Нужно ли в данном случае платить налог за землю?

Земельный налог: платить нельзя, помиловать…!

Нужно ли в данном случае платить налог за землю?

26.09.2017

       Имущественное налогообложение всегда было и остается особенно волнующим вопросом, с которым сталкивается множество лиц.

       Сегодня, чрезвычайно важным является налогообложение земельных участков, которые находятся в собственности физических лиц.

       Важность данного вопроса касается определенных особенностей налогообложения и проблемных аспектов как для контролирующих органов относительно администрирования этого налога, так и для самих физических лиц – владельцев земельных участков в части правильности начисления фискальными органами земельного налога и его уплаты.

       Сейчас попробуем определить эти моменты и разобраться во всех тонкостях.

       Для начала выясним, кто является плательщиком земельного налога и что является объектом налогообложения?

       Итак, земельный налог платят владельцы земельных участков, а объектами налогообложения являются земельные участки, находящиеся в собственности таких лиц (ст. 269, 270 НКУ).

       Законодатель четко определил, что земельный налог должен уплачиваться начиная с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок. Это означает, что физические лица собственники земли должны уплачивать плату за землю со дня возникновения права собственности на земельный участок (п.287.1 НКУ).

       Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п. 286.1, п. 288.1 НКУ).

       Сумму земельного налога, которую необходимо уплатить физическим лицам рассчитывают контролирующие органы по месту нахождения земельного участка.

Нормами НКУ определено, что контролирующими органами направляется (вручается) плательщику по месту его регистрации до 1 июля текущего года налоговое уведомление – решение о внесении земельного налога.

Кроме того, нормами НКУ определены сроки уплаты земельного налога физическими лицами (налоговое обязательство за отчетный год), а именно: в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления – решения (п.287.5 НКУ).

       Далее выясним, что является базой налогообложения земельным налогом и каким образом осуществляется расчет по начислению этого налога.

       Следовательно, базой налогообложения является нормативная денежная оценка (НДО) земельных участков с учетом коэффициента индексации (п.271.1.1 НКУ), а в случае ее отсутствия – базой налогообложения является площадь земельных участков (пункт 271.1.2 НКУ).

       Кроме того, очень важным аспектом о котором необходимо знать является момент относительно определения ставок земельного налога, устанавливающийся в процентах к НДО оценки земельного участка и непосредственно зависящий от того, проведена ли НДО земельного участка или нет.

       Итак, ниже рассмотрим существующие расчеты земельного налога, зависящие от наличия НДО земельного участка.

       Вариант 1

       Физическое лицо предоставляет в контролирующий орган НДО земельного участка.

       В случае, если у физического лица есть НДО земельного участка, в таком случае ставка земельного налога устанавливается в пределах 3% от НДО. Эти ставки своими решениями устанавливают органы местной власти в пределах, определенных ст.274, 277 НКУ).

       Следовательно, расчет земельного налога осуществляется по ниже приведенной формуле.

       Формула расчета земельного налога:

       Сумма земельного налога = база налогообложения (стоимость земельного участка согласно нормативно денежной оценки) х ставка земельного налога (установленная решением органа власти).

       По нашему мнению, предоставление физическим лицом нормативно денежной оценки (НДО) контролирующему органу для начисления земельного налога являются идеальным вариантом, потому что такой расчет является законодательно обоснованным.

       Вариант 2

       Физическое лицо не предоставляет в контролирующий орган нормативно денежную оценку земельного участка.

       В случае, если у физического лица отсутствует НдО земельного участка, нормами НКУ определено, что базой налогообложения является площадь земельных участков (пункт 271.1.2 НКУ).

       На сегодняшний день сложилась ситуация, когда контролирующие органы осуществляют расчеты земельного налога «по умолчанию», при этом разнообразными способами.

       Ниже приведены способы расчетов земельного налога контролирующими органами г. Киева и Киевской области.

       1. Расчет земельного налога контролирующими органами в г. Киеве.

       Формула расчета земельного налога:

       Сумма земельного налога = налогооблагаемая база (площадь земельного участка) х базовая стоимость 1 кв. м. земли с учетом зональности * х k (локальный коэффициент) ** х k (коэффициент на функциональное использование) **

       * базовая стоимость 1 кв. м. земли с учетом зональности, установленная решением КГГА «Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке города Киева»

       ** как правило контролирующий орган применяет завышенные коэффициенты (локальное и на функциональное использование) и как следствие этого приложение это влияет на размер начисленного земельного налога. Следовательно, сумма такого начисленного земельного налога значительно увеличивается.

       2. Расчет земельного налога контролирующими органами в Киевской области.

       Начисление земельного налога физическим лицам контролирующими органами Киевской области осуществляется вообще по доведенным ГФС Украины тарифам за 1 га земли по типам земельных участков, такие тарифы не пересматривались фискальными органами годами.

       Эти тарифы перенесены и сформированы в системе ГФС Украины «Налоговый блок».

       Следовательно, расчет налогового обязательства земельного налога за отчетный год осуществляется контролирующими органами ежегодно, согласно доведенного ГФС Украины тарифа за 1 га земли по типам земельных участков с учетом коэффициента индексации.

       Формула расчета земельного налога:

       Сумма земельного налога = налогооблагаемая база (площадь земельного участка) х тариф за 1 га земли по типам земельных участков с учетом коэффициента индексации *

       * тариф за 1 га земли по типам земельных участков, который приведен ГФС Украины в системе Налоговый блок.

       Для того, чтобы понять, почему такой расчет является по нашему мнению не совсем корректным, а на самом деле – неверным, необходимо рассмотреть составляющие нормативно денежной оценки земельного участка, которые прежде всего влияют на определение стоимости такого участка и как следствие – на размер суммы земельного налога начисленного фискальными органами.

       Итак, ниже приведены основные показатели нормативно денежной оценки земельного участка, наиболее существенно влияющие на определение стоимости такого земельного участка.

№ показателяПоказательОснование
1Площадь земельного участка (S)Государственные акты до 2013 года;выписки из Государственного реестра прав на недвижимое имущество
2Базовая стоимость 1кв.м. земли (БС) Решение городских / поселковых советов «Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель и Порядка ее определения» ***
3Коэффициент на функциональное использование (kф) Порядок нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов
4Обобщающий локальный коэффициент (kл) Решение городских / поселковых советов «Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель и Порядка ее определения» ***
5Коэффициенты индексации денежной оценки (kи) НКУ ст. 289; письма Госкомзема Украины за годы
6Нормативная денежная оценка земельного участка (НДО)Стоимость НДО = (S) х (БС) х (kф) х (kл) х (kи)

*** Селищні та міські ради замовляють нормативно грошову оцінку земель у Державній службі України з питань геодезії, картографії та кадастру.

       Итак, согласно вышеизложенному, на определение стоимости НДО оценки земель влияют такие показатели, как базовая стоимость 1кв.м. земли, коэффициенты (локальный, на функциональное использование и индексация). А такие показатели, такие как базовая стоимость 1кв.м.

земли и коэффициенты, определяющиеся методом расчетов, исключительно Государственной службой Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, согласно установленного Порядка нормативно денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов на заказ поселковых и городских советов.

       Следовательно, определенная таким способом стоимость НДО законодательно является обоснованной, а осуществленный контролирующими органами расчет земельного налога является верным.

       А вот в случае, если физическое лицо – собственник земельного участка не предоставляет фискальному органу НДО земли, осуществленный контролирующим органом расчет земельного налога, по нашему мнению, является законодательно необоснованным и начисленная таким способом сумма земельного налога является завышенной и это, безусловно, связано с непонятно каким образом установленным тарифом за 1 га земли (по налогоплательщикам Киевской области) и применением завышенных коэффициентов (по налогоплательщикам г. Киева).

       Кроме того, не менее проблемна для контролирующих органов процедура получения информации о всех владельцах земельных участков, так как информация, которая находится в Государственном земельном кадастре значится не по всем собственниками земельных участков. Хотя, согласно нормам действующего законодательства основанием для начисления земельного налога контролирующими органами являются данные государственного земельного кадастра.

       Поэтому, контролирующие органы пытаются разными способами получить такую ​​информацию о владельцах земельных участков. Такую информацию фискальные органы получают из источников имеющейся информации, находящихся в органах городских и поселковых советов.

Источник: https://id-legalgroup.com/blog/zemelniy-nalog-platit-nelzya-pomilovat

Должен ли я платить налог на землю, если она не приватизирована?

Нужно ли в данном случае платить налог за землю?

— В настоящее время не представляется возможным однозначно сформулировать ответ, так как его содержание будет зависеть от ряда обстоятельств.

Предположим, что если земля не приватизирована, то она находится в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, право собственности на землю у гражданина отсутствует.

Однако действующее законодательство предусматривает взимание налогов за обладание земельными участками не только на праве собственности, но и на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Сведя к минимуму подробные объяснения, можно ответить на поставленный вопрос в следующей форме: налоговая служба имеет право взимать налог на неприватизированную землю только при обладании земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Указанное право может возникать на основании специальных актов и последующей регистрации.

Как приватизировать участок под домом?

Ограничен ли размер участка при бесплатной приватизации?

Отдельного внимания заслуживают земельные участки садоводческих товариществ. В данном случае если земельные участки не приватизированы и принадлежат садоводческому товариществу, то уплачивать налог граждане не должны, а соответствующая обязанность возлагается на садоводческое товарищество как юридическое лицо.

Отвечает волонтер Виктория Астахова:

— Налоговая имеет право взимать налог за землю, если земля является Вашей собственностью. Собственностью недвижимое имущество становится не только в результате приватизации. Это может быть дарение, получение по наследству, мена, купля-продажа, рента.

Перечисленные сделки нужно обязательно зарегистрировать в Росреестре. В 90-е годы, когда Росреестр еще не был создан, регистрация собственности проводилась в БТИ.

Если в результате процедуры регистрации не был дан отказ, объект недвижимости становится собственностью и подлежит налогообложению.

Отвечает вице-президент ГК «АРИН», руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

— Налог начисляется не только на землю в собственности, но и на землю в аренде. Если Вы взяли у государства земельный участок в долгосрочную аренду, предназначенный для какой-то деятельности, например ведения сельского хозяйства или строительства индивидуального жилого дома, то Вы обязаны оплачивать за него налог.

Если речь идет о сельскохозяйственных землях, то налог составляет 0,3% от кадастровой стоимости, на остальные земли — 1,5%. Льготная процентная ставка сделана для поддержания подсобных хозяйств. И как Вы, видимо, уже заметили, налоговая инспекция сама начисляет налог в соответствии с законодательством и присылает квитанции.

Какие права и обязанности у собственников земли?

Как изменился порядок регистрации участков?

Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):

— Владеть землей можно на основании права собственности (если Ваш земельный участок приватизирован, то это именно Ваш случай) либо на основании права аренды, постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Если земля в собственности, то Вы должны платить налог на землю; он рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.

Если же говорить про остальные права, которые я перечислила, то в этих случаях также необходимо вносить плату за пользование-владение земельным участком.

Стоимость аренды рассчитывается на основании законодательства Вашего муниципалитета, также исходя из кадастровой (рыночной) стоимости земли.

Этот платеж уплачивается в казну муниципального образования, на территории которого находится земельный участок.

Отвечает генеральный директор-аудитор ООО «Форос Аудит» Елена Васильева:

— Если земельный участок не приватизирован, но находится у Вас на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненно наследуемого владения, то налоговая имеет право взимать с Вас налог на землю. Права бессрочного использования и наследуемого владения должны подтверждаться соответствующими правоустанавливающими документами.

Если же у Вас никаких правоустанавливающих документов нет, то и платить налог на землю необязательно. Однако в этом случае придется платить за фактическое использование земельного участка органам местного самоуправления, которые наделены полномочиями распоряжаться данным земельным участком.

Могу ли я приватизировать второй участок, если первый сгорел?

Надо ли платить налог при продаже участка?

Отвечает руководитель проекта «Истринская долина» Михаил Африканов:

— Все юридические и физические лица, владеющие земельными участками на основании вещных прав (право собственности, право постоянного пользования, право пожизненного владения), должны платить налог на землю, даже если она не приватизирована. Исключением являются только земли, полностью изъятые из оборота или ограниченные в нем на законодательном уровне, земли лесного и водного фондов.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Можно ли купить землю по кадастровой стоимости?

Должен ли пенсионер платить налог на участок 12 соток?

Какие документы нужны для покупки 5 участков и строений?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/dolzhen_li_ya_platit_nalog_na_zemlyu_esli_ona_ne_privatizirovana/7607

Земельный налог. Расчет и ставка земельного налога в Украине

Нужно ли в данном случае платить налог за землю?

Совсем недавно цена на землю совершила солидный скачек вверх. Причина понятна и легко объяснима, один из комитетов Верховной Рады разрабатывает законопроект, позволяющий продавать землю (в то числе иностранцам). Пока законотворцы трудятся владельцам земельных участков нужно платить налог, и здесь важно сделать правильный расчет.

Не имеет значения, с какой цель Вы приобрели участок земли (для личного пользования, или с целью инвестирования) налог на землю платить придется. Земельный налог по сути – это арендная плата государству.

Ставка земельного налога устанавливается местными советами, но не может быть более:

  1. За земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%)от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее.
  2. За земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий – ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки.
  3. За земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки – ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Все граждане обязаны перечислять плату за землю со дня возникновения у них соответствующего права ст. 287 НКУ. Согласно ст. 125 Земельного кодекса Украины (далее – ЗКУ), происходит это при получении государственного акта местных органов власти или регистрации договора аренды. Таким образом, с момента совершения и регистрации сделки с землей требуется оплачивать налог на нее.

Отдельно следует уточнить, что земельный налог платят собственники именно земельных участков, а не строений, расположенных на них.

В случае перехода права собственности на здание или его часть налог на землю под ним (а также на придомовую территорию) уплачивается на общих основаниях.

Но только с той даты, когда будет произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок.

Данная норма уточняется в п. 6 ст. 287 НКУ. Она представляет собой значительное облегчение ситуации, ведь до этого года платить земельный налог приходилось с того момента, как в собственность переходило здание, даже если земля еще не была оформлена надлежащим образом.

При переходе права собственности на земельный участок от одного владельца к другому в течение календарного года налог уплачивают оба лица: бывший собственник – от начала года до первого числа месяца, в котором произошла регистрация сделки; новый собственник – с данного месяца и до конца года (ст. 286 НКУ).

Когда на участке расположено здание, находящееся в совместной собственности двух и более лиц, земельный налог оплачивает каждый из них. Размер платежа устанавливают пропорционально или в равных участях в зависимости от того, как разделена недвижимость.

База налогообложения установлена в ст.271 НКУ. В соответствии с данной нормой на выбор базы налогообложения земельным налогом влияет наличие нормативной денежной оценки (НДО) по тому или иному земельному участку. В зависимости от наличия НДО базой налогообложения может быть:

  • нормативная денежная оценка (НДО) земельных участков с учетом коэффициента индексации;
  • площадь земельных участков (если их НДО не проведена).

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п.286.1 ст.286 НКУ).

Что касается базы налогообложения для арендной платы, то она НКУ не определена. Объясняется это тем, что согласно п.288.4 ст.288 НКУ размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором с соблюдением ее минимального и максимального пределов, предусмотренных п.288.5 ст.288 НКУ.

Начисление земельного налога проводится контролирующими (налоговыми) органами. Налоговики до 1 июля должны выдать (отправить) решение-уведомление о необходимости уплаты налога на землю. Граждане должны уплатить земельный налог в течение 60 дней с даты вручения налогового уведомления-решения. То есть земельный налог в 2017 году нужно уплатить до 29 августа текущего года.

В сельской и поселковой местностях плата за землю может осуществляться через кассы сельсоветов по квитанции о принятии налоговых платежей. Если налоговое уведомление-решение не пришло, есть смысл самостоятельно обратиться в налоговую по месту расположения земельного участка.

Согласно п 8 подразд 6 разд ХХ НКУ, индекс потребительских цен за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации НДО земель, применяется со значением:

  • для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) – 100 %;
  • для земель несельскохозяйственного назначения – 106 %.

То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно применять следующие коэффициенты:

  • для сельхозугодий – 1,0;
  • для земель несельскохозяйственного назначения – 1,06.

Ставки земельного налога в 2017 году Ставки земельного налога устанавливают органы местного самоуправления по местонахождению земельных участков (п 284 1 НКУ).

Следовательно, ставка налога для каждого конкретного земельного участка определяется решением органа местного самоуправления, на территории которого находится этот участок.

Решение о ставках земельного налога и предоставленных относительно него льгот подается органу ГФС по местонахождению земельного участка до 25 декабря года, предшествующего отчетному.

Если в указанный срок орган местного самоуправления не принял решение о размере ставок земельного налога, то в текущем году применяются ставки, которые действовали до 31 декабря предыдущего года.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

В ст. 281 НКУ регламентируется, что от оплаты земельного налога освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей;
  • пенсионеры, вышедшие на заслуженный отдых по возрасту;
  • ветераны войны и лица, приравненные к ним;
  • пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС.

При этом льготная нулевая ставка налога относится только к тем приусадебным территориям, чей размер не превышает 0,25 га в селах, 0,15 га в поселках и 0,12 га в городах.

Если земля предназначена для ведения личного крестьянского хозяйства, то ее размер может составлять до 2 га.

Важно понимать, что льготные условия касаются только одного участка, находящегося в собственности у лица, по каждому виду использования.

Для перечисленных лиц льготы устанавливаются в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины:

  •  для ведения личного крестьянского хозяйства – не больше 2 г;
  • для садоводства – не больше 0,12 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений в селах не более 0,25 г, в поселках – не больше 0,15 г, в городах – не больше 0,1 г.

Льготы распространяются исключительно на один земельный участок по каждому виду целевого назначения. Например, если физическое лицо является собственником четырех земельных участков – две для садоводства и две для индивидуального дачного строительства, то льготы будут распространятся на один земельный участок для садоводства и один для индивидуального дачного строительства.

Если право на льготу возникает у плательщика в течение календарного года, от обязанности на льготу он освобождается со следующего месяца (ст. 284 НКУ).

Задача физического лица – своевременно предоставлять в налоговую инспекцию документы, подтверждающие право на соответствующую льготу.

Остальное контролеры сделают сами и до 1 июля текущего года пришлют плательщику налоговое уведомление-решение с готовой суммой к уплате.

Такое же правило действует и в том случае, когда льготные возможности утеряны (например, один из детей достиг совершеннолетнего возраста). Кроме того, владельцы земли, которые относятся к одной из льготных категорий, но сдают свою собственность в аренду, оплачивают земельный налог на общих основаниях.

От уплаты налога на землю освобождаются те сельскохозяйственные предприятия, которые выступают в качестве плательщиков четвертой группы плательщиков ЕН.

Однако, следует отметить, что в данном случае речь идет лишь о ту землю, что используется для производства продукции сельскохозяйственного назначения, при чем освобождение касается только земельного налога, а не арендной платы, которую они должны платить в полном размере.

Как отмечено в 20-м разделе Налогового кодекса Украины, плата за землю в 2017 году в Украине снимается в том случае, если она находятся на захваченной оккупантами территории. Также это касается тех сел или поселков на востоке Украины, где на данный момент происходят военные действия.

Что касается уплаты налога на землю, то, согласно 282-й статье НК, его могут не уплачивать:

  • санаторно-оздоровительные учреждения;
  • учреждения для реабилитации людей с физическими недостатками;
  • культурные, образовательные учреждения, а также учреждения, занимающиеся охраной здоровья;
  • базы для подготовки спортсменов-олимпийцев и параолимпийцев.

Правила взимания платы за землю в 2019 году не претерпели кардинальных изменений по сравнению с прошлым годом. Это значит, что в 2019, как и в 2018 году, плату за землю — собственники земли и арендаторы будут платить в двух формах:

  • земельного налога (п.п. 14.1.72 НКУ);

Источник: https://uristy.ua/articles/fiscal-law/nalog-na-zemlyu-raschet/

Округ закона
Добавить комментарий