Как отстоять права ребенка

Права ребенка и их защита

Как отстоять права ребенка

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

— какие права имеет ребенок, только родившись;— от кого нужно защищать ребенка;— какие типичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;

— кто обязан защищать права ребенка;

Права ребёнка
Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка.

Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

  • Ребёнок имеет право на семью.
  • Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
  • Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.
  • Ребёнок имеет право на равенство.
  • Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.
  • Ребёнок имеет право на собственное мнение.
  • Ребёнок имеет право на имя и гражданство.
  • Ребёнок имеет право на получение информации.
  • Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
  • Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.
  • Ребёнок имеет право на отдых и досуг.
  • Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году.Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:
  1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
  2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
  3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
  4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
  5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
  6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
  7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
  8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
  9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
  10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
  11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей».

Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного .

А это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков.

Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора.

Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.

Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Типичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей.
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее – в детские Дома, Центры или школы-интернаты.

Основной задачей таких учреждений является социа­лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.

Наиболее типичные нарушения прав таких детей — невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона  «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»  в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме.  В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно.

  • ПрокуратураДетей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права. Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).
  • Суд.Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (если ребенку есть уже 14 лет), так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.
  • Родитель, приемный родитель, опекун.
  • Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).
  • Органы опеки и попечительства.При нарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.
  •  Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере. Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему.

В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один.

Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

Социальный педагог          О.В. Жукова

(30)

Источник: http://prprdd.pravorg.ru/2016/12/01/prava-rebenka-i-ix-zashhita/

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Как отстоять права ребенка

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

Как защитить свои права ребенку: судебная и внесудебная защита

Как отстоять права ребенка

Семейный кодекс РФ не только наделяет ребенка соответствующими правами (см. статью “Ребенок имеет право”), но и предусматривает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление в статье 56 СК РФ права ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

Статьи 4, 19 и 33 Конвенции о правах ребенка предусматривают различные меры защиты ребенка от различных угроз и посягательств. Это и разработка социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также законодательные, административные, просветительные и иные меры.

В Российской Федерации цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка определены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.

В законе также конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере.

Статья 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях – органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация), а также приобретший полную дееспособность в связи с вступлением в брак, вправе самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту.

Объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетия, полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо, при отсутствии такого согласия, по решению суда. Обязательным условием эмансипации является работа несовершеннолетнего по трудовому договору, в том числе по контракту, либо занятие с согласия родителей, усыновителей или попечителя предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК РФ).

Несовершеннолетний может приобрести дееспособность в полном объеме и в случае вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Несовершеннолетний, ставший полностью дееспособным, обладает юридической способностью (возможностью) самостоятельно, то есть своими действиями, приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности.

Исключение представляют те права и обязанности, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз. Например, статья 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ “Об оружии”, статья 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Ребенок независимо от возраста вправе самостоятельно принимать некоторые меры в случае нарушения его законных прав и интересов. Например, при злоупотреблениях со стороны родителей, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка.

В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет – в суд. Родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Ребенок может быть незамедлительно отобран у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.

77 СК РФ), а сами родители – лишены или ограничены в родительских правах в судебном порядке (ст. ст. 69, 73 СК РФ).

Семейный кодекс РФ устанавливает обязанность должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=rqXCmLvRmRg

При этом органы опеки и попечительства наделены правом посещения семей, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью (с привлечением в необходимых случаях сотрудников полиции), с последующим принятием решений в соответствии с законом.

В некоторых случаях, предусмотренных законом по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет имеют право лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда.

Согласно статьям 23, 24 ГПК РФ дела, связанные с защитой прав и интересов детей, отнесены к подсудности мировых судей и районных судов общей юрисдикции.

Так, мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из семейных правоотношений за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным.

Отметим, что несовершеннолетние освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах по заявлениям о защите своих прав (подп. 15 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, п. 2 статьи 23 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”).

Согласно ч. 2 статьи 56 СК РФ ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права:

– жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

– знать своих родителей (ст. 54 СК РФ);

– на заботу со стороны родителей (ст. 54 СК РФ);

– на совместное проживание с родителями (ст. 54 СК РФ);

– на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ);

– на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

– выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

– на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ);

– на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (п. 1 ст. 60 СК РФ);

– право собственности (п. 3 ст. 60 СК РФ) и пр.

Кроме того, ребенок также вправе обратиться в суд за защитой при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию, а также при злоупотреблении родительскими правами. Злоупотреблением родительскими правами считается использование этих прав в ущерб ребенку, которое может сочетаться с причинением явного вреда ребенку.

Статья 69 СК РФ злоупотребление родительскими правами, уклонение от выполнения обязанностей родителей называет в качестве оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Следовательно, ребенок вправе обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав.

Ребенок, достигший возраста 14 лет, также вправе самостоятельно обратиться в суд с требованием отменить усыновление (ст. 142 СК РФ).

Участие несовершеннолетних в гражданском процессе может осуществляться в трех формах в зависимости от возраста ребенка:

1) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы в случаях, предусмотренных федеральным законом. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей ребенка (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ);

2) права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, защищают в процессе их законные представители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 5 ст. 37 ГПК РФ);

3) по общему правилу права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних (ч. 3 ст. 37 ГПК РФ).

Подведем итог вышесказанному с некоторыми уточнениями, имеющими практическое значение.

Существует внесудебная защита прав и интересов ребенка – административная защита (обжалование решений или действий (бездействия) должностных лиц в порядке подчиненности).

Ее осуществляют органы опеки и попечительства, органы прокуратуры, Уполномоченный по правам человека, общественные правозащитные организации, международные организации.

Судебный порядок. Мировые судьи рассматривают дела, возникающие из семейных правоотношений за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным.

Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы на нарушения конституционных прав и свобод граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы на нарушения прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Источник: https://14.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2509712

Защита прав ребенка

Как отстоять права ребенка

Предыдущая статья была посвящена правам ребенка, а в настоящей заметке мы затронем вопрос защиты этих прав.

Важно понимать принципиальное различие понятий «защита права» и «охрана права», так как зачастую они смешиваются. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятие «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав, т.е.

к ним относятся все меры, с помощью которых обеспечивается развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии.

В то время как «защита права» подразумевает под собой меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании.

Статья 56 Семейного кодекса РФ (Далее – СК РФ) говорит нам о том, кто может выступать субъектом защиты прав и законных интересов ребенка, это – родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки и попечительства, прокурор и суд. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то в соответствии со статьей 147 СК РФ защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений.

Ребенку, признанному полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, а также приобретшему полную дееспособность в связи с вступлением в брак, СК РФ предоставил право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Право ребенка на защиту включает также возможность самостоятельного принятия им некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов.

Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими обязанностей по воспитанию и образованию ребенка.

В таких ситуациях статья 56 СК РФ предоставила ребенку право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.

Последствия такого обращения ребенка могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК РФ), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69 и 73 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление СК РФ обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

Гражданский кодекс Российской федерации в 12 статье излагает те способы, которыми осуществляется защита гражданских прав. В том числе это могут быть:

  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащита права;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Что касается международных актов, которые также входят в систему российского права, то статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и его зрелостью.

Данная норма имплементирована в СК РФ. В статье 57 предусмотрено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

СК РФ не указывает, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции же такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды.

Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов.

Михаил Красильников

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/371153/

Округ закона
Добавить комментарий