Можно ли работать с автомобильным транспортом на территории, по которой будет течь река?

Старше твоего деда: как образовался Гранд-Каньон Колорадо и почему он такой глубокий

Можно ли работать с автомобильным транспортом на территории, по которой будет течь река?

Гранд-Каньон расположен в среднем течении реки Колорадо на северо-западе штата Аризона, недалеко от границ с Ютой и Невадой.

Река Колорадо стекает со Скалистых гор с высоты около 3000 м, собирая воды талых снегов и высокогорных озер, и транзитом пересекает обширные засушливые ландшафты плато Колорадо.

Сейчас нижнее и верхнее течение реки сильно зарегулированы: для водоснабжения населения засушливых регионов на реке Колорадо сооружены серии водохранилищ, в том числе самое крупное в США водохранилище Мид, образованное выше знаменитой плотины Гувера.

Плотина Гувера на реке Колорадо.

Исторически Колорадо впадает в Калифорнийский залив Тихого океана, однако из-за многочисленных гидротехнических сооружений воды реки достигают океана лишь во время сильных паводков. За последние 50 лет это были единичные случаи.

Большая часть Гранд-каньона находится в пределах национального парка Grand Canyon National Park. Каньон в целом ориентирован с востока на запад и разделяет парк на два «карниза» (или два берега) — северный и южный, North and South Rims.

Два карниза Большого каньона реки Колорадо.

Каньон – это специфическая форма рельефа, созданная речным потоком. От всех других речных долин каньон отличается экстремально крутыми, часто отвесными берегами и особенно узким днищем.

Почему образуются каньоны

Ключевыми результатами работы любой реки являются размыв грунта (эрозия), перенос его частичек водным потоком и накопление их (аккумуляция) в новых местах. Чтобы понять, какие процессы преобладают в работе каждой конкретной реки, нужно посмотреть как меняется высота местности вдоль ее течения. Это называется продольный профиль.

Каждый поток стремится к собственному «профилю равновесия» — плавной кривой от истока до устья, течь вдоль которой можно с минимальными затратами энергии. Помните поговорку “вода камень точит”? Любые препятствия на своем пути река стремится размыть, срезать или обойти, если они твердые и размыть их трудно.

  • Равнинные реки текут по пологой территории, близкой к профилю равновесия, размывают в основном только свои берега, потихоньку расширяя русло и формируя изгибы, которые носят название излучины реки. Заметного глубинного врезания реки в этом случае обычно не происходит.
  • Реки горных районов и те, которым нужно пересечь сильно неровную местность, в основном размывают собственное днище, врезаются в горные породы все глубже и глубже, пытаясь опустить свое русло на удобную высоту. Спровоцировать начало врезания может любое нарушение профиля равновесия: как общее увеличение разницы высот между истоком и устьем, так и появление локальных препятствий на пути реки.

Отдельные блоки земной коры могут подниматься и опускаться, нарушая спокойное течение воды по своей поверхности. Активное врезание реки может начаться после деформаций продольного профиля, связанных с поднятием территории, по которой течет река, или с опусканием устья.

Чем сильнее река врезается, тем больше энергии потока тратится на размыв дна в глубину, и тем меньше их остается на подмывание берегов и расширение русла.

В районах наиболее активной глубинной эрозии реки вырабатывают глубокие и узкие долины — каньоны. Если вы проведете линию вдоль днища каньона, обязательно увидите, что она гораздо более пологая и плавная, чем территория вокруг — так река приспосабливается к особенностям местной топографии.

Что привело к образованию Гранд-каньона

Территория, по которой сейчас течет река Колорадо, в течение сотен миллионов лет постоянно меняла свои условия. Благодаря анализу горных пород, мы знаем, что большую часть времени эту местность заливали моря: теплое и глубокое, мелководное, прохладное.

Однако территория расположена в тектонически активном районе — на границе литосферных плит. Благодаря вертикальным движениям земной коры, местность регулярно выходила из-под уровня моря и становилась сушей. Периоды море-суша не раз чередовались.

И в промежутке между 70 и 30 миллионами лет назад произошло окончательное поднятие района Колорадо над уровнем моря. По образовавшейся суше потекли извилистые реки. Дальнейший подъем территории привел к образованию высокого плато Колорадо.

Кроме того, изменилась береговая линия Тихого океана, река получила выход к морю, а её устье резко опустилось.

Значительный перепад высот между истоком и устьем реки Колорадо обеспечил большой продольный уклон русла. Появление большого уклона обеспечило потоку необходимую силу и «стремление» сгладить новые уступы и выработать новый профиль равновесия. Реакцией реки стал каньон огромной глубины. Весь процесс занял миллионы лет и продолжается до сих пор.

Излучина реки Колорадо в Гранд-Каньоне.

Если посмотрите на Гранд-каньон сверху, вы увидите большие речные излучины (меандры). Вряд ли можно представить себе, что река выпиливала такой замысловатый петляющий путь, пробиваясь через высокое плато.

Очевидно, излучины Колорадо — наследие реки, которая еще до поднятия плато и образования Большого каньона текла по поверхности более пологой местности.

Начав врезаться после масштабного поднятия плато, река опустила свое русло вместе со всеми его поворотами и меандрами.

Сколько лет Большому каньону Колорадо

Тут мнения ученых расходятся. Некоторые исследователи предполагают, что сначала здесь образовался пра-каньон, начавший свое врезание с момента подъема плато около 70 миллионов лет назад. Река Колорадо частично унаследовала его и углубила.

Однако большинство ученых считает, что возраст Гранд-каньона насчитывает 5-6 миллионов лет. Вероятно, именно столько лет назад «открылся» Калифорнийский залив. Узкий и длинный, он фактически представляет собой огромный разлом, который образовался на месте сильного растяжения земной коры. Появление залива обеспечило реке Колорадо проход к морю и опустило устье на 1500 метров.

Как небольшая река смогла вырезать настолько большой каньон

На большинстве фотографий Колорадо представляет собой небольшой горный поток, и сопоставить размеры реки с глубиной каньона действительно сложно. Однако не стоит заблуждаться насчет разрушительной силы небольшой горной реки. Во-первых, за миллионы лет даже ручей способен на многое, а во-вторых, стоит разобраться, как работает сам механизм размыва.

Основное врезание происходит во время паводков и половодий – регулярных подъемов уровня воды во время дождей и в период активного таяния горных снегов, когда поток вполне способен переносить и перекатывать даже крупные каменные валуны и глыбы.

При наводнениях на равнинных реках вода растекается широким и неглубоким потоком, а при подъеме уровня воды на реке Колорадо поток остается сконцентрированным в узком каньоне, и разрушительная сила его огромна.

За 1 секунду по каньону проходит около 350-400 кубических метров воды. Во время подъема уровня воды этот объем может увеличиваться более, чем в 20 раз.

Представьте себе 300 000 баскетбольных мячей, проносящихся мимо вас за 1 секунду!

через GIFER

Помимо экстремального стока воды, значительного продольного уклона, большой скорости и разрушительной силы самого потока, быстрому увеличению глубины каньона способствуют окружающие природные условия.

Большой каньон Колорадо расположен в сухом и жарком аридном климате, который отлично подготавливает горные породы к размыву. Такие условия среды агрессивны, растительность не защищает горные породы от колебаний температуры, в результате скалы фактически крошатся на мелкие обломки, а отрывать и выносить их потоку уже несложно.

Река Колорадо активно подмывает свои берега.

Что происходит с каньоном сейчас

Разрушение горных пород и эрозия каньона активно продолжаются и по сей день. Большая часть ширины каньона обязана размыву горных пород притоками реки Колорадо. Размыв берегов и расширение каньона в настоящее время идет более быстрыми темпами, чем углубление.

Уже сейчас река прорезалась до древних гранитов и кристаллических сланцев, а они не так-то просто поддаются размыву.

Кроме того, продольный уклон русла реки уменьшился за миллионы лет эрозии, и поток гораздо ближе к состоянию равновесия, чем он был на момент начала образования каньона.

В любом случае, Гранд-каньон – очень динамичная система, которая постоянно развивается и меняется. В целом, темпы изменений формы такого масштаба занимают несопоставимо большее время, чем человеческая жизнь.

Однако отдельные обрывы, останцы и другие природные чудеса могут исчезать и появляться практически на наших глазах. При первой возможности отправляйтесь в путешествие к одному из главных памятников природы на планете.

Его размах и понимание естественной истории не оставят вас равнодушными.

Причудливые останцы Большого каньона Колорадо.

Как добраться до Гранд-Каньона

Прежде всего, удостоверьтесь, что у вас есть разрешение на въезд в страну.

Как получить американскую визу, можно почитать тут:

Как получить визу в США за 3 недели

Большой каньон Колорадо почти полностью расположен в национальном парке Grand Canyon National Park, поэтому ехать нужно туда.

Есть два основных способа попасть в Гранд-каньон: со стороны Северного или Южного берега (карниза). Входной билет в национальный парк действует на оба карниза и составляет $ 30 с машины. Для пешеходов и мотоциклистов – половина этой стоимости. За эти деньги можно провести в парке неделю.

Если вы планируете посетить несколько национальных парков США за одну поездку, имеет смысл купить годовой безлимитный билет ($ 80), который дает право посещения всех национальных и рекреационных парков США.

С юга

Ближайший к парку крупный город – Лас-Вегас, отсюда до Южного карниза (South Rim) — 450 км. Планируя свой визит, обратите внимание, что не все части парка работают одинаково. South Rim открыт круглый год, 90% туристов посещают Гранд-каньон именно с этой стороны.

Попасть туда можно двумя путями: Южный вход (the South Entrance) расположен недалеко от городка Тусайян (Tusayan), Восточный вход (the East/Desert View Entrance) – в городе Камерон, Аризона.

Через Южный вход вы попадете в центральную часть каньона, Восточный вход находится в отдалении от центра.

Hopi point. Вид на Гранд-каньон с Южного карниза. Вид на Большой каньон Колорадо с видовой точки Desert View.

С севера

North Rim знаменит более уникальными видами, но работает с середины мая до середины октября. Здесь менее развита туристическая инфраструктура, и этот берег более удален от крупных магистралей.

В непосредственной близости от основных видовых площадок северного карниза есть только один отель, поэтому планируйте свой визит заранее, если хотите остаться здесь на ночь.

Попасть в North Rim можно по Highway 67 из городка Джейкоб Лейк (Jacob Lake) на севере Аризоны. Эта часть каньона больше подходит самостоятельным путешественникам.

Несмотря на то, что каньон всего около 16 км шириной, глубина в 1,6-1,8 км делает переход с одного берега на другой непростой задачей. Автомобильное путешествие из South Rim Village в North Rim Village займет 346 км или 4-5 часов пути.

Общественный транспорт между южным и северным берегами Гранд-каньона развит плохо. Единственное исключение – Trans Canyon Shuttle, который необходимо бронировать заранее.

Гранд-каньон с Северного карниза. Вид на Cape Royal.

С запада

В Гранд-каньон можно попасть и с запада – в трех часах езды от Лас-Вегаса расположен Grand Canyon West.

Однако имейте в виду, что это территория индейцев уалапаи («люди высокой сосны»), и здесь придется оплатить посещение достопримечательностей отдельно (около $ 80 с одного взрослого).

В стоимость входит возможность сфотографироваться с индейцами и прогуляться по Skywalk – стеклянному навесному балкону-мосту, выполненному в виде подковы, на высоте в 1220 м над дном каньона.

Grand Canyon West открыт к посещению круглый год, однако Skywalk доступен для туристов лишь в светлое время суток. В отличие от Северного и Южного карнизов, где главной целью большинства туристов являются прогулки по берегам и спуск в каньон, на запад национального парка приезжают, прежде всего, ради знакомства с индейцами.

Skywalk. Индейцы уалапаи.

Юлия Кузнецова

Источник: https://story.instore.travel/travel/kak-obrazovalsya-grand-kanon-kolorado-i-pochemu-on-takoy-glubokiy/

Национальные парки Австрии: Донау-Ауэн, Гезойзе, Тайаталь, Калькальпен

Можно ли работать с автомобильным транспортом на территории, по которой будет течь река?

Сказочные ландшафты, редкие растения и животные, море позитивных эмоций от единения с первозданной природой. Об этом можно мечтать, а можно отправиться в один из национальных парков Австрии и воплотить мечту в реальность. Заповедники есть в разных уголках страны и занимают в общей сложности 3 % ее территории.

Donau-Auen National Park раскинулся на 93 км2 в Нижней Австрии – от Вены до устья Моравы на границе со Словакией. Австрийские императоры долго использовали этот лес для охоты. В XVIII веке благодаря императрице Марии Терезии его открыли для широкой публики, а в 1977 г. правительство и ЮНЕСКО объявили территорию вокруг реки заповедной зоной.

Днем основания национального парка Австрии Донау-Ауэн официально считается 27 октября 1996 г. Уникальность заповедника в том, что здесь до сих пор сохраняется первозданная биосфера заливных пойм, едва ли единственная в Центральной Европе.

Замок Schloss Orth – «сердце» национального парка Донау-Ауэн в Австрии

Что посмотреть:

  • В центре расположен замок Орт (Schloss Orth) с готической часовней и сводчатой аркой в стиле Ренессанса. В парке можно встретить животных и посмотреть растения, которых здесь насчитывается более пяти тысяч видов.
  • В замке проводят увлекательные тематические выставки и семинары.
  • Полюбоваться на водный мир можно с подводной станции с проточной водой.
  • По территории длиной 38 км организованы экскурсии – пешие, велосипедные, водные, в том числе рафтинг и каноэ.

Серебристая ива – гордость национального парка Донау-Ауэн в Австрии

Национальный парк Донау-Ауэн – это сложная экосистема, в которой обитают животные, находящиеся на грани исчезновения.

65 % территории покрыто лесом, 15 % занимают луга и 20 % – это водная гладь, где уровень воды колеблется в пределах 7 м. Здесь около 30 видов млекопитающих, более 100 разновидностей птиц, 8 видов рептилий и 60 видов рыб.

Условия посещения и транспорт

Гулять без экскурсовода можно бесплатно. Посетителей просят иметь при себе мобильный, а также избегать участков, где велик риск наводнения, поскольку уровень воды в Дунае изменяется стремительно. Для гостей разработаны пешие и веломаршруты разной протяженности. Покидать их запрещено из соображений безопасности.

https://www.youtube.com/watch?v=38-NJ8kR4-M

Добраться сюда на общественном транспорте можно с обоих берегов Дуная. С северной стороны – на автобусе 391, с южной – по железнодорожной линии S7. Есть автомобильное сообщение через национальный парк Вена-Лобау, а также другие пути. Экскурсии и многодневные туры бронируют заранее с предварительной оплатой.

Национальный парк Гезойзе – самый молодой из всех в Австрии (с 2002 г.). 110 км2 на территории Штирии между Адмонтом и Хифлау – это уникальная гористая местность, покрытая лесами и пастбищами. У подножия течет река Энс, а высота самой большой вершины Хохтор – 2369 м.

Как провести время:

  • Можно отправиться в увлекательный горный поход, настроившись на покорение крутых склонов.
  • Многие предпочитают индивидуальные туры с рейнджерами – так передвигаться по горным маршрутам безопаснее и комфортнее.
  • Взять напрокат велосипед.
  • Более 50 % территории занимают леса – пеший туризм в окружении нетронутой флоры и фауны подарит заряд положительной энергии на целый год.
  • Не оставят равнодушными и сплавы по реке Энс на байдарке или каноэ.
  • Зимой хороши прогулки на лыжах с заходами в теплые альпийские хижины.
  • В завершение – готический бенедиктинский монастырь в Адмонте, основанный зальцбургскими архиепископами в 1074 г. Здесь расположено одно из богатейших в мире монастырских книгохранилищ.

Монастырь в Адмонте возле национального парка Гезойзе – духовно-культурный центр Верхней Штирии

Монастырская библиотека в Адмонте включает 70 тысяч экземпляров, среди которых 1400 рукописей и старопечатных книг. Монастырь ведет активную культурную деятельность.

На территории открыты Музей современного искусства, истории и различные мастерские. Стоимость взрослого билета в сезон – 11 евро, детского – 6 евро.

Любителям гор посвящается…

Территория нынешнего национального парка Гезойзе более двухсот лет привлекает альпинистов. Первыми покорителями вершин были монахи из монастыря Адмонт, пастухи и охотники. В последние годы популярные трассы и подъемы были отреставрированы, однако, чтобы сохранить атмосферу авантюризма, их не изменяли коренным образом.

Туристам предлагаются маршруты разной сложности. Помеченные пунктиром доступны всем, обозначенные красными точками – только тем, кто имеет навыки в скалолазании или альпинизме.

Многие альпинистские маршруты в национальном парке Гезойзе требуют мастерства и профессионализма

Willow Dome Discovery Center – будет интересно!

В Willow Dome Discovery Center на берегу реки Энс проходят различные мероприятия. Посетители узнают тайны природы с помощью микроскопа. В июле, августе и сентябре двери центра открыты с 10.00 до 18.00. В мае, июне и второй половине сентября вас ждут только по выходным.

В Willow Dome Discovery Center разработаны разные программы. Есть маршруты обучающего и развлекательного характера с приключениями и препятствиями. Программа «Экологический след» несет в себе другой эмоциональный смысл: после ее прохождения туристы глубже осознают свою роль в защите природы, переосмысливают отношение к внешнему миру.

За три дня до посещения парка можно заказать пикник в окружении горных склонов. В Willow Dome Discovery Center подготовят корзину из местных лакомств – для приверженцев традиционного стиля питания или вегетарианцев.

Условия посещения

Услуги гида для групповой экскурсии обойдутся в 190 евро за день. Если маршрут пролегает по горным вершинам, цена увеличивается до 280 евро. Гулять самостоятельно можно по разработанным маршрутам. Отклонение от них опасно для жизни.

Как добраться

На автомобиле сюда проще доехать из Вены по автомагистрали А1, а затем – по В20, В25 или В115. Из Граца и Линца в Гезойзе ведет дорога А9, а из Зальцбурга – А10 и В146. Администрация рекомендует отказаться от автотранспорта и приехать на поезде – сообщение налажено с крупными городами. Для велосипедистов есть специальная дорожка R7.

Самый маленький природный парк Австрии Тайаталь площадью 1300 га расположен на границе с Чехией. Вокруг петляющей среди холмов речки Тайа (Дыйя) сохранились нетронутые уголки природы. «Сердце» заповедника – гора Умлауфберг, почти полностью окруженная водой.

На относительно миниатюрной территории парка Тайаталь сосредоточено более половины всех представителей флоры Австрии. Это объясняется представленными здесь разными климатическими зонами: благоприятные условия способствовали выживанию редких видов.

Природный парк Австрии Тайаталь принимает туристов с 1999 г.

Куда же отправиться?

В каком бы регионе страны вы ни находились, неподалеку наверняка найдется один из природных парков Австрии. Каждый из них уникален, но есть и нечто общее: невиданные пейзажи, нетронутые уголки экосистемы, в существование которых невозможно поверить, не увидев собственными глазами.

А доводилось ли вам бывать в каком-то из национальных парков Австрии? Поделитесь впечатлениями с нами, а если это только в планах, присоединяйтесь к числу наших подписчиков – узнаете много интересного!

Источник: https://immigrant-austria.com/ru/blog/national-parks-in-austria-donau-auen-gezoise-tayatal-kalkalpen/

Новаторы. Проект на миллиард долларов – кто и зачем пытается поднять из-под земли реку и пустить ее по Немиге

Можно ли работать с автомобильным транспортом на территории, по которой будет течь река?

Вместе с Samsung CityDog.by запускает проект «Новаторы» – как люди и компании прямо здесь и сейчас делают Минск удобным для жизни, полезным и безопасным. Сегодня история тех, кто пытается поднять реку Немига из-под земли, чтобы Минск зарабатывал до миллиарда долларов на туризме.

В начале двухтысячных тогда еще студентка архитектурного факультета БНТУ Елена Счасная вместе с матерью ехала на каникулы в деревню. Мать показала в газете статью о Немиге, автор которой предлагал будущим архитекторам взяться за проект возрождения летописной реки.

ЕЛЕНА СЧАСНАЯ
архитектор

– Это было летом. До диплома было далеко, и все мамины предложения выглядели несерьезно. Это же не здание или микрорайон спроектировать, – вспоминает Елена, которая с 2005 года живет и работает в Гродно в «Гражданпроекте». Рассматривая пасторальные пейзажи за окном, девушка пыталась переубедить себя, что это слишком фантастический проект – даже для студенческой работы.

Полгода спустя Счасная на «отлично» защитила диплом по возрождению летописной реки Немига в центре столицы.

Неспящая река: проклятие или способ заработать?

В «Повести временных лет», где впервые упоминается Менск, упоминается еще и Немига. Ярославичи сначала пошли на Менск, всё разрушили, а потом ринулись «к Немизе». Не к Свислочи, которая в те времена была достаточно крупной рекой, и не «на Немизу», как тогда говорили про реки.

Этот странный оборот дал право некоторым наиболее смелым историкам говорить о том, что древний Менск стоял за 15 км от исторического центра нашей столицы. А город Немига стоял на месте одноименной станции метро. То есть мы с вами фактически живем в городе Немига.

Тут Немига почти что на воле. Под деревянным настилом.

Немига текла на месте одноименной улицы, впадала в Свислочь со стороны станции метро «Нямiга», ближе к гостинице «Юбилейная». Но к середине XIX века обмелела, и в 1926 году ее в нижнем течении завели в коллектор. В 1955-м в коллектор пустили и оставшуюся часть реки в районе улицы Грушевской.

Тем не менее до сих пор некоторые считают, что если Свислочь – это сердце Минска, то спрятанная Немига – душа города, которая раз в году пытается вырваться наверх – в итоге затапливается одноименный район.

Почему Немига никак не успокоится? Некоторые языковеды считают, что с балтского nemiga переводится «которая не спит», «всегда с открытыми глазами». Может, зря мы считаем, что Немига умерла?

«Важнее не сама река, важнее символ, бренд»

– А вы знаете, откуда появилось название «Немига»? – спрашивает руководитель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник.

Мы сидим в офисе организации, которая берется практически за все самые смелые проекты Минска: велосипедное движение, умные светофоры, уменьшение транспортного потока в центре города. – Мне кажется, я разгадал эту тайну. Многие наши гидронимы имеют балтскую основу.

Так, в районе Михалово есть река Мышка, в переводе с литовского – «лесная» (miškas – «лес»).

ЮРИЙ ВАЖНИК
руководитель Белорусской ассоциации экспертов
и сюрвейеров на транспорте

Честно говоря, вот так с кондачка сложно понять логику человека, который увлекается исторической топонимикой не первый десяток лет.

– А что значит nie-miškas? – торжественно спрашивает Юрий Петрович, сидя в своем офисе на Платонова. – Правильно, нет леса, безлесная!

На столе перед Важником лежит визуализация проекта БАЭС «Река Немига. Улица Немига». Несколько лет назад ассоциация предложила городским властям сделать территорию от проспекта Победителей до Городского Вала пешеходной, оставив с каждой стороны улицы по полосе для общественного транспорта. Посередине – пешеходная зона и река. Точнее, не река, а ее имитация.

– Не принципиально, откуда на Немиге появится вода. Можно взять сточную канаву, которая течет под землей, и вывести наверх. Важно сделать ее эстетичной, сообразной пешеходной зоне и удобству перемещения – чтобы там никто не утонул, – улыбается Юрий Петрович. – Важнее не сама река. Важнее символ, бренд.

Тем не менее сразу в БАЭС отрисовали именно реку, но из соображений безопасности уменьшили ее до размеров одного шага: «Чтобы можно было перешагнуть».

В БАЭС ориентировались на проект возрождения реки Чхонгенчхон в южнокорейском Сеуле. В конце XX века мэр города Ли Мен Бака взял и раскопал Чхонгенчхон, которую за полвека до этого забетонировали и превратили в автотрассу. Так на месте многополосной магистрали вновь появилась река, а с ней – прекрасное туристическое место.

– Юрий Петрович, но ведь сейчас Немига – магистраль общегородского значения, часть транзитного диаметра. Та же БАЭС говорит, что каждый час в обоих направлениях по улице ездит 4000 машин. И куда девать весь этот транспорт?

–Никуда! – неумолим Важник. – Транспорт ведет себя как вода. Часть движения перейдет на первое и второе кольцо. Часть – испарится.

– В смысле «испарится»?

– Есть такой термин «испарение транспортного спроса». Люди думают, что туда неудобно ехать и просто не едут либо пересаживаются на общественный транспорт или велосипед. Испарению помогла бы полноценная система платной парковки и платного въезда в центр. Конечно же, должна быть постепенная, достаточно длительная адаптация для комфортного изменения транспортного поведения.

К тому же автомобильное движение по проекту нужно ограничить только на участке проспект Победителей – Городской Вал. Важно создать пешеходное пространство, чтобы люди пили пиво, сидели в кафе, что-то покупали. Это актуально на коротком отрезке от проспекта Победителей до Городского Вала.

В Сеуле проблему автомобилей в районе раскопанной реки решили еще проще. В зависимости от номера автовладельцы могли приезжать в центр по четным или нечетным дням. В Минске, по словам Важника, такие меры еще не нужны.

«Мы бы не вывели реку наверх из-за тоннеля метро»

Про Сеул читала и Елена Счасная. Но, как и БАЭС, она тоже не предлагала поднять Немигу из-под земли.

– Мы бы не вывели реку наверх из-за тоннеля метро. Пришлось бы его разбирать. Пустить ее над метро тоже не вариант – тоннель и так постоянно подтапливает.

Коллектор, по которому сейчас течет Немига, упирается в тоннель и через обводной коллектор уходит в сторону от исторического русла. Но под тоннелем остались подземные водоносные грунты, которые когда-то питали реку, поэтому проектировщики установили мощные насосы для откачивания воды от станции в канализацию. Вот эту воду из устья Немиги и решили поднять на поверхность.

Говорят, что при проектировании станции метро «Нямiга» одну из стен на платформе хотели сделать прозрачной, чтобы горожане видели протекающую под землей реку.

– Я решила акцентировать места, где течет река, установив на асфальте стеклянные панели. При этом они, наверное, будут из голубого стекла или с подсветкой. Важно показать, как течет река, а не какого она цвета в коллекторе – это не самое приятное зрелище, – улыбается Елена.

Сейчас Немига в коллекторе выглядит так.

В тоннелях встречаются жуки, пауки, разные грибы и прочая живность. Говорят, что раньше водились и летучие мыши.

В районе Петропавловской церкви коллектор перекрыт из-за пересекающей его второй линии метро.

Выпустить реку собирались в районе Замчища по историческому руслу и сделать подобие продолжения водно-паркового диаметра. Плюс – инфраструктура. Под эстакадой с Победителей на Ленина архитектор предложила сделать тоннель, который выводил бы автомобили в районе стадиона «Динамо». Под самой эстакадой построить стоянку, а под мостом через Свислочь – магазины и кафе.

– Я консультировалась со многими архитекторами и специалистами – гидрологом, проектировщиком станций метро и его строителями, историком, археологом, проектировщиком дорог – и поняла, что архитекторам обязательно нужно общаться, чтобы сделать хороший проект. К тому же оказалось, что люди всегда готовы помочь. Когда я приходила, мне говорили: «О, Немига. Круто, делай».

Сколько стоит эта красота

По словам Елены, ее проект недорогой. Архитектор уже не помнит точную стоимость, но уверенно говорит, что не дороже обычного административного здания – библиотеки или дома культуры.

– Делать-то не так и много. И вообще, мы планировали ограничиться только рекой, но одна идея цеплялась за другую, и так в проекте появилась еще инфраструктура. Например, стационарный туалет под мостом. Еще смеялись, что туалет под мостом должен остаться бесплатным, – улыбается Елена.

Юрий Петрович из БАЭС тоже не называет точной стоимости проекта. Говорит, что от нескольких до ста миллионов долларов.

– Сеул потратил миллиард долларов, но там перестройка масштабнее. В течение нескольких лет они заработали три миллиарда. Если мы хотим миллиард, то речь идет о миллионах долларов. Инфраструктура же кое-какая там есть.

По словам Важника, Минск способен зарабатывать на туризме миллиард долларов в год. Мол, Варшава зарабатывает больше 2 млрд, Сеул – 9 млрд, Лондон – 80 млрд.

– Миллиард – это еще скромно. Но для этого должны работать туристические продукты – места и события, удобные, «упакованные» для потребления, как товары на витрине в гипермаркете, где людям удобно расставаться с деньгами. Все должны знать, что Немига – это круто и как Париж: «увидеть и умереть».

Руководители города знают об этом проекте, но БАЭС не торопится передавать чертежи. По словам Важника, не созрели три базовых условия: желание заработать на туризме, готовность управлять транспортным спросом, широкая общественная поддержка.

По словам Важника, сначала должен заработать туризм. К тому же у этого проекта будет куча противников. Например, автомобилисты. Им придется ездить дальше, а во имя чего? «То есть если выкатить проект просто так, то мы наткнемся на неприятие и непонимание».

– Сейчас же мы используем уникальный, мирового класса тысячелетний бренд «Немига» не по назначению, как бриллиант для колки орехов. Но что-то мне подсказывает, что время принятия правильных решений уже близко.

РУБРИКУ «НОВАТОРЫ» МЫ СОЗДАЕМ ВМЕСТЕ С КОМПАНИЕЙ SAMSUNG ELECTRONICS*.

Кликните, чтобы подписаться на новости Samsung Беларусь.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Елена Счасная, БАЭС, Анна Иванова, TUT.BY, wiki, Kimmo Räisänen.

*ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910

Источник: https://citydog.by/post/novatory-nemiga/

Округ закона
Добавить комментарий