Незаконная рубка леса

Научный журнал Успехи современного естествознания ISSN 1681-7494

Незаконная рубка леса
1 Кленникова О.С. Зиновьева И.С.

Незаконный оборот леса в России стоит на втором месте после оборота наркотиков

А. Рассадин, член организации
«Экология и правозащита»

Незаконные рубки являются одной из самых острых проблем российского лесного сектора. По различным данным, на них приходится от10 до 35 % всей лесозаготовки в стране. В отдельных регионах России нелегальная заготовка древесины либо сомнительное ее происхождение, не подтвержденное официальными документами достигает 50 %.

Незаконная рубка лесов и нелегальный оборот заготовленной древесины наносят огромный ущерб эконoмике, ухудшaют имидж лeсной промышленности России и иностранных государств – потребителей российского круглого леса.

Коррупция, нелегальные рубки и торговля нелегально заготовленной древесиной широко распространены в стране, но особенно актуальны для приграничных районов северо-запада, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Основной потребитель такого леса – Финляндия и Китай.

Прежде чем говорить о причинах, объёмах и мерах борьбы с нелегальными рубками, необходимо уточнить сам термин. В узком понимании нелегальные рубки – это рубки, проводимые без разрешительных документов. Согласно широкому определению нелегальные рубки включают в себя и нарушения, связанные с правилами ведения лесного хозяйства.

Oбщeпринятым определениeм незакoнной рубки является определение, зафиксированное в постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».

В данном документе отмечено, что нeзаконная рубка – это рубка деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубка по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубка, осуществляемая не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, но данное постановление в настоящее время утратило свою силу.

Однако международного определения, что такое нелегальные рубки не существует. Например, на юге США считается законной заготовка древесины без одобренного правительством плана развития лесного хозяйства. Но тоже самое противозаконно например в Бразилии.

В некоторых странах низкий уровень нелегальных рубок может быть просто из-за недостатков лесного законодательства (в основном странах с недостаточной практикой лесоводства.

В качестве универсального определения, к нелегальным рубкам относят заготовку древесины, ее транспортировку, покупку или продажу с нарушением законов.

Что же является основными причинами незаконной вырубки лесов? Причин много. Рассмотрим основные из них, классифицируя по областям.

К социально-экoномическим причинам можно отнести:

  •  устойчивый рост древесины на внешнем и внутреннем рынках;
  •  разница в ценах на древесину на внутреннем и внешнем рынках и как следствие, высокая доходность незаконных заготовок;
  •  бедность и безработица (особенно эта причина остро стоит для сельского населения, жителей лесных деревень и поселков);
  •  низкий уровень дохода у населения.

К правовым причинам относят:

  •  несовершенство лесного, уголовного, административного, таможенного законодательства;
  •  неэффективность лесной охраны или ее отсутствие, нехватка полномочий для достаточной охраны лесов или неправильная ее организация.

Выделяют также ряд межотраслевых и отраслевых причин незаконных рубок:

  •  недостаточная точность оценки лесных ресурсов;
  •  низкая эффективность контроля за движением древесины от лесосеки к потребителю;
  •  отсутствие межведомственного взаимодействия по предотвращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины.

Главной же причиной незаконных рубок всегда была и остается бедность и нищета людей в лесных деревнях и поселках, и как следствие безработица.

Чаще всего людей толкает на различные правонарушения, в том числе незаконные рубки, неспособность найти законные способы, чтобы прокормить себя и семью, и отсутствие у них средств на переселение в более благополучное место.

Ни одна страна в мире не искоренила незаконные рубки, не преодолев бедность сельского населения, сколь бы жесткими наказания за эти правонарушения ни были.

Также нeобходимо отметить и причину нeвыпол- нимых или прoтиворечивых трeбований лeсного законодательства, и связанную с ними коррупционную нагрузку на законных лeсопользователей. Данная проблема знaчительно пoдавляет рaзвитие зaконного лeсного бизнeса и спoсобствует все большему рaзвитию нeзаконного.

Прежде чем планировать организационно-правовые меры по борьбе с незаконными рубками, нужно определить, на какие виды незаконных рубок будет ориентирована эта борьба. В России в настоящее время условно выделяются три основных типа незаконных рубок (границы между этими типами условны).

  1. Самовольные рубки, которые осуществляются гражданами для собственных нужд, для мелкой торговли или бартера в пределах населенного пункта, также для собственных нужд. Годовой объем этих рубок приблизительно оценивался на начало 2010 года как минимум в 20 миллионов кубометров. Эти рубки в основном связаны с обеспечением жизненно важных потребностей населения таких как отопление, мелкое строительство и ремонт, в связи с чем их ликвидировать невозможно – но необходимо принять меры к их упорядочению.
  2. Самовольные рубки, которые осуществляются гражданами и предпринимателями для продажи или переработки заготовленной древесины, то есть воровство леса с целью получения дохода. Годовой объем этих незаконных рубок можно оценивается приблизительно на начало 2010 года в 10 миллионов кубометров.
  3. Рубки, которые проводятся на основании разрешительных документов, но с явными грубыми нарушениями действующих правил. К данному виду нарушений можно отнести заготовку древесины под видом санитарных рубок, рубку лучших деревьев под видом ухода за лесом, сплошные рубки в водоохранных зонах, рубки, нарушающие режим особо охраняемых природных территорий, и другие. Годовой объем древесины, заготавливаемой этими рубками, приблизительно оценивается на начало 2010 года в 20 миллионов кубометров. Ущерб, наносимый этими рубками, связан не только с неучтенной заготовкой древесины, но и расстройством оставляемых после них лесных насаждений. Леса, подвергшиеся подобным «санитарным рубкам» или «уходу» (а это в основном лучшие деревья или лучшие насаждения), в основном, теряют биологическую устойчивость и продуктивность, и могут надолго выбыть из хозяйственного использования.

Именно незаконные рубки третьего типа причиняют максимальный вред лесам и лесному хозяйству России. Они наносят огромный материальный ущерб лесам и ведут к деградации всего лесного хозяйства вплоть до его полного исчезновения.

К сожалению, государственные органы часто вообще незаконные рубки третьего типа не рассматривают как незаконные – происходит смешения понятий «незаконная рубка» и «самовольная рубка».

Поэтому в большинстве регионов принимаемые меры по борьбе с незаконными рубками оказываются направленными против самовольных рубок первого и второго типов, которые обычно играют не главную роль в разорении лесов, и являются не основными источниками коммерческой древесины незаконного происхождение.

Государство признает, что в России проблема нелегальных лесозаготовок и торговли лесом имеет существенные негативные последствия для многих сфер деятельности и принимает определенные меры.

Российская Федерация инициировала процесс ENA FLEG (Европейскосевероазиатский процесс по совершенствованию практики правоприменения и управления в лесном секторе. Россия осуществляет ряд мероприятий в рамках взятых на себя обязательств:

  1. активно участвует в международных совещаниях по обсуждению проблемы нелегальной лесозаготовки; 
  2. разрабатывает и внедряет систему мер по отслеживанию древесины;
  3. осуществляет дистанционный мониторинг лесов с применением аэрокосмических методов и ГИС – технологий, организует выездные собрания для рассмотрения результатов мониторинга в регионах
  4. проводит проверки состояния лесного фонда и организацию лесопользования в субъектах РФ.

Россия реализует и программы по предотвращению незаконного оборота древесины на среднесрочную перспективу. Например, Министерством сельского хозяйства РФ был утвержден «План по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2010-2011 годы» также была создана Комиссия по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины.

Меры по борьбе с нелегальным оборотом древесины активно ведет и поддерживает и Всемирный фонд дикой природы (WWF). Одним из ключевых направлений деятельности WWF стала деятельность по сокращению объемов нелегальной заготовки леса на национальном и региональном уровне. Работа по этому направлению ведётся по проекту в рамках партнерства WWF-IKEA. В рамках этого направленияWWF проводит:

  •  изучение схем перемещения экспортируемой древесины;
  •  анализирует официальные данных по объемам поставок леса;
  •  анализирует породный состав экспортируемой древесины на предмет наличия ценных пород;
  •  анализирует деятельность компаний лесного сектора и их экологическую политику.

Несмотря на активную борьбу с незаконной рубкой леса и нелегальным оборотом древесины значительными сохраняются объемы незаконно заготовленной древесины в Иркутской области (265,8 тыс. куб. м), Красноярском (145,1 тыс. куб. м), Пермском (82,9 тыс. куб. м) краях, Свердловской (79,6 тыс. куб. м), Архангельской (75,6 тыс. куб.

 м) областях, Приморском (61,0 тыс. куб. м), Хабаровском (53,4 тыс. куб. м) краях.

Положительные результаты по снижению объемов незаконных рубок наблюдаются в Брянской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Смоленской, Ленинградской, Вологодской, Ульяновской, Кировской, Амурской, Нижегородской областях и других (данные за 2010 год).

Что касается Воронежской области, то здесь по-прежнему самая высокая доля экологических преступлений приходится на незаконную рубку леса, и объем данных правонарушений имеет тенденцию к росту (За 2010 год было зафиксировано 151 незаконная рубка, а на начало 2011 этот показатель составлял уже 63 нарушения).

Проанализировав основные причины, виды и проводящиеся мероприятия по борьбе с незаконной рубкой леса и нелегальным оборотом древесины, можно определить ряд мер, способствующих быстрому сокращению объемов незаконных рубок в ближайшие годы. В частности, необходимо сделать следующее:

  •  бороться с социальным неблагополучием жителей лесных деревень и поселков, и сельского населения в целом (безработицей, бедностью);
  •  реорганизовать и повысить эффективности работы Государственной лесной охраны;
  •  внедрить эффективных систем за происхождением древесины;
  •  повысить взаимодействия контролирующих структур;
  •  создать эффективные пути сообщения «лесосека – покупатель»;
  •  сформировать экспертную группу для ревизии важнейших нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет выявления явных ошибок, положений, которые способствуют развитию коррупции или препятствуют развитию малого бизнеса, и других, нуждающихся в незамедлительном исправлении, с внесением и утверждением соответствующих изменений;
  •  повысить ответственность (как административную, так и уголовную) за незаконный оборот леса.

Несомненно, что с учетом отмеченных мер, совместными усилиями заинтересованных в наведение порядка в лесном секторе сторон удастся добиться желаемого результата.

Список литературы

1. «Консультант плюс» – Общероссийская Сеть распространения правовой информации: информационно поисковая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Всемирный Фонд Дикой Природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wwf.ru.

3. Зиновьева И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России // Современные направления теоретических и прикладных исследований – 2008: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Т. 10. Экономика. – Одесса: Черноморье, 2008. – С. 73-75.

Библиографическая ссылка

Кленникова О.С., Зиновьева И.С. НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСА И НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ОБОРОТ ДРЕВЕСИНЫ В РФ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БОРЬБЫ С НИМИ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4. – С. 187-189;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29989 (дата обращения: 07.01.2020).

Источник: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29989

Незаконная вырубка леса статья и штраф

Незаконная рубка леса

Сейчас на сайте 74 юриста. Вырубка лесных массивов, вне зависимости от объемов вырубки, приводится к большому количеству самых негативных последствий. К примеру, можно выделить смену климатических условий, увеличение содержания в атмосфере углерода и эрозия почвы.

По этим и многим другим причинам государство в лице правительства создало несколько штрафов для физических и юридических лиц в случае вырубки лесов, согласованной с действующим законодательством.

Какие штрафы за вырубку леса предусмотрены? Что попадает под статью и что признается незаконной рубкой в лесу.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Лишение свободы за незаконную вырубку леса

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Какой штраф за вырубку деревьев в лесу
  • Какое наказание за незаконную вырубку леса?
  • LawOnline24
  • Незаконная рубка леса: Взыскание убытков и наложение штрафа
  • Незаконная вырубка леса
  • Какая ответственность (штраф) за незаконную вырубку леса (деревьев)?
  • Незаконная вырубка леса с нового года может обойтись в семь лет тюрьмы
  • Незаконная вырубка леса, статья УК РФ — какая грозит ответственность?
  • Какой штраф за спиленное дерево в лесу

Какой штраф за вырубку деревьев в лесу

Вырубка лесов приводит к многочисленным пагубным последствиям: смена климата, увеличение количества соединений углерода, почвенная эрозия. Поэтому правительство предусматривает штраф за незаконную вырубку деревьев в году.

Любое самовольное уничтожение деревьев карается штрафом, который иногда может достигать суммы полумиллиона рублей. Закон Под несанкционированной вырубкой деревьев подразумевается уничтожение лесного покрова без соответствующих на то разрешений.

Такие разрешения могут вам выдать и подписать органы местного самоуправления или лесники.

Например, в Москве существует перечень цен за сруб деревьев, стоимость зависит от диаметра ствола и способа вырубки. Денежное изъятие подразумевается при совершении преступного деяния на государственной территории. Лица, нарушившие закон в городе или в лесу, могут быть привлечены к ответственности лесниками, полицией или сотрудниками экологической службы.

В ходе задержания нарушителя предметы, при помощи которых было совершено правонарушение изымаются в одностороннем порядке, после назначается наказание согласно действующему Законодательству России.

К объектам охраны относятся все без исключения деревья в том числе елки , кустарники и лианы.

Для попадания под данную статью не обязательно уничтожать часть леса, достаточно всего лишь повредить лесной покров без возможности его восстановления.

Важное замечание: наказание не смягчается за вырубку сухостоя. Об этом законе должен знать каждый дачник и землевладелец.

За снос дерева, которое растет на своем участке, также полагается штраф, если земельные площади граничат с заповедниками и зоопарками.

Наказание за подобную деятельность может отличаться — начиная со штрафа с обязательными общественными работами , заканчивая уголовной ответственностью с лишением права заниматься определенным родом деятельности.

Классифицируют масштабы правонарушения на три следующие группы — значительные, крупные, особо крупные. Для каждой из них назначается своя сумма штрафа за нелегальную вырубку леса.

Данным вопросом занимаются органы лесной охраны, суд назначает наказание. Административная ответственность Нанесение ущерба и несанкционированное выкапывание лесной растительности относятся к административному нарушению, которое предусмотрено в 8 статье пункта 29 КоАП Российской Федерации.

Способ наказания — изъятие штрафа , взыскание в одностороннем порядке предметов и техники , с помощью которых было совершено правонарушение. Преступным деянием также считается незаконное добывание и продажа древесины, сумма штрафа назначается ответственным лицом. Суммы штрафов Нарушителя уголовной статьи ожидает штраф в большом размере — от 50 до 3 тысяч рублей.

За истребление значительной площади леса взимается неустойка, порой достигающая полумиллиона рублей.

Если лицо совершило деяние, воспользовавшись своим служебным положением, то оно обязано выплатить сумму в один миллион рублей.

В случае нанесения особо крупного ущерба, назначается штраф, варьирующийся от одного до трех миллионов. При административной ответственности его размер не превышает 4 тысяч рублей , в случае организаций — тысяч рублей.

Если во время применения особой техники был нанесен урон лесным насаждениям, придется выплатить штраф, не превышающий для физических лиц пяти тысяч рублей, организаций — тысяч рублей. Иные виды наказаний Наказанием может служить как материальное взыскание, так и иные виды санкций, назначаемые судом.

В случае принесенного ущерба значительных размеров может быть изъята сумма, которая приравнивается к размеру заработка гражданина или иных видов дохода, также могут быть назначено не более часов общественных обязательных работ со штрафом или без такового, заключение под стражу до двух лет с изъятием денежных средств или без такового.

Нанесение крупного ущерба: изъятие суммы, равной заработка в течение 4 лет, общественные обязательные работы до трех лет, заключение под стражу до пяти лет с денежным взысканием или без такового. Особо крупный ущерб: изъятие денежных средств, составляющие размер заработной платы в течение пяти лет, обязательные работы до шести лет, заключение под стражу на срок до восьми лет.

Также вероятно ограничение в возможности занимать какую-либо должность.

В кемеровскрй области незаконно одна организация вырубает лес уже кубов вывезено и еще рабочим не платит деньги эта организация даже в налоговой не существует хотя на сайте работа вахтой постоянно выкладывает обьявления там своя лесная мафия а прокопьевские их прикрывают.

Появился административный надзор, призванный контролировать действия субъектов, вышедших из мест Если человек воспользовался услугами общественного транспорта, будь то автобус, трамвай и так Понятно, что после тяжелого рабочего дня человек хочет отдохнуть.

Источник: https://martinforaz.com/konstitutsionnoe-pravo/nezakonnaya-virubka-lesa-statya-i-shtraf.php

Незаконная рубка лесов и лесных насаждений: концептуальный подход

Незаконная рубка леса

НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСОВ

И ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

ЧЕРЕКАЕВА Екатерина Анатольевна,

аспирантка

Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП). E-mail: 241078@mail.ru

Краткая аннотация: на сегодняшний день в российском лесном законодательстве отсутствуют понятия незаконной и самовольной рубок. Попытка урегулировать данную сферу деятельности не раз предпринималась Пленумом Верховного Суда.

Тем не менее, вопрос разграничения незаконной и самовольной рубок лесов и лесных насаждений остается открытым. Еще одним сложным моментом является рубка сухостоя без разрешительных документов и квалификация такой рубки.

Не меньше проблем порождает и то, что леса сельскохозяйственного назначения, леса, расположенные на землях водного фонда и на землях обороны и безопасности, не относятся к лесному фонду России, а, следовательно, к данной категории лесов не может быть применено понятие незаконной рубки лесных насаждений, что приводит к массовым несогласованным вырубкам.

Russian Forest legislation does not have any notions of illegal and unauthorized felling nowadays. The Plenum of the Supreme Court often attempts to regulate those activities. Nevertheless, the issue of unauthorized felling of natural and artificial forests remains open.

Cutting of deadwood without permission and its legal qualification is another problem in the legislation. Additional aspects of the problem arise because agricultural land forest, water fund forests, defense and security lands forests do not belong to Russian State Forest Fund.

The concept of illegal felling of forest cannot be applied to the above-mentioned category of forests and results as massive illegal felling.

Ключевые слова: незаконная рубка; самовольные рубки; рубка сухостоя; леса на землях сельскохозяйственного назначения; леса земель водного фонда; леса земель обороны и безопасности.

Illegal felling; unauthorized felling; cutting deadwood; agricultural land forest; water fund forests; defense and security lands forests.

Незаконные рубки являются одной из самых острых проблем российского лесного хозяйства. По различным данным, на них приходится от 10 до 40% всех лесозаготовок в стране.

Лесной кодекс РФ1 (далее – ЛК РФ) не дает определения незаконной рубки. Тем не менее, в юридической науке сложилось свое понимание незаконной рубки как в узком смысле – это рубки, проводимые без разрешительных документов, так и в широком – рубки, включающие в себя также нарушения, связанные с правилами ведения лесного хозяйства.

Долгое время наиболее полное определение незаконной рубки содержалось в Поста-

1 Лесной кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

новлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.

№ 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологическое правонарушение», где под незаконной рубкой понималась рубка деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубка по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденны-

ми Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 551, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

На сегодняшний день действует Постановление Пленума Верховного Суда от 18 октября 2012 г.

№ 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (далее Постановление № 21 ВС РФ) в соответствии с которым предметом нелегальной рубки являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Таким образом, Постановлением № 21 ВС РФ был детализирован термин «лесные насаждения», употребляемый ст. 260 УК РФ, который не четко выражал объект правового регулирования.

Постановлением № 21 ВС РФ не относит к предмету незаконных рубок, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение

или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

Под незаконной рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

ВС РФ обратил особое внимание на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений.

В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

Постановление № 21 ВС РФ 2012 г. дает более подробное объяснение, чем Постановление № 18 ВС РФ 1998 г., что же следует считать незаконной рубкой. Тем не менее, остаются нерешенными вопросы, какие рубки следует понимать незаконными, а какими самовольными, не решен вопрос и с незаконной рубкой сухостоя.

Под незаконную рубку также подпадает заготовка древесины редких и исчезающих пород занесенных в Красную книгу РФ и (или) в Красную Книгу субъекта РФ, а также включенных в перечень видов деревьев и кустарников, заготовка которых не допускается согласно постановлению Правительства РФ от 15 марта 2007 г. № 162.

По мнению организации WWF под незаконной рубкой следует понимать добычу, перевозку, переработку, куплю или продажу древесины с нарушением или в обход государственных или региональных законодательных норм1.

Однако, международного определения, что такое незаконная рубка не существует. В качестве универсального определения к незаконной рубке относят заготовку древесины, ее транспортировку, хранение, покупку и продажу с нарушением действующего законодательства.

В России в настоящее время выделяют три основных вида таких рубок:

1. Самовольная рубка, осуществляемая гражданами для собственных нужд.

2. Самовольная рубка с целью получения дохода.

3. Рубки, которые проводятся на основании разрешительных документов, но с грубыми нарушениями условий этих документов. Например, нарушение сроков рубок, сплошные рубки в водоохранных зонах и т.д.

Незаконные рубки третьего типа зачастую не рассматриваются в качестве таковых, вследствие чего происходит смешение понятий «незаконная рубка» и «самовольная рубка».

Так, например, если есть декларация о вырубке определенного объема, который на самом деле превышается, то подобные действия довольно сложно квалифицировать: это самовольная рубка или все же незаконная? От грамотной квалификации совершенного деяния зависит и привлечение правонарушителя к ответственности – административной или уголовной. Между тем, именно такие рубки составляют до 60% от незаконных.

Так, например, если арендатор спилил древесину без декларации, но есть проект освоения лесов, как квалифицировать такую руб-

1 Действуй легально! http://wwf.ru/data/pub/forests/do_rus.pdf

ку – как самовольную или незаконную? В Постановлении № 21 ВС РФ, декларация, как разрешительный документ не упомянута.

Согласно разъяснениям Рослесхоза к данному Постановлению не образует состава преступления рубка лесных насаждений лицами, использующими леса и имеющими разрешительную документацию, с нарушением сроков, правил и технологии рубки или заготовки древесины, без подачи лесной декларации или отчета об использовании лесов.

Нечеткость разграничения понятий самовольной и незаконной рубок приводит к уходу от ответственности и, как следствие, зачастую возникают с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/nezakonnaya-rubka-lesov-i-lesnyh-nasazhdeniy-kontseptualnyy-podhod

Незаконная вырубка леса статья КОАП РФ

Незаконная рубка леса

Российское законодательство уделяет особое внимание сохранению экологического баланса и природного богатства государства. Соответственно, как нарушение таковых норм, наказывается и незаконная вырубка леса.

Таковое деяние может повлечь за собой для нарушителя привлечение к ответственности административного или даже уголовного характера, уплату штрафа и применение иных мер наказания в зависимости от тяжести проступка и решения суда.

1. Что такое незаконная вырубка леса 2. Административная ответственность за вырубку леса 3. Уголовная ответственность за незаконную рубку деревьев

Незаконная вырубка леса является правонарушением или преступлением, так как таковые действия, проведенные без разрешения и соблюдения соответствующих норм, могут нанести серьезный ущерб лесным насаждениям, экологической системе и природным ресурсам России.

В особенности – если они были совершены в заповедниках, национальных парках и на иных территориях, которые имеют особый охраняемый статус. Либо же – в отношении деревьев и кустарников, входящих в Красную Книгу – в таком случае данный проступок может серьезно повлиять на биологическое разнообразие видов деревьев, произрастающих на российской территории.

Если же вырубка леса происходит на законных основаниях, таковая процедура позволяет в итоге не только производить лесозаготовку, но и приумножать природные богатства страны, так как на лица, занимающиеся подобной деятельностью налагается также ответственность за высадку новых насаждений и возобновление лесного ресурса, причем зачастую в больших размерах, чем урон, нанесенный вырубкой. Обеспечить же столь ответственное потребление ресурсов и проконтролировать порядок его исполнения в отношении лиц, занимающихся незаконной вырубкой, является невозможным. Именно поэтому российское законодательство, КоАП РФ и УК РФ предусматривают ответственность, занимающихся браконьерством и несанкционированной вырубкой деревьев.

Обратите внимание

Под вырубкой деревьев подразумевается их полное уничтожение либо повреждение, ведущее к последующей гибели дерева.

При этом санитарная рубка ветвей и очистка их, а также сбор валежника, рубка сухостоя и иные виды деятельности, не являются наказуемыми и являются допустимыми.

Это позволяет туристам, а также владельцам домохозяйств возле лесных территорий обеспечить себя необходимыми дровами и материалом без нанесения серьезного ущерба природе.

Кроме КоАП и УК РФ порядок рубки и правила её проведения также контролируются специализированным документом – Лесным кодексом Российской Федерации. Данный кодекс включает в себя нормативы законной рубки леса, порядок её проведения, а также определение того, что является рубкой леса, а что – нет.

Административная ответственность за вырубку леса

Рубка деревьев, а равно и кустарников, совершенная вне законного порядка преследуется в соответствии с положениями статьи 8.

28 КоАП РФ, если таковое деяние не содержит в себе признаков уголовного преступления. При этом наказание за нарушение данной статьи предусматривает обязанность уплаты административного штрафа.

Простая рубка деревьев предусматривает следующие размеры штрафов:

  • От 3 до 4 тыс. рублей для физических лиц.
  • От 20 до 40 тыс. рублей для должностных лиц.
  • От 200 до 300 тыс. рублей для юридических лиц.

При этом отягчающим обстоятельством является применение механизмов, техники, автомототранспортных средств или же совершение таковой рубки в лесопарковых зеленых поясах. При наличии таковых факторов, сопровождавших незаконную вырубку, размер штрафа составляет:

  • От 4 до 5 тыс. рублей для граждан.
  • От 40 до 50 тыс. рублей для должностных лиц.
  • От 300 до 500 тыс. рублей для юридических лиц.

Важно

В случае применения вышеозначенных орудий, также мера наказания включает в себя конфискацию всей незаконной продукции лесозаготовки. Кроме этого, по решению суда могут быть конфискованы и орудия, а также транспортные средства, при помощи которых производилась незаконная вырубка деревьев, кустарников и лиан.

Следует также отметить, что данная статья КоАП РФ преследует и лиц, приобретающих, перевозящих или сбывающих заведомо незаконно заготовленную древесину. В таком случае размер штрафа за это деяние, даже если оно не сопровождалось соответствующей рубкой деревьев сами правонарушителем, штрафы будут исчисляться следующим образом:

  • Для граждан – 5 тыс. рублей.
  • Для должностных лиц – 50 тыс. рублей.
  • Для юридических лиц – от 400 до 700 тыс. рублей.

Обратите внимание

Нормативы КоАП РФ применяются по отношению к вопросам, связанным с рубкой деревьев, исключительно в случае, если таковая рубка не подпадает под определение уголовно наказуемых деяний.

Уголовная ответственность за незаконную рубку деревьев

С точки зрения российского уголовного законодательства, незаконная бесконтрольная рубка лесных насаждений рассматривается статьей 260 УК РФ. Данная статья может предусматривать различные виды наказаний, включая:

  • Штраф.
  • Лишение права заниматься определенной деятельностью.
  • Обязательные работы.
  • Исправительные работы.
  • Принудительные работы.
  • Лишение свободы.

Тяжесть преступления в случае уголовной ответственности устанавливается в зависимости от размеров причиненного лесным насаждениям ущерба.

Так, к уголовной ответственности не относятся лишь случаи, когда размер ущерба составил менее 5 тысяч рублей. Градации данной статьи подразумевают значительный размер – от 5 тыс.

рублей до 49999 рублей, крупный размер – от 50 тыс. до 149 999 рублей, и особо крупный размер – от 150 тыс. рублей и выше.

Важно

Порядок вычисления таксы за рубку леса, по которой будет оцениваться ущерб, рассматривается отдельными нормативными актами и может подлежать ежегодной индексации.

Следует отметить, что уголовная ответственность применяется вне зависимости от того, действовало ли лицо одно, или находилось в среде сообщников. Также, не влияет на привлечение к уголовной ответственности использование автоматизированных средств и транспорта, пока размеры нанесенного ущерба не превышают установленный порог в 5 тыс. рублей.

(19 голос., 4,37

Источник: https://hoz-molotok.com/nezakonnaya-vyrubka-lesa-statya-koap-rf/

Что такое незаконная рубка леса? Почему лесникам выгодно не отвечать на этот вопрос | Киевский эколого-культурный центр

Незаконная рубка леса

Владимир Борейко, КЭКЦ

Статья  65  «  Незаконна порубка, пошкодження та знищення лісових культур і молодняка»  Кодекса Украины об административных правонорашениях дает право природоохранным государственным органам штрафовать порубщиков  за незаконную рубку деревьев и кустов.Штраф от 510 гривень до 15300 гривень (1).

Стаття 246 «Незаконна порубка або незаконне перевезення, зберігання, збут лісу»  Уголовного кодекса Украины предусматирвает за незаконную рубку  более серьезные  штрафы , а также  лишение свободы от 3 до 7 лет (6).

Однако что такое « незаконная рубка» ? Почему более 50 % судов, а может и больше, которые ведут государственные природоохранные  органы против лесников-незаконных порубщиков, проигрываются ?

Все дело в том, что в Украине сейчас нет четкого  определения Законом  что такое незаконная рубка. Лесники под незаконной рубкой  понимают одно, экологическая инспекция-другое. Юридические комментарии также толкуют ее по разному.В результате порубщиков-браконьеров выявить и наказать очень трудно.

Например в  Ужанском национальном парке рубки  последнее время велись часто при наличии лесорубочных  билетов, но без получения соответствующих лимитов, как того требует статья 9-1 Закона « О природно-заповедном фонде Украины» (7,8).

То-есть разрешительные документы на рубку выдавались  с нарушением действующего законодательства.

Считались ли такие рубки незаконными? Некоторые  полагали что нет и поэтому директора Ужанского парка Бирковича за 5 лет за широкомасштабные рубки без лимитов  никто серьезно не наказал .

В  самых крупных и известных дендропарках Украины, являющихся объектами ПЗФ общегосударственного значения, проводились санитарные рубки без наличия лимитов на рубки, утвержденных Минприродой Украины. Дендропарк «Софиевка» в 2013-2014 гг.

проводил рубки без наличия таких лимитов. Госэкоинспекция в Черкасской области провела проверку и подтвердила, что санитарные рубки в Софиевке проводились незаконно . В 2013 г.

рубки без наличия лимитов Минприроды проводили дендропарки «Веселые Боковеньки» и «Тростянец» (8).

В 2014-2015 гг. выборочные санитарные рубки без наличия лимитов Минприроды проводил дендропарк «Александрия», в связи с чем экоинспекцией в Киевской области был составлен акт о нарушении природоохранного законодательства.

Причем интересно, что Президиум НАН Украины, которому подчинен дендропарк, письмами за подписью вице-президента НАНУ В.

Моргуна, официально прикрывал нарушителей, заявляя, что рубки проведены при наличии всех разрешительных документов (8).

Следующий пример, когда документы на рубку выдаются с нарушениями действующего законодательства, является хитрая  практика  осуществления  сплошных санитарных рубок.

Ни для кого не секрет, что эти рубки-главная дойная корова Гослесагенства  и что более 60 %, а может и 70 % деловой древесины заготавливается в Украине при помощи санитарных рубок.

Поэтому лесопатологи, не без влияния  элементов коррупции, нередко пишут липовые акты лесопатологического и  санитарного обследования, незаконно  выделяя под сплошную санитарную рубку  вполне здоровые насаждения.На этом основании  лесниками выписываются лесорубочные билеты, на основании которых и ведется рубка.

Однако если экоинспекция  даже и докажет, что акты лесопатологического и  санитарного обследования липовые, доказать сейчас, что сама рубка незаконная , практически невозможно. Нужно добиться от лесников аннулирования   лесорубочных билетов ( добровольно или через суд) что практически невозможно.

В лесорубочных билетах указывается квартал и выдел, где должна вестись рубка, а в материалах отвода- указываются породы и другие  характеристики деревьев, подлежащих рубке. Это-два главных разрешительных документа для рубки. Однако нередко бывает так, что лесники залезают с бензопилой не на ту территорию. Например, в 2017 г.

экоинспекция обнаружила в Олевском лесхозе Житомирской области рубку в одном выделе  на 0,4 га больше, что это разрешалось в лесорубочном билете. То-есть  специальное разрешение на рубку было, но рубка проводилась немного с нарушениями.

Но из за того, что в Украине отсутствует точное определение что такое незаконная рубка, олевские лесники стали доказывать свою невиновность.

4.К сожалению, в Лесном кодексе Украины отсутствует определение незаконной  рубки (2). Думается, что это было сделано лесниками-разработчиками Лесного кодекса специально. Более того, с 1998 г.

в постановлении Кабмина Украины  Про затвердження такс для обчислення розмірувідшкодування шкоди, заподіяної порушеннямприродоохоронного законодавства у межах територій

та об’єктів природно-заповідного фонду України,  від 21 квітня 1998 р.

N 521 , определение незаконной рубки, пускай не очень удачное, существовало (3). Но в 2013 г. это постановление было отменено, вместо него принято аналогичное- Про затвердження такс для обчислення розміру шкоди, заподіяної порушенням законодавства про природно-заповідний фонд, постанова Кабміну України від 24 липня 2013 р. № 541 , но уже без  определения, что такое незаконная рубка (4).  Чиновники Гослесагенства очень удачно постарались, и вычеркнули определение незаконной рубки. Определение незаконной рубки в постановлении Кабмина Украины № 521 было следующим- « Під незаконною рубкою слід розуміти рубку без спеціального     на те дозволу або за наявності дозволу, але не тих рослин, не     на тих площах, ділянках, не в тій кількості (понад ліміт), не     в ті терміни, що передбачені дозволом» (4).Как мы видим, в этом определении есть очень большой недостаток- в нем не сказано,что незаконной рубкой является рубка при наличии разрешения, выданного с нарушением действующего законодательства. В настоящее время определение незаконной рубки имеется только в постановлении ПленумаВЕРХОВНОГО СУДА УКРАЇНИ  від 10.12.2004  N 17   Про судову практику у справах про злочини
та інші правопорушення проти довкілля (5).
Оно звучит следующим образом- «

Источник: http://ecoethics.ru/chto-takoe-nezakonnaya-rubka-lesa-pochemu-lesnikam-vyigodno-ne-otvechat-na-etot-vopros/

Округ закона
Добавить комментарий