Может ли ГИБДД при проверке на посту наказать

Права водителя

Может ли ГИБДД при проверке на посту наказать

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Основание. Пункт 89 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Основание. Пункты 84, 89 и 91 административного регламента.

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

См. также:

  • ГИБДД запретили снимать номера

Основание. Статья 51 Конституции РФ, пункты 51, 132 административного регламента.

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил.

Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя.

В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Основание. Статья 8 закона «О полиции».

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили.

На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского.

А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

См. также:

  • Что изменилось в регламенте ГИБДД

Основание. Пункты 45, 52 административного регламента, статья 5 закона «О полиции».

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Основание. Пункты 134, 151, 168, 211 административного регламента.

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы.

В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол.

Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

См. также:

  • Что делать при эвакуации машины

Основание. Статьи 28.1.1, 28.2 КоАП РФ.

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет.

Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине.

Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

См. также:

  • Штрафы за нештатное оборудование

Основание. Статьи 290, 291 УК РФ.

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

См. также:

Основание. Пункты 146, 147, 203 административного регламента, статья 25.7 КоАП РФ.

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно.

Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

См. также:

  • За что могут задержать машину
  • Как проводят осмотр и досмотр машины

Основание. Пункт 221 административного регламента.

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

См. также:

  • Что делать, если лишают прав

Основание. Пункт 234 административного регламента.

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол.

Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы.

Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

См. также:

Основание. Статья 33, 53 закона «О полиции», пункт 316 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

См. также:

  • Как оспорить штраф ГИБДД
  • Что делать с двойным штрафом за нарушение ПДД

Источник: https://journal.tinkoff.ru/prava/ostanovili-prava/

Задержание водителя

Может ли ГИБДД при проверке на посту наказать

Когда на трассе нас останавливает сотрудник ДПС, нередко можно столкнуться с ситуацией затягивания проверки соблюдения ПДД. Это может случиться по различным причинам. Либо он действительно вас в чем-то подозревает, тогда необходимо разузнать обоснованность его намерений, либо это делается специально.

Второй вариант проявляется чаще, и может быть вызван личной неприязнью гаишника к водителю. Инспектора часто просят как можно быстрее закончить проверку, объясняя свою торопливость срочной встречей или вылетом самолета. Такие просьбы могут быть восприняты негативно и ответом может стать фраза: «Я имею право задержать вас на три часа».

 В этом выпуске мы узнаем, верно ли трактуют закон сотрудники, когда задерживают водителя?

Обращаем ваше внимание

Необходимо разграничить «Задержание» и «Остановку» инспектором ГИБДД на трассе. Что касается «Задержания», то об этом мы поговорим ниже в ходе статьи, а вот по поводу «Остановки» хотелось бы отметить зараннее, что у нас есть специальная статья по этой теме.

И самый важный вопрос всех автолюбителей.

Сколько может инспекторм ГИБДД задерживать машину?

Это касается рядовой остановки и проверки проверки документов (когда вас просто остановили на дорогу). 

Итак: 

  • «Порядок задержания транспортных средств определен в статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме этого, задержание транспортных средств может производится в порядке, определенном статьей 11 Закона Российской Федерации «О милиции». В соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД России от 02.03.2009 г. № 185) сроки исполнения сотрудниками ГИБДД административных процедур (действий), в том числе и задержание транспортных средств, должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки. Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в досудебном (руководителям соответствующих строевых подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие органы управления Госавтоинспекции) и судебном порядке».

Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП) содержит всю необходимую информация для того, чтобы разобраться в данном вопросе. Глава 27 полностью посвящена вопросу задержания граждан и в ней сказано, что:

«Задержание является одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях»

Меры обеспечения применяются для пресечения правонарушения. Соответственно они могут быть использованы только по факту наличия административного нарушения. К ним относятся:

  1. задержание;
  2. доставление;
  3. личный досмотр;
  4. досмотр вещей;
  5. досмотр транспортного средства;
  6. отстранение от управления транспортным средством;
  7. освидетельствование на состояние опьянения;
  8. задержание транспортного средства;
  9. запрещение эксплуатации транспортного средства.

Согласно КоАП, административное задержание — это ограничение свободы физического лица на непродолжительный срок. Применяется оно в исключительных случаях, когда необходимо верное и своевременное принятие решений в ходе рассмотрения административного нарушения или исполнения постановления по делу.

  • «п. 192. Основанием для административного задержания, то есть кратковременного ограничения свободы физического лица, является необходимость обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного ареста». Приказ №185 от 02.03.2009

Чтобы осуществить задержание необходимо доставить водителя в специальное помещение при МВД РФ:

  • «п. 193. Для осуществления административного задержания лицо доставляется в дежурную часть подразделения или органа внутренних дел, на стационарный пост ДПС, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания административно задержанных лиц». Приказ №185 от 02.03.2009

Этот пункт приказа говорит нам о том, что на месте остановки, инспектор ДПС не может задерживать водителя. И его действия имеют неверную трактовку и не основаны на законе.

Права задержанного

Задержанный водитель имеет право на уведомление родственников, руководства на работе или учебе и юридического защитника. Сотрудники ГИБДД должны незамедлительно осуществить его требование.

  • «п. 194. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
  • п. 195. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители». Приказ №185 от 02.03.2009

Задержанному водителю сотрудниками ГИБДД в обязательном порядке  разъясняются его права и обязанности, об этом делается соответствующая пометка в протоколе об административном задержании. В нем также указываются:

  1. дата и место составления;
  2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  3. сведения о задержанном водителе;
  4. время, место и мотивы задержания.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и водителем. В случае, если водитель не согласен с действиями сотрудников и не собирается подписывать протокол, в нем делается соответствующая отметка. И еще один важный момент — копия протокола о доставлении предоставляется водителю только по его просьбе.

  • «п. 197. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
  • п. 198. Об административном задержании в соответствии с положениями статьи 27.4 Кодекса составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания». Приказ №185 от 02.03.2009

Согласно административному кодексу РФ, задержание осуществляется на срок не более трех часов.

Если при задержании выясняется, что в отношении водителя ведется производство по делу об административном правонарушении, мерой наказания за которое может быть арест, например, при возбуждении дела по неуплате штрафа за нарушение ПДД (ст.20.

25 КоАП РФ), то в этом случае задержание водителя могут продлить до двух суток. Следует учесть, что срок административного наказания начинает исчисляться с момента доставления задержанного лица.

  • «п. 201. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случая осуществления производства по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов». Приказ №185 МВД РФ от 02.03.2009

Для содержания задержанных лиц существуют специально отведенные для этого помещения в отделении МВД или специальные учреждения, которые создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Правительством определяются общие условия содержания задержанных, нормы питания, а также порядок их медицинского обслуживания. Все помещения или учреждения, используемые для содержания задержанных лиц, должны соответствовать санитарным нормам.

Возможность самовольного оставления данных мест временного содержания должна быть исключена.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что задержанием будет считаться только такое кратковременное ограничение свободы, при котором водитель был доставлен в специально отведенное помещение, как говорят в народе — «обезьянник», для его дальнейшего содержания.

  • «п. 201. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления…». Приказ №185 МВД РФ от 02.03.2009

Как поступить при затягивании проверки?

На следующий день после произошедшего необходимо составить жалобу, которая должна быть адресована вышестоящему руководству ГИБДД. В ней необходимо отразить следующие данные:

  • дату и время остановки;
  • место остановки;
  • ФИО инспектора, номер жетона;
  • причина остановки, если была озвучена, а если нет, то написать «без объяснения причины остановки»;
  • формулировка жалобы: проверка была затянута инспектором, цель данных действий не объяснена. Сообщил, что имеет право задержать на 3 часа. Я был не согласен, сослался на 27 главу «КоАП РФ» и пункты 192 — 201 «Приказа №185 МВД РФ от 02.03.2009», что задержание водителя наступает с момента его доставление в специальное помещение и при наличие административного правонарушения. Упомянутый инспектор ДПС не знаком с данными нормативами и действовал не по закону. Прошу вас провести проверку по данному факту;
  • показания свидетелей, если таковые имеются;
  • доказательства данных действий (диктофонная запись, съемка на видеокамеру).

«Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством»

Лучше всего доставить жалобу самостоятельно, так как на месте вам должны вручить копию, с подписью о приеме заявления и датой.

Не стоит думать, что правда всегда может быть на стороне властных структур. Знайте свои права и добивайтесь их выполнения. Удачи вам. В следующем выпуске коснемся вопроса поиска свидетелей.

В статье использовано изображение с сайта http://ukranews.com

Источник: http://spokoino.ru/articles/gibdd/zaderganie_voditelya/

Проверка документов сотрудниками ГАИ вне постов признана законной

Может ли ГИБДД при проверке на посту наказать

Вступило в силу решение Верховного суда, которое признает законным возможность сотрудников Госавтоинспекции останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов.

Речь идет о подпункте 84.13 Административного регламента МВД по надзору за дорожным движением. Дело в том, что прежний регламент, действовавший с 2009 года, разрешал проверять документы у водителей только на стационарных постах ДПС. Делалось это по нескольким причинам.

Во-первых, на дорогах промышляли мошенники, которые, переодевшись в полицейскую форму, останавливали машины для личных нужд. Во-вторых, у инспекторов не было планшетов и прочих гаджетов, с помощью которых можно было бы проверить документы.

Поэтому проверить их можно было только на стационарном посту.

Водителей обязали носить световозвращающие жилеты

Но время изменилось, бандитов в форме стало меньше, технологии упростили работу инспекторов на дороге, а сами стационарные посты уходят в прошлое. Выявлять нарушителей эффективнее на дороге, чем на стационарном посту. Поэтому в новом регламенте, действующем с октября 2017 года, инспекторам разрешено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов.

Однако эту норму решил оспорить некто К. Рудаков. Он обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим подпункт 84.13 Административного регламента.

По его мнению, он противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов власти.

Выявлять нарушителей 
гораздо эффективнее 
на дороге, чем на стационарном посту ДПС

Также Рудаков считает, что остановка водителя вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов Госавтоинспекции.

Она несет в себе существенную угрозу коррупционной составляющей в их действиях, так как какой-либо контроль за соблюдением ими законных оснований для остановки транспортных средств Административным регламентом не установлен.

Кроме того, остановки машин для проверки документов могут привести к дальнейшим нарушениям Правил дорожного движения и повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водитель компенсирует увеличением скорости, указал Рудаков в своем заявлении.

Истец также считает, что остановка машины для проверки документов – то же самое, что задержание граждан.

Верховный суд, разобрав иск, а также доводы представителей МВД и министерства юстиции, указал, что Административный регламент утвержден уполномоченным органом и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. А именно Законам “О безопасности дорожного движения” и “О полиции”.

На загородных трассах предложили увеличить разрешенную скорость движения

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции” сотрудники этого ведомства вправе останавливать машины, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. А также проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие полиса ОСАГО.

Правила дорожного движения предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать машины с помощью соответствующих сигналов, но не определяют специальные места для остановки.

Они лишь предусматривают общие требования к остановке и места, где она запрещена.

Поэтому доводы истца о проверке документов исключительно на стационарном посту не основаны на нормах права, а потому – несостоятельны, посчитал Верховный суд.

Также ВС указал, что остановка для проверки документов никоим образом не относится к порядку административного задержания, как мере обеспечения производства по делу.

Остановка для проверки документов не имеет отношения к административному задержанию

Довод Рудакова о том, что оспариваемый подпункт противоречит пункту 106 Административного регламента, ВС также отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный акт может быть признан не действующим, если он не соответствует иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Здесь же оба положения – это различные части одного и того же документа и имеют равную юридическую силу.

Эксперт: Новая разметка на дороге повысит собираемость штрафов

Что касается контроля за инспекторами, то статьями 49-53 Закона “О полиции” за ними установлен государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.

ВС решил, что при изложенных обстоятельствах подпункт 84.13 Административного регламента в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав истца. Инспекторы могут останавливать машины для проверки документов где угодно.

Источник: https://rg.ru/2018/03/21/proverka-dokumentov-sotrudnikami-gai-vne-postov-priznana-zakonnoj.html

Имеет ли право ГИБДД проверять тахографы?

Может ли ГИБДД при проверке на посту наказать

обновлено в 23:54 22.1017:31 05.11.2015

Цифровые тахографы

Ни для кого не секрет, что одной установки тахографа для его правильной эксплуатации недостаточно.

Прежде чем отправить транспортное средство с установленным в нем прибором в дорогу, необходимо знать, каким должно быть обслуживание тахографа, когда и как выгружать информацию из него.

Кроме этого, водитель сам, наравне с техническим специалистом, должен знать, как именно пользоваться тахографом.

На сегодняшний день в системе российской тахографии предусмотрена определенная ответственность для водителей и владельцев ТС, нарушивших правила эксплуатации устройства. К числу контролирующих органов, входящих в систему тахографии России, входят ГИБДД, Транспортная инспекция и Трудовая инспекция.

Осуществляя проверку транспортного средства, инспекторы, как правило, уделяют особое внимание наличию тахографа в транспорте, который по закону должен быть оснащен прибором. При этом инспектора проверяют, соответствует ли тахограф необходимым требованиям, правильно ли он работает, и насколько точно соблюдаются правила его эксплуатации.

В случае нарушения требований, регламентированных Федеральным законом 196 «О безопасности дорожного движения», предусмотрено наказание согласно статье 11.23 КоАПа.“Статья 11.23.

Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха”

Когда сотрудник ДПС останавливает транспортное средство с целью проверки тахографа, водитель должен точно понимать, какие действия от него потребуются при проверке.

Если сотрудник ДПС попросит, водитель обязан показать ему распечатку с контрольного устройства.

В данном документе собрана информация о рабочих периодах, случаях превышения скорости, а также другие отчеты, которые согласуются с нормами законодательных актов.

Обязательно у водителя должна быть инструкция по использованию тахографа, поскольку содержащиеся в ней правила он обязан выполнять неукоснительно.

Также должна быть карта водителя, имеющая информацию о рабочих режимах водителя. Приказ Минтранса № 36 от 13 февраля 2013 г. определяет тахограф и компоненты, входящие в состав прибора.

Исходя из закона, карта представляет собой неотъемлемую  часть устройства.

“Приказ №36 Приложение №3 Пункт 9 Водители транспортных средств обязаны:

1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);

2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается ежедневный период работы, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя – в случае экипажа) и место, в котором начинается ежедневный период работы, определяются и регистрируются автоматически);

3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении ежедневного периода работы (окончание смены, рабочего дня) после запроса тахографа о завершении соответствующего периода работы и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился ежедневный период работы;

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

5) осуществлять вывод на печать информации;

6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;

7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;

8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;

9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа.”

Купить тахограф здесь

В случае, когда водитель по каким-либо причинам не может или не знает, как предоставить распечатку, инспектор уполномочен расценить данный факт как нарушение правил эксплуатации, что грозит водителю взысканием, предусмотренным частью 1 статьи 11.23 КоАП. Сумма штрафа – 1000-3000 рублей.

Наказание также распространяется на механика или владельца ТС, допустившего выпуск транспорта с неисправным тахографом. Владелец ТС или механик обязаны проинструктировать водителя, чтобы тот владел достаточным объемом знаний относительно правил эксплуатации прибора.

Приказ Минтранса №36 содержит все необходимые инструкции, требования и правила по данному вопросу.

Что касается случаев отсутствия карты водителя, содержащей данные о регистрации режимов работы и отдыха, то данное нарушение попадает под ту же самую часть статьи 11.

23, однако речь здесь идет уже о тахографе, не отвечающим установленным требованиям.

Поскольку карта – это составная часть тахографа, то ее отсутствие подтверждает факт неработоспособности прибора, а, значит, это уже нарушение.  

Все перечисленные моменты подтверждают правильность эксплуатации тахографа, а сотрудник ДПС вправе проверить наличие карты водителя и сделать распечатку данных из тахографа не только в рамках технического надзора, но и при разбирательстве обстоятельств дорожной аварии, рассмотрении страховых случаев и иных спорных ситуаций.

Многие могут справедливо задаться вопросом о том, а где можно ознакомиться с нормами рабочего времени, и чем грозит их нарушение.

В число таких регламентирующих документов, безусловно, входит ПРИКАЗ от 20 августа 2004 г. N 15 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ”, содержащий информацию обо всех нормах рабочего времени, являющихся обязательными для выполнения. Подробнее в статье “Использование тахографа: режимы труда и отдыха водителей”

За нарушения режимов труда и отдыха водителя налагаются штрафы, которые по своей совокупной величине могут достигать нескольких сотен тысяч рублей. Подобные нарушения чаще всего выявляются в процессе организации плановых проверок транспортного предприятия или по факту проверок, основанных на обращениях работников.

Трудовой инспектор может попросить предоставить ему информацию, необходимую для анализа нарушения. Такая информация обычно хранится в карте водителя.

Еще одним не менее важным вопросом является вопрос о сопроводительных документах тахографа. Ведь важно знать, что оборудование, установленное на Ваше ТС, сертифицировано и соответствует законодательству. Действие требований 184 ФЗ «О техническом регулировании» и 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» распространяются на тахографы согласно ТР ТС 018/2011.

На каждую установленную модель тахографа есть сертификаты. Первый – это Сертификат Соответствия Техническому регламенту Таможенного Союза. Он не обязателен для приборов, которые соответствуют ЕСТР, поскольку их соответствие содержится в номере самого сертификата ЕСТР. Второй – Сертификат соответствия требованиям на электромагнитную совместимость компонентов транспортного средства.

Наконец, когда проведена калибровка прибора, мастерская выдает соответствующий Сертификат о калибровке, в котором указаны  идентификационные данные относительно автомобиля, тахографа, мастерской, мастера, измерительного  оборудования с действующим сроком поверки, погрешностей измерения времени, пробега и скорости, значений измеренных физических параметров.

Источник: https://rnsinfo.ru/news/tachograph/2187/

Гибдд ищет у водителя промилле

Может ли ГИБДД при проверке на посту наказать

Процесс медицинского освидетельствования водителя регламентируется несколькими законодательными актами. Порядок процедуры подробно прописан в статье 27.12 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

А сотрудники ГИБДД при проведении освидетельствования руководствуются приказом МВД РФ № 185 от 2 марта 2009 года, который регламентирует все аспекты безопасности дорожного движения и деятельность дорожных полицейских.

Медицинскую сторону процедуры регулирует приказ № 308 Минздрава РФ от 14 июля 2003 года.

Прежде чем подвергнуть водителя процедуре освидетельствования, сотруднику ГИБДД нужно найти достаточные основания для того, чтобы остановить автомобиль. Их достаточно много, и все они подробно прописаны в пункте 63 приказа МВД № 185. Как правило, поводом для остановки машины служит видимое или зафиксированное прибором нарушение ПДД.

В других случаях водитель может ничего не нарушить, но полицейский может попросить его стать понятым или, скажем, опросить по поводу ДТП, очевидцем которого он мог стать.

Совсем без всякой причины сотрудник ГИБДД может остановить водителя только в ходе проведения специального мероприятия, которое проводится на основании распоряжении руководителя соответствующего подразделения МВД.

«Без приказа все ссылки на какие-то мероприятия незаконны и останавливать вас просто так инспектор не может, — объясняет президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Сам приказ они показывать не должны, но потом вы имеете полное право ознакомиться с ним в управлении ГИБДД. Если, конечно, он не носит грифов секретности».

После остановки машины, если у полицейского возникает подозрение, что водитель пьян, он должен оперативно найти двух понятых.

Понятыми могут быть только независимые лица — ни в коем случае сами сотрудники полиции. Инспектор должен не забыть разъяснить им их права и обязанности.

Прежде чем предложить водителю «подышать в трубочку», полицейский в обязательном порядке должен отстранить его от управления транспортным средством. Происходит это посредством составления протокола, в котором понятые обязаны оставить соответствующую запись.

Далее водителю разъясняются его права и обязанности и предлагается на месте пройти освидетельствование с помощью алктотестера, имеющего функцию распечатки данных. Инспектор должен предъявить сам прибор и продемонстрировать наличие на нем соответствующей пломбы.

Номер на ней должен совпадать с номером прибора, указанным в акте поверки или паспорте измерительного устройства.

После того как инспектор объяснит порядок действий при освидетельствовании, инспектор должен распечатать новый мундштук и только потом вставить его в прибор. Таким образом, исключается вероятность прикапывания мундштука. Только после этого водитель в присутствии понятых совершает выдох в прибор.

Дальнейшие события могут развиваться по трем вариантам.

Если водитель согласен с результатами, инспектор составляет на него протокол по статье 12.8 КоАП за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Сейчас за это нарушение суд может лишить прав на срок от полутора до двух лет, но в следующем году наказание за это правонарушение на фоне резонансных ДТП последнего времени должно серьезно ужесточиться.

Не стоит также забывать, что если результат положительный, но совсем незначительный, то показания могут быть не совсем корректными: все без исключения алкотестеры могут иметь погрешность в районе 10%, которая может серьезно возрасти, если использовать прибор с нарушением инструкции.

Если автомобилист не согласен с результатами, то инспектор отвозит его к врачу-наркологу, где проводится анализ крови. Заключение врача является окончательным и решающим.

Третий вариант — это когда алкотестер ничего не показал, но водитель очевидно находится в неадекватном состоянии. Скорее всего, в этом случае водитель употреблял наркотики, на которые прибор не реагирует.

В этом случае также необходимо проехать к наркологу, который возьмет анализы мочи и крови.

За управление автомобилем в состоянии наркотического опьянения, как и за алкоголь, водителю грозит лишение прав на полтора-два года.

Теоретически водитель может еще обратиться к независимому медику, но сделать это нужно как можно быстрее.

Если независимое освидетельствование проведено по всем правилам, судья, скорее всего, примет во внимание его результаты, и в этом случае появляется шанс избежать лишения прав.

Если инспектор ДПС сам нарушил порядок проведения освидетельствования, что, по признанию экспертов, происходит очень часто, то можно попытаться спасти водительские права, сконцентрировав внимание судьи на этом.

«Таких нарушений множество, и порой сотрудники ГИБДД нарушают регламент так грубо, что без слез не взглянешь, — комментирует Виктор Травин. — Но на практике судьи руководствуются тем, что раз прибор показал какое-то значение, то значит, человек был пьян, а на формальности в таком случае глаза можно закрыть. Если бы у нас все делалось абсолютно по закону, то наказывать было бы некого».

По мнению эксперта, в последнее время россияне меньше стали садиться за руль в нетрезвом состоянии, и в период новогодних праздников какого-то особого всплеска подобных нарушений не происходит.

Правозащитник напомнил, что нередко сотрудники ГИБДД пытаются развести водителя, склоняя его «решить вопрос» без составления протокола. «Самый распространенный способ — это использование инспектором своего личного алкотестера.

Обычно это самый дешевый китайский прибор, который к тому же мог быть перенастроен самим инспектором», — объясняет он.

В этом случае сотрудник ДПС предлагает сперва дунуть в свой прибор, мотивируя это тем, что при официальной процедуре дороги назад уже не будет: выбросить распечатку с результатами уже не удастся, и составление прокола избежать не получится.

«Инспектор в этом случае предлагает водителю: дуй в мой алкотестер, если все в порядке, то езжай, а если нет, то мы с тобой уже будем думать, как поступить — или разбираться на месте, или, если ты такой смелый, будем дуть как положено, — рассказывает Травин. — То есть, по сути, он как бы предлагает водителю перестраховаться и еще до официальной процедуры узнать, пьян он или нет».

Однако даже если водитель трезв, то алкотестер все равно может что-то показать, ведь прибор, скорее всего, «подкрученный».

«Обескураженный водитель, вспомнив, что вчера утром выпил немного пивка, в такой ситуации будет явно выбит из колеи. Инспектор вдобавок может припугнуть его якобы принятыми на днях новыми законами, существенно ужесточающими ответственность за пьяную езду. Об этом сейчас так много говорят, что многие могут и поверить.

В итоге водитель, который в такой ситуации будет явно не готов к лишению прав, попытается договориться, — объясняет Травин. — Это и нужно инспектору. Чтобы отмазаться, придется выложить в среднем от 50 до 100 тысяч рублей. В Москве суммы могут быть намного выше.

Я знаю случай, когда просили 400 тысяч, но в итоге сошлись на 200 тысячах».

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2012/12/21_a_4902149.shtml

Округ закона
Добавить комментарий