Обязательно положение по соут

Закон о СОУТ: трактовка и область применения

Обязательно положение по соут

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в настоящее время является обязательной для работодателей. Закон о СОУТ специально разработан для регулирования этого процесса.

О соут

Многие задаются вопросом: что такое спецоценка условий труда? Что кроется за этим понятием? Некоторые руководители ранее ошибочно полагали, что провести аттестацию рабочих мест самостоятельно не составит труда. Но правильно это мероприятие могут выполнять лишь профессионалы.

Что такое специальная оценка условий труда

Итак, СОУТ — это систематизированные мероприятия по проведению оценки каждого рабочего места, причем одновременно рассматривается несколько характеризующих его факторов. Проведением СУОТ занимаются сотрудники, специально подготовленные в организации, обладающей разрешением на выполнение этих мероприятий.

На основании проведенной работы составляются карты. Это довольно удобные документы, с помощью которых несложно ориентироваться в следующем:

  • какие льготы положены сотруднику;
  • какие вредные или опасные факторы имеются на месте, где работает сотрудник;
  • как часто полагается проходить медицинский осмотр;
  • какие опасности существуют, и какие меры для их устранения нужно принять;
  • какая спецодежда и спецобувь, а также средства СИЗОД необходимы для сотрудника;
  • какой класс условий труда, какова освещенность, уровень шума, запыленность, загазованность.

Все перечисленное используется в работе инженеров по охране труда, кадровых сотрудников и заведующих складом.

Закон о СОУТ: основные положения, цели

На уровне законодательства проведение спецоценки регулируется Федеральным законом № 426, в нем отражаются все необходимые нюансы.

Согласно этому документу регулируются:

  • взаимодействия между представителем работодателя и экспертной организацией;
  • отношения между работниками организации и работодателями в период проведения оценки;
  • обеспечение проведения спецоценки условий трудового процесса;
  • права руководства, сотрудников и спецорганизации;
  • порядок обработки результатов и их применения на практике;
  • порядок проведения мероприятия;
  • в каких случаях осуществляется декларирование рабочих мест;
  • проведение лабораторных исследований;
  • в каких случаях требуется проведение оценки рабочего места вне плана;
  • каким образом осуществляется учет и контроль проведенного мероприятия.

Основная цель принятия закона — это регулирование отношений по взаимодействию работодателей и экспертов при подготовке к проведению СОУТ, а также при непосредственном выполнении мероприятия, оформлении результатов проведения и выдачи их руководству организации. 

Далеко не всем руководителям понятно, что такое СОУТ. Дело в том, что они больше отдают сил выполнению плана, но если своевременно не заключить договор и не провести аттестацию, то они могут подвергаться административному наказанию.

Перед проведением спецоценки условий труда необходимо тщательно изучить требования закона и только тогда начинать действовать. Как правило, это поручается работнику, назначенному приказом.

Как начать выполнение работы по спецоценке

С чего начать проведение СОУТ?

Спецоценка начинается с подбора экспертной организации

Действовать рекомендуется по следующему алгоритму и это должны знать все работодатели:

  1. Изначально объявляется тендер и определяется, какая организация должна проводить это мероприятие. При подобных обстоятельствах рассматривается следующее: наличие разрешительных и учредительных документов, какая цена выставляется за предстоящую работу. Но не нужно экономить на проведении данной работы, пусть лучше всем займутся эксперты.
  2. Далее издается распорядительный документ по предприятию о проведении спецоценки, в котором расписывается, как должно быть организовано мероприятие и какие работники должны быть привлечены.
  3. После организационных мероприятий имеется необходимость подготовить перечень рабочих мест, которые необходимо оценить. Это дело, как правило, поручается представителю кадровой службы, так как он является держателем штатного расписания.

Каким образом проводить спецоценку

Теперь началось самое интересное при работе с экспертами, а именно:

  1. Работу можно начинать, причем совместно со специалистом нужно закрепить работника, заинтересованного в результатах данной оценки. 
  2. На всех местах производятся замеры освещенности, шума, загазованности, и многого другого с помощью специальных приборов. Работников опрашивают, чем они занимаются в течение всей смены, это необходимо для того, что описать процесс работы. Также оценивают травмооопасность на рабочем месте, в том числе каково состояние пола и рабочей поверхности.
  3. На основании полученных результатов выполняются исследования в специальной лаборатории, которые могут показать превышение факторов в местах работы, а также его отсутствие. Идентифицировать факторы также возможно путем логических соображений. Например, если эксперту предоставить сведения о веществах, с которыми осуществляет трудовую деятельность работник, то можно проанализировать, какими свойствами обладает то или иное вещество.
  4. Обработка результатов также проводится и по иным параметрам, например, по освещенности и шуму.
  5. Все результаты оформляются протоколом. В этом документе указываются также модели приборов и их поверки, так как они должны соответствовать определенным требованиям государственных стандартов.
  6. Результаты исследований по травмоопасности тоже заносятся в протокол.
  7. На основании описаний мест трудовой деятельности, в том числе времени нахождения сотрудника во вредных условиях производства, устанавливаются доплаты, выдача спецпитания или молока, а также сокращенный день работы и удлиненный отпуск.
  8. Прохождение медицинских освидетельствований регулируется приказом 302-Н. Для этого учитывается наименование должностей и превышение вредных факторов, а также как часто следует организовывать проведение мероприятия в организационной структуре.

На практике встречается и такое, что некоторые рабочие места идентичны друг другу, то есть на них находится одинаковое оборудование, приспособления, освещенность, характеристики шума и многое иное.

Как тогда быть с проведением оценки? Для аналогичных рабочих мест составляется одна карта аттестации и ее вполне достаточно для ознакомления с ее содержанием работников, задействованных в производственном цикле.

Завершение проведения спецоценки

СОУТ завершилась и далее требуется ее грамотно оформить. Что для этого нужно выполнить и в какой последовательности?

По результатам СОУТ оформляется карта с рекомендациями по выдаче спецодежды

Действовать нужно исходя из следующего алгоритма:

  1. Обобщить все материалы для создания карт СОУТ (протокол проведения замеров, травмоопасности). В самой карте отразить, как часто проводится медосмотр и положено ли его проводить, а также какая спецодежда положена, и указать сроки ее носки. 
  2. Обобщенные материалы подписываются представителем экспертной организации и представителем работодателя, а сама карта — членами комиссии.
  3. Затем отдельно составляется перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке условий трудового процесса, после чего следует проставить, к какому классу можно отнести то или иное место работы и подвести итоги.

Источник: https://naimtruda.com/ohrana/zakon-o-sout.html

Обязательно положение по соут

Обязательно положение по соут

Обязательно положение по соут

Без его утверждения можно обойтись, если в компании полагают, что норм, содержащихся в законе №426-ФЗ, достаточно для регулирования данного процесса.

Однако в некоторых компаниях он носит настолько сложный характер, что становится целесообразным все же принять положение о СОУТ.

Типовой формы для документа не существует, поэтому компании имеют право составлять его самостоятельно. В то же время имеет смысл ориентироваться на образцы, представленные в интернете. Непосредственно разработкой положения занимается юридический отдел предприятия.

Его структура обычно включает ряд разделов.

Первый раздел содержит общие положения.

В нем определяется понятие СОУТ в целом, также там приводятся взаимные права и обязанности работодателя и сотрудников в процессе проведения данной процедуры.

Также в этом разделе указывается, что проведением СОУТ занимаются совместно само предприятие, в котором образуется соответствующая комиссия и сторонняя специализированная организация.

Второй раздел содержит описание процесса подготовки к СОУТ на предприятии.

Важно

Екатерина Добрикова, Валерия Зеновинаracorn / Depositphotos.com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест.

Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч.

2 ст. 5.27.1 КоАП.

Так как типового образца законодательством не установлено, при составлении акта целесообразно пользоваться положениями Закона № 426-ФЗ.

Структура положения может выглядеть таким образом:

  1. Общие положения.
  2. Организация и подготовка к СОУТ.
  3. Проведение СОУТ.
  4. Подведение итогов СОУТ.

разделов положения о СОУТ

Какую именно информацию следует включить в описываемый локальный акт? Если отталкиваться от норм Закона № 426-ФЗ, то содержание разделов документа будет следующим:

  1. В первой части фиксируются вводные теоретические сведения о СОУТ, права и обязанности работников и работодателя, связанные с процедурой оценки. Также здесь следует оговорить, что комиссия проводится совместно работодателем и специализирующимся по СОУТ учреждением.
  2. Далее указывается обязанность работодателя обеспечить и профинансировать проведение комиссии, определяется периодичность оценки и факторы, в связи с которыми осуществляется внеплановая процедура.

Обязательно положение по соут в трудовую инспекцию

Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч.
6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Обязательно положение по соут образец

Внимание

Работники имеют право на рабочие места, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 21 ТК РФ). Соответственно, работодатели обязаны обеспечивать безопасность работников в процессе их трудовой деятельности (ч.

2 ст. 22 ТК РФ). Одним из элементов системы обеспечения безопасности на рабочих местах является проведение специальной оценки условий труда. В процессе спецоценки производится идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценка уровня их воздействия на работников (ч.
1 ст. 3

Источник: http://helpmsk24.ru/obyazatelno-polozhenie-po-sout

Проводим специальную оценку условий труда

Обязательно положение по соут

Из статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

В предыдущей статье мы выяснили, зачем нужна специальная оценка условий труда и кто должен ее проводить. Напомню, что по законодательству все работодатели должны проводить специальную оценку в отношении практически всех рабочих мест (за небольшим исключением).

Теперь самое время перейти к практической стороне вопроса – то есть непосредственно к проведению специальной оценки условий труда.

В этой статье предлагаю подробно рассмотреть порядок действий при проведении спецоценки, на какие моменты стоит обратить особое внимание при подготовке, в процессе проведения и при утверждении результатов специальной оценки условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2).

Я не буду переписывать закон, а для лучшего понимания выделю основные этапы проведения специальной оценки и их ключевые моменты.

1. Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Руководитель (индивидуальный предприниматель) издает приказ, которым назначает состав комиссии (должен быть нечетным), ее руководителя, а также перечень работ по специальной оценке условий труда. Кроме того утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Скачать Образец приказа о проведении специальной оценки условий труда

Скачать  Образец приказа об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст.

217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда.

Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.

) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы.

Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации  Минтруда России  (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004).

Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

Скачать  Образец приказа о назначении ответственного за охрану труда

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.).

Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг.

То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.).

Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Перечень аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте Минтруда РФ

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Скачать форму  Декларация соответствия условий труда

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет.

После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии.

Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно здесь, а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года здесь).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда.

Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе.

Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе Полезные сайты

Источник: http://buh-aktiv.ru/provodim-spetsialnuyu-otsenku-uslovij-truda/

Положение о спецоценке условий труда

Обязательно положение по соут

Как показывает опыт прошлых годов, в качестве основы для создания данного типа документов рекомендуется использовать пример, который был упомянут в разделе IПравил подготовки нормативных правовых актов.

Выбрав данный способ, работодатель сможет сэкономить значительное количество времени для завершения процедуры.

Кроме того, это не позволит допустить ошибок, которые в будущем смогут привести к проблемам с контролирующими органами.

В данном пункте указывается список обязанностей и сферы ответственности ответственных лиц, которые являются членами контролирующей комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Кроме того, в данном разделе в обязательном порядке указываются права тех лиц, в отношении рабочих мест которых проводят СОУТ.

ОТ-12 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения специальной оценки условий труда в ГБОУ Школа 950

1 ОТ-12 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения специальной оценки условий труда в ГБОУ Школа 950. г.москва 1.

Общие положения Специальная оценка условий труда (далее — спецоценка) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических

5 3.2.1 До подписания контракта спец.

организация подтверждает права эксперта(ов) и специалистов, которые будут проводить исследования (испытания) и измерения уровней идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, например, предоставляет заказчику заверенную в установленном порядке выписку из приказа, в котором назначаются эксперты, проводящие специальную оценку условий труда, и специалисты, осуществляющие исследования и испытания идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов с указанием их полномочий В переходной период приказом даваться право работнику спецо.рганизации подписывать документы от имени эксперта. Копия приказа приобщается к документам Комиссии. 4.Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. 4.1.Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором, с учетом условий воздействия этих факторов, изложенных в примечаниях. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой (приказ Минтруда РФ от н). 4.2.Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляет эксперт спец.организации. Идентификация факторов не проводится (ст. 10 ФЗ, п. 10 Методики) на рабочих местам, на которых: профессии, должности работников включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда. 4.3.Результаты идентификации эксперт оформляет заключением(ями), в приложении к которому(ым) должны быть перечни: рабочих мест, на которых факторы не идентифицированы; рабочих мест, на которых требуется проводить измерения вредных и (или) опасных производственных факторов по результатам идентификации с указанием наименований вредных и (или) опасных производственных факторов по Классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов, а также времени их воздействия на работника; рабочих местах, где идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в соответствии с частью 6 ст. 10 ФЗ 426, и на которых необходимо проводить измерения (исследования) вредных и (или) опасных производственных факторов с указанием наименований этих факторов, а также времени их воздействия на работника. 4.4.Комиссия рассматривает заключение(я) эксперта и при согласии утверждает предоставленный экспертом перечень рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, и признает условия труда на этих

Рекомендуем прочесть:  Уволить за опоздание на работу

Специальная оценка условий труда в 13 шагов: к проведению готовы

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Образец положения об осуществлении СОУТ в организации

Порядок проведения процедуры регулирует закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). Этим правовым источником не установлено обязанности работодателя по изданию положения о СОУТ, однако процедура оценки достаточно сложна, поэтому в некоторых организациях рассматриваемый нами нормативный локальный акт существует.

Положение о СОУТ в организации — образец его не установлен законодательством, поэтому разрабатывается данный документ каждым предприятием самостоятельно. Какие нормативные акты можно использовать при составлении положения, каким может быть его примерное содержание, расскажем подробно в статье далее.

Положение о специальной оценке условий труда

Проведение специальной оценки по условиям труда обязательно для всех видов предприятий любой специфики деятельности.

Однако возникают вопросы о проведении этой процедуры в офисе, ведь вредных факторов тут вроде нет.

Что из условий учитывается и как проходит спецоценка у офисного персонала? Как ее организовать и как оформить все необходимые документы? В этой статье приводится примерный вариант пошаговых действий.

С 1 января 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена вместо существующей ранее аттестации рабочих мест для определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников. Какова же судебная практика по этому вопросу?

Положение о порядке проведения специальной оценки условий труда

2.Отчёт о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда тоже имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчёту.

— получение работодателем предписания государственного инспектора о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушение требований настоящего Федерального закона;

Специальная оценка условий труда

— Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.17.74 г. № 298/П-22 (с последующими изменениями и дополнениями);

Для организации и проведения СОУТ издается соответствующий приказ, создается аттестационная комиссия предприятия, определяются сроки и график проведения работ по аттестации.

При этом в состав аттестационной комиссии организации включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

В качестве представителей работодателя в состав комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и др.

Рекомендуем прочесть:  С какого возраста материнский капитал

Проводим специальную оценку условий труда

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2).

Я не буду переписывать закон, а для лучшего понимания выделю основные этапы проведения специальной оценки и их ключевые моменты.

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст.

217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда.

Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

График проведения специальной оценки условий труда (образец)

В состав комиссии обязательно включается специалист по охране труда. Если на предприятии есть профсоюз, его представители также должны участвовать в работе комиссии.

Советуем ознакомиться со статьей «Как учесть мнение профсоюза», чтобы знать, в каких ситуациях работодатель обязан прислушиваться к рекомендациям профсоюзного комитета, и какие полномочия необходимо предоставить его представителям.

Если организация несколько лет назад проводила аттестацию рабочих мест, вплоть до завершения срока действия ее результатов СОУТ можно не проводить. Спецоценка рабочих мест сотрудников, не занимающихся вредной производственной деятельностью, проводится поэтапно до 31 декабря 2019 года.

Если результаты спецоценки признали условия труда допустимыми: инструкция для бухгалтера и кадровика

Ознакомление работников работодатель обеспечивает в течение 30 календарных дней (исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска) с момента утверждения отчета о специальной оценке условий труда комиссией работодателя (ч. 5 ст.

15 Закона о спецоценке). Неисполнение данной обязанности может обернуться административными штрафами. Например, заместитель председателя Свердловского областного суда Постановлением от 19.08.

2019 №4а-756/2019 оставил в силе акт о привлечении ОАО к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение требований охраны труда).

В частности, общество оштрафовали за то, что работники на момент проведения государственной экспертизы условий труда не были ознакомлены с результатами спецоценки. Штраф составил 60 000 руб.

Отметим, что в КоАП РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее оформление трудового договора (ч. 4 ст. 5.27), что влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до 20 000 руб., на юридических лиц – до 100 000 руб.

ГИТ считает, что отсутствие указания класса условий труда в трудовом договоре со ссылкой на отчет о спецоценке является ненадлежащим оформлением трудового договора. Суды это поддерживают (см., например, Решение Пермского краевого суда от 11.05.

2019 по делу №7‑805/2019 (21-519/2019)

Источник: http://lawyertop.ru/oplata-i-vyplaty/polozhenie-o-spetsotsenke-uslovij-truda

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Обязательно положение по соут

Сроки специальной оценки условий труда регламентированы ч. 4 ст. 8 закона «О Специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Этот нормативный документ определяет три вида СОУТ – плановый, внеплановый и для новых организаций.

Законодательство обязывает всех работодателей в РФ проводить специальную оценку условий труда, но предусмотрены некоторые исключения. Нет необходимости проводить оценку в для следующих работников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники работодателей — физических лиц, не являющихся ИП.

Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Периодичность СОУТ

Плановая специальная проверка условий труда проходит раз в 5 лет.

Новосозданные организации должны пройти первую процедуру в течение 6-ти месяцев со дня своей регистрации. В последствии, новые компании как и  остальные организации обязаны проходить плановую проверку с интервалом 5 лет. Новый срок отсчитывается от даты проведения предыдущей оценки.

Внеплановая СОУТ проводится в течение 6-12 месяцев, после выявления потенциально опасных факторов, в зависимости от возникших обстоятельств.

Специальная оценка условий труда должна быть проведена в течении 6 месяцев, если:

  • получено предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут опасны для здоровья персонала;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (возможно изменение класса вредности, что может снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • профсоюз выдвигает требование о проведении внеплановой СОУТ.

СОУТ должна быть проведена в течении 12 месяцев, если:

  • вводятся новые рабочие места;
  • меняется производственное оборудование или технологические процессы.

Своевременность проведения СОУТ

При своевременном проведении процедуры организация получает ряд преимуществ:

  • Высокий уровень безопасности на производстве и минимизация риска травматизма.
  • Скидки к страховым тарифам.
  • Вы не попадете в автоматическую выборку для проверки инспекцией труда.
  • Возможность участвовать в госзакупках (актуально для строительной сферы).

В случае уклонения или пропуска сроков проведения специальной оценки условий труда, на работодателя может быть наложен штраф в размере от 30 до 80 тысяч рублей.

Позвоните прямо сейчас  +7(495)125-14-12 и получите грамотную консультацию как не пропустить сроки проведения СОУТ.

График проведения специальной оценки условий труда (образец)

1234
1Подготовка и согласование проекта Приказа «О проведении специальной оценки условиям труда в _______________________________
2Составление перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест
3Выявление на рабочих местах источников вредных и (или) опасных факторов и самих вредных и (или) опасных факторов
4Сопоставление выявленных на рабочих местах факторов с факторами, указанными в Классификаторе
5Принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов и (или) составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
6Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
7Определение продолжительности воздействия факторов производственной среды на работников
8Оформление протоколов измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса
9Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда
10Оценка обеспеченности работников СИЗ
11Оценка защищенности работников СИЗ
12Оценка эффективности выданных работнику СИЗ
13Оформление протоколов оценки эффективности СИЗ
14Оценка фактического состояния условий труда при сочетании всех факторов производственной среды и трудового процесса, эффективности средств индивидуальной защиты.
15Определение рабочих мест на которых класс (подкласс) условий труда может быть снижен, при необходимости (снижение более чем на одну степень) согласование с ТО  Роспотребнадзора
16Определение контингента работников на предоставление гарантий и компенсаций за вредные условия труда
17Заполнение и распечатка карт специальной оценки условий труда
18Оформление сводных (ой) ведомостей  и результатов специальной оценки условий труда
19Разработка перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников
20Составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
21Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда
22Организация ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах
23Предоставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда результатов проведения специальной оценки условий труда
24Организация размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (при наличии)

График может иметь более простой вид.

Нужна помощь? Задайте вопрос в чат или через форму запроса. 

Источник: https://asout.ru/articles/periodichnost-provedeniya-sout

Округ закона
Добавить комментарий