Проблема с трудоустройством при погашенной судимости

Проблема трудоустройства лиц, имеющих (имевших) судимость

Проблема с трудоустройством при погашенной судимости

Кобылинская С. В., Петросян М. М. Проблема трудоустройства лиц, имеющих (имевших) судимость [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 190-193. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8965/ (дата обращения: 07.01.2020).

Социальная адаптация раннее судимых граждан в сфере трудоустройства-необходимая мера профилактики рецидивной преступности. По статистике основными причинами совершения повторных преступлений являются социальная неудовлетворенность и безработица.

И именно поэтому необходимо активировать процесс устройства на работы данной категории граждан посредством постановки их на учет в центр занятости населения. Согласно закону РФ от 19 апреля 1991 г.

N 1032–1«О занятости населения в Российской Федерации», политика государства способствует занятости лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, то есть тем, кто впоследствии будет испытывать трудности при поиске и трудоустройстве из-за наличия судимости.

Выявление либо отсутствие ограничений в реализации трудовых прав для лиц, имеющих (имевших) судимость и находящихся (находившихся) в уголовном преследовании со стороны закона в лице органов исполнительной власти РФ требует тщательного исследования.

Очевидным является тот факт, что нахождение лица в местах лишения свободы ограничивает его право на труд. Поэтому стоит разобраться с какого момента лицо восстанавливает свои права в сфере трудовых отношений.

Таким моментом считается погашение судимости, то есть при истечении отбытия срока наказания, либо снятие судимости по решению суда.

Важно отметить, что лица, имеющие судимость-это те лица, у которых не погашена судимость, а равно для лиц, у которых она погашена используется словосочетание «имевшие судимость». Так, закон Краснодарского края от 8 февраля 2000 г.

№ 231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае» устанавливает, что лица, освободившиеся из мест лишения свободы до погашения судимости имеют рабочее место по квоте. Содействие по трудоустройству данной категории лиц необходимо осуществлять по той причине, что не все работодатели готовы принять на работу лицо, имеющее судимость и зачастую такое лицо обречено на отказ в получении рабочего места.

Для поступления на работу мы нередко можем встретиться с тем, что работодатель потребует представить справку о наличии либо отсутствии судимости и факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям перед тем как заключить трудовой договор.

Согласно статье 65 ТК РФ, предоставление данного документа необходимо лишь в тех случаях, когда этого требует специфика работы, на которую претендует лицо, имеющее судимость.

Данный документ служит основанием для отказа в заключении трудового договора работодателем, который вправе провести конкурс и установить условия участия в нем других лиц, не имеющих криминального прошлого.

Получается, что для работодателей справка о судимости автоматически превращает такого кандидата на рабочее место в человека второго сорта. Однако, потеря трудовых навыков лиц, имеющих (имевших) не значит их невозможность восстановления посредством получения образования как в местах лишения свободы, так и после.

Согласно новой редакции статье 22.1 Федерального закона от 08.08.

2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, но только в тех случаях если физическое лицо намерено осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством РФ [1]. Недоработка законодателя состоит в том, что при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лицо вправе указать вид деятельности, не связанный с обслуживанием несовершеннолетних, а спустя время подать заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. В таком случае никакие статьи Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» «не предусматривают возможность регистрирующего органа отказать во внесении изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в связи с намерением зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя начать осуществлять иные виды деятельности» [2].

Таким образом, необходимость предъявления справки связана только с заключением трудового договора для физических лиц и при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что означает, что требовать указанную справку с лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, работодатель не управомочен. Однако на практике оказывается, что проведении проверок обязывает наличие данной справки у работодателя.

Ограничены трудовые права для лиц данной категории в занятиях и педагогической деятельностью на основании статьи 331 ТК РФ.

При анализе последней нормы, можно однозначно выделить то, что формулировка «имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию», использованная законодателем, в отношении запрета на педагогическую деятельность раз и навсегда закрывает доступ к занятиям данной профессии для лиц, которые имеют судимость за определенные преступления, исчерпывающий перечень которых перечислен в статье 331 ТК РФ. Поэтому судимость за иные преступления не будет являться основанием для отказа в приеме на работу, связанную с педагогической деятельностью. Важно заметить, что нормы уголовного кодекса, в частности статья 86 УК РФ, погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, то есть после снятия или погашения судимости лицо должно считаться несудимым.На сегодняшний момент снятие судимости осуществляется в судебном порядке при до истечения срока погашения судимости по ходатайству осужденного либо в несудебном порядке актом амнистии или помилования. То есть, по существу мы наблюдаем некое противоречие между нормой трудового и уголовного права.

На занятия трудовой деятельностью, связанные с несовершеннолетними, согласно статье 351.1 ТК РФ, не допускают лиц, имеющих судимость за преступление против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, семьи и несовершеннолетних и т. д.

По существу, требование работодателя предоставить справку будет незаконным, если деятельность не связано с ограничениями касаемо судимости.

Случаются ситуации, когда работодатели справку не требуют, при этом заполнение анкеты, в которой содержится вопрос о судимости кандидата обязательно.

Такая анкета не является нарушением, тем не менее, ее результаты могут повлиять на решение о трудоустройстве.

Важно помнить, что гражданин, имевший судимость их в прошлом, но не имеющий в настоящем (то есть касаемо погашенных и снятых судимостей) совершенно спокойно может указывать на ее отсутствие, так как действует ст.

86 Уголовного кодекса, которая определяет, что погашенные и снятые судимости более не влекут правовых последствий.

А также на данный вопрос в анкете при приеме на работу, не связанную с деятельностью, в отношении которой имеются какие-либо ограничения для судимых граждан, на законных основаниях можно не отвечать.

В целях содействия в трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, до погашения судимости, в рамках соглашения между Департаментом труда и занятости Краснодарского края и Главным управлением внутренних дел по Краснодарскому краю, были проведены мероприятия по взаимодействию в части организации трудоустройства данной категории граждан.

Так, например, постановлением главы МО Кавказский район № 1840 от 24.11.

2014 года «Об установлении минимального количества рабочих мест (квот) на предприятиях, организациях муниципального образования Кавказский район для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы в 2015 году» согласно которому 41 предприятию района уставлена квота на прием 262 граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в категорию которых входят лица, освободившиеся из мест лишения свободы — до погашения судимости.

По состоянию на 1 июля 2015 года создано 86 квотируемых рабочих мест для граждан, освободившихся из мест лишения свободы, на 11 предприятиях и организациях района ЗАО Нафтатранс, ЗАО Рассвет, Кавказская дистанция пути, ООО Сельта, ОАО Кропоткингоргаз, ОАО КРЭМЗ, ООО Водоканал, ООО Опт Трейд, ООО КМЗ Радуга, ООО СПХ Дмитриевское, Распределительный центр в г. Кропоткине по профессиям: инженер по учету сырья и готовой продукции, подсобный рабочий, монтер пути, водитель автомобиля, токарь, грузчик, слесарь-ремонтник, диспетчер [3].

Согласно полученным от предприятий сведениям, по состоянию на 01.07.2015 года в счет квоты на предприятиях и организациях района работают 19 человек из числа освободившихся из мест лишения свободы.

Остаются нерешенными проблемы в трудоустройстве таких граждан из-за слаборазвитой инфраструктуры предприятий в сельской местности с численностью работников менее 100 человек, что ограничивает квотирование рабочих мест. Отсутствие навыков у лиц указанной категории, низкая профессиональная квалификация, низкооплачиваемые квотируемые рабочие места усугубляют их положение [4].

В современных условиях развития рынка труда в России проблемы, связанные с трудоустройством лиц, имеющих или имевших судимость, необходимо решать путем создания или квотирования рабочих мест на предприятиях и организациях [5].

Для исключения проблем необходимо восполнить пробелы в трудовом законодательстве РФ, в частности утвердить соответствие норм права и исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, удовлетворять трудовые права лица, имеющего судимость, дабы реализовать им свою трудовую функцию.

Литература:

Основные термины(генерируются автоматически): лицо, место лишения свободы, судимость, погашение судимости, уголовное преследование, Краснодарский край, ТК РФ, трудовой договор, рабочее место, квотирование рабочих мест.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8965/

Как выйти из тюрьмы на работу

Проблема с трудоустройством при погашенной судимости

Две судимости за хакерство Владимир заработал практически в тинейджерском возрасте. В 19 лет взялся за ум и стал искать работу. За восемь лет, прошедших с тех пор, устроиться в крупную компанию ему удалось лишь однажды, и то ненадолго.

По словам Владимира, в «Норильский никель» срочно требовался администратор структурированной кабельной сети. Квалификация молодого человека соответствовала вакансии, и его пригласили в компанию на испытательный срок.

«В анкете факт судимости я указывать не стал, – признается Владимир. – Но через месяц меня пригласили в службу безопасности и сказали, что, «несмотря на то что вы квалифицированный, ценный специалист, держать в штате компании человека с судимостью мы не можем».

Из компании Владимир уволился без претензий, полагая, что быстро найдет другое место.

Но все попытки были тщетны. В Газпромбанке отказали через три дня после успешного собеседования, прямо заявив, что судимых не берут. История повторилась и в «Альттелекоме». В компанию «Транснефть» Владимира не взяли даже водителем.

«Факты наличия судимостей, безусловно, учитываются при приеме на работу в компанию, но не являются определяющими, – прокомментировали историю в пресс-службе ГМК «Норильский никель».

– Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке, и окончательное решение о трудоустройстве кандидата зависит от должности, на которую он претендует, его профессиональных и личных качеств, а также степени востребованности на рынке труда».

«Действительно, человеку с судимостью устроиться на работу невероятно сложно, – говорит Александра Волгина, директор петербургского фонда по защите ВИЧ-положительных граждан. – И в наихудшем положении оказались женщины.

Мужчина может наняться заниматься тяжелым неквалифицированным трудом. А женщины традиционно шли работать в торговлю.

Но сейчас все небольшие торговые точки в Петербурге принадлежат диаспорам, куда принимают на работу только своих, а ритейлеры, подобно банкам, обзавелись службами безопасности и проверяют всех кандидатов по базам данных».

Волгина видит выход только в получении такими людьми дополнительного образования. Компьютерная грамотность и знание оргтехники позволяют устроиться офис-менеджерами в небольшие компании, которые своих сотрудников столь пристально не изучают.

Ульяна Смольская, представитель «Евросети», утверждает, что для ее компании наличие судимости не является определяющим при приеме на работу. «Но, конечно, все материально ответственные лица проверяются», – признает она.

Евгений понимал, что с судимостью устроиться в крупную компанию ему не удастся, но, когда в приеме на работу ему отказали даже на автомойке, удивился и попросил письменный отказ. «Хотел подать на них в суд за дискриминацию», – поясняет Евгений. Но в отделе кадров отказали ему и в этом.

Павел Чиков, председатель межрегиональной правозащитной организации «Агора», призывает не драматизировать ситуацию: в стране около 10–15 млн ранее судимых.

И в основном это люди экономически активного возраста, которые ежедневно такие вопросы решают, рассуждает эксперт. Чиков полагает, что указывать в анкете ранее имевшуюся и погашенную судимость не стоит.

А доступ к базам данных есть только у очень крупных компаний.

«Теоретически у такого дела есть и судебная перспектива, – говорит Чиков.

– Если человеку отказали в приеме на работу, то можно выяснить, кто был впоследствии принят на эту вакансию, оценить в судебном порядке уровень квалификации обоих кандидатов, и в этом случае суд может вынести решение, что реального повода для отказа в приеме на работу не было». Но подобные прецеденты адвокату неизвестны.

«Не важно, что судимость давно погашена, сам ее факт часто не позволяет устроиться на достойную работу, – признает проблему Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра ЮНИТИ. – После проверки службой безопасности кандидаты с судимостью не пройдут с вероятностью 99%».

Был случай, когда кандидат проходил собеседование на вакансию «руководитель отдела логистики» в иностранную компанию, рассказывает Анисцына: по итогам трех этапов ему хотели сделать предложение, но перед этим решили проверить его в службе безопасности. Итог – отказ, так как в 17 лет у кандидата была судимость за хулиганство, и это несмотря на то, что на момент проверки ему было уже за 40.

«Все зависит от человека и его желания работать», – убежден Сергей, в 20 лет отсидевший год за хулиганство. Он уверяет, что за 10 лет, прошедших с того времени, ни разу не сталкивался с проблемами при поиске работы.

Но при трудоустройстве предпочитает факт погашенной судимости не афишировать. «Я понимаю, что если соберусь идти работать в банк, то, вероятно, проверку службы безопасности не пройду. Но на любом крупном производственном предприятии проблем не будет.

Несколько лет я проработал техником на фабрике «Красный Октябрь».

«Человека, имевшего судимость за уклонение от уплаты алиментов, мы приняли, – говорит Анна Куликова, директор по персоналу российского подразделения компании Ruukki. – Но кандидату с судимостью по мошенничеству, вероятнее всего, откажем». Куликова считает, что ситуация на рынке труда позволяет выбирать лучших.

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2010/04/27/kak-vyjti-iz-tyurmy-na-rabotu

Трудоустройство как мера профилактики (УКПСиСУ по Карагандинской области)

Проблема с трудоустройством при погашенной судимости

Трудоустройство как мера профилактики

УКПСиСУ по Карагандинской области

Человек, который оступился единственный раз в жизни и совершил преступление, независимо от погашения судимости, сталкивается с проблемой трудоустройства. Незнание закона со стороны работодателей еще больше обостряет данную ситуацию.

Это было отмечено в ходе брифинга по вопросу преступности среди безработных, проведенном Управлением Комитета по правовой статистике и специальным учетам по Карагандинской области.

Начальник Управления Абу-Али Саттар отметил, что в соответствии со ст. 24 Конституции РК каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Однако не всеми работодателями данное требование соблюдается. Бывает так, что граждане месяцами, а то и годами не могут устроиться на работу. Одной из причин этого является их прошлое, связанное с Уголовным кодексом.

За девять месяцев 2016 года на территории области зарегистрировано 22 223 уголовных правонарушения, что на 9,2 процента меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Одним из ключевых факторов, влияющих на уровень преступности, является безработица, т.к. преступления чаще всего совершаются безработными.

Так, по области зарегистрированы 7014 лиц, совершивших преступления, из них 5583 – безработные. В сравнении с прошлым годом рост количества безработных преступников составил 23,9 процента.

Динамика преступлений среди безработных в области за последние шесть лет свидетельствует о росте безработных преступников на 34,7 процента. Из общего числа безработных лиц, совершивших преступления, 5059 имеют среднее образование, 285 – высшее, 183 – неполное среднее, девять – без образования.

В большинстве случаев они совершают кражи чужого имущества. Так, за девять месяцев 2016 года безработными лицами совершено 2885 краж, 347 – мошенничеств, 303 – грабежа, 266 – причинений телесных повреждений.

В основном совершаются кражи из квартир, автомобилей, магазинов. Максимальное количество краж, совершенных безработными, наблюдается в районе им. Казыбек би, Октябрьском районе, г.г. Темиртау, Жезказгане, Шахтинске, Сарани, Сатпаеве.

Больше всего безработных зарегистрированы в Караганде, Темиртау, Сатпаеве, Жезказгане, Балхаше, Каркаралинском, Шетском, Бухар-Жырауском, Абайском районах.

Анализ показывает, что определенная часть безработных ранее привлекались к уголовной ответственности или судимы.

Как известно, с 2014 года изменен порядок выдачи сведений УКПСиСУ. В выдаваемой справке отражаются все сведения, независимо от сроков погашения и хранения.

На этом фоне заметно возросла неудовлетворенность граждан, связанная с проблемой трудоустройства по причине отражения в выданной справке сведений о погашенной судимости, об освобождении от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям.

Только за девять месяцев текущего года по данному вопросу в Управление обратились 167 граждан. К примеру, гр. А.

, которому директором одного из колледжей было отказано в приеме на работу на должность преподавателя физической культуры по причине того, что в справке имелись сведения о том, что в отношении него 19 июня 2008 года в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст.

370 «Нарушение уставных правил взаимоотношения между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности» отказано на основании п. 12 ч. 1 ст. 37 УПК РК – ст. 67 УК РК, за примирением сторон.

То есть данный гражданин примирился с потерпевшим и загладил причиненный вред. Кроме того, он совершил воинское преступление, что не может служить препятствием для трудоустройства на должность преподавателя физической культуры в силу ч. 2 ст. 26 Трудового кодекса РК.

Наличие погашенной судимости также является причиной отказа работодателями в трудоустройстве. К примеру, 4 декабря 2000 года приговором районного суда Баянаульского района Павлодарской области гр. К. осужден по ч. 1 ст.

175 УК РК «Кража» к двум годам лишения свободы. С учетом ст. 79 УК РК судимость погашена, и он имеет право претендовать на работу наравне с остальными.

Мужчине было отказано в приеме на работу как охранником, так и водителем стоматологической клиники.

Естественно, работодатель официально не озвучивает судимость в качестве причины отказа или увольнения, так как за это согласно Трудовому кодексу РК на него можно подать в суд, а в случае если человек уже работает и погашенная судимость стала причиной его увольнения, он может восстановиться на работе либо получить денежное возмещение за моральный ущерб в судебном порядке.

Важно знать, что лица, совершившие преступления, могут со временем устроиться даже в государственные органы.

Согласно п. 3 ст. 16 Закона РК «О государственной службе» на государственную службу не может быть принят гражданин, имеющий судимость, которая ко времени поступления на государственную службу не погашена или не снята в установленном законом порядке, а также совершивший коррупционное преступление, тяжкое и особо тяжкое преступление.

В соответствии с ч. 2 ст.

26 Трудового кодекса РК не допускается трудоустройство в организации в сфере образования, воспитания и развития, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании пп. 1) и 2) ч. 1 ст. 35 Уголовно-процессуального кодекса РК) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми.

Для сведения: в городские и районные суды области обратились 145 граждан с исковыми заявлениями о восстановлении на работу, 39 исков удовлетворены и по 39 – отказано, остальные находятся в производстве.

В судебной практике имеются случаи, когда работодатель незаконно увольняет своих работников, что подтверждается решением суда о восстановлении на работу ранее уволенных. Из-за неправильных действий руководителей ни в чем не виновные работники остаются безработными.

Как показывает статистика, не каждый гражданин обращается в суд с заявлением о восстановлении своих прав, считая, что в отношении него принято неверное решение.

В целом, нарушение работодателями гарантированных Конституцией РК прав граждан при трудоустройстве порождает негативные правовые и социально-экономические последствия. Недооценка трудовой занятости этой категории лиц ведет к тому, что каждый третий, освободившийся из мест лишения свободы, в течение первых трех лет вновь попадает на скамью подсудимых.

Одной из мер профилактики рецидивной преступности является социальная адаптация ранее судимых граждан, предполагающая, в том числе, и трудоустройство.

Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33933552

Как с погашенной судимостью не стать персоною нон грата

Проблема с трудоустройством при погашенной судимости

Вообще официальное название этого документа, в быту именуемого справкой о несудимости, таково: “Справка о наличии либо отсутствии сведений по учётам Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК о совершении лицом уголовного правонарушения”. И по моему личному мнению, которое очень многие разделяют, эта бумажка в нынешнем её виде реально мешает людям трудоустроиться на работу или сохранить за собой уже имеющееся рабочее место. В чём же причина такой ситуации?

Дело в том, что до 10 июля 2014 года в Казахстане действовал приказ генерального прокурора РК от 29 апреля 2004 года за №23 “Об утверждении Правил ведения и использования отдельных видов специальных учётов”, в пункте 70 которого было четко прописано, что:

“По письменному запросу гражданина… ему выдается справка об отсутствии судимости по состоянию на день выдачи, в соответствии со статьями 77 и 86 Уголовного кодекса Республики Казахстан… В случае наличия судимости выдаётся справка о судимости с указанием решения суда…”

То есть в данных справках указывались сведения о судимости лица только в тех случаях, если судимость не была погашена или снята, что полностью соответствовало части 7 статьи 77 Уголовного кодекса РК, действовавшего на тот момент.

Если тебя осудили – это на всю жизнь?

Однако 10 июля 2014 года упомянутый документ утратил силу в связи с принятием нового приказа генерального прокурора РК № 71 “Об утверждении Правил ведения и использования отдельных видов специальных учётов”. Отсюда и возникли сегодняшние проблемы с трудоустройством граждан, так как пунктом 98 нового приказа установлено, что:

“В информации указываются сведения о совершении запрашиваемым лицом преступлений, без учёта их снятия и погашения, включая сведения:

о привлечении лица в качестве обвиняемого, осуждении, в том числе и за пределами Республики Казахстан;

об освобождении от уголовной ответственности и наказания по нереабилитирующим основаниям;

о возбуждённых уголовных делах, прекращённых по нереабилитирующим основаниям;

об отказе в возбуждении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям…”

То есть Генеральная прокуратура решила в справках о несудимости отражать все имеющиеся специфические сведения в отношении всех лиц, вне зависимости от того, снята или погашена судимость, привлекалось ли лицо к уголовной ответственности или было освобождено по нереабилитирующим основаниям. Например – по амнистии.

Хотели как лучше, а получилось – как всегда

В чём была цель этих изменений? Возможно, в том, чтобы у категории лиц, которым было назначено наказание в виде пожизненного лишения права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью, предусмотренных статьёй 50 Уголовного кодекса РК, не было возможностей повторно устроиться на запрещённую им судом работу. Однако в итоге это создало предпосылки для дискриминации граждан, имевших тем или иным образом погашенную судимость, но никоим образом не поражённых в правах на занятие какой-либо должности.

Этими нововведениями Генеральная прокуратура сильно пошатнула один из основных постулатов, влияющих на реабилитацию ранее осуждённого лица после отбытия им наказания и погашения или снятия судимости, который установлен частью 9 статьи 79 Уголовного кодекса РК, гласящей:

“Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, за исключением ограничений, установленных назначенным пожизненно дополнительным видом наказания”.

Между тем Уголовный кодекс имеет превосходящую юридическую силу по отношению к приказу генерального прокурора.

Кроме того, налицо нарушение и принципа презумпции невиновности, установленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 77 Конституции РК, который гласит, что “лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда”. Так по какому праву в новых справках о несудимости отражаются сведения и о тех лицах, которые не были привлечены к уголовной ответственности, а освобождены от неё по тем или иным, пусть и не реабилитирующим основаниям?

Также эти самые справки о несудимости, на мой взгляд, препятствуют реализации конституционного права граждан на свободу труда. Ведь в силу пункта 1 статьи 24 Конституции РК каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Более того, согласно пункту 1 статьи 39 Конституции РК:

“Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения”.

В свою очередь, приказ генерального прокурора не является законом и не имеет, соответственно, юридической силы закона, поэтому не может ограничивать конституционные права граждан. А Конституция, как известно, имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.

Работодатель выбирает человека с чистой справкой

Между тем после внедрения в практику справок новой формы многие граждане потеряли возможность беспрепятственно трудоустраиваться на вакантные рабочие места, а кто-то даже потерял работу.

Ибо в этих справках стали отображаться сведения о давно погашенных или снятых судимостях по преступлениям, которые были совершены в далёком прошлом, иной раз даже несколько десятков лет назад.

Усугубило ситуацию и то обстоятельство, что работодатели стали требовать такие справки практически от всех, в том числе и действующих работников, даже и в тех случаях, когда не имели на это права.

Уже несколько лет эти новые справки о несудимости вызывают бурю негодования со стороны общественности.

А совсем недавно эту позицию поддержало и Министерство внутренних дел РК вкупе с Генеральной прокуратурой РК, одобрив предложение регионального директора неправительственной организации “Penal Reform International” (“Международная тюремная реформа”) в Центральной Азии Азамата Шамбилова о полной отмене справок о несудимости в нынешней их форме.

Давайте теперь представим следующую ситуацию: работодатель запросил такую справку от действующего сотрудника, некогда имевшего проблемы с уголовным законодательством, сотрудник её принёс… И пусть в ней хоть трижды указано, что его судимость погашена или снята, или что лицо вообще не привлекалось к уголовной ответственности в связи с освобождением из-под суда по тем или иным не реабилитирующим основаниям, такое лицо, скорее всего, будет уволено. На всякий случай.

А что произойдёт, если в штате будет сокращаться рабочая единица, и работодатель станет выбирать – кого уволить? Тем более будет уволен именно этот сотрудник, с “замаранной” справкой.

Да, это будет незаконно, но далеко не каждый найдёт в себе достаточно настойчивости и сил, чтобы судиться с хозяином или защищать свои права иным образом.

Ведь в таком случае работодатель всё равно, в конце концов, найдёт способ уволить неугодного работника по какому-нибудь другому основанию.

Теперь, смоделируем другую ситуацию: во время трудоустройства лицо, проводящее собеседование, требует от кандидата предоставить справку о несудимости; потенциальный работник идет в корпорацию “Правительство для граждан”, берет справку и – бац! – всплывает его судимость, которая была погашена ещё лет 10-15 назад.

В такой ситуации большинство граждан даже не пойдут назад, к работодателю, а тот, кто переборет свой страх и всё-таки пойдёт, вряд ли будет принят на работу.

Работодатель в большинстве случаев не примет такого работника, выбрав вместо него лицо с “чистой” справкой о несудимости, указав, правда, при этом совсем другую причину отказа человеку в месте.

И что станет делать человек, не принятый в итоге на работу? Судиться, обращаться с жалобой к государственному инспектору труда или в прокуратуру? Но шансов победить в таком деле очень мало, и даже, если он чудом выиграет суд, какому работодателю нужен работник, “засудивший” начальника ещё даже до устройства на работу?

Не надо выплёскивать с водой младенца

В Министерстве внутренних дел РК и Генеральной прокуратуре страны увидели, наконец, эту проблему и собираются вообще отменить справки о несудимости, однако это тоже, на мой взгляд, не выход из сложившегося положения.

Ведь тут можно, как говорится, вместе с водой выплеснуть ребёнка.

То есть просто открыть путь лицам, по суду лишённым права пожизненно занимать те или иные должности или отправлять некие обязанности из-за их несоответствия неким специфическим параметрам, необходимым для исполнения таковых функций.

https://www.youtube.com/watch?v=uhi_gvs_C6Q

Между тем уже сегодня при приёме на работу справку о несудимости должны предъявлять работодателю отнюдь не все граждане. Так как в отдельных статьях Трудового кодекса конкретизируются как перечень лиц, обязанных предоставлять сей документ, так и характер преступлений, лишающих их доступа к тем или иным функциям. Так, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 32 Трудового кодекса:

“2.

Для заключения трудового договора в сфере образования, воспитания, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лицо представляет справку о наличии либо отсутствии сведений о совершении уголовного правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, экстремистские или террористические преступления, торговля людьми.

3.

При поступлении на гражданскую службу, на работу в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, национальные управляющие холдинги, национальные институты развития, национальные холдинги и национальные компании, а также их дочерние организации на должность, связанную с исполнением управленческих функций, лицо представляет справку о наличии либо отсутствии сведений о совершении коррупционного преступления”.

Когда и волки сыты, и овцы целы

Помимо этих норм в законодательстве есть также ещё и вышеупомянутая статья 50 Уголовного кодекса РК, поэтому такие категории граждан в силу законодательства просто обязаны предоставлять справки о несудимости. Нельзя ведь забывать о том, что речь тут часто идёт о жизни и здоровье детей или взрослых людей, экономической безопасности государства и других не менее важных ценностях.

Получается своего рода замкнутый круг. Так есть ли выход из этой ситуации?

Я считаю, что выход есть.

Предлагаю Министерству внутренних дел, Генеральной прокуратуре и Парламенту РК совместно разработать и внести изменения и дополнения в действующее законодательство РК, в которых предусмотреть следующий вид справок о несудимости.

Необходимо для начала вернуться к приказу генерального прокурора от 29 апреля 2004 года №23, тем самым добившись соблюдения соответствующих норм Конституции и Уголовного кодекса, путём указывания в справках только непогашенных или неснятых судимостей. При этом для категории лиц, которым назначено наказание в виде пожизненного лишения права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью, следует в справках делать соответствующую отметку.

Таким образом, работодатель, которому специфика деятельности не позволяет принимать на работу лицо, лишённое права пожизненно занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью, будет соответствующим образом информирован о претендентах на такие места, а для остальных лиц справки о несудимости не будут препятствием для приёма на работу или сохранения рабочего места.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Источник: https://informburo.kz/mneniya/bahtijar-galimzhanov/kak-s-pogashennoy-sudimostyu-ne-stat-personoyu-non-grata.html

Округ закона
Добавить комментарий