какой стадии конфликта находятся стороны и индивидуальных особенностей каждой из сторон.

Медиатор организует переговоры, помогает сторонам определить свою позицию и услышать позицию другой стороны, он направляет стороны к нахождению взаимовыгодного решения, но никогда не заставляет принимать решение.

В каких случаях следует прибегать к медиации?

Медиация по своим возможностям гораздо шире, чем судебные средства защиты. Там, где закон не на вашей стороне, сможет помочь медиация.

Обращаться за помощью к медиатору стоит только в том случае, если вы хотите решить возникший конфликт.

Обычно мы оказываем услуги по проведению медиации в следующих областях:

  • в семейных конфликтах, связанных с разделом имущества или спорами о ребенке;
  • в спорах между юридическими лицами, возникающих в связи с нарушением договоров;
  • в трудовых спорах между работниками и работодателем;
  • в спорах между учредителями (или акционерами) юридических лиц по поводу управления;
  • в частноправовых спорах между гражданами, связанных с невозвратом долга, затоплением квартиры, разделом наследства и др.

К помощи медиатора следует прибегать как в случае, когда спор еще не привел к судебному разбирательству, так и в случае текущего судебного процесса.

Какие услуги предоставляет наша компания?

Мы предоставляем услуги по проведению процедуры медиации с привлечением сертифицированного посредника. Медиация проводится в нашем офисе в удобной переговорной комнате. Время, необходимое для нахождения взаимовыгодного решения зависит от состояния спора и индивидуальных психологических особенностей сторон. Медиация может проводиться как в дневное, так и в вечернее время.

Важно: мы не проводим медиацию в кафе, в парке, в других общественных местах, а также в месте жительства или нахождения одной из спорящих сторон. При желании всех участников медиация может быть проведена на территории специально арендованного офиса.

В чем преимущества нашей компании:

  • вы экономите на издержках, связанных с обращением в суд;
  • с вами будет работать профессиональный сертифицированный медиатор;
  • медиатор, работающий у нас, является также квалифицированным юристом, поэтому он сразу разберётся в содержании спора, а также сможет составить юридически грамотное соглашение по итогам медиации;
  • мы стараемся обеспечить приятную атмосферу для наших клиентов, чтобы медиация проходила в максимально комфортных условиях, располагающих к примирению.

Чтобы подробнее узнать о процедуре медиации и стоимости наших услуг, не откладывайте – позвоните нам по телефону 8 (812) 920-64-71 или напишите по электронной почте [email protected]

________________________________________________________

Источник: https://imright.ru/razreshenie-sporov-pri-pomoshhi-mediacii/

Арбитражный суд земельные споры – арбитражные земельные споры

Как можно разрешить спор между юр лицами?

БлогАналитикаАрбитражные земельные споры Отправим материал вам на почту:

Земельная собственность уже на протяжении нескольких тысяч лет является одним из самых ценных активов.

С тех пор, как человек освоил земледелие, начала постепенно возрастать ценность участков земли, особенно подходящих для сельского хозяйства, строительства и другого конструктивного использования.

Постепенно начали формироваться законодательные нормы, регулирующие порядок использования земельных участков. В разные эпохи и в разных странах правовые нормы, касающиеся прав на владение и собственность землёй, существенно различались.

Возникли варианты государственного, общинного, частного контроля над земельными активами. В Средние века возобладал феодальный порядок контроля над землями, в Новое время, с усилением капиталистических отношений в обществе, стала повышаться значимость частной земельной собственности.

Значимость и ценность земельных владений естественным образом вызвало появление споров вокруг использования, распоряжения, владения участками. Уже в древности, за несколько тысяч лет до нашей эры, земельные споры рассматривались в судах.

Возникновение судебного порядка разрешения подобных споров – одно из важнейших достижений цивилизации, позволившее ввести конфликты относительно жизненно ценного источника благ в правовое русло.

И хотя на протяжении исторического развития то и дело возникали различные внеправовые варианты разрешения земельных конфликтов, в целом постепенно возобладала именно практика судебного арбитража.

Сейчас в Российской Федерации юридические конфликты земельного характера рассматриваются судами двух систем: арбитражными и общей юрисдикции. Это связано с выделением в особую категорию экономических споров, объектом которых может стать и земельный участок.

Надо заметить, что юридическая практика, касающаяся экономических земельных споров, в России довольно молода.

Это связано с тем, что ещё тридцать лет назад, в советскую эпоху, действовали принципы социалистической экономики, закрепляющие положение о государственной собственности на землю.

С переходом к рыночной экономике законодательство изменилось, в целом приблизившись к мировой юридической практике. На данный момент земля в России может быть федеральной собственностью, муниципальной, а также принадлежать частным и юридическим лицам.

Соответственно, у судов появилось немало работы по разрешению разнообразных споров, связанных с правами и интересами различных лиц на участки земли. При этом молодость юридической практики в данной сфере приводит к возникновению спорных ситуаций, которые порой можно разрешить только на уровне кассации и надзора.

Земельные споры многолики. Это тяжбы по поводу аренды и покупки участков; оспаривание строительства на тех или иных землях при подозрении о нарушении законодательства; конфликты по поводу изъятия спорных участков и наложения штрафных санкций; нарушения в использовании земель сельхозназначения и других особых категорий; требования по возмещению убытков со стороны собственников; разнообразные конфликтные ситуации вокруг признания права собственности и государственной регистрации земельных активов.

Но, как уже говорилось, не все конфликты, связанные с землями, должен рассматривать арбитражный суд. Определение подведомственности – важная задача, которая встаёт перед истцом при составлении искового заявления.

Виды земельных споров, рассматриваемых в арбитражном суде

Тяжбы, касающиеся земельных участков, могут возникать как между юридическими, так и между физическими лицами.

Но далеко не каждый спор, развернувшийся вокруг земельного владения, будет рассматриваться арбитражным судом. Часть таких споров – например, наследственные, подведомственны судам общей практики.

Поэтому прежде чем писать исковое заявление в арбитражный суд, необходимо точно определиться с подведомственностью спора.

Если подать в арбитражный суд исковое заявление, в котором будут нарушены правила подведомственности и подсудности, определяемые Арбитражно-процессуальным кодексом РФ, то иск будет возвращён заявителю. Получится, что вы зря потратили время, а затягивание с судебными разбирательствами из-за ошибок в оформлении иска чреваты неприятными последствиями – ведь срок исковой давности постепенно истекает. Но не подведомственность земельного спора определить не всегда просто. В спорных случаях разобраться с этим вопросом поможет юрист, специализирующийся на арбитражных делах.

Какие земельные споры относятся к подведомственности арбитражного суда, определяет суть п.2 ст. 22 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации. Можно выделить следующие виды земельных конфликтов, которые относятся к экономическим спорам и которые, соответственно, разрешает арбитраж:

  • признание права собственности на земельное владение;
  • конфликты по поводу нахождения участка земли в незаконном владении и истребование данного имущества собственником или другим законным владельцем;
  • спор относительно нарушения прав собственности на земельную недвижимость, при котором не было лишения владения, но права истца были ущемлены иным образом;
  • тяжбы, касающиеся оспаривания договоров по различным земельным сделкам (например, арендным или купли-продажи), их расторжения или изменения;
  • оспаривание залоговых сделок, в которых в качестве залога выступает земельная собственность;
  • требования о возмещении убытков, которые возникли из-за нарушения прав юрлиц или индивидуальных предпринимателей в ходе конфликтного использования земельного участка, его изъятия и т. д.;
  • оспаривание актов государственных и муниципальных органов в отношении участков земли, если эти акты нарушают закон и, соответственно, права и интересы собственников – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • разбирательства по взысканию с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей штрафов, наложенных государственными и муниципальными органами в ходе контролирования земельного законодательства (за исключением штрафов, которые взыскиваются в безакцептном порядке);
  • обжалование отказов со стороны регистрирующих органов в государственной регистрации земельных прав либо уклонения от выполнения данной обязанности (данная категория споров относится к подведомственности арбитражных судов в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);
  • спорные ситуации, возникающие при изъятии земельных участков в ходе взыскания с должника (изъятие этой категории собственности имеет свои особенности и производится с оформлением особого судебного акта).

Как уже ясно из данного перечня, участниками земельных споров, подведомственных арбитражным судебным органам, могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственного и местного самоуправления. В ряде случаев в арбитражном конфликте может оказаться одним из участников и физическое лицо, чьи интересы оказались затронуты земельным спором экономического характера.

Этапы разрешения земельных конфликтов

Если перед вами встала необходимость разрешения земельного спора, не стоит немедленно садиться за написание искового заявления в арбитражный суд. Возможно, удастся решить конфликт без суда, особенно если к разрешению спора вы привлечёте высококвалифицированного адвоката. Последовательность разрешения экономического конфликта, в том числе и связанного с земельными вопросами, такова:

  1. Досудебный этап. На этой стадии стороны используют возможности урегулирования спора без привлечения суда, с применением претензионного порядка. Сторона, чьи интересы нарушены, направляет письменную претензию с изложением своих требований. Рекомендуется привлечь к переговорам юриста, поскольку это повышает шансы на досудебное урегулирование, особенно если конфликт касается арендных отношений и других вариантов спорного использования земель.
  2. Судебный этап. Исковое заявление с изложением требований, со ссылками на нарушенные нормативные акты, с приложением документов, подкрепляющих позицию истца, направляется в арбитражный суд. После возбуждения дела в арбитраже у истца впереди – ряд судебных заседаний, на которые он может направить своего представителя (желательно – профессионального юриста).
  3. Апелляционный этап. После получения решения суда стороны в течение месяца могут обратиться с апелляцией во вторую арбитражную инстанцию. Её решение можно обжаловать в ходе двух кассаций и надзора. Значительная часть споров по поводу земель в России трудноразрешима из-за несовершенства законодательства и наличия правовых лакун. Поэтому ведение таких дел в судах следует поручать опытным адвокатам. Для успешного разрешения спора необходимо разбираться в нюансах законодательства и регулярно изучать практику Верховного суда по спорным вопросам. Значительную часть споров, возникающая вокруг земельных прав, не могут решить суды первых инстанций, и юридическая битва продолжается с использованием кассационных и надзорных жалоб.
  4. И, наконец, заключительный этап – постсудебный, представляющий собой претворение решения суда в жизнь. Эта стадия разрешения конфликта требуется не всегда, но в ряде случаев необходимо принять меры по выдворению с земельного участка лиц, незаконно его захвативших, и в этом случае лучше действовать при поддержке юриста.

Перейти к списку аналитики

Запишитесь на бесплатную консультацию

Оставьте заявку и с вами свяжутся в течение 15 минут

Источник: https://noskov.ru/infobase/articles/arbitrazhnye-zemelnye-spory/

Споры в арбитражном суде

Как можно разрешить спор между юр лицами?

Споры, которые разрешаются арбитражными судебными органами, носят чаще всего экономический характер. Инициируются они или самими юридическими лицами, или в отношении них. При этом такое рассмотрение конфликтов предусматривается и по индивидуальным предпринимателям. Хоть они и являются по своей сути физ.лицами, но ведут деятельность в сфере предпринимательства.

Типы споров в сфере предпринимательства, подсудные арбитражу

Причин возникновения конфликтов в сфере бизнеса довольно много. Наиболее встречающимися являются следующие:

  • нарушение условий, предусмотренных договорными обязательствами. Это могут быть договора любого назначения
  • создание задолженности и ее истребование. Сюда могут относиться любые платежи, включая налоги, сборы, пени, штрафы
  • Изменение договорных условий без согласования со всеми сторонами
  • признание уже имеющихся договорных обязательств недействительными
  • возмещение убытков или ущерба
  • старт процедуры банкротства
  • оспаривание решений контролирующих органов или органов власти по привлечению к ответственности
  • оспаривание действий/бездействия должностных лиц

Наибольшее распространение получили налоговые споры. Чаще всего таким образом осуществляется оспаривание штрафных санкций или доначисленных налоговых платежей и сборов.

Система арбитражных судов

Регламентируется работа арбитражных судов ФКЗ № 1 от 28.04.1995 года и Конституцией. Это единственный орган, правомочный рассматривать спорные ситуации между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Система таких судов имеет трехступенчатое строение.

01

На первом из них сеть судов федерального характера. Они распределены территориально и по субъектам. К рассмотрению в них также подлежат апелляции по решениям, еще не вступившим в силу. Фактически они являются первой инстанцией.

02

Второй ступенькой является десяток судов по округам. В них обращаются в том случае, если в первой инстанции, относящейся к округу, были допущены нарушения в области применения материального и процессуального права. В данном случае допустим кассационный порядок обжалования.

03

Третьей ступенькой является Высший Арбитражный Суд. В его компетенцию входит надзор за деятельностью низших судов, разъяснение применения законодательных норм. Фактически это высшая инстанция при разрешении экономических споров.

Такое устройство позволяет максимально точно разрешить конфликт, использовав все возможности. Обратившись в суд первой инстанции, например, городской, апеллировать можно в районный, кассация направляется в арбитраж округа, а надзорная жалоба – в ВАС.

Субъекты по спорам, рассматриваемым в арбитраже

К субъектам рассмотрения дел в арбитраже можно отнести следующие категории:

юридические лица;

индивидуальные предприниматели;

органы власти;

налоговые органы;

субъекты РФ;

организации иностранного происхождения или имеющие иностранное инвестирование, предприятия международного порядка, иностранные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью;

Следует знать, что если спор и открывается по отношению к индивидуальному предпринимателю, но не имеет в своей основе претензий к предпринимательской деятельности, то рассматриваться он должен судами общей юрисдикции.

Процедура обращения в арбитраж

Для инициации судебного разбирательства необходимо составить заявление. Адресуется оно арбитражному суду. В шапке обязательно указываются данные заявителя, включая юридический и фактический адрес, контактные данные, ИНН и ОГРН. Такие же данные указываются и по ответчику.

В тексте заявления описывается причина возникновения спорной ситуации, все обстоятельства дела, какого рода права были нарушены. При этом желательна ссылка на конкретные нормативные акты. После необходимо написать требования, которые заявитель хочет удовлетворить в ходе судебного разбирательства.

Подписывает документ руководитель предприятия. В качестве приложений к заявлению выступает документация, призванная подтвердить обстоятельства дела и нарушение. При этом очень важно, чтобы они были правильно оформлены. Если это договор, то должны присутствовать все подписи, печати, приложения и реквизиты сторон.

Сбором доказательной базы необходимо озаботиться еще до подачи заявления в судебные органы. При этом, если имеются какие-либо данные, которые могут быть не известны сторонам, то следует ознакомить их в письменном виде под роспись.

В случае ошибок, неточностей или неверного оформления возможно возвращение заявления или отказ в проведении разбирательства. Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться услугами профессионалов.

Как минимум, необходимы консультации по законодательству и процедурам. При достаточно больших средствах на кону имеет смысл воспользоваться услугами по полному ведению дела.

Таким образом будет обеспечена и полнота доказательной базы, и правильность оформления всей документации.

Компания «Закон и Налоги»

Мы имеем квалифицированный штат специалистов с огромным опытом работы во всех областях права. Безошибочное установление юрисдикции и подведомственности конкретного спора с нашей помощью избавит вас от безрезультатных хождений по инстанциям. Мы в совершенстве знаем все законодательные акты и нормы, а также судебные процедуры, и сможем предоставить все это в ваше распоряжение.

Таким образом, вы сможете сэкономить время и уменьшить расходы. Мы предоставим консультационные услуги по любым вопросам. Если у вас возникли трудности как с отдельными этапами, так и со всей процедурой в целом, мы сделаем все за вас.

Оставить заявку

Нами осуществляется:

  • консультационные услуги, аналитические заключения по перспективности рассмотрения дела;
  • определение подведомственности и этапов процедуры;
  • подготовка к ведению процесса, в том числе досудебное урегулирование;
  • сбор доказательной базы;
  • составление и подача искового заявления/апелляции/кассации/надзорной жалобы;
  • ведение дела во время разбирательства;
  • получение решения;
  • при необходимости, постсудебное сопровождение.

Обращаясь к нам, вы можете быть уверены в успехе любого даже самого сложного дела. Мы гарантируем конфиденциальность всех предоставленных данных.

В конце 2016 года начал закрывать свое ИП сам, показалось все так просто. В итоге май, а закрытие так и не получается. То пени какие-то, то по работникам гоняют. Обратился в «Закон и Налоги». Все прошло четко. Жалею, что сразу не воспользовался их услугами.

ИП Малахеев Г.В.

Раньше у меня ИП было, но решил закрываться и открывать ООО. Пользуюсь периодически услугами этой компании. Обе процедуры, закрытие и открытие, провели за месяц вместе с организацией расчетных счетов.

Гайдуков Р.М.

ООО “Истра”

ИП у меня было, уже бездействовало с полгода. Некогда самостоятельно бегать по закрытию, обратилась в компанию. Через две недели принесли готовую документацию. Все быстро, идеально и не дорого.

Коломеец Ирина

Смотрите так же:

Источник: https://lawtax.ru/spory-v-arbitrazhnom-sude

Согласование в договоре условий о подсудности

Как можно разрешить спор между юр лицами?

Под договорной подсудностью подразумевается возможность сторон договора указать конкретный суд или правила определения суда, который будет компетентен на рассмотрение возникших из договора споров.

Согласно сложившейся правоприменительной практике, согласование в договоре условий о подсудности признается отдельным соглашением сторон независимо от того, было ли оно включено в текст договора или оформлено в виде отдельного документа. Также в случае признания недействительным самого договора или его части это никак не влияет на действительность соглашения о подсудности.

При согласовании условия о подсудности споров необходимо помнить также и об их подведомственности.

И если право сторон договориться о подсудности прямо предусмотрено законодательством, то возможность изменить подведомственность по соглашению сторон отсутствует.

То есть, стороны в договоре не могут предусмотреть условие, согласно которому спор, подведомственный суду общей юрисдикции, должен рассматриваться в арбитражном суде и наоборот. Такое условие изначально является ничтожным.

По общему правилу подсудность определяется местом нахождения или местом жительства ответчика. Тем не менее, опираясь на принцип свободы договора, сторонам предоставлено право самостоятельно определить компетентный по рассмотрению возникшего спора суд.

Стороны вправе самостоятельно изменить подсудность спора вплоть до принятия судом искового заявления к своему производству (ст. 32 ГПК РФ и ст. 37 АПК РФ). Исключение составляют споры, в отношении которых законодательством установлена исключительная и родовая подсудность (ст.

30 ГПК РФ и ст.ст. 34, 38 АПК РФ).

Можно предположить, что основной целью предоставления сторонам договора возможности самостоятельно согласовывать условия о подсудности является обеспечение принципа свободы договора, соблюдение которого в свою очередь должно способствовать исключению или сведению к минимуму количества споров относительно компетенции судов.

Представляется, что согласование сторонами компетентного суда должно облегчить вопрос об определении подсудности. Тем не менее, на практике не все оказывается настолько однозначно. К сожалению, стороны не всегда выражают свою волю достаточно ясно, а формулировки, встречающиеся в договорах, порождают еще большую путаницу.

Довольно часто при согласовании в договоре условия о подсудности можно встретить спорные формулировки, о том, что спор между сторонами рассматривается:

  • «по месту нахождения истца»;
  • «в арбитражном суде / суде общей юрисдикции»;
  • «в арбитражном суде / суде общей юрисдикции по выбору истца»;
  • «в арбитражном суде / суде общей юрисдикции, находящемся в городе Москве»;
  • «в Арбитражном суде города Омска» (неверное указание наименования суда) и другие.

Все названные формулировки, очевидно, являются не совсем точными. По некоторым из них сложилась определенная судебная практика. Проанализируем некоторые из таких формулировок более подробно.

1. «Споры в связи с настоящим договором подлежат рассмотрению по месту нахождения истца»

В данной ситуации стороны, в принципе, не указывают на рассмотрение спора в каком-либо конкретном суде. Как указано в п. 3.3 Постановления КС РФ от 01.03.

2012 № 5-П, «гражданское судопроизводство, посредством которого осуществляют судебную власть суды общей юрисдикции и арбитражные суды, в своих принципах и основных чертах должно быть сходным для этих судов». Практика же этих судов, все-таки, отличается.

Так, например, арбитражные суды считают, что условие о подсудности спора по месту нахождения истца считается согласованным и не противоречит действующему законодательству.

Такие выводы подтверждаются многочисленной практикой арбитражных судов:

В Определении ВАС РФ от 09.09.2011 № ВАС-11749/11 по делу № А56 28854/2010 суд пришел к выводу о действительности условий о подсудности указав, что «Согласно пункту 10.9 заключенного сторонами договора все споры, вытекающие из действия данного договора, подлежат рассмотрению в арбитражном суде по месту нахождения истца.

Данный спор возник между сторонами из обязательств по договору.

Поскольку общество имеет юридический адрес: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Советский, Северная промзона, промбаза № 2, строение 1, вывод апелляционного суда о том, что дело подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обоснован».

Источник: http://www.lidings.com/eng/articles/id/103

Споры из госконтрактов? Только в государственный суд!

Как можно разрешить спор между юр лицами?

Реформа третейских судов на сегодняшний день в самом разгаре – Минюст России подготовил пакет законопроектов о новом порядке создания и деятельности третейских судов, и вскоре эти документы должны поступить на рассмотрение Госдумы.

1 Они предъявляют более жесткие требования к работе третейских судов по сравнению с действующими правилами (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации”; далее – закон о третейских судах).

 

Однако ВАС РФ и до этого неоднократно предпринимал попытки ограничить возможности третейских судов по рассмотрению некоторых категорий дел. Вот и недавно Суд обнародовал свой взгляд на вопрос об арбитрабельности споров из государственных контрактов.

Посмотрим, согласился ли ВАС РФ с тем, что конфликты в сфере госзакупок можно разрешить в третейском суде. 

КРАТКО

Реквизиты решения: Постановление Президиума ВАС РФ от 28 января 2014 г. № 11535/13.

Требования заявителя (ФНС России): Признать третейское соглашение между заказчиком и поставщиком недействительным на том основании, что содержащий его контракт является договором присоединения.

Суд решил: Третейские суды не могут разрешать споры из госконтрактов; такие дела должны рассматриваться только государственными арбитражными судами.

Возможность пересмотра дел со схожими фактическими обстоятельствами: Да.

Фабула дела

Знаковое для третейского судопроизводства дело начиналось банально. Государственное казенное учреждение здравоохранения г. Москвы по итогам открытого аукциона в электронной форме заключило с ООО “АрбатСтрой” контракт на выполнение противопожарных работ. Контракт содержал третейскую оговорку, и поэтому возникший впоследствии конфликт был рассмотрен именно в третейском суде.

Спор был разрешен в пользу учреждения, и чуть позже оно обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о выдаче исполнительного листа (ст. 236 АПК РФ). ООО “АрбатСтрой”, в свою очередь, обжаловало решение третейского суда.

Суд вынес решение в пользу заказчика, которое устояло и в кассации. Подрядчик обжаловал акты судов в ВАС РФ. 

Аргументы судов

В судах первой и кассационной инстанции ничто не указывало на будущий прецедент – это был обычный спор вокруг решения третейского суда.

Первоначально ООО “АрбатСтрой” заявило, что в качестве доказательства по делу третейский суд использовал подложное доказательство, а взысканная неустойка несоразмерна последствиям нарушения обязательства (определение Арбитражного суда г. Москвы от 1 февраля 2013 г. по делу № А40-148581/2012).

Это не помогло, однако на стадии кассационного обжалования подрядчик сделал “ход конем” и использовал совершенно другую аргументацию, которая впоследствии была воспринята ВАС РФ.

Общество заявило, что контракт, заключенный по результатам аукциона, фактически является договором присоединения.

Следовательно, победитель конкурса не может изменить его условия в одностороннем порядке – ведь они заранее предложены организатором конкурса.

Правда, ФАС Московского округа все равно встал на сторону учреждения (постановление ФАС Московского округа от 7 мая 2013 г. № Ф05-2984/13 по делу № А40-148581/2012).

Зато впоследствии “тройка” судей ВАС РФ сочла этот довод заслуживающим внимания, и дело было передано на рассмотрение Президиума. 

Суд решил

ВАС РФ подошел к делу ответственно – он не просто признал госконтракт договором присоединения, но и вообще запретил передавать споры из госзакупок на рассмотрение третейским судам. Причем обосновал этот вывод целым рядом аргументов:

1

Споры в сфере госзакупок не могут признаваться спорами частного характера между частными лицами.

Это ключевой довод ВАС РФ, и его обоснование занимает львиную долю мотивировочной части решения.

Суд напомнил, что госконтракты имеют публичную основу: они заключаются в интересах всего общества специальным публичным субъектом, а их исполнение финансируется за счет бюджетных средств. 

Напомним, п. 2 ст. 1 закона о третейских судах позволяет рассматривать в арбитраже любой спор из гражданско-правовых отношений, если это прямо не запрещено законом. Вместе с тем, КС РФ три года назад подчеркнул, что вовсе не любой гражданско-правовой спор может быть рассмотрен третейским судом – а лишь между частными лицами (Постановление КС РФ от 26 мая 2011 г. № 10-П).

ВАС РФ, таким образом, еще больше сузил сферу применения третейской оговорки, закрепленной в законе.

Более того, Суд изящно обошел уточнение о том, что дело можно передать в арбитраж, “если иное не установлено федеральным законом” (п. 2 ст. 1 закона о третейских судах). Такая оговорка подразумевает, что соответствующий запрет должен быть прямо закреплен в законе.

Но судьи обратились не к положениям, а к природе Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – закон о размещении заказов), который действовал на момент заключения контракта.

ВАС РФ обратил внимание на норму п. 4 ст. 421 ГК РФ, которая разрешает сторонам определять условия договора, если только содержание соответствующего условия не предписано законом.

Далее Суд подчеркнул, что закон о размещении заказов имеет комплексную природу и содержит нормы как частного, так и публичного права. Более того, он “в основном состоит из норм императивного характера”. Следовательно, заказчики не могут использовать известный принцип “разрешено все, что не запрещено”.

Опираясь на это, ВАС РФ сделал вывод: предмет регулирования закона о размещении заказов, вообще не требует дополнения этого закона специальным запретом, исключающим компетенцию третейских судов.

2

Госконтракт фактически является договором присоединения.

ВАС РФ напомнил, что существуют специальные правила заключения контракта по итогам закупки: он заключается на условиях, названных в поданной участником-победителем заявке и в конкурсной документации.

Причем оспорить условия проекта контракта можно только на стадии размещения заказа. После этого победителю торгов остается только согласиться с ними либо оспорить их в судебном порядке.

Конечно, в некоторых случаях возможно составить протокол разногласий – но только к тем положениям проекта контракта, которые противоречат извещению о закупке или конкурсной документации и заявке. А поскольку условие о третейской оговорке отсутствует и в извещении, и в документации, то и оспорить его на стадии заключения контракта нельзя.

Кроме того, закон о размещении заказов прямо запрещает заказчику и участнику проводить переговоры до выявления победителя. Следовательно, последний не имеет возможности выразить свою позицию по поводу подсудности спора и вынужден просто принять это условие.

Между тем, при таких обстоятельствах третейская оговорка будет действительна только в том случае, если стороны договорятся о ней уже после возникновения оснований для предъявления иска (п. 3 ст. 5 закона о третейских судах).

Поэтому условие о рассмотрении споров в третейском суде, которое появилось еще на стадии составления проекта контракта, недействительно.

3

Рассмотрение дела в третейском суде не позволяет реализовать принцип публичности госзакупок. Действительно, судебный процесс в арбитраже полностью конфиденциален (ст. 18 закона о третейских судах). И это одно из преимуществ третейских судов перед государственными – но только для предпринимателей, желающих сохранить коммерческую информацию в тайне.

Однако, как отметил ВАС РФ, госконтракты должны не только заключаться, но и исполняться с соблюдением принципа открытости. Только так можно проконтролировать обоснованность затрат за счет бюджета. Этот довод не лишен разумности – но, возможно, логичнее думать об изъятии из принципа конфиденциальности для дел из госзакупок, чем полностью отрицать их арбитрабельность.

    МНЕНИЕ

    Алексей Кравцов, председатель Арбитражного третейского суда г. Москвы, председатель Союза третейских судов:

    “Сам процесс проведения госзакупки (аукцион) – это публичные отношения, в рамках которых должны проводиться общие открытые торги на право заключения госконтракта. А вот когда контракт уже заключен, все споры, связанные с его исполнением, являются частными правоотношениями между двумя самостоятельными юридическими лицами.

    В законе прописано, что споры в госзакупках рассматриваются в соответствии с гражданским законодательством. А в ст. 11 ГК РФ, установлено, что “суд – это арбитражный суд, суд и третейский суд”.

    Таким образом, установлено абсолютное право сторон обращаться с иском в третейский суд.

    ВАС РФ же занимается толкованием закона и нормотворчеством, что совершенно не входит в его обязанности и компетенцию.”

4

Третейский суд, в котором было рассмотрено дело, образован совсем недавно, и поэтому нельзя смело утверждать о его благонадежности. ВАС РФ восстановил хронологию событий:

  • 10 апреля 2012 года – образование третейского суда;
  • 3 июля 2012 года — извещение об этом Арбитражного суда г. Москвы;
  • 24 сентября 2012 года – заключение спорного контракта.

Таким образом, с дня образования арбитража до передачи ему дела прошло менее полугода. Также Суд подчеркнул, что подавляющее большинство дел в производстве этого третейского суда связаны с контрактами двух заказчиков для нужд медицинских учреждений.

Опираясь на эти обстоятельства, ВАС РФ сделал вывод: непосредственный и непрозрачный выбор заказчиком названного третейского суда не согласуется с целями закона о размещении заказов и не отвечает его задачам.

Вывод, прямо скажем, спорный. Конечно, есть и так называемые “карманные” третейские суды, аффилированные с одной из сторон. Но непонятно, почему именно этот третейский суд был обвинен практически безосновательно – ведь специализация третейского суда на одной категории дел и его скромный “возраст” сами по себе еще ни о чем не говорят.

5

Рассмотрение спора в третейском суде не отвечает цели экономии бюджетных средств. ВАС РФ подчеркнул, что издержки сторон увеличиваются за счет третейского сбора и гонорара третейских судей.

Действительно, эти расходы в два-три раза превышают суммы госпошлины, однако и полностью верным это утверждение не назовешь – ведь в конечном счете все судебные расходы будут взысканы с проигравшей стороны, вне зависимости от того, кто выступил инициатором разбирательства (ст. 16 закона о третейских судах).

К тому же сложно точно сказать, что обойдется дороже: гонорары арбитров или перерыв в исполнении госконтракта вследствие затяжного процесса в государственном арбитражном суде.

    МНЕНИЕ

    Алексей Кравцов, председатель Арбитражного третейского суда г. Москвы, председатель Союза третейских судов:

    “Решение ВАС РФ никак не повлияет на регулирование компетенции третейских судов. В данном случае мы имеем частный пример в сфере госконтрактов. Постановление ВАС РФ переводит госзакупки в публичные отношения.

    Споры из публичных отношений рассматриваются арбитражными судами не в общем порядке, а в соответствии с гл. 22 АПК РФ, которая, в частности, говорит, что бремя доказывания ложится на государственный орган. То есть, госзаказчик, истец он или ответчик, будет вынужден доказывать собственную правоту.

    В свою очередь, исполнитель контракта лишается возможности внести какие-либо изменения в госконтракт.

    Это бомба замедленного действия, которая при “взрыве” приведет к тому, что государственные суды окажутся завалены новыми многочисленными исками, с которыми они уже не справляются. Хотя, напомню, основная цель создания третейских судов – это разгрузка госсудов в сфере решения экономических споров.”

***

К слову, в более ранней своей практике ВАС РФ не отказывал третейским судам в возможности рассматривать споры из госконтрактов (Определение ВАС РФ от 28 ноября 2011 г. № ВАС-12717/11 по делу № А78-161/2011, Постановление Президиума ВАС РФ от 23 апреля 2007 г.

№ 15767/06 по делу № А40-26685/06-8-219), а то и прямо подчеркивал арбитрабельность таких споров (Определение ВАС РФ от 28 мая 2010 г. № ВАС-6924/10 по делу № А70-8728/2009).

Такой же точки зрения придерживались и нижестоящие суды (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2011 г. по делу № А78-161/2011).

Налицо стремление ВАС РФ ограничить круг дел, подсудных третейским судам. Эта тенденция заметна уже давно – так, в феврале текущего года Суд запретил рассматривать в третейских судах споры из договора об аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (Постановление Президиума ВАС РФ от 11 февраля 2014 г. № 11059/13).

А в конце января 2012 года “тройка” судей отказалась передавать на рассмотрение Президиума дело, в котором арбитражные суды фактически исключили из подсудности третейских судов корпоративные споры (Определение ВАС РФ от 30 января 2012 г. № ВАС-15384/11).

Правда, по словам председателя Союза третейских судов Алексея Кравцова, такая позиция ВАС РФ ударяет не по третейским судам, а прежде всего по заказчикам: “Госзаказчик не решится расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке, понимая, что такое расторжение может быть обжаловано исполнителем контракта в суде. Как правило, госзаказчики не располагают юристами, а у исполнителей возможностей больше. В результате исполнителю не составит большого труда “развалить” решение об одностороннем расторжении контракта и “повесить” все убытки на госзаказчика”.

Конечно, решения ВАС РФ оказывают серьезное влияние на судебную практику, но последнее слово все же за законодателем. Хочется надеяться, что в ходе реформы третейского судопроизводства будет найдена та грань между частными и публичными интересами, которая определяет арбитрабельность конкретного спора.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме: 

Преимущества и польза третейской оговорки в договоре
Президент Союза третейских судов, Председатель Арбитражного третейского суда города Москвы, член экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по собственности, член экспертного совета комиссии Московской городской Думы по законодательству Кравцов А.В.

Источник: http://www.garant.ru/article/547481/

Округ закона
Добавить комментарий