Могу ли я работать педагогом психологом в детском саду?

Можно ли работать психологом без профильного образования

Могу ли я работать педагогом психологом в детском саду?

Кажется, что в работе психолога главное ー уметь выслушать пациента и направить его мысли в нужное русло. Разве врождённая чуткость и жизненная мудрость не заменят таланту университетскую скамью? Разберёмся, нужно ли психологу высшее образование или можно обойтись профильными курсами.

В профессии существует ряд специализаций, каждая из которых подразумевает разный уровень образования и профессиональный опыт.

Медицинское образование нужно психотерапевту. Этот специалист работает в поликлиниках и больницах. Лечит расстройства психики: депрессии, навязчивые состояния, неврозы и фобии. Имеет право выписывать рецепты на лекарства. Может выполнять функции психолога, так как хорошо знаком с методиками работы этого специалиста.

Детский психолог может иметь как высшее медицинское, так и гуманитарное образование. Коррекционной работой с детьми и лечением может заниматься только специалист с медицинским образованием. Работать с личностными, семейными проблемами может психолог, имеющий специализацию или прошедший дополнительное обучение по детской психологии.

Организационный психолог консультирует персонал или работает в кадровой службе. Такой специалист подбирает персонал, оценивая личностные качества соискателя, проводит профессиональные тренинги, консультирует руководителей по вопросам управления.

Организационному психологу достаточно иметь оконченное образование по профилю «Общая психология» и прохождение курсов дополнительного профессионального образования или окончание университета по специальности «Психология служебной деятельности».

Психолог‑консультант занимается помощью людям, столкнувшимся с жизненными или профессиональными проблемами. Специалист проводит с клиентом беседы, которые способствуют нахождению новых путей для выхода из сложной ситуации. Такие специалисты получают высшее психологическое образование, работают в консультациях или ведут частную практику.

Педагог‑психолог работает в детских садах, школах, училищах, колледжах. Специалист помогает детям справиться с личными и учебными трудностями, находит индивидуальный подход к обучению, занимается профориентацией. Работать педагогом‑психологом может человек с базовым психологическим образованием или педагог, прошедший соответствующий курс профессиональной переподготовки.

О том, может ли стать психологом человек без профильного образования и кому подойдут курсы дополнительного образования по психологии, мы спросили у Марии Бородиной, ректора «Института профессионального образования».

Можно ли работать психологом без образования в области психологии?

– На этот вопрос можно ответить по‑разному. Мы все считаем себя лучшими психологами, врачами, учителями. Но именно в тех вопросах, которые касаются нас самих, наших родных и близких. Мы скорее любители, бытовые консультанты, «жилетки». Незнакомые человек не доверит вам решение своих психологических проблем и проблем близких людей, если вы не профессионал.

С юридической точки зрения работать психологом без профильного образования нельзя. Должности «Психолог», «Психолог в социальной сфере» или «Педагог‑психолог» может занять только специалист, имеющий профильное высшее образование.

С 2016 года происходит ужесточение требований к соответствию сотрудников занимаемой должности. В скором времени человек без психологического образования не сможет работать психологом.

Можно ли работать психологом после окончания курсов профессиональной переподготовки, не имея психологического образования?

– Такая практика действительно есть. Обычно подобная ситуация касается малой части педагогов или педагогов‑воспитателей, которые сначала занимали должность психолога по совместительству. Особенно это было характерно для малокомплектных школ в России.

Кому подойдут курсы профессиональной переподготовки по психологии?

– Курсы профессиональной переподготовки по психологии подойдут в первую очередь педагогам, воспитателям, педагогам‑психологам, психологам.

Педагогам и воспитателям эти курсы необходимы, поскольку для эффективного процесса обучения и воспитания детей, подростков, молодых людей требуются знания о психологических особенностях каждого возраста, особенностях когнитивных процессов.

Педагогам‑психологам и психологам курсы профессиональной переподготовки могут потребоваться, если с момента получения диплома о профильном образовании и начала профессиональной деятельности проходит несколько лет. Также курсы профессиональной переподготовки по профилю желательно проходить один раз в пять лет.

Важно ли для психолога непрерывное обучение?

– Скажем так, непрерывное обучение необходимо каждому человеку в независимости от его должности. Постоянно обучение и развитие должно быть направлено как на развитие личностных качеств, так и профессиональных.

От профессионализма психолога зависит решение внутренних проблем человека, а значит его карьера, личная жизнь и внутренний мир.

Экономика, образование, наука – все отрасли нашей жизни меняются постоянно, это непрерывный процесс развития.

Появляются другие точки зрения на существующие процессы и явления, новые результаты психологических исследований. И всё это необходимо знать уважающему себя и своих клиентов специалисту.

Мы узнали, что без профильного образования работать психологом не получится. Для начала карьеры необходимо закончить высшее образование хотя бы по профилям «Общая психология» или «Клиническая психология». Далее профессионально развиваться можно на курсах и тренингах для психологов.

Источник: https://blog.teachmeplease.ru/posts/Rabota-psihologom-bez-vyshego-obrazovaniya

Эссе «Я — педагог-психолог»

Могу ли я работать педагогом психологом в детском саду?

светлана юкланова
Эссе «Я — педагог-психолог»

Эссе «Я –педагог-психолог»

Все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де Сент-Экзюпери

Педагог-это призвание, а психология не отъемлемая часть жизни. Психология в нашей современной жизни, да и в мире вообще играет немаловажную роль.

При прохождении определенных периодов в жизни мы встречается с возрастными кризисами, с которыми иногда очень сложно справиться самому без помощи психолога.

В нашем мире, наполненном чрезмерной насыщенной жизнью событиями и с постоянно идущим рядом руку об руку стрессом, встречаются проблемы, с которыми человеку одному не справиться и тогда на помощь приходит психолог, чаще он выступает как слушатель, советник, и помощник в решении определенных проблем.

Я педагог – психолог, МБДОУ «Детский сад №14 «Солнышко» города Шумерля Чувашской Республики. У нас в школе не было педагога-психолога, и я не чего не знала про эту профессию.

Учась в школе с 3 класса, я мечтала поступить учиться на ветеринара, не когда не думала, что жизнь меня развернет на 90 градусов и я сделаю свой выбор в пользу профессии педагога- психолога.

Пройдя тест по профориентации в центре занятости населения в 9 классе, я получила результат человек-человек у меня все сомнения рассеялись, и я точно уже определилась с выбором будущей профессии. Несмотря на сложности и трудности выбранной мной профессии меня не остановило ни чего.

Постигая глубины человеческой души, психолог учится понимать себя, разбираться в себе и своих чувствах. Многие люди полагают, что психолог — это некий волшебник способен помочь очень быстро и каждому. Как правило, это не всегда так. В первую очередь необходимо помнить – что это такой же человек, как и все.

Я не ошиблась, выбрав именно эту профессию. После окончания института я проработала в ЧГСХА ассистентом на кафедре аграрного производства в течении 1 года, где получила колоссальный опыт работы со студентами.

К решению расширить поле своей профессиональной деятельности я переехала в родной город Шумерлю, где устроилась работать социальным педагогам, после решила перейти работать в детский сад педагогом-психологом.

Человек приобретя определённый жизненный опыт и овладев профессиональной компетентность становиться психологом. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Психологу в свою очередь нужно уметь быть мобильным и подстраиваться к изменяющимся условиям.

Проведя анализ своей педагогической деятельности, я выбрала для себя определенные принципы, которые, я использую в своей практике:

• Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

• Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.

• Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи»(реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

• Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

• Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;

• Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;

• Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;

• Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

• Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

• Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Базируясь на принципах, я использую следующие подходы в их реализации –это

Взаимодействие с педагогами.

1. Индивидуальное сопровождение через включение в деятельность педагога.

Один раз в месяц проводится совместная непосредственно-образовательная деятельность. Планирование НОД (сценарий, анализ) осуществляется вместе с педагогом.

При таком планировании психолог помогает педагогу индивидуализировать содержание и уровень задач, учитывая индивидуальные особенности детей, что придает деятельности не только развивающую, но и коррекционную направленность.

Такая форма работы позволяет естественным образом, имея конкретные наличные ситуации, в реальном времени более конструктивно консультировать педагога. Ситуация требует не абстрактных рекомендаций, а конкретных предложений. Как следствие, повышается эффективность психологической помощи.

2. Взаимодействие с родителями.

Во взаимодействии с родителями наряду с основными традиционными формами используются и новые формы модели включенного взаимодействия:

1. Индивидуальное сопровождение (по запросу).

2. Групповое сопровождение семейный клуб «Успешный родитель».

Организация по запросу группы вечеров встреч с родителями, на которых в форме открытого прямого взаимодействия обсуждаются актуальные проблемы взаимоотношений с детьми.

При такой форме родители взаимодействуют как с педагогом-психологом, так и между собой, делясь опытом.

Такая форма также позволяет повысить эффективность психологической помощи в процессе группового взаимодействия.

3. Создание совместного инфопродукта, актуального настоящему запросу родителей.

Взаимодействие с детьми.

Осуществление диагностической и коррекционно-развивающей работы педагога – психолога через включение в непосредственно-образовательную деятельность группы.

При этом на индивидуальных занятиях педагог-психолог может выработать стратегию решения тех или иных проблем, и на основе этого внести необходимые коррективы в групповую работу.

Фактически при такой стратегии повседневная образовательная деятельность может решать и коррекционные задачи.

Ожидаемые результаты реализации данной модели я определяю согласно следующим критериям:

1. Положительная динамика показателей психического развития и эмоционального статуса детей.

2. Удовлетворённость педагогов сотрудничеством с психологом.

3. Удовлетворённость психолога сотрудничеством с педагогами.

4. Удовлетворённость родителей работой педагога-психолога.

В Древней Греции педагогом называли раба, который брал ребенка и отводил ребенка в школу.

Сегодня вокруг нас так же много красивых и достойных людей, заинтересованных в том, чтобы вы, как умный, взрослый и опытный человек, взяли его руку в свою и повели по жизни, уча жизни и открывая ее возможности. Мир меняется стремительно, как и наша жизнь.

Миссия педагога – психолога в современном мире не мало важная.

В работе с родителями и педагогами, педагог – психолог учит жизни: учит адекватности, умению примиряться с тем, что пока нам не под силу, и преодолевать то, что могут преодолеть смелые и мужественные люди. В личных отношениях это мудрый и светлый человек, воспитывающий в людях благодарность, умение ценить то, что людям дает жизнь, что им дарят близкие.

Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это – не быть Жертвой, как становиться автором своей жизни.

Психолог-педагог – тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь – бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье.

Психолог-педагог оказывается рядом вместе с теми, для кого важно размышлять о предназначении человека, для кого внутренне обязательно развивать себя и заботиться о людях и жизни. Психолог в качестве педагога привносит в обыденную жизнь этику, напоминая: “Что бы ты ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться”.

Для меня смысл деятельности педагога-психолога в том, чтобы

помочь ребенку сохранить свою хрупкую душу, наполнить ее добром, уберечь от зла.

Я помогаю детям и родителям

• преодолеть трудности адаптации к детскому саду,

• при поступлении в школу,

• учу общаться,

• управлять эмоциями,

• вместе с детьми тренируемся конструктивно разрешать конфликтные ситуации,

• стремлюсь быть рядом с ребенком в трудных жизненных ситуациях,

• стараюсь помочь ему сделать правильный выбор и не совершать необдуманных поступков.

Психолог (детский)педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Я не ставлю диагноз, а могу сделать только условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости предложу пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.

Только от совместной плодотворной деятельности со всеми участниками образовательного процесса я получаю удовлетворительный результат.

Я вижу ребёнка инициативного, самостоятельного, независимого, уверенного в себе, умеющего быстро адаптироваться к изменяющейся обстановке, самостоятельно преодолевающего трудности, проявляющего социальную гибкость, умеющего сотрудничать, желающего узнавать новое.

Таким образом, в детском саду психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».

Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

Я не просто делаю, что «положено», а стремлюсь сформировать у себя индивидуальный стиль деятельности, ищу для себя новые, более сложные задачи, неординарные способы и методы работы.

Клиентами психолога могут быть педагоги, воспитатели и родители.

Основным содержанием консультирования учащихся в деятельности именно педагога-психолога выступают:

– проблемы в межличностных отношениях;

– внутриличностные конфликты;

– актуальный стресс;

– потеря, горе, насилие;

– экзистенциальные проблемы.

м консультирования взрослых являются:

• проблемы в межличностных отношениях с детьми (собственными детьми для родителей);

• проблемы построения отношений в педагогическом коллективе;

• психологические проблемы профессиональной деятельности.

В своей практике я столкнулись с такой проблемой, как:

• Ограничения по тематике. Не все, что реально беспокоит педагогов и родителей, может быть предметом профессиональной работы психолога того же образовательного учреждения.

• Трудности мотивации и формирования запроса у родителей на получение психологической помощи.

Профилактику межличностного общения, нужно проводить чаще в качестве лекций для родителей на родительских собраниях, находить подходы в общении с детьми, учить как общаться родителей в кризисные возрастные периоды с детьми.

Все чаше в стены ДОУ приходят дети с ОВЗ.

Адаптация у таких детей проходит намного тяжелее, чем у обычного ребенка, ему приходится сталкиваться с множеством непонимания со стороны своих сверстников, задача психолога и педагога в данной ситуации найти комбинированный подход к такому ребенку, создать ему все условия для легкой адаптации и показать детям, что есть и «особенные дети которые нас окружают, объяснить им, что нужно быть толерантным.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/yese-ja-pedagog-psiholog.html

Страничка педагога-психолога

Могу ли я работать педагогом психологом в детском саду?

 Педагог-психолог МБДОУ №83

                                                   Колесникова Ольга Геннадиевна

  Дата рождения: 28.06.1976 г.

Образование :  высшее профессиональное, окончила в 1998 году Ростовский  государственный педагогический университет, по специальности «Преподаватель педагогики и психологии дошкольной в педучилище, педагог-психолог в дошкольных учреждениях».

Место работы,  должность, стаж: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города  Ростова-на-Дону «Детский сад  № 83», педагог-психолог, стаж — 17 лет

Педагогическое кредо:

«Делайте всё от Души, от Сердца. И тогда вы не будете беспокоиться о последствиях»

  Восточная мудрость

Почему нравится работать в детском саду:

Почему мне нравится работать в детском саду? Самая главная причина — приносить пользу. Моя  профессия  приносит пользу не только мне, но и окружающим. Я могу быть нужной и полезной детям! Работая в детском саду, я поняла, что это не просто работа – это образ жизни.

  Детский сад-это особая атмосфера детства, в которую хочется возвращаться снова и снова.  Каждый день, соприкасаясь с миром детства, люблю  его неповторимость, непредсказуемость и конечно непосредственность наших воспитанников.

Возможность сопровождать ребёнка на каждом возрастном этапе детства, наблюдая его взросление, от робкого, неуверенного, с широко открытыми глазами полными интереса малыша, который только поступает в детский сад, до выпускника со сформированной «внутренней позицией школьника», желающего учиться в школе.

Моя миссия в детском саду — сделать жизнь ребёнка в детском саду психологически комфортной и уютной. Чтобы каждый воспитанник смог раскрыть свои индивидуальные особенности и с удовольствием посещал детский сад.

Способствовать сохранению психологического здоровья педагогов в образовательной среде, профилактика синдрома профессионального выгорания. Повышать компетентность родителей в вопросах  психологического развития ребёнка на всех возрастных этапах детства.

Психолого-педагогическая деятельность осуществляется по следующим направлениям:— психологическая диагностика ;-развивающая и психокоррекционная работа;-психологическое консультирование;-психологическое просвещение;-психологическая профилактика.

В мои функциональные обязанности входит:

-проведение в образовательном учреждении работы, направленной на обеспечение психологического здоровья и развития личности детей в процессе воспитания и обучения;-проведение психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной группы в другую;-выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержкам развития;-выявление условий, затрудняющих становление личности ребёнка, и оказание детям, педагогам и родителям помощи в решении личностных проблем;-планирование и разработка индивидуальных программ с учётом особенностей личности воспитанников;-формирование психологической культуры детей, педагогов и родителей;

Профессиональные навыки:

-навыки проведения индивидуального и группового консультирования;-навык проведения психологического тестирования и обработки полученных результатов;-навыки работы с детьми и взрослыми;-проведение и разработка программ тренингов и семинаров;— владение навыками профессиональной рефлексии, самоанализа в ходе выполнения практической деятельности;-навыки решения проблем в детско-родительских взаимоотношениях;-навыки составления психологических карт, заключений, характеристик и представлений;-уверенный пользователь ПК.

Реализуемые программы:

-программа «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Роньжина А.С.;-программа « Давайте жить дружно!» Крюкова С.В., Слободяник Н.П.( тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения );-программа «Злюсь, боюсь, радуюсь!» Крюкова С.В., Слободяник Н.П.(программа эмоционального развития детей дошкольного возраста);— программа «28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей» Г.Г. Колос (программа коррекции эмоционально-личностных нарушений);-«Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» А.Л. Сиротюк ;-«Цветик-семицветик» Куражевой Н.Ю. (программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей дошкольного возраста);-«Хочу всё знать!» Севостьянова Е.О. (программа занятий с детьми 5-7 лет по развитию интеллекта);— программа «Ступеньки» под редакцией Н.В. Серебряковой (программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста;

-программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками под редакцией Катаевой Л.И. (программа коррекции и развития познавательной сферы детей дошкольного возраста).

Краткая информация о достижениях  и  индивидуальности:

В.Сатир считает: «Ребёнок изначально не может быть плохим. Всему ребёнок учится, общаясь с людьми, в первую очередь со своими родителями».

Профилактическая работа с родителями, в рамках функционирования родительского клуба, направлена на гармонизацию детско-родительских отношений.

Это помогает сделать общение родителей с детьми продуктивным, а жизнь детей менее проблемной и более счастливой.

« ……как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш!»

        В.А. Сухомлинский

Важным по моему мнению достижением в моей работе является разработка системы работы по адаптации вновь поступающих детей к условиям детского сада.

Результатом реализации этой системы, является организация мягкого, с учётом возможностей семьи, перевода малыша с  домашнего на общественное воспитание. В результате,  организованного еще до поступления в детский сад общения, строится прогноз вероятной степени адаптации.

Имея представления об особенностях адаптации будущих воспитанников, составляются чёткие, адресные рекомендации педагогам, родителям  по подготовке малыша к дошкольному учреждению, а так же разрабатывается схема введения каждого ребёнка в группу детского сада.

Если ребёнок готовится к детскому саду, если его семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то количество сложностей  адаптации детей к детскому саду будет сведено к минимуму.

В детском саду дети социализируются через взаимодействие друг с другом, посредством окружающей среды, на основе собственного индивидуального опыта, а так же через познание действующих социальных  норм, правил.

  Контингент наших воспитанников  очень многонационален, в основном это дети мигрантов. Главным механизмом адаптации и социализации этих детей выступает развитие эмоциональной сферы.

Основная цель научить детей понимать собственные эмоциональные состояния, уметь проявлять адекватно свои чувства, распознавать, реагировать адекватно на чувства других людей через мимику, жесты и выразительные движения. Главное преимущество детского сада – это общение.

Находясь в коллективе сверстников, ребёнок учиться общаться с другими детьми, отстаивать своё мнение и прислушиваться к чужому. Он учиться жить в коллективе, учиться самостоятельности.

Ответственность, энтузиазм, эмоциональный настрой, постоянная рефлексия, коммуникабельность, отзывчивость — это слагаемые успеха моей  профессиональной деятельности.

Источник: http://mdou83.ru/stranichka-pedagoga-psixologa/

Где может работать психолог?

Могу ли я работать педагогом психологом в детском саду?

  • Кем стать?
  • Где учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico 14.01.

2014

Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове.

Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься.

Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь — это частная психологическая практика, со своим кабинетом.

Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.

Все эти направления — очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами.

Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами.

Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.

Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред — они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.

В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной.

Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление).

Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.

Окончив обучение, молодой специалист может работать:

    • психологом-консультантом в системе образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивидуальное, коучинг); • в больницах и поликлиниках; • преподавать психологию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах; • в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу); • в торговле (от продавца в элитном бутике, администратора и супервайзера до корпоративного тренера).

Получение диплома для психолога — только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.

Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.

Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.

Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.

Чтобы добиться успеха, психолог должен быть: личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, высоким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием.

Представим, что вы решили работать в области психологии, в сфере образования, бизнеса, культуры, социальной сфере. Известно ли вам, какие специалисты нужны в этих областях, и чем конкретно они занимаются? Вот неполный их список:
Организационный психолог — решает задачи оптимизации использования человеческих ресурсов в учреждениях, фирмах, общественных объединениях.

Это, прежде всего, все виды кадровой работы — от подбора персонала до разработки кадровой политики фирмы, помощь руководителям, обеспечение внешних связей организации с общественностью.
Юридический психолог работает в сфере правовых взаимоотношений, чаще всего в тесном контакте с юристами различного профиля.

Это может быть работа с личным составом правоохранительных органов, включая специальные подразделения, в учреждениях исполнения наказаний. Юридический психолог может стать незаменимым помощником адвокатов, участвуя в судебных процессах как со стороны истца, так и со стороны ответчика.

Клинический (медицинский) психолог — это специалист, который берет на себя ответственность за организацию специального процесса, в ходе которого клиент приобретает способность решать свои жизненные затруднения.

Традиционно клинический психолог занимается психодиагностикой (например, в ходе медико-социальной экспертизы), консультированием (неврачебной психотерапией) и реабилитацией (восстановлением утраченных психических и физических возможностей). В последнее время все большее развитие получают такие современные направления работы клинического психолога как нейропсихология, психофармакология.

Где может работать клинический психолог?

В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.

Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля. Третья важная сфера — это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций.

Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.

Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога — это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов. Наконец — это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.

Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.

Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.

Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.

Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков.

Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем.

Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).

Практический психолог — специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».

В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов:

    • улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.); • изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.); • способность принять решение; • способность осуществить принятое решение; • подтверждение своих мыслей, чувств, решений; • получение поддержки; • приспособление к ситуации, которую невозможно изменить; • поиск и изучение альтернатив; • получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник); • развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых; • получение информации;• реагирование на действия других людей и ситуацию.

Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.

Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.

), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.

Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.

Вернуться к списку статей

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/gde-mozhet-rabotat-psikholog.html

Эссе

Могу ли я работать педагогом психологом в детском саду?

Эссе “Моя профессия – педагог-психолог”

Хотелось бы начать свои размышления словами известного ученого, мыслителя А.Апшерони «Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».

На сегодняшний день существует много профессий и любому человеку  предстоит сделать свой выбор: решить, с какой деятельностью связать свою жизнь… 

 Свой выбор я сделала в шестом классе, когда пошла вместе со своими одноклассницами на экскурсию в детский сад, который был недалеко от моей школы. Нас радушно встретила заведующая детским садом и содержательно рассказала о профессии педагога. Детские впечатления – самые живые воспоминания ребенка: я была потрясена всем увиденным и услышанным…

Большие просторные группы, стены которых украшены сюжетами  знакомых сказок, красивые комнатные растения, и самое главное, дети, которые с удивлением смотрели на нас. Воспитатель для нас организовала с детьми сюжетно – ролевую игру “Гуси, гуси”, потом мы помогли детям собраться на прогулку.

Дети задавали нам вопросы, и мы с удовольствием на них отвечали… А на прогулке воспитатель рассказывала малышам о стройной, белоствольной березе, ребята с живым интересом впитывали каждое слово своего наставника.

Я интуитивно чувствовала, что это мое место, мне было очень спокойно и хорошо, и не хотелось уходить из этого “дивного царства”.  

Прошли годы, и из множества профессий я выбрала профессию – педагог. Я много раз задавала себе вопросы: “Верный ли путь ты выбрала?”. Ответы я получаю каждый день, когда иду на работу!…

Моё педагогическое кредо – три П: ПОНИМАНИЕ, ПОМОЩЬ, ПОДДЕРЖКА!!! Что может быть лучше, чем понимание, поддержка и помощь человеку – и неважно, маленькому или большому, общительному или не очень. Я уверена, что работая в детском саду, я могу сделать все для того, чтобы люди были счастливее.

Работать педагогом – психологом – это призвание, и для меня детский сад – маленький мир. В нем я чувствую себя свободно, легко. Мне нравится то, чем я занимаюсь. И радость, которую мне приносит моя работа, искренняя. Чувствовать ответственность, свою сопричастность к чему-то важному – это большое счастье.

 Несмотря на все трудности, главным в моей работе оставаться хорошим человеком…

И я рада, что выбранная мною профессия педагога-психолога помогает мне воплотить в жизнь мои стремления и мечты, а именно: способствовать людям в разрешении их проблем, дарить им тепло и свою любовь, ощущать свою значимость и ценность, а ребенку дать возможность поверить в свои силы, преодолеть и превзойти себя. Успех ребенка – это успех моей работы и моей жизни.

Главный принцип моей работы «Не навреди! », ведь у каждого ребёнка ещё всё только начинается. Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, становление личности.

Именно в этом момент  закладывается фундаментальные основы психического, духовного, физического здоровья, в этот период времени происходит накопление знаний, впечатлений об окружающем мире. С каким багажом ребенок отправиться в дальнее плаванье   под названием «Жизнь» – зависит от нас взрослых.

Еще Гиппократ сказал: «Ребёнок и взрослый – это две личности, дополняющие друг друга. Ребёнок – ценность перед взрослым, продолжение жизни на Земле, а взрослый для ребёнка – опора и вершина».

Без взаимодействия с родителями любая работа с ребенком будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет.

 При тесном взаимодействии с родителями я объясняю, что детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с ребенком и c ними; что педагог-психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи и многое другое. В процессе общения я помогаю понять  родителям, ребенку осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение вместе.

В завершении я бы хотела расставить приоритеты своей деятельности, как педагога-психолога: моя работа направлена на всех участников воспитательно-образовательного процесса: оказание психологической помощи детям, сотрудничество  с родителями в решении психологических проблем детей, организация совместной деятельности с воспитателями и другими специалистами, консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам.

Мне очень импонирует высказывание  У. Черчиля, о том, что «Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможность». Я считаю, очень важным, когда человек уже с детства умеет находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности.

А закончить свое эссе я хочу словами: «Специалист — это тот, кто знает очень много об очень малом» (Батлер Н.).

Тоболина Таиса Валерьевна,

педагог-психолог МБДОУ детский сад «Малышок»,

пгт.Берёзово ХМАО-Югра

Источник: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/esse_moia_professiia_pedagog_psikholog

Я – педагог-психолог в детском саду

Могу ли я работать педагогом психологом в детском саду?

Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2016»

Номинация «О педагогике – с любовью»

2013 год, февраль – впервые началась моя работа в детском саду, воспитателем, и я уже одержала свою первую педагогическую победу! В чем она заключалась? В первую очередь в победе над самой собой! Над своими желаниями, над своим образом жизни и над своими возможностями.…

Начав работу с детьми,  я и не думала, что так круто поменяю свои жизненные цели, ориентации и образ жизни в целом!

Работа в детском саду открыла для меня новый мир, в котором я утонула с головой. Он завораживает меня все больше и больше! Это доставляет мне только радость и удовольствие, потому что жизнь в детском саду подарила мне большой опыт и стала для меня нечто большим, чем просто работой.

Здесь я расту как профессионал, меняется мой характер, мое мировоззрение. Здесь я могу за день примерять на себя разные роли и постигать основы и секреты многих профессий. Здесь я могу узнавать всегда что – то новое…Мне это нравится!

Работа в детском саду подарила мне уверенность в себе и своих силах.

Благодаря детскому саду я поняла, что педагог-психолог – это не просто работа – это образ жизни. Так сложились обстоятельства, что я стала психологом уже тогда, когда училась в университете. Когда мне предложили эту должность, несмотря на маленький опыт, я точно для себя решила: «Я – буду! Я – смогу! Это – мое!»

С того дня прошло почти полтора года. Моя специальность – педагог – психолог и я горжусь тем, что работаю по профессии. Педагог-психолог – это человек, которому можно доверять, у которого можно получить психологическую помощь.

Работая психологом, я научилась многому и продолжаю учиться, по сей день.

Совершенствовать свои профессиональные знания, изучать и применять новые методики, пополнять банк консультаций, создавать своими руками пособия и материалы, находить ответы на волнующие вопросы, помогать детям, раскрывая их возможности, учить и развивать детей, играя, радовать малышей – вот часть того, что я делаю в течение дня.

Педагог-психолог – это профессия,  которая приносит пользу не только мне, но и окружающим! Это, наверное, и есть основная причина, по которой я выбрала ее – приносить пользу. Ведь, человек существо социальное.

Мы не можем жить и радоваться всем прелестям жизни в полном объеме, находясь в одиночестве. А еще без любви… Любви, в которой нуждается каждый, как взрослый, так и ребенок.

Так вот, работая педагогом-психологом в детском саду, я получаю каждый день большие порции любви, большой чистой искренней и непридуманной. Любви, которую дарят мне дети.

Благодаря которой, каждый день хочется идти на работу и придумывать что-то новое! Благодаря которой, не ложишься спать до поздней ночи, ищешь для себя новые знания, открываешь новые секреты общения с детьми, а днем,  творишь чудеса для детей, которые дарят им радости и уверенность в себе.

Любовь детей, которая быстро появляется и также быстро угасает, если не чувствует поддержки и искренности! Любовь детей, которую нельзя купить за деньги, но можно получить от каждого ребенка, отдав взамен свое тепло, доброту, ласку… Любовь, которую, ты можешь «заработать» тем, что ты рядом, тем, что искренне играешь, смеешься, радуешься и вместе веселишься; внимательно слушаешь и честно говоришь; даешь подсказки и развиваешь самостоятельность; становишься на их уровень и не пытаешься казаться сильнее, умнее и взрослее.

И эта любовь – мой главный мотиватор, который дает мне возможность не просто работать,  а развиваться, радоваться каждому дню и просто счастливо жить!

Еще в детстве я любила играть с малышами своих старших братьев и сестер. Детей притягивало ко мне как магнитом. Помню, мама работала в детском саду воспитателем, я приходила иногда ей помогать, тогда дети слетались ко мне словно маленькие пчелки и все просили меня: «Поиграй с нами!» Мне было весело и интересно играть с ними, может тогда я решила, что буду работать в детском саду?!

Но что я буду психологом, осознала чуть позже. В юности, многие подружки обращались ко мне за помощью, как сейчас это мы называем «консультациями». Во дворе я была «штатным психологом». Ну, а когда встал вопрос о поступлении в ВУЗ, я не задумываясь пошла учиться по этой специальности. И когда встал вопрос: «Где работать?», конечно, я пошла туда, куда душа меня звала еще с детства.

Работая с детьми, я радуюсь каждому успеху ребенка, даже самому маленькому. Общаясь с ними, я дарю тепло, искренность, слушаю каждого и столько времени сколько нужно, не перебивая и не затыкая им рот, как это любят делать некоторые родители.

Работая с детьми из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, я надеюсь на то, что хотя бы рядом со мной эти дети смогут научиться говорить о своих чувствах, не скрывать их, раскроются и увидят мир в других красках.

 А как приятно, когда некоторых родителей удается убедить в том, что дети – это тоже такие же личности, как и мы, взрослые, что им также нужна любовь, ласка и уважение для того, чтобы из них выросли здоровые люди, не обиженные на весь мир! Часто выходит так, что родители не успевают выделить времени своему ребенку или просто не хотят тратить его на игру с ребенком.

Но кто же тогда должен это сделать, если не сами родители? Ведь сколько не воспитывай и не вкладывай в ребенка в детском саду, подражать он будет, в конечном счете, своим родным родителям, которые для него являются примером поведения, эталоном, идеалом.

Рассматривая эту проблему, мы с коллективом, выбрали стратегию тесного сотрудничества и взаимодействия  с родителями и семьями воспитанников нашего детского сада. Ежемесячно в выходной день мы открываем двери Клуба заботливых родителей, где обсуждаем насущные вопросы совместно с родителями.

В Клубе заботливых родителей, я стараюсь осветить в полном объеме всю серьезность проблем современных детей и предлагаю родителям выработать новые стратегии воспитания в форме тренингов, диалогов, дискуссий, круглых столов и т.д.

Такие встречи сближают педагога с родителями, здесь многие родители могут раскрыть свою душу  и пообщаться в неформальной обстановке на волнующие темы.

Работа с родителями приносит хорошие плоды, потому что некоторые воспитатели замечают изменения в общении родителя с ребенком – это радует. Они начинают понимать, что у нас одна миссия сохранить здоровье наших детей, а это можно сделать только в цепочке: педагог – ребенок – родитель. Я верю, что все получится!

Ульяна Анатольевна Филиппова, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад №201», город Чебоксары Чувашской Республики.

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/profession/19605.html

Округ закона
Добавить комментарий