Право профсоюза на информацию

Право профсоюза на информацию

Право профсоюза на информацию

Поскольку профсоюзные организации МПРО “Учитель” нередко сталкиваются с проблемой предоставления информации, мы размещаем статью Центра социально-трудовых прав, которая разъясняет права профсоюзов.

Также существует важное Определение Верховного суда РФ, вынесенное в пользу профсоюза, которому работодатель отказался дать данные о привлечении работников предприятия к работе сверхурочно и в выходные дни.

 Право профсоюза на информацию

В ст.

17 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закреплено право профсоюза на информацию, а именно то, что для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Данное право имеет большое значение для активной деятельности профсоюза, так как даёт возможность реализовать иные права, гарантированные законодательством, например, право профсоюзного контроля.

Какую именно информацию может запросить профсоюз?

В ст.

17 ФЗ «О профсоюзах» дана достаточно абстрактная формулировка, а именно указывается только на социально-трудовой характер запрашиваемой информации, а также даётся отсылка на то, что такая информация необходима для осуществления уставной деятельности профсоюза. При буквальном толковании можно сказать, что профсоюз вправе требовать предоставления любых сведений, необходимых для осуществления уставной деятельности, под которой, в свою очередь, следует понимать деятельность по реализации иных прав и обязанностей профсоюзов, предоставленных законом.

Обратите внимание! При запросе определённой информации может возникнуть вопрос о соблюдении требований законодательства о защите персональных данных работников.

Ограничения по обработке персональных данных в целом и персональных данных работников в частности, включающей в себя получение, хранение, комбинирование, передачу или любое другое их использование, установлены Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» и главой 14 ТК РФ («Защита персональных данных работника»).

По общему правилу обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных. Однако, если обработка необходима для достижения целей, предусмотренных законом, согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется.

На наш взгляд, с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ, статей 17 и 19 ФЗ «О профсоюзах», статьи 370 ТК РФ работодатель обязан предоставить по запросу профсоюза информацию, включающую персональные данные работников данного работодателя.

При этом не требуется получения специального согласия работников на передачу персональных данных профсоюзу в том случае, если у работодателя работают члены данного профсоюза, а информация запрашивается профсоюзом для целей осуществления профсоюзного контроля. В тоже время, информацию о персональных данных работников, которые членами профсоюза не являются, работодатель без их согласия предоставить профсоюзу не может.

Важно! В судебной практике возникает много вопросов по порядку предоставления профсоюзу такого документа, как штатное расписание. В Определении Верховного суда Республики Карелия от 27.01.

2012 по делу № 33-242/2012 было указано, что утверждение штатного расписания на предприятии относится к трудовым вопросам, решаемым предприятием для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации.

Таким образом, штатное расписание не содержит информации о заработной плате и других персональных данных конкретных работников предприятия; работодатель не получает от работников сведения, вносимые в штатное расписание; соответственно, оно является документом самого работодателя. Следовательно, штатное расписание не содержит персональные данные работников, и работодатель обязан предоставить профсоюзу данный документ.

Также законодательное ограничение права профсоюзов на получение информации установлено статьей 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно части 2 данной статьи не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей.

Кто имеет право получать информацию?

В Законе о профсоюзах указывается, что это профсоюз, действующий у конкретного работодателя. Однако у одного работодателя может функционировать несколько первичных профсоюзных организаций, интересы которых порой могут не совпадать. Судебная практика выработала следующий, на наш взгляд, рациональный подход.

Если профсоюзная организация участвовала в заключении коллективного договора от лица всего трудового коллектива, то она вправе требовать предоставления документов по всем работникам, в том числе не являющимся членами профсоюзной организации.

Данный вывод обусловлен тем, что при защите коллективных прав и интересов работников во исполнение коллективного договора, профсоюз, заключивший этот трудовой договор, выступает в качестве общего представителя всех работников и на них можно распространять режим предоставления информации с персональными данными аналогичный членам профсоюза.

Если же запрашиваемый вопрос не касается исполнения заключённого коллективного договора или данный профсоюз не выступал в качестве представителя всех работников, то запрашиваемая информация не должна касаться персональных данных работников — не членов профсоюза.

У кого профсоюз может запросить информацию и на каких условиях?

Закон чётко ограничивает круг субъектов – это работодатели, их объединения, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В течение какого срока информация должна быть предоставлена?

В ст.

37 ТК РФ закреплена обязанность сторон предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса, а в силу ч. 2 ст. 51 ТК РФ при проведении контроля за выполнением коллективного договора представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Что касается предоставления информации государственным или муниципальным органом, то здесь необходимо руководствоваться общим месячным сроком, который предусмотрен в ряде административных регламентов, а также в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

На каких условиях предоставляется информация?

Информация должна предоставляться бесплатно и беспрепятственно.

В некоторых судебных решениях можно встретить интересную позицию работодателя, который фактически не оспаривает право профсоюза, но заявляет возражения по вопросу изготовления заверенных светокопий документов за свой счет.

Суды данный довод не принимают, говоря о том, что на работодателя возлагается обязанность именно предоставить информацию, а не просто показать документ.

Где профсоюз имеет право размещать информацию о себе?

Во-первых, информация может размещаться в средствах массовой информации. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут сами быть учредителями средств массовой информации. В случае создания средства массовой информации профсоюз как учредитель приобретает более широкие возможности.

Во-вторых, в соответствии со ст. 377 ТК РФ которой работодатель обязан предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Во многих коллективных договорах, отраслевых соглашениях данное право раскрывается более подробно, например, указывается на возможность размещения информации о мероприятиях, проводимых профсоюзом, информации о составе и контактах членов выборного органа первичной профсоюзной организации профсоюза, на сайтах, на стендах в помещениях, может предоставляться возможность использования средств внутреннего радиовещания и телевидения, многотиражной печати, автотранспорта, информационно-правовых систем, интернет-ресурсов и возможностей электронной почты.

Источник

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/pravo-profsoyuza-na-informatsiyu

О предоставлении информации профсоюзным организациям

Право профсоюза на информацию

24.10.2016

О предоставлении информации

профсоюзным организациям

В целях эффективной защиты трудовых прав работников, профсоюзным организациям необходим значительный объем самой разной информации, находящейся в распоряжении работодателя. Но зачастую ее получение становится большой проблемой. В этой статье мы расскажем об особенностях правового регулирования предоставления информации профсоюзным организациям.

                                                 ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ

Наверняка каждый слышал известную фразу, приписываемую Н. Ротшильду: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. И хотя профсоюзы не ставят перед собой задачу овладения миром, получение от работодателей информации – необходимая часть работы профсоюзной организации, прежде всего первичной.

Полные и достоверные сведения нужны профорганизации во многих случаях, прежде всего – при ведении коллективных переговоров.

Ведь для того чтобы вносить обоснованные и реально выполнимые предложения по условиям колдоговора или соглашения, профсоюзная сторона должна четко представлять финансово-экономическое положение работодателя, владеть информацией по другим вопросам, связанным с деятельностью нанимателя.

Кроме того, очень часто работодатели намеренно скрывают истинное положение дел, создавая иллюзию невозможности принять на себя те или иные социальные обязательства. Также информация необходима, чтобы контролировать соблюдение работодателем трудового законодательства, выполнение условий коллективного договора и соглашения.

Добросовестное предоставление сведений в соответствии с законодательством способствует лучшему взаимопониманию между представителями работников и работодателем и, в конечном счете, повышает результативность усилий социальных партнеров, направленных на регулирование социально-трудовых отношений.

Право профсоюзов на получение информации и, соответственно, обязанность работодателей предоставлять ее профсоюзам закреплены в различных нормативно-правовых актах. Право на информацию относится к основополагающим правам профсоюзов, поскольку если не обеспечена его реализация, затрудняется использование других профсоюзных прав.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.

1996 № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать информацию по социально-трудовым вопросам от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), от органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также обсуждать эту информацию с приглашением представителей всех перечисленных органов.

Согласно ч. 1 ст. 53 ТК РФ получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, является одной из основных форм участия работников в управлении организацией. В ч. 2 указанной статьи приведен перечень этих вопросов:

– реорганизация или ликвидация организации;

– введение технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

– профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;

– другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Последний из приведенных пунктов говорит о том, что данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен в соответствии с перечисленными актами.

                                               МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Обязанность работодателя предоставлять профсоюзам информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров по заключению колдоговоров, соглашений, предусмотрена ч. 7 ст. 37 ТК РФ. Такая информация должна быть предоставлена работодателем не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса от профсоюзной организации.

В целях контроля за выполнением работодателем коллективного договора, соглашения профсоюзные организации, являющиеся одной из сторон указанных актов, вправе получать у работодателя сведения, необходимые для осуществления такого контроля (ч. 2 ст. 51 ТК РФ). При этом информация должна быть предоставлена работодателем в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса от профорганизации.

В некоторых случаях законодательство прямо указывает на конкретные профсоюзные органы, которые вправе получать от работодателя информацию.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов вправе получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей сведения о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях (ч. 6 ст. 370 ТК РФ).

При разрешении коллективного трудового спора путем забастовки представительный орган работников, возглавляющий забастовку, согласно ч. 2 ст. 411 ТК РФ имеет право получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников. На практике в подавляющем большинстве случаев в качестве представительного органа, возглавляющего забастовку, выступает профсоюзный орган.

Для получения от работодателя необходимых сведений профсоюзная организация должна направить в его адрес соответствующий письменный запрос. Требования запроса законодательством не установлены.

Представляется, что запрос должен содержать подробный перечень необходимых сведений или документов, а также указание на предусмотренные законодательством цели запроса (ведение коллективных переговоров; контроль за выполнением колдоговора или соглашения; другие направления уставной деятельности профорганизации).

Также профсоюзной организации необходимо удостовериться в получении работодателем запроса. Лучше всего, чтобы это была копия запроса с отметкой представителя работодателя о получении с указанием даты. Это даст возможность контролировать сроки предоставления информации работодателем.

ТК РФ также устанавливает обязанность работодателей в некоторых случаях при совершении определенных действий предоставить информацию профсоюзной организации и без каких-либо запросов с ее стороны. Например, согласно ч. 1 ст.

82 ТК РФ работодатель обязан письменно сообщить выборному органу первички о возможном расторжении трудовых договоров с работниками в связи с сокращением их численности или штата – не позднее, чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (при возможном массовом увольнении – не позднее, чем за три месяца).

Для того чтобы право профсоюзов на информацию соблюдалось работодателями, за ее непредоставление необходимы соответствующие меры ответственности. Такие меры установлены КоАП РФ, но их эффективность недостаточна. Так, согласно ст. 5.

29 КоАП РФ, непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в установленный законом срок сведений, необходимых для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением колдоговора, соглашения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 руб. до 3000 руб.

Во многих случаях работодателю выгоднее заплатить такой штраф, чем предоставить профсоюзу сведения, анализ которых позволит выявить нарушения трудового законодательства и повлечет более суровую ответственность работодателя.

                                     КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Отдельные виды информации в соответствии с законодательством носят конфиденциальный характер и имеют ограничения в доступе; некоторые из них охраняются как тайна.

Источник: http://www.przrf.ru/news/full/novosti-i-sobytiya/O-predostavlenii-informatcii-profsoyuznym-organizatciyam/

Права профсоюза – Центр социально-трудовых прав

Право профсоюза на информацию

1) Право представлять интересы работников в трудовых отношениях

На уровне организации интересы работников представляют только первички (о том, что такое «первичка» см. здесь…). Если первичка объединяет больше половины работников организации, она автоматически (по закону) становится представителем ВСЕХ работников организации в отношениях с работодателем.

Если ни одна из первичек не объединяет больше половины работников, то работники на общем собрании могут им это поручить, либо выбрать иного представителя.

Самым распространенным примером «иного представителя» являются СТК (совет трудового коллектива), которые, к сожалению, на практике зарекомендовали себя не лучшим образом, поскольку, как правило, они создаются и действуют под контролем работодателя.

Вообще же в качестве иного представителя может быть избран как отдельный работник, так и комитет, коллегиальный орган и т.п.

В индивидуальных трудовых отношениях (т.е. в отношениях работник-работодатель) профсоюз представляет в первую очередь интересы своих членов. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут обратиться к органам первички с просьбой представлять их интересы в отношениях с работодателем.

2) Право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений

Сторонами (участниками) коллективного договора являются работники и работодатель. Профсоюз является только ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ работников. Только первичка может инициировать процесс коллективных переговоров – направить работодателю уведомление о начале коллективных переговоров. Представителем работников в коллективных переговорах может быть:

• первичка, объединяющая более половины работников организации;• единый представительный орган работников, созданный несколькими первичками, которые в целом объединяют более половины работников всей организации;• первичка, объединяющая менее половины работников, если общее собрание поручило ей направить уведомление работодателю о начале коллективных переговоров;

• иной представитель избранный тайным анием на общем собрании работников, если в организации не действуют никакие первичные профсоюзные организации, либо ни одна из них не была определена в качестве представителя.

3) Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор – это спор об установлении или изменении условий труда. С таким спором нельзя прийти в суд, так как у суда нет права устанавливать условия труда – повышать заработную плату, менять графики работы, запрещать работодателю проводить сокращение штата. Эти полномочия реализуются работодателем самостоятельно.

Первичка, объединяющая более половины работников организации, либо уполномоченная общим собранием работников, имеет право выдвигать требования к работодателю.

Эти требования, однако должны быть обязательно одобрены общим собранием работников организации и только после этого они могут быть направлены работодателю и становятся обязательными для рассмотрения.

На этом же собрании работники могут выбрать своих представителей для целей коллективного трудового спора.

Такая же ситуация складывается и вокруг забастовки. Профсоюз не имеет права инициировать забастовку, но может поставить этот вопрос на рассмотрение общего собрания.

4) Учет мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов

Локальные нормативные акты – это приказы, положения, распоряжения работодателя, которые содержат нормы, рассчитанные на неоднократное применение ко всем или части работников. Самые яркие примеры локальных нормативных актов – положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка, положение об аттестации сотрудников.

ЭТО ВАЖНО: К локальным нормативным актам не относятся приказы об увольнении, о наложении дисциплинарного взыскания, о привлечении конкретных работников к работе в выходной день.

Участвовать в процедуре принятия локальных нормативных актов может опять-таки только первичка, объединяющая более половины работников.

Учет мнения заключается в следующем: работодатель обязан направить в профком проект локального нормативного акта и обоснование по нему. Профком не позднее, чем через 5 рабочих дней с момента получения проекта должен отправить работодателю свое мотивированное мнение (с указанием причин) в письменной форме.

Если мотивированное мнение не содержит согласия с проектом либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может либо согласиться с ним, либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профкомом. Если и в этом случае стороны не договорятся, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт.

Профсоюз имеет право обжаловать этот акт в государственную инспекцию по труду или в суд в том случае, если в нем содержатся положения, которые ухудшают положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством. Если же положения локального нормативного акта ничему не противоречат, но, тем не менее, являются неприемлемыми для работников (например, приводят к уменьшению заработной платы), профсоюз может инициировать коллективный спор.

Инспекция по труду обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта. Если работодатель нарушит эту процедуру или вообще не обратится в профсоюз за мотивированным мнением, принятый им локальный нормативный акт не может применяться (ст. 8 ТК РФ).

5) Право профсоюзов на информацию

Профсоюзы имеют право требовать от работодателей предоставления следующей информации:

  •  по вопросам реорганизации или ликвидации организации;• по вопросам введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
  • по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
  • персональных данных работников в порядке, предусмотренном законодательством и только в том объеме, который необходим для выполнения представителями работников их функций;
  • а также по другим вопросам, предусмотренным трудовым законодательством, учредительными документами организации, коллективным договором.

В ходе ведения коллективных переговоров, работодатель обязан предоставлять профсоюзу имеющуюся у него информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Эта информация должна предоставляться не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса.

6) Учет мнения профсоюза при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

Если работодатель планирует уволить работника, являющегося членом профсоюза, он обязан запросить мотивированное мнение первички. Запрос обязателен, если трудовой договор с работником-членом профсоюза расторгается в связи:

  • с сокращением численности или штата;
  • с несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
  • с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Процедура учета мнения следующая: Работодатель направляет в профком первички проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для увольнения. Профком с течение 7 рабочих дней должен направить работодателю мотивированный (с указанием причин) письменный ответ.

Если профком не дал согласия на увольнение своего члена, он в течение 3 рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

Если по результатам консультаций согласие достигнуто не будет, работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в профсоюз проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение.

Это решение может быть обжаловано в соответствующую инспекцию по труду, которая в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) обязана рассмотреть вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдать работодателю предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

7) Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде

Профсоюзным организациям предоставлено право контролировать работодателя, но нет полномочий по привлечению работодателя к ответственности.

Выявив нарушения трудового законодательства, профсоюз вправе направить работодателю требование о его устранении.

Работодатель же обязан не устранить его, а в недельный срок сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах

8) Право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются Комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд.

Профсоюз имеет право обратиться в эти органы по просьбе своего члена, а также других работников, с требованием о защите его прав и законных интересов.

Для этого у профсоюза должно быть письменное заявление работника с просьбой обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Копия такого заявления прилагается к заявлению профсоюза, которое он направляет в КТС, или к исковому заявлению, которое направляется в суд.

9) Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюза

Первичкам, действующим в организации с численностью работников менее 100 человек, работодатель обязан безвозмездно предоставить:

  •  помещение для проведения заседаний, хранения документации;
  • возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Первичкам, действующим в организации с численностью работников менее 100 человек, работодатель обязан безвозмездно предоставить:

  • одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение;
  • оргтехнику, средства связи;
  • необходимые нормативные правовые документы.

Другие улучшающие условия могут быть предусмотрены коллективным договором.
При наличии письменных заявлений работников-членов профсоюза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяет коллективный договор.

10) Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы

Гарантии распространяются не на всех работников, а только на не освобожденных от основной работы руководителей (и их заместителей) профкомов, контрольно-ревизионных комиссий первичек. Гарантии распространяются на случаи увольнения в связи:

  • с сокращением численности или штата;
  • с несоответствием занимаемой должности из-за недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
  • с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

В этих случаях увольнение возможно с согласия или с учетом мнения вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Отказ вышестоящего профкома дать согласие на увольнение профсоюзного работника желательно мотивировать (указать причины), так как работодатель может обжаловать этот отказ в суде.

К числу наиболее серьезных причин для отказа относится указание на то, что увольнение носит дискриминационный характер и связано с активной профсоюзной деятельностью увольняемого.

Кроме того, члены профкома, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе профсоюзных съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Более подробно о правах профсоюза и гарантиях для членов профсоюза Вы можете почитать на этом сайте – http://labourmonitor.org/  

Источник: http://trudprava.ru/base/union/401

Предоставление информации профсоюзам – Центральная профсоюзная газета

Право профсоюза на информацию

Для эффективной защиты трудовых прав работников профсоюзам необходим значительный объем самой разной информации, находящейся в распоряжении работодателя. Но зачастую ее получение становится большой проблемой. В этой статье мы расскажем об особенностях правового регулирования предоставления информации профсоюзным организациям.

Наверняка каждый слышал известную фразу, приписываемую Н. Ротшильду: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. И хотя профсоюзы не ставят перед собой задачу овладения миром, получение от работодателей информации – необходимая часть работы профсоюзной организации, прежде всего первичной.

Полные и достоверные сведения нужны профорганизации во многих случаях, прежде всего – при ведении коллективных переговоров.

Ведь для того чтобы вносить обоснованные и реально выполнимые предложения по условиям колдоговора или соглашения, профсоюзная сторона должна четко представлять финансово-экономическое положение работодателя, владеть информацией по другим вопросам, связанным с деятельностью нанимателя.

Кроме того, очень часто работодатели намеренно скрывают истинное положение дел, создавая иллюзию невозможности принять на себя те или иные социальные обязательства. Также информация необходима, чтобы контролировать соблюдение работодателем трудового законодательства, выполнение условий коллективного договора и соглашения.

Добросовестное предоставление сведений в соответствии с законодательством способствует лучшему взаимопониманию между представителями работников и работодателем и, в конечном счете, повышает результативность усилий социальных партнеров, направленных на регулирование социально-трудовых отношений.

Право профсоюзов на получение информации и, соответственно, обязанность работодателей предоставлять ее профсоюзам закреплены в различных нормативно-правовых актах. Право на информацию относится к основополагающим правам профсоюзов, поскольку если не обеспечена его реализация, затрудняется использование других профсоюзных прав.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.

1996 № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать информацию по социально-трудовым вопросам от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), от органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также обсуждать эту информацию с приглашением представителей всех перечисленных органов.

Согласно ч. 1 ст. 53 ТК РФ получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, является одной из основных форм участия работников в управлении организацией. В ч. 2 указанной статьи приведен перечень этих вопросов:

– реорганизация или ликвидация организации;

– введение технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

– профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;

– другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Последний из приведенных пунктов говорит о том, что данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен в соответствии с перечисленными актами.

МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Обязанность работодателя предоставлять профсоюзам информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров по заключению колдоговоров, соглашений, предусмотрена ч. 7 ст. 37 ТК РФ. Такая информация должна быть предоставлена работодателем не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса от профсоюзной организации.

В целях контроля за выполнением работодателем коллективного договора, соглашения профсоюзные организации, являющиеся одной из сторон указанных актов, вправе получать у работодателя сведения, необходимые для осуществления такого контроля (ч. 2 ст. 51 ТК РФ). При этом информация должна быть предоставлена работодателем в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса от профорганизации.

В некоторых случаях законодательство прямо указывает на конкретные профсоюзные органы, которые вправе получать от работодателя информацию.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов вправе получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей сведения о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях (ч. 6 ст. 370 ТК РФ).

При разрешении коллективного трудового спора путем забастовки представительный орган работников, возглавляющий забастовку, согласно ч. 2 ст. 411 ТК РФ имеет право получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников. На практике в подавляющем большинстве случаев в качестве представительного органа, возглавляющего забастовку, выступает профсоюзный орган.

Для получения от работодателя необходимых сведений профсоюзная организация должна направить в его адрес соответствующий письменный запрос. Требования запроса законодательством не установлены.

Представляется, что запрос должен содержать подробный перечень необходимых сведений или документов, а также указание на предусмотренные законодательством цели запроса (ведение коллективных переговоров; контроль за выполнением колдоговора или соглашения; другие направления уставной деятельности профорганизации).

Также профсоюзной организации необходимо удостовериться в получении работодателем запроса. Лучше всего, чтобы это была копия запроса с отметкой представителя работодателя о получении с указанием даты. Это даст возможность контролировать сроки предоставления информации работодателем.

ТК РФ также устанавливает обязанность работодателей в некоторых случаях при совершении определенных действий предоставить информацию профсоюзной организации и без каких-либо запросов с ее стороны. Например, согласно ч. 1 ст.

82 ТК РФ работодатель обязан письменно сообщить выборному органу первички о возможном расторжении трудовых договоров с работниками в связи с сокращением их численности или штата – не позднее, чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (при возможном массовом увольнении – не позднее, чем за три месяца).

Для того чтобы право профсоюзов на информацию соблюдалось работодателями, за ее непредоставление необходимы соответствующие меры ответственности. Такие меры установлены КоАП РФ, но их эффективность недостаточна. Так, согласно ст. 5.

29 КоАП РФ, непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в установленный законом срок сведений, необходимых для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением колдоговора, соглашения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 руб. до 3000 руб.

Во многих случаях работодателю выгоднее заплатить такой штраф, чем предоставить профсоюзу сведения, анализ которых позволит выявить нарушения трудового законодательства и повлечет более суровую ответственность работодателя.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Отдельные виды информации в соответствии с законодательством носят конфиденциальный характер и имеют ограничения в доступе; некоторые из них охраняются как тайна.

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/articles_1083.html

Округ закона
Добавить комментарий