Могут ли выселить из служебного жилья без предоставления другого?

Выселение из служебного жилья

Могут ли выселить из служебного жилья без предоставления другого?

Виктория Трофимова

Служебное жилье — это особая категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенная и предоставляемая гражданам в связи со спецификой их трудовой деятельности и необходимостью проживания по месту работы/службы.

Предоставление служебного жилья по договору найма служебного жилого помещения носит временный характер.

В рамках данной статьи рассмотрим вопросы, касающиеся прекращения договора найма служебного жилого помещения в связи с прекращением трудовых отношений и выселения из служебного жилья.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Военный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли РФ с иском к ответчикам Л.О.М., Л.С.А, требуя выселить ответчиков из изолированного служебного жилого помещения в многоквартирном доме без предоставления других жилых помещений. В период работы ответчика Л.О.М.

в войсковой части на объекте по уничтожению химического оружия ей было предоставлено изолированное служебное жилое помещение в доме, собственником которого является Российская Федерация. После увольнения из войсковой части ответчики жилое помещение не освободили. Иск прокурора судом был удовлетворен, т.к. согласно ст.

10 Федерального закона № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется предоставление служебных жилых помещений в пределах норм, установленных законодательством РФ, на период работы указанных граждан с химическим оружием без права приватизации этих помещений. Порядок предоставления и освобождения служебных жилых помещений устанавливается Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 811 «Об утверждении порядка предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием» служебные жилые помещения предоставляются гражданам только на время их работы с химическим оружием. Прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы влечет прекращение договора найма и является основанием для выселения. К категории граждан, предусмотренной ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, ответчики не относятся, а, следовательно, подлежат выселению из служебного жилого помещения без предоставления других жилых помещений (решение Камбарского районного суда от 25 декабря 2013 г. Дело № 2-459/2013).

Таким образом, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.

Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч.

3 ст. 104 ЖК РФ).

Служебное жилье имеет четкое целевое назначение. Часть 3 ст. 92 ЖК РФ устанавливает запрет на отчуждение, передачу в аренду, в наем данной категории жилья, за исключением передачи по договору найма специализированного жилого помещения. Однако судебной практике известны примеры, когда служебное жилье использовалось бывшим нанимателем не по целевому назначению. Вот один из таких примеров.

Администрация городского округа обратилась в суд с иском к ответчику о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, взыскании задолженности по оплате за пользование жилым помещением.

Данное жилое помещение, собственником которого является городской округ, было предоставлено ответчику в период прохождения им военной службы в вооруженных силах РФ по договору найма служебного жилого помещения.

После увольнения с военной службы ответчик был снят с регистрационного учета в связи с убытием на постоянное место жительства.

Однако в судебном заседании выяснилось, что по настоящее время ответчик пользуется и распоряжается указанным жилым помещением, сдавая его в поднаем, а также имеет задолженность перед администрацией городского округа по оплате за пользование жилым помещением. Исковые требования удовлетворены в полном объеме (решение Татищевского районного суда от 8 октября 2015 г. по делу № 2-784/2015).

Согласно п. 1 ст.

99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Решение собственника служебного жилого помещения является основанием для заключения с гражданином договора найма служебного жилого помещения. Следовательно, актуальным является вопрос смены собственника служебного жилого помещения и последствия перехода права собственности на данное помещение для нанимателя. Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор найма служебного жилого помещения по своей правовой природе является особым видом договора найма специализированного жилого помещения, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Такой договор найма служебного жилого помещения может быть либо расторгнут по основаниям, установленным ст. 101 ЖК РФ, либо прекращен по основаниям, установленным ст. 102 ЖК РФ. Специальной нормой — ч. 2 ст. 102 ЖК РФ — установлено основание для прекращения договора найма служебного жилого помещения. Согласно этой норме переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения (определение Красноармейского районного суда от 3 ноября 2011 г. по делу № 2-233/2011).

Расторжение и прекращение договора найма служебного жилого помещения влечет обязанность нанимателя и членов его семьи освободить служебное жилье.

В случае отказа добровольно освободить занимаемую жилую площадь наниматель может быть выселен принудительно, в судебном порядке.

Судом должно быть установлено наличие законных оснований для осуществления данной процедуры, иначе в иске будет отказано. Рассмотрим пример.

Войсковая часть обратилась в суд с иском к ответчику, проходящему военную службу в данной войсковой части, о признании договора найма служебного жилого помещения прекращенным и о выселении из занимаемого служебного жилого помещения в предоставленное для постоянного проживания жилое помещение. Решением жилищной комиссии ответчику и членам его семьи была предоставлена квартира.

От выделенного жилого помещения ответчик отказался, мотивируя отказ тем, что предоставлением такой квартиры права его ребенка не соблюдены. После дополнительной проверки указанное жилое помещение было ему вновь распределено.

Однако ответчик повторно отказался от предоставления ему данной квартиры и не освободил занимаемое им служебное жилое помещение, по мнению истца злоупотребив своим правом, в связи с чем истцу не представляется возможным заключение с ответчиком договора социального найма на предоставленное ему жилое помещение. Суд посчитал исковые требования не подлежащими удовлетворению, т.к.

ответчик, являясь военнослужащим, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и при этом проживает в служебном жилом помещении в соответствии с заключенным договором найма служебного жилого помещения, условия которого и предусмотренные им обязанности нанимателем исполняются надлежащим образом.

Следовательно, оснований для расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения, предусмотренных ст. ст. 83, 101, 102 ЖК РФ, не имеется (решение Балашихинского городского суда Московской области от 17 сентября 2014 г. по делу № 2-4421/2014).

Частью 2 ст. 103 ЖК РФ закреплен круг лиц, которые не могут быть выселены из общежитий и служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.

Гражданам, указанным в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта. Однако указания на то, что предоставляемое взамен служебного жилье должно быть благоустроенным, в ч. 3 ст. 103 ЖК РФ не содержится. Согласно ч. 4 ст.

103 ЖК РФ выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 102 ЖК РФ, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающим соответствующие жилые помещения.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Администрация городского округа обратилась в суд с иском к ответчикам с просьбой выселить их из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения.

В связи с прекращением трудовых отношений ответчика заключенный с ним ранее договор найма служебного жилого помещения является прекращенным, а граждане, проживающие в спорной квартире, обязаны её освободить.

Ответчик и его супруга, являющиеся пенсионерами по старости, признаны малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда и поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения. В силу ч. 2 ст.

102 ЖК РФ они не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений. Поскольку в добровольном порядке занимаемое жилье ответчики не освободили, они подлежат выселению из служебной квартиры с предоставлением другого жилого помещения. Исковые требования удовлетворены (решение Верхнесалдинского городского суда от 3 октября 2011 г. по делу № 2-599/2011).

Помимо указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ категорий граждан, не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления других жилых помещений лица, указанные в ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Согласно данной статье граждане, которые проживают в служебных жилых помещения и жилых помещения в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст.

51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Обратимся к судебной практике.

Войсковая часть обратилась в суд к ответчикам о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении без предоставления другого жилого помещения. В 1964 г. ответчикам было предоставлено жилое помещение. В настоящее время в трудовых отношениях ответчики с войсковой частью не состоят. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п.

41 Постановления Пленума от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается, в силу ст.

5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

Частью 2 статьи 297 ГК РСФСР было предусмотрено, что жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру.

В материалы дела не представлены доказательства того, что на момент предоставления ответчикам спорного жилого помещения принималось решение о включении его в число служебных. В условиях договора не указано на предоставление квартиры ответчикам как служебного жилого помещения на период трудовых отношений.

Установленный договором срок истек, а потому договор носит бессрочный характер. Суд пришел к выводу, что даже если рассматривать спорное жилое помещение как служебное, следует учитывать, что ранее действующее законодательство (ст. 108 ЖК РСФСР) не допускало выселение из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения пенсионеров по старости (решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 16 апреля 2015 г. по делу № 2-2222/2015).

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?793

О нюансах выселения из служебного жилья военнослужащих и их семей — pravo.ua

Могут ли выселить из служебного жилья без предоставления другого?

Рассматривая дела о выселении из служебного жилого помещения нанимателя и членов его семьи, суды должны учитывать интересы сторон и решать такие споры в зависимости от установленного и на основании закона, а также учитывать, что вследствие выселения ответчиков без предоставления другого жилого помещения в связи с перемещением по службе одного из супругов, связанным с переездом в другую местность, без обеспечения жильем, нарушается право этих лиц и членов их семей на жилье.

Суды должны давать адекватное обоснование для отклонения аргументов заявителей относительно применения соответствующего законодательства и осуществлять оценку выселения в контексте пропорциональности применения такой меры

13 ноября 2013 года Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску квартирно-эксплуатационного отдела г. Черкасс (КЭО г. Черкасс) к гр-ну Д.

о выселении из служебного жилого помещения, по заявлению гр-на Д.

о пересмотре определения судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года, установила следующее.

В июне 2012 года КЭО г. Черкасс обратился в суд с указанным иском, мотивируя требование тем, что ответчик, гр-н Д., проходил военную службу в воинской части А * в г.

 Золотоноше Черкасской области и был обеспечен служебным жильем, а именно: квартирой № ** в доме по адресу: ***. В июне 2011 года воинская часть А * была расформирована.

Приказом командира воинской части А * от 16 августа 2011 года № **** ответчик выбыл на новое место службы — в г. Харьков и был исключен из списков личного состава части. Квартира № ** в доме по адресу: *** находится на оперативном учете КЭО г.

 Черкасс и используется как служебное жилье для проживания военнослужащих Вооруженных сил Украины и членов их семей. КЭО г. Черкасс является составной частью Вооруженных сил Украины и подчинен Министерству обороны Украины.

Ссылаясь на то, что в добровольном порядке освободить служебное жилое помещение гр-н Д. не желает, КЭО г.

 Черкасс на основании статьи 124 Жилищного кодекса (ЖК) Украины, постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями» от 3 августа 2006 года № 1081 и приказа Министра обороны Украины «Об утверждении Инструкции по организации обеспечения военнослужащих Вооруженных сил Украины и членов их семей жилыми помещениями» от 30 ноября 2011 года № 737 просил суд выселить гр-на Д. вместе с членами его семьи из служебной квартиры № ** в доме по адресу: *** без предоставления другого жилого помещения.

Решением Золотоношского горрайонного суда Черкасской области от 22 февраля 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Решением Апелляционного суда Черкасской области от 11 апреля 2013 года решение Золотоношского горрайонного суда Черкасской области от 22 февраля 2013 года отменено и принято новое решение, которым исковые требования КЭО г. Черкасс удовлетворены. Выселены гр-н Д. и члены его семьи: гр-ка Е., гр-н О., гр-ка С. из служебного помещения, расположенного по адресу: ***, без предоставления другого жилого помещения.

Определением судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года отказано в открытии кассационного производства по указанному делу.

В сентябре 2013 года в Верховный Суд Украины обратился гр-н Д.

с заявлением о пересмотре определения судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года, ссылаясь на неодинаковое применение судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, вследствие чего приняты разные по содержанию судебные решения в подобных правоотношениях.

В связи с этим гр-н Д. просит отменить определение судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года и принять новое решение.

Заслушав судью-докладчика, исследовав доводы заявителя, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины считает, что заявление подлежит удовлетворению частично на таких основаниях.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 355 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины заявление о пересмотре судебных решений по гражданским делам может быть подано на основании неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, повлекшего принятие различных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях.

По смыслу статьи 3604 ГПК Украины суд удовлетворяет заявление о пересмотре дела Верховным Судом Украины и отменяет судебное решение по делу, которое пересматривается на основании, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 355 ГПК Украины, если установит, что судебное решение является незаконным.

Установлено, что гр-н Д. проходил военную службу в воинской части А * в г. Золотоноше Черкасской области.

На основании решения исполнительного комитета Золотоношского городского совета Черкасской области от 13 декабря 2005 года № ****** гр-ну Д. на семью в составе трех человек 19 декабря 2005 года был выдан ордер на занятие служебной квартиры № ** в доме по адресу: ***.

В июне 2011 года воинская часть А * была расформирована.

Приказом командующего Воздушных сил Вооруженных сил Украины от 20 июля 2011 года капитан гр-н Д. назначен на должность начальника учебно-лабораторного комплекса «БУК-М1» кафедры вооружения зенитных ракетных войск факультета зенитных ракетных войск Харьковского университета Воздушных сил.

В соответствии с приказом командира воинской части А * от 16 августа 2011 года № **** гр-н Д. исключен из списков личного состава части.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования КЭО г. Черкасс, суд апелляционной инстанции исходил из того, что, согласно статье 124 ЖК Украины, гр-н Д. после выбытия на новое место службы утратил право пользования служебным жильем, а потому подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.

Отказывая в открытии кассационного производства по делу по иску КЭО г. Черкасс к гр-ну Д. о выселении из служебного жилого помещения, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое гр-ном Д. решение апелляционного суда соответствует требованиям материального и процессуального права, изложенные в кассационной жалобе доводы выводов суда не опровергают.

Гр-н Д. отмечает, что суд кассационной инстанции при рассмотрении дела неодинаково применил одни и те же нормы материального права в подобных правоотношениях и пришел к противоположному правовому выводу, положенному в основу этого судебного решения.

Для примера приводит определение судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 6 августа 2012 года по делу по иску КЭО г. Черкасс к военнослужащему о выселении из служебного жилого помещения.

Указанным судебным решением, предоставленным заявителем для сравнения, суд кассационной инстанции, пересматривая судебные решения в подобных правоотношениях, не нашел оснований для выводов о незаконности и неправильности судебных решений по этому делу, которыми отказано КЭО г.

 Черкасс в удовлетворении его исковых требований о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Отказывая КЭО г.

 Черкасс в удовлетворении его исковых требований, суд первой инстанции, с выводом которого согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ответчик относится к кругу лиц, которые в соответствии с требованиями статьи 125 ЖК Украины не подлежат выселению из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения, поэтому основания для его выселения, согласно статье 124 ЖК Украины, отсутствуют.

Таким образом, существует неодинаковое применение кассационным судом одних и тех же норм материального права, а именно: статей 124, 125 ЖК Украины, что привело к принятию разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях.

Решая вопрос об устранении разногласий в применении судом кассационной инстанции норм материального права, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.

Согласно статье 47 Конституции Украины, каждый имеет право на жилье. Никто не может быть принудительно лишен жилья иначе, как на основании закона по решению суда.

Государство гарантирует обеспечение военнослужащих жилыми помещениями или по их желанию денежной компенсацией за надлежащее им для получения жилое помещение на основаниях, в порядке и в соответствии с требованиями, установленными ЖК Украины и другими нормативно-правовыми актами (статья 12 Закона Украины «О социальном и правовом статусе военнослужащих и членов их семей»).

В соответствии со статьей 124 ЖК Украины рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми лицами, которые с ними проживают, без предоставления другого жилого помещения.

Не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случаях, указанных в статье 124 настоящего Кодекса, в частности, семьи военнослужащих; лиц, уволенных в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо сокращением численности или штата работников (статья 125 ЖК Украины).

В соответствии со статьей 18 Закона Украины «Об охране детства» дети — члены семьи нанимателя или собственника жилого помещения имеют право пользования занимаемым помещением наравне с собственником или нанимателем.

Государство охраняет и защищает права и интересы детей при совершении сделок относительно недвижимого имущества. Недопустимо уменьшение или ограничение прав и интересов детей во время совершения каких-либо сделок, связанных с жилыми помещениями (статья 12 Закона Украины «Об основах социальной защиты бездомных и беспризорных детей»).

В деле, которое пересматривается, гр-н Д. вынужденно сменил место прохождения службы, по новому месту службы другим служебным жильем не обеспечен.

В служебной квартире, которую получил гр-н Д. во время прохождения службы в воинской части А *, проживают и зарегистрированы его жена и двое малолетних детей.

Принимая решение о выселении из служебного жилого помещения нанимателя и членов его семьи: жены и двух детей, суд решил вопрос о правах и обязанностях членов семьи, не привлекая их к участию в деле в качестве ответчиков.

Частью 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод предусмотрено право на справедливый суд, в частности, каждый имеет право на справедливое и публичное рассмотрение его дела на протяжении разумного срока независимым и беспристрастным судом, установленным законом, который решит спор относительно его прав и обязанностей гражданского характера.

В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод каждый имеет право на уважение своей частной и семейной жизни, своего жилища и корреспонденции.

Европейский суд по правам человека, рассматривая дело «Кривицкая и Кривицкий против Украины» (№ 8863/06) 2 декабря 2010 года, установил нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, отметив, что в процессе принятия решения относительно права заявителей на жилье последние были лишены процессуальных гарантий.

Международным судебным учреждением установлено нарушение национальными судами прав заявителей на жилье, поскольку суды не дали адекватного обоснования для отклонения аргументов заявителей относительно применения соответствующего законодательства и не осуществили оценку выселения в контексте пропорциональности применения такой меры.

Рассматривая дела этой категории, суды должны учитывать интересы сторон и решать такие споры в зависимости от установленного и на основании закона, а также учитывать, что вследствие выселения ответчиков без ­предоставления другого жилого помещения в связи с перемещением по службе одного из супругов, связанным с переездом в другую местность, без обеспечения жильем, нарушается право этих лиц и членов их семей на жилье.

Ответчики предоставили аргументы о невозможности их выселения без предоставления другого жилого помещения: малолетние дети, невозможность получения жилья по новому месту назначения, перевод на новое место службы не зависел от ответчика.

Указанные аргументы не учтены и не проверены, а также не установлены судом факты, свидетельствующие о явной потребности общества в жилище, которое должен освободить военнослужащий, и будет ли соответствовать выселение требованиям закона с учетом приведенных доводов ответчика.

Выводы, изложенные в определении судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 6 августа 2013 года, предоставленном гр-ном Д.

в качестве примера неодинакового применения судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, подтверждают ­обоснованность применения закона при выселении военнослужащих с предоставлением другого жилого помещения.

Судебной палатой по гражданским делам Верховного Суда Украины установлено неодинаковое применение статей 124, 125 ЖК Украины, что привело к принятию разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях.

Учитывая изложенное, определение судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года не может оставаться в силе, а подлежит отмене на основании пункта 1 статьи 355 ГПК Украины с направлением дела на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 355, 3603, 3604 ГПК Украины, Судебная палата по граж­данским делам Верховного Суда Украины постановила:

— заявление гр-на Д. удовлетворить частично;

— определение судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Постановление Верховного Суда Украины является окончательным и может быть обжаловано только на основании, установленном пунктом 2 части 1 статьи 355 Гражданско-процессуального кодекса Украины.

(Постановление Верховного Суда Украины от 13 ноября 2013 года. Дело № 6-115цс13. Председательствующий — Ярема А.Г. Судьи — Григорьева Л.И., Гуменюк В.И., Лященко Н.П., Онопенко В.В., Охримчук Л.И., Патрюк Н.В., Романюк Я.М., Сенин Ю.Л.)

Источник: https://pravo.ua/articles/o-njuansah-vyselenija-iz-sluzhebnogo-zhilja-voennosluzhashhih-i-ih-semej/

Могут ли меня лишить права жить в служебной квартире?

Могут ли выселить из служебного жилья без предоставления другого?

Договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, прекращается, в частности, в силу отпадения обстоятельств, на основании которых этот договор был заключен. Таким обстоятельством является наличие трудового договора с наймодателем.

Если этот договор расторгается, то это означает и прекращение договора найма служебного жилого помещения. Но это не значит, что наниматель должен сразу после увольнения выселиться. Если гражданин добровольно отказывается покинуть жилое помещение, то принудить его к этому возможно только через суд.

Это подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 30 августа 2016 г. № 36-КГ16-9.

Кроме того, законодательством предусмотрено, что не могут быть выселены без предоставления другого жилья лица, проживающие в жилом помещении по договору служебного найма, если они являются пенсионерами по старости. Это следует из статьи 103 Жилищного кодекса РФ.

Поэтому в описанной ситуации наниматель получит взамен другую жилплощадь, и только после этого его смогут выселить. В случае нарушений со стороны наймодателя его действия возможно обжаловать в вышестоящем органе и через суд (как одновременно, так и по отдельности).

Что такое социальное жилье и для кого оно?

Как расслужебить квартиру, если нет договора соцнайма?

Отвечает руководитель отдела правового сопровождения компании «НДВ – супермаркет недвижимости» Ксения Буслаева:

При расторжении служебного контракта, трудового договора наниматели квартир по договорам соцнайма обязаны их освободить добровольно или на основании решения суда. Однако, согласно части 2 статьи 103 Жилищного кодекса, пенсионеры по старости являются одной из категорий граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления альтернативной площади.

Отвечает юрисконсульт офиса «Домодедовское» департамента вторичного рынка «Инком-недвижимость» Наталья Каретова:

По общему правилу, при завершении трудовых отношений (в том числе на основании выхода на пенсию) договор служебного найма может быть расторгнут. При этом наниматель подлежит выселению из занимаемого жилого помещения, если соглашение сторон не оговаривает иное.

Однако лица, достигнувшие пенсионного возраста и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилье, не могут быть выселены с занимаемой служебной площади, если при этом у них или членов их семьи отсутствуют в собственности другие жилые помещения.

Льготы для пенсионеров, связанные с недвижимостью

Должен ли пенсионер платить налог на единственное жилье?

Отвечает старший партнер адвокатского бюро «Бизнес. Право. Арбитраж» Марина Епифанова:

Служебное жилое помещение предоставляется гражданам на время работы. Если наниматель увольняется, договор найма служебного помещения подлежит прекращению. После этого жильцы обязаны выехать и вывезти личные вещи из квартиры (комнаты). Предоставлять в таких случаях другое жилье никто не обязан.

В случае, если добровольно бывшие работники из помещения не выезжают, их могут выселить через суд принудительно. Регистрация по месту жительства и наличие штампа в паспорте значения не имеют. Из этого правила есть несколько исключений, при которых Вам в случае увольнения и выселения из этого служебного помещения обязаны предоставить взамен другое помещение.

Для этого необходимо одновременное соблюдение в отношении Вас ряда условий:

  1. Вы достигли пенсионного возраста, то есть являетесь официально пенсионером по старости. В Вашей ситуации это условие соблюдено и подтверждается пенсионным делом, удостоверением.
  2. Вы состоите на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В подтверждение этого факта нужно иметь уведомление из администрации об очередности, основаниях и времени постановки на такой учет.
  3. Вы и члены Вашей семьи не имеют жилья в собственности. Данный факт нужно подтвердить справкой из органов технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья.
  4. Вы и члены Вашей семьи не являются нанимателями других жилых помещений по договорам социального найма. Данные сведения подтверждает администрация по месту Вашего жительства.

Если Вы соответствуете всем указанным требованиям, при выселении Вас обязаны обеспечить другим жилым помещением в этом же городе (поселке).

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Какие риски при обмене приватизированной квартиры на муниципальную?

Как продать квартиру в соцнайме, если умер главный квартиросъемщик?

Можно ли купить квартиру в соцнайме за маткапитал?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/mogut_li_menya_lishit_prava_zhit_v_sluzhebnoy_kvartire/7720

Выселение из служебного жилья – 2.Часть I – Как противостоять иску о выселении из служебного жилого помещения

Могут ли выселить из служебного жилья без предоставления другого?

В этой публикации я рассказал о ситуации, типичной для настоящего времени, когда чиновники МО РФ стараются освободить служебные квартиры от жильцов, которые, по их мнению, занимают жилые помещения незаконно.

Интересно, что довольно продолжительный срок МО РФ не волновала судьба служебных квартир. Активности по их освобождению Министерство не проявляло.

Но в прошлом году, словно выйдя из затяжной спячки, Министерство внезапно вспомнило, что, имеются еще в наличии жилые помещения, которые занимают граждане, вдруг ставшие в одночасье захватчиками, незаконно владеющие чужой собственностью, которых нужно немедленно  выселить вышвырнуть на улицу, естественно, без предоставления другого жилья.

На сегодняшний день судебная практика по этой категории дел кардинально изменилась, и не в лучшую для граждан сторону. Как сегодня обстоят дела в этой жизненно важной для многих граждан сфере, рассказывается в этой статье.

 1. Кратко о предназначении служебных жилых помещений

«Служебное жилье — это особая категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенная и предоставляемая гражданам в связи со спецификой их трудовой деятельности и необходимостью проживания по месту работы/службы» (Трофимова В. Выселение из служебного жилья // Жилищное право. 2016. № 4. С. 93)

Предоставление служебного жилья осуществляется по решению собственника на основании заявления работника/служащего о предоставлении жилья из соответствующего специализированного жилищного фонда.

  Кроме того, в предоставлении служебного жилья может быть отказано, если гражданин, например, имеет иное жилое помещение на праве собственности или  право проживания в качестве члена семьи в ином жилом помещении по месту прохождения службы или работы.

«Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.

Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч.3 ст. 104 ЖК РФ)»

Закон не предполагает в силу особого статуса специализированного жилого помещения  проживание граждан на постоянной основе в случае прекращения трудовых, служебных отношений с работодателем, собственником жилья, так как эти отношения носят временный, срочный характер.

2. Кто не подлежит выселению?

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г.

№ 14 говорится, что «при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. 1, 3 ЖК РФ)».

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что:

Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.4 ст. 3 ЖК РФ)

и он действует в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Отечественное законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ, а ранее и ЖК РСФСР, а также некоторые федеральные законы содержат исключения (гарантии), при наличии которых граждане после утраты оснований проживания в служебном помещении могут остаться в нём до предоставления жилых помещений для постоянного  проживания. 

Озвучим эти исключения.

Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст.

107 ЖК РСФСР, не могут быть выселены: 1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; 2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; 4) семьи военнослужащих; 5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)

Источник: https://pravorub.ru/articles/76303.html

Кого нельзя выселить из служебной квартиры

Могут ли выселить из служебного жилья без предоставления другого?

При расторжении или прекращении договора найма на служебное жилье или общежитие, граждане должны освободить такие помещения.

В случае отказа, проживающие подлежат выселению в судебном порядке без предоставления иного жилья.

Однако законодательство предусматривает определенный перечень исключений, в соответствии с которым, не все лица подлежат выселению из специализированного жилого фонда.

При расторжении или прекращении договора найма на служебное жилье или общежитие, граждане должны освободить такие помещения. В случае отказа, проживающие подлежат выселению в судебном порядке без предоставления иного жилья.

Однако законодательство предусматривает определенный перечень исключений, в соответствии с которым, не все лица подлежат выселению из специализированного жилого фонда.

В соответствии с новым Жилищным кодексом, а также вводным законом к нему, не могут быть выселены из служебных квартир и общежитий без предоставления другого жилья граждане, при условии, что они и близкие члены их семьи не имеют иного жилья на праве пользования или праве собственности. Кроме того, проживающие в специализированном жилом фонде лица должны стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и попадать в одну из указанных ниже групп:

1.

члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2. пенсионеры по старости;

3. члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4.

инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Если проживающие в специализированном фонде были вселены в служебные помещения или общежития до введения в действие Жилищного кодекса РФ, т.е.

до 1 марта 2005 года, и указанные проживающие стоят на очереди по улучшению жилищных условий, или не стоят на очереди, однако отсутствие у них другой площади позволяет стоять на учете очередников, то такие проживающие не могут быть выселены без предоставления иных жилых помещений, если они входят в одну из следующих категорий:

1.

инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

2. участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;

3. семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;

4.

семьи военнослужащих;

5. инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;

6.

лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Законом «О статусе военнослужащих»);

7. лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;

8.

лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Законом «О статусе военнослужащих»);

9. пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;

10. члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

11. инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;

12. одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

Если переселение осуществляется, то необходимо знать о своих правах на новое предоставляемое жилье, взамен изымаемого.

Предоставляемые гражданам другие жилые помещения должны находиться в черте соответствующего населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям и относиться к жилищному фонду социального использования.

Иное, не соответствующее указанным характеристикам жилье, предоставлять переселенцам не вправе.

На что могут рассчитывать военнослужащие при выселении из служебных квартир

Адвокат Адвокатской палаты Москвы Олег Сухов

Источник: https://www.gdeetotdom.ru/articles/1850664-2011-11-19-kogo-nelzya-vyiselit-iz-sluzhebnoj-kvartiryi/

Округ закона
Добавить комментарий