Машина снята с учета, кто виноват в ДТП: водитель или бывший владелец?

Как по новым правилам снять машину с учета? Разные ситуации

Машина снята с учета, кто виноват в ДТП: водитель или бывший владелец?

Несмотря на то, что пресс служба ГИБДД активно информирует авто владельцев через различные СМИ по любым поводам, всё равно момент того, как снять машину с учёта в 2019 году, остаётся не до конца выясненным, и у водителей возникает масса вопросов. Попробуем разобраться с наиболее распространенными из них.

Но сперва напомню, что с 15 октября 2013 года снимать транспортное средство с учёта необходимо лишь в четырех случаях:

  1. Случай угона транспортного средства. В такой ситуации водитель обращается в ГИБДД с заявлением о снятии с учёта.
  2. В случае утилизации. Дабы прекратить начисление налогов на ваше транспортное средство, вам необходимо снять авто с учёта.
  3. В случае продажи за границу. Снимаете автомобиль с учёта, если задумали продать его в другую страну.
  4. Если новый обладатель транспортного средства не зарегистрировал его в течении 10 дней, то бывший владелец имеет право для снятия авто с учета, обратившись в ГИБДД. Но так делать нежелательно, потому что снятый с учета автомобиль, невозможно будет уже зарегистрировать (это жестоко). В таких случаях нужно просто писать заявление на прекращение регистрации!

Во всех остальных случаях данная операция будет называться изменением регистрационных данных.

Ну а теперь перейдем к ответам на вопросы, которые всё-же волнуют автовладельцев.

Автомобиль не на ходу: как снять с учёта?

Многие владельцы авто во время его продажи задумываются над тем, как снять машину с учёта, если она не на ходу. Отвечаю, в такой ситуации снятие с учета — невозможно! Если вы собираетесь продать ваше авто не на ходу, к примеру, на запчасти, то проблемами связанными с учетом, занимается покупатель.

В таких случаях, необходимо написать договор купли-продажи в 3-х экземплярах, оставить свою подпись в ПТС с указанием даты продажи. И всё! Далее, покупатель машины занимается её оформлением на себя.

По истечению 10 суток, вы можете проверить в ГИБДД регистрацию проданной машины на покупателя. Если проданное авто ещё не перегистрировано, то вы со спокойной совестью можете подать заявление о прекращении регистрации. Так вы обезопасите себя от неприятностей.

Как правильно снять авто с учета в случае отсутствия машины и документов?

Не каждый водитель знает, как снять машину с учета без машины и без документов. В данном случае вы можете воспользоваться только одним вариантом: написать заявление непосредственно на имя местного начальника ГИБДД о снятии машины с учета по причине её утилизации.

Это довольно-таки простая процедура, которая не займёт у вас много времени. При этом не упустите один нюанс: ваше заявление должно быть написано в двух экземплярах.

Вариант снятия машины с учёта в другом городе

Вначале давайте разберемся, можно ли снять машину с учёта в другом городе? Можно. И в 2019 году действия, которые нужно предпринимать в этом вопросе, сведены законом к минимуму.

Снятие с регистрационного учёта ни в коем случае не зависит от региона регистрации транспортного средства, также не зависит от местонахождения автомобиля в пределах Российской Федерации, и уж никак не связано с местом прописки автовладельца.

Принципы снятия авто с учёта при утилизации

Каждая машина имеет свой срок службы и эксплуатации. После окончания данного срока вас может посетить мысль, а как снять машину с учета для утилизации?

Вот перечень ситуаций, в которых она может подвергнуться данному процессу:

  • дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна, так как он не подлежит ремонту;
  • в случае полной негодности вашего транспортного средства, и вы не хотите продавать его на агрегаты и отдельные номерные узлы.

В случае, если автомобиль пришёл в негодность, вам нужно приехать в ГИБДД, транспортное средство предоставлять не нужно. При себе иметь следующий перечень документов:

  • гражданский паспорт;
  • ПТС (если есть);
  • свидетельство о регистрации (если есть);
  • регистрационные знаки (номера, если есть);
  • в случае необходимости — доверенность.

Как видите, списать авто в утиль возможно без документов на него, достаточно показать свой паспорт и написать заявление.

https://www.youtube.com/watch?v=Ov1qHR_1uOg

Вы можете скачать:

  • бланк заявления на утилизацию авто — здесь;
  • бланк акта (сертификата) об утилизации машины — здесь.

В случае утери справки об утилизации (бывает и такое), вы можете получить дубликат в ГИБДД.

Если вы заинтересованы в вопросе, как снять с учёта аварийный автомобиль, то процедура оформления документов идентична.

Владелец не освобождается от снятия авто с учета даже в том случае, если его аварийный автомобиль не подлежит восстановлению. В любом случае предстоит процесс утилизации.

Для справки. Утилизационный сбор действует только на автомобили ввезенные или спущенные с конвейера после 1 августа 2012 года.

Снятие авто с учета после продажи

Бывает, что появляется вопрос, как снять автомобиль с учета после продажи. С октября 2013 года — эта процедура упростилась до примитивных действий. Продавцу ни о чём более беспокоиться не придется — он продаёт собственное транспортное средство, не снимая его с учёта. А покупатель идёт в любое ГИБДД и там оформляет автомобиль на своё имя.

А вот если он (покупатель) не сделает это в течение 10 дней (если такие хитрецы), то вы вправе написать заявление в МРЭО ГИБДД о прекращении регистрации.

Правила снятия с учёта в другом регионе

Согласно законодательству, снять авто с учёта с 15 октября 2013 года можно в любом ГИБДД, не переживая о местонахождении автомобиля.

Также спешу заметить, что согласно законам действующим в 2019 году, государственный номер транспортного средства теперь принадлежит исключительно одному автомобилю и при смене владельца закрепляется за авто. Правда, при желании есть возможность сохранения старых номеров за продавцом транспортного средства, подробнее об этом: здесь.

*********************

Могу напомнить, что ранее в процессе купли-продажи ТС, продавцу нужно было снимать машину с учета и сдавать государственные номера в инспекцию. После совершения сделки покупатель должен был поставить машину на учёт по месту своей регистрации и ждать получения новых регистрационных знаков. К счастью — это уже в прошлом!

*********************

Еще одна приятная особенность относительно новых законов – это возможность изготавливать дубликаты номеров. Это действует в случае утери или хищении государственных знаков.

Данная процедура значительно упростит жизнь рядовым автовладельцам.

А для кого-то это может стать бизнесом, ведь рядом с подразделениями ГИБДД, фирм готовых помочь в замене номера, становится с каждым днем всё больше и больше.

Конечно, смущает тот момент, что теперь лично удостовериться о снятии вашего авто с учёта, можно только личным присутствием во время постановки его на учёт новым владельцем.

Надеюсь, что моя обзорная статья помогла вам ответить на актуальные вопросы в сфере учёта автомобилей, и вас порадовали упрощенные методы снятия транспортных средств с государственного учета в случае надобности.

(3 раз, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: http://avto-i-avto.ru/pokupka-prodazha-avto/kak-snyat-mashinu-s-ucheta-2014.html

Доверил по доверенности. «Продал автомобиль, через пять лет получил иски за чужое ДТП, требуют более 400 миллионов рублей»

Машина снята с учета, кто виноват в ДТП: водитель или бывший владелец?

В весьма неприятную историю попал минчанин Александр Пинязик. Он продал по генеральной доверенности старенький Ford Sierra. Покупатель уверял, мол, переоформит машину на себя. Но через пять лет оказалось, что де-юре Александр по-прежнему является собственником автомобиля.

И только потому, что он считается владельцем источника повышенной опасности, теперь должен оплатить ущерб, нанесенный в результате чужого ДТП. «Общая сумма по трем предъявленным искам составляет более 400 миллионов рублей! Я получил жизненный нокаут: из-за обыкновенной формальности теперь должен огромную сумму.

Уже наложены аресты на мой дом в деревне и автомобиль. Что делать?» — в отчаянии спрашивает мужчина.

— В 2007 году я решил продать Ford Sierra, который нуждался в ремонте и был не на ходу, — рассказывает Александр Анатольевич. — Покупатель предложил оформить генеральную доверенность, пообещав потом поставить автомобиль на учет на свое имя. В общем, я поверил. Через некоторое время мы созвонились и он заверил меня, что машину перерегистрировал. На этом я и успокоился.

Надо сказать, что в то время еще не было камер скорости и сделки по «продаже автомобилей по доверенности» (намеренно берем фразу в кавычки, поскольку такой процедуры по закону не существует) были довольно распространены.

Однако при этом формальные владельцы транспортного средства, которым они реально уже не обладали, не учитывали важную особенность законодательства. Иначе они бы все же потратили день-другой для оформления купли-продажи.

Последствия незнания законов редко афишируются, но получаются не менее показательными. История Александра Пинязика — одна из таких. В 2012 году минчанин совершенно случайно узнал, что Ford Sierra по-прежнему зарегистрирован на его имя: «Меня остановил сотрудник ГАИ. Стал что-то проверять по базам и сообщил, что автомобиль до сих пор зарегистрирован на мое имя. Я уже совсем забыл о нем!»

Мужчина забеспокоился и стал узнавать, где «его» машина. Впоследствии выяснилось, что она находится у молодого жителя Климовичей. «Причем автомобиль он тоже купил.

Но только не у мужчины-покупателя, а у неких его родственников. Молодой человек передал деньги, а взамен получил расписку от руки. Я пошел в милицию, хотел найти контакты.

Далее планировал все-таки переоформить машину по закону», — подчеркивает минчанин.

Но эти действия уже были запоздалыми. Через несколько недель Александра Пинязика вызвали в суд Климовичского района. Иск? Компенсация? За что? Сначала мужчина решил, что это недоразумение. Однако чем больше он погружался в ситуацию, тем больше понимал — все очень и очень серьезно.

— Оказалось, что новый владелец автомобиля, тот самый молодой человек из Климовичей, ездил на машине без техосмотра и даже обязательной страховки, — продолжает Александр Анатольевич. — Одним осенним днем 2010 года он совершил наезд на пешехода, что стало отправной точкой судебного процесса.

Авария случилась 23 ноября 2010 года на ул. 50 лет СССР в Климовичах. Молодой водитель Ford Sierra сбил женщину. У той были диагностированы переломы обеих костей голени.

Впоследствии эти травмы признали тяжкими. А медицинская комиссия назначила потерпевшей вторую группу инвалидности.

Возбудили уголовное дело по части 2 статьи 317 «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств».

Не будем вдаваться в нюансы расследования аварии. То, что дело дошло до суда, говорит само за себя. Отметим также, что водитель во время заседания вину не признал. Однако его приговорили к исправительным работам и лишению водительских прав.

Про компенсацию нужно рассказать отдельно. Во время заседания Климовичского районного суда представители истицы попросили взыскать средства за поврежденное пальто (2,6 млн рублей), транспортные расходы потерпевшей к месту лечения и обратно (6,1 млн), лекарства (5,4 млн), юридическую помощь (85 млн), а также в счет возмещения вреда здоровью (241 млн).

При чем тут бывший владелец Ford, спросите вы. Дело в том, что юридически на момент аварии именно он являлся собственником автомобиля.

А по статье 948 Гражданского кодекса граждане, «деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании».

Только не нужно думать, что это некая уловка! Напротив, во время подобных заседаний всегда выясняется, кому по документам принадлежит автомобиль. Даже если уголовное дело возбуждено не было, у потерпевшего всегда есть возможность подать гражданский иск, апеллируя к этой норме.

Оба ответчика иск не признали. Водитель, в частности, объяснил, что не считает себя виновным в ДТП. А Александр Пинязик — что в реальности не являлся владельцем источника повышенной опасности (того самого злополучного Ford Sierra).

Однако суд постановил взыскать с водителя 91,7 млн рублей (сюда вошли стоимость поврежденного имущества потерпевшей, лекарств, расходы по оказанию юридической помощи и оплата проезда), а также госпошлину и расходы по оплате услуг представителя в суде. Для сравнения: Александру Пинязику, кроме оплаты госпошлины и услуг представителя, нужно выплатить 241 млн рублей за вред, причиненный здоровью потерпевшей.

Другой иск поступил от Белорусского бюро по транспортному страхованию. Эта организация после ДТП выплатила потерпевшей компенсацию (в 109 млн рублей) и выставила регрессный иск, что является стандартной процедурой в таких случаях (ведь машина не была застрахована по «автогражданке»). Выплата данной суммы также ложится на плечи собственника автомобиля.

По словам Александра Пинязика, был еще третий иск, по которому предстоит выплатить около 40 млн рублей. То есть в итоге мужчина должен более 400 млн.

— Очень интересно получается: водитель признан виновником ДТП, реально машина принадлежит ему, а выплачивать бóльшую часть компенсации женщине, которую я никогда не видел (в суде ее интересы представляли дочь и адвокат), должен я! — возмущается экс-владелец Ford.

— И расскажите, в чем я виновен? Что продал машину, не оформив документы? Но меня нагло обманули! Это был не автомобиль, а корыто, не на ходу. Чтобы снять его с учета, потребовалось бы везти в ГАИ, нанимать эвакуатор.

А покупатель умолял обойтись без этого, обещал все оформить самостоятельно.

По сути, дело в простой формальности. Смысл введения нормы об ответственности владельца транспортного средства в Гражданский кодекс очевиден: раз доверяешь кому-то потенциально опасный объект, то постарайся контролировать обращение с ним.

Это своеобразное перекладывание ответственности, не лишенное смысла в условиях, когда автомобиль стал массовым явлением. Другой вопрос, что этот механизм не работает эффективно.

Часто за рулем машин оказываются люди случайные, а отвечает за их действия мало причастный (или совсем не причастный) к произошедшему человек.

— Не представляю, как смогу выплатить хотя бы часть долга! — минчанин объясняет, что числится в одном из банковских отделений обычным рабочим. — Моя ежемесячная зарплата — всего 5 млн рублей, у жены и того меньше — 4 млн.

К Александру Пинязику уже приходили судебные исполнители, наложен арест на дом и земельный участок в Стародорожском районе, которые достались ему по наследству от родителей, а также на автомобиль Renault Megane (2008 г. в.).

— Говорят, могут высчитывать 70% зарплаты, — рассказывает мужчина. — Так сколько у меня тогда останется? Миллион, два? А мне еще семью содержать, дочь с мужем живут с нами, у них недавно родился второй ребенок. Нужно помогать внукам! Мне 54 года, работать по ночам не могу, здоровье уже не позволяет.

Минчанин все же не сдается, пытается обжаловать решение суда, пишет апелляции, доказывает, что отношения к произошедшему не имеет. Однако по документам владельцем автомобиля является он, и ничего здесь не попишешь! Все его аргументы наталкиваются на этот железобетонный факт.

В статье 948 Гражданского кодекса есть оговорка: если источник повышенной опасности выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц, то владелец не отвечает за вред. Речь об угоне или краже (это разные понятия) автомобиля. Однако в данном случае говорить об этом неуместно, считают юристы: «Ведь изначально транспортное средство было передано добровольно».

Впрочем, у Александра Пинязика есть шанс отбиться от иска. Существует постановление пленума Верховного суда (от 01.10.2008 г.

) №7 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств», в котором сказано: «Судам надлежит принимать меры к разрешению гражданских исков, имея при этом в виду, что в качестве гражданских ответчиков должны привлекаться владельцы транспортных средств, поскольку в соответствии с законодательством обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на владельца этого источника, то есть на организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности как в силу права собственности или оперативного управления, так и по другим основаниям (по доверенности, договору аренды и т. п.) (ст. 948 ГК)».

…Это не единичный случай, когда основную финансовую нагрузку иска несут владельцы автомобилей, потерявшие машину из виду. Нежелание погрузиться в бюрократический процесс спустя время оборачивается большими проблемами.

Источник: https://auto.onliner.by/2016/01/20/sud-287

«Письмо счастья» из Гродно за

Машина снята с учета, кто виноват в ДТП: водитель или бывший владелец?

Истории о том, как нельзя продавать машины, не единожды появлялись на нашем сайте. В прошлом году av.by рассказывали случаи, когда белорусы продавали Ford Mondeo и BMW в кузове Е38 по ксерокопии паспорта, а потом получали «письма счастья».

Видимо, учиться на чужих ошибках суждено не каждому. Старенький хэтчбек Renault Megane Николая [прим.

имя изменено] колесит по всей Беларуси, а бывший владелец уже получил первый штраф и сейчас беспокоится: не дай бог, машина попадет в ДТП и ему придется тоже нести ответственность.

В таком виде Megane выставил продавец из Слонима уже в январе 2018 г.

Почти год назад Николай из Витебской области продавал Renault Megane 1996 года с 1,4-литровым мотором и МКП. Снял машину с учета, и в тот же день нашелся покупатель. «Я передал документы и копию паспорта.

Договор купли продажи и счет справку не составляли, все в устной форме. Ну как продал, меня еще развели на деньги, — делает он оговорку. — Договорились на 1000 у.е., но мне заплатили только 500 долларов. Условились, что остальную часть денег мне отдадут в течение 3 месяцев, а также обязательно поставят авто на учет.

Я даже номера «транзитов» не запомнил, думал, что это надежный человек».

На вопрос, почему вместо договора купли-продажи или хотя бы копии справки-счета белорус решил оформить сделку всего лишь по ксерокопии паспорта, он ссылается на то, что профан в этом деле, да и знакомый посоветовал, как избежать бюрократической волокиты и быстро продать машину. В итоге сделка состоялась, но в сценарий вмешались обстоятельства: из кармана выпал и сломался телефон, контакты покупателя были утеряны, а по прошествии оговоренного времени никто не позвонил…

Все планы обрушились вмиг: еще до продажи белорус взял кредит, чтобы купить машину получше, а пришлось даже купить дешевле предыдущей. Надежда была почти утеряна, как спустя девять месяцев, в минувшем декабре, прилетел первый штраф за превышение скорости.

Тогда Николай и стал заниматься поисками нового владельца и обивать пороги разных инстанциий, чтобы вернуть машину. Говорит, суть не в деньгах, его тревожит другое: «Так как мне сказали, что машина на мне и я могу попасть в беду, я начал всерьез опасаться.

Не знаю куда уже обращаться, я хочу вернуть авто назад, ведь в случае аварии я останусь крайним».

И это вполне резонно. Ведь если случится так, что автомобиль попадет в ДТП со смертельным исходом, тогда вам придется возмещать моральный ущерб, как это произошло с героем одного из наших прошлых материалов — «800 миллионов за чужие ошибки». В таком случае ответственность несет не только водитель, но и владелец источника повышенной опасности в соответствии со ст. 948 ГК РБ.

Что касается Николая, то ему пока что прилетело одно «письмо счастья» из Гродно. Кроме того, объявления о продаже этого Renault Megane появляются в интернете, но автомобиль перепродается настолько быстро, что уследить за географией его перемещений слишком сложно.

«Насколько я знаю, за эту неделю его уже четвертый раз перепродают. Пробовал связаться с предыдущим владельцем из Гродно (вторым после витебского покупателя),  стал угрожать судом. Но как только позвонил второй раз, тот просто бросил трубку», — сообщает Николай.

Где он может оказаться через день-два, предугадать невозможно.

Из Слонима машину перепродали в Могилевскую область. Останется ли она там надолго — неизвестно.

На момент нашего разговора машина находилась в г. Мосты Гродненской области, мужчина даже узнал номер телефона продавца, нашел его профиль в социальной сети. Хотя объявление о продаже Renault на таких же «транзитах» числилось и в Слониме! В обоих случаях автомобиль продавали за 1000 долларов, «в хорошем состоянии» и с припиской «снят с учета».

Мы позвонили по номерам, указанным на сайте. Первый продавец из г. Мосты пару секунд силился вспомнить тот самый Renault  Megane и подтвердил: «Покупал его в январе по ксерокопии паспорта, подделал за два дня и перепродал товарищу из Слонима». Позвонили мы и туда.

Голос на другом конце провода рассказал, что тоже покупал ее таким образом и успел перепродать машину, но обнадежил: «Люди из Могилевской области купили ее для себя, будут ставить на учет». Напоследок он обещал позвонить им, чтобы напомнить о регистрации транспорта.

Позвонит ли?

В отделении ГАИ Ушачского РОВД владельцу Renault, куда он пришел за помощью, ничем не помогли, заявив, что это сугубо его проблемы, мол, сам виноват, вот и разбирайся.

Понятно, что юридически никакой сделки здесь и не было, но Николай пытался самостоятельно разыскать владельца автомобиля и убедить его в необходимости вернуть хэтчбек.

Постановление о штрафе он отправил заказным письмом обратно в Гродно, предоставив доказательства о том, что не совершал административное правонарушение, так как находился в другом месте.

Сидеть сложа руки и в одиночку решать проблему мужчина тоже не стал. «Обращался в ГАИ, местный суд, но там только разводят руками. Конечно, продал по ксерокопии паспорта, и это моя ошибка, я спорить не буду. На угон я заявить не могу, ведь это дача заведомо ложных показаний.

В суде сказали, чтобы написать заявление на подачу иска об истребовании автомобиля из чужого незаконного владения, нужно указать полный адрес человека, у которого он сейчас находится, но я его не знаю.

Мое дело уже передали в УВД Витебской области, будут разбираться», — рассказывает он.

Что делать Николаю, в Ушачском ГАИ говорят вкратце: «Пусть обращается в МРЭО ГАИ, где машину снимали с учета. Может, там есть какая-нибудь информация.

Когда к нам обращаются люди с подобной ситуацией, мы можем проверить в базе, попадался ли автомобиль по нарушениям ПДД, ведь есть вероятность, что там будет указан номер телефона водителя, чтобы связаться с ним.

В случае с камерами по фотофиксации штраф присылается на имя собственника ТС».

В Минской ГАИ считают, что сперва продавец и покупатель должны разобраться между собой в судебном порядке. «Во–первых, владелец должен оплатить все штрафы и обратиться с иском в суд, приложив все копии или оригиналы платежных документов.

Мы можем задержать такой автомобиль не на основании заявления человека, который изначально передал автомобиль без надлежащего оформления, а только решения суда. Только в таком случае ГАИ будет устанавливать место нахождения автомобиля и лицо, управляющее этим ТС. И если будет решение суда, тогда мы перепишем штрафы на реального нарушителя ПДД.

Как предупреждение, следует продавать и покупать машины через оформление по договору купли-продажи авто в ГАИ», — объяснил начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Зараник.

В отличие от договора, счет-справка в ГАИ не регистрируется, узнать там, продал или не продал человек машину, невозможно.«Поэтому если покупатель не поставил авто на учет (в течение 10 дней) и превысил скорость, попав в камеры фотофиксации, то штрафы будут приходить на имя последнего владельца.

Есть и такой нюанс счет-справочного бизнеса, как то, что счет-справку могут попросту аннулировать, поэтому рекомендуется кроме копии паспорта иметь при себе и копию счет-справки (оригинал остается у покупателя). Если машину отдали просто по ксерокопии паспорта, то на учет ее не поставить, так как нет подтверждения купли-продажи.

На сегодняшний день доверенность не нужна, поэтому этим и пользуются», — добавил Сергей Зараник.

Напомним, в прошлых материалах адвокат, кандидат юридических наук Улахович Илья уже комментировал подобный случай: «Поскольку здесь юридически никакой сделки не было, можно попытаться самостоятельно разыскать пользователя автомобиля и убедить его в необходимости вернуть автомобиль собственнику.

Если такой вариант не сработает, тогда, так сказать, гражданско-правовой и уголовно-правовой путь решения проблемы — а это подача иска в суд об истребовании автомобиля из чужого незаконного владения или, соответственно, заявление об угоне транспортного средства» (о том, как соотносятся между собой заявление об угоне и дача заведомо ложных показаний, так как владелец продавал машину по доброй воле, юрист разъяснял здесь).

**

Со своей стороны отметим, что важно не только снять авто с учета, но и быть уверенным в том, что с «той» стороны тоже поступят правильно и вступят в право владения.

А если вы оформили сделку как продавец по закону, то последующее недобросовестное поведение покупателя — это уже его головная боль.

Помните, что любые действия, будь то передача документов на автомобиль в обмен на деньги, «продажа» машины по расписке или копии паспорта, никакого отношения к купле-продаже ТС не имеют. Переоформлять авто нужно правильно, чтобы потом не столкнуться с реальной проблемой.

автоновости договор купли-продали авто продажа авто счет-справка

Источник: https://newgrodno.by/incidents/pismo-schastya-iz-grodno-za-prodannyj-avtomobil-pochemu-nelzya-prodavat-avto-po-kopii-pasporta/

Владелец автомобиля не ставит его на учет — что делать?

Машина снята с учета, кто виноват в ДТП: водитель или бывший владелец?

При продаже автомобиля очень важно подписать договор и акт приема передачи для того, чтобы в последующем иметь возможность снять ее с учета в ГИБДД (если новый владелец не зарегистрирует авто на себя), обжаловать штрафы и налог.

Ситуация, когда новый собственник не регистрирует машину на себя, очень распространена и причины могут быть разные — либо у вас купил машину перекупщик, который еще не нашел покупателей, либо у человека проблемы с документами и он пока не может осуществить регистрационные действия, либо новый владелец умышленно не ставит на учет, преследуя какую то свою выгоду.

Также нужно понимать, что если вы машину сдали в салон по системе traid-in — вы остаетесь собственником автомобиля до оформления купли продажи с новым собственником.

Салон выступает всего лишь агентом между вами и покупателем, получая комиссионное вознаграждение.

В таком случае авто может не ставится на учет очень долгое время — пока машина не будет продана в салоне и все это время именно вы будете нести бремя уплаты транспортного налога.

Еще одна из распространенных ошибок и заблуждений — продажа авто по «генеральной доверенности», откуда вообще пошел данный миф — не понятно.

  Выдавая доверенность вы не перестаете быть собственником автомобиля, доверенное лицо получает неограниченные права в отношении вашего автомобиля, в том числе право продажи.

  Захочет — продаст, не захочет — не продаст, а все штрафы будет получать именно собственник транспортного средства.

Главный вывод — обязательно оформляйте надлежащим образом договор купли продажи и акт приема передачи автомобиля, укажите паспортные данные покупателя в договоре.

Что делать, если автомобиль продан, но владелец не поставил его на учет в течение 10 дней?

Согласно п. 8.2 Приказа МВД России от 26.06.2018 N 399 прежний владелец транспортного средства имеет право прекратить его регистрацию в отношении себя, подав заявление в ГИБДД и приложив договор купли-продажи. Регистрация будет прекращена, а номера объявлены в розыск — на первом же посту или при проверке документов номера и документы будут изъяты.

Прекратить регистрацию можно в любом подразделении ГИБДД, госпошлиной данное действие не облагается.

Нужно ли подавать заявление в полицию об угоне или утилизации? Об угоне не  советую, т.к. угона не было и данный факт может быть легко выявлен — новый владелец предъявит договор полиции, а вас привлекут к ответственности.

Что касается утилизации — как вариант — такое заявление подать можно, но собственнику авто для постановки авто на учет нужно будет обращаться в суд, а если прежний владелец не напишет специальное заявление — есть риск что суд в восстановлении регистрации откажет (решение). Кстати, совсем недавно восстановить регистрацию автомобиля после утилизации было вообще невозможно, пока ВС не отменил данную норму в 2014г.

А если договор купли-продажи утерян?

Если договора нет, данных покупателя нет — то и в суд невозможно подать, как тогда поступить? В пункте 8.2 вышеуказанного приказа МВД, а также в п. 60.1 Административного регламента МВД от 07.08.

2013 N 605 прописано такое основание для прекращения регистрации — утрата транспортного средства. То есть не угон, не утилизация, а утрата. По данному основанию как раз и нужно снимать автомобиль, если нет никаких документов о продаже.

  Ниже я прикрепила форму заявления в ГИБДД, в нем нужно отметить нужную причину прекращения регистрации (утрата) и подать в ГИБДД.

Регистрацию прекратят, номера объявят в розыск, а после того, как новый владелец объявится — регистрацию можно будет восстановить (в отличие от утилизации, при которой обратно все вернуть затруднительно).

Что делать, если вы автомобиль сняли с учета, но штрафы и налог все еще приходят?

Штрафы обжаловать в суд, приложив договор (копию) и документы, подтверждающие снятие транспортного средства с учета в ГИБДД, либо можно написать в ГИБДД заявление о том, что автомобиль вам не принадлежит и приложить ДКП. ГИБДД штрафы аннулирует.

Переход права собственности на имущество (машину) подтверждает исключительно договор, а не регистрация в ГИБДД. Если вы автомобиль сняли с учета, а новый собственник так и не поставил — штрафы будут приходить вам (ст. 2.6.1 КоАП). Тоже самое указано в разъяснениях  МВД.

Практика ВС по отмене штрафов здесь.

Что касается налога — здесь ситуация сложнее, т.к. транспортный налог уплачивает лицо, на которое зарегистрировано авто (ст. 357 НК РФ) — то есть закон не связывает налоговое бремя по уплате налога с правом собственности. В п.

5  Правил регистрации автомототранспортных средств №1001 указано, что прежний собственник ОБЯЗАН снять авто с учета при смене собственника. Если собственник не снял автомобиль с учета — то и все связанные с этим риски несет он (так мотивируют суды свое решение).

  Судебная практика по оспариванию транспортного налога — отрицательная, налог проще в порядке регресса взыскать с нового собственника.

заявление в ГИБДД— форма заявления для регистрационных действий

Источник: https://urist-rostov.com/vladelec-avtomobilya-ne-stavit/

Варианты аннулирования договора купли-продажи автомобиля между физ лицами

Машина снята с учета, кто виноват в ДТП: водитель или бывший владелец?

Привет всем любителям и пользователям авто!

Сегодня я ознакомлю вас с таким щепетильным вопросом, как аннулирование договора купли продажи автомобиля покупателем или продавцом.

В повседневной практике продаж автомашин с пробегом, с какой бы осторожностью ни проводилась сделка, все равно часты случаи обнаружения всяческих крупных «сюрпризов» уже после её заключения.

Зачастую, столкнувшись с серьезными неприятностями после сделки, ее участник желает расторгнуть договор, но не знает возможно ли это, с какой стороны подступиться к делу и с чего начинать.

Иногда незнание своих юридических прав, приводит к импульсивным и глупым поступкам, наподобие физического рукоприкладства, что может запросто вылиться в уголовное производство и еще большие потери – финансовые и не только. Ведь такой исход вам точно не нужен.

Поэтому я написал для вас обзор на тему аннуляции и оспаривания договоров купли-продажи (ДКП), чтобы, если вдруг возникнет надобность, вам было что прочитать по этому поводу.

Аннулирование покупателем

Для начала давайте разберемся в главных ключевых моментах. Сперва я перечислю основные причины, по которым чаще всего происходит расторжение ДКП:

  • Покупка машины с серьезными или неустранимыми повреждениями, имеющей выявленные покупателем скрытые дефекты;
  • Покупка машины с характеристиками существенно отличными от заявленных;
  • Покупка машины являющейся залоговым имуществом.

Теперь о важном юридическом нюансе. При расторжении ДКП используется следующий основной правовой рычаг:

«Гражданский кодекс РФ» – применяется в случае, если обе стороны являются физическими лицами (продавец и покупатель).

Чаще всего инициатором расторжения такого ДКП бывает покупатель и чаще всего, так или иначе, обманутый продавцом.

К сожалению, и к удивлению многих новичков в тяжбах такого рода, прославленным в судах законом «О защите прав потребителей», при заключенном между физлицами ДКП, воспользоваться не удастся. Этот закон предусматривает «разбор полетов» только если одна из сторон является юридическим лицом.

Но не беда. В качестве основной законодательной базы тут вполне успешно выступает статья 450 и некоторые другие статьи «Гражданского кодекса».

Согласно пункту 2.1 этой статьи ДКП можно расторгнуть, имея на это существенное основание. Вот на сей момент обратите особенное внимание. В пояснении к этому пункту дается определение, что именно подразумевается под «существенным основанием».

Внимание! Существенным основанием для расторжения ДКП служат обстоятельства, при которых покупатель, по факту, оказывается лишен значительной части того, за что он заплатил деньги согласно договору.

То есть это означает, что вы не вправе требовать полного расторжения ДКП, если обнаруженные после сделки «косяки» не имеют особой значимости ни по отдельности, ни в совокупности.

Установить существенность недостатка вправе только суд на основании собственных убеждений, положений закона и выводов экспертов исключительно по техническим вопросам.

К существенным недостаткам относятся:

  • Снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия.
  • Неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией.
  • Дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия.
  • Если выявлен дефект несущей конструкции (кузова, рамы).
  • Выявлены дефекты хотя бы трех основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке.

В этом случае вы вправе просить лишь соответствующей компенсации, что, правда, будет весьма затруднительно осуществить в принудительном порядке. Мое мнение таково, что если вы просмотрели какие-либо мелочи и продавец не согласен вернуть за них соответствующую сумму, то дешевле будет потратиться самому, нежели устраивать из-за этого малоперспективное судебное разбирательство.

Итак, основополагающие моменты мы уяснили, теперь перейдем непосредственно к способам расторжения ДКП между физлицами.

Аннулирование по соглашению сторон

Это самый оптимальный и малозатратный вариант как по деньгам, так и по времени и нервотрепке. Тут следует учесть, что существует две категории расторжения по соглашению сторон:

  • Техническая;
  • Классическая.

Техническое расторжение договора

Применяется в различных случаях каких-либо нестыковок в процессе заключения сделки, делающих ее нежелательной для обеих или одной стороны. Ну, например, вы вдруг решили купить другую машину у этого же продавца, или на авто кто-то оставил залог и явился чуть позже установленного срока и т. п. частности.

В этом случае, расторгнуть ДКП согласны обе стороны, никаких конфликтов не возникает и дело приобретает чисто технический оборот. А делается это так:

  • Если ДКП просто составлены и подписаны в частном порядке, без привлечения каких-либо регистраций и заверений, то они так же просто уничтожаются физически, на чем сделка считается расторгнутой;
  • Если же была сделана запись в ПТС (паспорт транспортного средства), то эта запись зачеркивается и зачеркнутое поле визируется надписью типа: «Договор расторгнут», рядом с которой ставятся подписи сдельщиков (подписи заверять не нужно);
  • Если ДКП заключался с привлечением нотариуса, ТС (транспортное средство) успели перерегистрировать и т. п., то аннуляция происходит с обратной перерегистрацией и нотариальным заверением аннулирования сделки.

Классическое расторжение договора

В этом случае покупатель убеждает продавца расторгнуть ДКП по согласию сторон, по прошествии какого-либо времени после сделки.

Такое расторжение лучше проводить письменно (в свободной форме) даже если согласие полное и бесконфликтное. На деле это, конечно же, бывает редко. Чаще всего со стороны продавца возникает минимум недовольство, а максимум открытое противодействие. Действительно, ведь деньги продавец мог уже потратить, да и просто отдавать лежащее уже в кармане для многих очень тяжело психологически

В случае явного нежелания партнера по сделке ее расторгнуть, вам следует поступить так, как описано ниже.

После не возымевших действие устных предложений и требований (при свидетелях, могущих подтвердить это в суде) аннулирования ДКП, вы должны составить письменную Претензию (в свободной форме), в которой ясно и четко будет указано следующее:

  • Подробный перечень дефектов и несоответствий, выявленных вами в ходе эксплуатации;
  • Настоятельное предложение о добровольной аннуляции ДКП с возвратом денежных средств;
  • Предупреждение о судебном иске продавцу в случае его отказа от добровольного сотрудничества.

Данный документ вы скрепляете своей подписью (с датой) и отправляете на почтовый адрес продавца. С этой Претензии снимается копия и остается у вас. Не теряйте квитанцию об отправке!

Внимание! Отправку такой Претензии осуществляйте только заказным письмом с уведомлением отправителя о вручении.

После отправки на ожидание ответа отводится время в один месяц. По его прошествии вы уже в полном праве подавать иск в суд.

Аннулирование в судебном порядке

Мой вам совет: подобные судебные иски лучше всего подавать при помощи профильного юриста, что повышает шансы на успех.

Сам иск обычно подается по адресу регистрации ответчика, но это не особо принципиально. К судебному разбирательству нужно подготовить все касающиеся сделки документы, даже второстепенного значения.

Место рассмотрения дела о расторжении договора зависит от того, на какую сумму была заключена сделка. Так, гражданские дела по имущественным спорам при цене иска до 50 тыс. руб. рассматриваются мировым судьей, более 50 тыс. руб. — в районном (ст. 23, 24 ГПК).

Порядок действий истца я представлю вам в нижеследующей последовательности.

Составить иск

Сперва вы (желательно с юристом) составляете сам иск. В нём вы указываете:

  • Ясно и четко все обстоятельства дела;
  • Период эксплуатации вами ТС купленного у ответчика;
  • Подробный перечень всех выявленных существенных дефектов и несоответствий – именно существенных, т. к. «плач Ярославны» по поводу плохо действующего стеклоподъемника рассмотрен не будет;
  • Прописать нанесенный вам ответчиком, по вашему мнению, ущерб в обоснованном денежном эквиваленте;
  • Просить об аннуляции договора купли-продажи, взыскании с ответчика уплаченных ему денег, а также сумм компенсации ущерба (если таковой был нанесен) и судебных издержек. При этом вы должны ссылаться на «Гражданский кодекс» (ст. 450, 469, 470).

Бланк искового заявления можно скачать.

Если иск подан в рамках ФЗ «О защите прав потребителей», то согласно ст. 15 ФЗ вы вправе требовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера имущественного вреда.

Судебная практика по данному вопросу разная. Был случай, когда истец просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., а суд взыскал — 5 000 руб, истец просил взыскать 10 000 руб, суд столько и взыскал.

Затем, перед подачей иска, вы должны выслать его копию продавцу (заказное письмо, уведомление, квитанцию сохраняете);

Подать в суд

Перечень документов для подачи следующий:

  • Исковое заявление с чеком оплаты судебных сборов;
  • ДКП с нотариальной заверенностью;
  • Акт приема-передачи ТС, если он составлялся;
  • Ксерокопию отосланной ранее продавцу Претензии с квитанцией об отправке;
  • Квитанцию об отправке продавцу копии судебного иска.

Не забудьте оплатить гос пошлину в сумме 300 руб. при подаче иска о расторжении договора купли-продажи ТС в суд. Если вы предъявляете требования о возврате суммы авто по сделке и компенсации вреда, то сумма гос пошлины будет выше, так как в этом случае она зависит от цены иска.

Внимание! После начала судебных заседаний крайне желательно подать ходатайство на спецэкспертизу ТС, для проверки и визирования всех указанных в иске дефектов и несоответствий.

Если в деле присутствует заключение этой экспертизы, то суд, обычно, выносит решение основываясь именно на нем. Оплата за спецэкспертизу ТС взимается только по вынесении судебного решения вместе с судебными издержками с проигравшей стороны.

Аннулирование продавцом

Конечно, продавцы намного реже выказывают стремление вернуть проданное авто, но такие ситуации иногда бывают. Например, в случаях, когда продажа осуществлялась с частной рассрочкой платежа, а покупатель отказался выплачивать всю сумму по той или иной причине (не обязательно злонамеренной).

Продавцу, как и покупателю, сперва нужно обязательно обратиться к партнеру по сделке с предложением решить вопрос по обоюдному согласованию. Если уговоры действия не возымели, то также отправляется Претензия, по описанной уже схеме, с требованием возврата авто.

По прошествии месячного срока ожидания, при условии молчания адресата, можно подавать исковое заявление и требовать возврата машины через суд. Весь процесс аналогичен уже описанному, за исключением проведения спецэкспертизы транспортного средства, которая не требуется.

Однако, она может понадобиться, если авто, по решению суда, будет возвращено владельцу в ненадлежащем виде и это спровоцирует второй иск о возмещении ущерба (нанесенного автомобилю).

Советы

  • Всегда сохраняйте все документы, касающиеся дорогостоящего имущества, даже если они второстепенного значения.
  • Тщательное обследование автомобиля перед его покупкой резко снижает риск последующих неприятностей, хлопот и судебных тяжб.
  • Продавцу лучше всего соглашаться на частную рассрочку платежа только в исключительных случаях, с людьми которым можно доверять.

Заключение

Из данной статьи ясно видно, что к серьезным вещам и сделкам нужно относиться серьезно. Безалаберность в вопросах оформления и сохранения документации на авто может стать причиной последующей головной боли и проигрышей в суде, с материальными и моральными издержками.

А в каких случая вам приходилось расторгать договор? И не сложно было это сделать? Может у вас целая детективная история? — если так, то отлично! Ну в том плане, что всем интересно будет)) Расскажите об этом в комментах к статье. А также, я, по традиции, из того, что вы напишите, выберу интересное и/или полезное и добавлю в статью с указанием вашего авторства!

В завершение посмотрите этот феерический видеоролик, после которого так и хочется встать на лыжи, покататься на скейте, велосипеде… Да хотя бы побегать по стадиону. Это же классно! 

На этом я прощаюсь с вами, уважаемые посетители моего блога. Не забывайте дарить ценную информацию вашим друзьям через социальные кнопки. Подписывайтесь для удобства на обновления блога.

Будьте бдительны на дорогах и активны по жизни. Всего вам наилучшего.

Этой статьей стоит поделиться с друзьями. Жми!

Источник: https://kulikavto.ru/kuplya-prodazha/annulirovaniya-dogovora-avtomobilya.html

Округ закона
Добавить комментарий