Обязательна ли оплата пени за просрочку платежа в 2013 и 2014 гг?

Проценты за пользование чужими денежными средствами: считаем и взыскиваем

Обязательна ли оплата пени за просрочку платежа в 2013 и 2014 гг?

Материал подготовлен старшим партнеров Юридической группы «Бюро 24», кандидатом юридических наук Дмитрием Севериным

Важно не только уметь рассчитать проценты, но еще нужно уметь их взыскать. Читайте как это сделать:

Неустойка: как установить в договоре? как ее рассчитать и взыскать? в чем отличие пени от штрафа?
Читайте бесплатно.

Образцы документов:

  • Подробная претензия с расчетом пени и процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами;
  • заявление о возбуждении приказного производства;
  • образец расчета задолженности при обращении к нотариусу;
  • образец заявления о совершении исполнительной надписи нотариуса.

Что такое проценты и зачем они нужны?

В соответствии с п. 1 ст. 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств (далее – проценты).

Пункт 1 постановления Пленума  Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.

2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами» (далее – Постановление Пленума) определяет, что это самостоятельный вид ответственности за неисполнение денежного обязательства независимо от оснований его возникновения (ст. 7 ГК) в виде уплаты процентов на сумму этих средств.

Важно!
Лучший способ взыскать «дебиторку» — не допустить ее. Проверьте своего контрагента до заключения договора с помощью нашего сервиса. 

Учитывая санкционную правовую природу процентов, стоит отметить, что проценты отчасти призваны компенсировать последствия, вызванные нарушением денежного обязательства должником (ч. 4 п.

6 Постановления Пленума). Так, при разрешении вопроса об уменьшении неустойки в соответствии со ст. 314 ГК хозяйственный суд может учитывать компенсационный характер взыскиваемых процентов.

Это значит следующее.

Проценты и неустойка – это денежные средства, которые поступают взыскателю. Естественно, что эти средства вне зависимости от своей правовой сути и причин возникновения компенсируют взыскателю его потери.

По этой причине суд оценивает размеры подлежащих взысканию сумм, чтобы уменьшить неустойку (если речь идет о ст.

314 ГК) и тем самым не присудить кредитору суммы сверх положенных ему в качестве компенсации потерь.

Следует различать проценты и неустойку (ст. 311 ГК), так как последняя является прежде всего способом обеспечения исполнения обязательств и порой ее размер определяется в процентном отношении к сумме неисполненного обязательства.

Неустойка обеспечивает исполнение обязательства, то есть ее главная цель – удержать стороны от неисполнения обязательств путем установления в договоре меры ответственности, наступающей при его неисполнении.

Обязанность уплатить неустойку возникает при неисполнении обязательства, при этом последнее не обязательно должно быть связано с уплатой денег (это может быть ответственность за непоставку товара или неоказание услуги).

же цель процентов – компенсация кредитору потерь, вызванных невозвратом долга контрагентом; при этом обязанность их уплатить возникает только при невозврате денег. Проценты не обеспечивают обязательство, но компенсируют потери, вызванные его неисполнением.

Применение процентов возможно лишь тогда, когда обязательства связаны с использованием денежных средств в качестве основного платежа. Так, например, мена, предполагающая встречную передачу равноценных товаров, денежным обязательством являться не будет.

Как определить и считать проценты?

Размер процентов определяется ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора, исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день вынесения решения. При этом стороны вправе самостоятельно установить в договоре иной размер процентов.

Важно!
Если основной долг погашен, размер процентов определяется по ставке рефинансирования на дату фактического погашения. 
Если долг не оплачен, то размер процентов определяется по ставке на дату вынесения судебного решения.

При составлении искового заявления за основу для расчета цены иска берется ставка, действующая на дату составления такого иска. В последующем, если ставка изменится, суд скорректирует цену иска исходя из размера ставки, действующей на дату вынесения решения.

При этом если в связи с увеличением размера ставки рефинансирования за время рассмотрения дела в суде исковые требования удовлетворяются судом в большей сумме, чем первоначальная цена иска, истцу государственную пошлину доплачивать не следует, так как она будет взыскана с ответчика.

Если же за время рассмотрения дела размер учетной ставки будет уменьшен, то иск удовлетворяется в меньшей сумме, а пошлина будет возвращена из бюджета истцу в части.

Как правило, расчет процентов при полном погашении долга (полном непогашении) сложностей не вызывает.

Формула расчета при полном погашении долга (полном непогашении): 
сумма непогашенной (погашенной) задолженности × cтавка рефинансирования НБ РБ / 365 (или 366) дней в году ×  количество дней просрочки.

Рассмотрим порядок расчета процентов на примере взыскания суммы основного долга в размере 100 бел. руб., обязанность по уплате которого возникла 01.03.2017.

Если долг НЕ выплачен полностью

Источник: https://statuspro.by/statia/procenty-za-polzovanie-chuzhimi-denezhnymi-sredstvami-schitaem-i-vzyskivaem

Недобросовестным потребителям могут увеличить размер пени за несвоевременную или не полную оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Обязательна ли оплата пени за просрочку платежа в 2013 и 2014 гг?

Порядок оказания коммунальных услуг могут усовершенствовать. Соответствующий законопроект, разработанный группой депутатов, внесен в Госдуму.

Документом, в частности, предусмотрено:

  • закрепление штрафных санкций в пользу ресурсоснабжающих организаций при несвоевременной или не полной оплате коммунального ресурса потребителем или покупателем коммунальных услуг, а также лицом, осуществляющим их предоставление. Пени за просрочку платежа предлагается установить в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Банка России, действующей на момент оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты и по день фактической оплаты включительно;
  • предоставление права ресурсоснабжающей организацииинициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в случае наличия у управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за коммунальный ресурс в размере больше стоимости ресурса за три расчетных периода. Такое собрание предполагается проводить для принятия решений по вопросу внесения платы за соответствующую коммунальную услугу напрямую ресурсоснабжающей организации, изменения способа управления или выбора иной управляющей организации;
  • усиление ответственности недобросовестных потребителей за несвоевременную оплату жилого помещения и коммунальных услуг путем повышения размера пени для лиц, несвоевременно или не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги, до одной стосемидесятой ставки рефинансирования Банка России, действующей на момент оплаты. Такой повышенный размер пени предусмотрен по истечении 91 дня со дня наступления установленного срока оплаты и по день фактической выплаты включительно.

Помимо этого, за нарушение лицом, обеспечивающим предоставление коммунальных услуг, порядка расчета платы за коммунальные услуги предусмотрена уплата потребителю неустойки в размере 15% от величины превышения неправильно рассчитанной платы над размером платы за коммунальные услуги, но не менее 200 руб. При этом размер неустойки не может превышать 50% от величины среднемесячного размера платы за шесть месяцев, предшествующих нарушению.

В свою очередь, при предоставлении коммунальных услугненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, лицо, обеспечивающее предоставление коммунальных услуг, планируется обязать уплачивать потребителю неустойку в размере 30% от величины среднемесячного размера платы за коммунальную услугу за шесть месяцев, предшествующих периоду, когда было установлено, что такое лицо не обеспечило непрерывность предоставления или предоставление коммунальных услуг или надлежащего качества.

Также установлено, что лицо, предоставляющее коммунальные услуги, может предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме скидку при оплате коммунальных услуг, в том числе при условии авансовой оплаты коммунальных услуг. Размер такой скидки предполагается определять в соответствии с условиями договора, содержащего положения о предоставлении услуг.

Законопроектом предлагается ряд поправок в части упрощения процедуры проведения общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах и повышения доступности для собственников информации о собраниях и решениях, принятых на общем собрании собственников. Например, вводится обязательство управляющей организации, органов управления товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, по обращению собственника помещения организовать созыв и проведение общего собрания собственников помещений.

Также предполагается расширить перечень возможных форм проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем введения очно-заочной формы проведения общего собрания.

Такая форма предусматривает возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на ание, а также возможность передачи в установленный срок в место или по адресу, указанным в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников лично или посредством почтовой, телеграфной или иной связи, в том числе электронной. По мнению авторов, это обеспечит аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Кроме того, органы местного самоуправления могут обязать по обращению ресурсоснабжающей организации опубликовывать информациюо наличии у управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющих управление домами, подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за коммунальный ресурс. Такую информацию планируется размещать на сайте органа местного самоуправления муниципального образования и в официальных печатных СМИ, а также на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме, а также на сайте ресурсоснабжающей организации.

Соответствующие изменения планируется внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 “Об электроэнергетике”, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ “О теплоснабжении”, Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”, Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации”.

В случае одобрения законопроекта предлагаемые нормы вступят в силу со дня официального опубликования документа.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, он направлен на улучшение платежной дисциплины как со стороны исполнителей коммунальных услуг, так и со стороны потребителей этих услуг, повышение взаимной ответственности все участников отношений, обеспечение дополнительных возможностей собственникам управлять своим жильем и принимать соответствующие решения, а также на создание необходимых условий для эффективной работы отрасли ЖКХ.

Текст законопроекта № 500410-6 “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

Источник: http://www.garant.ru/news/537789/

Округ закона
Добавить комментарий