Могут ли лишить прав по претензиям от потерпевшей, если ДТП было полтора года назад?

За что водителей лишают прав

Могут ли лишить прав по претензиям от потерпевшей, если ДТП было полтора года назад?

У сотрудников Госавтоинспекции в запасе почти тридцать причин для отлучения водителя от руля. Чаще всего без удостоверения остаются, конечно, те, кто садится за руль пьяным или не считается с двойной сплошной. Однако зарекаться, что вас минует эта участь, не стоит. А знать, за что могут лишить прав, не помешает.

Меньше всего ходить пешком придется, если нарушителя задержат за управление машиной без номеров. За это можно лишиться удостоверения на срок от одного до трех месяцев.

Водителей могут начать штрафовать за превышение скорости на 10 км/ч

Речь не идет об автомобилях, которые только что выехали из автосалона. На оформление новой машины владельцу дается десять дней. Но если доехать до Госавтоинспекции автовладелец не может недели две, наказание неизбежно.

Под эту статью попадают и водители, которые устанавливают номера не там, где им положено быть. К примеру, если у автовладельца не было шурупов прикрутить государственный знак сразу после регистрации, и он его на время положил на лобовое стекло… Или прикрыл номер шторками, сетками и другими хитрыми приспособлениями, продавцы которых уверяют, что такие номера камеры точно не пробьют.

За лихую езду

Главным оружием гаишников против лихачей на сегодняшний день остаются камеры фотовидеофиксации. Помогают ли они бороться с нарушителями, факт спорный, но благодаря им в казну течет непрерывный денежный поток. Так, за превышение скорости на 60-80 километров в час каждый нарушитель приносит в бюджет от 2 до 2,5 тысячи рублей. Свыше 80 – уже 5 тысяч рублей.

Правда, по новым правилам на автогонщиков-любителей, которые лихачат не на треке, а на городских улицах и трассах, нашлась новая управа – лишение.

За превышение скорости на 60 километров, но не выше 80, суд может оставить нарушителя без водительского удостоверения на 4-6 месяцев.

За езду свыше 80 километров, предусмотренных на конкретном участке дороге, на полгода. Если подобное повторится, наказание удваивается.

Выбрал не тот путь

Штрафстоянки продадут машины, которые не могут забрать владельцы

Минимум на три месяца, а максимум на полгода отберут права у водителя, который решил проскочить через железнодорожные пути вне переезда или там, где это можно, но уже горит красный сигнал светофора, шлагбаум только опускается или уже закрыт.

Аналогичное наказание ожидает и тех, кому придет в голову остановиться или устроить стоянку на железнодорожном переезде. Возможно, таких экстремалов не так уж и много, но на всякий случай в правилах прописали, что за подобное нарушение суд может лишить нарушителя водительских прав еще на один год.

Через двойную сплошную

По статистике выезд на встречную полосу уступает по числу нарушений лишь превышению скорости. И поэтому по новым правилам штраф за встречку подняли до 5 тысяч рублей.

Однако платить рублем придется только тогда, когда нарушитель попадет в объектив камеры фотовидеофиксации.

Если же водителя, который пересек сплошную или выехал на рельсы, где встретился лоб в лоб с трамваем, застанут на месте нарушения, на первый раз его могут отстранить от руля на срок от 4 до 6 месяцев. Во второй раз уже на год.

Под кирпич

Во многих городах одностороннее движение немного спасает от пробок.

Но, как говорится, дуракам закон не писан, и если водителю не хочется объезжать несколько кварталов, чтобы попасть домой или на работу, он может на свой страх махнуть наперерез потоку под кирпич.

Авось никто не остановит… Однако стоит ли рисковать? Не исключено, что в таких местах обязательно будет засада, ведь за езду “против шерсти” без водительского удостоверения оставляют на 4-6 месяцев, а при повторном нарушении на целый год.

Как на пожар

Госдума отменила арест для неплательщиков штрафов за нарушения ПДД

Несмотря на то, что в каждой автошколе учат, что машины спецслужб с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом нужно пропускать, на деле выходит, что машинам скорой помощи или пожарным порой не пробраться сквозь поток. Поэтому законодатели предусмотрели наказание за это нарушение – лишение прав от 1 до 3 месяцев.

Когда таких водителей останавливают, они возмущаются, что им некуда было деваться в пробке. Но, чтобы инспекторам не к чему было придраться, человеку за рулем просто нужно включить поворотник в знак того, что он пытался перестроиться, но его не пропустили.

Буква превращается…

От шести месяцев до года права могут пролежать в сейфе в Госавтоинспекции, если водитель “подкорректировал” номера. Подложными считаются те государственные знаки, где, к примеру, буква “В” частично замазана грязью и на ней отколота краска так, что она превращается в букву “Р”, либо “Е” становится “В”.

Как выяснилось, сотрудникам Госавтоинспекции не обязательно ловить таких нарушителей за руку прямо на дороге. Если, машина с подложными номерами попадет в объектив камеры, выяснением личности автовладельца займутся операторы. А сроки наказания в этом случае определит только суд.

Нештатная ситуация

Передние габаритные огни в нашей стране могут быть только белого и желтого цвета, а задние – красного, желтого и белого.

Вообще впереди любой цвет, кроме белого и желтого, запрещен. Табу наложено также на нештатный ксенон и прочий световой тюнинг, который выбивается из “Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации”.

Незаконные схемы

Расширение зоны платных парковок в Москве продолжится

Ответственность предусмотрена и для желающих поиграть в полицейских и чекистов. Если водителя, который не имеет никакого отношения к оперативным службам, застанут за рулем машины с цветографическими схемами, наказание неизбежно. В зависимости от того, какое решение вынесет суд, остаться без прав можно на год или полтора.

Крупногабаритная ответственность

Остаться не у дел водитель рискует и в том случае, когда решит перевезти без специального разрешения крупногабаритный и тяжеловесный груз, транспортировка которого требует согласования.

Даже если такой пропуск имеется, но шофер решил срезать путь и поехал не по той дороге, которая указана в утвержденном маршруте, ему грозит лишение прав от 4 до 6 месяцев.

В случае если крупногабаритный груз превзошел разрешенные в пропуске размеры больше чем на 10 сантиметров, водительское удостоверение заберут на 2-4 месяца.

Лишение от 4 до 6 месяцев грозит и тем, кто перевозит опасные грузы без соответствующей подготовки, разрешения и не на специализированном транспорте.

Мигалкам нет

Серьезное наказание предусмотрено для тех, кто незаконно установил на своей машине мигалку. Кстати, купить ее в интернете можно без проблем. Средняя цена на сирену – 1,5 тысячи рублей.

Продавцы обещают, что мигалка станет незабываемым подарком для тех, кто хочет привлечь внимание к своей персоне, либо всегда мечтал стать полицейским.

Правда, об ответственности за незаконную установку сирены продавцы не говорят, лишь намекают: “Будьте начеку, так как инспектора могут проявить особый интерес к такой машине!”

Цена такого интереса слишком велика, чтобы использовать сувенир, когда хочется поскорее выбраться из пробки: лишение прав от года до полутора лет только за установку мигалки. Если же сотрудники Госавтоинспекции остановят водителя в тот момент, когда он приведет сирену в действие, ходить пешком придется уже от полутора до двух лет. А мигалку придется сдать в полицию.

Пьяная статья

Нетрезвого водителя лишат прав на тот же срок, что и владельца незаконной мигалки, – от полутора до двух лет. Да еще придется заплатить штраф в 30 тысяч рублей. Но только в том случае, если человек попадется впервые. За рецидив, по новым правилам, удостоверение отберут на три года, а штраф составит 50 тысяч рублей.

Водителям придется обзавестись спецтехникой для оформления ДТП

Нести ответственность придется и тому автовладельцу, который разрешил сесть за руль своему пьяному товарищу. Наказание идентично тому, как если бы он сам вел машину, будучи нетрезвым. Если в первый раз урок не будет усвоен, при повторной попытке придется пересесть на общественный транспорт уже на три года.

Отказаться от медицинского освидетельствования все равно что признать себя виновным. За это грозит наказание от полутора до двух лет лишения прав. То же самое касается водителей, которые выпили на месте сразу же после аварии.

В случае аварии

Может грозить лишение и виновнику ДТП. Если суд решит, что пострадавший получил легкий вред, водитель может остаться без прав на год или полтора. Если же потерпевший получит травмы средней степени тяжести, водительское удостоверение могут отобрать и на два года.

Нередки случаи, когда нарушители, боясь ответственности, скрываются с места ДТП. За это грозит лишение от года до полутора лет.

P. S. Лишение для лишенцев

Если водитель уже остался без прав, но не смог удержаться и сел за руль, его ждет либо крупный штраф (30 тысяч рублей), либо арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов.

Источник: https://rg.ru/2014/10/13/prava-site.html

Минчанин не заметил, как днем попал в ДТП, а вечером выпил вина и за это лишился прав на три года

Могут ли лишить прав по претензиям от потерпевшей, если ДТП было полтора года назад?

«За незначительное ДТП, которого я не заметил, меня лишили прав и оштрафовали на 800 долларов», — жалуется минчанин Виктор.

Авария, о которой идет речь, произошла в апреле прошлого года: водитель слегка задел припаркованную машину, не почувствовал этого и уехал.

Вечером он дома выпил вина, а потом его нашла ГАИ — освидетельствовала и лишила прав. Не отменили постановление ГАИ в районном, городском и Верховном судах.

Ольга Шукайло, TUT.BY

В конце апреля прошлого года минчанин Виктор вместе с женой и детьми около 18.00 привез своих котов в ветклинику возле бизнес-центра «Порт» в Уручье. Пока мужчина был у ветеринаров, его Volvo стоял вдоль бордюра недалеко от клиники. Решив все вопросы, семья спокойно уехала домой.

— Дома мы с женой поужинали, я выпил вина, уложили детей спать, да и сам уже собирался лечь в постель, но на мобильный позвонили с незнакомого номера, — вспоминает тот вечер Виктор. — Это звонили из ГАИ: сообщили, что на парковке возле бизнес-центра «Порт» я совершил ДТП — задел стоящую машину и уехал с места аварии.

Эта новость удивила Виктора, парень полагал, что все это не более чем ошибка.

— Инспекторы сказали, что мне надо срочно прибыть на своем автомобиле на место происшествия. Я объяснил, что не могу уже сесть за руль — выпил немного вина, однако гаишники настаивали, мол, это в моих интересах.

Открыть/скачать видео (55.59 МБ)

Автомобилист позвонил своему знакомому, попросил сесть за руль и отвезти на место предполагаемой аварии.

На парковке мужчину встретили инспекторы и пострадавший — водитель автомобиля Rover. Объяснили, что Виктор, уезжая со стоянки, сдавал задним ходом и прикоснулся бампером своего авто к переднему бамперу Rover. В результате на бампере Rover появилась трещина в шпатлевке шириной в полтора сантиметра, на Volvo повреждений не было.

Факт ДТП Виктор ставил под сомнение и предложил сотрудникам ГАИ просмотреть запись с видеорегистратора, который был установлен у него в машине и фиксировал, что происходило на парковке впереди и сзади авто.

— Видно, что в тот момент возле машин находилось очень много людей, которые могли видеть момент соприкосновения машин. Но никто мне не указал, что произошло ДТП. В Rover, который я задел, сидел пассажир.

На записи видно, что он вышел из авто, посмотрел на переднюю часть Rover и сел обратно в машину. Я никогда не мог предположить, что это его действие было из-за того, что я задел бампер чужой машины.

Но инспекторы сказали, что видео — это доказательство того, что ДТП было.

— Инспекторы первым делом решили завезти меня на медосвидетельствование. Отказаться от этого я не мог — это значило согласиться с тем, что я пьяный. Анализ показал, что у меня в крови содержится 0,6 промилле алкоголя.

Следующим утром владельцы Rover и Volvo пригнали свои автомобили к зданию ГАИ — на разбирательство. Машины еще раз осмотрели, на бампере Volvo была пыль в том месте, которым он мог прикоснуться к Rover, но царапин, следов краски чужого авто не было.

— Я подумал: ну, наверное, факт соприкосновения действительно был, если инспекторы что-то заметили, — говорит Виктор.

В итоге ГАИ Первомайского района составила три протокола: за совершение ДТП Виктором, его оставление места аварии и употребление спиртного до прохождения освидетельствования.

Когда дело еще находилось в ГАИ, Виктор подавал претензию, в которой не оспаривал факт ДТП, но просил его не наказывать за употребление спиртного до прохождения освидетельствования (ч. 3 ст. 18.16 КоАП РБ), за что предусмотрено лишение прав.

— Мое обращение в ГАИ не приняли во внимание и наказали меня очень сурово, учитывая тот факт, что о ДТП я не знал и оно было незначительное, — штраф 56 б. в. (1372 рубля) и лишение прав на три года с последующей пересдачей экзамена. Если бы я тогда знал, что задел машину, то разобрался бы с тем водителем на месте — мне не было никакого смысла не останавливаться и уезжать.

Минчанин решил опротестовать постановление ГАИ в суде Первомайского района. Дважды суд возвращал документы в ГАИ: что-то в них было не в порядке, а в третий раз рассмотрение прошло без присутствия Виктора.

— Меня не оповестили, что состоится суд, поэтому он прошел без меня. Решение ГАИ оставили в силе, при этом также не учли, что о факте ДТП я не знал, поэтому применять ко мне ч. 3 ст. 18.16 КоАП РБ — это абсурд! — считает водитель.

Минский городской суд, в который после райсуда обратился Виктор, также оставил решение ГАИ в силе, не удалось отменить постановление и в Верховном суде.

— У меня остался последний шанс — подать заявление на опротестование постановления ГАИ председателю Верховного суда.

Мало шансов, что меня услышат, но я хочу, чтобы люди знали, что в такую ситуацию, как я, может попасть любой водитель.

Если бы я мог предположить исход этого дела, то в день, когда все это произошло, я бы не отвечал на звонок с незнакомого номера, не признавался бы, что пил вино, да и вообще отказывался бы от того, что совершил ДТП…

Адвокат: «Не знал о ДТП — не освобождает от ответственности»

Как видим, ситуация Виктора действительно непростая. И в самом деле в ней может оказаться любой водитель. AUTO.TUT.BY поговорил с адвокатом о юридических нюансах этого дела.

— Может ли водитель быть наказан за ДТП, которое совершил, но не знал об этом?

— Доводы о том, что водитель не почувствовал удар и не предполагал совершение ДТП, не исключает факт его наличия и, соответственно, вины.

Обжаловать постановление по делу возможно председателю вышестоящего суда в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу, в данном случае постановление начальника отдела ГАИ вступило в законную силу после его рассмотрения районным судом.

С этого момента идет отсчет 6-месячного срока, — говорит адвокат Сергей Хмылко из адвокатского бюро «Хмылко, Ярмош и партнеры».

В данном случае водитель сам не исключал, что могло иметь место касание автомобилей, наличие царапины, видеозаписи (пусть и косвенной), пояснения свидетеля — в своей совокупности эти доказательства могут быть положены в основу постановления о привлечении к административной ответственности.

— Почему Виктора наказали за употребление спиртного после ДТП, о котором он не знал?

— За употребление алкогольных напитков после совершения ДТП и до прохождения освидетельствования предполагается административная ответственность (ч. 3 ст. 18.16 КоАП РБ). При этом факт того, что сам участник ДТП не знал о его совершении (как в данном случае — не почувствовал удар), не является основанием для освобождения от ответственности.

Эта норма предусматривает аналогичные санкции, как и за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Это сделано, чтобы исключить ситуацию, когда водитель, фактически управляя транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, мог бы заявить, что употребил алкоголь уже после ДТП, например, от перенесенного стресса, т. е. пытаться избежать отягчающего обстоятельства.

— Что было бы, если бы Виктор не поднял трубку или не приехал в день ДТП по требованию ГАИ?

— В первом случае ГАИ могла бы приехать к водителю домой, но если бы дверь им не открыли — возможно, хозяев не было дома, — то они бы дальше искали возможного виновника аварии, вряд ли бы дело дошло до вскрытия квартиры, — рассуждает адвокат. — Если бы водитель отказался приехать на место ДТП, то оценивать это можно по-разному — в зависимости от причины отказа. Но по закону явиться по вызову милиции он обязан.

Если водитель просто не захотел ехать на место аварии, это при определенном наличии доказательств можно оценить как неисполнение законных требований должностного лица, ведущего административный процесс, и это уже отдельное основание для привлечения к административной ответственности.

Но в случае, когда водитель объясняет сотруднику милиции, что приехать по вызову не может по уважительной причине, например, находится за городом, то это не может оцениваться как неисполнение законных требований должностного лица. В этом случае оговаривается дата прибытия виновника в милицию для разбирательства.

— Получается, если бы Виктор приехал в ГАИ на следующий день, то он был бы трезв, а поэтому по ч. 3 ст. 18.16 КоАП его бы не наказали?

— Вероятнее всего, так как отсутствовали бы доказательства состояния алкогольного опьянения.

Если бы Виктор не покинул место ДТП и пострадавший не настаивал бы на привлечении к административной ответственности, то виновника и не привлекли бы к ней, все ограничилось бы составлением так называемого европротокола для страховой компании.

Но так как Виктор уехал и потом признался, что выпил, то мирно разойтись уже нельзя, ГАИ обязана провести освидетельствование и наказать виновника.

Совет адвоката в данном случае такой: если есть малейшее подозрение на ДТП, то лучше выяснить все обстоятельства на месте, договориться с потерпевшим о добровольной компенсации ущерба, конечно, если участники ДТП не были в состоянии алкогольного опьянения.

Источник: https://auto.tut.by/news/exclusive/638601.html

Возмещение ущерба при ДТП виновником: основания, порядок | Правоведус

Могут ли лишить прав по претензиям от потерпевшей, если ДТП было полтора года назад?

В данной статье мы подробно расскажем об этапах действия потерпевшей стороны при возмещении ущерба после ДТП виновником. Все подробности истребования материального ущерба, когда следует взыскивать ущерб и что можно требовать в качестве возмещения ущерба, возможность скачать претензию о возмещении ущерба при ДТП.

К сожалению, система возмещения ущерба, действующая на территории Российской Федерации, далеко не идеальна, что подразумевает большое количество различных ситуаций, когда получить причитающиеся денежные средства со страховой компании не представляется возможным либо сумма, выплаченная страховой, не может покрыть расходы на восстановление транспортного средства. В подобных случаях за возмещением материального ущерба после ДТП следует обращаться непосредственно к виновнику аварии. Этот вопрос можно решить в добровольном порядке – вторая сторона полностью покрывает расходы, или в судебном – истребование ущерба происходит через суд путем подачи потерпевшим искового заявление о возмещении ущерба с виновника ДТП.

Когда возмещение ущерба при ДТП нужно требовать с виновника

Практика возмещения ущерба при ДТП показывает, что таких ситуаций, когда выплату денежных средств необходимо требовать с виновника аварии, достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них: 

  • Сумма материального ущерба с учетом износа превышает лимит страховой компании. Например, стоимость восстановления транспортного средства составляет 500 000 руб., а лимит страховой компании составляет – 400 000 руб., в этом случае разницу можно взыскать с виновника ДТП.
  • Данные о страховом полисе виновника не известны/виновник аварии не имеет страхового полиса (его полное отсутствие, окончание до момента аварии), равно как и наличие недействительного («липового»). Потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба с виновной стороны.
  • Ущерб транспортному средству был причинен не во время движения. Например, при неосторожном открытии двери автомобиля на стоянке один водитель поцарапал транспортное средство другого. Это не является страховым случаем, следовательно, ОСАГО не возмещает страхователю убытки. Материальный ущерб будет возмещать виновник происшествия.
  • Виновником возмещается вред, причиненный жизни и здоровью, если сумма ущерба превышает лимит страховой организации.
  • По ОСАГО не возмещается моральный вред, следовательно, компенсацию морального вреда следует взыскивать с виновника ДТП в судебном порядке.

Что можно взыскать с виновника ДТП в качестве возмещения ущерба

При осуществлении процесса взыскания ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия следует понимать, что возмещение средств производится исключительно с учетом износа транспортного средства.

То есть, вряд ли получится взыскать с виновника денежные средства, потраченные на ремонт автомобиля в полном объеме, поскольку улучшение автомобиля за счет виновного лица считается неправомерным.

Виновник обязан возместить ущерб, а не увеличить стоимость автомобиля потерпевшего за счет установки в ходе ремонта новых деталей. Итак, с виновника ДТП можно взыскать: 

  • возмещение ущерба с учетом износа деталей и стоимости всех работ по восстановлению автомобиля;
  • затраты на эвакуацию автомобиля на сервис или с места аварии и услуги по его хранению;
  • утрату товарной стоимости автомобиля, если ее можно рассчитать. Напомним, что УТСА рассчитывается, если на момент ДТП срок эксплуатации автомобиля не превышает 5 лет или величина эксплуатационного износа не превышает 35 %;
  • моральный вред, если жизни и здоровью потерпевшего в результате ДТП был причинен вред, физические и нравственные страдания;
  • возмещение утраченного заработка, расходов на лечение и реабилитацию, выплат при потере кормильца, при причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего;
  • расходы на услуги оценочной компании, услуги юриста, почтовые расходы, а также иные расходы, которые суд признает необходимыми в связи с наступлением дорожно-транспортного происшествия.

Добровольное возмещение ущерба при ДТП виновником

Сразу стоит отметить, что добровольное возмещение ущерба виновником ДТП осуществляется крайне редко, особенно если речь идет о больших суммах.

К моменту обращения к виновной стороне потерпевший должен соблюсти общий порядок процесса возмещения ущерба, следовательно, получить необходимую документацию в ГИБДД, побывать в страховой компании (получить отказ от страховой выплаты либо сумму размером меньше нанесенного ущерба), сделать независимую экспертизу и только потом вести переговоры с виновником ДТП. 

Началом переговоров должна стать досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. Данный документ составляется по примеру заявления о страховом возмещении и должен содержать: 

  • данные виновника аварии;
  • информацию о ДТП;
  • информацию о поврежденном транспортном средстве;
  • данные независимой экспертизы;
  • общую сумму причиненного ущерба, включая все расходы, связанные с ДТП;
  • информацию о страховой выплате;
  • разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба;
  • сумму, которую необходимо выплатить виновной стороне, чтобы снять претензии потерпевшего;
  • данные потерпевшего для переговоров (телефон и адрес).

При составлении досудебной претензии следует обязательно озвучить срок, в который потерпевший предлагает виновнику выплатить указанную сумму, а также форму этой выплаты – наличными либо на счет в банке. К претензии обязательно прилагаются копии всех документов: 

  1. копия акта о страховом случае;
  2. копию постановления, протокола или определения по делу об административном правонарушении;
  3. копию телеграммы с вызовом на осмотр;
  4. копию отчета независимой экспертизы;
  5. копию чеков и квитанций, а также договоров по расходам.

Досудебную претензию о возмещении ущерба при ДТП рекомендуется отправлять ценным письмом с описью и уведомлением о вручении.

Возмещение ущерба при ДТП виновником в судебном порядке

Если виновник добровольно в установленный в претензии срок не возмещает материальный ущерб, причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия, потерпевшая сторона имеет право урегулировать спор в судебном порядке. Для этого потребуется составление искового заявления о возмещение ущерба в результате ДТП и копии и оригиналы всех имеющихся документов.

Исковое заявление подается по месту жительства виновника ДТП, при этом обязательно оплачивается государственная пошлина. Иск может быть рассмотрен мировым судьей – если цена иска не превышает 50 000 руб. или в районном суде – при цене иска свыше 50 000 руб.

Величина морального вреда определяется в ходе судебного процесса и не входит в сумму иска, а также не облагается пошлиной. 

Важно! Все расходы, которые несет истец о время судебного процесса, могут быть включены в итоговый размер ущерба, в том числе сумма госпошлины и стоимость услуг юриста. 

Претензия о возмещении ущерба ДТП

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/auto/vozmeshhenie-ushherba-pri-dtp-vinovnikom/

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Могут ли лишить прав по претензиям от потерпевшей, если ДТП было полтора года назад?

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Округ закона
Добавить комментарий