Правомерен ли регресс ко мне от страховой, если во время ДТП за рулем находилась супруга?

После ДТП страховая подала на меня в суд, что делать?

Правомерен ли регресс ко мне от страховой, если во время ДТП за рулем находилась супруга?

Присылайте документы по Вашему судебному делу на нашу электронную почту, и мы подробно расскажем о перспективах судебного дела в случаях, когда страховая компания подала на Вас в суд).

Если Ваш вопрос касается Европротокола, то жмите сюда.

Примерно 30-40% звонков, поступающих к нам, начинаются со слов: «2-3 года назад (более трех лет назад), я был виновником ДТП, у потерпевшего было КАСКО и он отремонтировал свой автомобиль в страховой компании «N». Теперь эта «N» страховая компания подала на меня в суд о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, в порядке суброгации (и это не ругательное слово)».

Понятие суброгации

Суброгация (лат. subrogatio — замена) — переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю в пределах возмещенного.

То есть, страховая компания «N» имеет право требовать с Вас компенсацию, что не накладывает на Вас обязанность платить все, что страховщики просят в своем иске.

Как долго ждать претензию или иск?

Срок исковой давности по таким делам равен трем годам и страховые компании стараются к окончанию этого срока подавать иски на ничего не подозревающих автолюбителей, с расчетом на Вашу забывчивость и беспечность.

Вы вспоминаете, что действительно, было дело, на осмотр поврежденного авто Вас никто не приглашал, а откуда взялась львиная доля повреждений, и, как следствие, сумма исковых требований, Вы представления не имеете. Тут же Вы начинаете себя корить, что не позаботились о расширении лимита по ОСАГО, прикидывать в течение какого срока у Вас получится возместить указанную сумму и каким образом…

Тут стоит остановиться.

Будьте бдительны и внимательны!

В 90% случаев иск по суброгации подаёт страховое коллекторское агентство.  Чаще всего это “Центр долгового управления” (ЦДУ), “Бизнес коллекшн групп”, ООО “Реновацио”, ЦАП “Ваше право”.

Во-первых, обратите внимание на дату подачи искового заявления. Она не должна превышать трех лет со дня, случившегося по Вашей вине ДТП.

В связи с тем, что дел таких много, то  страховые коллекторы иногда не успевают подать иск в срок, поэтому, хоть и редко, но у Вас есть шанс выиграть дело по суброгации вообще без юристов.

При просрочке исковой давности вы можете просто подать заявление о применении срока исковой давности.

Во-вторых, вспомните обстоятельства ДТП. Не всегда нарушение Вами пункта ПДД равно виновности в причинении ущерба.

А в-третьих, также, как страховая компания хочет обмануть Вас, точно также она завышает сумму ущерба, которую требует с Вас в порядке суброгации.

Как вести себя в подобной ситуации?

В любом случае отстаивать свои права в суде или в досудебном порядке Вам придется. Нужно будет пройти от начала и до конца все судебные заседания самому или, выдав доверенность юристу, иначе из-за Вашей неявки будет вынесено заочное решение, согласно которому будут удовлетворены полностью требования страховой компании «N», какими бы необоснованными они ни были.

ПРИМЕР УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ О СУБРОГАЦИИ

“Подводные камни” этой процедуры

В суде по суброгации Вы имеете право:

Главное в этом «бою» – владеть законодательной базой, так как именно по Вашему незнанию законов иски такого рода удовлетворяются в пользу страховой компании, что накладывает на Вас обязанность выплачивать в копилку страховой компании невероятно завышенные суммы.

Что дальше?

  1. Вам нужно ознакомиться с экспертизой или ремонтными документами, на основании которых рассчитана цена иска. 
  2. Понять насколько перечень повреждений соответствует действительным повреждениям автомобиля.

Иногда очевидно, что перечисленные в экспертном заключении повреждения по Вашей вине просто не могли быть образованы, например, в том случае, когда Вы совершили столкновение с потерпевшим, въехав ему в задний бампер справа, а в экспертизе фигурирует передняя левая фара.

Бывает, сумма ущерба завышена так, что намного превышает стоимость автомобиля, а бывает, что после ДТП страховая компания требует взыскать с виновника стоимость ущерба без учета эксплуатационного износа деталей – неправильно.

Внимание!

Так же стоит помнить о существовании годных остатков, которые в натуре (и это не блатной жаргон), либо в денежной форме, Вы имеете право требовать на основании закона.

Ознакомившись с этими документами, Вы можете прийти к выводу, что необходимо ходатайствовать о проведении судебной экспертизы. Правда придется ее оплатить, но в некоторых случаях законодательством предусмотрено освобождение от оплаты, уменьшение размеров оплаты, рассрочка.

Судебная экспертиза, как правило, проясняет ситуацию, но и среди экспертов случаются малообразованные специалисты. В том случае, если именно такой встретился на Вашем пути, представив суду необоснованное заключение, не нужно опускать руки, нужно бороться и отстаивать свои права.

Примеры из реальной жизни

В нашей практике были случаи, когда суд при вынесении решения не учитывал результаты и судебной экспертизы, если она реально не соответствует указанным выше параметрам. Главное – грамотно и обоснованно написанный отзыв (рецензия) на заключение эксперта.

Судебные разбирательства по суброгации в большинстве своем имеют массу тонкостей и нюансов, могут обернуться неожиданными открытиями, как для Вас, так и для страховой компании.

Поэтому рекомендуем не заниматься самодеятельностью, а обратиться к компетентным специалистам (хотя бы за бесплатной консультацией), которые «собаку съели» на такого рода делах и будут «отстаивать права и интересы заказчика, реализовывать мероприятия, с той оперативностью и степенью заботливости, разумности и добросовестности, как если бы они отстаивали свои собственные права и интересы» (цитата из п.3.1.3. нашего договора на оказание юридических услуг).

Кто возместит мои затраты?

В случае если дело будет рассмотрено в Вашу пользу, расходы на юридические услуги, согласно статье 100 ГПК РФ, будут возмещены Вам пропорционально либо в разумных пределах.

В том случае, если по независящим от Вас обстоятельствам решение судом первой инстанции уже вынесено и вынесено не в Вашу пользу, не отчаивайтесь, всякое незаконно вынесенное решение можно обжаловать в суд вышестоящей инстанции.

Уникально предложение для тех, на кого подала в суд страховая компания.

Наш опыт показывает, что в случае, когда на виновника ДТП подает страховая компания пострадавшего, где была застрахована его машина по КАСКО (суброгация), весь судебный процесс ограничивается в среднем максимум тремя заседаниями. В связи с этим мы решили оптимизировать стоимость затрат на юристов по таким категориям дел.

Мы поможем!

Вне зависимости от размера ущерба, который с Вас требуют в суде, за нашу работу Вы заплатите всего 6000 рублей за выезд в суд по г. Москве (область 7000 рублей).

В стоимость входят:

  • представление интересов в суде;
  • составление заявлений, ходатайств, возражений на заседание;
  • анализ документов;
  • консультация юриста.

Предложение постоянное.

Образец ответа на претензию страховой (скачать).

Источник: https://xn--80aagwcmqkqjjc5b8c.xn--p1ai/stati/35-posle-dtp-strahovaja-podala-na-menja-v-sud-chto-delat

У виновников дтп появился законный шанс избежать выплат потерпевшим за свой счет

Правомерен ли регресс ко мне от страховой, если во время ДТП за рулем находилась супруга?

Украинские водители, ставшие виновниками ДТП, получили возможность избежать регрессных исков от страховщиков при нарушении сроков извещения об убытке по полису «автогражданки».

(Речь идет о случаях, когда страховые компании, компенсировав ущерб потерпевшим, предъявляют финансовые претензии своим клиентам — виновникам ДТП.) Это стало возможным благодаря недавнему постановлению Верховного суда Украины (ВСУ).

«ФАКТЫ» попросили страхового консультанта Леонида Кипермана рассказать о новшествах, связанных со страхованием автомобилей.

— О каком именно нарушении правил обязательного страхования идет речь в постановлении Верховного суда Украины?

— Напомню, что Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» обязывает владельца полиса «автогражданки» в течение трех рабочих дней после ДТП с участием застрахованного автомобиля сообщить своей страховой компании об аварии, в ходе которой нанесен ущерб третьим лицам.

В противном случае страховщик имеет право после выплаты возмещения потерпевшему взыскать в порядке регресса (обратного требования) полную сумму компенсации со своего клиента — виновника ДТП.

Единственное исключение — если виновник ДТП документально подтвердил, что он не имел возможности своевременно известить страховщика, например, из-за того, что сам пострадал в той же аварии и находился в больнице.

Многолетний опыт страховщиков ОСАГО («автогражданки») говорит о том, что среди всех указанных в этом законе разновидностей регрессных сумм, получаемых со своих клиентов — виновников ДТП, доля средств, которые взыскиваются из-за несвоевременного уведомления об аварии, наибольшая.

Недавнее постановление Верховного суда Украины может существенно усложнить жизнь страховщикам. Постановление ВСУ было принято в связи с обращением одной из украинских страховых компаний, которая не сумела в судах трех инстанций (включая кассационную) добиться выплаты по регрессному иску, хотя не получила письменного сообщения о ДТП от своего клиента — виновника аварии.

Верховный суд постановил: если факт наступления страхового случая зафиксирован правоохранительными органами, виновник ДТП привлечен к административной ответственности, а страховщик выплатил страховое возмещение, то сам по себе факт несообщения о ДТП не может быть основанием для взыскания с виновника выплаченной суммы возмещения в порядке регресса.

Юридическая аргументация этого решения ВСУ практически полностью переписана из другого постановления.

Причем оба документа игнорируют тот факт, что закон, регулирующий отношения по ОСАГО, имеет преимущество перед прочими нормами законодательства (в частности, Гражданским кодексом Украины), о чем, кстати, четко сказано еще в одном постановлении Верховного суда, принятом в тот же день, 22 марта 2017 года, по другому актуальному вопросу «автогражданки».

— Фактически Верховный суд поощрил водителей игнорировать требование закона. Собираются ли страховщики как-то реагировать?

— Из второго постановления ВСУ можно сделать следующий вывод: если какая-то норма, связанная с «автогражданкой», прямо регулируется законом, то все прочие нормы гражданского и хозяйственного законодательства использоваться не должны.

То есть страховщик ОСАГО после проведения выплаты потерпевшему в ДТП имеет право обратиться с регрессным иском к виновнику аварии при несвоевременном получении от него сообщения о ДТП в письменной форме. Главное — не забывать ссылаться на соответствующие статьи Гражданского кодекса и закона об ОСАГО.

Тогда свою позицию можно отстоять во всех судах — до Верховного включительно.

— Насколько часто автомобилисты не информируют свою страховую компанию о ДТП?

— В среднем в 2—4 процентах случаев возмещения ущерба по «автогражданке». Конечно, здесь не учтены ДТП с участием водителей, которые, лишь бы уклониться от штрафов полиции, приобретают недействительные полисы компаний, ушедших с рынка ОСАГО.

Большинство автомобилистов знают о возможности регрессного иска и вовремя сообщают страховщикам об аварии — изначально, как правило, по телефону с использованием горячих линий. А операторы кол-центров напоминают клиентам о необходимости подачи письменного извещения о ДТП.

— На наших дорогах появилось огромное количество автомобилей с иностранными номерами. Нередко такие машины, на которых ездят наши соотечественники, попадают в ДТП. Страхуют ли украинские компании транспортные средства с иностранной регистрацией?

— Закон об ОСАГО дает полную возможность владельцу машины с иностранными номерами застраховать свою гражданскую ответственность на фактический период нахождения авто на территории Украины.

— Высоки ли шансы получить компенсацию за ущерб, причиненный машиной с зарубежными номерами?

— Если автомобиль с иностранной регистрацией фактически эксплуатируется на территории Украины и на него оформлен полис «автогражданки», то при ДТП по вине водителя этого транспортного средства страховщик по полису ОСАГО обязан выплатить возмещение потерпевшему на общих основаниях.

Если же виновник аварии — водитель автомобиля с иностранной регистрацией — оказался без страховки, то потерпевшие вправе рассчитывать на компенсацию от Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). Однако МТСБУ проведет выплату только в случае, если на дату аварии в отношении машины потерпевшего действовал свой полис ОСАГО.

— В Украине уже полгода работает система прямого урегулирования убытков (ПУУ) по «автогражданке».

Владельцы полисов компаний, поддерживающих эту услугу, могут обратиться за возмещением убытков к своему страховщику.

Компания компенсирует ущерб своему клиенту, а затем самостоятельно разбирается со страховщиком виновника ДТП. Часто ли наши водители пользуются этой возможностью?

— По данным МТСБУ, с 1 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года возмещения на условиях прямого урегулирования получили примерно 15 процентов потерпевших, выплачено 28 миллионов 930 тысяч гривен.

Клиенты уже успели оценить преимущества новой системы. Страховщики, которые участвуют в системе прямого урегулирования, выплачивают компенсации быстрее. В целом средний срок возмещения убытков по ДТП, произошедшим после 1 декабря 2016 года, составляет 47 дней, а по системе прямого урегулирования — около 35 дней.

Страховая компания понимает, что, выплачивая возмещение своему клиенту, она устанавливает с ним долгосрочные отношения. Поэтому старается производить выплаты быстро и справедливо.

— Сколько страховых компаний уже присоединились к новой системе?

— Сейчас участниками добровольной системы прямого урегулирования являются всего 18 страховых компаний. Еще две вскоре могут присоединиться к проекту. В целом они охватывают около 55 процентов рынка ОСАГО в Украине.

— Знаю, что такая система давно и успешно действует за рубежом. Украинские клиенты ее тоже оценили по достоинству. Почему же многие страховщики не спешат присоединиться к ней и она «пробуксовывает»?

— Многих страховщиков сдерживают жесткие требования к платежной дисциплине членов пула. Все его участники перечисляют средства в гарантийный фонд, из которого впоследствии происходят взаиморасчеты между компаниями.

Процедуры проводятся автоматически, а за пополнением фонда следит МТСБУ. Если страховая компания нарушает платежную дисциплину, то сумма необходимого взноса увеличивается вдвое.

При повторном нарушении рассматривается вопрос об исключении компании из системы.

Страховщики, сроки выплат которых по полисам ОСАГО значительно больше, чем у участников системы прямого урегулирования, не стремятся примкнуть к ней, чтобы не ухудшить свой рейтинг.

Думаю, конкуренция на рынке «автогражданки» постепенно усилит желание страховых компаний присоединиться к системе ПУУ.

— При введении механизма прямого урегулирования убытков руководство МТСБУ утверждало, что система не повлияет на стоимость полиса ОСАГО. Однако появилась информация, что за новый сервис приходится дополнительно платить до 300 гривен. Возможно, удорожание полиса тоже отрицательно влияет на популяризацию системы?

— Никакого удорожания полисов ОСАГО в связи с введением механизма ПУУ не произошло. Но некоторые компании вывели на рынок договоры добровольного страхования наземных транспортных средств (КАСКО) с наименованиями, похожими на термин «Прямое урегулирование». Страховой платеж по ним и составляет упомянутые 300 гривен (или около того).

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/237937-u-vinovnikov-dtp-poyavilsya-zakonnyj-shans-izbezhat-vyplat-poterpevshim-za-svoj-schet

Знайте свои права! Не хотите отвечать за чужую аварию — оформляйте документы при передаче автомобиля

Правомерен ли регресс ко мне от страховой, если во время ДТП за рулем находилась супруга?

Грустные истории последствий передачи автомобилей третьим лицам много раз размещались на Onliner.by.

Героиня сегодняшней публикации, владелица BMW 5-Series, впрочем, позаботилась об оформлении документов и сумела доказать в суде непричастность к чужому ДТП, тем самым избавив себя от необходимости уплачивать 70 миллионов (неденоминированных) рублей. Автор статьи — юрисконсульт, которая регулярно сталкивается с подобными ситуациями.

Она дает совет: «Даже если передаете свой автомобиль на некоторое время — оформите доверенность: эта услуга стоит недорого, но вы обезопасите себя. Если кто-то совершит ДТП, то пусть с него и требуют компенсацию. Иначе будьте готовы возмещать ущерб за чужую аварию».

…У Светланы был дизельный BMW 5-Series, но в силу жизненных обстоятельств она им не пользовалась. Автомобиль простаивал. Об этом узнал ее знакомый Евгений, который попросил машину — мол, дай попользоваться. Важное «но»: женщина предусмотрительно решила оформить доверенность и отправилась к нотариусу.

Большинство белорусов считают это лишней формальностью и передают автомобиль, что называется, под честное слово. Рассуждают так: дай бог ничего не случится, зачем думать о плохом, ну а если произойдет, то как-нибудь разберемся. Однако когда речь заходит об исках на крупные суммы, то даже самые близкие друзья становятся врагами, судебные претензии меняют диспозицию.

Для справки: за составление нотариусом доверенности на право пользования, владения и распоряжения транспортным средством установлена плата — 0,3 базовой величины. За ее удостоверение придется заплатить 2 б. в., а если доверенность оформляется на близкого родственника — 1 б. в. Напомним, сейчас базовая величина составляет 23 рубля.

Итак, Светлана оформила доверенность на три года и после этого все документы на BMW и сам автомобиль передала Евгению. Не прошло даже года, как женщину вызвали в суд. Как оказалось, на машине, принадлежащей ей, была совершена авария, поврежден также другой автомобиль — Ford Transit. Ущерб составил около 70 миллионов (неденоминированных) рублей.

Истцом выступало Белорусское бюро по транспортному страхованию, которое выплатило потерпевшему ущерб. Как выяснилось в суде, Евгений поменял BMW на другую машину, которая принадлежала его знакомому Александру. Отметим, что эта сделка документально оформлена не была.

На BMW, который принадлежал Светлане, Александр и совершил ДТП. Сам он был пьян, не имел действующих водительских прав и обязательной страховки. Классический нестраховой случай. В такой ситуации компенсацию выплачивает Бюро по транспортному страхованию, а регрессный иск затем выставляется виновнику аварии.

Для справки: Белорусское бюро по транспортному страхованию осуществляет расчеты с потерпевшими в случаях причинения вреда транспортным средством, владелец которого не заключил договор страхования. При этом компенсация выплачивается при условии наличия у потерпевшего договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (абз. 4 ч. 1 п. 39 Устава Белорусского бюро по транспортному страхованию, утв. Указом от 01.12.1999 №701).

В любом случае вызов на судебное заседание стал большой неожиданностью для нашей героини. Она считала, что любые вопросы, связанные с автомобилем, должен решать Евгений.

Что было в суде

Изначально иск был предъявлен к Евгению и Александру. Однако в качестве соответчика суд решил привлечь и Светлану, так как она была собственником автомобиля.

Для справки: по общему правилу обязанность возместить вред, причиненный источником повышенной опасности (то есть автомобилем) возлагается на лицо, которое им владеет на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе по доверенности (ч. 2 п. 1 ст. 948 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Разумеется, Светлана ссылалась на то, что передала автомобиль по доверенности Евгению, а про дальнейший обмен слыхом не слыхивала. Но ее доводы услышаны не были. Позиция же Евгения сводилась к тому, что отвечать за ДТП должен его знакомый, ведь именно он причинил ущерб.

По результатам первого рассмотрения спор был разрешен следующим образом: взыскать с Александра и Светланы в солидарном порядке всю сумму, выплаченную потерпевшему.

Для справки: страховщик (Белорусское бюро по транспортному страхованию) имеет право взыскать с лица, ответственного за причинение вреда, и (или) лица, причинившего вред, сумму, выплаченную потерпевшему. Но только в определенных случаях, в частности: управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения; отсутствия у лица, причинившего вред, предусмотренных в законодательстве оснований на право управления транспортным средством; использования транспортного средства в дорожном движении без заключения договора страхования (п. 206 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом от 25.08.2006 №530).

Кассационная жалоба и выводы суда

Светлана не согласилась с решением суда первой инстанции и была права. Женщина обратилась за помощью к адвокату, и уже через пару дней в судебную коллегию по гражданским делам областного суда была направлена жалоба. Там разобрались, кто все-таки считается в такой ситуации законным владельцем автомобиля в момент ДТП и, соответственно, должен нести ответственность.

Напомним, BMW был передан Евгению по доверенности.

На основании этого документа он мог заключать все разрешаемые законом сделки, уплачивать страховые взносы, получать возмещение, снимать машину с учета в ГАИ и т. п.

Поэтому на момент совершения ДТП владельцем транспортного средства на законных основаниях являлся ответчик Евгений. Более того, это он обязан был заключить договор страхования гражданской ответственности.

Как следствие, предыдущее решение в отношении Светланы было отменено, ее освободили от ответственности. А вот Евгению пришлось отвечать, хотя ДТП он и не совершал. Суд в этот раз возложил ответственность на него и Александра в равных долях. Оформи Евгений документы по обмену автомобилями или хотя бы доверенность на Александра, финансовых потерь можно было бы избежать.

Вы можете дать свою машину лучшему другу на время или передать потенциальному покупателю, договорившись оформить документы по ее продаже позже.

Однако если отдадите автомобиль и не оформите хотя бы доверенность, а на нем будет совершено ДТП, отвечать за причиненный вред будете именно вы.

При этом в случае продажи машины надо оформлять соответствующие документы — доверенность не заменяет договор купли-продажи.

регистраторы в каталоге Onliner.by

Источник: https://auto.onliner.by/2017/01/27/pravo

Округ закона
Добавить комментарий