Куда разрешён выезд с допуском к государственной тайне по форме 1?

Действующие ограничения для военнослужащих на выезд из страны

Куда разрешён выезд с допуском к государственной тайне по форме 1?

В России военная служба подразумевает ряд ограничений для тех, кто ее проходит. Одним из условий является временный запрет на выезд из страны для военнослужащих. Требование относится не ко всем категориям.

Оно в обязательном порядке касается тех лиц, которые служат в ФСБ. Определенные ограничения на выезды из России также налагаются на военнослужащих, имеющих доступ к государственной тайне.

Законодательная база фиксирует и другие категории, кому по тем или иным причинам может устанавливаться временное ограничение на выезд из страны.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-49-28 Москва; +7 (812) 425-60-78 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.530 Бесплатный звонок для всей России.

Нормативная база

В государстве действует сразу несколько актов, которыми регулируется запрет для военным на выезд из страны. К ним относятся:

Когда военнообязанный не сможет выехать за рубеж?

114-ФЗ в пп. 7 статьи 15 указывает на временное ограничение на выезд из России сотрудникам федеральной службы безопасности. При этом запрет устанавливается вплоть до окончания действия контракта, который госслужащий подписывает перед поступлением в ведомство. Указанная категория лиц была включена в список на основании 241-ФЗ от 18 июля 2011 года.

Ограничения также касаются любых военнослужащих, которые связаны с государственной тайной. В пп. 1 ст. 15 114-ФЗ фиксируется, что при наличии у человека допуска к секретной информации срок запрета равняется 5 годам. По его окончании ограничение снимается, и гражданин может свободно покидать территорию страны.

В том же пп.1 ст. 15 уточняется о возможности продления срока секретности до 10 лет. Это максимальный период, в течение которого у имеющего доступ к государственной тайне не будет возможности свободно покинуть территорию России.

Пп. 2 ст. 15 114-ФЗ устанавливается еще одна категория военнообязанных, кому запрещается покидать страну. К ней причисляются призванные на срочную службу граждане. Ограничение также касается направленных на альтернативную гражданскую службу. Запрет на выезд из страны имеет место до момента завершения гражданином срочной службы.

По смыслу ст. 24 Закона «О государственной тайне» любые должностные лица, имеющие допуск к секретным сведениям, могут ограничиваться в правах. Одним из них выступает возможность выезда за рубеж. Данное условие всегда фиксируется в трудовом договоре или контракте.

На поездки за границу также имеют ограничение сотрудники следующих ведомств:

  • МВД;
  • Росгвардия;
  • ФСО;
  • ФСИН;
  • Служба внешней разведки;
  • МЧС;
  • Министерство обороны.

Лица, работающие в указанных структурах, при наличии доступа к секретным сведениям не вправе покидать пределы страны до истечения срока секретности. Военные без доступа к тайне также ограничиваются в праве посещать определенные иностранные государства.

В какие страны разрешен выезд военным?

Для военных, служащих в МВД и его структурах, предусмотрен специальный Приказ от 21 августа 2015 года под номером 360-ДСП.

В данном акте перечислены государства, куда они могут въезжать беспрепятственно. При этом ранее перечень включал порядка 30 стран.

В связи с изменениями в данный приказ на 2018-2019 год военнослужащим можно выезжать на территорию только 13 государств. В их числе:

  • Казахстан;
  • Туркменистан;
  • Белоруссия;
  • Южная Осетия;
  • Азербайджан;
  • Китай;
  • Кыргызстан;
  • Узбекистан;
  • Абхазия;
  • Вьетнам;
  • Куба;
  • Армения;
  • Таджикистан.

Оформление поездки

Военнослужащему, который намеревается выехать из России за рубеж, требуется поэтапно оформить свою поездку. Если в государство возможен въезд по внутрироссийскому паспорту, то потребности в получение заграничного не имеется.

В страны, куда въезд возможен только по загранпаспорту, требуется его предварительное оформление.

При этом имеющиеся у лиц заграничные паспорта при поступлении на службу сдаются на специальное хранение в ведомство, в котором они служат.

Процесс оформления поездки за границу военных проходит следующие этапы:

  1. Подача рапорта уполномоченному лицу согласно п. 3 Порядка, разработанного на основе Приказа под номером 378 от 10.06.2013 г (далее — Порядок). В заявлении обязательно прописывается цель, дата поездки и государство. Также указывается маршрут следования, сопровождаемые лица. В конце рапорта военный просит выдать ему загранпаспорт для осуществления поездки. Заявление подписывается, в нем обязательно должна быть дата составления.
  2. Рассмотрение рапорта уполномоченным лицом. При этом гражданин предоставляет документы, которыми подтверждается его доступ к государственной тайне или другой секретной информации. Отметка об отсутствии доступа к секретной информации делается должностным лицом на рапорте согласно п. 13 Порядка.
  3. Завизированный рапорт передается в кадровый отдел (по п. 14 Порядка).
  4. Вся предоставленная документация направляется кадровым отделом в орган безопасности. Им проводится согласование. Требование зафиксировано в п. 9 Порядка.
  5. После согласования гражданин получает справку по специальной форме, которая передается им лично в госорган, занимающийся оформлением паспортов (по п. 10-11 Порядка). Там же он получает загранпаспорт на руки для поездки.

Если военнослужащим оформляется новый загранпаспорт, то на его получение может уйти максимум три месяца, начиная с даты, когда заявление на его выдачу было подано. Это возможно в ситуации, если у гражданина был доступ к секретным сведениям (ч. 5 ст. 10 114-ФЗ).

Порядок хранения и выдачи загранпаспортов

Правила хранения и выдачи загранпаспортов военнообязанных регулируются Приказом под номером 378 от 10.06.2013 г. В рамках него действует Порядок по сдаче и хранению документации, которой удостоверяется личность человека.

Согласно данному Порядку гражданин, для которого установлен режим временного ограничения на посещение зарубежных стран, обязан отдать свой загранпаспорт на хранение. При этом его срок длится ровно столько, сколько будет действовать ограничение. На передачу документа на хранение военнослужащему дается 5 дней. Требование зафиксировано в п. 2 Порядка.

Место, куда гражданином передается паспорт, также устанавливается согласно Порядку. Если он служит в войсках МВД, то документ подлежит передаче в режимно-секретный отдел. Если гражданин дислоцируется в воинской части, то паспорт вручается им на хранение в отдел кадров.

Необходимость передачи документа фиксируется в контракте, который лицо заключает при поступлении на службу. Режимно-секретные и кадровые отделы контролируют соблюдение требований по учету и хранению загранпаспортов своих сотрудников. С этой целью ведется специальный журнал, в котором фиксируются случаи передачи документа для осуществления зарубежной поездки.

Если у документа истек срок действия, то соответствующий отдел отдает его владельцу. От последнего обязательна личная подпись, подтверждающая факт возврата ему паспорта. Та же процедура проводится при увольнении.

Если в отношении военного установлен запрет на посещение иностранных государств, то его загранпаспорт передается в выдавший документ орган. В его обязанность входит хранение паспорта до того момента, когда истечет срок действия, или будет снято ограничение на выезд. При этом о месте хранения паспорта сотрудника обязательно уведомляется орган безопасности (п. 8 Порядка).

Нюансы

Ограничения на возможность посещения военнослужащими иностранных государств имеют отдельные нюансы. Среди них:

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-49-28 Москва; +7 (812) 425-60-78 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.530 Бесплатный звонок для всей России.

  1. Наличие полного запрета на выезд из страны для лиц с доступом к тайне под грифом «особая важность». Она устанавливается ст. 8 Закона под номером 5485-1. При доступе к сведениям под грифом «совершенно секретно» и «секретно» ограничения носят более мягкий характер и подразумевают возможность посещать некоторые страны из списка при наличии одобрения.
  2. Возможность выезда военнослужащего в государство, входящее в запретный список, при ряде условий. Это возможно только с одобрения начальства и при наличии веских причин. Ими могут быть необходимость срочного посещения близких родственников в связи с их нездоровьем, острая потребность в собственном лечении за рубежом, разрешение вопросов за границей по имуществу (наследование или его отчуждение).
  3. Обязательная передача начальству отчета о поездке. Военный, вернувшийся из зарубежной поездки, составляет отчет. Документ передается руководству.
  4. Возможность обжалования решения об ограничении выезда или продлении срока запрета. Подобные решения принимаются Межведомственной комиссией. Для несогласных с ними военнослужащих установлено право на обжалование.

Запрет на выезд из государства касается только самого военнослужащего. Для членов его семейства подобные ограничения не установлены. Правило имеет исключение для военных, проходящих службу в ФСБ. Члены их семей также подпадают под временные ограничения на выезд из страны вместе с ними.

Источник: https://zapret-na-viezd.ru/voennym/

Ограничения при допуске секретности 1, 2 и 3 формы

Куда разрешён выезд с допуском к государственной тайне по форме 1?

Автор Сергей в 13 мая 2018. Новости

Для многих ограничения, связанные с допуском секретности, заключаются в запрете выезжать за границу. Именно невозможность зарубежных поездок в отпуск или к родственникам отпугивает многих от оформления допуска к гостайне и заключения соответствующего контракта.

Между тем, формальное наличие допуска секретности не означает автоматического запрета на пересечение границы, зато может предполагать ряд иных ограничений, о которых говорят и пишут редко.

Что означает допуск к гостайне

Допуск предоставляется:

  • должностным лицам и гражданам, которым по роду работы (службы) необходим доступ к сведениям и документам определённой степени секретности;
  • организациям, которым для проведения работ и оказания услуг необходим доступ к информации, содержащей гостайну.

Должностные лица и сотрудники оформляют допуск к гостайне по месту работы или службы. Юридические лица для доступа к секретным сведениям обязаны получить лицензию ФСБ.

Допуск позволяет изучать и работать с засекреченными документами. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.

Подробнее: Получение допуска к государственной тайне

Какие ограничения связаны с допуском секретности

Закон РФ «О государственной тайне» в ст. 24 предусматривает следующие ограничения прав и свобод для тех, кто оформил форму секретности:

1. Ограничения, связанные с выездом за границу.

Срок запрета оговаривается в трудовом договоре, с которым работник знакомится под роспись. Обратите внимание, что ограничение на выезд действует определённое время после увольнения, а органы ФМС и таможенной службы в обязательном порядке взаимодействуют с ФСБ по вопросам выезда «секретчиков» за границу.

Подробнее: Формы допуска к гостайне

Для тех, у кого 3 форма допуска секретности, ограничений практически нет. Они подписывают обязательство о неразглашении — и на этом, как правило, все ограничения заканчиваются. Более того, часто 3 форму допуска к гостайне получают лишь для оформления на должность из номенклатуры, и фактически человек может никогда так и не увидеть секретных документов.

Видимо, поэтому ФСБ считает таких носителей гостайны достаточно безобидными и позволяет выезжать за границу без указания о наличии формы секретности в анкете ФМС и уведомления работодателя.

С обладателями 1 и 2 формы допуска секретности сложнее. Как правило, в трудовом договоре установлен 5-летний срок ограничения на выезд с момента ознакомления с совершенно секретными или особо важными документами. По решению Межведомственной комиссии по гостайне срок может быть продлён в общей сложности до 10 лет.

  • Но не нужно думать, что наличие допуска секретности 1 или 2 формы автоматически закрывает вам путь за границу. Решение об ограничении возможности выезда принимается не просто по факту допуска к гостайне, а с учётом следующих обстоятельств:
    • факт непосредственной работы гражданина с совершенно секретными или особо важными сведениями и документами;
    • степень секретности сведений на момент запроса о выезде;
    • цель выезда, обстоятельства и другие факторы, которые влияют на принятие решения об ограничении права на выезд.

    Особенности выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени, таковы:

    • при оформлении заграничного паспорта ФМС обязательно согласует это с ФСБ;
    • при отрицательном заключении ФСБ в выдаче паспорта могут отказать;
    • даже при положительном заключении ФСБ загранпаспорт может оформляться до 3-х месяцев;
    • обо всех намерениях выехать за рубеж необходимо уведомить работодателя и 1 отдел;
    • 80% внутренних инструкций режимно-секретных предприятий предусмотрено, что загранпаспорт сотрудника хранится в 1 отделе и выдаётся лишь после согласования поездки.

    Оформляя допуск к гостайне, сотрудник осознаёт и соглашается с тем, что его право на выезд из РФ может быть ограничено, поэтому судебное обжалование запрета на выезд ничего не даст.

    Судебная практика поддерживает всестороннюю защиту государственной тайны и максимум, на что можно рассчитывать — сокращение срока ограничения выезда и только в случае, если удастся обосновать нецелесообразность и чрезмерность установленного срока.

    2. Ограничения, связанные с распространением секретной информации и использованием носителей гостайны

    За расплывчатой формулировкой скрываются:

    • запрет разглашать секретные сведения, ставшие известными гражданину по роду службы или работы;
    • ограничения, обусловленные соблюдением правил работы, хранения, передачи и пересылки носителей информации, содержащей гостайну;
    • ограничения, связанные с использованием открытий и изобретений, содержащих гостайну. Например, запрещается использовать вне помещений предприятия приборы или составляющие элементы секретных разработок. Запрещается вывозить или использовать чертежи или модели, прототипы или опытные образцы изобретений, на которые распространяются режим гостайны. Секретные сведения нельзя использовать в качестве примера или аргумента в общедоступных публикациях или научных работах.

    К подобной работе имеют доступ только лица с 1 и 2 формой допуска, поэтому ограничения распространяются только на них.

    3. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни

    В ходе проверки сотрудники работодателя и ФСБ получают анкетные данные претендента, которые проверяют в том числе и из других источников.

    В ходе такой проверки органы ФСБ могут, например, делать запросы в полицию, органы ЗАГС, учебные заведения и организации для проверки биографических сведений не только претендента на допуск, но и членов его семьи, получать информацию о банковских счетах, операциях, имуществе, сделках и т.д.

    Такие ограничения для оформления допуска секретности возможны лишь во время предварительной проверки. В иное время неприкосновенность частной жизни может быть ограничена только по основаниям, предусмотренным законом.

    Хотите узнать больше об ограничениях и процедуре оформления допуска к гостайне? Звоните!

    Трекбэк с Вашего сайта.

    Источник: http://licenziya-fsb.com/ogranicheniya-dopusk-sekretnosty

    Отмена ограничения выезда заграницу для людей ознакомленных с сов. секретными документами (2 форма)

    Куда разрешён выезд с допуском к государственной тайне по форме 1?

    Инициатива № 77Ф6568 Уровень инициативы: Федеральный В данный момент любой человек имеющий 2 форму допуска к государственной тайне и ознакомленный с совершенно секретными сведениями не имеет возможности выехать из страны в течение 5 лет после последнего ознакомления с документами. Вторая форма допуска очень распространена.

    Её оформляют в армии, в большом количестве НИИ, конструкторских бюро, на производстве для оборонного комплекса. Естественно у большинства людей со второй формой есть и реальное ознакомление с сов. секретными документами и на них действует ограничение выезда.

    Такое ограничение отпугивает сотрудников от всех гражданских и военных специальностей, таким образом снижая количество кадров в областях, где и без того не хватает специалистов из-за низких зарплат. Молодые специалисты предпочитают работать не по специальности, но не связываться с невыездом. Возможно в советское время данная форма ограничения распространения закрытых данных и имела смысл.

    Въезд и выезд из страны жёстко контролировался, был минимален, и передать данные можно было только лично. Ситуация давно изменилась. Есть Интернет, миллионы людей свободно въезжают и выезжают из Российской Федерации. Передать информацию стало легко в любой форме. Но этот изживший себя закон всё равно действует, отпугивая кадры от тех областей, где они реально нужны и уже сейчас.

    Данные ограничения также противоречат Конституции Российской Федерации: Статья 27 п.2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Статья 17 п.2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В дополнение к этому ограничения на выезд противоречат и нашим международным соглашениям, Россия, вступая в Совет Европы (28.02.

    1996) приняла на себя обязательства “немедленно прекратить практику ограничений на зарубежные поездки людей, владеющих государственными секретами, оставив лишь те ограничения, которые являются общепринятыми в государствах членах Совета Европы” (Заключение №193 Парламентской Ассамблеи Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы п.10-XV, принято 25.01.1996).

    В данный момент ограничения на выезд по причинам секретности известной информации отсутствуют не только в странах-участниках Совета Европы, но и в странах СНГ.

    Исходя из вышеизложенного я предлагаю отменить ограничение выезда для лиц, ознакомленных только с документами под грифом “Совершенно секретно”.

    Граждане, ознакомленные с этими документами, не должны быть ущемлены в правах, тем более, если это ущемление уже давно не несет практической пользы и наносит вред целым отраслям производства, науки и обороны. При невозможности полной отмены невыезда, предлагаю рассмотреть хотя бы снижение срока невыезда после последнего ознакомления до одного года.

    1. Исполнение положений Конституции Российской Федерации 2. Исполнение международных договоренностей, заключенных Российской Федерацией. 3. Увеличение привлекательности профессий, в которых для работы требуется ознакомление с документами по второй форме (“Совершенно Секретно”). Это оборонный комплекс, военная промышленность, военная служба, научные исследования.

    4. Отмена устаревшего закона, не имеющего практического смысла в данный момент.

    Снять ограничение на выезд за пределы Российской Федерации и получение заграничного паспорта для всех лиц имеющих ознакомление с документами под грифом “Совершенно Секретно” и ниже. Оставить ограничение на выезд за пределы Российской Федерации и получение заграничного паспорта для всех лиц имеющих ознакомление с документами под грифом “Совершенно Секретно” только на время работы с документами под этим грифом. После увольнения или переход на 3-ю форму допуска человек будет иметь право получить загранпаспорт и выезжать на стандартных условиях для граждан Российской Федерации. Оставить ограничение на выезд за пределы Российской Федерации и получение заграничного паспорта для всех лиц имеющих ознакомление с документами под грифом “Совершенно Секретно”. Снизить срок невыезда после последнего ознакомления с документами под данным грифом до 1 года.

    ← К началу списка инициатив

    Источник: https://www.roi.ru/6568/

    Выезд за границу при 2 форме доступа секретности: порядок и правила

    Куда разрешён выезд с допуском к государственной тайне по форме 1?

    В силу определенных обязанностей своей профессии, граждане, которые несут военную службу, включаются в программу, требующую хранить некоторые государственные тайны.

    Такие тайны необходимы для защиты целостности и суверенности территории РФ, они связаны с информацией о вооружении страны, ее политическими, экономическими и военными стратегиями, а также другими масштабными государственными программами. Допуск секретности определяется непосредственно Министерством Обороны РФ.

    Указанным Министерством разработан ряд регламентирующих документов, которые нацелены на систематизацию запретов и разрешений о хранении важных государственных тайн. Для того чтобы контролировать исполнение правил регулярно проводятся специальные проверки.

    1. Что такое «2-ая форма допуска секретности», ее сущность 2. Порядок получения 2-й формы допуска 3. Порядок выезда за границу со 2-ой формой допуска секретности

    Что такое «2-ая форма допуска секретности», ее сущность

    На данном этапе развития общества, существуют три главные степени допуска к секретности на государственном уровне. Такая классификация зафиксирована в ФЗ №5485 от 21.07.1993 «О государственной тайне».

    Это означает, что человек может допускать к различной закрытой от общественности информации по определенной схеме:

    • Первая наивысшая степень. Информация повышенной важности.
    • Вторая средняя степень. Информация, относящаяся к данной категории, находится под эгидой «Совершенно секретно».
    • Третья низшая степень. Информация низшего допуска. Метка ― «секретно».

    Несколько ранее также существовала категория, которая ограничивала доступ военных сотрудников к определенным служебным делам. Однако на данный момент эта категория не используется в перечне форм доступа.

    Обратите внимание

    Присвоение права владеть информацией, которая находится под закрытым доступом, не зависит от звания служащего.

    Исходя из ФЗ «О государственной тайне», покидать границы РФ запрещено только тем служащим, которым присвоена первая степень доступа к секретным данным. То есть, группе лиц, имеющих право узнавать информацию государственной важности по второй форме доступа к секретности, разрешается покидать границы государства.

    Порядок получения 2-й формы допуска

    Возможность иметь доступ к государственным тайнам в России носит добровольный характер.

    Это означает, что, вступая в высокопоставленную должность, гражданин не обязуется по умолчанию соблюдать государственные тайны.

    Так, доступность к государственной тайне тесно связана с возможностью занятия определенных должностей, а также иметь право на образование в ВУЗах, профилем которых является подготовка военнообязанных служащих.

    Следовательно, гражданин, устраивающийся на военную должность или поступающий в военный ВУЗ, должен понимать, что наличие определенной военной обязанности (разных мест работы, конкретных направлений деятельности) влечет за собой подтверждение содержания государственной тайны.

    Гражданин должен сознавать, что при его согласии на содержание государственной тайны, для его свободы, в том числе свободы межгосударственного передвижения, будут предусмотрены ограничения.

    Возможность получать необходимую секретную информацию для студентов военных учебных заведений, а также для служащих определенных структур, оформляется соответствующей комиссией, которая фиксируется по месту проживания субъекта.

    Оформление доступа к секретности требуемого уровня проходит с помощью ряда проверочных мероприятий. Для этого кандидат должен заполнить представленную ему комиссией специальную анкету, в которой будет установленный перечень проверок относительно предполагаемого уровня доступа. Соответственно, кандидат сам подтверждает свое согласие на проведение проверки.

    Такие мероприятия подразумевают следующие исследования:

    • сверка данных, которые кандидат указал в графах анкеты (свои личные данные, паспортные, сведения о прописке и т.д.);
    • информация о наличии судимости у кандидата (как условных, так и фактических, закрытых и не закрытых);
    • анализ близких родственников кандидата. В данный список входят: отец, мать, супруга, а также дети, если имеются, которым исполнилось 14 лет;
    • определение физического здоровья кандидата;
    • определение психического здоровья кандидата;
    • определение, проживал ли кандидат длительное время за пределами РФ.

    Если все проверочные процедуры выполнены успешно, военный комиссариат выдает свое заключение. В нем фиксируется факт возможности допуска конкретного гражданина к секретным государственным данным. Также в заключении указывается форма доступа к секретности.

    После подтверждения разрешения на доступ к государственной тайне, кандидату выдается на подпись подписка о неразглашении данных. Также разъясняется ответственность за разглашение государственной тайны.

    Случаи, в которых кандидату могут отказать:

    • у гражданина есть опыт судимости;
    • гражданин участвовал в любом виде деятельности, которая была направлена против установленного правопорядка;
    • нетрудоспособность гражданина (как частичная, так и полная). Подразумевается, как физические недостатки, так и психические нарушения;
    • в случае если среди близких родственников выявлены судимые граждане;
    • в случае если у кандидата имеется опыт проживания за пределами РФ более полугода, либо же близкие родственники, которые на момент оформления допуска к секретности, проживают за пределами РФ на постоянной основе;
    • если кандидат ранее уже допускался к государственной тайне, но был отстранен.

    Обратите внимание

    В случае отказа военный комиссариат не обязан разъяснять кандидату причины отказа.

    Порядок выезда за границу со 2-ой формой допуска секретности

    Фактически со 2-ой формой допуска секретности выезд за границу разрешен. Однако существуют свои нюансы.

    Так, при подписании подписки о неразглашении, гражданину разъясняют, что для оформления выезда за границу при наличии 2-ой формы допуска к секретности, необходимо, чтобы с даты оформления такой подписки прошло более пяти лет.

    В определенных случаях, которые являются индивидуальными и решаются Межведомственной комиссией по протекции государственной тайны, срок ограничения может быть продлен.

    Важный факт

    Тем не менее, суммарно такой срок не может превышать 10 лет.

    В рядовых случаях необходимо полностью уведомить начальство о намерении и месте отдыха. Командование может как принять, так и отклонить такое прошение.

    При этом, если в Беларусь или Украину не требуется дополнительных бумаг, то при желании выехать на дальнее зарубежье, также необходимо оформить заграничный паспорт и предоставить сведения из него начальству.

    Таким образом, выезд на отпуск за рубеж для служащих, имеющих вторую степень допуска к секретности, возможен. Однако является нечастым явлением, и разрешаются подобные вопросы советом командования места работы служащего, при условии его полной законопослушности.

    (437 голос., 4,52 из 5)
    Загрузка…

    Источник: https://pravo.moe/vyezd-za-granicu-pri-2-forme-sekretnosti/

    1 форма допуска секретности: оформление, ограничения

    Куда разрешён выезд с допуском к государственной тайне по форме 1?

    Автор Сергей в 9 ноября 2018. Лицензирование ФСБ

    Допуск к гостайне по форме 1 позволяет знакомиться с засекреченными сведениями особой важности. Согласно градации, закрепленной в постановлении Правительства РФ № 63 информация особой важности представляет собой данные, при разглашении которых ущерб может быть причинен всему государству и затронет сферы военной, научной, политической, разведывательной и контрразведывательной деятельности.

    В отличие от сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно», которые чаще всего носят обобщённый и нормативный характер, информация особой важности конкретна и в случае обнародования или передачи заинтересованным третьим лицам способна поставить под угрозу безопасность государства, научные разработки в особо значимых областях, а также внутреннюю и внешнюю политику. Такие данные не нужны для выполнения большинства работ, связанных с доступом к гостайне, поэтому фирмы с лицензией ФСБ на работы со сведениями особой важности — это редкость. В основном допуск по форме 1 оформляется сотрудникам особых подразделений в армии и силовых ведомствах (МВД, ФСБ) и прокуратуре, а также ряде научных организаций.

    Как оформляется

    Процедура для претендента на 1 форму допуска секретности ничем не отличается от оформления 2 и 3 формы:

    • заполнение анкеты;
    • предоставление документов, подтверждающих анкетные сведения;
    • прохождение медкомиссии и получение справки формы 989-н;
    • ознакомление с НПА, регулирующими работу с государственной тайной, подписание согласия на обработку персональных данных, проведение проверочных мероприятий и на ограничения, связанные с допуском к особо важной информации.

    Со стороны 1 отдела организации и органов ФСБ следует более строгая проверка для тех, кто получает 1 форму допуска секретности для работы с гостайной. Проверке подлежат сам гражданин, его близкие родственники, служебные связи — всё окружение, которое потенциально может угрожать утечкой информации через претендента. В проверочные мероприятия входят:

    • изучение и подтверждение анкетных и биографических данных;
    • изучение предыдущей учебной и служебной деятельности;
    • изучение данных о судимостях и привлечении к уголовной и административной ответственности;
    • проверка фактов, свидетельствующих о возможной угрозе разглашения секретных сведений.

    Проверка при оформлении 1 формы допуска секретности может занимать до 3-х месяцев. Перед ней претендент даёт согласие на временное ограничение права на неприкосновенность частной жизни в отношении себя и своих близких родственников, т. к. ФСБ проводит всесторонний анализ окружения гражданина и его повседневной жизни.

    Ограничения при 1 форме допуска к гостайне

    Самое серьёзное ограничение связано с выездом за рубеж. Как правило, при получении допуска к сведениям особой важности гражданин становится «невыездным» в течение 5 лет. Это условие закрепляется в трудовом договоре, т. е.

    подписав контракт, гражданин добровольно принимает на себя такое ограничение.

    В зависимости от важности сведений, а также актуальности их на момент окончания ограничения, межведомственная комиссия по защите гостайны вправе продлить срок запрета на выезд за границу до 10 лет.

    Статья по теме: Ограничения при допуске к государственной тайне

    Обратите внимание: наличие 1 формы допуска секретности не означает, что вы автоматически лишены заграничных поездок. Решение о запрете на выезд принимается с учетом следующих факторов:

    • фактическая работа гражданина с особо важными документами и сведениями;
    • степень секретности данных на момент запроса о выезде за рубеж;
    • цель и срок выезда, страна, иные обстоятельства, влияющие на конечное решение о разрешении заграничной поездки.

    Особенности выезда за рубеж:

    • загранпаспорт оформляет либо режимно-секретное подразделение, либо сам гражданин, но с согласия 1 отдела;
    • выдачу загранпаспорта ФМС обязательно согласует с органами ФСБ;
    • в выдаче загранпаспорта может быть отказано, если ФСБ представит отрицательное решение о выезде гражданина;
    • даже при согласии ФСБ на выезд ФМС будет оформлять загранпаспорт 2-3 месяца;
    • большинство регламентов в организациях, работающих с гостайной, предусматривает, что загранпаспорта граждан, имеющих первую форму допуска, хранятся в режимно-секретном отделе и выдаётся работнику только после согласования выезда за границу.

    Конечно, отказ работодателя в выдаче загранпаспорта или отрицательное заключение ФСБ можно обжаловать в суд. Однако шансы выиграть в таком деле минимальны: гражданин добровольно ограничил свои права на заграничные поездки, к тому в своих решениях суд будет руководствоваться в первую очередь защитой интересов государства. Максимум, на что можно рассчитывать — сокращение срока запрета на выезд.

    Другие ограничения связаны в основном с распространением особо важных сведений, а также с неприкосновенностью частной жизни.

    Первое представляет собой запрет разглашать секретные данные, каким-либо образом использовать их научных, образовательных или учебных проектах, не связанных с должностными обязанностями гражданина, а также запрет использовать рабочие модели, прототипы, схемы в нарушение регламентов работы с секретными данными. Кроме того, гражданин обязан соблюдать правила обращения с носителями гостайны.

    Неприкосновенность частной жизни может быть нарушена, например, в ходе проверочных мероприятий ФСБ (запрос данных о судимостях, заграничных поездках, медицинские сведения, информация о банковских счетах и вкладах и т. д.)

    Нарушение ограничений влечет уголовную или административную ответственность (степень зависит от обстоятельств совершения).

    Статья по теме: Ответственность за разглашение гостайны

    Нужна помощь в получении лицензии ФСБ или допуска к гостайне? Обращайтесь, поможем.

    Трекбэк с Вашего сайта.

    Источник: http://licenziya-fsb.com/1-forma-dopuska-sekretnosti

    Осторожно: государственная тайна!

    Куда разрешён выезд с допуском к государственной тайне по форме 1?
    Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых – постоянных или временных – работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.

    Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых.

    И, будучи напрямую связанной ­с государственными интересами, требует особого внимания.

    На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г.

    № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» ­применительно к любым существующим правоотношениям.

    Итак, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).

    Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.

    Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона ­о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:

    1. сведения в военной области;
    2. сведения в области экономики, науки и техники;
    3. сведения в области внешней политики и экономики;
    4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

    При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г.

    № 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне.

    Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

    Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г.

    № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

    В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

    Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:

    • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также ­о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
    • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
    • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, ­предприятиям, учреждениям и организациям;
    • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
    • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
    • о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
    • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

    Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.

    Порядок допуска к государственной тайне

    Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

    Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями ­соответствующей ­степени секретности1.

    Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:

    • выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
    • наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
    • наличие сертифицированных средств защиты информации.

    Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление ­конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

    В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

    1. первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
    2. вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
    3. третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

    При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

    Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением ­Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).

    Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

    1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.

    2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

    • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина ­к государственной тайне3;
    • права на распространение сведений, составляющих государст­венную тайну, и на использование открытий и изобретений, ­содержащих такие сведения;
    • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска ­к государственной тайне.

    3. Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами.

    Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – органы безопасности).

    Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

    Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).

    Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:

    • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
    • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню4 , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
    • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами ­документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
    • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
    • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

    Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне.

    Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных меро­приятий.

    Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

    4. Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

    • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;
    • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;
    • дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

    Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=7171

    Округ закона
    Добавить комментарий