Суверенность Российской Федерации

Суверенная Россия

Суверенность Российской Федерации

Из двухсотен стран-членов ООН лишь немногие могут с полным основанием назвать себясуверенными державами. Среди них оказались очень разные, непохожие друг на друга государства. Например, такие крупные носители суверенитета, как США и Китай, и сравнительно небольшие, как европейская Швейцария, латиноамериканскаяКуба и азиатская КНДР.

Таким образом, суверенитет не является прерогативой лишьстран со схожим политическим устройством, историей, географическим положениемили масштабом экономики. Более того, в зависимости от обстоятельств формальносуверенные государства могут укреплять либо терять свою независимость.

Последнеепроисходит как вольно (решением собственных правительств), так и против их воли(например, в результате внешней интервенции). Вот лишь два хорошо известныхпримера:

В 2004 г. на Украине под нажимом Запада приняли решение о не предусмотренномКонституцией третьем туре президентских выборов. Эта незаконная смена властиполучила название «оранжевой революции». Ее участники разглагольствовали о борьбе за свободу.

По сути же — о свободе от Москвы, хотя, в отличие от США и ЕС, российское правительство не реализовывало на Украине программы изменения ееполитической системы. В итоге, при президенте В.

Ющенко начался активныйдемонтаж добрососедских российско-украинских отношений, Киев ускорил дрейф на Запад, провозгласив курс на Евросоюз и НАТО.

Припрезиденте В. Януковиче процесс выхода Украины из проекта Евразийскойинтеграции де-факто продолжился, как продолжилась и антироссийская активностьвнешних сил внутри украинской власти и общества.

Кураторы из США и ЕСзаполонили государственные организации «незалежной», а зарубежные политикиопределяли ее внутриполитическую жизнь.

«Революция достоинства», а по сути,силовой государственный переворот завершил процесс перехода Украины под внешнееуправление.

Одновременнов Старом Свете наблюдались противоположные процессы. Во Франции, Нидерландах,Италии, ФРГ, Австрии, Венгрии и ряде других стран ЕС наметились тенденции на восстановление былого суверенитета и пересмотра отношений с брюссельскойбюрократией. В Великобритании в 2016 г.

дело дошло до референдума по нахождениюстраны в составе ЕС. Несмотря на колоссальное противодействие со стороны официального Брюсселя и Вашингтона, жители Соединенного Королевства проали за «Брексит», выбравнезависимость от Евросоюза. В итоге, уже с 2017 г.

впервые в истории ЕС началсяпроцесс выхода из его состава страны-члена, да еще такого заметного, как Британия.

Россияпосле распада СССР также не избежала периода утраты части своей независимости.Как известно, произошло это в 1990-е годы, когда многим у нас казалось, чтоЗапад — это средоточие добра, флагман цивилизации и истинный друг российскогонарода.

Автор не является сторонником конспиралогических теорий, но то, что мнеизвестно лично (не по учебникам), позволяет говорить о масштабном присутствиивнешних сил на крутом повороте нашей истории. Присутствие это ощущалось с конца1980-х годов и было зримым еще в начале «нулевых».

К счастью, потенциалсуверенности, накопленный предками, политическая воля нового поколенияроссийских руководителей и ошибочная вера Запада в победу в Холодной войнепозволили нам вернуть утраченный было суверенитет.

 Произошло это к концу второго президентскогосрока В. Путина. Тогда, выступая на Валдайском форуме (2007), он заметил:«Суверенитет — это очень дорогая вещь, и на сегодняшний день, можно сказать, эксклюзивная в мире.

Для России суверенитет – не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этоммире. Россия такая страна, которая не может существовать без защиты своегосуверенитета.

Она будет либо независимой, либо, скорее всего, ее вообще не будет».

Суверенитет – понятие комплексное. В буквальном переводе с французского это — верховнаявласть. Государственный суверенитет, таким образом, означает полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на всей его территории, исключающую любуюиностранную власть, а значит, возможность государства проводить независимуювнутреннюю и внешнюю политику.

СогласноКонституции РФ наше государство является демократическим, правовым,федеративным, имеющим республиканскую форму правления, где высшей ценностьюпризнается человек, а народ является носителем суверенитета и единственнымисточником власти.

Провозгласить это в декабре 1993 г.

было легче, чемобеспечить – слаба оказалась в ту пору Российская Федерация, недостаточно опытаимел ее политический класс, много охотников извне явилось навязывать нам своине бескорыстные цели в ущерб российским национальным интересам.

Какможно проводить независимую политику, когда в огромном государстве нетбоеспособной армии, экономика в развале, но есть гигантский внешний долг, дырав госбюджете, дефицит собственного продовольствия и предметов первойнеобходимости?! При этом страна распадается на удельные княжества. Толькопогасив внешние долги (в т. ч. за республики СССР), обуздав гиперинфляцию,сбалансировав бюджет, восстановив боеспособность армии и флота, сплотив страну,мы вновь обрели статус подлинно суверенной державы.

Важнозаметить, что при укреплении суверенитета в РФ заметно рос уровень жизниграждан, возникали новые отрасли экономики, восстанавливалась социальнаяинфраструктура. Даже несмотря на последствия мирового кризиса 2008–2009 гг. и агрессивной санкционной войны США и ЕС против России (с 2014 г.), отечественнаяэкономика выстояла и не была «разорвана в клочья», как мечтал экс-президент Б.Обама.

Междупрочим, именно санкции стали ответом Вашингтона и Ко на то, чтоРоссийская Федерация начала проводить активную внешнюю политику, твердоотстаивать собственные законные интересы.

Западная санкционная атака оказалоськраш-тестом российского суверенитета. Прошедшие три года показали, что странаиспытание выдержала.

Проявились и наши слабые места, обозначились резервыукрепления государственного суверенитета.

Что жепредставляет суверенитет РФ сегодня, и каковы его перспективы? Для ответаостановимся на его некоторых конкретных аспектах или составляющих, имеющихособое значение как в настоящее время, так и в перспективе.

Политическийаспект. Здесь у нас наибольшие достижения.

Помимо унаследованного от СССР постоянногочленства в СБ ООН Москва перезапустила интеграционный процесс в СНГ,участвовала в создании ШОС, БРИКС и G-20,наладила глобальное информирование о своей политике, восстановила авторитет в Азии, Африке и Латинской Америке.

Уже никто в мире не считает нас аутсайдерами,а глобальные игроки вынуждены принимать в расчет позицию Москвы. Внутри страныобеспечена устойчивость системы государственной власти, степень доверия народак высшему политическому руководству страны стабильно высокая.

Кстати,наши оппоненты полагают возможным добиться ослабления российского суверенитета,главным образом, за счет расшатывания сложившейся политической системы,используя для этого попытки внешнего вмешательства во внутренние дела РФ.

Военныйаспект. Вооруженные Силы РФ не только сохранили полученный от СССР потенциалракетно-ядерных сил сдерживания, но и смогли провести глубокую модернизацию и приобрести необходимый опыт. Участие ВС РФ в антитеррористической операции в Сирии показало высокий уровень отечественной армии и флота.

Независимостьроссийского ОПК от иностранных поставок делает уровень суверенитета РФ одним из самых высоких в мире.

Наша страна сегодня и в обозримой перспективе способназащитить себя от любого агрессора, решать задачи обеспечения законных национальныхинтересов и защиты наших союзников на дальних подступах.

Учитываяпечальный опыт СССР, нам не следует поддаваться на попытки подорватьэкономический потенциал страны и понизить уровень жизни граждан через гонкувооружений.

Механическое наращивание военных расходов и превышение пределовразумной достаточности ослабляет отечественный суверенитет.

Как ослабляет его и угроза отставания в сфере военных технологий, которую необходимо вовремяустранять путем ведения перспективных научных разработок в сфере ОПК.

Ресурсныйаспект. РФ обладает на своей территории около ¼ природных ресурсов мира. В ихчисле – глобальные топливно-энергетические ресурсы, запасы пресной воды,разнообразных руд, лесной массив и т. д. Наметившийся курс на усиление природоохранныхмероприятий, восстановление возобновляемых природных ресурсов позволяетподдерживать и преумножать природные богатства.

Вместес тем, перекосы в развитии страны еще со времен СССР привели к неоправданновысокому экспорту вышеназванных ресурсов вместо создания на их основе товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.

Исправление данного перекоса(усилившееся в связи с санкционной политикой Запада) станет залогом лучшейресурсной обеспеченности самой России и не позволит необоснованно развивать экономикидругих за счет своей собственной.

Экономическийаспект. Несмотря на очевидные успехи минувших лет, масштаб российскойэкономики, ее структура и эффективность явно не соответствуют ни предстоящимзадачам развития Отечества, ни нашим объективным возможностям.

Позитивно то,что мы устойчиво находимся в числе 20 ведущих экономических держав мира, имееммногоотраслевую производственную систему, хороший экспортный потенциал и последовательно снижаем избыточную зависимость от импорта.

Важным достижениемпоследних лет стала диверсификация российской внешней торговли за счет развитияотношений не только с Западом. Путем более интенсивного развития сельскогохозяйства РФ обеспечила свою продовольственную безопасность и реально можетстать одной из продовольственных сверхдержав.

Резко вырос объем отечественного IT сектора и его экспортные возможности.Более стабильной и развитой стала отечественная финансовая система, укрепилсвои позиции в стране и среди наших соседей российский рубль.

Однакодля реальной экономической независимости РФ предстоит сделать еще очень многое.Неслучайно антироссийский санкционный удар направлен на сферуфинансово-экономическую.

Нам предстоит быстро сформировать современную и разветвленную финансово-кредитную инфраструктуру, научиться аккумулировать и рационально использовать собственные финансовые ресурсы, снижать объем и долюгосударственных резервов, размещаемых вне РФ (особенно там, откуда нам болеевсего угрожают!!!).

Не менее важно обеспечить резкий рост производительности общественноготруда и объем высокотехнологичных товаров и услуг, их экспорт. Делая это, мы не только укрепим суверенитет, но, что не менее важно, повысим возможностисоциального развития России.

Технологическийи научный аспект. Благодаря достижениям прошлых поколений мы унаследовалимощный научно-технический потенциал, который, увы, был во многом утрачен в конце 1980-х и 1990-е годы.

Откровенно говоря, без серьезных преобразованийименно этот аспект может стать «ахиллесовой пятой» отечественного суверенитета.

Последнее понимают наши заморские «партнеры», решившие через незаконныеодносторонние санкции устроить России технологическую блокаду.

Нам жепора перейти в этой сфере от красивых лозунгов и многословных программ к вдумчивой и настойчивой работе для достижения конкретных результатов уже в краткосрочной перспективе. Наработки у специалистов есть, пониманиенеобходимости таких шагов у высшего руководства – тоже, но силы инерции, увы,сильны. Не спит и «пятая колонна». Думаю, здесь и развернется следующее сражениеза Родину.

Социально-культурныйаспект. Стало модным вспоминать «мягкую силу» как средство достижения нужныхрезультатов без применения вооруженных сил. В ЕС именно мягкая сила становитсяосновным инструментом их внешнего воздействия на суверенные государства, каквне ЕС, так и внутри него.

Мягкая сила направлена непосредственно на человека и неразрывно связана с такими понятиями, как человеческий капитал, национальнаяидея, смыслы и ценности.

В отношении России так называемая идейно-политическаяинтервенция со стороны Запада едва не закончилась распадом Отечества в 1990-егг. В тот же период произошло, как любят говорить эксперты, резкое снижениекачества человеческого капитала.

Идейный вакуум после сменыобщественно-политического строя в стране заполнялся бог знает чем, нередкосовершенно противоположным исконным ценностям нашего многонационального народа.

Несмотряна определенное прозрение российского общества, нельзя считать, что в духовнойсфере наступило желанное выздоровление.

Об этом, естественно, осведомленыиностранные «доброжелатели», усилившие идейно-психологическую обработкунаселения России через подконтрольные им СМИ, НПО и с использованием агентоввлияния.

Они же пытаются оседлать локальный социальный протест, конфликты средитворческой интеллигенции, разжигать межрелигиозные и межэтнические распри.Отсюда возникает необходимость укреплять суверенитет в таких сферах, какобразование и культура.

Речь не идет о насаждении идеологического однообразия,введении цензуры и т. п. мерах, противоречащих Конституции РФ. К тому жеформальные запреты нередко производят противоположный эффект. Тысячелетний опытроссийской державы и понимание новых угроз народом и высшей властью вселяютнадежду, что и здесь сможем защитить отечественный суверенитет должным образом.

В заключение автор хотел особо подчеркнуть:

— безукрепления суверенитета наше национальное развитие не может быть стабильным и поступательным;

—укрепление российского суверенитета не направлено против третьих стран иликаких‑либо народов;

—суверенитет не тождественен самоизоляции, подлинно суверенные государства имеютгораздо больший арсенал для развития международного сотрудничества в собственных интересах, чем те, где суверенитет слаб;

— у нас есть все необходимое, чтобы закрепитьгосударственный суверенитет, защитить его от любых посягательств.

Источник: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/83371/

Рф – суверенное государство

Суверенность Российской Федерации

Конституция Российской Федерации устанавливает помимо народного суверенитета государственный суверенитет Российской Федерации.

Государственный суверенитет Российской Федерации провозглашен Декларацией о правительственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 года Первым съездом народных депутатов РСФСР.

В соответствии с декларацией РСФСР стала суверенным государством, после нескольких десятилетий фактического несуверенного вступления в СССР (по Конституции РСФСР, как и другие союзные государства СССР признавались суверенными).

Определение 1

В значение правительственного суверенитета Конституция РФ вкладывает классические признаки суверенности правительственной власти: верховенство, независимость и полноту власти правительства на всей ее территории.

Утверждение о том, что Россия – суверенное государство, означает главенство верховной власти на всей территории страны, возведение в приоритет общественных отношений в сравнении со всеми другими вопросами внешнюю и внутреннюю политику, принятие законов.

В соответствии со статьей 4 части 1 Конституции Российской Федерации, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию: земельные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России.

Также на объекты с государственными символами Российской Федерации, например, коммерческие воздушные суда и т. д.

Российская Федерация гарантирует целостность и неприкосновенность своей территории (часть 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют силу на всей территории России (часть 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации).

Однако, верховенство правительственной власти не означает абсолютно неограниченное всевластие, как и в других демократиях, его рамки ограничены волей народа и закона.

Независимость означает самостоятельность в решении вопросов внутренней и внешней политики по отношению к другим государствам. Российское правительство самостоятельно защищает свою конституционную систему, независимость и целостность, обеспечивает законность и правопорядок.

Ни одно другое правительство на территории России не имеет право присваивать и противопоставлять функции высшей суверенной власти что-либо иное. Россия, как суверенное государство, обладает абсолютной международной правосубъектностью, т.е.

правом самостоятельно решать вопросы войны и мира, вступать в международные сообщества и профсоюзы, заключать межправительственных договора и соглашения.

Как и любое, по-настоящему независимое, свободное государство, Российская Федерация обладает всей полнотой власти в границах своей территории.

Признаки полноты правительственной власти, характерные для суверенного правительства:

  • система высших органов государственной власти;
  • государственные символы;
  • единая конституционно-правовая система, гражданство, валютная система, экономическое пространство, вооруженные силы.

Советская правовая доктрина

В советском конституционном праве существовала концепция разделения правительственного суверенитета между союзной властью и союзными республиками.

Некоторые современные авторы, в том числе приверженцы конституционного строя, все еще верят в признание делимости суверенитета, и поэтому говорят о «разделении суверенитета», «долях суверенитета» и т. д.

Эта позиция противоречит конституционному пониманию единого и неделимого государственного суверенитета. Согласно доводам авторов, речь идет не о разделении правительственного суверенитета, а о разграничении обязанностей, прав и полномочий.

Независимость России в современное время ограничена, прежде всего, принципами конституционного строя, которым должна следовать правительственная власть.

Это положения о том, что народ является источником правительственного суверенитета (часть 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации); человек, его права и свободы – высшая ценность (статья 2).

Субъекты Российской Федерации сохраняют за собой все государственные полномочия за пределами юрисдикции Российской Федерации и полномочия Российской Федерации по вопросам общей юрисдикции (статья 72). Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно решает вопросы местного значения (ст. 12) и т. д.

Замечание 1

Государственный суверенитет Российской Федерации также ограничен внешними факторами. Общепризнанные принципы и нормы межнационального права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью внутреннего права.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные нормы, отличающиеся от законодательных положений государства, то применяются правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

Права и свободы людей и граждан признаются и гарантируются в России на основании Конституции и в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права (часть первая статьи 17 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый вправе обратиться в межправительственные органы по защите прав и свобод человека после исчерпания всех доступных внутренних средств юридической защиты (часть третья статьи 46 Конституции Российской Федерации).

Российская Федерация может участвовать в межправительственных объединениях и передавать им некоторые свои полномочия в соответствии с международными договорами при условии, что это не влечет за собой ограничения прав и свобод граждан и не противоречит основам конституционного строя Федерации (статья 79 Конституция Российской Федерации).

В настоящее время существуют некоторые внешние ограничения, связанные с членством России в ООН, СНГ, ОБСЕ, Совете Европы и некоторых других экономических, экологических и других международных организациях, связанных с заключением международных договоров, которые поддерживают волю каждого участника, для того, чтобы координировать и укреплять межгосударственные взаимосвязи.

Поэтому вступление России в Совет Европы и ее присоединение к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 года и ряду протоколов к ней потребовало пересмотра некоторых положений Закона о правах и свободах, предложений о продолжении этой работы.

В соответствии с Конвенцией созданы условия, при которых граждане могут обращаться в Европейский суд по правам человека и т. д.

Интеграционные группировки

В связи с созданием интеграционных групп на различных уровнях сотрудничества в рамках СНГ, включая формирование межправительственных органов для управления интеграционным процессом, главы государств и правительств СНГ всегда подчеркивали необходимость добровольного сохранения суверенитета этих стран, право на свободный выход из интеграционных групп и из стран СНГ. В то же время следует отметить, что интеграция в СНГ в определенной степени развивается по разным направлениям, что связано с ограничением суверенных прав членов СНГ.

Так, президенты России, Белоруссии и Казахстана 27 ноября 2009 года на встрече в Москве в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) приняли решение перейти к более глубокой форме экономической интеграции, используя те же механизмы регулирования экономики на основе рыночных принципов и применения единых правил и юридически норм.

ЕЭП предусматривает устранение торговых барьеров, создание общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы и согласованную денежно-кредитную политику. Создание правовой базы для ЕЭП было завершено 9 декабря 2010 года.

Был подписан пакет из 17 базовых соглашений, которые вступили в силу 1 января 2012 года и послужили началом функционирования Единого экономического пространства.

Следующим этапом интеграции в евразийском пространстве является создание Евразийского экономического союза. Об этом, в частности, говорится в Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года. Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года и вступил в силу на территории Таможенного союза с 1 января 2015 года

Пример 1

Другим примером современной политики нашей страны по добровольному ограничению своего суверенитета является Договор Российской Федерации и Республики Беларусь о создании Союзного государства.

Два государства, которые хотели бы продолжить процесс интеграции, заключили 8 декабря 1999 года межправительственный договор о союзе России и Беларуси.

Реализация договора повлекла за собой значительное перераспределение правительственной власти в пользу нового Союза.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/rf-suverennoe-gosudarstvo/

Округ закона
Добавить комментарий