При замене наказания на принудительные работы суд должен пересчитать остаток срока или нет?

Принудительные работы для избранных

При замене наказания на принудительные работы суд должен пересчитать остаток срока или нет?

По словам министра юстиции Александра Коновалова, с начала года 46 осужденным к лишению свободы в РФ суды заменили наказание принудительными работами. Таковы первые результаты применения альтернативной нормы, включенной в Уголовный кодекс (УК) в 2011 году, но вступившей в силу 1 января 2017 года.

Как заявил министр юстиции Александр Коновалов, суды уже применили альтернативное наказание в виде принудительных работ 46 россиянам. 15 из них уже освобождены по отбытии срока наказания, назначенного судом в порядке замены, а 31 человек его отбывают.

С 1 января, если суд, назначив наказание в виде лишения свободы (на срок не более пяти лет), придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному лишение свободы принудительными работами на срок от двух месяцев до пяти лет.

Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, инвалидам I или II группы, беременным женщинам или матерям детей в возрасте до трех лет, а также пенсионерам и военнослужащим.

Принудительные работы были включены в закрепленный УК перечень видов уголовного наказания в конце 2011 года. Но срок вступления в силу этой нормы трижды переносился поправками в УК. Последний раз ее введение отложили «в связи с невозможностью реализации» с 2014 на 2017 год.

От 5% до 20% зарплаты принудительно трудящихся в соответствии с приговором удерживаются в доход государства и перечисляется на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы.

В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

Если осужденный уклоняется от работ, он может быть лишен свободы на тот же срок (один день за решеткой за один день принудительных работ).

Отбывать срок принудительного труда осужденные должны при исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъектов РФ, в которых они проживали или были приговорены.

Однако, сейчас, по словам господина Коновалова, созданы всего семь участков, функционирующих как исправительные центры, и четыре исправительных центра.

То есть, в среднем на каждый такой центр или участок приходится по четыре-пять осужденных.

«Предполагается, что назначение этого вида уголовного наказания позволит кардинально уменьшить число осужденных, находящихся в местах лишения свободы, и минимизировать негативные последствия, связанные с полной изоляцией их от общества», оценил перспективы глава Минюста.

В частности, на осужденных к принудительным работам не распространяется ограничение избирательных прав, отметил он, комментируя ход реализации решения Конституционного суда о вариантах частичного исполнения постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу «Анчугов и Гладков против РФ» о полном запрете заключенным в РФ ать на выборах.

Напомним, ЕСПЧ в 2013 году потребовал от российских властей дифференцировать подход к находящимся в местах лишения свободы — например, в зависимости от срока наказания или тяжести совершенного преступления.

КС 19 апреля 2016 года решил, что отменить автоматическое действие запрета Конституция не позволяет, но например, колонии-поселения вполне можно исключить их списка мест лишения свободы и ввести отдельный режим отбывания наказания в них, не связанный с ограничением избирательных прав осужденных. Проработку этого вопроса, как отметил господин Коновалов, Минюст и ФСИН пока организовывают, в частности, направив запрос о необходимости изменения УК в Верховный суд и Генпрокуратуру. Из слов министра следует, что с позициями КС по делу Анчугова и Гладкова Минюст связывает и замену лишения свободы принудительными работами.

Общественное обсуждение сейчас проходят опубликованные Минюстом новые поправки к УК, позволяющие сокращать сроки «фактически отбытого наказания в виде лишения свободы», после которого возможен перевод на «принудительные работы» тех, кто был осужден за преступления небольшой и средней тяжести или за тяжкое преступление, совершенное впервые.

Для этого Минюст предлагает внести поправки в ст. 53.1 УК РФ (принудительные работы) и ст. 80 УК РФ (замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания).

Предполагается, что назначение данного вида уголовного наказания позволит кардинально уменьшить число осужденных, находящихся в местах лишения свободы, и позволит минимизировать негативные последствия, связанные с полной изоляцией их от общества.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3299861

Неотбытый срок лишения свободы теперь можно заменить принудительными работами

При замене наказания на принудительные работы суд должен пересчитать остаток срока или нет?

Вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 540-ФЗ «О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации». Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект был разработан Минюстом России с целью повысить эффективность системы мер социальной адаптации осужденных. В Госдуму он был внесен в мае 2017 г.

Минюст планирует предоставить заключенным возможность замены лишения свободы на принудительные работы с последующим УДО

Закон позволяет уменьшать сроки фактически отбытого наказания в виде лишения свободы, после которого возможна замена наказания принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены наказания более мягким или для применения условно-досрочного освобождения.

Так, для осужденных к лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести наказание может быть заменено более мягким после отбытия не менее трети срока либо же не менее четверти при замене его на принудительные работы.

Для совершивших тяжкое преступление – не менее половины срока лишения свободы либо не менее одной трети срока наказания при его замене принудительными работами. В случае совершения особо тяжкого преступления осужденный должен отбыть не менее двух третей срока наказания для замены его более мягким или же не менее половины в случае замены принудительными работами.

Согласно закону при замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК, в пределах, предусмотренных для каждого вида наказания, за исключением случаев замены лишения свободы принудительными работами в соответствии с ч. 2 ст. 80 УК.

Судьи не хотят экспериментироватьНесмотря на то что наказание в виде принудительных работ предусмотрено в немалом количестве статей Уголовного кодекса РФ, назначают его редко

Комментируя «АГ» принятые поправки, директор юридической компании «ООО “Центр Правосудия”» Армен Восканян отметил, что подписание президентом данного закона было ожидаемым для юридического сообщества.

«Принятие закона обусловлено необходимостью повышения эффективности системы мер социальной адаптации осужденных к наказанию в виде лишения свободы, и наше мнение полностью совпадает с законодателем и Президентом РФ, что замена лишения свободы при определенных условиях принудительными работами в установленных законом пределах и порядке – это именно та необходимая и ожидаемая мера», – подчеркнул он, добавив, что о достаточности принятых мер можно будет судить по оценке их результатов.

Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Михаил Колесников, который комментировал документ на стадии разработки законопроекта, отмечал, что воспринимает предложенные изменения неоднозначно.

В целом он поддержал гуманизацию уголовного законодательства и выразил убеждение, что рядовому гражданину, совершившему преступление, достаточно нескольких месяцев в исправительной колонии, чтобы у него сложилось стойкое нежелание туда вернуться.

В то же время, по мнению эксперта, лиц, систематически нарушающих закон, от новых преступлений не удержит и 20-летний срок лишения свободы. Из плюсов поправок он также отмечал возможность снижения нагрузки на исправительные колонии.

В отношении принятого закона Михаил Колесников по-прежнему считает, что расширение возможности применения такого вида наказания, как принудительные работы, является преждевременным, поскольку он применяется ФСИН России только с 1 января 2017 г. По мнению адвоката, к данному вопросу будет возможно вернуться только через несколько лет, когда в России появится достаточное количество исправительных центров, а исполнение принудительных работ будет отлажено системой ФСИН России.

В то же время, по данным ФСИН России, за минувшие два года исправительные центры и изолированные участки исправительных учреждений, функционирующие как исправительные центры, созданы в 56 субъектах Федерации, и в будущем сеть таких исправительных центров расширится.

«За два года существования в них уже отбыли наказание более 2500 человек. Сейчас же наказание в виде принудительных работ отбывают свыше 1100 осужденных. В текущем году из заработной платы осужденных удержано более 3,5 млн руб. в доход государства, возмещено более 1,8 млн руб.

исковых обязательств», – сообщается на сайте ведомства.

Адвокат Омской областной коллегии адвокатов Евгений Забуга отметил, что принятый закон продолжил цикл законотворческой деятельности по гуманизации уголовного законодательства. «Как ранее отмечалось, государство тем самым создает возможность для движения осужденных по системе так называемых “социальных лифтов”», – пояснил он.

По мнению эксперта, единственное, что на данный момент невозможно прогнозировать, – применение новых норм судами, поскольку даже имеющаяся практика рассмотрения ходатайств осужденных на стадии исполнения приговоров является неоднородной и зачастую зависит от позиции высшего суда конкретного региона.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/neotbytyy-srok-lisheniya-svobody-teper-mozhno-zamenit-prinuditelnymi-rabotami/

Округ закона
Добавить комментарий