Может ли водитель отказаться везти пассажира, если не может выдать ему сдачу при оплате проезда?

Возить безвозмездно – ездить безнаказанно

Может ли водитель отказаться везти пассажира, если не может выдать ему сдачу при оплате проезда?

Согласно статистике, только каждый третий пассажир общественного транспорта в Киеве покупает билет для оплаты проезда (за исключением метро, электрички и фуникулера). При этот не имеет значения вид наземного транспорта.

КП «Киевпастранс» держит в секрете сумму сборов по штрафам за безбилетный проезд.

Но после того как «Большой Киев» расспросил юристов, как себя вести при отсутствии билета, а контролер требует оплатить штраф, перестала быть секретом возможность бесплатного и безнаказанного передвижения по городу автобусом, трамваем и троллейбусом 

Передаем за проезд

В 2015 году КП «Киевпастранс» перевезло в трамваях, троллейбусах и автобусах 380,8 млн пассажиров, продав 139,3 млн билетов. За пять месяцев текущего года – 157,9 млн пассажиров и 56,7 млн билетов. Муниципальный перевозчик отказывается называть суммы штрафов, взысканные с безбилетных пассажиров.

 На соответствующий запрос «Большого Киева» исполняющий обязанности директора по транспорту «Киевпастранса» Сергей Литвинов ответил, что «сведения, разглашение которых может нанести вред предприятию, вызвать материальные убытки и привести к ущербу его деловой репутации, отнесены к конфиденциальной информации».

                                Перевозки пассажиров в общественном транспорте                                                               

Вид общественного транспортаКоличество перевезенных пассажиров, млнКоличество проданных разовых проездных документов (талонов), млн шт.
                                                                        2015 год
Троллейбус163,259,3
Трамвай11240,6
Автобус105,639,4
                                                      Пять месяцев 2016 года
Троллейбус  6824,1
Трамвай46,216,5
Автобус43,716,1

Данные: Коммунальное предприятие «Киевпастранс»

Права и обязанности пассажиров в общественном транспорте регламентируются двумя подзаконными актами Кабинета министров – о правилах предоставления услуг пассажирского транспорта и правилах пользования трамваем и троллейбусом. Кроме этого, на стороне пассажира закон о защите прав потребителя.

Ответственность за их нарушение предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях. Член правления всеукраинской общественной организации «Ассоциация потребителей «Пульс» Андрей Лыга отмечает, что киевляне практически не обращаются с жалобами на услуги городского транспорта.

Это относится как к коммунальному предприятию, так и к коммерческим перевозчикам.

«У людей нет желания ходить по всем инстанциям, расходы на дорогу могут быть выше, чем итоговая компенсация. Кроме того, у нас несовершенна законодательная база в этих вопросах. И последний фактор – отсутствие билета у пассажира, без которого вообще сложно хоть что-то доказать», – объясняет эксперт.

Все, что разрешено

Право на проезд в любом виде транспорта дает билет, который пассажир обязан получить после оплаты услуги. У коммерческих перевозчиков, например в маршрутных такси, это правило действует не всегда. В первую очередь сами пассажиры не требуют выдать им проездной документ. Но его у перевозчика часто просто нет.

Эксперты по вопросам прав потребителей настоятельно рекомендуют не лениться и спрашивать о наличии билетов. А при их отсутствии жаловаться в органы местной власти, которые выдали разрешение перевозчику на маршрут.

«Во-первых, в случае нарушения прав пассажир сможет обратиться за их защитой. Во-вторых, если произойдет ДТП, билет является документом, по которому страховая компания обязана выплатить помощь», – перечисляет Лыга.

В разговоре с «Большим Киевом» он напоминает, что водитель маршрутки не имеет права отказать пассажиру в проезде или высадить его.

«Бывает, маршруточникам не нравится внешний вид пассажира или то, что он выпивший. Как правило, за этим следует отказ в проезде, даже если пассажир готов оплатить его.

В данном случае перевозчик может ссылаться на правила перевозок и будет неправ. В законе о защите прав потребителей указано, что поставщик услуги не может отказать в ее предоставлении.

При этом закон имеет большую юридическую силу, чем правила, они являются подзаконным актом», – разъясняет собеседник.

Предъявите билет

У коммерческих перевозчиков действует простое правило: не заплатил – не поехал. В коммунальном транспорте ситуация иная – пассажир добровольно покупает разовый проездной документ на остановке, у кондуктора или водителя (если в салоне отсутствует кондуктор). Но только закомпостированный билет дает правовое основание для проезда.  

«Это уже традиция: утром едем на пары в институт, через две остановки после общежития в троллейбус заходят два здоровых дядьки. Если у тебя нет проездного, будь готов к испорченному настроению.

На следующей остановке тебя высадят и будут прессовать штрафом», – жалуется «Большому Киеву» студентка одного из столичных вузов Елена Пархоменко.

По ее словам, зачастую утренние троллейбусы переполнены пассажирами, купить билет и прокомпостировать его порой не представляется возможным.

Опрошенные «Большим Киевом» юристы отмечают, что пассажиры не знают своих прав и обязанностей контролеров. Юрист адвокатской конторы «Кравец и партнеры» Карина Василевская уточняет, что безбилетный проезд – это административное правонарушение, которое влечет наложение штрафа согласно закону. В данном случае в двадцатикратном размере от стоимости проезда. 

Во время проверки билетов контролер обязан иметь служебное удостоверение, нагрудный знак с личным номером, прикрепленный на верхней одежде, квитанции для оплаты штрафа установленного образца. По первому требованию пассажира он обязан предъявить все знаки отличия, а также сообщить о месте работы, телефон и местонахождение предприятия.

По словам Василевской, у безбилетного пассажира есть выбор: заплатить штраф или быть высаженным на следующей остановке. Любые другие действия контролера незаконны.

«Приказом Министерства регионального развития и ЖКХ предусмотрено, что контролер имеет право взимать штраф. При этом выдавая квитанцию об оплате установленного образца, бланки которых относятся к документам строгой отчетности. Но важно помнить: тем же пунктом правил предусмотрено, что, отказавшись оплачивать штраф, пассажир может выйти из транспорта на ближайшей остановке.

Другими словами, пассажир действует на свое усмотрение: с чистой совестью признает вину и оплачивает штраф, получая документальное подтверждение в виде квитанции, или отказывается платить и выходит на следующей остановке. И только в случае злостного неповиновения он будете доставлен в ближайший орган внутренних дел для принятия соответствующих мер», – рассказывает Василевская.

Если контролер продолжает требовать оплаты штрафа на остановке, не будет лишним напомнить, что его действия можно квалифицировать как злоупотребление служебным положением. Можно сообщить ему, что вы готовы заявить о его поведении в компетентные органы (по месту работы или в полицию). Не стоит вступать в конфликт и поддаваться на провокации.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях, злостное неповиновение требованиям сотрудника транспортного средства, который осуществляет контроль за перевозкой пассажиров, связанное с физическим сопротивлением или оскорблением, влечет взыскание штрафа (от одного до трех необлагаемых налогом минимумов) или исправительные работы от одного до двух месяцев с отчислением 20% заработка.

Источник: https://bigkiev.com.ua/vozit-bezvozmezdno-ezdit-beznakazanno/

Правила пользования транспортным средством. Права и обязанности пассажиров

Может ли водитель отказаться везти пассажира, если не может выдать ему сдачу при оплате проезда?

«Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и ФЗ № 259-ФЗ от 08.11.2007

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

4. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее — расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

10. В расписаниях указывается местное время.

11. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок.

42. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

52. В продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения. Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора — водителем.

53.

В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.

54. В составе ручной клади разрешается провозить предметы вне зависимости от вида упаковки.

55. Обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира. Размещение ручной клади на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа или выхода из транспортного средства, в том числе аварийного, запрещается.

57. Провоз ручной клади, количество или размер которой превышает установленную норму бесплатного провоза, осуществляется при наличии квитанции на провоз ручной клади.

59. Багаж, сданный перевозчику, перевозится в багажном отделении транспортного средства, которым осуществляется перевозка пассажира, или отдельно от пассажира багажным автомобилем.

60. Погрузка и выгрузка багажа, перевозимого в багажных отделениях транспортных средств, осуществляется пассажиром.

62.

Не допускаются к перевозке багажом и провозу в составе ручной клади зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в составе ручной клади животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток (корзин, коробов, контейнеров и др.) отвечают требованиям, установленным перевозчиком.

63. Тара и упаковка должны обеспечивать целостность и сохранность багажа в течение всего периода перевозки.

64. Перевозка багажом пищевых продуктов, в том числе скоропортящихся, в багажных отделениях транспортных средств и багажных автомобилях без поддержания температурного режима осуществляется под ответственность отправителя без объявления ценности этого багажа.

65. Сдача багажа перевозчику оформляется багажной квитанцией.

67. На каждое место багажа крепится багажная бирка, копия которой выдается пассажиру.

68. В багажной квитанции при сдаче для перевозки багажа с объявленной ценностью указывается объявленная стоимость багажа, а также сумма дополнительной платы за прием к перевозке багажа с объявленной ценностью.

69. При сдаче для перевозки нескольких мест багажа пассажир вправе указать в багажной квитанции объявленную стоимость каждого места или общую сумму объявленной стоимости всех мест.

70. Багаж выдается лицу, предъявившему багажную квитанцию и багажную бирку. В случае утраты багажной квитанции или багажной бирки багаж может быть выдан лицу, которое докажет свое право на него, указав письменно точные признаки вещей, входящих в состав багажа.

71.

По желанию пассажира багаж может быть выдан ему в пути следования, если позволяют это сделать время стоянки транспортного средства на остановочном пункте, где пассажир желает получить свой багаж, и условия загрузки багажного отделения транспортного средства. При этом пассажир обязан заблаговременно предупредить водителя о желании получить багаж в пути следования. В случае выдачи пассажиру багажа в пути следования деньги за непроследованное расстояние не возвращаются.

77. При обнаружении утраты, недостачи мест или повреждения (порчи) багажа перевозчик по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку, составляет коммерческий акт в 2 экземплярах, один из которых вручается указанному лицу для предъявления им претензии перевозчику.

78. В случае если багаж, за утрату или недостачу которого перевозчик выплатил соответствующее возмещение, будет впоследствии найден, этот багаж возвращается предъявителю коммерческого акта при условии возврата денег, ранее выплаченных ему за утрату или недостачу этого багажа.

80. Деньги выдаются пассажиру под его расписку в ведомостях по приему билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади, в которых указываются дата и номер маршрута регулярных перевозок, номер и стоимость билета, багажной квитанции и квитанции на провоз ручной клади.

83.

Безбилетным является лицо: а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным;в) предъявившее поддельный билет;г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указаны фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность;д) предъявившее ранее использованный билет;

е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.

84. Лицо, являющееся безбилетным, оплачивает проезд от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком.

Если указанное лицо заявляет о желании покинуть транспортное средство, оплате подлежит проезд до пункта, в котором такое лицо покинет транспортное средство.

Если невозможно определить пункт посадки, стоимость проезда исчисляется от начального пункта отправления транспортного средства.

86. В случае перевозки детей, следующих вместе с пассажиром, контролеры вправе потребовать от такого пассажира предъявления документов, подтверждающих возраст ребенка (свидетельство о рождении или паспорт родителей с записью о рождении ребенка).

87. В случае обнаружения в транспортном средстве багажа или ручной клади, перевозка или провоз которых подлежит оплате и на которые не оформлена багажная квитанция или квитанция на провоз ручной клади, владелец этого багажа или этой ручной клади обязан оплатить их перевозку от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком.

Если владелец указанного багажа или указанной ручной клади заявляет о желании покинуть транспортное средство, оплате подлежит перевозка багажа или провоз ручной клади до пункта, в котором этот владелец покинет транспортное средство.

Если невозможно определить пункт посадки, стоимость перевозки багажа или провоза ручной клади исчисляется от начального пункта отправления транспортного средства.

88.

Оплата стоимости проезда, перевозки багажа и провоза ручной клади, предусмотренных пунктами 84 и 87 настоящих Правил, не освобождает от уплаты штрафов за безбилетный проезд, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

122. Лица, обнаружившие забытые вещи в транспортном средстве или на территории автовокзала, обязаны сообщить об этом кондуктору (водителю) или уполномоченному должностному лицу автовокзала.

128. Лицо, потребовавшее выдачи найденных вещей, должно доказать свое право на них, указав письменно точные признаки вещей.

129. При получении вещей лицо, потребовавшее их выдачи, должно оплатить услуги, предоставленные ему автовокзалом, перевозчиком или фрахтовщиком, выдавшим найденные вещи, а также выдать расписку в получении вещей с указанием в ней своего постоянного места жительства и номера документа, удостоверяющего его личность.

130. Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, фрахтователей и пассажиров при перевозках пассажиров и багажа или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.

131. Коммерческий акт составляется при выявлении следующих обстоятельств: а) несоответствие наименования и количества мест багажа данным, указанным в багажной квитанции;б) повреждение (порча) багажа;в) отсутствие багажа, указанного в багажной квитанции;

г) обнаружение невостребованного багажа.

132. Коммерческий акт составляется перевозчиком в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. Если коммерческий акт невозможно составить в указанный срок, он должен быть составлен в течение следующих суток.
133. Коммерческий акт составляется в 2 экземплярах и заполняется без помарок и каких-либо исправлений.

134. Коммерческий акт должен содержать следующую информацию: а) описание состояния багажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность;б) данные о том, правильно ли был погружен, размещен и закреплен багаж;

в) описание нарушения требований к погрузке, размещению или креплению багажа.

135. Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также пассажир, если он участвует в проверке багажа. По требованию пассажира перевозчик обязан выдать коммерческий акт в течение 3 дней.

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или при оформлении коммерческого акта с нарушением установленных требований пассажир подает перевозчику заявление о таких нарушениях в письменной форме. Перевозчик обязан дать пассажиру мотивированный ответ на заявление в течение 3 дней.

В случае подтверждения обоснованности заявления плата с пассажира за хранение багажа в течение времени, затраченного на составление коммерческого акта, не взимается.

136. При выявлении иных обстоятельств, не предусмотренных пунктом 131 настоящих Правил, оформляются акты общей формы.

137. Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров и багажа или предоставлением транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа, предъявляются перевозчикам или фрахтовщикам по месту их нахождения.

138.

К претензии прилагаются следующие документы, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии, или их копии, заверенные в установленном порядке: а) коммерческий акт — в случае порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа;б) акт общей формы — в случае просрочки доставки багажа либо прекращения перевозки пассажиров и багажа по заказу по инициативе фрахтовщика;

в) билет — в случае задержки отправления или опоздания прибытия транспортного средства, выполняющего регулярные перевозки пассажиров и багажа в междугородном сообщении.

Источник: https://www.flixbus.ru/prava-passazhirov

Пассажир должен знать свои права – и всего-то. Если вас при обслуживании в такси обругали, обсчитали, не дали сдачи, нужно принимать меры. О том, что же делать в столь обидных ситуациях, разбирался обозреватель www.interfax.by. Вот несколько типичных примеров того, какие неприятные инциденты могут произойти с вами в такси.

Не включили счётчика, а денег просят

Классический «развод», который работает практически повсеместно. Пожалуй, лишь один таксист из десяти включает счётчик в тот момент, когда вы оказываетесь в салоне автомобиля.

Вы, безусловно, знаете среднюю стоимость проезда до нужного вам места и не обращаете внимания на тот факт, что иногда конечная сумма поездки почему-то чуть выше стандартной таксы.

А что делать, когда приходится уплачивать сумму, на 30-40% превышающую «наезженную»? Заметьте, что за редким исключением с вас попросят сумму, вроде Br8 960 или Br18 740. Зачастую цифра “округляется” до Br10 000 и Br20 000.

Безусловно, для людей, пользующихся услугами такси, это мелочи, но, тем не менее, все эти махинации являются грубейшим нарушением существующего законодательства. О том, что нужно знать касательно таксометра, который подсчитывает стоимость вашей поездки в такси, обозреватель www.interfax.by узнал у ведущего юрисконсульта Центра юридических услуг Алексея Нестеренко.

Согласно Правилам автомобильных перевозок пассажиров, утверждённым Постановлением Совмина РБ № 972 от 30.06.2008 г.

, водитель автомобиля такси обязан, в частности, после посадки пассажира для совершения поездки и уточнения у пассажира пункта назначения начинать движение с включенным таксометром. Более того, согласно п.

175 указанных правил, водителю автомобиля-такси запрещается перевозить пассажиров с неисправным или выключенным таксометром. Пассажир автомобиля-такси обязан по окончании поездки оплатить обслуживание согласно показанию таксометра.

Что вы можете сделать в случае выключенного или сломанного таксометра? Если вам позволяет время, то самое простое и верное решение – контрольный звонок в службу такси, под маркой которой и работает ваш горе-водитель.

По словам диспетчера такси “Столица 135”, прямо по телефону вашу жалобу обязаны зафиксировать, записав ваши данные, а также данные водителя, включая его позывные, фамилию и марку машины. О том, какую сумму вам необходимо заплатить, вам могут сообщить по телефону.

Если идентифицировать маршрут следования не получится, то вы вправе покинуть машину, не заплатив за поездку. О том, какие меры будут приняты по отношению к водителю впоследствии, можно узнать всё по тому же номеру телефона.  

Если времени для разъяснения обстоятельств ситуации у вас в данный момент нет, то сообщить о том, что вас обсчитали, не назвав показания таксометра, можно по телефону службы такси.

Для идентификации водителя-обманщика вам понадобится чётко указать маршрут следования, а также примерное время вызова такси. По словам диспетчеров нескольких служб такси, к которым обозреватель www.interfax.

by обратились с вопросом о том, что делать в данной ситуации, возмездие обязательно настигнет водителя – правда, какое именно,  в службе такси не сообщили.  

Не дали чека, а денег по-прежнему просят

О том, что чек, подтверждающий покупку услуги в такси,  пассажиру обязаны предоставить, знают немногие. А, соответственно, этот чек практически никто и не требует. Лично сам обозреватель www.interfax.by лишь однажды получил чек от водителя такси и был удивлён до глубины души. Однако на этом честность таксистская закончилась.  

Однажды в ответ на просьбу выдать чек об уплате за проезд в машине одной из столичных служб такси обозреватель www.interfax.by выслушал лишь краткое требование уплатить названную сумму и покинуть автотранспорт. После недолгих пререканий с обозревателем www.interfax.

by таксист начал набирать на мобильном телефоне дежурный номер 102. В ответ обозревателю www.interfax.by пришлось набрать номер службы такси, под логотипом которой работал водитель.

Выяснение обстоятельств под покровом ночи не дали особых результатов: девушка на другом конце провода невнятно и быстро продиктовала семизначный номер телефона, по которому можно получить всю информацию по обстоятельствам произошедшего. Правда, только в будние дни и с 10 до 17.

На вопрос о том, что же делать пассажиру в субботнюю ночь, сидя в машине рядом с неадекватным таксистом, девушка не ответила. Деньги хамоватому водителю пришлось отдать, однако, неприятный осадок в душе остался.

Согласно существующему законодательству, а именно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 г.

N 18/1 “О приеме наличных денежных средств”, определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели принимают наличные денежные средства в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек. Обращаем ваше внимание, что хотя таксометр и выделен в отдельную позицию, под таксометром понимается зарегистрированное в налоговых органах специальное оборудование автомобиля-такси, совмещенное с кассовым суммирующим аппаратом и предназначенное для автоматического определения платы за проезд, информирования пассажира о размере платы, а также учета показателей работы и режимов использования автомобиля-такси. Используемые в настоящее время таксометры оснащены печатающими устройствами, что делает возможным выдачу пассажиру чека.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 г.

N 90-З “О защите прав потребителей” при продаже товара (выполнении работы, оказании услуги) продавец (изготовитель, исполнитель) обязан выдать потребителю кассовый чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара (выполнения работы, оказания услуги).

Таким образом, водитель автомобиля-такси обязан осуществлять перевозку пассажиров только с включенным таксометром, и размер платы за автомобильную перевозку пассажиров автомобилем-такси определяется по таксометру.

Кроме того, водитель обязан согласовать с пассажиром маршрут движения, по завершении поездки и получении платы за проезд выдать пассажиру чек, сформированный таксометром. Неиспользование таксометра и нарушение порядка приёма наличных денежных средств является грубым нарушением действующего законодательства.

И помните, что никакие отговорки, типа: “Нужно было машину “с чеком” вызывать” или “У меня чековая лента закончилась”, принимать нельзя! Если вы желаете справедливости, смело набирайте номер службы такси и сообщайте о том, что произошло.

А вопросы, почему водитель такси не выдает чеков и почему в данном такси нет чековой ленты, решать должны не вы, а администрация службы с водителем. В случае, если вам не выдан чек, вы вправе не оплачивать данную поездку. Как уже было отмечено ранее, процесс передачи наличных денег без получения соответствующего документа (т.е.

чека) является нарушением порядка приёма наличных денежных средств и влечёт за собой административную ответственность.

Опоздали на вызов, а вы – на встречу

И это случается. Конечно, в большинстве случаев, такси приезжает вовремя, но бывает и так, что так необходимая машина появляется по истечении слишком долгого периода времени. В итоге весь смысл оперативного переезда для вас пропадает. Обычно в эти моменты пассажира посещает мысль, что на общественном транспорте было бы куда быстрее.

Но даже в таком случае можно найти управу на таксиста. Если вы уже опоздали на встречу, можно наказать по заслугам нерасторопного таксиста. Наберите телефон службы такси и объясните ситуацию. Если в конкретном случае вина таксиста будет доказана, ему грозит отключение от рации на 3 часа, а иногда и более.

Ведь не зря же вам сообщают точное время прибытия машины в назначенное место!      

Не дали сдачи: что делать?

Не давать денег. Таксист обязан иметь мелкие деньги для того, чтобы дать вам сдачу с любой суммы. Любые оправдания, почему отсутствуют купюры небольшого достоинства,  можно расценить как нарушение правил отношений заказчик-клиент. В этом случае вы можете также обратиться к старшему бригадиру смены данной службы такси по телефону, по которому вызывали данную машину.

По факту невыдачи или нежелания выдачи сдачи будет зафиксирована жалоба, которая будет рассмотрена администрацией службы такси. Меры по наказанию нерадивого водителя будут вынесены в ближайшее время после инцидента. Нечистые на руку водители будут наказаны рублём. За обсчёт в разных его проявлениях, как сообщили обозревателю www.interfax.

by в службе такси “156”, водителя могут даже уволить.         

Обругали, избили, оклеветали и денег просят

Такая неприятность может произвойти с вами где угодно – том числе и в салоне такси. В данном случае вы уже вправе пользоваться не только ресурсами администрации службы такси, но и прибегнуть к помощи правоохранительных органов.

Недовольство водителя, связанное с вашим желанием получить точный расчёт, может не иметь границ. Некоторые водители могут даже угрожать, требовать денег, неприлично ругаться.

Для того чтобы испытать реакцию водителя, можете однажды попросить его предъявить вам показания таксометра, а также чек или документ, подтверждающий факт поломки таксометра (если, по словам водителя, он сломан). Помните, что реакция водителя не имеет ничего общего с вашими деньгами.

Так что в непредвиденной ситуации ярости водителя, вы можете не отдавать ему деньги до полного разбора полётов. Возможно, это он останется вам должен во искупление своего недостойного поведения.     

Вам поездочка бесплатная! Акция!

В Байнете сегодня очень легко найти большое количество постов на форумах, на которых люди сокрушённо рассказывают о том, как их отказались довезти бесплатно в 10-й раз при наличии карточки, в которой фиксировались предыдущие девять платных поездок. Уважаемые господа! К сожалению, незнание условий акции не освобождает от тяжкого груза ответственности.

Так что, как говорится, внимательно читайте договор. Как нам пояснили в одной из столичных служб такси, практикующей такого рода акции, проехаться бесплатно в 10-й раз вы можете лишь в такси, водитель которого будет об этом предупреждён заранее по рации.

То есть, совершая звонок по вызову такси, обязательно сообщите диспетчеру о том, что у вас в этот раз должна состояться бонусная поездка.    

Высадили из такси: “Э, да вы пьяны, батенька!”

Высадить из такси вас могут на совершенно законных основаниях, если вы пьяны, неопрятны, нецензурно ругаетесь и ведёте себя неприлично.

Тогда уж не обессудьте: таксист может отказаться посадить вас в машину либо досрочно прекратить вашу поездку и принудительно высадить вас на полпути. И будет прав, потому что вы, безусловно,  должны вести себя подобающим образом.

Таксист также вправе попросить вас оплатить стоимость проезда до точки принудительной высадки. И ваши звонки диспетчеру будут напрасными. Правда в данном случае не на вашей стороне.  

Вместо послесловия

Уважаемые граждане! Помните, что, зная права пассажиров такси, вы можете сохранить не только свое спокойствие, но и деньги. Безусловно, риск оказаться в критической ситуации, когда для вас “не будет машин” после нескольких поездок “по-правильному”, может увеличиться. Однако, вас порадует мысль о том, что вы не даёте себя обманывать!

Источник: https://interfax.by/news/tovary_i_uslugi/goods-and-services/48214/

Общественный транспорт: оплата проезда и сдача

Может ли водитель отказаться везти пассажира, если не может выдать ему сдачу при оплате проезда?
?

ალექსეი ლაევსკი (laew) wrote in tvoiprava,
2009-01-23 19:52:00 ალექსეი ლაევსკი
laew
tvoiprava
2009-01-23 19:52:00 Category: Отвечаю на вопросы, заданные umagle в этом посте. Ответ объемный, поэтому выношу в отдельный пост. Дискуссия приветствуется.

Действительно, какой-либо обязанности покупателя (приобретателя услуг) разменять наличные деньги в городском транспорте или в каком-либо другом месте не предусмотрено. В ст. 30 ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.

2002 прямо сказано:«Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации».

> На это мне ответили “Хорошо, я приму у Вас 5 тыс, но сдачи не дам, т.к. у меня её нет.

Воровством это не является, т.к. Вы сами протягиваете мне 5 тыс”.

Разумеется, это незаконно. Пп. «а» п. 20 Положения «Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.05.

2005 № 359: «при оплате услуг наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель) называет сумму сдачи и выдает ее клиенту вместе с документом, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно».

> “Сейчас я Вам сдачи не дам, приезжайте потом в парк забрать её, я могу написать Вам расписку”.

Теоретически, конечно, с вашего согласия можно заключить договор перевозки на таких условиях, но в случае с публичным договором это противоречит обычаям делового оборота и порядку расчетов, установленному вышеприведенным Положением. Но в общем, такого не бывает, поэтому далее анализировать эту ситуацию не стану.

> Какие правовые акты регулируют вопросы, связанные со сдачей? Возложена ли на кондуктора обязанность её иметь и выдавать своевременно? Есть ли срок, в течении которого она должна быть отдана? (К примеру, кондуктор соглашается дать мне сдачу, но как только она у него появится, т.е.

я не смогу выйти когда мне надо, а буду ехать с ним хоть до конца, пока у него не появится нужная сумма).

Насколько правомочны были действия кондуктора, когда он забрал у меня купюру и пошёл спрашивать сдачи по вагону, и пока не нашёл, отказывался мне её отдавать, в итоге я ждал сдачи минут 15, рискуя или проехать свою остановку, или сойти, оставив кондуктору все деньги?

См. вышеуказанное Положение. По смыслу этого Положения сдача должна быть отдана немедленно.

> Является ли также незаконным задержание пассажира, пока кондуктор считает правильность суммы, если она выдана множеством мелких монет?

Никакого задержания тут нет. Исходя из требований Положения (пп. «а» п. 20) кондуктор «получает от клиента денежные средства; называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента». Кондуктор обязан пересчитать полученные деньги. Если монеты мелкие, ему, разумеется, потребуется на это какое-то разумное время.

Так что никаких нарушений ваших прав в этом случае нет. Расплатились 5-копеечными монетами, стойте и ждите, пока кондуктор их пересчитает.

> Насколько правомочны были действия кондуктора, когда он забрал у меня купюру и пошёл спрашивать сдачи по вагону, и пока не нашёл, отказывался мне её отдавать, в итоге я ждал сдачи минут 15, рискуя или проехать свою остановку, или сойти, оставив кондуктору все деньги?

Неправомочны, нарушают порядок расчетов, предусмотренный в Положении.Прямо обязанность транспортного предприятия обеспечить кондуктора разменными деньгами не предусмотрена, однако она вытекает из обязанности дать сдачу.

> Насколько законны правила, висящие в транспорте, если в них указаны какие купюры и монеты принимаются, а какие нет?

Незаконны. П. «ж» ст. 71 Конституции РФ относит установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию…

к исключительному ведению Российской Федерации, а потому подобные правила не могут устанавливаться правовым актом субъекта, муниципального образования и т. п., если это прямо не предусмотрено в ФЗ (не говоря уже об актах органов исполнительной власти типа Комитета по транспорту и проч.).

Ну и плюс уже упоминавшийся ФЗ «О Центробанке».

> Может ли кондуктор задержать пассажира, вынудить куда-то ехать для разрешения ситуации?

Разумеется, нет.

>Убытки, вызванные возникновением ошибки, должны возмещаться стороной, по вине которой возникла эта ошибка? Т.е., в случае неправоты кондуктора и отсутствия у него сдачи верно ли что убытки должен не потребитель нести в виде отказа от услуги перевозки, а кондуктор в виде “оплаты ему билета за счёт предприятия” или, скажем, высыланием квитанции по почте?

Пассажир должен заплатить, кондуктор должен дать сдачу и билет. Автобус должен везти по маршруту и останавливаться на остановках. Больше никто ничего делать в этой ситуации не должен.Ст.

15 ГК РФ: «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере». Однако убытки нужно доказывать.

>Обязан ли кондуктор назвать свою фамилию по требованию пассажира?

Эти вещи регулируются внутренними правилами перевозчиков, либо актами соответствующих органов местного самоуправления (субъектов федерации). Тем не менее, у вас в любом случае должна быть возможность убедится, что перед вами именно кондуктор. Соответственно, у него должна быть либо какая-то форма, либо жетон, либо удостоверение.

В федеральном законодательстве об этом ничего нет. Ссылок на конкретные нормы не дам.Тем не менее, запомнить/записать номер автобуса и время проезда будет более чем достаточно, чтобы в случае необходимости идентифицировать кондуктора.

>Если кондуктор, не найдя сдачи, даёт пассажиру ехать бесплатно, является ли такой проезд безбилетным, или он уже считается оплаченным?

Такой проезд является безбилетным, поскольку фактически вы его не оплатили.

>Относится ли всё вышеизложенное к коммерческому транспорту?

В полной мере. Законодатель в этих вопросах не делает различий между перевозчиками в зависимости от их организационно-правовой формы, формы собственности и т. п.

>Какие меры наказания могут последовать кондуктору который хамит пассажиру, отказывается принять деньги, выдать сдачу, или пытается ссадить на ближайшей остановке?

Во-первых, дисциплинарная ответственность (санкции со стороны работодателя). Соответственно, можно жаловаться в автопарк.Во-вторых, можно обратиться в соответствующий местный или региональный орган исполнительной власти, занимающийся общественным транспортом (в Питере, например, Комитет по транспорту Администрации СПб).

Они могут «настучать по голове» — например, предложить автопарку применить то же дисциплинарное взыскание.В-третьих, возможно, в конкретной ситуации будет и административная ответственность, но квалифицировать по КоАП с такими общими исходными данными не буду.

Также вопрос по поводу “мошенников”.

Да, бывают люди, специально пользующиеся тем, что у кондуктора скорей всего не найдётся сдачи и они проедут бесплатно.

Но на сколько в действительности они являются мошенниками?

Ведь они ни единого закона не нарушают? Они всего лишь пользуются “дырками” в нём, а вернее, ошибками представителя услуг транспортной перевозки, не имеющего нужного количества сдачи и не желающего тратить время на разрешение ситуации согласно установленным правилам.

Эти действия незаконны. Я бы квалифицировал их как «злоупотребление правом» (ст. 10 ГК РФ). Но привлечь к ответственности в этом случае довольно сложно, боюсь, практически невозможно.

В случае возникновения ситуации с отсутствием сдачи, каковы должны быть действия пассажира/кондуктора?

Самый сложный вопрос. Попробуем по порядку.

А. Вы хотите проехать на автобусе. Для этого вы заключаете договор перевозки пассажира.

Ст. 786 ГК РФ: «1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.»Соответственно, у автопредприятия есть обязанность вас везти по маршруту, а у вас —обязанность оплатить проезд.

В удостоверение оплаты проезда вам обязаны выдать билет.

Б. Вы протягиваете пятитысячную купюру.

В соответствии с уже указанными выше нормативными актами вы имеете право расплачиваться этой купюрой, а кондуктор обязан (опускаем некоторые детали): принять у вас деньги, пересчитать, назвать полченную сумму, назвать сумму сдачи, вручить вам билет и сдачу.

В. У кондуктора нет сдачи, хотя он обязан ее иметь (а точнее, автопредприятие должно обеспечить кондуктора разменными деньгами). Высадить или задержать вас кондуктор не имеет права.

Разумным представляется такое развитие событий: кондуктор оставляет вас в покое, и вы едете со своей пятитысячной купюрой. Но ваше обязательство оплатить проезд сохраняется (ст. 407, 408 ГК РФ).

Так что если у кондуктора во время поездки появятся разменные деньги, то надо немедленно за билетик заплатить.

Г. О, ужас! Пришли контролеры. Ваш проезд — безбилетный, обязательство по оплате проезда не исполнено. Хочу отметить, что порядок контроля оплаты проезда в городском общественном транспорте, а также ответственность за безбилетный проезд КоАП не регулируется, но соответствующие нормативные акты должны быть во всех субъектах РФ.

С учетом процессуальных требований КоАП, как правило, все это должно происходить следующим образом. Контролер составляет протокол об административном правонарушении и вручает вам копию — он обязан это сделать, поскольку факт безбилетного проезда налицо.

Помните, взимание штрафа на месте незаконно! Вас уведомляют о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (в СПб такие дела рассматривают соответствующие должностные лица Комитета по транспорту).

Вы туда приходите и объясняете, почему не оплатили проезд, что нет вашей вины, а, следовательно, нет состава административного правонарушения. Или не приходите, и тогда дело рассматривается в ваше отсутствие.

Выносится какое-то решение. Привлечь или не привлечь вас к административной ответственности. Это решение можно обжаловать в судебном порядке.

Д.

Ну а поскольку обязательство оплатить проезд до сих пор не исполнено, автопредприятие, в любом случае, вправе требовать от вас его исполнения. Можете исполнить его добровольно и получить билет.

🙂 Ну или добро пожаловать в суд. 🙂 Суд взыщет с вас стоимость проезда и судебные издержки.

Ну пункт Д, учитывая цену вопроса, выглядит смешно. Но, на мой взгляд, по закону все должно быть примерно так.В заключение все ж таки соглашусь с теми, кто указывал на этическую сторону вопроса. Автопредприятие даже при огромном желании не сможет предусмотреть ситуацию, когда, скажем, в автобус войдет двадцать человек с пятитысячными купюрами.

Ну хорошо, не двадцать, пусть три. Ведь согласитесь, это запросто может случиться…Поэтому мое мнение таково. Конечно, отстаивать свои законные права необходимо. Но все-таки постарайтесь по возможности, прежде чем сесть в автобус, обеспечить себя необходимой мелочью.

Хотя теперь это не такая уж и мелочь. 18 рублей социальный транспорт и 22—28 коммерческий (СПб).

Так что да здравствует велосипед! 🙂

Аналитика, Права потребителя, Транспорт

Источник: https://tvoiprava.livejournal.com/58018.html

Округ закона
Добавить комментарий