Как происходит исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ?

Исключение из ЕГРЮЛ по новым правилам

Как происходит исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ?

Денег на ликвидацию или, тем более, на банкротство нет.  Имущества нет. Кредиторы затаились. Может, забросить все дела и ждать исключения недействующего юридического лица из реестра?

Такой вариант возможен уже давно. И порою он действительно выручал. Однажды участники обнаруживали в ЕГРЮЛ, что общество уже прекратило свое существование, и головная боль проходила. Больше никаких штрафов, никаких отчетов, никаких долгов.

Но всё меняется. В конце 2016 года в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» были внесены поправки.

По большей части они вступают в силу с 28 июня 2017 года, а некоторые из них – с 1 сентября 2017 года.

Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

Процедура исключения

 

При каких условиях возможно исключение?

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних двенадцати месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 года добавится еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации):

  • При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  • При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Исключение и банкротство

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла – ответ законодателя на Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 18 мая 2015 года).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появится возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по статьям 119, 126 Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем всё бросать на самотёк, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из реестра, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что же касается остальных обязательств, то тут всё зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Что делает налоговая?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте Вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 года остановить запущенный механизм станет сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

 

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (статья 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступающая в силу с 28 июня 2017 года. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает своё дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других (практика АС МО, АС СЗО) – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ.

А это значит отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица.

Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Исключение и будущие регистрационные действия

Здесь изменений нет. Рассмотрим две ситуации:

  • Вы владели не менее чем пятьюдесятью процентами ООО. Общество исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у общества имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.
  • Вы были руководителем юридического лица (не обязательно ООО). Лицо исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у него имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.

В обоих случаях, если о вас как об участнике или о руководителе некоего юридического лица будут поданы документы на регистрацию, в регистрации будет отказано. Данная норма будет применяться в течение трех лет с момента исключения. Вот такое ограничение в занятии предпринимательством.

Обжалование исключения

Исключение из реестра может быть обжаловано в суде. Такое право предоставлено кредиторам и любым другим лицам, чьи права затрагиваются исключением. Срок подачи заявления – один год с момента, когда стало или должно было стать известно о нарушении права.

Основания для отмены решения налоговой могут быть следующие:

  • отсутствие оснований для исключения;
  • исключение, несмотря на поданное в трехмесячный срок заявление (обоснованное и с соблюдением формы);
  • несоблюдение процедуры налоговым органом.

 

Как видите, возможностей «по-тихому слить фирму» всё меньше. Рисков ответить по ее обязательствам всё больше. Налоговые органы настойчиво переводят предпринимателей в законное русло ликвидации и банкротства. Если для руководителей или участников “с каждым днём всё непосильней кладь”, сбросить ее может оказаться непросто.

Оригинал

Источник: https://zakon.ru/Blogs/isklyuchenie_iz_egryul_po_novym_pravilam/59331

Исключение из реестра недействующих юридических лиц

Как происходит исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ?

С. САРБАШС. Сарбаш, кандидат юридическихнаук.

Федеральным законом от 2 июля 2005года N 83-ФЗ “О внесении изменений вФедеральный закон “О государственнойрегистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей” и встатью 49 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации” (далее – Закон N 83-ФЗ)устанавливается система норм,предусматривающая исключениенедействующих юридических лиц из Единогогосударственного реестра юридических лиц(далее – реестр) в административном порядке.Указанные изменения направлены наразрешение возникшей в России проблемынедействующих организаций, которыезначатся в Государственном реестреюридических лиц, но фактически неосуществляют никакой деятельности. Понекоторым данным, к моменту вступления всилу рассматриваемых изменений вГосударственном реестре юридических лицнасчитывалось более полутора миллионатаких организаций. Наличие в Реестреданных юридических лиц влечет за собойнегативные явления, которые, в частности,проявляются в том, что соответствующиегосударственные органы вынужденынерационально осуществлятьконтрольно-надзорные функции, отвлекаясилы и средства на проверки деятельностиорганизаций, которые они обязаны постояннопроводить в силу требований действующегозаконодательства. Кроме того, подобноеположение вещей может приводить кразличным злоупотреблениям сиспользованием якобы недействующихорганизаций. К тому же эта ситуация влечетфактическую недостоверность данныхГосударственного реестра юридических лиц,превращает его в свод неактуализированныхданных.

Разрешение указанной проблемытребует системного, концептуальногопересмотра соответствующегозаконодательства, что уже обосновывалосьмною в юридической литературе .Комментируемые изменения законодательства- лишь первый шаг в этом направлении. ——————————–

См.: Сарбаш С. Квопросу об отсутствующем должнике //Хозяйство и право. 2003. N 9. С. 17 – 23.Государственные органы (главным образомналоговые) пытались ранее разрешить вопроснедействующих юридических лиц посредствомпредъявления в арбитражные суды исков об ихликвидации на основании ст. 61 Гражданскогокодекса РФ. Имелись случаи, когда в судпредъявлялось единовременно несколькосотен таких исков. Однако данноенаправление решения проблемынедействующих юридических лиц оказалосьнеэффективным, и искомая цель вовсе недостигалась. В тех случаях, когда судывыносили решения о ликвидации организации,эти решения не исполнялись, посколькуучастники (учредители) данных организацийне были заинтересованы в осуществленииликвидации, а судебная практика не нашлаэффективных правовых средств кпринудительному исполнению судебного акта.Кроме того, ликвидация юридического лицатребует определенных расходов, дляпокрытия которых в подобных случаях ненаходилось источника, поскольку вподавляющем большинстве случаевнедействующие юридические лица не имелиимущества и каких-либо финансовыхсредств. С принятием Федеральногозакона от 8 января 1998 года N 6-ФЗ “Онесостоятельности (банкротстве)” дляликвидации юридических лиц, фактическипрекративших свою деятельность, появилсяспециальный механизм ликвидацииотсутствующего должника. Однако и оноказался неэффективным по причинеотсутствия финансирования процедурбанкротства, в том числе вознагражденияарбитражного управляющего. Федеральныйзакон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “Онесостоятельности (банкротстве)”предусматривал возможность обращениягосударственного уполномоченного органа варбитражный суд с заявлением о признанииотсутствующего должника банкротом толькопри наличии финансирования. Данноефинансирование было предусмотреноПостановлением Правительства РФ от 21октября 2004 года N 573 “О порядке и условияхфинансирования процедур банкротстваотсутствующих должников”. Однако и этотпорядок не может быть признан эффективным,поскольку для актуализации Реестрапосредством процедуры банкротстваотсутствующего должника с учетом сроковрассмотрения дел и требуемогофинансирования понадобились бызначительный период времени и большиезатраты бюджетных средств. Федеральныйзакон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “Огосударственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей”(далее – Закон о госрегистрации) дополненновой статьей 21.1, которая предусматриваетпорядок исключения юридического лица,прекратившего свою деятельность, изРеестра по решению регистрирующего органа.Закон устанавливает формальные признакиюридического лица, прекратившего своюдеятельность (недействующего юридическоголица). Таких признаков два: 1)непредставление документов отчетности,предусмотренных законодательством оналогах и сборах и 2) отсутствие операцийхотя бы по одному банковскому счетуорганизации. При этом данные признакидолжны присутствовать в течение последнихдвенадцати месяцев, предшествующих моментупринятия регистрирующим органомсоответствующего решения, причемнепременно одновременно. Здесь надо иметь ввиду, что в силу специального предписания п.2 ст. 3 Закона N 83-ФЗ указанный годичный срокпринимается во внимание, даже если еготечение началось до вступления в силуданного Закона. Иными словами, еслиорганизация не представляла в течение годаотчетность и не совершала операций хотя быпо одному банковскому счету в период,предшествующий вступлению в силуназванного Закона, она также может бытьпризнана недействующим юридическим лицом,даже если указанный срок истек к моментувступления в силу этого Закона. Еслиюридическое лицо не представляетсоответствующие документы отчетности, носовершает операции хотя бы по одномубанковскому счету, оно не может считатьсянедействующим. Точно так же, еслиорганизация не осуществляет операции ни поодному банковскому счету, но представляетдокументы отчетности, она не можетрассматриваться как недействующая. В то жевремя осуществление какой-либодеятельности при наличии приведенных двухпризнаков не препятствует отнесениююридического лица к недействующим. Организации, отвечающие указаннымпризнакам, относятся к юридическим лицам,фактически прекратившим свою деятельность,то есть к недействующим юридическим лицам,и могут быть исключены из Единогогосударственного реестра вадминистративном порядке, предусмотренномЗаконом N 83-ФЗ. Закон не ограничивает посубъектному составу круг юридических лиц,которые могут быть исключены из Реестра натом основании, что они недействующие.Несмотря на то что комментируемая системанорм касается исключения из Реестра лиц,значащихся в данном Реестре, она в силуспециального правила п. 3 ст. 3 Закона N 83-ФЗраспространяется и на те организации,которые в нарушение требований п. 3 ст. 26Закона о госрегистрации не подалисоответствующих сведений регистрирующемуоргану и в силу этого не числятся в Реестре.Таким образом, данные положения подлежатприменению к любым юридическим лицамнезависимо от того, когда и на основаниикакого законодательства они былизарегистрированы. Кроме того,рассматриваемая система исключенияюридических лиц из Реестрараспространяется на основании прямогопредписания п. 3 ст. 26 Закона огосрегистрации на организации, допустившиенарушение требований данной нормы. Закон оставляет в стороне случаиособенностей отношений, связанных сналичием судебного дела о ликвидации илинесостоятельности юридического лица. Всвязи с этим возникает вопрос о возможностиисключения юридического лица из Реестра поспециальным правилам, предусмотреннымЗаконом о госрегистрации в этихобстоятельствах. Поскольку Закон неустанавливает каких-либо ограничений,наличие судебного дела о ликвидации илибанкротстве не препятствует исключениюнедействующего юридического лица изРеестра. Однако при этом, как и в другихслучаях, кредитор или иноезаинтересованное лицо вправе посредствомнаправления соответствующего заявленияюридически заблокировать действиярегистрирующего органа по исключениюорганизации из Реестра. Исключениенедействующего юридического лица изРеестра не представляет собойодномоментного акта регистрирующегооргана. Такое исключение выступает в видеупорядоченного и регламентированногопроцесса, состоящего из рядапоследовательных действий. Первый этапсостоит в выявлении регистрирующим органомпризнаков недействующего юридическоголица и реализуется в текущей деятельностиданного органа, осуществляемой в рамках егокомпетенции и согласно соответствующимнормативным документам, которые не должныпротиворечить закону. Второй этапвыражается в принятии регистрирующиморганом решения о предстоящем исключенииюридического лица из Единогогосударственного реестра (п. 2 ст. 21.1 Законао госрегистрации). Данное решениепредставляет собой индивидуально-правовойакт, хотя может одновременно относиться и кнескольким организациям. Оно подлежитпубликации в органах печати, в которыхпубликуются данные о государственнойрегистрации юридического лица, в течениетрех дней с момента его принятия. Помимосамого решения публикации подлежатсведения о порядке и сроках направлениязаявлений недействующим юридическим лицом,кредиторами или иными лицами, чьи права изаконные интересы затрагиваются такимисключением. Эти сведения должны такжевключать указание адреса, по которому могутбыть направлены упомянутые заявления (п. 3ст. 21.1 Закона). Названные публикацииосуществляются в журнале “Вестникгосударственной регистрации”. Порядок исроки направления заявлений не должныпрепятствовать реализации заявителямисвоих прав по направлению заявлений. Так,срок направления заявлений не может бытькороче установленного Закономтрехмесячного срока. Указание порядка исроков направления заявлений, какпредставляется, необходимо дляинформирования потенциальных заявителей,что позволит последним, не обращаясь ктексту Закона, получить необходимуюинформацию для реализации своих прав. Третий этап заключается в получениирегистрирующим органом указанныхзаявлений и продолжается три месяца со дняопубликования решения о предстоящемисключении. Соответственно кредиторы ииные третьи лица, чьи права и законныеинтересы затрагиваются исключениемюридического лица из Реестра, в течениетрех месяцев вправе направить упомянутыезаявления. Закон не устанавливаеткакой-либо формы таких заявлений, а равнотребований к их содержанию. Однако посмыслу Закона о госрегистрации ясно, чтозаявление должно быть письменным,поскольку оно подлежит направлению поуказанному в публикации адресу. Взаявлении, как представляется, следуетпривести данные о заявителе и наименованиенедействующего юридического лица, а такжеуказать права и законные интересы, которыемогут быть затронуты исключениемюридического лица из Реестра. Закономпредусмотрено, что в случае направлениязаявлений решение об исключениинедействующего юридического лица изРеестра не принимается и такое юридическоелицо может быть ликвидировано вустановленном гражданскимзаконодательством порядке (п. 4 ст. 21.1Закона). Следует заметить, что такое решениене должно приниматься и при наличии хотя быодного заявления от соответствующего лица.Кроме того, несмотря на то что Законоперирует понятием “направление заявлений”,очевидно, что воспрепятствование принятиюрешения об исключении может оказать лишьполученное по установленному адресузаявление. Поэтому заявителям следуетобеспечить получение регистрирующиморганом данного заявления исоответствующий риск его неполученияложится на заявителя. Статусзаявителей установлен Законом огосрегистрации таким образом, чтопотенциально охватывает максимальноширокий круг лиц. Это позволяет приниматьво внимание права и законные интересыразличных субъектов и не допускать ихнарушения. Здесь прямо называютсякредиторы, что позволяет любому из нихпредотвратить исключение должника изРеестра. Хотя законодатель не предусмотрелизменение Гражданского кодекса РФ в частиположений о прекращении обязательств (ст.419), очевидно, что обязательствопрекращается не только ликвидациейюридического лица, но и его исключением изРеестра юридических лиц, посколькусогласно изменениям, внесенным в ст. 49Кодекса, правоспособность юридическоголица возникает в момент его создания ипрекращается в момент внесения записи о егоисключении из Единого государственногореестра юридических лиц. Заявлениеможет быть подано любым кредитором(гражданином, юридическим лицом,публично-правовым образованием) независимоот оснований возникновения обязательствадолжника. При этом, поскольку Закон неустанавливает никаких ограничений,заявление может подать и такой кредитор,который пропустил срок исковой давностидля принудительной защиты своего права, иботакое лицо также является кредитором, апропуск срока исковой давности не влечетпрекращения обязательства. Думается, чтонет никаких препятствий для подачизаявления такими кредиторами, которыепомимо исключаемого из Реестраюридического лица – должника могут обратитьсвое требование к иным лицам (поручителю,другому должнику при солидарномобязательстве и т.п.). Равным образомобладают таким правом и кредиторы потребованиям о возмещении вреда,причиненного жизни и здоровью, и др., хотязаконодательство может предусматриватьвозложение исполнения обязательстваисключаемого из Реестра юридического лицана другое лицо (ст. 419 ГК РФ). Соответствующеезаявление может быть подано не толькокредитором по гражданско-правовомуобязательству, но и государственныморганом, осуществляющим публично-правовыефункции. Исключение юридического лица изЕдиного государственного реестра можетзатрагивать права и интересынепосредственно связанных с этойорганизацией лиц – учредителей (участников),работников, поэтому они также вправенаправить заявление для юридическогоблокирования исключения юридического лицаиз Реестра.

Четвертый этап заключаетсянепосредственно в исключениинедействующего юридического лица изЕдиного государственного реестраюридических лиц регистрирующим органом (п. 7ст. 22 Закона о госрегистрации). Обисключении юридического лица в упомянутомРеестре делается соответствующая запись,которая согласно подп. “и” п. 1 ст. 5 Законаотносится к элементу содержания Единогогосударственного реестра юридических лиц.Закон предусматривает возможностьобжаловать исключение юридического лица изРеестра в течение года со дня, когдакредитор или иное лицо, чьи права и законныеинтересы затронуты таким исключением,узнали или должны были узнать о нарушениисвоих прав (п. 8 ст. 22). Согласно п. 9 ст. 22Закона споры, возникающие в связи сисключением недействующего юридическоголица из Единого государственного реестраюридических лиц, рассматриваютсяарбитражными судами в соответствии сАрбитражным процессуальным кодексом РФ.Таким образом, Законом установленаспециальная подведомственностьрассмотрения споров, которые разрешаютсяарбитражными судами, причем независимо отсубъектного состава сторон спора (ст. 33 АПКРФ). Это означает, что гражданин,

Источник: https://www.lawmix.ru/comm/168

Исключение из ЕГРЮЛ: порядок, основания, практика применения — Право на vc.ru

Как происходит исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ?

ФНС России на своем официальном сайте 28 июня 2018 года разместило информацию о том, что более 240 тыс. недействующих компаний исключены из Единого государственного реестра юридических лиц с начала 2018 года. В реестр внесено 150 тысяч записей о недостоверности данных о компаниях, что является сигналом для контролирующих органов и потенциальных партнеров.

Данная статистика, а также анализ источников ее формирования заставляет задуматься о том, что работа фискальных органов по снижению количества недействующих юридических лиц в ЕГРЮЛ может затронуть и добросовестные компании.

С 1 сентября 2017 года законодательно добавлены два основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Таким образом, с указанного периода юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ при наличии одного из следующих оснований:

– юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляет документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету;

– наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи;

– невозможность ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников).

Порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа предусмотрен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с положениями статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Такие заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи

Таким образом, в целях минимизации рисков быть исключенным из ЕГРЮЛ целесообразно использовать следующий алгоритм действий:

1. Запросить выписку из ЕГРЮЛ на сайте egrul.nalog.ru.

2. Обратить внимание на раздел выписки «Сведения о состоянии юридического лица», в котором Вы можете встретить формулировку: «регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ».

3. Проверить достоверность сведений о публикации решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в журнале «Вестник государственной регистрации» на сайте vestnik-gosreg.ru.

4.

Если не истек трехмесячный срок с момента опубликования решения о предстоящем исключении, необходимо подать в регистрирующую налоговую в Вашем регионе возражения по форме № Р38001 (приведена в приложении № 2 к приказу ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@), с указанием обстоятельств, на которых основано возражение. Особенностью данной формы является тот факт, что она не заверяется нотариально.

5. По истечению 5 рабочих дней налоговая вносит запись в ЕГРЮЛ, в графе причина внесения указывая следующее: «представление заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ».

6. Это означает что Вы успешно предотвратили исключение компании из ЕГРЮЛ.

В случае, если компанию уже исключили из ЕГРЮЛ, необходимо запускать механизм обжалования данного решения.

В течение 3 месяцев с момента получения решения или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, подается жалоба в вышестоящий орган на решение налоговой инспекции (Управление Федеральной налоговой службы).

Однако, складывающаяся практика рассмотрения таких жалоб свидетельствует о том, что вышестоящие регистрирующие органы пока не склонны отменять решения об исключении недействующих компаний.

Более перспективным, в этой связи, представляется обжалование названного решения в судебном порядке (срок для обжалования 1 год). При обжаловании решения налогового органа в суде, следует обратить внимание на позицию Конституционного суда Российской Федерации:

– «применение нормы об исключении недействующих юр.

лиц рассчитано в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса , является ли организация действующей. Непредставление юр. лицом налоговой отчетности в течение 12 месяцев может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, и может являться основанием для возможного привлечения организации к налоговой ответственности, однако не всегда может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности и правомерной причиной для исключения юр. лица из ЕГРЮЛ». (Постановление Конституционного суда РФ от 03.12.2011 № 26-П).

Таким образом, установленные налоговым органом обстоятельства могут свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства, однако сами по себе не могут служить правомерной причиной для исключения, фактически действующего юр. лица из реестра.

Неблагоприятным последствием исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ выступает запрет в течении 3 лет быть участником и (или) руководителем любого юридического лица.

Особое значение имеет вопрос о судьбе имущества, оставшегося на балансе исключенной компании. С момента исключения компании из реестра ее правоспособность прекращается, имущество общества оказывается в «подвешенном» состоянии. Имущество приобретает признаки бесхозяйного,установить права, на которое можно только опять-таки в судебном порядке.

В целом следует отметить, что складывающаяся судебная практика свидетельствует о том, что суды в большинстве случаев встают на сторону юридических лиц, их участников и признают недействительной запись об исключении недействующего юр. лица из ЕГРЮЛ.

специалист направления практики по спорам с государственными органами, юрисконсульт Юридического центра «Статус-Кво» Соловьёв Сергей Александрович.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/legal/47112-isklyuchenie-iz-egryul-poryadok-osnovaniya-praktika-primeneniya

Письмо Федеральной налоговой службы от 2 апреля 2019 г. № ГД-18-14/208@ Об обеспечении возможности оперативного получения заинтересованными лицами содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также сведений об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ

Как происходит исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ?

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, поступившее письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 февраля 2019 г. N 73/1-381-2019, в части вопросов, относящихся к своей компетенции, сообщает следующее.

В силу пункта 1 статьи 64.

2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Федеральный закон от 8 августа 2001 г.

N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее – недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее – решение о предстоящем исключении).

Регистрирующим органом не принимается решение о предстоящем исключении при наличии сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, а также проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Предусмотренный указанной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях: а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников); б) наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (пункт 5 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ).

Вместе с тем следует учитывать, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа осуществляется с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

В силу упомянутых норм права решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее – заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

Согласно пункту 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г.

N САЭ-3-09/355@ “Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации” сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале “Вестник государственной регистрации”.

При этом в целях обеспечения возможности оперативного получения заинтересованными лицами содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, в том числе сведений о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также сведений об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, ФНС России в системе межведомственного электронного взаимодействия размещен вид сведений, позволяющий получать вышеуказанную информацию. Возможность получения содержащихся в ЕГРЮЛ сведений обеспечена также посредством использования электронных сервисов, размещенных на сайте ФНС России.

Таким образом, заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, в журнале “Вестник государственной регистрации”, а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и направлять возражения относительно предстоящего исключения.

Какого-либо иного взаимодействия по вопросам, связанным с наличием у юридического лица признаков недействующего юридического лица, законодательство о государственной регистрации не предусматривает.

Действительный государственныйсоветник Российской Федерации

2 класса

Д.Ю. Григоренко

– как принимается решение о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ;

– в каких случаях эта процедура не совершается;

– как публикуются решение и сведения о порядке и сроках направления заявлений организацией, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ;

– где можно отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ.

Заинтересованные лица вправе направлять возражения относительно предстоящего исключения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72113694/

Округ закона
Добавить комментарий