Правомерно ли УФМС выписан протокол по ст 19 15 1 КоАП?

Административная ответственность юридических лиц. Обжалование постановлений в арбитражном суде | Адвокат Мугин Александр

Правомерно ли УФМС выписан протокол по ст 19 15 1 КоАП?

Порой, осуществляя свою деятельность юридические лица, хотят они того или нет, попадают в сферу, регулируемую Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КРФоАП).

Деятельность юридических лиц может быть проверена несметным количеством контролирующих организаций.

Это и органы внутренних дел, и налоговые органы, федеральная инспекция труда и Роспотребнадзор, пожнадзор и многие-многие другие (далее также административные органы).

Не буду оспаривать важность существования таких органов, по крайней мере большинства из них, однако, иногда проверки носят предвзятый характер, а назначенное наказание ни коим образом нельзя назвать соизмеримым с совершенным правонарушением.

Несмотря на то, что совершившие административные правонарушения лица, в соответствии с КРФоАП, равны перед законом, по логике законодателя юридические лица, по сравнению с должностными лицами, к которым в части назначения наказания приравнены индивидуальные предприниматели, а также по сравнению с физическими лицами, за одно и тоже административное правонарушение несут в разы большую ответственность. 

Равенство, видимо, заключается в том, что административной ответственности юридические лица подлежат независимо от каких либо обстоятельств – подчиненности, организационно-правовых форм, места нахождения.

Административная ответственность юридических лиц

В целом, административная ответственность юридических лиц – это один из видов юридической ответственности, который заключается в применении административного наказания к юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, уполномоченным органом или должностным лицом.

Соответственно административным правонарушением юридического лица признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность.

Причем, для юридических лиц КРФоАПом не установлены формы вины.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФоАПом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В большинстве случаев в качестве наказания юридическим лицам назначается административный штраф.

При этом административные штрафы для юридических лиц могут устанавливаться до одного миллиона рублей, а за нарушение антимонопольных правил, при осуществлении торговой деятельности, а также за нарушение требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности, вовсе до пяти миллионов рублей. Как видно суммы не маленькие, а для некоторых просто неподъемные.

Производство по делам об административных правонарушениях

Для человека, впервые столкнувшимся с КРФоАП, разобраться что там в нем и к чему написано, очень трудно. По моему мнению, КРФоАП написан очень криво, его, как и Налоговый кодекс Российской Федерации, видимо, надо читать справа налево и сзади наперед.

Соответственно и сам административный процесс, процесс производства по делам об административных правонарушениях, недостаточно четко регламентирован.

Как говорится «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».

Если некоторые контролирующие органы достойно справляются со своей функцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, то часть сотрудников некоторых административных органов вообще не имеет никакого представления об административном процессе.

Так вот, безграмотность сотрудников контролирующих органов, нередко бывает причиной того, что административные правонарушения юридических лиц остаются безнаказанными (естественно не без помощи квалифицированных юристов).

Кроме того, относясь поверхностно к своим обязанностям, сотрудники некоторых контролирующих органов забывают про такие задачи административного производства как всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.

В результате, выносятся незаконные постановления о привлечении к административной ответственности.

Теперь, собственно, к вопросу об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КРФоАП постановление об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с АПК РФ такая жалоба называется заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Следует помнить, что заявление об оспаривании решения административного органа может быть подано в течение десяти суток со дня получения копии постановления. Конечно, данный срок может быть восстановлен, но только если суд сочтет уважительными причины пропуска срока.

Арбитражное процессуальное законодательство, на которое ссылается в ч. 3 т. 30.1 КРФоАП – это Глава 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Поскольку нельзя объять необъятное, для начала остановимся на втором параграфе 25 главы АПК, регулирующем рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Выбор сделан на обжаловании решений административных органов, поскольку именно административными органами, в отличии от судов, принимается подавляющее большинство незаконных постановлений.

Дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в 25 главе АПК РФ и КРФоАП (ст. 207 АПК РФ).

Для того, чтобы возбудить дело об оспаривании решения административного органа юридическое лицо, привлеченное к административной ответственности в связи с осуществлением экономической деятельности, в том числе предпринимательской, должно подать в арбитражный суд заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Заявление об оспаривании решения административного органа подается в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица, либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа следующие:

– оно подается в письменной форме, подписывается заявителем или его представителем. Также как и исковое заявление может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на сайте соответствующего арбитражного суда в интернете.

– в заявлении должно быть указано наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

– в заявлении должны быть указаны наименование заявителя, его место нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя;

– в заявлении должен быть указан перечень прилагаемых документов;

– в заявлении должны быть указаны наименование и место нахождения административного органа, принявшего оспариваемое решение; название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем; права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по мнению заявителя, оспариваемым решением, а также требования заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.

К заявлению должен быть приложен текст оспариваемого решения – по факту копия постановления о привлечении к административной ответственности.

Заявление об оспаривании решения административного органа должно быть направлено в соответствующий административный орган самим заявителем. Уведомление о вручении копии заявления или квитанция, подтверждающая направление копии заявления административному органу, также прилагается к заявлению, подаваемому в арбитражный суд.

Что касается требований, подлежащих указанию в заявлении, то такие требования, как правило, указываются в самом конце, так сказать, в просительной части, и заключаются в просьбе признать оспариваемое решение незаконным и отменить оспариваемое решение полностью или в части, либо об изменении решения.

Обратите внимание, госпошлину при обжаловании решения административного органа о привлечении к административной ответственности оплачивать не надо.

Относительно оснований для отмены постановления о привлечении к административной ответственности, то это темя для отдельной статьи, которую я, надеюсь, в ближайшее время напишу.

Арбитражный суд должен рассмотреть заявление об оспаривании решения административного органа в двухмесячный срок со дня поступления заявления. При этом арбитражный суд не связан доводами заявления об оспаривании, и проверяет правильность принятого постановления в полном объеме.

Рассмотрев заявление об оспаривании решения административного органа, арбитражный суд должен принять решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части, либо об изменении решения, если установит, что решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.

Если принятое арбитражным судом решение вас не устраивает вы также можете его обжаловать, правда не всегда. Об обжаловании таких решений арбитражного суда я также постараюсь рассказать в ближайшее время.

С наилучшими пожеланиями, Адвокат, к.ю.н. Мугин Александр С.

Источник: http://www.advokat-mugin.ru/administrativnaya-otvetstvennost-yuridicheskix-lic-obzhalovanie-postanovlenij-v-arbitrazhnom-sude/

Срок давности по административным правонарушениям

Правомерно ли УФМС выписан протокол по ст 19 15 1 КоАП?

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает сроки давности, с наступлением которых привлечение к административной ответственности становиться невозможным.

Данная статья актуальна на 09 декабря 2019 года

Согласно п. б ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности означает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Последний случай встречается чаще: рассмотрение дела об административном правонарушении затягивается и в конечном итоге это может привести к вынесению постановления о прекращении производства по делу со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Если такое постановление по истечении срока давности не принимается, а напротив, лицо привлекается к административной ответственности, имеется достаточное основание для отмены принятого акта как незаконного. Подавать жалобу на постановление — обязательно.

О том, как обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, можно прочитать здесь.

Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Важно учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности.

Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.

5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Я, адвокат Владимир Чикин, расскажу о перспективах вашего дела, подготовлю документы и представлю ваши интересы в суде. Пишите на advice@vvcl.ru или звоните по телефону + 7 499 390 76 96.

Для разных правонарушений срок давности отличается. Урегулирован данный вопрос в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Норма изложена путанно, объёмно и неудобочитаемо. Ниже я привожу ее в упрощенном виде.

Срок давности по умолчанию: 2 месяца

Срок давности по делу, рассматриваемому судьей: 3 месяца

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 1: 1 год

За нарушение законодательства Российской Федерации:

  • о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации,
  • о геодезии и картографии,
  • о наименованиях географических объектов,
  • патентного законодательства,
  • антимонопольного законодательства,
  • законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования,
  • об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности,
  • об охране здоровья граждан,
  • законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
  • о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,
  • о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ),
  • о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 КоАП РФ),
  • об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,
  • об использовании атомной энергии,
  • о защите прав потребителей,
  • законодательства в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
  • о потребительском кредите (займе), о кредитных историях,
  • о государственном регулировании цен (тарифов),
  • о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,
  • законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения,
  • законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях),
  • о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр),
  • о выборах и референдумах,
  • об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,
  • о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
  • об акционерных обществах,
  • об обществах с ограниченной ответственностью,
  • страхового законодательства,
  • законодательства о клиринговой деятельности,
  • об организованных торгах,
  • об инвестиционных фондах,
  • о негосударственных пенсионных фондах,
  • законодательства о кредитной кооперации,
  • о сельскохозяйственной кооперации,
  • о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях,
  • законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком,
  • законодательства о национальной платежной системе,
  • об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов,
  • о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 КоАП РФ),
  • трудового законодательства,
  • правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства,
  • правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников),
  • процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 КоАП РФ),
  • порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента,
  • законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ),
  • о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ),
  • законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 КоАП РФ),
  • об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках,
  • об основах государственного регулирования торговой деятельности,
  • законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
  • о промышленной безопасности,
  • о безопасности гидротехнических сооружений,
  • о градостроительной деятельности,
  • о техническом регулировании,
  • о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях,
  • о применении контрольно-кассовой техники,
  • об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
  • об исполнительном производстве,
  • об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации,
  • о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
  • о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 КоАП РФ),
  • за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации),
  • в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 КоАП РФ).

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 2: 1 год

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (если только данное правонарушение не подпадает под исключения №№ 3-5).

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 3: 2 года

За нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле,

за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования,

за нарушение законодательства о бухгалтерском учете,

за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,

за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ,

за нарушение законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 КоАП РФ).

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 4: 3 года

За нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 КоАП РФ),

за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве),

за нарушение законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 5: 6 лет

За нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ),

за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Оставляйте свои комментарии и вопросы о привлечении к административной ответственности. Я буду рад ответить!

Источник: https://www.vvcl.ru/2014/11/srok-davnosti-po-administrativnym-pravonarusheniyam/

как я воевала за паспорт (часть 1)

Правомерно ли УФМС выписан протокол по ст 19 15 1 КоАП?
Расскажу о насущном и наболевшем, может быть кому-то моя история поможет, а может кто-то юридически подкованый поможет советом мне.Сразу оговорюсь, речь идет о ФМС по Первореченскому району г. Владивостока.Выйти замуж – это полдела.А вот поменять паспорт на новую фамилию – это уже совсем другая песня…

Особенно если вы, как и 99% других людей на планете, практикуете прокрастинацию и имеете привычку пропускать дедлайны.Вкратце обрисую ситуацию: в положении о паспорте гражданина РФ сказано, что после смены фамилии гражданин должен в течение 30 дней предоставить в УФМС документы для смены паспорта (документы + пошлина + фото).

Я пришла подавать документы на новый паспорт в конце октября – просрочила на пару недель буквально. В паспортном столе меня развернули сразу.

Документы не приняли, сказали, что нужный срок в 30 дней я пропустила, посему должна идти к инспектору на административную комиссию, где на меня составят протокол об административном правонарушении и выпишут штраф от 1500 руб. После чего я смогу спокойно подать документы на паспорт.

Я вздохнула, расстроилась, но пошла к инспектору. Как оказалось, он (точнее, она) принимает ДВА РАЗА в неделю по ДВА-ТРИ часа, а именно: в среду 9:00-11:00 и в четверг 13:00-16:00. На человека в среднем уходит 15 минут. Очередь в кабинет – не меньше 50 человек.

Во сколько бы я ни приходила – вовремя, на час раньше, на два часа раньше – я неизменно не доходила до кабинета, потому что к моменту окончания его работы передо мной было еще человек 5-10. Я по-честному ходила туда, как на работу, раз пять: в октябре, в ноябре, в январе, в феврале несколько раз.

Я морозила почки на холодных лавочках в холле, я дралась за место в очереди, я терпеливо ждала.Времени, которое я провела в очередях, хватило на то, чтобы основательно ознакомиться с юридической стороной вопроса.

И обнаружились удивительные факты! Оказывается, никому никакой штраф платить я не должна и, больше того, никто не вправе отказать мне в выдаче паспорта на основании того, что у меня не оплачен какой-то штраф!Здесь привожу короткие цитаты из Положения о паспорте (Постановление правительства РФ от 08/07/1997 №828):6.

Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением.Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.7. Срок действия паспорта гражданина:от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста;от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста;от 45 лет – бессрочно.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.12.

Замена паспорта производится при наличии следующих оснований:достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения;изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения;изменение пола;непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.15. Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 7 или 12 настоящего Положения.Вот что говорит нам статья 19.15 Кодекса об Административных Правонарушениях:1. Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.А вот, что говорится в регламенте о причинах отказа в выдаче паспорта:Причины отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации:- отсутствие у лица гражданства Российской Федерации;- непредставление полного комплекта документов;- несоответствие размера и количества личных фотографий установленным требованиям;- отсутствие платежного документа, подтверждающего оплату государственной пошлины.Какие из всего этого можно сделать выводы?

1. Во-первых, никто не имел права отказывать мне принять документы на обмен паспорта.

Я гражданка РФ, у меня полный комплект документов, фотографии установленного образца и квитанция об оплаченной пошлине.

Когда я стала настаивать на письменном отказе, где будет прописано, на каком основании у меня не принимают документы, мне сказали, что никто мне не отказывают, документы они примут, но УФМС их вернет с пометкой инспектора, что мне надо прийти на административную комиссию.

2. Второе – недействительным считается только тот паспорт, в который внесены ненадлежащие отметки, иными словами – испорченный паспорт.

Мой паспорт не испорчен, там нет ничего лишнего и ненадлежащего.

3. Срок действия паспорт обозначен очень четко: 14-20, 20-45, 45-бессрочно.

Мне 21, мой паспорт был обменян по достижении 20 лет. До моих 45 он очень даже действителен.

4. Статья КоАП 19.15 предусматривает штраф за правонарушение: проживание по недействительному паспорту.

Исходя из вышесказанного, а именно из пунктов 6 и 7 Положения о паспорте гражданина РФ, мой паспорт не является недействительным, а значит, что данную статью 19.15 ко мне применить нельзя.

5. Важный момент – да, в п.15 Положения о паспорте сказано, что после смены фамилии гражданин должен в течение 30 дней подать заявление на замену паспорта.

Источник: https://vladivostok.livejournal.com/3916083.html

Обзор судебной практики по рассмотрению в 2011 году районными (городскими) судами и мировыми судьями Калининградской области дел об административных правонарушениях, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях (ключевые темы: административные правонарушения

Правомерно ли УФМС выписан протокол по ст 19 15 1 КоАП?

Обзор судебной практики по рассмотрению в 2011 году районными (городскими) судами и мировыми судьями Калининградской области дел об административных правонарушениях, а также жалоб на постановления по делам

об административных правонарушениях

За 12 месяцев 2011 года мировыми судьями г. Калининграда и Калининградской области было рассмотрено 37 190 дел об административных правонарушениях, что на 3 287 дел (11%) больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было рассмотрено 33 903 дел.

Из общего количества рассмотренных дел 34 229 дела составили дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, 2 961 дело – об административных правонарушениях, предусмотренных нормативными актами Калининградской области. Производство прекращено по 5 616 делам, наказание назначено 29 295 лицам. 687 административных материалов было возвращено для устранения недостатков протоколов об административных правонарушениях (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ), 1 592 протокола передано по подведомственности.

Значительную часть административных дел, рассмотренных мировыми судьями в истекшем году, составляют дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, – 16 612 дела (45%).

Наказание по данной категории дел назначено 13 235 гражданам, из них 2 395 лиц (18%) подвергнуто штрафу, 1 637 (13%) – административному аресту, 9 194 лиц (69%) – лишению специального права на различные сроки.

Прекращено производством 2 128 дел (13%).

Кроме того, мировыми судьями достаточно много дел было рассмотрено по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом) – 6 639 дел; по ст. 20.1 (мелкое хулиганство) – 2 708 дел; по ч.ч. 1-6 ст. 19.

5 (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) – 2 121 дело; по ст. 20.21 (появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения) – 1 223 дел.

Дела, предусмотренные иными нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, были рассмотрены в небольших количествах.

Городскими (районными) судами г.

Калининграда и области за 12 месяцев 2011 года было рассмотрено 1 307 дел об административных правонарушениях (за аналогичный период прошлого года – 1 286 дел), что свидетельствует об увеличении количества рассмотренных дел лишь на 21 дело.

Наказание назначено по 1 102 делам, производство прекращено по 112 делам. Кроме того, 26 административных материалов возвращено для устранения недостатков протоколов и 67 – передано по подведомственности.

Значительное количество рассмотренных районными (городскими) судами дел об административных правонарушениях составляют дела за совершение правонарушений в области таможенного дела (484 дела), в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории РФ (217 дело), за нарушения требований пожарной безопасности (142).

В большинстве случаев судьями области соблюдались сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленные ст. 29.6 КоАП РФ. Свыше установленных данной нормой сроков мировыми судьями рассмотрено 821 дело (2,2%), судьями районных судов – 39 дел (3%).

За 12 месяцев 2011 года судебной коллегией по гражданским делам рассмотрено 526 жалоб и протестов на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, из которых по 272 делам (52%) постановления оставлены без изменения, по 238 делам (45%) – постановления отменены и по 16 делам (3%) – постановления изменены.

Основными причинами отмены или изменения постановлений по делам об административных правонарушениях или решений по жалобам на постановления административных органов являются нарушение процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также вынесение судебных актов без учета всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела и назначения справедливого наказания.

В настоящем обзоре приводится анализ наиболее распространенных ошибок, допущенных судьями при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

Отмена и изменение Калининградским областным судом вынесенных по делам об административных правонарушениях судебных актов ввиду

допущенных нарушений процессуальных требований

На основании п. 4 ч. 1 ст. 29.

4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Как показало изучение судебных актов, имеют место единичные случаи безосновательной отмены судьями районных (городских) судов определений должностных лиц о возвращении протоколов об административных правонарушениях.

Например, 3 сентября 2010 года прокурором города Советска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении директора МОУ СОШ N 4 К.Е.О.

по факту выплаты платежными документами от 7 сентября 2009 года, от 2 октября 2009 года, от 6 ноября 2009 года, от 7 декабря 2009 года и от 25 декабря 2009 года пособий на ребенка до достижения им возраста полутора лет в размере 500 руб. с отнесением этих расходов в нарушение ст.ст.

38, 162 Бюджетного кодекса РФ к расходам по подстатье ЭКР 211 “Заработная плата” при том, что данные расходы следовало отнести к подстатье ЭКР 212 “Прочие выплаты”.

Указанное постановление направлено руководителю территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области П.

Определением от 22 октября 2010 года руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области П.

материалы настоящего дела об административном правонарушении возвращены прокурору на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, в частности, по тем основаниям, что прокурором не учтены положения ст. 4.

4 КоАП РФ при составлении одного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решением судьи Советского городского суда Калининградской области от 30 ноября 2010 года протест прокурора города Советска на указанное определение удовлетворен и определение от 22 октября 2010 года руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области о возвращении прокурору материалов дела об административном правонарушении отменено, вопрос о подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении возвращен на новое рассмотрение.

Решением судьи Калининградского областного суда от 20 января 2011 года решение судьи Советского городского суда Калининградской области от 30 ноября 2010 года отменено, протест прокурора города Советска на определение от 22 октября 2010 года руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области П. оставлен без удовлетворения.

Принимая такое решение, судья областного суда указал следующее.

Удовлетворяя протест прокурора и принимая решение об отмене определения от 22 октября 2010 года руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области П.

о возвращении материалов дела об административном правонарушении прокурору, судья городского суда исходил из того, что неполнота представленных материалов может быть восполнена при рассмотрении дела, а административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.

14 КоАП РФ, является длящимся, в связи с чем не требуется возбуждения дела об административном правонарушении по каждому факту незаконной расчетно-платежной операции.

Однако в соответствии с ч. 1 ст. 15.

14 КоАП РФ административным правонарушением признается использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

По смыслу приведенной нормы закона объективную сторону состава указанного административного правонарушения образует нецелевое использование бюджетных средств по каждой платежной операции.

Данное правонарушение не является длящимся, окончено в момент совершения конкретной финансовой операции.

С учетом изложенного и принимая во внимание положения ст. 4.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, подлежит возбуждению по каждому факту нецелевого использования бюджетных средств.

Вместе с тем, настоящее дело об административном правонарушении возбуждено по 5 фактам нецелевого использования бюджетных средств, что свидетельствует о неправильном составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и, соответственно, о наличии достаточных оснований к возвращению материалов дела прокурору, что не было учтено судьей городского суда.

До настоящего времени имеют место нарушения судьями правил подведомственности и подсудности при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

Например, постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 20 января 2011 года Мирошниченко Ф.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Решением судьи Калининградского областного суда от 10 марта 2011 года указанное постановление по делу об административном правонарушении отменено и дело направлено по подведомственности мировому судье по тем основаниям, что в материалах дела отсутствует определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, административное расследование не проводилось, в связи с чем судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следовало решить вопрос о его передаче мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

Постановлением главного специалиста-эксперта отдела надзора на море (Калининградская область) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 18.08.2011 г. N юридическое лицо – администрация муниципального образования городское поселение “Город Балтийск” – привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.

13 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей за незаконному выдачу ИП Д. и ООО “А.” разрешений на размещение торговых точек и точек общественного питания в первом поясе строгого режима зоны санитарной охраны скважин – источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, принадлежащих филиалу N ФГУ “N ВМКГ БФ”.

Решением судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 31 октября 2011 года жалоба администрации Балтийского городского поселения на указанное постановление удовлетворена и указанное постановление главного специалиста-эксперта отдела надзора на море (Калининградская область) Департамента Росприроднадзора по СЗФО от 18.08.2011 года отменено, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекращено.

Отменяя судебное решение и прекращая производство по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья Калининградского областного суда в решении от 22 декабря 2011 года указал на нарушение требований ч. 3 ст. 30.

1 КоАП РФ, согласно которым постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 3 ст. 29 АПК РФ).

Согласно ч. 2 ст.

207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/9669616/

Округ закона
Добавить комментарий