Может ли юрист со средним образованием работать воспитателем в саду в 2020 году?

Кс решит, может ли воспитатель детского сада не иметь высшего образования

Может ли юрист со средним образованием работать воспитателем в саду в 2020 году?

16 октября Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности ст. 46 Закона об образовании, которая, по мнению заявительницы, нарушает права педагогических работников, не имеющих высшего или среднего образования, по допуску к педагогической деятельности. 

Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба Ирины Серегиной, которая непрерывно проработала в должности воспитателя почти 30 лет, имея неполное высшее образование.

На протяжении 11 лет заявительница работала воспитателем в детском саду и за это время прошла несколько аттестаций, награждалась грамотами и дипломами, получала благодарности от руководства и повышала квалификацию. Однако летом 2017 г. Ирину Серегину уволили со ссылкой на ст.

46 Закона об образовании в РФ, согласно которому к педагогической деятельности допускаются лишь лица с высшим или средним профессиональным образованием.

Гражданка безрезультатно обжаловала свое увольнение в судах первой и второй инстанций. Они не приняли во внимание ее доводы о том, что после вступления в силу в 2013 г. Закона об образовании она продолжала работать и работодатель не предъявлял к ней никаких претензий, хотя при приеме на работу знал о наличии у нее незаконченного высшего педагогического образования.

По мнению заявительницы, оспариваемая норма противоречит Конституции, поскольку во взаимосвязи с положениями ТК РФ позволяет увольнять лиц, не имеющих соответствующего образования, без учета предыдущей педагогической работы и личных характеристик. Как полагает Ирина Серегина, тем самым было нарушено ее право как педагогического работника на сохранение официально признанного статуса воспитателя 1 категории.

В своем выступлении полномочный представитель Госдумы Мария Беспалова отметила, что в России как в социальном государстве охраняются свобода труда, право на труд и предусмотрена судебная защита такого права. В связи с этим граждане вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, однако данное право, как указано в ст. 55 Конституции, может быть ограничено федеральными законами. 

Также Мария Беспалова указала, что к образованию несовершеннолетних предъявляются повышенные требования, так называемый «образовательный ценз» – квалификационные требования, установленные в профессиональных справочниках и стандартах.

По ее словам, такие требования были установлены еще в Законе РСФСР о народном образовании от 2 августа 1974 г. и впоследствии были конкретизированы другими нормативными актами.

Однако в порядке исключения и в настоящее время по решению аттестационной комиссии к осуществлению педагогической деятельности можно допустить лиц, не соответствующих таким требованиям. 

Полномочный представитель Совета Федерации в КС Андрей Клишас полагает, что права заявительницы не были нарушены, так как оспариваемая статья Закона об образовании не вводила новые требования к педагогическому составу, поскольку они существовали и до их принятия: «Еще с 1974 г. законодатель требовал наличие специального образования у педагогов. В силу этого спорные нормы нельзя считать ухудшающими права и правовое положение заявительницы».

С этими доводами полностью согласился и полномочный представитель Президента РФ Михаил Кротов. Он также отметил, что в России продолжает ежегодно повышаться уровень образования и увеличиваться количество выпускников специальных педагогических учреждений. «Для педагогических работников существует обязанность по постоянному повышению квалификации», – пояснил он. 

Полпред Президента также подчеркнул обязанность работодателя оказать помощь заявительнице в получении ею дополнительного профобразования.

Кроме того, Михаил Кротов высказался о необходимости прекращения «переходного периода», отметив, что он длится не с 2012 г., а еще с 1974 г.

Он пожелал, чтобы детей обучали педагоги с высшим или средним образованием, в противном случае нарушаются права детей на образование.

Полномочный представитель Правительства РФ Михаил Барщевский назвал дело очень сложным, но состоящим из очень простых элементов. Он не согласился с заявительницей в том, что новое правовое регулирование педагогической деятельности имеет обратную силу, отметив, что существует разница между ограничением и правовым регулированием, которое распространяется и на прошлое, и на настоящее. 

«Кто сядет в машину к водителю, не имеющему прав на ее вождение?» – задал риторический вопрос Михаил Барщевский. Он также упомянул Закон о лицензировании от 4 мая 2011 г.

№ 99-ФЗ, которым предъявляются определенные требования к педагогическому составу того или иного учебного учреждения, и отметил, что нарушение  положений данного закона влечет потерю лицензии таким учреждением.

«Нельзя поощрять непрофессионализм», – заключил полпред Правительства. 

Полпред Минюста России Мария Мельникова также полагает, что осуществление педагогической деятельности в обход ст. 46 Закона об образовании недопустимо, так как спорная норма служит гарантией обеспечения высокого качества образовательных услуг и прав несовершеннолетних лиц на образование в силу их психоэмоциональной и интеллектуальной незрелости.

Вместе с тем полномочный представитель Генерального прокурора РФ Татьяна Васильева отметила, что Ирина Серегина проходила периодические аттестации у работодателя и на момент ее увольнения не истек срок ее прошлой аттестации. В силу этого «допуск заявительницы к педагогической деятельности не нарушил право несовершеннолетних на образование, поскольку ее профессиональная компетенция была подтверждена в установленном законом порядке».

Татьяна Васильева также указала, что согласно нормативным актам новые профессиональные стандарты, введенные в действие с 1 января 2017 г., применяются поэтапно, на основе соответствующих планов, а реализация таких планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 г. 

По словам полпреда Генпрокурора РФ, отсутствие высшего и среднего образования у воспитателя или педагога, принятого на работу до вступления в силу новых стандартов и прошедшего аттестационную комиссию, не может служить основанием для расторжения трудового договора с ним. Он может быть уволен в силу п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случае несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Решение по делу будет объявлено позднее.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-reshit-mozhet-li-vospitatel-detskogo-sada-ne-imet-vysshego-obrazovaniya/

Что изменит для детсадов и вузов в Украине реформа образования | ВЕСТИ

Может ли юрист со средним образованием работать воспитателем в саду в 2020 году?

В школы вернут 12-летку, в вузах введут «нулевой курс», а диплом выдадут на работе

На общественное обсуждение вынесен Проект концепции развития образования на 2015–2025 годы. Его можно почитать на сайте Минобразования (mon.gov.ua), а свои замечания прислать по адресу: [email protected]

Изменений много, и большинство из них выполняет требования нового Закона «О высшем образовании». Например, переход на три ступени высшего образования (бакалавр, магистр, доктор философии), переход к профильному образованию. Также рассматривается распространение инклюзивного образования, то есть совместного обучения детей с ограниченными возможностями вместе с их здоровыми сверстниками.

Некоторые эксперты считают, что проект недоработан. «В концепцию заложен ряд позитивных изменений, но она мало расписывает механизмы их достижения», — говорит директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук.

  • По теме Обнародованы главные изменения в правилах поступления в вузы

Увеличить количество детсадов

Авторы концепции обращают внимание на катастрофическую нехватку садиков и уменьшение их количества за годы независимости: «Количество дошкольных учебных заведений в 1991–2013 годах сократилось с 24,5 тыс. до 16,7 тыс.

Процент охвата детей дошкольным образованием в 2013 году, по предварительным данным, составил 62%». В планах МОН к 2017 году увеличить этот показатель до 85%, а к 2020 году — до 95%.

Для этого будут увеличивать число детских садиков.

https://www.youtube.com/watch?v=-oWyt8Hq-l0

Путей решения задачи три:

в 2015–2018 годах хотят освободить помещения, которые были отобраны у детсадов другими учреждениями. Так, во многих садиках на сегодняшний день расположены районные суды, лицеи, частные школы и др.

С 2017 года планируют открывать садики семейного типа в жилых помещениях (например, одна мама может в своей квартире смотреть и за своими детьми, и за соседскими) и корпоративные (например, фирма или учреждение вполне официально смогут выделить помещение для детей сотрудников и нанять няню для присмотра за малышами).

легализуют центры дошкольного развития детей, которые сегодня вынуждены работать без лицензии.

Условия для детей-инвалидов

В рамках внедрения инклюзивного образования новые детские сады будут строить с учетом потребностей детей с инвалидностью. К строительству таких детсадов государство планирует привлекать частных инвесторов, предлагая им взамен налоговые льготы.

В воспитатели — только магистры

Поднимут требования к педагогическому составу. Воспитатели, работающие с малышами до 3 лет, должны будут иметь минимум степень бакалавра, нянечки и технический персонал — обязательное среднее образование. К воспитанию детей в возрасте от 3 до 5 лет будут допускаться только воспитатели со степенью магистра.

  • Планы Десять главных перемен в украинском образовании

«Главный плюс изменений в рамках дошкольного образования — то, что дают зеленый свет частным садикам и будут лицензировать развивающие дошкольные учреждения. Потому что сегмент востребованный», — говорит директор сети частных детсадов Юлия Орловская.

«Из минусов — нет нормы, увеличивающей количество воспитателей в госучреждениях, — продолжает Орловская. — Сейчас на группу из 30 человек нередко приходится один воспитатель, который не может уделить внимание каждому ребенку. На группу же нужно как минимум два воспитателя и один помощник воспитателя.

Еще минус — требования для воспитателей степеней бакалавра и магистра. Сегодня очень сложно найти воспитателя даже в частный садик на оклад в 4000 грн. Чаще идут в гувернантки, там платят 6000–8000 грн/месяц.

А специалисты со степенью магистра и бакалавра будут искать более высокооплачиваемую работу. То есть дефицит кадров обострится. Да и, имея 21 год стажа работы в детсадах, я могу уверенно сказать, что самые лучшие воспитатели — выпускницы педучилищ.

Там закладывается понимание, как правильно вести себя с детьми. Остальное приходит с опытом».

И снова 12 лет за партой

Самое главное изменение для школьников — возвращение к 12-летнему обучению в рамках приведения отечественной системы образования в соответствие с европейскими нормами. Правда, как объяснял ранее министр образования Сергей Квит, это будет не та 12-летка, которая была в Украине в 2002–2010 гг.

, когда школьная программа просто была растянута на 12 лет. Теперь планируется переход к профильному образованию.

Так, в старших классах (11–12 классы) ученики будут проходить не около 20 общеобразовательных предметов, как сегодняшние старшеклассники, а всего 8–10 профильных предметов (точные, гуманитарные или естественные науки).

В разных школах будет обучение по различным профилям, и после 10 класса школьники смогут менять школу, выбирая интересующий профиль подготовки. Переход на профильное образование должен произойти после 2017 года, при чем предполагается, что постепенно высшая школа (3 ступень) превратиться в отдельные учебные учреждения.

Аттестат за учебу на дому

Предлагается легализовать индивидуальное образование.

Причем это касается как среднего, так и высшего образования — с 2016 года, если человек обучался самостоятельно или, работая где-то, освоил определенную профессию, он сможет получить соответствующий сертификат о среднем образовании или диплом о высшем образовании. Естественно, после тестирования или сдачи экзамена. Другими словами, необязательно будет учиться в школе или вузе, чтобы получить корочку.

Меньше школ

Новая концепция включает пересмотр количества школ. Начальные школы (шестилетки) не тронут, а вот базовые, в которых менее 100 учащихся, закроют. Порог для старшей школы — 200 учащихся. Но это не коснется тех учебных заведений, ученикам которых не смогут предоставить альтернативу, в частности, сельских школ.

С 2018 года обещают ввести национальную многоуровневую сертификацию выпускников старшей школы и колледжей по иностранным языкам и информатике. Ученики получат сертификаты, которые будут подтверждать их уровень знаний в этих отраслях.

Вернутся к опытам

В 2015–2020 годах собираются восстановить лабораторную и практическую часть естественной подготовки (физика, химия, биология, география) в школах. Для этого их планируют оснастить лабораторными комплексами.

Инклюзивное обучение

Дети с ограниченными физическими возможностями смогут учиться в обычных школах вместе со своими здоровыми сверстниками — такая практика распространена в Европе (в Украине инклюзивные классы — пока редкость).

Естественно, будут учитываться состояние здоровья таких детей и возможность для них посещать школу. В школах для детей с особыми потребностями обещают создать как технические условия, так и психологические.

Учителя пройдут спецподготовку.

В частной школе научат дешевле

Частные школы будут частично финансироваться государством. Так собираются обеспечить право граждан на бесплатное среднее образование. «Речь о том, что государство возместит частным школам норму, заложенную в бюджете на обеспечение учащегося в госшколе. А родители доплатят разницу», — объясняет директор УЦОКО Игорь Ликарчук.

  • Интересно Особенности учебы в лучших вузах мира

«Из плюсов отмечу переход к 12-летней системе обучения, что приближает нас к европейским стандартам, — говорит директор УЦОКО Игорь Ликарчук.

— Еще один плюс — возможность претендовать на документ об образовании тем, кто получил его дома или в процессе работы.

Есть немало профессий, где наученный практикой специалист будет компетентнее того, который вышел из лектория. Особенно это касается выпускников профтехучилищ.

Но остается много вопросов по организации изменений. Например, будут проблемы с профильным образованием в селах. Если в городе ребенок может в старшей школе перейти в другое учебное заведение, где есть интересующий его профиль, то, что делать сельскому школьнику?

По поводу сертификации по иностранному языку и информатике, это, конечно, хорошо, но у нас на сегодня очень низкий уровень преподавателей английского и информатики, особенно в селах.

Ну и что касается инклюзивного образования, то есть сомнения, что это удастся быстро сделать: школы не обеспечены пандусами, спецтуалетами, а учителя не имеют психологической подготовки, не владеют техникой сурдоперевода».

Меньше специальностей

С 2016 года обещают ввести в действие сокращенный список направлений вузовской подготовки. Сейчас их около 400, а будет 60–80.

Сокращения произойдут за счет дублирующих специальностей с нюансами в специализациях.

«Особенно это касается технических специальностей, где слишком широкий «ассортимент», в котором путаются и абитуриенты, и впоследствии работодатели», — отмечает первый замминистра образования Инна Совсун.

Появится нулевой курс

Подготовительные курсы для поступающих, существующие при университетах сегодня, получат статус нулевого курса.

Это предполагает частичное бюджетное финансирование учащихся на этом курсе, а также какую-то систему зачисления на бесплатную подготовку.

Данная норма перекликается со следующим нововведением, в результате которого льготным категориям абитуриентов помогут подтянуть знания перед поступлением за госсчет.

Внеконкурсное поступление отменят

Зачисление на бюджет льготных категорий абитуриентов хотят отменить. Мол, такие студенты часто так и не подтягиваются до уровня остальных бюджетников, отобранных по лучшим результатам ВНО. Начнут в 2016 г. с замены практики внеконкурсного поступления для некоторых категорий льготников предоставлением им денежной помощи для прохождения довузовской подготовки.

Бакалавр за три года

В соответствии с Законом «О высшем образовании», в 2014–2016 годах будет осуществлен переход на трехступенчатую систему образования: бакалаврат (три года учебы), магистратура (два года) и подготовка докторов философии (четыре года).

При этом готовить докторов философии предлагают разрешить не всем вузам, а лишь некоторым университетам и научным учреждениям, на их базе будут созданы региональные докторские школы, к финансированию которых хотят привлечь международных доноров.

  • Опыт Как обладателям высших образований помогли “лишние” дипломы

Нулевой курс: мнения разделились

«Плюс этой концепции в том, что она будет уравнивать доступ к получению высшего образования, — отмечает эксперт Центра исследования общества Егор Стадный. — Мы видим по результатам ВНО, что поступают чаще те дети, которые могут позволить себе заниматься с репетиторами.

Теперь же, с появлением бюджетного нулевого курса, больше учеников смогут подтянуть свои знания перед тестами. Плюсом является и сокращение бакалаврата до трех лет. Это европейская практика.

Наш же бакалаврат содержит значительную часть знаний, которые должна покрывать школьная программа, это касается общеобразовательных предметов. Проблема в том, что университеты не доверяют школам и предпочитают переучивать студентов.

Это приводит к тому, что бакалаврские программы у нас перенасыщены. Внимание студента рассеивается, да и профильная составляющая не столь ярко выражена, как хотелось бы».

А вот директор УЦОКО Игорь Ликарчук считает, что введение нулевого курса
лишь закрепит практику и мнение, что школа не справляется со своим прямым назначением — подготовкой к поступлению в институт. И получится, что на сглаживание ошибок школ выделяются дополнительные средства из бюджета.

  • Полезно знать Как студентам из зоны АТО не остаться без диплома

Зарплату учителям хотят привязать к ввп

Планируется, что средний годовой доход школьного учителя с 2020 года будет не меньше годового ВВП на душу населения.

В 2013 году он составил $3900, месячная зарплата учителя при таком валовом продукте была бы не ниже $325 (4209 грн по текущему курсу, сейчас средняя зарплата учителя — около 2600 грн).

Также педагоги будут иметь возможность получить кредит на строительство и приобретение жилья или денежную компенсацию за аренду жилья. Со всеми педработниками, включая директоров школ, которых хотят избирать на конкурсной основе, будет заключатся контракт на пять лет.

Авторы концепции предлагают уйти от принципа содержания учебных заведений государством и начать формировать их бюджеты, исходя из численности желающих в них учиться. Также хотят привлекать к финансированию образования частных инвесторов.

Законодательные условия для этого планируют создать до конца 2017 года. Предпринимателям обещают налоговые льготы, специальные программы кредитования и упрощенную процедуру получения разрешения на землю.

При этом учебным заведениям предлагается дать полную свободу распоряжаться своими финансами.

Источник: https://vesti.ua/poleznoe/obrazovanie/75963-chto-izmenit-dlja-detsadov-i-vuzov-v-ukraine-reforma-obrazovanija

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Может ли юрист со средним образованием работать воспитателем в саду в 2020 году?

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Кс признал незаконным увольнение воспитателей детсадов без высшего образования – мк

Может ли юрист со средним образованием работать воспитателем в саду в 2020 году?

Все подобные дела будут пересмотрены

23.11.2018 в 19:02, просмотров: 32330

Принимая новый Закон «Об образовании», хотели как лучше. В том числе — закрепляя норму, что с детьми должны работать люди с высшим педобразованием. Но в отношении воспитателей детских садов (и, увы, не только) получилось не как лучше, а как всегда.

Вузовские дипломы из них имеют меньше 50%, а это значит, что все остальные оказались в подвешенном состоянии.

Конечно, тут же обнулять свою команду педагогов, уволив всех не соответствующих новым требованиям, ни один директор в трезвом уме и здравой памяти не станет: уж больно тяжела их работа и малы зарплаты, так что замену можно и не найти.

Но выкинуть при первом же конфликте любого строптивца из их числа стало проще простого. И прецеденты не заставили себя ждать. К счастью, за обиженных вступился КС, признав увольнения воспитателей без дипломов незаконными и потребовав пересмотра их дел.

britanniaschool.net

Поводом для вынесения последнего постановления КС по защите от увольнения аттестованных воспитателей детских садов с педагогическим опытом, но без необходимого образования стало дело Ирины Серегиной. 11 лет она проработала воспитателем в детском саду города Камышин Волгоградской области.

За это время неоднократно проходила аттестации, награждалась грамотами и дипломами, получала благодарности и повышала квалификацию. Короче, все было супер.

Но летом 2017 года женщину уволили со ссылкой на принятый за три года до этого Закон «Об образовании», устанавливающий, что лица, допущенные к педагогической деятельности, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, тогда как Серегина хоть и непрерывно проработала в должности воспитателя почти 30 лет, но диплома не имеет: в 1992 году она завершила обучение в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете с неполным высшим.

Внезапная команда камышинской детсадовской администрации: «С вещами на выход!» — в отношении Серегиной оставляет широчайший простор для размышлений о ее истинных причинах. Вещественных доказательств личного конфликта в деле, понятно, не имеется.

Но не отсутствие же вузовского диплома лежит в его основе! Ведь, как подтверждает статистика, его имеют лишь 46% детсадовских воспитателей, тогда как средним профобразованием (колледж, техникум) обходятся 50%, а еще 4% — и вовсе начальным профтехобразованием (ПТУ).

На этом фоне незаконченное высшее Серегиной выглядит вполне достойно.

Но главное, подчеркнула она в жалобе в КС, что ее уволили «без учета предыдущей педагогической работы и обстоятельств, характеризующих личность и что тем самым законодатель оставил без внимания мои права как педагогического работника на сохранение официально признанного статуса воспитателя 1-й категории». И Конституционный суд воспитательницу из Камышина поддержал!

Ее дело, отмечается в постановлении КС, должно быть пересмотрено, и это отрадно. Однако главное, пожалуй, в другом. Своим решением КС «снял с крючка» сотни тысяч других российских воспитателей, имеющих в активе колоссальный опыт работы и любовь многих поколений детей, но не обладающих дипломами.

«При введении в действие оспоренного закона, — разъясняется в постановлении, — предполагалось, что установленные требования к образованию педагогов должны применяться при решении вопроса о приеме на работу.

Однако если работник, уже состоящий в трудовых отношениях с учреждением, успешно выполнял свои обязанности и прошел аттестацию, то одно только отсутствие у него должного образования не может служить причиной его увольнения.

Таким образом, КС РФ признал неконституционной правоприменительную практику, позволяющую использовать часть 1 ст.

46 Закона «Об образовании в РФ» в качестве единственного повода для прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятых на работу до вступления в силу оспариваемого закона и успешно осуществляющих профессиональную деятельность».

— В России вообще принято работать не по специальности, и криминалом это не считается, — заявила «МК» эксперт по экономике дошкольного образования, главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына.

— Что же касается детских садов, то воспитатели получают так мало, что не могут содержать себя и своих детей. А устраиваются туда зачастую ради того, чтобы пристроить своих детей. Проблема, думается, в другом.

Из Трудового кодекса исчезла статья, что при увольнении сотрудника за него может заступиться профсоюз. В итоге увольняемый оказался один на один с начальником, без третейского суда.

Марина Лемуткина Заголовок в газете: Педагогов вывели из-под удара

Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27842 от 24 ноября 2018 Тэги: Дети , Суд    Места: Россия   

Владимир Путин встретил Рождество в Санкт-Петербурге Приключения Нины Шацкой в джунглях: экзотические кадры Тарантино, Питт и Зеллвегер получили “Золотые Глобусы” Как менялось лицо Путина за 20 лет: образы президента Киркоров, Лавров, Галкин на прощании с Галиной Волчек: скорбные кадры Охлобыстин назвал Водонаеву проституткой, она ответила: фотообмен любезностями В соцсетях назвали фотомодель Беллу Хадид самой популярной женщиной года Опубликованы трогательные кадры выдачи пленных с Украины в Донбасс: фоторепортаж В центре Москвы продолжаются новогодние праздничные гулянья Показать еще
Таролог предсказала изменение статуса российского рубля в 2020 году Десятки машин любителей рыбалки ушли под лед на Дальнем Востоке: видео Мешать не стоит: как правильно употреблять алкоголь в праздники Галину Волчек проводили в последний путь аплодисментами неизвестное аудио Сергея Скрипаля Павел Воля и Ляйсан Утяшева сняли на видео новогодний погром в квартире Последствия ракетного удара США по Багдаду попали на видео “Прости нас, Галя”: Татьяна Тарасова расплакалась в “Современнике” Галкин объяснил отсутствие Пугачевой на прощании с Галиной Волчек Показать еще Самбурская взорвала Сеть, надев обтягивающий розовый купальник Павел Быстров Лобода показала Урганту ногу с шестью пальцами MK.RU Ученый рассказал, как можно быстро избавиться от жира на животе Кирилл Русаков Волочкова полностью разделась для фото: “Не могу загорать в пальто” MK.RU Дочка Абрамовича взбудоражила поклонников откровенными фото Екатерина Скрижалина Галкин посмеялся над новогодним обращением Путина Никита Кротов Астрологи рассказали про високосный 2020 год Марина Лемуткина Врачи рассказали, что происходит с организмом после резкого отказа от алкоголя Кирилл Русаков «Мы онемели, когда Ельцин выступил и назначил Путина и.о.» Дарья Тюкова Обнаженное фото беременной тучной модели Эшли Грэм взорвало Сеть Артем Кошеленко В Москве анестезиолог изнасиловал пациентку Остап Жуков Телегин назвал причину развода с Пелагеей Артем Кошеленко Опубликованы жуткие «пророчества Ванги» на 2020 год Дмитрий Истров На Сахалине голую женщину протащили по подъездной лестнице MK.RU Кудрявцева показала фото своего порвавшегося грудного импланта MK.RU Вдова Лужкова Елена Батурина объявлена в розыск Кирилл Русаков Путин поведал, когда человеку пора на кладбище MK.RU Неизвестная Галина Волчек: зачем закрывала шею и носила клипсу в ухе Александр Добровольский Засекреченное дело о взрыве в Магнитогорске: очевидцы разговорились Ирина Боброва Школьница скончалась во время сдачи ГТО в день рождения Дмитрий Погорелов Заявившего о подброшенных наркотиках жителя Омска обезглавили Павел Быстров Губернатор Петербурга заснул на Госсовете с Путиным Елена Егорова В Новгородской больнице мужчине поставили диагноз «беременность» Артем Кожедубов Искалеченная мужем-садистом Маргарита Грачева обнажилась в новой фотосессии Артем Кошеленко Показать еще Улан-Удэ Поселок в Бурятии ополчился на женщину, обвинившую мужа в растлении их дочери Краснодар С 1 января 2020 года вступает в силу более жесткое ограничение предельной задолженности Кузбасс Итоговая пресс-конференция Путина глазами кузбасского журналиста Карелия Почему финский консул покинул Петрозаводск: политическая и бытовая версии Черноземье Политические итоги года в регионах Черноземья и Брянской области Черноземье Кому выгодно не пускать «Мираторг» в Курскую область

Источник: https://www.mk.ru/social/2018/11/23/ks-priznal-nezakonnym-uvolnenie-vospitateley-detsadov-bez-vysshego-obrazovaniya.html

Принимаем на работу педагога

Может ли юрист со средним образованием работать воспитателем в саду в 2020 году?

Нельзя преуменьшить важность и ответственность работы педагога, а также его влияние на детей и молодежь. Соответственно и требования к кандидату на должность педагогического работника (далее — педработник) — особые. Они касаются не только профессиональной компетентности, но и других характеристик претендента на такую должность.

Кто относится к педработникам

Педработник — это лицо, которое осуществляет педагогическую деятельность . Эта деятельность включает:

— обучение и (или) воспитание. К примеру, работа учителя, воспитателя дошкольного образования;

— научно-методическое обеспечение образования и (или) руководство образовательной деятельностью учреждения образования (УО) (его структурных подразделений), например, работа воспитателя-методиста, заведующего филиала УО, директора УО.

На заметку
Обычно трудовая функция специалиста описывается в должностной инструкции, которая составляется на основании ЕКСД .

Таким образом, нужно изучить должностные обязанности работника, в частности, его должностную инструкцию, для того чтобы определить, осуществляет он педагогическую деятельность или нет.

Обратите внимание!
Педработники могут трудиться как в сфере образования, например, воспитатель в детском саду, учитель в школе, преподаватель в институте, так и в других сферах. В частности:
— в здравоохранении, например, учитель-логопед ;
— сфере физической культуры и спорта, к примеру, педагог-психолог .

На заметку
Требования к лицам, которые занимаются педагогической деятельностью в сфере физкультуры и спорта, в настоящей статье не рассматриваются.

Образование педработника

Требования к образованию педработника предусматриваются в разделе «Квалификационные требования» соответствующей квалификационной характеристики ЕКСД . В этом разделе указывается уровень образования, а при необходимости также:

— профиль (направление) образования;

— специальность;

— рекомендуемые требования к стажу работы;

— прохождение переподготовки руководящих работников и специалистов, которые имеют высшее (среднее специальное) образование .

Пример

В квалификационной характеристике должности «Воспитатель-методист» указывается, что специалист должен иметь высшее образование по профилю:

— «Педагогика» (направление «Педагогика детства») или

— «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка по направлению «Педагогика детства» и стаж работы в должностях педагогических работников не менее 3 лет .

На заметку
В дипломе о среднем специальном образовании, а также в дипломе о высшем образовании указываются, в частности :
— наименование специальности или направление специальности;
— наименование квалификации.

Связь между специальностью (направлением специальности) и квалификацией, указанными в дипломе, и требованиями к образованию в квалификационной характеристике можно установить с помощью ОКРБ 011-2009.

Пример

Профилю «Педагогика» (направление «Педагогика детства») соответствуют следующие специальности и квалификации высшего образования 1 ступени :

СпециальностьКвалификация
1-01 01 01 «Дошкольное образование»Педагог
1-01 02 01 «Начальное образование»Преподаватель

Пример

На должность воспитателя-методиста можно принять специалиста с высшим образованием по специальности 1-01 01 01 «Дошкольное образование», квалификация «Педагог».

На должность педработника в некоторых случаях может быть принято лицо, которое не имеет необходимого образования, например, студент на период преддипломной практики .

Здоровье педработника

Педработник обязан проходить предварительный медосмотр в порядке, который устанавливает Минздрав . Так, соискателю потребуется пройти предварительный медосмотр, если это необходимо в целях предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний .

Пример

Прохождение предварительного медосмотра потребуется, в частности, для работы:

— преподавателем в учреждении среднего специального образования ;

— воспитателем в оздоровительном лагере с круглосуточным пребыванием детей ;

— воспитателем дошкольного образования в учреждении дошкольного образования .

На заметку
В некоторых случаях для допуска к работе педработника предусмотрен обязательный профилактический наркологический осмотр. В частности, для работы:
— воспитателем дошкольного образования;
— педагогом-организатором, педагогом-психологом в УО;
— педагогом в социальном УО;
— мастером производственного обучения .

Обратите внимание!
Информация о годности к работе в должности педработника указывается в медсправке о состоянии здоровья .

Особые требования к педработнику

На должность педработника нельзя принять лицо, которое не вправе осуществлять педагогическую деятельность. В частности, если соискатель :

1) лишен права заниматься педагогической деятельностью. Лишение права заниматься педагогической деятельностью является одним из видов наказания за преступление . Такое наказание может быть назначено судом на срок от 1 года до 5 лет ;

Обратите внимание!
Сведения о лишении права заниматься педагогической деятельностью вносятся в трудовую книжку работника .

2) имеет судимость. Лицо считается судимым :

— со дня вступления в законную силу приговора суда;

— до погашения или снятия судимости, если приговор не был отменен в установленном законом порядке.

На заметку
Не имеет значения, по какой статье УК есть судимость у соискателя на должность педработника.

Информацию о судимости предоставляет информационное подразделение органов внутренних дел по письменному запросу нанимателя .

Такая информация предоставляется :

— госорганизациям, финансируемым из республиканского и (или) местного бюджетов, — бесплатно;

— другим организациям — на платной основе, если иное не предусмотрено законодательными актами;

На заметку
С порядком выдачи справки о судимости, например, УВД Миноблисполкома, можно ознакомиться на сайте.

Обратите внимание!
Запрос о наличии или отсутствии судимости должен содержать :— ссылку на подп. 2.2 п. 2 ст. 51 Кодекса об образовании;— Ф.И.О.

соискателя на должность педработника;— число, месяц, год, место рождения и идентификационный номер такого лица;

— данные, позволяющие признать организацию бюджетной, если с запросом обращается госорганизация, финансируемая из бюджета.

Запрос подписывается руководителем организации и заверяется печатью .

К запросу прилагается копия документа об оплате за предоставление сведений, если запрос подает небюджетная организация .

На заметку
Соискатель может получить справку об отсутствии у него судимости самостоятельно и представить ее нанимателю .

3) признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

На заметку
Суд сообщает органу опеки и попечительства о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным в течение 3 дней после вступления решения в законную силу .

4)не имеет права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами. В частности, установлены дополнительные ограничения для кандидатов на должности, которые предполагают постоянную работу с детьми, в том числе их обучение и воспитание . К примеру, воспитатель УО, учителя всех наименований, преподаватели и др. .

Такие должности не могут занимать лица, которые ранее совершили преступления :

— против половой неприкосновенности или половой свободы;

— предусмотренные ст. 172, 173, 181, 181-1, 182, 187, 343, 343-1 УК.

На заметку
Под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста 18 лет, если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме .

Общие правила приема на работу

Общие требования законодательства к приему на работу распространяются и на педработников. В частности, от соискателя требуются следующие документы :

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

— трудовая книжка, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;

— индивидуальная программа реабилитации инвалида (для инвалидов) и др.

Источник: https://ilex.by/prinimaem-na-rabotu-pedagoga/

Округ закона
Добавить комментарий