Каков порядок переизбрания директора ООО, после смерти одного из двух учредителей?

Как сменить директора без согласия учредителей

Каков порядок переизбрания директора ООО, после смерти одного из двух учредителей?

Периодически ко мне обращаются люди с просьбой «уволить» их с должности генерального директора ООО.

В большинстве случаев сменить директора для общества не составляет никакого труда, но есть неприятные (для моих клиентов) исключения – когда учредители общества либо не хотят этого делать, либо вообще пропали и связи с ними нет. Давайте разберемся, что здесь плохого и как директор может сам уволиться, не нарушая закон.

Согласно Трудовому кодексу РФ директор является таким же наемным работников для общества, как и все остальные, но со своими исключениями. В этой связи правило об увольнении по собственному желанию распространяется и на него, но только подать заявление он обязан не за 14 дней как все, а за 30 дней до даты своего увольнения.

Теперь мы определились, что если человек хочет уволиться с должности директора, то ему не надо, как многие думают, ждать волеизъявления учредителей, а он сам может подать заявление о своем увольнении. «Подать» значит направить в общество – либо лично, либо по почте.

Заявление подается на имя директора (да-да, вот такая катавасия получается, но закон есть закон). Т.е. человек пишет заявление и сам у себя его принимает. Все. С этой даты начинается отсчет 30 дней до даты увольнения.

Но не будем забывать, что у нас небольшой, но все же конфликт между директором и учредителями, поэтому более правильным будет вариант, когда это же заявление отправляется по почте на адрес места нахождения общества, указанный в ЕГРЮЛ.

Если есть уверенность, что письмо будет получено обществом (его примет секретарь либо иной человек), то можно отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если же такой уверенности нет, то мой совет – отправить письмо с объявленной ценностью (ценное письмо и определите ему ценность в 1 руб. J) и описью вложения. Это позволит всегда доказать, что именно заявление было отправлено в общество.

Итак, процесс увольнения начался – заявление направлено в общество. По истечении срока в 30 дней директор может считать себя уволенным. С чистой совестью и чувством выполненного долга он издает приказ о совеем увольнении и делает запись в своей трудовой книжке о своем же увольнении. Вот так все просто – в соответствии с законом он считается уволенным с должности директора.

Однако, как всегда остается одно, а в нашем случае и не одно, а несколько «но».

Во-первых, документы общества. Отчетность, документы по хозяйственной действительности, финансовые, по кадрам и пр. пока по акту приема-передачи директор их не передал, считается, что все эти документы хранятся у него.

В общем-то, ничего страшного, но кому это надо? Что я предлагаю своим клиентам в таком случае – либо хранить документы у себя до момента их востребования, о чем уведомить письмом и общество и каждого их учредителей, либо направить их заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес места нахождения общества, но только если есть уверенность, что эту бандероль, посылку или контейнер точно получит адресат.

Во-вторых, и что более важное – запись в ЕГРЮЛ. Как известно, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется на основании заявления. Пока не подано заявление по форме 14001, в ЕГРЮЛ будет числиться «старый» директор, который официально уже уволился.

Скажу сразу, что это не смертельно, но может подпортить жизнь тем, что а) человека будут донимать налоговые органы, как впрочем и любые другие и б) для госслужащих такая запись недопустима. Значит, надо вносить изменения. Для этого заполняем форму 14001, но лист о возложении полномочий на нового директора ничего не заполняем.

В таком виде в последний день перед датой увольнения заверяем форму у нотариуса и на следующий день подаем в регистрирующий орган. Честно скажу, шансы на регистрацию изменений примерно 50 на 50 – могут зарегистрировать, а могут дать отказ. В данном случае все зависит от настроения и установок регистрирующего органа. Ведь по инструкции старый директор увольняется, а новый назначается.

Поэтому и в заявлении должен быть отражен факт прекращения полномочий старого директора и возложение полномочий на нового. В любом случае, попытка, как говорится, не пытка и опробовать внести такие изменения всегда можно.

Итог

1)      Для увольнения директору не надо ждать решения учредителей.

2)      Директор может сам себе подать заявление об увольнении за 30 дней до даты увольнения.

3)      Документы общества директору лучше хранить у себя до их востребования.

4)      Запись в ЕГРЮЛ возможно убрать, подав заявление по форме 14001

Источник: http://vadimsokol.ru/2014/01/kak-smenit-direktora-bez-soglasiya-uchreditelej.html

Умер участник ООО: что делать и какие вносить изменения

Каков порядок переизбрания директора ООО, после смерти одного из двух учредителей?

Хотя на земле стопроцентная смертность, перспективы ухода в мир иной представляются людям настолько отдалёнными, что даже не берутся в расчёт. Реорганизация фирмы, добровольный выход участника из состава учредителей, ликвидация – к этому бизнесмены в большей или меньшей степени готовы. А вот вопрос, что делать в случае смерти участника ООО, вгоняет многих предпринимателей в ступор.

Что говорит закон?

В Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» мы находим следующую формулировку: «Доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью». То есть варианта всего два: либо усопшего участника ООО автоматически заменяет его наследник/правопреемник, либо учредители Общества не предоставляют наследнику этой возможности.

Практика показывает, что чаще всего реализуется первый вариант. Наследники (определяемые либо завещанием умершего, либо – если завещания нет или в нём отсутствуют указания на преемника доли в компании – Гражданским кодексом) принимают долю и активы завещателя. Король умер – да здравствует король.

Второй же вариант возможен в тех случаях, когда учредители ещё при создании фирмы проявляют похвальную предусмотрительность. Как мы помним, Устав – это основной акт, определяющий и регламентирующий деятельность ООО.

Участники имеют полное право внести в этот документ пункт о запрете на наследование доли. Это вполне логичное решение для управленцев, которые не хотят в будущем увидеть в своих рядах практически стороннего человека.

Впрочем, возможно и компромиссное решение. Иногда учредители устанавливают в Уставе не запрет, а ограничение на переход доли. Наследник принимает её, но его функции как участника будут осуществляться в определённых пределах. Участники могут ограничить его полномочия масштабно, а могут лишь запретить совершать те или иные операции.

Итак, после смерти участника его коллеги должны прежде всего заглянуть в Устав.

Порядок принятия доли по наследству

Доля в ООО – это обычный актив, и гражданское законодательство не предусматривает специального порядка передачи его по наследству. Процедура стандартна и проводится в четыре этапа.

  1. В течение полугода со дня смерти участника его наследник (или наследники) должен официально вступить в свои права. Для этого ему потребуется прийти к нотариусу и написать заявление о принятии наследства.
  2. Когда нотариус подтвердит его право на наследство, человек должен будет сообщить об этом участникам ООО. Форма уведомления – свободная письменная. Уведомление можно как отправить по почте, так и вручить лично.
  3. Вступив в право наследства, новый участник ООО обязан дать знать об этом налоговой инспекции. Эта процедура несколько сложнее – наследнику придётся заполнить заявление по форме Р14001 и сдать его в отделение ИФНС по месту регистрации компании. К заявлению нужно будет приложить копии документов о наследовании.
  4. В соответствии с этим заявлением служащие налоговой внесут изменения в ЕГРЮЛ (указав там сведения о смерти участника ООО и изменении состава учредителей). На корректировку реестра закон отводит им 5 рабочих дней.

Получив выписку из ЕГРЮЛ, наследник может считать себя полноправным участником общества с ограниченной ответственностью. Доля умершего полностью переходит к нему, и процесс передачи дел, активов и полномочий на этом завершается.

Именно таким образом происходит переход доли без ограничений. Если же Уставом общества ограничения предусмотрены, процедура несколько усложняется.

Переход доли с ограничениями

Какими вообще могут быть ограничения? Самое распространённое условие, включаемое в Устав – необходимость получения согласия на переход доли со стороны всех оставшихся участников.

В таких случаях наследник в том же порядке оформляет факт вступления в наследство, но затем отправляет участникам ООО обращение в письменной форме.

В обращении ему нужно запросить согласие на включение его в состав участников.

Чтобы принять решение, остальные учредители назначают собрание, проводят обсуждение и, если понадобится, ание. В результате они должны прийти к единогласному решению, которое и озвучивается претенденту-наследнику.

Принять решение и дать согласие участники должны в течение одного месяца со дня поступления обращения (если в Уставе не обозначен другой срок). Оформляется согласие также в письменном виде.

Каждый из участников составляет заявление, в котором ясно и однозначно указывает, что не имеет ничего против отчуждения и перехода доли своему новому коллеге. Если в течение месяца уведомление о согласии не приходит, согласие считается полученным автоматически.

Список документов в случае смерти участника ООО с последующим «ограниченным» переходом доли выглядит следующим образом:

  • заявление по форме Р14001;
  • протокол ОСУ;
  • бумаги о наследовании, подтверждающие право новоявленного участника на долю;
  • заявления от участников ООО об их согласии на переход доли.

Все эти документы передаются в ФНС для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Новую выписку потом нужно будет предоставить в банк, где обслуживается Общество.

Запрет на переход доли

Учредители ООО имеют полное право установить запрет на переход доли наследнику – главное, чтобы такое положение было закреплено в Уставе. В этом случае складывается двоякая ситуация.

С одной стороны, по факту наследник всё равно получает долю. Это его наследство, а лишить человека наследства никто не вправе.

С другой стороны, переход доли становится формальной процедурой и не приводит к наделению наследника полномочиями участника общества.

Как всё это выглядит на практике?

  1. Приняв наследство и став формальным владельцем доли, человек должен подать участникам общества заявление. В заявлении ему необходимо указать, что он хочет получить действительную стоимость доли, поскольку воспользоваться ей «по назначению» не имеет права.
  2. На общем собрании участников принимается решение о выплате действительной стоимости доли в полном размере.
  3. Полную стоимость доли определяет бухгалтер ООО на основании отчётности за последний перед смертью участника налоговый период.
  4. Наследник предъявляет свои бумаги, подтверждающие его право на наследство, и Общество выплачивает ему рассчитанную бухгалтером сумму.

Какова дальнейшая судьба «освободившейся» доли? В случае смерти участника ООО долю необходимо перераспределить, если на вступление наследников в Общество наложен запрет – так говорится в законе.

Решение о перераспределении принимается на общем собрании, которое нужно провести в течение года после перехода доли Обществу. Выбор способа перераспределения зависит исключительно от участников.

Всего таких способа три:

  • доля равномерно распределяется между всеми оставшимися участниками;
  • продается одному или нескольким участникам либо третьим лицам (это происходит в течение месяца со дня её покупки у наследника);
  • погашается (уставной капитал уменьшается на сумму, равную номинальной стоимости доли).

Оставить долю себе наследник не сможет, иначе она превратится в «мёртвый груз», что для действующей коммерческой организации недопустимо.

Как быть, если наследников нет?

На самом деле наследники «по закону» есть почти всегда. Говорить об их отсутствии можно в двух случаях: если у умершего не осталось вообще никаких родственников или если о них ничего не известно и находятся они неизвестно где. Возможен и другой вариант – наследники по каким-то причинам не планируют предъявлять свои права на наследство (даже для того, чтобы продать долю).

В любом случае, с долей нужно что-то делать. Пока она не перейдёт к новому владельцу (или владельцам), компания просто не сможет нормально функционировать.

Её текущая деятельность не нарушится, но участники не смогут управлять компанией глобально (например, принять решение о реорганизации, ликвидации, внесении изменений в Устав и т.п.).

Решение очевидно – участники должны принять решение о присоединении доли умершего к Обществу с её последующим распределением.

Однако есть один нюанс. В решении о присоединении доли обязательно должна содержаться приписка о том, что Общество обязуется выплатить наследникам действительную стоимость доли (а заодно и причитающиеся им дивиденды). Эта выплата произойдёт, если наследники внезапно объявятся. Когда именно – неважно.

При внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ основанием будет являться нотариально заверенное свидетельство о смерти участника. В заявлении на регистрацию процедуры присоединения доли нужно будет указать причину принятого решения – отсутствие наследников либо их отказ от принятия наследства.

Доля, перешедшая к ООО, не учитывается при определении итогов ания. Оставшиеся участники смогут принимать все важные решения по управлению компанией самостоятельно.

Исключительные случаи

Смерть участника ООО может иметь критические последствия для компании, если умерший был её директором или единственным учредителем.

В первом случае доля умершего участника переходит по наследству в обычном порядке. Однако затем начинаются сложности: доля наследуется, но ведь должность директора просто так другим людям не передаётся. Выход в этом случае один. Оставшиеся участники должны как можно быстрее назначить нового директора – избрать его из своего круга или пригласить занять эту должность третье лицо.

Смена директора проводится в обычном порядке: нужно собрать все необходимые документы и подать их в регистрирующий орган. Причём заниматься этим должен новый директор. Именно он обязан заверить бумаги у нотариуса и подписать заявление в регистрирующем органе.

Если же умерший был единственным учредителем и участником ООО, возможны два варианта:

  • наследник принимает фирму, а управлением занимается человек, указанный в завещании;
  • если завещания нет, доверительное управление Обществом учреждает нотариус.

В обоих случаях дело чаще всего заканчивается продажей или ликвидацией ООО.

Как уже было сказано, учредители ООО довольно редко думают при открытии компании о том, что с ней будет после смерти одного из них. И напрасно – предусматривать нужно все возможности. Улаживание дел с наследниками иногда может обернуться чередой долгих конфликтов (в том числе судебных).

Проблема в том, что вступление наследников в ООО после смерти участника зачастую становится для его коллег делом нежелательным. Хорошо, если наследник добровольно откажется от участия и сразу согласится продать долю.

А если нет? Вот поэтому порядок её передачи нужно обязательно оговаривать в Уставе.

Источник: https://dezhur.com/db/changes/vnesenie-izmenenii/umer-uchastnik-ooo-chto-delat-i-kakie-vnosit-izmeneniya.html

Округ закона
Добавить комментарий