Предусмотрены ли дополнительные сутки отдыха для госслужащих?

Продолжительность дополнительного отпуска за стаж госслужбы: изучаем переходные моменты

Предусмотрены ли дополнительные сутки отдыха для госслужащих?

Нормативные предписания: сочетание старого и нового подходов

До 01.05.2016 г. при определении продолжительности дополнительного отпуска за стаж госслужбы руководствовались ч. 2ст. 35 Закона № 3723 и постановлением № 250.

Эти старые правила предоставления такого отпуска предусматривали следующий механизм определения его продолжительности: при наличии стажа госслужбы свыше 10 лет продолжительность дополнительного отпуска составляла 5календарных дней.

Тогда как начиная с 11-го года государственной службы продолжительность этого отпуска увеличивалась на 2 календарных дня до тех пор, пока не достигала 15 календарных дней.

С 01.05.2016 г. о продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за стаж госслужбы речь идет в ч. 1ст. 58 Закона № 889 и Порядке № 270.

Причем новые правила предоставления этого отпуска предусматривают несколько другой подход к определению его продолжительности: при наличии стажа госслужбы свыше 5 лет продолжительность дополнительного отпуска составляет 1 календарный день.

Начиная с 6-го года госслужбы продолжительность дополнительного отпуска увеличивается еще на 1 календарный день, и такое увеличение происходит за каждый следующий год госслужбы до достижения максимальной продолжительности этого отпуска — 15 календарных дней.

Продолжительность дополнительного отпуска за стаж госслужбы согласно старым и новым правилам представим в таблице ниже.

Стаж госслужбыПродолжительность ежегодного дополнительного отпуска
до 01.05.2016 г.с 01.05.2016 г.
Свыше 5 лет1 календарный день
Свыше 6 лет2 календарных дня
Свыше 7 лет3 календарных дня
Свыше 8 лет4 календарных дня
Свыше 9 лет5 календарных дней
Свыше 10 лет5 календарных дней6 календарных дней
Свыше 11 лет7 календарных дней7 календарных дней
Свыше 12 лет9 календарных дней8 календарных дней
Свыше 13 лет11 календарных дней9 календарных дней
Свыше 14 лет13 календарных дней10 календарных дней
Свыше 15 лет15 календарных дней11 календарных дней
Свыше 16 лет15 календарных дней12 календарных дней
Свыше 17 лет15 календарных дней13 календарных дней
Свыше 18 лет15 календарных дней14 календарных дней
Свыше 19 лет и далее15 календарных дней15 календарных дней

Как видим из таблицы, продолжительность дополнительного отпуска за стаж госслужбы, определенная по новым правилам, по большей части не стыкуется с продолжительностью этого отпуска, определенной по старым правилам. Именно поэтому нормативной базой, которая действует с 01.05.2016 г., предусмотрены переходные моменты в этом вопросе.

Во-первых, п. 9 Заключительных и переходных положений Закона № 889 предусмотрено: за госслужащими, которые в соответствии со ст. 35 Закона № 3723 обрели право на получение дополнительных оплачиваемых отпусков большей продолжительности, нежели согласно ст.

58 Закона № 889, такая продолжительность дополнительных отпусков сохраняется после вступления в силу Закона № 889, т. е. после 01.05.2016 г. Это положение касается в первую очередь тех госслужащих, стаж госслужбы которых свыше 15 лет. Они после 01.05.2016 г.

имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск максимальной продолжительности — 15 календарных дней.

Во-вторых, в п. 12 Порядка № 270 отдельно приведены правила определения продолжительности дополнительного отпуска для госслужащих с 12-, 13-и 14-летним стажем госслужбы, исчисленным согласно Закону №3723. На 01.05.2016 г.

они имеют право на дополнительный отпуск большей продолжительности, чем определено Законом № 889, но не на максимальную его продолжительность. В этом случае следует иметь в виду, что за госслужащими с упомянутым стажем госслужбы сохраняется право на дополнительный отпуск продолжительностью, определенной согласно Закону № 3723 (ср. 025069200).

А вот дальнейшее увеличение продолжительности этого отпуска уже происходит согласно нормам Закона № 889.

Свести воедино старые и новые правила определения продолжительности дополнительного отпуска за стаж госслужбы и учесть переходные положения помогут практические ситуации, приведенные в следующем разделе.

Продолжительность дополнительного отпуска госслужащих: разбираем ситуации

Выше рассмотрены предыдущая и ныне действующая нормативные базы по определению продолжительности дополнительного отпуска за стаж госслужбы. Теперь пришло время применить рассмотренные нормы на практике.

Ситуация 1.В марте 2016 года госслужащий достиг 15-летнего срока пребывания на госслужбе. Дополнительный отпуск за стаж госслужбы какой продолжительности ему должен быть предоставлен, если учитывать требования нового законодательства о госслужбе?

Вопрос возник из-за того, что за наличие стажа госслужбы свыше 15 лет Законом № 3723 предусмотрено предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 15 календарных дней, а Законом № 889 — продолжительностью 11 календарных дней. В этой ситуации следует учитывать предписания п. 9 Заключительных и переходных положений Закона № 889.

В указанной норме речь идет о случае, когда посостоянию на 01.05.2016 г.

у госслужащего есть право на дополнительный отпуск за стаж госслужбы и его продолжительность, определенная по предыдущим правилам, больше продолжительности, исчисленной по новым правилам.

В таком случае право госслужащего на дополнительный отпуск за стаж госслужбы продолжительностью, определенной в соответствии с Законом№ 3723, сохраняется.

Итак, в рассматриваемой ситуации за 15-летний стаж госслужбы, имеющийся до 01.05.2016 г., госслужащему должен быть предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней, как это предусмотрено Законом № 3723.

Подчеркнем: 15 календарных дней — это максимальная продолжительность дополнительного отпуска за стаж госслужбы, определенная и Законом № 3723, и Законом № 889. Поэтому, если по состоянию на 01.05.2016 г.

у госслужащего есть стаж госслужбы 15 лет и более, то продолжительность дополнительного отпуска фиксируется на 15 календарных днях и такой продолжительности предоставляется после достижения следующих лет госслужбы (за стаж госслужбы свыше 15 лет, свыше 16 лет, свыше 17 лет и т. д.).

Ситуация2.В госоргане есть госслужащий, находящийся на госслужбе6лет по состоянию на 22.03.2016 г., а также госслужащий, который достигнет5

Источник: https://i.factor.ua/journals/ot/2016/may/issue-9/article-17703.html

О предоставлении военнослужащим дополнительных суток отдыха

Предусмотрены ли дополнительные сутки отдыха для госслужащих?

(Жигульский А. Н.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 11)

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СУТОК ОТДЫХА

А. Н. ЖИГУЛЬСКИЙ

Жигульский А. Н., подполковник.

Далеко не нова проблема предоставления дополнительных суток отдыха военнослужащим, привлекаемым к исполнению должностных и специальных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в выходные и праздничные дни.

Особенно актуальна эта проблема для военнослужащих, проходящих военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в связи с изменениями редакции ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.

N 76-ФЗ, внесенными Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ, дополнительно включившим в ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» п. 3.

1, в соответствии с которым военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 11 не предоставляется.

Следует отметить, что на практике в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, возникают проблемы с реализацией положений, предусмотренных ст.

11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», из-за неправильного толкования и применения командирами (начальниками) п. 3.1 ст.

11 данного Федерального закона, в связи с чем права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в части реализации их права на отдых нередко нарушаются. В результате командование, основываясь на норме п. 3.1 ст.

11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», отказывает данным военнослужащим в предоставлении дополнительных суток отдыха в виде компенсации за исполнение служебных обязанностей в выходные и праздничные дни.

Пункт 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями; однако в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

В соответствии с п. 3 ст.

11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие могут быть привлечены к участию в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, в соответствии с перечнем, определяемым руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

К таким мероприятиям в Министерстве обороны Российской Федерации относятся мероприятия, утвержденные Приказом министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих» от 10 ноября 1998 года N 492.

По мнению автора настоящей статьи, редакция п. 3.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» создает предпосылки к неверному его толкованию. Норма, изложенная в п. 3.1, лишает военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дополнительного отдыха, предусмотренного п. 1 и п. 3 ст.

11 названного Закона, в виде компенсации за исполнение данными военнослужащими должностных и специальных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и при выполнении ими мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Это прежде всего вызвано особыми условиями боевой подготовки в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

В виде компенсации за вынужденное ограничение права на отдых, обусловленное интенсивностью мероприятий боевой подготовки, законодатель предусмотрел для данной категории военнослужащих дополнительную выплату дифференцированной надбавки к денежному довольствию за особые условия боевой подготовки в соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ, который и внес дополнения в ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» «привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.

При невозможности предоставления данной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску». Как следует из данной правовой нормы, речь идет о предоставлении военнослужащим дополнительных суток отдыха, которые могут быть предоставлены или присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску, в виде компенсации времени исполнения ими обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Точнее, исследуя буквальное содержание и правовой смысл данной нормы, можно прийти к выводу, что имеется в виду то время, в течение которого военнослужащий исполнял должностные обязанности в течение каждого из рабочих дней рабочей недели (еженедельного служебного времени). Безусловно, данная норма не применима к общему выходному дню — воскресенью, а также к праздничным дням. Таким образом, необходимо разделить содержащиеся в п. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» понятия «компенсация отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели» и «предоставление дополнительных суток отдыха».

Согласно ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

Поэтому необходимо иметь в виду, что порядок прохождения военной службы, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными), определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих, и нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда на это имеется прямое указание в законе. Статья 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает, что общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 220 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни. Необходимо отметить, что Президент Российской Федерации в данном нормативном правовом акте сузил право военнослужащих на отдых и, как видится, неправомерно. В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, а в соответствии со ст. 110 данного Кодекса продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели. Статья 111 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет положение о том, что общим выходным днем является воскресенье, праздничные дни в соответствии со ст. 107 данного Кодекса относятся к нерабочим. Таким образом, воскресенье и праздничные дни не подпадают под определение еженедельного служебного времени военнослужащих. Воскресенье и праздничные дни обязательны для всех, независимо от специфики, обусловленной военной службой, и право данной категории военнослужащих на получение дополнительных суток отдыха в виде компенсации времени исполнения ими обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни неоспоримо.

Также п. 3.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае трактовки его как лишающего права на компенсацию времени исполнения обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни в некотором смысле может противоречить положениям п. 4 ст.

11 данного Федерального закона, которым закреплено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, на предоставление не менее одних суток отдыха еженедельно, так как специфика военной службы такова, что некоторая часть военнослужащих не может не привлекаться к исполнению должностных обязанностей в выходные и праздничные дни в силу ее (военной службы) особенностей. Положения абз. 4 ст. 219 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации в данном случае совпадают с нормой Закона.

Несколько неверное толкование рядом командиров (начальников) п. 3.1 ст.

11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подтверждается и тем, что в соответствии с данной статьей порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Изложенный в приложении N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха разделяет этот учет на «учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни…». Таким образом, названное приложение исключает возможность неверного толкования указанного учета.

Утверждение о том, что нормы, изложенные в п. 3.1 ст.

11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», распространяются на время исполнения указанными военнослужащими должностных и специальных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и на время выполнения ими мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, но не на выходные и праздничные дни, подтверждается и ст. 220 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в которой также не объединяется в одно понятие время привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (независимо от того, проходят они военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, или нет), к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. То же следует и из п. 18 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350. Более того, согласно ст. 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых не предоставляется лишь в случае привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Таким образом, из анализа ряда нормативных правовых актов вытекает, что военнослужащие, проходящие военную службу в частях и воинских формированиях постоянной боевой готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в соответствии со ст.

11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» лишены права на дополнительный отдых в виде компенсации за исполнение данными военнослужащими должностных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и за их участие в выполнении мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, что объясняется особыми условиями боевой подготовки в данных соединениях и воинских частях, однако указанные военнослужащие имеют право на дополнительный отдых в виде компенсации за привлечение их к исполнению должностных обязанностей в выходные и праздничные дни.

Представляется необходимым внесение уточнений в п. 1 и п. 3.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», конкретизирующих приведенные в них правовые нормы и исключающих неверное их толкование и применение командирами (начальниками).

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/e809.html

Округ закона
Добавить комментарий