Рефлексия на занятии в детском саду

Рефлексия на занятии в доу примеры

Рефлексия на занятии в детском саду

Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом.

Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы.

Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов. Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее. 5.

Примеры рефлексии на занятиях в доу

Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться.

А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка.
Рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствий – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности.

Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

На каждом этапе, какой любо деятельности происходит рефлексия: педагог и воспитанник обсуждают, зачем это делается, что получается, что – нет.

Постепенно младшие дошкольники привыкая к новым условиям, начинают проявлять интерес к играм старших и нередко выражают желание принять в них участие.

Задача воспитателя – добиться, чтобы совместные игры детей стали эффективным средством формирования дружного коллектива. Наряду с этим полноценное развитие детской игровой деятельности невозможно без создания соответствующих условий.

Развивающая среда в нашем детском саду построена с учетом обеспечения безопасности жизни детей, способствует укреплению их здоровья, закаливанию.

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе».

У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

15) Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе)

Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:

· Сначала мы рассуждали так…

· Потом мы столкнулись с проблемой

· Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….

· Мы увидели (поняли)…Значит…

· Теперь мы будем…

16) Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …- т.е.

Рефлексия на занятии в детском саду

С этой целью можно провести рефлексию в виде устного опроса:

  • «Я узнал(а) много нового»;
  • «Мне это пригодится в жизни»;
  • «На занятии было над чем подумать»;
  • «На все вопросы, возникающие в ходе занятия, я получил(а) ответы»;
  • «На занятии я работал(а) добросовестно и цели занятия достиг(ла)».

Педагог просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса и т.д.

Рефлексия в конце занятия позволяет подвести его итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали – т.е.

Рефлексия на занятиях в доу по фгос примеры

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

Необходимо заметить педагогам важно уметь вычленять из многообразия форм рефлексии, только те которые соответствуют функциональному назначению, а также возрастным, психологическим особенностям детей. Следует учитывать при выборе рефлексии цель занятии, содержания и трудности учебного материала

Различные приемы рефлексии

Существует множество приемов, позволяющих отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в классе: «Букет настроения», «Корзинка», «Дерево чувств», «Музыкальный фрагмент», «Мой город», «Разноцветье», «Блиц» и др. Это наиболее легкие и понятные для детей способы рефлексии, их можно использовать на самых ранних этапах обучения как в начале, так и в конце урока.

Предлагаем оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.

Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).

Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется.

Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Рефлексия в ДОУ МБДОУ «Березовский детский сад 3» ТАТЕЛЬ ЩЕТИНИНА С

7 Упражнения для дошкольников: 1.) «Солнышко». 2.) «Радуга» 3) «Снежный ком». 4.) «Заплетем косичку». 5.) «Цветы и бабочки». 6.

) Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе. 7.) Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком. 8.

) Применение разноцветных сигнальных карточек: листочки, снежинки, цветочки, светофорики. 9.) С помощью жестов: Во! На сколько подрос: сидя, стоя, потянуться. Хлопните! Топните! 10.) «Метод пяти пальцев».

1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

2) отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

3) быть средством самопознания.

;

рефлексия содержания учебного материала.

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с группой в начале и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности.

Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние учащихся на занятии, а желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное).

2.

Татьяна Михайлова Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»

Цель проведения мастер-класса: обобщение и распространение педагогического опыта, совершенствование методического мастерства.

Форма проведения мастер-класса: практикоориентированное занятие (15-20 минут).

деятельности: краткий обзор теоретической информации по теме (содержание и компоненты рефлексии, виды рефлексии) и практическая часть по освоению некоторых современных приемов рефлексии.

Ожидаемый результат: практика по освоению рефлексивных технологий, актуальные педагогические и методические знания и умения.

1.

Интересные рефлексия для занятийфэмп в доу

Рефлексия в конце урока: примеры по ФГОС

Этот вид рефлексии направлен на выявление степени осознания ребятами нового материала. Чаще всего ее проводят уже в конце урока, но если на занятии имеется несколько блоков материала, то, может быть, будет эффективнее использовать такую рефлексию после каждого этапа работы.

  1. Интересная рефлексия в конце урока в виде «Лесенки успеха». Ребенок выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему.

    Это говорит о том, что все, что было запланировано, удалось сделать.

  2. «Поезд».

Источник: http://consulcentr.ru/refleksiya-na-zanyatii-v-dou-primery

Рефлексия в ДОУ

Рефлексия на занятии в детском саду

Согласно ФГОС, одной из основных задач ДОУ является создание условий, необходимых для всестороннего развития детей, согласно специфики дошкольного возраста.

Большое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативности детей, умению принимать решения в различных ситуациях, выражению собственных мыслей и чувств.

Исходя из этого, у педагогов-практиков возникла необходимость поиска новых методов и средств развития осознанной активности у детей дошкольного возраста, формирования способности к анализу собственной деятельности. Одним из таких методов является рефлексия.

Основные требования, которые предъявляются к педагогам ДОУ, это организация ими образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, демонстрирующей профессионально грамотное и правильное окончание занятия, с применением приемов рефлексивной оценки.

Определение 1

Рефлексия – это умение осмысливать и анализировать свое собственное внутреннее состояние.

В настоящее время педагогами ДОУ накоплен достаточный опыт по развитию рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста. Контроль за организацией работы по развитию рефлексивных навыков у детей в рамках ДОУ осуществляет методист, который занимается оценкой отобранных педагогами методов и приемов рефлексии, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Развитие навыков рефлексивной деятельности у детей дошкольного возраста целесообразно начинать со второй младшей группы, то есть с детьми четвертого года жизни.

Виды рефлексии, используемые в ДОУ

В теоретической литературе выделяют несколько видов классификаций рефлексии. Применительно к ДОУ целесообразнее и приемлемее следующая классификация:

  1. Рефлексия содержания учебного занятия – направлена на выявление уровня понимания и усвоения детьми того материала, который был представлен педагогом. Посредством данного вида рефлексии педагог устанавливает логические связи между приобретенными знаниями и умениями их использовать в практической деятельности.
  2. Рефлексия педагогической деятельности – предоставляет возможности осмыслить приемы и способы работы, используемые педагогом ДОУ при организации учебных занятий. При проведении данного вида рефлексии педагог обучает детей осмысленному контролю и планированию своего мышления, своих действий, и осуществлению оценке их правильности. Оценивать необходимо только те правила действий, которые знакомы и понятны ребенку.
  3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения – осуществляется оценка настроения и отношения воспитанников в начале и конце учебного занятия. Вначале учебного занятия рефлексия помогает выявить эмоциональный настрой детей на занятие, в конце – выявляется удовлетворенность от его проведения.

Методы и приемы рефлексии в ДОУ

Согласно ФГОС у детей дошкольного возраста необходимо формировать уважительное отношение к взрослым и особенно к своей семье, именно поэтому целесообразно применять различные формы и виды рефлексии.

Замечание 2

Применительно к детям дошкольного возраста допускается индивидуальная, групповая и коллективная форма рефлексии. Каждой форме соответствуют определенные методы и приемы организации.

Рефлексия содержания (используется со средней возрастной группы ДОУ). Наиболее эффективным приемом является прием незаконченного предложения, поговорки, пословицы или афоризма. Используется рефлексия достижения педагогической цели посредством использования «линейки знаний» и «оценки приращения» знаний. Ребенку предлагается продолжить высказывания «Я не знал… – Теперь я знаю…».

Данный рефлексивный прием используется педагогом в конце учебного занятия, с целью подведения итогов, обсуждения того, кто и что узнал нового, как работал каждый ребенок, какой вклад был внесен и т.д. В процессе рефлексии дети осуществляют анализ своей деятельности и активности во время занятия.

Рефлексия деятельности (используется со средней возрастной группы ДОУ). Данный вид рефлексии организуется в конце занятия. Дети совместно с педагогом или между собой обсуждают и анализируют проведенное занятие, что им понравилось больше всего, а что было не понятно. Педагог фиксирует ответы детей, для того чтобы в дальнейшем планировать учебные занятия с учетом отрицательных моментов.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения (используется начиная с младшей возрастной группы ДОУ). Учитывая возрастные особенности детей, для проведения рефлексии, педагогом используются различного рода наглядности (карточки со смайликами, цветовые карточки и т.д.).

Рефлексия проводится в конце учебного занятия, педагог предлагает детям оценить свое настроение во время совместной деятельности путем выбора карточки с изображением. Важно не просто показать карточку, но и постараться добиться от ребенка ответа, почему он выбрал именно ее. Особенно это важно в том случае, если ребенок выбирает отрицательную эмоцию.

Как показывает педагогическая практика, изначально все дети выбирают положительные эмоции, но если ввести рефлексию в систему, то в дальнейшем они будут подходить к выбору эмоции более осознанно, смогут обосновать и объяснить свой выбор.

После того как детьми буду освоены два маркера (отрицательный и положительный), педагог может переходить к расширению эмоционального спектра. К старшему дошкольному возрасту необходимо добиться того, чтобы дети свободно владели 4-5 эмоциональными маркерами. Целесообразными являются следующие эмоциональные маркеры, которыми дети должны овладеть к старшей группе:

  • радостный,
  • улыбающийся,
  • задумчивый/грустный,
  • слезливый,
  • сердитый.

Замечание 3

Таким образом, рефлексия в ДОУ имеет тройную направленность: на действие, на содержание и на эмоциональное состояние. Иные виды рефлексии для детей дошкольного возраста не приемлемы, так как они не понятны им в силу возраста.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/refleksiya_v_pedagogike/refleksiya_v_dou/

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Рефлексия на занятии в детском саду

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, “держать руку на пульсе”.

Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, “взгляд внутрь себя”. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории “понравилось / не понравилось”, “интересно / скучно”, “было весело / грустно”.

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных “тучек” будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение.

После обязательно следует спросить 3-4 учеников: “Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения.

Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • “Знаки” (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако “тегов”, которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал…
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”:

         В — всесильный

         О — олицетворяет справедливость

         Л — луна, черный пудель и “чертовщина”

         А — антипод Иешуа

         Н — не абсолютное зло

         Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним “но”! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: “У одного учителя красный листочек означает “все понял”, у другого — “ничего не понял”, у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?” Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

Как проводить рефлексию на занятии в доу

Рефлексия на занятии в детском саду

Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее. 5. Функции рефлексии.

На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии? (беседа с педагогами) В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции: — проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса); — организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности); — коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса); — смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия); — мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат); — коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности. 6. Особенности упражнений направленных на развитие рефлексии. Рефлексия — основной путь получения новых знаний.

рефлексия настроения и эмоционального состояния,

рефлексия содержания учебного материала,

рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.

Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».

Мудрец, подумав, ответил:….

— Как вы считаете, что ответил мудрец?

— “Всё в твоих руках”.

А я хочу сказать: «Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Действительно, все в наших руках.

Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте.

Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий.

Важно В словарях приводится следующие толкования.

Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием. Закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, праздничная программа, тематический день или неделя.

Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? Самый популярный итоговый вопрос педагогов: «Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы.
Другие, просто стесняясь высказаться.

Как проводить рефлексию на занятии в доу по фгос

Внимание Ученики должны у себя в тетрадях — а можно и обменяться тетрадями со своими товарищами — выделить или подчеркнуть ту букву, которая написана красивее всего.

Тренинговое занятие для педагогов — Развитие педагогической рефлексии

2.Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я – глазами других»). Упражнение «Карусель».

Цель упражнения: — формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; — развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.

Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный Примеры ситуаций: _ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече. _ Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним. _ Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался.
Подойдите к нему и успокойте его. _ После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече. Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Как проводить рефлексию на занятии в доу 2018

В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон.

Внутри – дата и мотивация. В конце педели вся мишень «прострелена».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Существует множество приемов, позволяющих отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в классе: «Букет настроения», «Корзинка», «Дерево чувств», «Музыкальный фрагмент», «Мой город», «Разноцветье», «Блиц» и др. Это наиболее легкие и понятные для детей способы рефлексии, их можно использовать на самых ранних этапах обучения как в начале, так и в конце урока. Они универсальны для всех учебных предметов

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ребенку гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать.

Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

«Синквейн». В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

«Таблица»

Таблица — фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

Цель рефлексии для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Интересные рефлексия для занятийфэмп в доу

В течение учебного года воспитатель вместе с детьми работает над тематическими неделями, которых 34. Они очень интересны и насыщены различными видами деятельности.

Например, тема «До свиданья, лето, здравствуй детский сад» позволяет знакомить детей с правилами поведения в группе, формирует первичные представления об опасности в быту, закрепляет знания о сезонных изменениях в природе, развивает речь «Лето, лето, скажи нам, где ты?» и так далее.

каждой недели составлено в соответствии с возрастными особенностями детей и образовательными областями. В летний период действует комплексный проект на 3 месяца «Веселый летний марафон». Он разбит также по месяцам и неделям. Цель этого проекта – создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников ДОУ в летний период.

На данном этапе воспитатель с большим вниманием относится к играм младших дошкольников и в то же время поддерживает возникающие иногда совместные игры детей разного возраста.

педагог дополнительного образования

Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на занятии является этап рефлексии.

Что такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка.

  • Все, что делается на занятиях в детском объединении по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности:
  • Самостоятельность. Не преподаватель отвечает за учащегося, а учащийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Учащийся осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только учащегося, но и педагога.

Татьяна Михайлова Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»

Цель проведения мастер-класса: обобщение и распространение педагогического опыта, совершенствование методического мастерства.

Форма проведения мастер-класса: практикоориентированное занятие (15-20 минут).

деятельности: краткий обзор теоретической информации по теме (содержание и компоненты рефлексии, виды рефлексии) и практическая часть по освоению некоторых современных приемов рефлексии.

Ожидаемый результат: практика по освоению рефлексивных технологий, актуальные педагогические и методические знания и умения.

1.

Источник: http://37zpp.ru/kak-provodit-refleksiyu-na-zanyatii-v-dou

Интересные рефлексия для занятийфэмп в доу

Рефлексия на занятии в детском саду

Например: Здравствуйте, мои дорогиеИ маленькие и большие!Вижу, как вы подрослиДо чего же хороши! Внимание! Внимание!Дорогие зрители,Чудеса сейчас придутИнтересно будет тут!Я на вас погляжу ,Да и сказку расскажу!Вы на ус всё намотайте,Сказку рассказать мне помогайте!Не грусти, улыбнись!Сказка дарит нам сюрприз!Речевые настройки.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас ! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! — Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе.

Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.

Самоанализ занятия Проведенное мной занятие способствовало в полной мере закреплению у детей ранее полученных знаний и представлений о свойствах предметов, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, геометрических представлениях.

Важно

На протяжении всего занятия осуществлялась взаимосвязь этапов через организацию мотивации в начале занятия, создание сюжета действий для актуализации знаний детей, плавного перехода одного этапа занятия в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетания самостоятельной работы с устными ответами детей.

Г. Петерсона. Материал занятия соответствовал уровню подготовленности детей группы, что обеспечивало обратную связь.

«дошкольный возраст / воспитание дошкольников»

Демонстрационный материал: коробка, игрушка, столы, тарелки, чашки, тарелка с конфетами, круг (диаметр 10 см), квадрат ( длина стороны 10 см), треугольник (длина стороны 10 см) Раздаточный материал: круги, квадраты, треугольники ( по одному для каждого ребенка). Ход занятия: I.Организационный момент 1. Привлечение внимания, настрой на совместную деятельность.

Внимание

Используемые методы: вводная беседа 2.Сюрпризный момент Используемые методы: наглядный — демонстрация (зайчик), словесный – беседа, средства – игрушка.

II. Основная часть. 5.Сравнение двух групп предметов: по много, поровну, столько – сколько. Используемые методы: словесный – беседа, вопросы, уточнения, поощрения; Практический – расставить тарелки, чашки поровну.

Средства – посуда. 6.Физкультминутка «Зайка беленький сидит».

Двигательная форма активности, создание хорошего настроения.
7.Работа с геометрическими фигурами.

Секреты увлекательного занятия (из опыта работы воспитателя)

  • продолжать формировать элементарные математические представления детей;
  • продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Задачи:

  • формировать умение сравнивать предметы по количеству, путем разложения по одному.
  • уточнить в речи употребление слов: столько — сколько, поровну, по много.
  • закреплять умение понимать обращенную речь и отвечать на вопросы взрослого.
  • расширять словарь детей.
  • развивать логическое мышление у детей, наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать.
  • воспитывать любознательность, познавательный интерес.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Форма организации: групповая Интеграция образовательных областей: ФЦКМ, ФЭМП, физическая культура, развитие речи.

Материал к занятию: Цифры, геометрические фигуры, иллюстрации к заданиям, листы заданий для каждого ребёнка, иллюстрации к задачам, цветные карандаши, ручки.
занятия определялось по возрасту, дети должны показать свои знания дополнить и расширить их, а также показать свои умения и навыки.

Все необходимые наглядные пособия подготовлены и распределены по периметру группы.
Занятие проводилось по теме «Обобщение знании по математике». На первом этапе мотивационно – побудительном — был приход куклы Маши. Дети были заинтересованы.

На втором этапе мы отвечали на вопросы, считали предметы, закрепляли геометрические фигуры, а также делали штриховку и писали цифры .

Деятельность детей на каждом этапе состояла во включении в процесс познания – отвечали на вопросы.

Использовался билингвальный компонент, ТСО. Дети активно участвовали, проявляли индивидуальность, самостоятельность.
Сравнение треугольника с квадратом.

Метод: словесный — беседа, прием – вопросы, обобщение (у квадрата больше сторон и углов); наблюдение, прием – показ, 8.Дидактическая игра «Найди свой домик».

Методы: наблюдение, словесный – беседа, игровой – дидактическая игра (выполнение игровых действий).

III.Рефлексия 1.Итог. Словесный метод – вопросы, обобщающая беседа.

2.Гостинец от зайчика. Игровой метод: прием — внезапное появление объектов. Поощрение (конфеты).

Виды детской деятельности на занятии: — общение со взрослым (коммуникативная); — двигательная активность; — игровая деятельность На протяжении всего периода структура занятия сохранялась, были плавные переходы между этапами.

Атмосфера на занятии: все дети были увлечены, присутствовали положительные эмоции, малыши были заинтересованы за счет сюрпризного момента, вовлеченности в деятельность, двигательной активности.

Обращала внимание на осанку детей во время работы за столами, умело и со знанием методики организовала динамическую паузу и плавный переход от одной позы к другой (сидя за столами, стоя у мольберта, постоянное перемещение от одного задания к другому) и т. д. Наблюдалось системность в работе и большая предварительная подготовка.

Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали , использовали имеющиеся знания и умения.

Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных. Анализируя проведенную образовательную деятельность можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что деятельность построена логично, а этапы взаимосвязаны.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая.

Источник: http://zakon52.ru/interesnye-refleksiya-dlya-zanyatijfemp-v-dou/

Округ закона
Добавить комментарий