Не правомерные действия должностного лица

Обжалование в судебном порядке неправомерных действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан

Не правомерные действия должностного лица
Подробности 10.08.2016 8023

Татьяна Агеева

Часто  на практике  граждане сталкиваются с необходимостью обжаловать решения и (или) действия государственных органов и должностных лиц, которые, по их мнению, незаконны или  необоснованны и нарушают их права и законные интересы.

Конституция Республики Беларусь гарантирует право граждан на личные или коллективные обращения в государственные органы, а также устанавливает обязанность государственных органов и должностных лиц своевременно и качественно разрешать обращения граждан (ст. 40).

Обоснованность действий государственных органов и должностных лиц при разрешении обращений граждан проверяется судом, который обязан обеспечить своевременное рассмотрение жалобы гражданина и в случае нарушения его прав и законных интересов вынести решение, направленное на их восстановление.

Правила оформления и подачи жалобы в суд регулируются ст. 353–355, 358 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.

12.2009 № 11 «О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц».

Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов и должностных лиц ущемлены его права.

К неправомерным действиям (бездействию) относятся коллегиальное и единоличное действия (бездействие), в результате которых лицо незаконно лишено возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему нормативным правовым актом, либо на лицо незаконно возложена какая-либо обязанность.

В судебном порядке могут быть обжалованы действия (бездействие) органов государственного управления (Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы – исполкомы, их управления, отделы и др.

); государственных органов, не относящихся к органам государственного управления; коллегиальных органов юридических лиц независимо от форм собственности; организаций, не являющихся юридическими лицами (например, органы территориального общественного самоуправления) и т. д.

В соответствии со ст. 354 ГПК жалоба подается в суд, если законодательством не установлен иной порядок, после обжалования действия вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, организации, должностному лицу, который обязан рассмотреть ее и о результатах рассмотрения сообщить гражданину в месячный срок.

По общему правилу жалоба подается в суд по месту нахождения государственного органа или по месту работы должностного лица, чьи действия обжалуются.

Жалоба может быть подана как самим гражданином, так и его представителем, имеющим надлежащим образом оформленные полномочия.

 Жалоба должна содержать:

·        наименование суда, в который оно подается;

·        наименование и место жительства (место нахождения) заявителя, а также его представителя, если процессуальный документ подается представителем;

·        наименование и место жительства (место нахождения) государственного органа, организации, должностного лица;

·        наименование документа (жалоба);

·        указание на обжалуемые действия (бездействие), на мотивы (основания) жалобы, то есть юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий (бездействия);

·        указание на то, какие конкретно права нарушены или какие обязанности неправомерно возложены на заявителя;

·        информация о соблюдении досудебного порядка рассмотрения жалобы (о подаче аналогичной жалобы в вышестоящий государственный орган, организацию, должностному лицу и результатах рассмотрения этой жалобы);

·        конкретное требование заявителя в отношении неправомерного действия (бездействия), решения;

·        перечень приложений;

·        подпись заявителя или его представителя и дату подачи.

Жалоба может содержать требования об обеспечении жалобы (например, о запрете или приостановлении исполнения неправомерных действий, решений), о совершении судьей действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству.

К жалобе прилагаются:

·        копии жалобы по числу органов и лиц, чьи действия обжалуются;

·        документ об уплате государственной пошлины;

·        документы о соблюдении досудебного порядка рассмотрения жалобы (решение, принятое по жалобе вышестоящим государственным органом, организацией, должностным лицом);

·        документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя на подачу жалобы.

В случае несоответствия жалобы перечисленным требованиям, а также при наличии других недостатков, препятствующих возбуждению дела, жалоба оставляется без движения, а заявителю предоставляется срок для исправления недостатков.

После поступления жалобы суд обязан приостановить исполнение обжалованного действия, если в законе предусмотрено обязательное его приостановление (например, в ст. 66 Кодекса Республики Беларусь о земле).

По ходатайству заявителя либо по собственной инициативе в любом положении дела суд вправе приостановить исполнение обжалованного действия.

О приостановлении исполнения обжалованного действия суд извещает государственный орган или должностное лицо, действия которых обжалуются, а также лицо, осуществляющее исполнение.

 Предметом жалобы являются несогласие заявителя с обжалуемыми действиями (бездействием) или решением.

Мотивами (основаниями) жалобы могут служить юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий государственных органов или должностных лиц.

Незаконность действия (решения) подразумевает под собой нарушение конкретной нормы законодательства при осуществлении этого действия (вынесении решения).

Жалоба должна быть оплачена государственной пошлиной в размере 1 базовой величины. Информацию о реквизитах счета, на который необходимо уплачивать государственную пошлину, можно получить в банках (например, в отделениях ОАО «АСБ «Беларусбанк») или в суде.

Жалоба подается в суд в месячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, а в случае обязательного внесудебного порядка обжалования – со дня получения гражданином отказа вышестоящего государственного органа, организации, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ.

Если законодательными актами Республики Беларусь установлен иной срок обращения с жалобой в суд, то применяется срок, определенный этими законодательными актами. При отсутствии обязательного внесудебного порядка обжалования этот срок исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

 Пропуск установленного срока для обращения в суд с жалобой не является препятствием для возбуждения дела. По заявлению лица, подавшего жалобу, суд в предварительном судебном заседании или в судебном заседании выясняет причины нарушения срока обращения с жалобой.

Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом. Обязанность доказывания уважительности причин пропуска срока лежит на заявителе.

Уважительными причинами могут быть признаны, в частности, тяжелая болезнь, беспомощное состояние заявителя, конкретные семейные обстоятельства, нахождение в командировке и т.д.

При установлении факта пропуска срока без уважительных причин суд отказывает в удовлетворении жалобы в предварительном судебном заседании или в судебном заседании без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Согласно ч. 1 ст.

354 ГПК гражданин вправе обратиться с жалобой в суд после обжалования действия (бездействия) органа или должностного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему должностному лицу.

Судья отказывает в возбуждении дела, если гражданином не соблюден внесудебный порядок разрешения жалобы, либо суд оставляет жалобу без рассмотрения, если это обстоятельство установлено в судебном заседании.

Это правило не применяется, если законодательством Республики Беларусь предусмотрена возможность подачи жалобы непосредственно в суд либо установлена альтернативная подведомственность.

Если законодательством предусмотрена возможность обжалования оспариваемого действия (бездействия) в вышестоящий орган и (или) в суд, то одновременное обращение гражданина в орган, рассматривающий жалобу, и в суд не является основанием для отказа в возбуждении дела.

Судья, приняв жалобу к производству суда, по просьбе заявителя или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия.

Производство по жалобам граждан на ущемляющие их права действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц осуществляется по правилам искового производства с учетом сущности и общих положений производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Суд рассматривает жалобу с участием заявителя (гражданина, представителя юридического лица), подавшего ее, и руководителя государственного органа или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей, а в необходимых случаях и с участием иных заинтересованных в исходе дела лиц.

Неявка в судебное заседание указанных лиц по неуважительной причине не служит препятствием к рассмотрению жалобы. При необходимости личного участия в рассмотрении дела гражданина, подавшего жалобу, и руководителя соответствующего органа, чьи действия (бездействие) обжалуются, суд вправе признать их явку в судебное заседание обязательной.

В этом случае неявка их в судебное заседание влечет применение судебного штрафа в размере и порядке, установленных ст. 170 и 171 ГПК.

Установив, что государственный орган к моменту рассмотрения жалобы реорганизован или ликвидирован, суд должен принять меры к привлечению к участию в деле его правопреемника, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав гражданина.

Если к моменту рассмотрения жалобы должностное лицо, чьи действия (бездействие) обжалуются, не работает в прежней должности, суд привлекает к участию в деле соответствующий орган, к компетенции которой относится восстановление нарушенных прав.

В случае удовлетворения жалобы суд возлагает на руководителя этого органа обязанность восстановить нарушенные права заявителя.

В судебном заседании суд исследует документы, на основании которых было совершено обжалуемое действие, проверяет материалы, представленные вышестоящим в порядке подчиненности государственным органом или должностным лицом, допрашивает свидетелей по делу и т. д.

Бремя доказывания законности и обоснованности совершенного действия закон возлагает на государственные органы и должностных лиц, которые обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия).

Заявители, а также иные заинтересованные в исходе дела лица вправе представить суду доказательства о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела, а применительно к ч. 1 ст.

179 ГПК заявители обязаны доказать, что в отношении их имело место действие (бездействие).

По делам данной категории гражданин (заявитель) должен доказать факт нарушения своих прав, а субъект, чьи действия обжалуются, – законность обжалуемых действий.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Признав жалобу заявителя обоснованной, суд своим решением обязывает соответствующий государственный орган или должностное лицо устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина (например, выдать визу на выезд за пределы Республики Беларусь, осуществить прописку заявителя по указанному им адресу, зарегистрировать за гражданином автотранспортное средство и т. д.).

Установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий субъекта, чьи действия обжаловались, суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Для устранения допущенных нарушений прав гражданина судебное решение в течение трех дней со дня вступления его в законную силу направляется руководителю соответствующего государственного органа или должностному лицу. Об исполнении данного решения должно быть сообщено суду и заявителю не позднее чем в месячный срок со дня получения решения.

https://www.youtube.com/watch?v=OqSQKfuJAo0

В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные ст. 537 ГПК. В частности, суд может подвергнуть виновное юридическое лицо штрафу в размере до тысячи базовых величин.

 Кроме того, суды должны реагировать частными определениями на установленные при рассмотрении жалобы факты формального отношения государственных органов или должностных лиц к обращениям граждан, невыполнения предписаний законодательных актов, в том числе нарушения порядка и сроков рассмотрения обращений, осуществления административных процедур. При обнаружении признаков преступления в действиях должностного или другого лица суд сообщает об этом прокурору (ч. 2 ст. 325 ГПК).

  Татьяна Агеева

Источник: https://bydc.info/analytics/421-obzhalovanie-v-sudebnom-poryadke-nepravomernykh-dejstvij-gosudarstvennykh-organov-i-dolzhnostnykh-lits-ushchemlyayushchikh-prava-grazhdan

Как обжаловать неправомерные действия должностных лиц

Не правомерные действия должностного лица

Неправомерные или незаконные действия (бездействия) должностных лиц, равно, как и выносимые ими документы (постановления, решения) могут быть обжалованы заинтересованными лицами в установленном порядке. Как это делать рассмотрим в этой статье.

По общему правилу, действия, бездействие и решения должностных лиц могут быть обжалованы, если они нарушают права и законные интересы граждан, либо создают препятствия для их реализации. Кроме того, обжалованию подлежит незаконно возложенная на гражданина какая-либо обязанность, либо если его привлекли к ответственности без реальных оснований.

Куда жаловаться?

Если вы нашли реальное основание, позволяющее обжаловать преступные действия или бездействие чиновника, то нужно знать в какой орган стоит обратиться с жалобой.

Закон предоставляет три варианта действий:

  1. Вы можете обратиться с жалобой вышестоящему начальнику чиновника или в вышестоящий орган;
  2. Обращение с жалобой в надзорный или в лицензирующий орган;
  3. Обращение с соответствующим заявлением в суд.

При этом, можно воспользоваться каждым из этих способов поочередно или одновременно.

Например, при оспаривании бездействия судебного пристава, можно обратиться как к его  руководителю отдела ССП, так и в городской департамент судебных приставов.

Одновременно с этим, а также когда обращение к руководству не даст результатов, можно пожаловаться на действия пристава в прокуратуру, которая наделена надзорными функциями по отношению к судебным приставам и в суд.

Однако самые лучшие результаты дает направление жалоб и заявлений сразу во все вышестоящие организации.

Важный момент

Обращаясь в любую из перечисленных выше инстанций или одновременно во все организации, стоит помнить про необходимость обоснования собственной позиции. Поэтому необходимо сформировать доказательственную базу, подкрепить ее нормативным обоснованием и в идеале примерами из практики судов.

Судебные акты

Пожалуй, самым сложным остается обжалование судебных актов, а также действий судьи.

Решения, постановления и определения суда обжалуются в вышестоящих инстанциях, при условии соблюдения установленных законом требований. Что же касается действий судьи, то они должны быть выражены процессуально, т.е. в форме актов. В противном случае, обжаловать их можно попытаться через председателя суда, но форма и порядок не установлены.

Акты налоговых и таможенных органов

Для обжалования актов налоговой инспекции и таможенных органов предусмотрен административный порядок. Заявитель в этом случае обращается к вышестоящему лицу или инстанцию. В качестве альтернативы возможно судебное разбирательство.

Однако, опираясь на позицию ВАС РФ, стоит уточнить, что досудебный порядок рассмотрения налоговых и таможенных споров обязателен перед обращением в суд.

Но наиболее эффективным остается судебный способ защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, поскольку имеется строгая процессуальная регламентация данного процесса, а также право заявителя на участие в процессе (чего нет при рассмотрении жалобы, поданной на действия должностного лица его руководителю). Поданная в порядке административного обжалования жалоба не может быть оставлена без движения. Ее возврат возможен в исключительных случаях. Кроме того, у заинтересованного лица нет обязанности уплачивать государственную пошлину.

Акты субъектов Федерации

Позиционируя нашу страну как демократическое и развитое государство, законодатель предоставляет рядовым гражданам право на обжалование актов государственной власти субъектов РФ. Здесь предусмотрен также административный и судебный порядки.

Особенности судопроизводства

Поскольку самым эффективным способом остается судебное рассмотрение, то необходимо оговорить его особенности в отношении данной категории дел.

Конституция РФ, изначально закрепив возможность обжалования через суд действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц (и их решения), не детализирует данный процесс. Поэтому все тонкости судебного производства можно найти в других документах (ГК РФ (ст.

1069, 1070), ГПК РФ (гл. 25)). Соответственно, положения кодексов необходимо изучать до обращения в суд, разобраться с субъектами (ст. 254 ГПК) и предметами оспаривания.

Чьи решения можно обжаловать через суд

В порядке гражданского судопроизводства можно попробовать обжаловать решения органов государственной (исполнительные, законодательные и судебные) власти и управления, как на местном, региональном, так и на федеральном уровне, а также их должностных лиц, которые постоянно или временно занимают свои должности.

В какой суд подается заявление?

Для обжалования незаконных действий или бездействия чиновника необходимо обратиться с соответствующим заявлением в суд, который выбирается по правилам подсудности, прописанным в статьях 24 – 27 ГПК РФ. Это либо суд по месту жительства заявителя, либо по месту нахождения органа государственной власти, где работает чиновник, чьи действия обжалуются.

Форма заявления для обжалования

Форма заявления (письменная) для обжалования неправомерных действий должностных лиц должна отвечать требованиям закона, в статьях кодекса (ст. 131 &mdash 136 ГПК РФ). В указанных статьях содержатся основания для отказа в принятии заявления.

В какой срок подается заявление?

Для того чтобы оспорить действия чиновника через суд, мало найти основания и подготовить заявление, отвечающее процессуальным требованиям. Крайне важно соблюсти установленные законодателем сроки.

Так, статья 256 ГПК РФ устанавливает единый трехмесячный срок, который начинает течь со следующего дня, когда заявитель узнал или должен был узнать исходя из обстоятельств дела, что его права и интересы нарушены действиями должностного лица или бездействием чиновника.

Срок можно определить по дате получения письменного документа, который нарушает его права или содержит, к примеру, отказ в приеме жалобы, поданной вышестоящему руководству чиновника.

Порядок рассмотрения

Принятое судом заявление должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней с участием заинтересованных сторон. При этом неявка заявителя и других участников, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не служит поводом для отложения рассмотрения дела, за исключением случаев, когда в суд подано соответствующее ходатайство.

Если суд принимает положительное решение, то нарушенные права подлежат восстановлению в полном объеме. Нередки случаи, когда исполнение решения подлежит немедленному исполнению. В общем порядке копия судебного акта направляется должностному лицу в трехдневный срок с момента вступления его в законную силу.

Лучше доверьте работу для представительства по судебным делам юристу или адвокату. Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок. А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Найти юриста

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Сравнить цены

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

Если же суд находит решение или действия чиновника соответствующими закону, то заявителю отказывают в удовлетворении его требований.

Источник: http://jurprovodnik.ru/soveti/324-kak-obzhalovat-nepravomernye-dejstviya-dolzhnostnyx-lic

Жалобы на действия (бездействие) государственных органов, организаций и должностных лиц, ущемляющие права граждан

Не правомерные действия должностного лица

1. Рассмотрение и разрешение жалоб на действия (бездействие), ущемляющие права граждан, регулируется ст. 353-358 ГПК (§ 6 гл. 29 ГПК).

Гражданин вправе в установленном законом порядке обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, организаций и должностных лиц ущемлены его права.

Как отметил Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении “О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц” от 24 декабря 2009 г. №11, обжалование действия (бездействия) в несудебном порядке не лишает права граждан на обращение в суд в случае несогласия с принятым решением.

Обжаловать в суд можно коллегиальные и единоличные действия, в результате которых:

гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему нормативным правовым актом;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Гражданин вправе обжаловать в суд также и бездействие государственных органов, организаций и должностных лиц, если оно (бездействие) повлекло за собой указанные выше последствия.

В судебном порядке могут быть обжалованы действия (бездействие) органов государственного управления (Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы – исполкомы, их управления, отделы и др.

); государственных органов, не относящихся к органам государственного управления; коллегиальных органов юридических лиц независимо от форм собственности; организаций, не являющихся юридическими лицами (например, органы территориального общественного самоуправления) и т. д.

Военнослужащий вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц и органов военного управления в военный суд (например, подать в военный суд жалобу на задержку в присвоении воинского звания, на отказ в переводе по службе и т. п.).

2. В соответствии со ст. 354 ГПК жалоба подается в суд, если законодательством не установлен иной порядок, после обжалования действия вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, организации, должностному лицу, который обязан рассмотреть ее и о результатах рассмотрения сообщить гражданину в месячный срок.

По общему правилу жалоба подается в суд по месту нахождения государственного органа, организации или по месту работы должностного лица, чьи действия обжалуются.

Жалоба может быть подана как самим гражданином, так и его представителем, имеющим надлежащим образом оформленные полномочия.

3. В жалобе, адресованной суду, должно быть, в частности, указано: какие действия (бездействие) обжалуются заявителем;

какие конкретно права гражданина нарушены этими действиями (бездействием);

подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган (организацию) или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ.

Мотивами (основаниями) жалобы могут служить юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о неправомерности обжалуемого действия.

Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в размере пяти базовых величин.

4. Согласно ст. 355 ГПК, жалоба может быть подана в суд в месячный срок.

Этот срок исчисляется со дня получения гражданином отказа вышестоящего государственного органа (организации) или должностного лица в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ. При отсутствии обязательного внесудебного порядка обжалования этот срок исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

Пропущенный по уважительной причине установленный законом месячный срок может быть восстановлен судом по заявлению гражданина, подавшего жалобу.

  • 5. Если гражданин подал жалобу вышестоящему в порядке подчиненности органу (организации) или должностному лицу и месячный срок для ее разрешения не истек, судья должен отказать в принятии жалобы, поскольку в данном случае гражданином не соблюден установленный для этой категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения дела (п. 2 ст. 246 ГПК).
  • 6. Судья, приняв жалобу к производству суда, по просьбе заявителя или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия.
  • 7. Жалоба рассматривается судом с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя государственного органа (организации) или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей (ч. I ст. 356 ГПК).

Установив, что государственный орган (организация) к моменту рассмотрения жалобы реорганизован или ликвидирован, суд должен принять меры к привлечению к участию в деле его правопреемника, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав гражданина.

Неявка в судебное заседание по неуважительной причине лиц, участвующих в деле, не служит 1трепятствием к рассмотрению жалобы Вместе с тем суд вправе признать явку сторон по делу обязательной. В этом случае неявка их в судебное заседание влечет применение судебного штрафа в размере и порядке, установленных ст. 170 и 171 ГПК.

В судебном заседании суд исследует документы, на основании которых было совершено обжалуемое действие, проверяет материалы, представленные вышестоящим в порядке подчиненности государственным органом (организацией) или должностным лицом, допрашивает свидетелей по делу и т. д.

По делам данной категории гражданин (заявитель) должен доказать факт нарушения своих прав, а субъект, чьи действия обжалуются, – законность обжалуемых действий.

8. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Признав жалобу заявителя обоснованной, суд своим решением обязывает соответствующий государственный орган (организацию) или должностное лицо устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина (например, выдать визу на выезд за пределы Республики Беларусь, осуществить прописку заявителя по указанному им адресу, зарегистрировать за гражданином автотранспортное средство и т. д.).

Установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий субъекта, чьи действия обжаловались, суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Для устранения допущенных нарушений прав гражданина судебное решение в течение трех дней со дня вступления его в законную силу направляется руководителю соответствующего государственного органа, (организации) или должностному лицу. Об исполнении данного решения должно быть сообщено суду и заявителю не позднее чем в месячный срок со дня получения решения (ст. 357 ГПК).

В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные ст. 537 ГПК. В частности, суд может подвергнуть виновное юридическое лицо штрафу в размере до тысячи базовых величин.

9. Юридические лица, считающие, что неправомерными действиями (бездействием) ущемлены их права, могут обратиться в суд с жалобой в порядке, предусмотренном § б гл. 29 ГПК, только в случаях, прямо предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Так, в соответствии с Положением о государственной регистрации (перерегистрации) политических партий, профессиональных союзов и иных общественных объединений, утвержденным декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1992 г.

№ 2, руководящие органы политических партий, профсоюзов, иных общественных объединений вправе обжаловать решения Министерства юстиции Республики Беларусь в Верховный Суд Республики Беларусь и решения главных управлений юстиции облисполкомов и Мингорисполкома – соответственно в областные и Минский городской суды.

Порядок рассмотрения и разрешения судами жалоб осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лиц, содержащихся под стражей, на применение к ним мер взыскания и жалоб административно арестованных на применение к ним видов дисциплинарных взысканий регулируется ст. 358-1 – 358-3 ГПК.

Источник: https://studme.org/12800420/pravo/zhaloby_deystviya_bezdeystvie_gosudarstvennyh_organov_organizatsiy_dolzhnostnyh_lits_uschemlyayuschie_prava

– Верховный Суд Республики Беларусь

Не правомерные действия должностного лица

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Верховного Суда Республики Беларусь

от 24 июня 2015 г.№ 4г. Минск

Обсудив результаты изучения и обобщения судебной практики, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что своевременное и правильное рассмотрение судами жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц является гарантией обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а в предусмотренных законодательством случаях и юридических лиц, способствует выявлению недостатков в деятельности государственного аппарата, совершенствованию его работы.

Изучение судебной практики показало, что суды в основном правильно разрешают дела данной категории, обеспечивают реальное восстановление прав граждан и юридических лиц, нарушенных неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, иных организаций, должностных лиц, в том числе при совершении административных процедур.

Вместе с тем в работе судов имеются отдельные недостатки, связанные с неправильным применением законодательства и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г.

№ 11 «О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 11).

Обобщением выявлены случаи необоснованного отказа в возбуждении гражданских дел и оставления жалоб без движения.  

Не всегда суды правильно определяли вид судопроизводства, в котором подлежали защите права граждан или юридических лиц. Отдельные дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматривались в исковом производстве.

Требует серьезного улучшения работа по подготовке дел к судебному разбирательству. Допущенные недостатки в подготовке и организации проведения судебных разбирательств в ряде случаев повлекли волокиту.

По отдельным делам в судебных заседаниях объявлялись перерывы на неоправданно длительный срок. Значительное количество жалоб рассмотрено более чем в двух судебных заседаниях.

При отсутствии у граждан реальной возможности представить все необходимые доказательства суды не всегда оказывали должное содействие в их истребовании.

В случае удовлетворения жалобы отдельные суды в нарушение требований статьи 357 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) самостоятельно принимали решения, относящиеся к компетенции органа или должностного лица, вместо возложения на эти органы или должностных лиц обязанности устранить допущенные нарушения. С юридических лиц, ответственных за нарушение прав заявителей, судами не всегда взыскивались понесенные по делу судебные расходы.

Судами проявлена недостаточная активность в вынесении частных определений при выявлении нарушений законодательства, допущенных органами или должностными лицами, действия которых обжаловались. Не по всем делам осуществлялся контроль за исполнением вынесенных решений.

В целях повышения эффективности судебной защиты при обжаловании неправомерных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь

постановляет:

1. Отметить, что судами в основном обеспечивается правильное рассмотрение дел по жалобам на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, однако допускаются отдельные случаи нарушения требований законодательства и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 11.

2. Судам следует обеспечивать тщательное изучение поступающих жалоб, не допуская принятия решений об отказе в возбуждении дела в связи с несоблюдением предварительного внесудебного порядка его разрешения, если законодательством предусмотрена альтернативная возможность обжалования оспариваемого действия (бездействия) в вышестоящий орган либо в суд.

3. Разъяснить судам, что при обжаловании несколькими заявителями одного и того же действия (бездействия) государственного органа (организации, должностного лица) государственная пошлина взимается соответственно за каждое самостоятельное требование.  

В случае признания жалобы обоснованной понесенные судебные расходы подлежат взысканию с юридического лица, ответственного за допущенное нарушение.

4. Указать судам на недопустимость проявлений формализма при подготовке дел к судебному разбирательству и организации их рассмотрения по существу, а также на необходимость активного содействия заявителям в представлении  доказательств (статья 339 ГПК).

5. Судам необходимо строго выполнять разъяснения, содержащиеся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 11, об изложении резолютивной части решения.

Обратить внимание, что при удовлетворении жалобы суд не вправе самостоятельно принимать решение, относящееся к компетенции органа или должностного лица, действия которых обжалуются. Обязанность совершить конкретные действия по восстановлению нарушенных прав возлагается на лицо, допустившее нарушение.  

6. Исполнение судебного решения по жалобе следует рассматривать как неотъемлемую часть реализации права граждан на судебную защиту.

Учитывая, что в силу статьи 357 ГПК по данной категории дел исполнительный лист не выдается, при удовлетворении жалобы суд обязан не только своевременно направить копию решения в соответствующий государственный орган (организацию, должностному лицу), но и осуществлять контроль за исполнением судебного постановления.

7. Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным и Минскому городскому судам следует совершенствовать специализацию судей по рассмотрению жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, включать вопросы изучения практики рассмотрения дел данной категории в планы работы.

 Председатель Верховного Суда Республики Беларусь                                                  В.О.Сукало                                              

Источник: http://court.gov.by/ru/justice_rb/praktice/prez/c34d8ffe6201e80f.html

Правовой ликбез. Как обжаловать действия должностных лиц в суде

Не правомерные действия должностного лица

Беларуская праўда совместно с правозащитным центром «Правовая помощь населению» по просьбе читателей публикуют материалы брошюры «Семейный юрист».  Справочник публикуется не целиком, а по разделам – для удобства читателей. 

Граждане часто сетуют на неудовлетворения и непрофессиональное рассмотрения их претензий, жалоб представителями органов власти. Но очень мало тех, кто всё же решается обжаловать такие действия в суд.

Обжалование действий должностных лиц часто вызывает у граждан непредвиденные трудности. Чтобы избежать возможных проблем при составлении и подачи  жалобы в суд, следует изучить советы юриста, представленные в этой статье.

Об этом рассказывает член правозащитного центра «Правовая помощь населению» Виктор Белянин.

Р.S. Авторы-составили информационно-правового справочника «Семейный юрист» обращают внимание, что законодательство может меняться, поэтому ссылки на закон проверяйте. Самый доступный способ – обратиться на Национальный правовой интернет-портал.

Виктор Белянин

Судебный контроль — эффективный механизм защиты граждан от нарушений со стороны власти

Зачастую права, свободы и законные интересы граждан нарушаются в результате ненадлежащего исполнения государственными, местными органами своих обязанностей и функций. Это может случиться по причине недостаточного профессионального уровня должностного лица, несовершенства законодательства, из-за экономического кризиса, коррупции и др.

Государство предоставляет возможность гражданам противостоять незаконным действиям со стороны государственных органов. Одной из конституционных гарантий по реализации такой возможности является юридический механизм по обжалованию незаконных действий, решений государственных, местных органов и должностных лиц.

Мы хотим дать совет гражданину, как надо действовать, чтобы использовать этот легитимный механизм в борьбе с бюрократией. Поскольку должностные лица злоупотребляют своими полномочиями именно из-за пассивной гражданской позиции, правовой безграмотности населения.

Право гражданина обжаловать в суд действие должностного лица

В соответствии со ст. 353 ГПК, граждане вправе подать жалобу в суд на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, юридических лиц, иных организаций и должностных лиц (далее «орган или должностное лицо»), ущемляющие их права.

Неправомерными действиями (бездействием) органов и должностных лиц являются: создание препятствий осуществлению прав и свобод; незаконное возложение какой-либо обязанности или незаконное привлечение к какой-либо ответственности.

Права гражданина при подаче жалобы

Жалоба может быть подана гражданином (его представителем) в суд по месту нахождения органа или должностного лица, чьи действия обжалуются. При наличии условий, прокурор вправе обратиться в суд для защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.

Вместе с тем, жалоба в отдельных случаях, когда законодательством установлен иной порядок, может подаваться в суд после обжалования действия органа или должностного лица вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу. В месячный срок вышестоящий орган или должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу гражданина. Если жалоба не будет удовлетворена, то после этого он обращается в суд.

Одновременно заявитель может обратиться как в вышестоящий орган, так и в суд.

Также в судебном порядке может быть обжалован акт ненормативного (например, отказ в предоставлении общежития, постановки на очередь нуждающихся, отказ в регистрации и т.п.) характера, нарушающий права гражданина.

В жалобе должны содержаться сведения об оспариваемых решениях, действиях (бездействиях). Также следует указать, какие именно права, свободы и охраняемые законом интересы заявителя нарушены, и изложить подтверждающие это обстоятельства. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя, например, копии оспариваемых решений.

Сроки подачи жалобы

Жалоба в суд подается в месячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, а в случае обязательного внесудебного порядка обжалования — со дня получения гражданином отказа вышестоящего органа или должностного лица либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ.

В районном суде жалоба рассматривается не позднее двух месяцев со дня ее поступления в суд.

Органы и должностные лица, чьи действия могут быть обжалованы

Как разъяснил п. 9 постановления Пленума Верховного Суда от 24.12.2009 г.

№ 11 «О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц», к субъектам, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в суде, относятся республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, их подразделения, органы местного управления, коллегиальные органы юридических лиц, а также иные организации, независимо от того, являются ли они юридическими лицами.

К должностным лицам следует относить лиц, занимающих (постоянно или временно) в государственных органах, органах общественных объединений, учреждениях, организациях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, либо исполняющих такие обязанности по специальному полномочию.

Судебный процесс

Суд рассматривает жалобу с участием заявителя, его представителя и руководителя органа или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей, а в необходимых случаях — и с участием иных заинтересованных в исходе дела лиц.

Неявка в судебное заседание указанных лиц по неуважительной причине не служит препятствием к рассмотрению жалобы, но если есть такая необходимость, суд вправе признать их явку в судебное заседание обязательной.

Заявитель, в соответствии со ст.

56 ГПК, имеет право: подавать заявления, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии представленных документов, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим участникам судопроизводства по делу, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, обжаловать (опротестовывать) судебные постановления, а также совершать иные процессуальные действия.

https://www.youtube.com/watch?v=Nvc7B1iPPfA

Кроме того, в процессе разбирательства заявитель может отказаться от жалобы, изменить ее мотивы в пределах обжалуемого действия. Органы или должностные лица вправе признать жалобу в случаях, когда они в пределах своей компетенции могут вносить изменения в обжалуемое действие.

Заключение мирового соглашения по данной категории дел не допускается, поскольку в этом случае судом проверяется законность оспариваемых решений, совершенных действий (бездействия) органа или должностного лица.

Бремя доказывания законности и обоснованности совершенного действия возлагается на орган или должностное лицо, которые обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия). Заявитель, заинтересованные в исходе дела лица вправе представить суду доказательства о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Суд по ходатайству заявителя либо по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалованного действия.

Чтобы добиться результата, гражданин должен быть активным участником судебного разбирательства.

Решение суда

При удовлетворении жалобы суд указывает на конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения допущенного нарушения, правовые нормы, нарушенные органом либо должностным лицом, мотивы принятого решения и сроки для устранения этих нарушений.

В случае установления нарушения прав и свобод граждан, суд выносит частное определение и направляет его органу или должностному лицу, которые должны принять соответствующие меры. При обнаружении признаков преступления в действиях должностного или другого лица, суд сообщает об этом прокурору.

Соответствующий орган или должностное лицо обязаны сообщить суду и заявителю об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения копии решения суда.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке, т.е. жалоба подается в Мингорсуд (если решение принято районным судом г. Минска) в десятидневный срок со дня вынесения решения или вручения этого решения с мотивировочной частью кассатору по его требованию.

Институт обжалования действий государственных органов является важнейшим инструментом защиты прав и интересов граждан.

Беларускую праўду і нашых аўтараў можна падтрымаць!

Рэквізіты для ахвяраванняў:

МТС +375 29 2484655

Visa 4235 0419 1009 1423 12/20 (банк “Масква-Мінск”)

Белкарт 9112 0001 6940 2969 11/21 (Беларусбанк)

Будзем удзячныя за любую падтрымку!

Источник: https://belprauda.org/pravovoj-likbez-kak-obzhalovat-dejstviya-dolzhnostnyh-lits-v-sude/

Округ закона
Добавить комментарий