Сможет ли такой гражданин получить прописку?

Переход от прописки к регистрации

Сможет ли такой гражданин получить прописку?

Признание института прописки неконституционным

Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 г. № 11 (2-1) “О законодательстве по вопросам прописки граждан” и затем Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г.

№ 26 (2-1) “О разрешительном порядке прописки граждан” было признано, что положения о прописке, обязывающие граждан получать разрешение органов внутренних дел или других государственных органов на проживание во всех населенных пунктах на территории СССР, ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.

По мнению Комитета, ограничения должны были быть устранены из законодательства с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным.

1 октября 1993 года вступил в силу Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”.

Статья 2 Закона декларирует, что регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

Именно в разнице между разрешением и уведомлением заключена разница между пропиской и регистрацией.

Однако, при детальном рассмотрении, под маской “уведомительной регистрации” фактически скрывается прежняя “прописка”, косметически отреставрированная, чтобы слишком явно не противоречить требованиям Конституции РФ о свободе передвижения.

Современные проблемы института регистрационного учета граждан

Устанавливая уведомительный характер регистрации, законодатель по непонятным причинам ограничивает саму возможность такого уведомления.

Без проблем имеет возможность зарегистрироваться собственник жилого помещения, остальные граждане вынуждены преодолевать своеобразную “полосу препятствий” на пути к получению регистрации.

Если добросовестный арендатор квартиры придет в территориальный орган ФМС России и попытается уведомить государство о месте своего жительства, то он не сможет этого сделать без личного визита в тот же орган собственника квартиры.

А собственники, как правило, категорически отказываются регистрировать в своих квартирах арендаторов. И даже не потому, что это отражается на плате за коммунальные услуги, так как их оплата обычно возлагается на арендатора. Причина в укоренившейся в сознании мысли, что регистрация предоставляет право на жилое помещение, хотя закон декларирует отсутствие взаимосвязи между регистрацией и возникновением прав.

В результате, мы наблюдаем странную ситуацию, при которой государство само отказывается узнавать о том, где проживают его граждане! Но для чего государству нужен регистрационный учет граждан? Целью введения регистрационного учета закон называет обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами.

43% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства.Узнать больше

Исходя из самого смысла регистрационного учета, для государства важно знать, где именно проживают его граждане. Для максимальной реализации целей регистрационного учета является критически важным получение максимального количества уведомлений о месте жительства граждан.

Разве есть при этом разница, на каких условиях гражданин вселился в помещение, если факт регистрации не предоставляет ему никаких прав? Если гражданин незаконно вселился в квартиру (пусть даже взломав дверь) и хочет уведомить об этом государство, разве оно не хочет знать, где при необходимости можно найти этого человека? А если гражданин живет в помещении, которое не является жилым, то государство принципиально не желает знать реальное место его жительства только по причине того, что помещение не было признано жилым? Что интересно, при таком усложнении регистрации государство ничего не выигрывает. Граждане, которые скрываются от правосудия в любом случае не будут регистрироваться по месту фактического проживания. А нарушение прав существенной части населения по прежнему остается без внимания: по результатам опроса на нашем сайте, 43% опрошенных не имеет возможности при наличии желания зарегистрироваться по месту жительства. То есть, государство по неизвестным причинам само себе отказывает в получении информации о десятках миллионов своих граждан…

Источник: http://www.garant.ru/actual/registraciya/uchet/

Зарегистрировавшись по адресу социальной службы, люди без определенного места жительства смогут..

Сможет ли такой гражданин получить прописку?

Вступил в силу закон, окончательно отменивший прописку

Еще совсем недавно одним из главных понятий в жизни советского человека была прописка. Без нее нельзя было устроиться на работу, посещать поликлинику, получить пенсию. Нельзя было жить там, где нравится или нужно, если власти не дали на то разрешения. Ради прописки в столичном городе люди решались на различные, не всегда законные, комбинации.

И вот, наконец, прописка окончательно отменена, это понятие вообще исчезло из законодательства. В начале года вступил в силу Закон «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине». Теперь в паспорте гражданина Украины стоит отметка о регистрации.

Что в связи с этим изменилось в нашей жизни, «ФАКТЫ» попросили рассказать заместителя директора Государственного департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц Министерства внутренних дел Украины Сергея Уфимцева.

«Теперь гражданин просто уведомляет государство о том, где он находится»

— Чем регистрация отличается от прописки? Ведь форма и содержание штампа в паспорте практически не изменились, кроме того, что слово «прописан» заменено на «зарегистрирован».

— Главное отличие — в содержании понятия «регистрация». Дело в том, что существовавшая до недавнего времени прописка имела административно-разрешительный характер. Для того чтобы прописаться, гражданин должен был получить на то позволение от государства.

Приходилось предоставлять различные документы, например, подтверждающие степень его родства с людьми, которые уже проживают в данном помещении.

И государство, рассмотрев эти документы, разрешало или не разрешало прописаться, сославшись, например, на недостаточную площадь квартиры, несмотря даже на то, что хозяева были согласны принять к себе нового человека.

Регистрация же носит уведомительный характер. То есть гражданин не испрашивает у государства разрешения поселиться в каком-то месте, а просто сообщает, где он находится.

— А зачем это нужно знать?

— Государство многие свои функции выполняет именно по месту жительства гражданина. Каждого ведь нужно внести в списки избирателей, поставить на учет в медицинских и социальных учреждениях, Пенсионном фонде, налоговой инспекции… Поэтому для поддержки юридической связи с человеком государство должно знать, где он живет.

— Какие документы необходимо предоставлять в паспортный стол для регистрации?

— Письменное заявление, паспорт или заменяющий его документ, два экземпляра талона о снятии с регистрации на прошлом месте жительства и квитанцию об уплате госпошлины. Никаких других документов паспортист требовать не вправе.

— Не означает ли это, что каждый может подать заявление с просьбой зарегистрировать его в любой понравившейся квартире?

— Зарегистрироваться позволяется только с разрешения владельца жилья. Для этого в заявлении предусмотрена специальная графа, где хозяин должен расписаться в том, что согласен принять нового жильца.

— Заявления будут стандартной формы?

— Да. Разработан стандартный бланк заявления, который планируется ввести в действие в ближайшее время. Система его заполнения максимально упрощена. Нужно просто вписать в графы необходимые сведения или поставить отметки против правильных вариантов ответов.

— Какие данные указываются в заявлении?

— В разных государствах отличается объем сведений, необходимых для регистрации. В европейских странах, например, нужно предоставлять очень подробную информацию о себе.

Мы при разработке порядка регистрации воспользовались опытом прибалтийских стран, где для оформления требуется немного сведений.

Поэтому украинским гражданам нужно будет сообщать о себе только общие данные — в основном паспортные.

«Свобода передвижения может быть ограничена на территориях военных объектов и в приграничной полосе»

— Прежде гражданину могли отказать в прописке. Сохранилась ли у чиновников такая возможность сегодня?

— Раньше существовало значительное количество подзаконных актов, которые позволяли отказать человеку в прописке. Теперь же ограничить свободу передвижения можно только законами. То есть ни министерства, ни Кабинет министров не вправе самостоятельно издать документы, на основании которых отказывали бы в регистрации.

— Какие же ограничения действуют сегодня?

— Согласно закону свобода передвижения может быть ограничена:

* на территориях военных объектов;

* в приграничной полосе;

* в зонах, которые законами отнесены к территориям с ограниченным доступом;

* на частных земельных участках;

* на территориях, где введено чрезвычайное положение;

* на территориях, где в связи с опасностью распространения болезней или отравления людей введены особые условия проживания.

— В какой срок должна проводиться регистрация?

— При прописке сроки рассмотрения заявлений граждан вообще оговорены не были, из-за чего оформление могло продолжаться сколь угодно долго. В новом законе четко указано, что должностные лица обязаны в течение семи дней либо зарегистрировать человека на новом месте проживания, либо дать ему письменный ответ с мотивированным отказом.

— Одним из распространенных мотивов отказа в прописке был недостаток жилплощади. Такое ограничение сохранилось?

— Действительно, закон предусматривал, что можно прописывать в своей квартире других людей, только если выполняется санитарный норматив — 13,8 квадратного метра на человека.

Исключение составляли ближайшие родственники, которых позволялось прописывать независимо от площади. Теперь же каждый вправе самостоятельно решать, сколько человек регистрировать в квартире, независимо от степени родства.

Никаких ограничений по нормам жилплощади больше нет.

— То есть каждый может зарегистрировать у себя хоть сто человек?

— Теоретически, да, но практически вряд ли это целесообразно. Ведь, зарегистрировав в квартире много людей, ее владелец обязан будет оплачивать за них коммунальные услуги. А поскольку это сегодня недешево, то очень скоро может набежать такая сумма, которая отобьет у хозяина охоту регистрировать у себя новых жильцов.

— Нужно ли всем гражданам сегодня идти в паспортные столы, чтобы поменять прописку на регистрацию?

— В законе указано, что те, кто прописан на территории Украины, с момента вступления закона в силу считаются зарегистрированными по месту своего постоянного жительства. Процедуру регистрации проходят только те, кто переезжает.

«Кто бы ни зарегистрировался в приватизированной квартире, право собственности на нее иметь не будет»

— В законе, кроме регистрации по месту жительства, предусмотрена еще и регистрация по месту пребывания. Что это такое?

— Местом пребывания считается то, где человек проводит менее шести месяцев в году. Если он выезжает из дому, то в течение семи дней должен подать заявление в местные органы для регистрации по месту пребывания.

— Выходит, теперь, отправляясь в отпуск или командировку, нужно каждый раз регистрироваться?

— В обязательном порядке это обязаны делать только следующие категории граждан:

* имеющие невыполненные имущественные обязательства, наложенные в административном порядке или по решению суда (таковыми могут быть долги по коммунальным услугам, алиментам, невозвращенные банковские кредиты);

* лица, которые призываются на действительную военную службу и не имеют отсрочки;

* принимающие участие в судебном процессе в любом качестве (истца, ответчика или свидетеля).

Все эти граждане, если они выезжают более чем на месяц за пределы территориальной единицы, где находится их место жительства, обязаны регистрироваться по месту пребывания. Для остальных такая норма тоже существует, но не является обязательной.

— В Советском Союзе происходило множество трагедий из-за того, что человек, однажды потеряв прописку, оказывался навсегда буквально выброшенным из общества. Ни прописаться, ни устроиться на работу… Человек становился бомжом.

— Согласно разработанному нашим департаментом порядку выполнения закона о свободе перемещения, который сейчас находится на экспертизе в Министерстве юстиции, предусмотрена возможность временной регистрации лиц без определенного места жительства по адресу социальных служб. Зарегистрировавшись таким образом, человек сможет восстановить документы и устроиться на работу.

— У нас в стране большое число людей снимают квартиру. Где они должны быть зарегистрированы?

— Заключив с хозяином договор поднайма, съемщики приобретают законное право жить в этой квартире и, соответственно, зарегистрироваться в ней. При этом они смогут пользоваться всеми социальными услугами по месту жительства.

Опыт показывает, что в последнее время владельцы квартир все чаще дают согласие на регистрацию у себя съемщиков. Это позволяет хозяевам обезопасить себя на случай, если, например, жильцы зальют соседей или наговорят по телефону на большую сумму. Официальная регистрация квартирантов дает возможность адресовать все претензии им.

— Но ведь прописка раньше порождала право собственности на жилье. Каждый прописанный в квартире человек мог принять участие в приватизации.

— Сегодня, в соответствии с мировой практикой, институты регистрации и собственности полностью разделены. Большая часть жилья в стране приватизирована и имеет конкретных владельцев.

И кто бы ни зарегистрировался в приватизированной квартире, никаких прав собственности он иметь не будет.

А тем, кто еще не приватизировал жилплощадь, хорошо бы сделать это прежде, чем регистрировать у себя посторонних.

— В Украине есть много домов, где раньше прописываться запрещалось, к примеру, на дачных участках. Можно ли теперь там регистрироваться?

— Для этого местные власти должны изменить статус участка, переведя его в состав жилого фонда. Тогда там позволят регистрироваться. А в нынешнем статусе дача для регистрации не годится.

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/70961-zaregistrirovavshis-po-adresu-socialnoj-sluzhby-lyudi-bez-opredelennogo-mesta-zhitelstva-smogut-vosstanovit-svoi-dokumenty-i-ustroitsya-na-rabotu

Чем отличается прописка от регистрации в Украине?!

Сможет ли такой гражданин получить прописку?

Многие называют регистрацию места жительства – пропиской, а правильно ли это?

И почему на свое существование имеют право два этих понятия? Чем регистрация отличается от прописки?

Немного истории

Пропиской была система государственного контроля миграции населения, еще в Российской империи после чего, признала с 1932 году (в год основания паспортов), широкое применение в СССР.

Главным принципом прописки была жесткая привязка человека к его постоянному месту жительства. В СССР граждан регистрировал Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), делая соответствующие отметки в их паспортах.

Позже с 1940-х годов функция прописки граждан перешла в органы милиции и местных органов власти.

В то время, прописка несла в себе огромное значение для гражданина, ведь она была основанием для получения работы, медицинской помощи и даже жилья. Люди без прописки назывались – БОМЖами, что означает, без определенного места жительства.

Прописка в Украине была отменена в 2003 году, из-за признания неконституционным самого института еще в 2001 году, на основании Решения Конституционного Суда Украины по делу о прописке N1-31/2001 N15-рп/2001 от 14 ноября 2001 о соответствии Конституции Украины (конституционности) положения подпункта 1 пункта 4 положения о паспортной службе органов внутренних дел, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины.

В связи с чем, 11.12.

2003 года был принят Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» и вместо прописки появилась регистрация, которая в соответствии этого закона означает – внесение записи в реестр территориальной общины, документов, в которые вносятся сведения о место жительства / пребывания лица, с указанием адреса жилья / места пребывания с последующим внесением соответствующей информации в Единый государственный демографического реестра в установленном Кабинетом Министров Украины порядке.

Хотя понятия прописки и регистрации по месту жительства многие путают и идентифицируют как одно, и тоже, но они отличаются друг от друга. И любой грамотный человек должен понимать, в чем собственно заключается ключевая разница.

Воспользуйтесь консультацией: Реєстрація та зняття з реєстрації місця проживання (“прописка” та “виписка”) в Україні

Юридические отличия прописки и регистрации по месту жительства

Во-первых, отличаются цели осуществления прописки и регистрации. Первая, по сути, представляла собой функцию административно-планового размещения населения. Основное назначение регистрации – поддержание юридической связи между человеком и государством, необходимой для взаимного выполнения прав и обязанностей.

Во-вторых, прописка закрепляла людей за определенной административно-территориальной единицей, а разрешение на проживание выдавали жилищно-бытовые комиссии или административные органы на местах. А вот институт регистрации не предусматривает таких ограничений.

Также не существуют лимитов на регистрацию новоприбывших, которые действовали ранее (например, в Киеве). Единственными и достаточными условиями для регистрации человека являются его желание и право на проживание в данном доме.

При этом, регистрация как система учета не связана с институтом собственности и обязательности осуществления этих действий.

В-третьих, регистрация в Украине (по состоянию на 2019 год) предусматривает подачу заявления и существенно меньшего в сравнении с пропиской перечня документов.

Однако существенно поменялся лишь принцип оформления «штампа» – вместо разрешительного, он стал заявительным. Жить теперь можно в любом жилом помещении. Более того, у всех жителей Украины появилась возможность фактического проживания в одном месте, а регистрации в другом.

Однако, в то же время, надо не забывать, что регистрация места жительства обязательна. И несвоевременная регистрация или проживание без нее, согласно ст.

197 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП), влечет за собой наложение санкций, хоть и минимальных от предупреждения до штрафа от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан (сегодня – от 17 до 51 грн).

Правда, при определении ответственности учитывают причины несвоевременной регистрации. На практике привлечение к ответственности за отсутствие регистрации – это скорее исключение, чем правило.

Воспользуйтесь консультацией: Позасудовий та судові шляхи зняття особи з реєстрації місця проживання

Важно иное (!) Регистрация места жительства – не только факт, подтверждающий нахождение лица, но и обязательное условие для получения определенных социальных льгот и гарантий, которые предоставляет государство своим гражданам, и реализации прав. В частности, по месту жительства осуществляется:

  • выдача национального паспорта (впервые, в связи с утерей и т. д.);
  • оформление загранпаспорта и проездного документа ребенка;
  • регистрация в качестве физического лица (предпринимателя);
  • выплата пенсий, социальных пособий по безработице, уходу за ребенком и т. д. (за исключением помощи в связи с беременностью и родами);
  • подача налоговой декларации;
  • ание на выборах;
  • обращение за бесплатной медицинской помощью.

Также регистрация – это возможность получить кредит и воспользоваться другими банковскими услугами, повод для оплаты иных ставок аренды земли и т. д.

Кстати, регистрация в сельской местности (не просто в частном доме, а именно на территории сельских и поселковых советов в районах областей) дает возможность претендовать на получение пая земли (размер которого может доходить до 2-6 га).

Однако в итоге следует признать, что существенной разницы между пропиской и регистрацией нет. Выбрать и поменять место жительства можно самостоятельно, без ограничений. Но быть зарегистрированным необходимо.

Устаревшие требования

Источник: https://protocol.ua/ru/chem_propiska_otlichaetsya_ot_registratsii/

Как оформить временную регистрацию

Сможет ли такой гражданин получить прописку?

Временная регистрация — это регистрация по месту пребывания, то есть там, где гражданин проживает временно.

Таким местом может быть дом, квартира или комната, гостиница, санаторий, больница, учреждение уголовно-исполнительной системы, где осужденные отбывают наказание.

Временная регистрация для граждан РФ нужна, если вы уезжаете из региона, в котором оформлена прописка, более чем на 90 дней.

Если вы проживаете в том же регионе, где зарегистрированы по месту жительства, но в другой квартире, закон разрешает не делать временную регистрацию. Могут не оформлять временную прописку те, кто прописан в Московской области, а живут в Москве, и наоборот. Аналогичное правило действует для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Севастополя и республики Крым.

Свидетельство о регистрации по месту пребывания

В интернете много вариантов «покупки» временной регистрации — цены на три месяца начинаются от 500 Р, на полгода — от 800 Р. Но на практике за трехмесячную регистрацию могут взять 10 000 Р и обмануть. Проверить подлинность свидетельства о регистрации можно на сайте МВД России.

Проверить подлинность свидетельства о временной регистрации можно на сайте МВД, но почему-то сервис находит не все документы

Сейчас граждан по месту жительства и по месту пребывания регистрируют территориальные подразделения МВД РФ — отделения по вопросам миграции. Адресовать заявление о временной регистрации нужно туда.

Заявление подписывают заявитель и все собственники жилого помещения (если жилье по договору соцнайма — наниматель и все зарегистрированные совершеннолетние).

Подать заявление о регистрации по месту пребывания через госуслуги может только владелец подтвержденной учетной записи.

Остальные могут заказать код подтверждения личности из профиля на госуслугах и дождаться письма Почтой России, сходить с документами в центр обслуживания, подтвердить личность оформленной ранее усиленной квалифицированной электронной подписью или Универсальной электронной картой (УЭК), которую выдавали до конца 2016 года.

Сейчас в Москве всего несколько отделений по вопросам миграции, которые назначают посетителям точное время приема. Если вам не повезло и ваш адрес не входит в территорию одного из таких отделений, придется стоять в общей очереди. Подать документы для временной прописки через другое территориальное отделение МВД нельзя.

Если вы регистрируетесь не на своей жилплощади, с вами в МВД должен пойти наймодатель, чтобы подтвердить свое намерение зарегистрировать вас в своей квартире и подписать заявление и формы статистического учета, а также другие лица, чье согласие требуется. Если нет возможности собрать всех заинтересованных, нужно предоставить заверенное нотариусом согласие тех, кто не пойдет вместе с вами в отделение по вопросам миграции.

Самый быстрый способ зарегистрироваться по месту пребывания — записаться на личное посещение ведомстваВ некоторых отделениях МВД можно записаться на конкретное время, в остальных придется стоять в живой очереди

Чтобы подать документы по почте, нужно прийти в почтовое отделение вместе с наймодателем и всеми лицами, согласие которых необходимо для регистрации. Если кто-то прийти не может, достаточно заверенного нотариусом согласия.

В заявлении нужно указать способ получения свидетельства о временной регистрации: по почте на адрес регистрации, по месту пребывания или лично в подразделении МВД.

Сотрудник почтового отделения проверяет паспорта, правильно ли заполнены документы, заполняет адресный листок прибытия и статистический листок прибытия, заверяет копии документов, если нужно.

Несмотря на то, что возможность подать документы через Почту России предусмотрена законодательством, на практике в почтовых отделениях часто ничего об этом не знают и отправляют за временной пропиской в МФЦ.

МФЦ, если обращаться по вопросам регистрации по месту пребывания, работает по территориальному признаку. Это значит, что нужно поехать именно в тот многофункциональный центр, который обслуживает район, где вы намерены зарегистрироваться.

Пакет документов точно такой же, как и в других случаях. Можно не тратить время на получение выписки из ЕРГН — ведомство запросит данные гораздо быстрее, чем вам выдадут выписку в МФЦ.

Сотрудники МФЦ и некоторых отделений по вопросам миграции утверждают, что максимальный срок регистрации по месту пребывания — 5 лет. Но в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, на которое они ссылаются, такого положения нет.

На имя ребенка регистрирующий орган оформляет свидетельство о регистрации по месту пребывания.

К близким родственникам закон относит: супругов, детей, в том числе усыновленных), супругов детей, родителей (в том числе приемных), супругов родителей, бабушек, дедушек и внуков.

  1. Временная регистрация нужна, если вы уезжаете в другой регион более чем на 90 дней.
  2. Если не оформить временную прописку вовремя, могут оштрафовать и квартиросъемщика, и наймодателя.
  3. Оформить временную регистрацию можно через МФЦ, госуслуги или на почте. Но с почтой все сложно.
  4. Самый быстрый способ — записаться на прием в МВД через госуслуги. Временную регистрацию оформят за 3 рабочих дня.

Loading universal component…

Источник: https://journal.tinkoff.ru/temporary-registration/

О ликвидации нарушений прав граждан, живущих без прописки | московская хельсинкская группа

Сможет ли такой гражданин получить прописку?

Татьяна Котляр, председатель Совета Калужского отделения движения «За права человека», лауреат премии Московской Хельсинкской Группы в области защиты прав человека:

Уполномоченному по правам человека России Т. Н. Москальковой

Уважаемая Татьяна Николаевна!

I. Нарушение прав граждан России

В нашу правозащитную организацию постоянно обращаются граждане России, чьи права нарушаются из-за отсутствия регистрации (прописки) по месту жительства или по месту пребывания. Речь идет о нарушении прав совершенно нормальных людей, в том числе беженцев из Украины, уже получивших российские паспорта, но не имеющих своего жилья и живущих без регистрации.

Я говорю не о бомжах, не о тех, кто живет на улице и не работает. С ними иная проблема. Я пишу о способных и желающих нормально жить и работать российских гражданах, у которых нет своего жилья в собственности или в социальном найме, т.е.

о тех, кто снимает жилье, но не может в этом съемном жилье зарегистрироваться. Письменного договора найма жилья недостаточно даже для временной регистрации жильцов по месту пребывания: в органах регистрационного учета требуют явки всех собственников жилья. Часто это неосуществимо, т. к.

квартира сдается именно потому, что её собственники разъехались. Фактически органы регистрационного учета (отделы по вопросам миграции ОМВД) присвоили себе право проверять законность вселения жильцов в квартиру. Хотя у них нет таких контрольных полномочий, и речь идет о договорах найма (аренды) жилья.

В отделах по вопросам миграции часто отказываются регистрировать человека по месту его фактического проживания.

1. Человек, получивший гражданство РФ, получает российский паспорт. В случае отсутствия собственного жилья, паспорт выдают без штампа о регистрации. В  паспортном столе гражданина предупреждают, что в срок 7 дней он должен где-то зарегистрироваться, в противном случае — штраф. Но зарегистрироваться человеку негде.

В аналогичной ситуации оказывается человек, выписанный с прежнего места жительства (снятый с регистрационного учета), и не имеющий другого жилья, где он может зарегистрироваться на законном основании. Такого человека также привлекают к административной ответственности.

Фактически человека штрафуют за отсутствие жилья, в чем нет его вины.

2. В Калужскую область, где я живу, приезжают граждане России из регионов, где безработица (внутренняя миграция). Все эти люди не имеют своего жилья, они вынуждены снимать жилье.

Они обычно проживают у физических лиц, которые, как правило, не дают согласия на их регистрацию (прописку) в предоставленных для проживания жилых помещениях.

Или не могут по каким-то причинам зарегистрировать жильцов.

Однако государственные органы никак не помогают оформить регистрацию гражданам, переехавшим в Калужскую область в поисках работы.

3. Кроме штрафа гражданин РФ, не имеющий регистрации, постоянно сталкивается с нарушением своих гражданских и социальных прав, то есть на каждом шагу сталкиваются с незаконной дискриминацией.

Нарушаются политические права: граждане РФ, живущие без регистрации по месту жительства, лишены избирательных прав, не могут выбирать своего депутата: их не включают в списки избирателей. Поэтому при принятии законов интересы граждан, живущих без регистрации, не учитываются.

Родители, получившие российские паспорта, даже не могут дать российское гражданство своим несовершеннолетним детям – для этого требуется регистрации по месту жительства у родителей!

Нарушаются социальные права граждан, живущих без регистрации: им не выплачивают пособия на детей, не оказывают помощь многодетным семьям – их просто не признают постоянными жителями города, региона и России! Регистрацию требуют при приеме детей в школу и в детский сад.

Пенсионерам, получившим российские паспорта, без регистрации по месту жительства в России отказывают в назначении пенсии.

Граждан РФ, не имеющих жилья, и поэтому живущих без регистрации по месту жительства (без постоянной прописки), не признают нуждающимися в жилье, не ставят в очередь на получение муниципального жилья, хотя это – незаконно.

Нарушаются трудовые права граждан. Работодатели не принимают на работу «без прописки», хотя это прямое нарушение закона.

Аппаратом Уполномоченного по правам человека мониторинг нарушения прав граждан РФ, проживающих без регистрации, насколько мне известно не проводился. Приведенный здесь список типичных нарушений далеко не полный.

Нарушения прав граждан РФ, живущих без регистрации, вынуждают их оформлять фиктивную регистрацию, каковую приходится покупать. В результате многие граждане РФ живут в одном месте, а зарегистрированы – в другом месте. Иногда в том же регионе, а часто в регионе, из которого они приехали, например, в Калужскую область.

Граждане РФ, не имеющие регистрации, не умеют сами защитить свои права. Нет образцов жалоб и заявлений в государственные органы, прокуратуру и в суд – нет алгоритма защиты прав граждан. Чиновники, рассматривающие жалобы, не находят нарушений закона, поскольку, как указано выше, проблемы не урегулированы.

Мы — калужские правозащитники помогаем гражданам РФ, живущим без регистрации.

Чтобы помочь людям, не имеющим жилья и регистрации получить российское гражданство или получить пенсию, — я просто регистрирую их в своей квартире. Теперь меня судят за фиктивную регистрацию. По ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ (т.наз. закон «О резиновых квартирах»)

Это мой третий суд. Первым приговором в 2015 г. я была освобождена от наказания по амнистии, вторым приговором освобождена от наказания ввиду истечения срока давности (так много людей я регистрирую, что следственные органы не успевают расследовать мои «преступления»). Третий приговор сейчас, по-видимому, закончится крупным штрафом или даже лишением свободы.

Также за фиктивную регистрацию граждан России судят несколько сотен жителей Калужской области по ст. 322.2 и ст. 322.3 УК РФ. Например в Обнинске за фиктивную регистрацию судят отца, зарегистрировавшего своего 6-летнего ребенка.

Следует ли говорить, что сам закон «О резиновых квартирах» непродуман, непонятен, противоречив. Практика его применения не сложилось. Но вот одно важное обстоятельство учесть стоит.

Собственники жилья отвечают по этому закону за фиктивную регистрацию чаще всего без своей вины, или за помощь отчаявшимся бесквартирным скитальцам.

Граждане России, живущие без регистрации – это тысячи человек только в Калужской области. В Московской области без регистрации живут, видимо, сотни тысяч.

II. Нарушение прав беженцев, соотечественников и носителей русского языка/НРЯ

1. С 2007 года в Калужской области и еще в 12 субъектах РФ осуществляется Госпрограмма переселения соотечественников. В настоящее время уже более 60 регионов участвуют в Госпрограмме — это государственная политика и государственная программа.

Я к этому имела отношение с самого начала, и, будучи депутатом Законодательного Собрания Калужской области, вносила предложения по усовершенствованию этой госпрограммы. От Законодательного Собрания Калужской области было две законодательные инициативы.

Первая — распространить Госпрограмму на тех, кто уже находится в России. Через три года президент своим Указом № 60 принял нашу поправку.

2. Вторая — чтобы участникам госпрограммы для подачи заявления на прием в гражданство РФ не требовалась регистрация по месту жительства: при отсутствии собственного жилья это представляет большие трудности, так как требует присутствия всех собственников съемной квартиры. Но тогда Госдума отклонила нашу законодательную инициативу.

Практика применения части 7 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в частности в отношении граждан Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, показала, что существовавшее требование о наличии у участников Государственной программы регистрации по месту жительства является препятствием для приобретения ими российского гражданства.

Федеральным законом от 27.12.2018 г. N 544-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» часть 7 статьи 14 изложена в новой редакции. Начало действия новой редакции — 29.03.2019г.

Законом предусмотрено упрощение приема в гражданство Российской Федерации для участников Государственной программы, получивших разрешение на временное проживание (далее по тексту – РВП) или вид на жительство (далее по тексту – ВНЖ), путем предоставления им права подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в том числе по месту пребывания в выбранном для проживания регионе. Это реализация нашей законодательной инициативы десятилетней давности.

Это – шаг в правильном направлении. Но аналогичные упрощения для иностранных граждан, признанных носителями русского языка (далее по тексту – НРЯ) не сделаны. Для лиц, получающих российское гражданство по браку или по другим основания закон требует наличия регистрации по месту жительства.

Иностранные граждане обычно проживают у физических лиц, которые, как правило, не дают согласия на их регистрацию по месту жительства в предоставленных для проживания жилых помещениях.

3. Я — правозащитник, и беженцы с Украины обращаются ко мне за помощью. В том числе – за регистрацией. Не я обещала гражданам Украины убежище в России и получение гражданства РФ в упрощенном порядке, а Президент РФ — обещал это публично.

Граждане Украины, ищущие убежище в Калужской области, не могут вернуться на Украину. Они оказались в безысходном положении: их преследуют власти Украины из-за их взглядов, или их дома на Донбассе разрушены, и возвращаться им некуда. Они вынуждены искать в России убежище.

Во многих случаях им негде зарегистрироваться, т. к. в Калужской области у них никого нет. У беженцев нет «принимающей стороны» по определению, т.к. они – беженцы. Никакой регистрации, кроме «фиктивной», они оформить не могут, т.к.

их не регистрируют по месту их фактического проживания.

Регистрация нужна беженцам с Украины для подачи заявления о предоставлении убежища в Калужской области. В отделе по работе с беженцами калужского УВМ у граждан Украины не брали заявления о предоставлении убежища без предварительной регистрации в Калужской области. Человек-беженец обратился за помощью, и я должна ему помочь, т. к.

государство, пригласившее беженцев с Украины, обещавшее помощь беженцам, — никак не помогает беженцам в оформлении бесплатной регистрации. Обратившимся ко мне за помощью в регистрации гражданам Украины негде было зарегистрироваться. Их некому было зарегистрировать – кроме меня. Без предварительной регистрации беженец не получит убежище.

4. Получивший временного убежища беженец в срок 7 дней должен оформить временную регистрацию. В случае пропуска срока беженца оштрафуют. Человеку, получившему временное убежище без регистрации не дают медполис ОМС, его не принимают на работу, его детей не принимают в школу или в детский сад.

Поэтому по гуманным мотивам я регистрирую в моей квартире граждан Украины, ищущих убежище в Калужской области. Эта регистрация – моя посильная помощь беженцам.

В противном случае, такую же фиктивную регистрацию им пришлось бы покупать, а у беженцев нет денег.

Таким образом я, безвозмездно регистрируя у себя беженцев и переселенцев, по сути выполняю государственную функцию. А за это имею судимости!

III. Предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики

Регистрация граждан России и иностранных граждан вместо простой уведомительной процедуры превратилась в советскую прописку. В результате, граждане России и иностранные граждане, в том числе беженцы, участники Госпрограммы переселения соотечественников, носители русского языка вынуждены покупать фиктивную регистрацию, т. к. от них требуют предъявить регистрацию.

Цель государства – знать кто где живет – не достигается. Возник целый рынок платной фиктивной регистрации, с которым борются с помощью статей УК РФ. Но безрезультатно, т. к. спрос рождает предложение.

Достичь указанную цель просто. Нужно прекратить препятствовать регистрации граждан по месту их фактического проживания.

Регистрационные процедуры, как во всем цивилизованном мире, должны носить характер уведомления приехавшим о месте нахождения, и без требования подтверждения принимающей стороной.

Если регистрируемый обманет, его регистрация подлежала бы аннулированию, а он сам административной ответственности. При этом бремя опровержения должна ложиться на миграционные органы.

Предложения:

Регистрировать жильцов на основании письменного договора найма жилья, запретив органам регистрационного учета требовать явки всех собственников жилья.

Исключить собственников жилья из процедуры регистрации граждан.

Каждый гражданин России и/или иностранный гражданин обязан в установленный срок (7 дней или больше) сообщить о своем месте проживания (временного или постоянного) – путем заполнения бланка установленного образца. Например, на почте. За неисполнение — штраф.

За обман (сообщение ложных сведений) – штраф. При перемене места жительства человек в срок 7 дней обязан сообщить о своем новом месте проживания. Согласие собственников жилья не требуется.

Возможно самым простым решением, является временная регистрация граждан  на определенный срок (допустим, на три месяца),   по месту пребывания не в квартире или в частном доме, а в городе или населенном пункте, куда гражданин  приехал, чтобы найти работу и жилье.  Такую регистрацию человек должен иметь возможность осуществлять простой подачей заявления установленной формы в администацию поселка или в районом отделе по вопросам миграции ОМВД.

Так и наведем порядок.  Поможем людям найти легально и работу и жилье. Регистрация будет носить действительно уведомительный, а не разрешительный, как сейчас, характер. Будет известно, кто где фактически, реально живет. И  не нужна будет фиктивная регистрация. 

Полагаю,  для решения перечисленных выше проблем нужны как законодательные инициативы так и решения Правительства на федеральном уровне. Прошу Вас, Татьяна Николаевна как Уполномоченного по правам человека Российской Федерации рассмотреть мои предложения и выступить с их поддержкой  на уровне Правительства и Госдумы.  

С уважением,

Председатель Совета КРОД «За права человека» Т. М. Котляр 

Поддерживаю обращение Т.М.Котляр по существу изложенных ей проблем и предложений. 

Исполнительный директор ООД «За права человека» Л.А. Пономарев 

Источник: Эхо Москвы, 6.04.2019

Источник: https://mhg.ru/o-likvidacii-narusheniy-prav-grazhdan-zhivushchih-bez-propiski

Округ закона
Добавить комментарий