Можно ли потребовать от руководителя доплату за выполнение функций контрактного управляющего?

Оплата труда контрактного управляющего — Audit-it.ru

Можно ли потребовать от руководителя доплату за выполнение функций контрактного управляющего?

Т. Ю. Антропова

Журнал “Руководитель бюджетной организации” № 9/2016

Утверждены два профстандарта, касающиеся контрактной системы: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». А это значит, что у работников, занимающихся госконтрактами, появилась дополнительная правовая защищенность, а у работодателей – дополнительная ответственность.

В сентябре 2015 года утверждены два профстандарта, касающиеся контрактной системы: «Специалист в сфере закупок»[1] и «Эксперт в сфере закупок»[2]. А это значит, что у работников, занимающихся госконтрактами, появилась дополнительная правовая защищенность, а у работодателя – дополнительная ответственность[3].

С 01.07.2015 введены самостоятельные профессии, касающиеся закупочной деятельности. Они узаконены профстандартом, в них прописаны все трудовые функции, которые работодатель может возложить на представителей этих профессий.

Если сотрудник официально не является специалистом или экспертом в сфере закупок, а работает, например, бухгалтером или секретарем, то выполнение им дополнительных трудовых обязанностей по закупкам в качестве общественно-полезной нагрузки без получения его письменного согласия теперь незаконно.

Пункт 2 ст. 38 Закона о контрактной системе[4] обязывает заказчика назначать контрактного управляющего, если у него отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб.

Еще в июне 2016 года таким контрактным управляющим мог быть назначен бухгалтер или другой специалист организации. Дополнительные функции закреплялись за ним в качестве выполнения общественно полезной нагрузки или иных обязанностей, поручений работодателя.

Отказы не принимались: «Не хочешь работать – увольняйся!». Поскольку в бюджете на оплату этих функций финансирование не предусматривалось, в большинстве случаев труд по осуществлению закупочной деятельности не оплачивался или за него получали «копейки».

Отношение работника к «факультативным» обязанностям было соответствующим.

Однако со II полугодия 2016 года работодатель уже не сможет в приказном порядке заставить своего подчиненного вести закупочную деятельность организации. В противном случае работодатель нарушит нормы трудового права.

Работник согласен выполнять функции контрактного управляющего

Как правило, если в организации нет штатной должности «контрактный управляющий», то работодатель возлагает трудовые функции по планированию и осуществлению закупок на других специалистов и эти функции связаны с их основной профессией, в рамках которой они принимались на работу.

Как следует из норм ст. 60.2 «Совмещение профессий (должностей)» ТК РФ работодатель может поручить работнику выполнять дополнительные обязанности по другой или той же профессии (должности).

Но работодателю следует помнить, что за дополнительные трудовые функции работнику положена дополнительная оплата (ст. 60.2, 151 ТК РФ).

И такое поручение возможно только с письменного согласия работника, как и установление срока, в течение которого будет выполнятся дополнительная работа, содержания и объема этой работы.

Дополнительная работа по другой профессии (должности) может поручаться специалисту только путем совмещения профессий (должностей), как того требует абз. 2 ст. 60.2 ТК РФ.

Теперь, помня о вышесказанном, рассмотрим правовые последствия введения профстандартов по закупкам на примере обязанностей бухгалтера, которому в приказном порядке поручена ответственная миссия – выполнять обязанности контрактного управляющего. По сути, работодатель добавил к обязанностям бухгалтера дополнительные трудовые функции.

Профессия бухгалтера регламентирована соответствующем профстандартом[5], где прописаны все трудовые функции, которые должен выполнять данный специалист. Работодатель имеет право требовать выполнения этих функций. Но среди них нет ни одной функции, касающейся планирования и осуществления закупок. Потому что они в другом стандарте, описывающем другой вид профессиональной деятельности.

Может ли бухгалтер выполнять обязанности специалиста по закупкам – то есть осуществлять другой вид профессиональной деятельности? Может, но только если захочет – в качестве дополнительной работы, путем совмещения.

Работодатель должен издать приказ о назначении бухгалтера контрактным управляющим, получив предварительно письменное согласие своего сотрудника, и, что самое главное, решить вопрос о возможности доплаты – компенсации за выполнение трудовых функций по другой профессии. По сути, работодатель должен «уговорить» служащего работать еще и с госзакупками, мотивировав его материально.

Может ли работник досрочно отказаться от выполнения дополнительных функций? Да, соответствующее право закреплено за ним абз. 4 ст. 60.2 ТК РФ. Однако и работодатель вправе досрочно отменить поручение о выполнении такой работы, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Работник отказывается от предложенного совмещения

Можно ли уволить сотрудника, если тот отказывается работать в новых условиях? Рассмотрим ситуацию, когда работодатель пытается изменить условия трудового договора, предложив сотруднику дополнительные обязанности контрактного управляющего, но подчиненный отказывается от такого предложения.

Право изменять условия трудового договора дает работодателю ст. 72 ТК РФ.

Данная корректировка возможна, если прежние условия труда нельзя сохранить вследствие изменения организационных или технологических условий труда.

Если работник отказывается от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, трудовой договор подлежит прекращению в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Казалось бы, работодатель имеет право уволить «строптивого» подчиненного, поскольку проводить госзакупки должен контрактный управляющий – требование Закона о контрактной системе должно быть исполнено. То есть работодатель должен произвести изменения в организационной структуре, перераспределить нагрузку на подразделения или на конкретные должности.

Однако рассмотренная выше ст. 72 ТК РФ допускает изменение работодателем любых организационных или технологических условий труда, за исключением изменения трудовой функции работника. Трудовые функции трогать нельзя – табу! Они закреплены в соответствующем профстандарте.

Именно поэтому работодатель не сможет изменить трудовые функции бухгалтера (или другого сотрудника), принудительно возложив на него дополнительные обязанности контрактного управляющего.

Ведь изменение трудовых функций согласно нормам ст. 72 ТК РФ не входит в полномочия работодателя.

И уволить работника, отказавшегося от предложенной «подработки», тоже нельзя, поскольку оснований для такого увольнения в ТК РФ нет.

Если работодатель попробует выдать обязанности контрактного управляющего за общественную нагрузку, из этого тоже ничего не получится.

«Дополнительные обязанности» – трудовые функции, все они перечислены в профстандартах «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок».

Выходит, что это не общественно-полезная нагрузка и ее нельзя «повесить» на работника в принудительном порядке.

* * *

Уже сейчас можно спрогнозировать массовое возникновение трудовых споров между работодателями и работниками, на которых добровольно-принудительно возложены трудовые функции по планированию и осуществлению закупок, не связанные с их основной профессией, в рамках которой они принимались на работу. Наличие таких трудовых споров приведет к дальнейшей профессионализации закупочной деятельности.

Что же делать работодателю? Либо мотивировать нужного сотрудника на получение согласия выполнять функции контрактного управляющего, решив вопрос с оплатой работы. Либо централизовывать закупочную деятельность, вводя штатную единицу по новой профессии. Применение профстандартов по госзакупкам предоставляет такую возможность.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/882404.html

Ставка контрактного управляющего в бюджетном учреждении. Какой оклад можно поставить контрактному управляющему в школе? Нормирование труда контрактного управляющего

Можно ли потребовать от руководителя доплату за выполнение функций контрактного управляющего?

Утверждена ли в Едином тарифно-квалификационном справочнике должность “Контрактный управляющий”? Может ли бюджетное учреждение ввести в штатное расписание такую должность и чем руководствоваться при установлении должностного оклада такому сотруднику?

Ответ

Отвечает Галина Халтурина, эксперт

Да, бюджетное учреждение вправе ввести в штатное расписание должность контрактного управляющего. Должности «специалист по закупкам» нет в ТКС и в профессиональных квалификационных группах.

Размер должностных окладов зависит от того, к какой профессиональной квалификационной группе относятся занимаемые должности. Если должность не включена в ПКГ, то размер должностного оклада устанавливайте в зависимости от сложности труда.

При этом, учитывая требования к уровню квалификации контрактного управляющего и его функциональные обязанности (статья 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44 ФЗ).

Контрактным управляющим может быть сотрудник учреждения, занимающий любую должность, со специальным образованием. Выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании заказчика не обязательно. Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г.

№ 625н, был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок». В приказе № 625-н указаны возможные названия должностей.

Соответственно, можно сделать вывод, что можно указывать как перечисленные в нем названия должностей, так и другие на усмотрение заказчика.

С 1 июля 2016 года использовать эти профстандарты обязательно в части требований к образованию, знаниям и умениям контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы. Ведь к ним в законодательстве о закупках есть требования к их квалификации. Такие пояснения дает Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2016 г. № Д28и-841.

На практике в учреждениях закупками (в том числе ведением документации по 44-ФЗ и 223-ФЗ) занимаются экономисты, юристы, специалисты по договорной работе. Однако если штат небольшой и таких должностей нет, то осуществление обязанностей контрактного управляющего обязанностей могут вменить любому сотруднику учреждения (например- специалисту административно-хозяйственного отдела).

Обязанности и полномочия, возлагаемые на контрактного управляющего, перечислены в статье 38 Закона 44-ФЗ.

Также в данном случае следует учесть, что если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Если наименование должности в рассмотренных выше случаях не будет соответствовать справочникам, что сотрудник лишится прав на льготы.

Нужна консультация при начислении оплаты труда контрактному управляющему. Дело в том, что у нас в штате до сих пор не предусмотрена должность контрактного управляющего, а начисление производилась по доп. соглашениям к трудовым договорам двум контрактным управляющим. Из-за специфики учреждения с большим перечнем закупаемых товаров (медикаменты, продукты питания и т.д.

) и в связи с большой ответственностью при нарушении 44-ФЗ за обычную плату никто не соглашается на эту работу. Какой оптимальный вариант чтобы мы без придирок контролирующих органов могли начислить соответствующую их работе оплату контрактным управляющим? И при этом выплата должна производится из фонда оплаты труда.

Обязательно ли отражение этих выплат в штатном расписании и в тарификационных списках?

Контрактная служба как структурное подразделение

Структурное подразделение – это выделенный орган управления в утвержденной организационной структуре с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за выполнение возложенных на него задач и функций. Численность подразделения определяется штатным расписанием.

Для создания подразделения придется поработать над документами:

    • Нужно внести изменения в организационную структуру, численный состав и штатное расписание учреждения, издать приказ приблизительно следующего содержания: Создать с 01.01.2017 в учреждении отдел контрактной службы. Установить численность состава отдела на 2017 год – 5 должностных единиц, в том числе: руководитель отдела контрактной службы – 1 чел., …
    • Утвердить положение о контрактной службе (об отделе контрактной службы) в соответствии с типовым.
    • Разработать должностные инструкции
    • Принять на работу нужных специалистов (заключить трудовые договоры).

Структурное подразделение может не указываться в трудовых договорах работников. Трудовой кодекс не обязывает уточнять в трудовом договоре место работы вплоть до структурного подразделения.

Эта информация может быть закреплена в трудовом договоре в качестве дополнительного условия по желанию сторон (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

Условие о приеме на работу в определенное подразделение должно отражаться в изданном на основании трудового договора приказе о приеме на работу и указываться в трудовой книжке работника.

Контрактная служба без образования специального структурного подразделения

В этом случае будет утверждаться не положение о контрактной службе, а регламент – порядок работы специалистов по закупкам, их полномочий и ответственности, порядок согласования документов, т.е.

алгоритм работы и взаимодействия всех занятых в закупочной деятельности. Регламент – это описание всего процесса закупки, разделения функций, последовательности действий, координации (кто с кем и по какому поводу контактирует), согласования и сроков по каждому этапу.

На основании регламента прописываются должностные инструкции.

В штатное расписание можно ввести несколько должностей без создания специального структурного подразделения.

Специалисты по закупкам могут выполнять также другие функции и числиться в разных подразделениях – бухгалтерия, юридическая служба, подразделения, для которых проводится закупка – или подчиняться напрямую руководителю учреждения.

Должность контрактного управляющего

Предстоит аналогичный документооборот (именно в таком порядке):

    • Введение новой должности, создание нового штатного расписания или внесение изменений в существующее
    • Должностная инструкция (вводится приказом руководителя)
    • Трудовой договор.

Если в учреждении уже есть опытные в закупочном деле сотрудники, функции контрактного управляющего могут быть предложены им. Поручение работнику выполнения работы по должности контрактного управляющего может осуществляться:

  • Путем совмещения должностей, когда работником, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняется дополнительная работа по другой профессии (должности). Статьей 151 Трудового кодекса установлено, что размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается по соглашению сторон трудового договора.
  • Путем перевода на новую должность. В этом варианте нужно подготовить предложение о переводе на должность контрактного управляющего, затем издать приказ о переводе. Принимая во внимание, что у работника изменяется трудовая функция и условия трудового договора, в дополнительном соглашении следует предусмотреть изложение трудового договора в новой редакции.

Штатное расписание и профессиональные стандарты

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. В нем содержатся сведения о всех структурных подразделениях, окладах, персональных надбавках, общей численности и фонде заработной платы учреждения.

Установление структуры учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относятся к компетенции самого учреждения (например, для образовательных учреждений это установлено пунктом 9 части 2 статьи 32 Закона РФ “Об образовании”).

С одной стороны, у руководителя бюджетного учреждения формально существует самостоятельность в выборе организационной структуры и составлении штатного расписания, с другой стороны, данный выбор ограничивается объемом средств, выделенных из бюджета (фондом заработной платы), количеством ставок в типовом штатном расписании (ведомственными штатными нормативами).

С 1 июля 2016 года вступили в силу положения статьи 195.3 Трудового кодекса РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов.

Утверждено 2 профессиональных стандарта в сфере закупок: “Специалист в сфере закупок” и “Эксперт в сфере закупок” .

Установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах обязательны для применения, если законодательно установлены соответствующие квалификационные требования.

В части, не относящейся к квалификации, профстандарты носят рекомендательный характер и могут использоваться для разработки должностных инструкций, проведения аттестации и при установлении системы оплаты труда.

Профессиональный стандарт “Специалист в сфере закупок” (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:

    • Специалист по закупкам
    • Ведущий специалист
    • Работник контрактной службы
    • Контрактный управляющий
    • Консультант по закупкам
    • Заместитель руководителя подразделения
    • Руководитель подразделения
    • Советник
    • Руководитель

Профессиональный стандарт “Эксперт в сфере закупок” (уровень квалификации с 6 по 8) – для группы должностей:

    • Консультант по закупкам
    • Старший специалист по закупкам
    • Эксперт по закупкам
    • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации
    • Руководитель/директор (управления, департамента, организации)
    • Контрактный управляющий
    • Руководитель контрактной службы

Обязательно ли именно эти названия должностей включать в штатное расписание? Ответ дает Трудовой кодекс: да. Если по определенным должностям есть наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах (статья 57).

К ограничениям, относятся, в том числе и квалификационные ограничения.Квалификационные ограничения установлены Федеральным законом № 44-ФЗ (статья 38 часть 6): работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

    • Среднее профессиональное образование
    • Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт:

    • Высшее образование – специалитет, магистратура
    • Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для этой, второй группы должностей обязательным является не только наличие должного образования, но и опыта работы – не менее пяти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее трех лет.

После издания приказа о введении новой должности, составьте должностную инструкцию, в которой обозначьте все обязанности сотрудника в соответствии с 44-ФЗ. В итоге вы сможете принять нового работника на должность или перевести на нее сотрудника, который уже работает в вашей организации с другой должности.

Ирина Козлова

Ответ на вопрос:

Источник: https://mirhipsitov.ru/zhkh/stavka-kontraktnogo-upravlyayushchego-v-byudzhetnom-uchrezhdenii-kakoi-oklad-mozhno.html

Назначение контрактного управляющего

Можно ли потребовать от руководителя доплату за выполнение функций контрактного управляющего?

В соответствии с договором о централизованном бухгалтерском обслуживании, финансовые операции всех образовательных учреждений нашего района проходят через централизованную бухгалтерию отдела образования. Вправе ли директора образовательных учреждений назначить контрактным управляющим работника централизованной бухгалтерии, который занимался бы закупками всех образовательных учреждений? Читать ответ  

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, нет должности “Контрактный управляющий”. Как тогда на эту должность назначить человека и что должно быть указано в приказе о назначении и трудовой книжке? Читать ответ

Возможно ли возложить ответственность на специалиста (начальника отдела), назначенного контрактным управляющим? Читать ответ

Достаточно ли для назначения контрактного управляющего издания приказа руководителя о возложении этих полномочий на работника и внесения новых функций в его должностную инструкцию? Читать ответ

Если контрактному управляющему требуется пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то каким требованиям должны отвечать обучающие организации и выдаваемые ими документы об итогах обучения? Читать ответ

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, в случае, если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., и у заказчика отсутствует контрактная служба, должно быть назначено ответственное должностное лицо – контрактный управляющий.

Обязательно ли бюджетному учреждению назначать контрактного управляющего, если основная часть закупок осуществляется у единственных поставщиков, оказывающих услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а остальная часть закупок относятся к “малым” (приобретение канцтоваров, обслуживание оргтехники и т.п)? Читать ответ

Может ли бухгалтер, работающий по гражданско-правовому договору, быть назначен контрактным управляющим? Читать ответ 

Я буду контрактным управляющим в бюджетном учреждении, являющемся моим основным местом работы. Кроме того, я работаю по совместительству в другом бюджетном учреждении. Могу ли я быть контрактным управляющим и во втором бюджетном учреждении? Читать ответ 

Может ли заказчик назначить не одного, а нескольких контрактных управляющих без создания контрактной службы? Читать ответ 

Как поступить автономному образовательному учреждению с назначением контрактного управляющего, если оно не имеет своей бухгалтерии (есть централизованная – одна на 25 учреждений) и нет сотрудника с нужным уровнем квалификации? Управление образования собирается возложить эту ответственность на руководителей школ и садов, но мы педагоги, а не экономисты и не юристы. Как нам поступить в данном случае? Читать ответ 

Может ли государственное автономное образовательное учреждение, выполняя требование Закона № 44-ФЗ о назначении контрактного управляющего, ввести в штатное расписание эту должность и принять нового работника? Читать ответ 

Распространяется ли регламент о контрактной службе на контрактного управляющего? Читать ответ

Может ли директор учреждения заниматься закупками? У нас в штате – четыре специалиста (директор и три педагога-психолога). Как нам быть в свете принятого Закона № 44-ФЗ? Читать ответ

Может ли контрактный управляющий быть членом единой комиссии? Читать ответ 

Можно ли контрактного управляющего назначить председателем комиссии по закупкам? Читать ответ

У нас в районе 40 школ и 20 детских садов. Бюджетных ассигнований на обучение работников каждой школы и сада для выполнения функций контрактного управляющего не предусмотрено. Можно ли двум контрактным управляющим работать от имени всех школ и садов по соглашениям или в каждом учреждении должен быть свой отдельный контрактный управляющий? Читать ответ

Трудовой коллектив нашего учреждения насчитывает всего два человека, и на 2014 год выделено финансирование в размере 24 тыс. руб., то есть общая сумма закупок в 2014 году не превысит 100 тыс. руб.

Неужели мы должны утверждать контрактного управляющего, и на нашу организацию распространяется ограничение пп. 4 п. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ в размере 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком, а на остальные 95% придется проводить процедуры (конкурс, аукцион, предложения и т.д.)? Читать ответ

Источник: http://www.garant.ru/actual/contracts/otvety/4/

Округ закона
Добавить комментарий