Трудная жизненная ситуация

Трудная ситуация в жизни ребенка

Трудная жизненная ситуация

  Актуальность проблемы состоит в том, что любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.

  Под влиянием таких ситуаций складываются различные способы поведения, и формируется определенное отношение к затруднениям.

  Цель работы заключается в изучении понятия «трудная жизненная ситуация» и ее значение в жизни ребенка.

  Трудную жизненную ситуацию,  можно охарактеризовать как невозможность реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни. Д.А.

Леонтьев подчеркивает: «Трудные жизненные ситуации представляют некоторый предел, за который уже нельзя двигаться, не разрешив противоречия.

Смысловые перестройки в этих ситуациях абсолютно необходимы, они выступают условием сохранения психологической ценности личности в долгосрочной перспективе позитивной дезинтеграции сложившихся ригидных регуляторных структур и их реинтеграции на новой основе»[5].

  И.Г. Кузина дает определение трудной жизненной ситуации, как «ситуации, объективно нарушающей социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как сложная, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы»[11].

  Н.Г. Осухова считает, что трудная ситуация, когда «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации ребёнка к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни»[15] .

  Л.Ф. Бурлачук  в своей монографии «Психология жизненных ситуаций» выделяет существование двух подходов[3]. При первом, объективистском подходе, который является наиболее распространенным, жизненная ситуация определяется как внешние условия. Этого подхода придерживаются такие исследователи, как Л.

Магнуссон, А.Фарнхейм и М.Аргайл, Л.Ферпоссон, В.Мишель, Г.В.Балл. В рамках этого подхода «ситуация» становится близким таким понятиям, как «социальный случай», «случай», «социальный эпизод».

Уровни ситуации при объективистском подходе рассматриваются как совокупность элементов среды, либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида. Структура трудной жизненной ситуации включает временные и пространственные аспекты, действующих лиц, их деятельность.

Такие ситуации различаются особенностями среды: экологическими, географическими, архитектурными, психосоциальными и другими.

  При втором подходе, субъективистском, ситуация  определена только в случае понимания ее в качестве результата активного взаимодействия личности и среды, то есть как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта.

При субъективистском подходе понятие «ситуация» становится близким понятиям, разработанным в теории установки (Д.Н.Узнадзе, Ш.А.Надирашвили), значимой ситуации (В.Н.Мясищев).

В этом подходе выделяются объективные и субъективные ситуации по доминированию в них фактора внешних обстоятельств или личности.

Структура ситуации включает объективные и субъективные элементы: межличностные отношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания. Трудная ситуация всегда субъективна, она кратковременна. В работах Т.Шибутани ситуация становится субъективной посредством придания значимости объективной ситуации.

  Проанализировав данные подходы,  можно сказать, что трудная жизненная ситуация – это переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен выйти самостоятельно. В этом случае человеку требуется помощь, но особенно нуждаются в помощи дети. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения.

  В жизни ребенка часто встречаются трудные жизненные ситуации: лишение родителей родительских прав; смерть одного или обоих родителей; инвалидность; болезнь; отклонения в психическом или физическом развитии; последствия вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; семья беженцев и вынужденных переселенцев; последствия нахождения в экстремальных условиях; последствия насилия; последствия отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях; нахождение в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживание в малоимущих семьях[8].

  Дети являются незащищенной и уязвимой категорией людей. У ребенка не сформированы устойчивые защитные механизмы, которые помогают выжить в сложной жизненной ситуации.

Он находится на гране срыва, испытывает панический страх от неизвестности и угрозы жизни, при этом теряет контакт с реальностью, остро переживая психопатические реакции.

Беспомощность, боль и растерянность часто вынуждают ребенка на неадекватные формы поведения, которые шокируют, удивляют и заставляют взрослых задуматься[8]. 

  Деструктивные механизмы психической регуляции проявляются у ребенка в жестокости по отношению к слабым, обжорстве, кражах, вранье, разрушение, демонстративном поведении. А также наблюдается отторжение реальной действительности, которое находит выражение в сексуальной агрессии, пристрастиях к дурным привычкам, избегание полезной деятельности.

  Для снятия психологического напряжения, восполнения дефицита общения дети выбирают «допинги» различных психоактивных веществ. Окружающий мир для травмированного ребенка представляет угрозу, поэтому он в большей степени сосредоточен на себе.

  Ребенок, испытавший психологическую травму, обычно считает более привычным беспорядок вокруг и внутри себя. Он будет сопротивляться любым изменениям, которые нарушают привычные жизненные представления и нормы поведения.

  Психологический портрет ребенка в трудной жизненной ситуации близок, к дезадаптивному, при котором усложняется усвоение социально-нравственных и культурных норм поведения[8]. Он включает в себя следующие особенности:

1. утомленный, сонный (часто опухший) вид;

2. санитарно-гигиеническая запущенность;

3. склонность к кражам, лжи;

4. привлечение внимания к собственной персоне любым способом, в том числе в неуемной потребности в ласке и внимании;

5. проявление агрессивности и импульсивности, которые часто меняются апатией и подавленным состоянием;

6. пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловленная низкой самооценкой;

7. повреждения любых органов тела, нарушения в функционировании; трудности в выражении чувств;

8. проявление агрессивности, тревожности детей, что сказывается на их отношении с другими людьми; стеснительность, скрытность, избегание сверстников;

9. негативизм, боязнь взрослых, предпочтение общения только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта,боязнь идти домой.

  В результате анализа литературы по заявленной теме, можно сделать заключение что, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в какой бы форме она ни была, выпадают из нормального процесса социализации и лишены необходимого для нормального роста и развития, ощущения безопасности. Этим детям необходима целая комплексная система психологической, педагогической и социальной помощи, которую оказывают различные специалисты.

Источник: https://medconfer.com/node/10944

Материальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Трудная жизненная ситуация

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами Администрации, государственными гражданскими служащими Администрации в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Администрации, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме в Администрации, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Администрации, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Портала. Почтовые адреса, справочные телефоны и адреса электронной почты ОСЗН Администраций размещены на официальном сайте Правительства Санкт‑Петербурга www.gov.spb.ru, на Портале.

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).

При, поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы, о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Администрацией. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, ее должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.

Жалобы на решения, принятые главой Администрации, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.

2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией.

В случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Администрация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Администрации, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) ее должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Администрации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Администрация сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Администрация в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администраций (191060, Смольный, Санкт‑Петербург; (812) 576‑6262; adm@gov.spb.ru), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Администрации, ее должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале. Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Источник: https://gu.spb.ru/188125/traditional/

Что такое трудная жизненная ситуация при освобождении от уплаты сбора на финансирование государственных расходов

Трудная жизненная ситуация

Декретом Президента Республики Беларусь от 12 января 2017 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» внесено дополнение в Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г.

№ 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет № 3), согласно которому местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора на финансирование государственных расходов (далее – сбор) граждан в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации (пункт 151 Декрета № 3).

Справочно

Данная норма будет действовать наряду с нормой части четвертой пункта 4 статьи 43 Налогового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты, отдельным плательщикам – физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, исходя из их имущественного положения.

Согласно примечанию к пункту 151 Декрета № 3 для целей данного Декрета под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

В Декрете № 3 не устанавливается перечень случаев, которые могут рассматриваться в качестве трудной жизненной ситуации.

Полагаем, это обусловлено невозможностью предусмотреть все вероятные практические ситуации, возникновение которых может быть основанием для освобождения от уплаты сбора.

Вместе с тем, Декретом № 3 определены критерии, в соответствии с которыми то или иное событие в жизни человека может оцениваться как трудная жизненная ситуация. Это:

  • объективность наступления соответствующих обстоятельств (совокупности обстоятельств), вне зависимости от гражданина;
  • невозможность преодоления гражданином таких обстоятельств за счет имеющихся у него возможностей.

Таким образом, оценка ситуации на предмет отнесения к трудной жизненной ситуации для целей освобождения от уплаты сбора будет осуществляться местными Советами депутатов (местными исполнительными и распорядительными органами) при рассмотрении обращения конкретного гражданина.

Следует отметить, что термин «трудная жизненная ситуация» используется при регулировании ряда общественных отношений для определения условий получения определенных гарантий, преимуществ или льгот, при чем его содержание в целом аналогично закрепленному в Декрете № 3. 

Вместе с тем, как правило, с учетом специфики общественных отношений, наряду с определением термина закрепляется и перечень случаев, которые могут рассматриваться в качестве трудной жизненной ситуации, который не является исчерпывающим. 

К примеру, для целей получения иностранной безвозмездной помощи к трудной жизненной ситуации относятся неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, нуждаемость в технических средствах социальной реабилитации, стихийные бедствия и другие обстоятельства (Декрет Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи»).

Для решения вопроса о праве на государственную адресную социальную помощь в качестве трудной жизненной ситуации рассматривается, в частности, неспособность к самообслуживанию в связи с заболеванием, для лечения которого требуется длительное применение лекарственных средств, смерть супруга (супруги), родителей (усыновителей), детей (в том числе усыновленных), причинение вреда жизни, здоровью, имуществу в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) непреодолимой силы (форс-мажор), противоправных действий других лиц, другие объективные обстоятельства, требующие материальной поддержки (Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»).

Для получения социальных услуг в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 г.

«О социальном обслуживании» гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям: малообеспеченность, сиротство, отсутствие определенного места жительства, безработица, наличие инвалидности, неспособность к самообслуживанию и утрата двигательной активности, семейное неблагополучие, конфликты и жестокое обращение в семье, смерть близкого родственника или члена семьи, наличие иных обстоятельств, последствия которых гражданин не в состоянии преодолеть самостоятельно. 

Полагаем, что вопрос о включении в Декрет № 3 примерного перечня случаев, которые могут быть отнесены к трудной жизненной ситуации, может быть рассмотрен в случае возникновения сложностей с применением принятого нововведения и обобщения практики его применения.

Очевидно, при решении вопроса об освобождении гражданина от уплаты сбора невозможно руководствоваться только его имущественным положением.

Существуют различные пограничные ситуации, когда гражданину требуется определенное время, чтобы разрешить возникшие у него проблемы, например, для установления I группы инвалидности у близкого родственника.

Это могут быть случаи, связанные с уходом за временно нетрудоспособными пожилыми людьми, за детьми старше 7 лет с особенностями психофизического развития. Лицам, проходящим реабилитацию с алкогольной зависимостью, необходимо определенное время, чтобы выйти из такого состояния. 

Учитывая множественность и разнообразие таких ситуаций, местные Советы депутатов (местные исполнительные и распорядительные органы) с особой тщательностью должны рассматривать каждое обращение об освобождении от уплаты сбора с тем, чтобы по возможности в наибольшей степени учитывать интересы граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

По сообщению Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Источник: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2017/february/23080/

Округ закона
Добавить комментарий