Учитель игнорирует ребенка при совмещении нескольких классов

Пять или шесть – Центральная профсоюзная газета

Учитель игнорирует ребенка при совмещении нескольких классов

Недавно депутат Госдумы Виталий Милонов объявил о начале “самой светлой движухи”. А именно – борьбы за пятидневку в школе. По его мнению, по субботам дети учатся только потому, что учителя так повышают себе зарплату.

Профсоюз говорит, что пятидневка была бы удобнее и педагогам, и родителям, и ученикам. Вот только распухшие учебные программы, необходимость обучения в несколько смен и совмещения нескольких ставок не дают такой возможности.

Недавно депутат Виталий Милонов потребовал провести референдум. Причем не политический, а родительский. Вопрос же к родителям России должен быть следующий: хотят они пятидневку в школе или шестидневку. Свою идею парламентарий подробно расписал на пресс-конференции под названием “Рабы школьной шестидневки”, где, наконец, указал на виновников происходящего безобразия – учителей:

– Это долгая дискуссия. Каждый год мы слышим дежурные фразы про то, что родители могут сами выбирать, на пятидневке детям учиться или на шестидневке, – начал Милонов. – Но система образования игнорирует роль семьи в воспитании ребенка, вся воспитательная функция перекладывается на школу. А школа ее сейчас не осуществляет.

Дети не могут отдохнуть, выехать даже на дачу. Любой врач скажет, что одного дня мало для восстановления. Если говорить об обязательной школьной программе – должна быть пятидневка. А в субботу пусть будут факультативы, кружки. Надо спросить у родителей, надо провести референдум. На “Госуслугах”, к примеру.

Это – реализация прямой нормы демократии! Министерство образования, конечно, будет настаивать на шестидневке, потому что это деньги на учителей. Я понимаю учителей, зарплата которых зависит от количества часов. Из-за этого, конечно, выгоднее иметь шестидневную рабочую неделю, нежели пятидневную.

Чтобы не пострадали учителя, пятидневка должна так же оплачиваться, как шестидневка.

ШКОЛЫ РАБОТАЮТ В ТРИ СМЕНЫ

– Каждая школа может выбирать свой учебный план.

От активности родителей и умения объединяться зависит, будет в школе пятидневка или шестидневка, – возразила председатель Национального родительского комитета, член Общественного совета при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка Ирина Волынец. – У пятидневки есть сторонники и противники. Есть родители, которые сами работают по шесть дней, и они хотят шестидневку в школе. Должно быть право на самоопределение.

Однако иногда этому праву просто негде “развернуться”, обращает внимание Волынец:

– Вопрос вставал неоднократно. Но надо помнить, что есть суровая реальность. У нас есть школы, где учатся в две-три смены. Есть сельские школы с удобствами на улице. Далеко не в каждой школе можно организовать [определенный учебный план].

Как рассказала “Солидарности” Татьяна Алешина, заведующая отделом по вопросам общего образования ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, обучение в несколько смен – явление повсеместное:

– У нас почти во всех регионах есть школы, где учатся в две смены, кроме Санкт-Петербурга. А в трех регионах есть школы, которые учатся в три смены: это Бурятия и два северо-кавказских региона. Так что учителям и так нагрузки хватает.

У нас есть даже учителя начальных классов, которые на две ставки работают! В первую смену с одним классом все уроки, а потом еще раз, так же, в тот же день – со вторым классом.

В школах с углубленным изучением предметов обучение тоже просто невозможно поместить в пятидневку.

Министр образования Ольга Васильева по поводу инициативы ничего нового не добавила. По ее словам, “родители и законные представители учеников имеют право выбирать школы с пятидневной учебной неделей”. Также министр уточнила, что “углубленное изучение отдельных предметов в школе возможно только при шестидневной учебной неделе”.

ПО ТРИ СТАВКИ НА УЧИТЕЛЯ

Директор фонда “Национальные ресурсы образования”, эксперт Общероссийского народного фронта Татьяна Половкова согласна с тем, что школьники перегружены:

– 65% школьников в возрасте от 13 лет говорят, что им не хватает времени на выполнение домашнего задания, 59% – что им не хватает времени на любимое дело. Четверть родителей считает, что причина угнетенного состояния их детей – шестидневка.

Но решение она видит не в референдуме:

– Нужен новый образовательный стандарт. Но принимать его следует не кулуарно, не закрыто. Площадки для обсуждения должны быть. При этом надо понимать, что не хватает учителей. Нельзя выйти за рамки шестидневки, потому что один учитель ведет по два-три предмета.

Если в прошлом году министр образования говорила, что не хватает 1% учителей, то уже в этом году не хватает 10 – 11% педагогов. Мы опрашивали три тысячи человек. Каждый четвертый учитель говорит, что работает в условиях нехватки специалистов. Многие совмещают ставки.

В профсоюзе подтверждают, что совмещение ставок – существенная проблема:

– Есть нехватка учителей начальных классов, физики, математики и прочих. По разным регионам все по-разному. В некоторых регионах по отдельным предметам так называемый “коэффициент совмещения” равен трем. То есть три ставки у учителя. По отдельным предметам очень сильный дефицит кадров.

НАДО ПОДНИМАТЬ ЗАРПЛАТЫ

По мнению Половковой, в первую очередь надо решать проблему с кадрами. Например, довести базовый оклад до МРОТ, на что требуется 60 – 80 млрд рублей ежегодно.

Волынец считает, что это прекрасный повод пересмотреть заработные платы: “Надо пересмотреть зарплату учителей. У нас везде учителя – пенсионеры, но они работают потому, что на пенсию невозможно выжить. Например, нужно сделать так, чтобы учителя получали ту же зарплату, но на ставку, а не на полторы”.

– Сегодня учитель – профессия не престижная. На педагогические факультеты идут только ради получения высшего образования, потому что при поступлении баллов ЕГЭ не хватило. В школу работать идти студенты не планируют. И пока государство не повысит зарплату учителям, профессия не станет престижной! – сказала Половкова, оглянувшись на депутата Милонова.

– По моим ощущениям, 80 – 90% родителей за пятидневку, – отказался отбивать “социальную подачу” парламентарий. – Система образования у нас меняется каждый год, а результат только хуже и хуже. Нам говорят, что если будет пятидневка в школе, то дети будут до ночи в школе сидеть.

А кто их просил до ночи наших детей грузить? Советская школа не подразумевала это рабство на галерах, и дети максимум семь уроков учились. Исключение было только в старших классах. Культурная жизнь, духовная – все выхолащивается, а в оставшийся день ребенок просто должен спать.

Депутат призвал к непримиримой борьбе: “Будет жесткое сопротивление. Это улучшение жизни многих россиян”. И даже назвал это “самой светлой движухой”. А так же обозначил, с кем именно он будет бороться.

– Мы ставим человека в лукавую зависимость от количества уроков, – заявил Милонов. – “Будет больше уроков – будет больше зарплата. Будет меньше уроков – не получишь деньги”. Мы должны отталкиваться от того, что шесть дней ребенку учиться вредно для его здоровья.

Если мы пойдем дальше, то некоторые школы предложат семь дней учиться, потому что зарплаты будут больше. Программы, эксперименты разные можно будет над нашими детьми ставить в большем объеме. За шесть дней ребенок не восстанавливается, за семь он еще быстрее помрет.

Повысьте учителям стоимость часа – они будут просить родителей оставить шестидневку, им не захочется лишиться пятой части зарплаты.

МНЕНИЕ ПРОФСОЮЗА: УЧИТЕЛЯМ НАГРУЗКИ ХВАТАЕТ

А вот в профсоюзе работников народного образования усомнились в том, что депутат исходит из реальной картины мира. Татьяна Алешина, заведующая отделом по вопросам общего образования ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, заявила:

– Поверьте, учителям нагрузки и так хватает при нарастающем количестве вакансий.

В большей степени шестидневную учебную неделю устанавливают те образовательные организации, где реализуется углубленное изучение предметов, где обучение проводится в две, три смены.

В сельской местности, там, где родители работают в субботу, они заинтересованы в том, чтобы у детей в субботу были занятия, чтобы дети находились под присмотром школы.

По закону об образовании школа вправе решать, по пяти- или шестидневной неделе ей работать, как реализовать учебный план, не нарушая норм СанПиНа, а у родителей есть право выбора образовательный организации, работающей по пятидневке или по шестидневке.

Однако родители могут реализовать это право только там, где есть и те, и другие школы.

С точки зрения учителя, – продолжает Алешина, – скорее всего, было бы предпочтительнее работать на пятидневке, потому что ему надо отдохнуть, побыть с семьей, с детьми, приготовиться к следующей рабочей неделе. Как родитель, допустим, я тоже предпочла бы пятидневку. А ученикам – чем меньше занятий, тем лучше.

На чьей стороне в данном случае профсоюз?

– Сложно сказать. Предложение депутата Виталия Милонова о переходе на пятидневную учебную неделю, учитывая возрастающую нагрузку на учителей, обучающихся и их родителей, небеспочвенно.

Так, например, родители и обучающиеся – участники проведенного в Московской области референдума – в большинстве своем высказались за переход на пятидневку. Родительская общественность Татарстана выступает за пятидневку. В Иркутской области обсуждается этот вопрос.

В Москве школы работают по пятидневке. В Башкортостане осуществляется поэтапный переход на пятидневку.

Для решения вопроса, в каком режиме работать школе, чтобы прийти к разумному  компромиссу, необходимо его обсуждение со всеми участниками отношений в сфере образования.

*   *   *

В целом по итогам пресс-конференции возникают закономерные вопросы: вот мы видим депутата Госдумы, причем не первый срок. У него самого несколько детей.

И он считает, что учителя сами себе придумывают уроки, чтобы зашибить побольше денег? “Полная свобода, сдельная оплата труда”…

Из такой картины финансирования труда бюджетников депутат исходил все эти годы, когда ал по тем или иным вопросам?

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/pyat-ili-shest.html

А оценки выставляют ученики: незрячий учитель преподает на брестчине

Учитель игнорирует ребенка при совмещении нескольких классов

Будучи незрячим, Николай Апанович экстерном закончил десятый класс, получил два высших образования, а сейчас задумывается о сдаче на высшую категорию. Sputnik побывал у необычного педагога.

Николай родился в агрогородке Медно Брестского района. Здесь же он закончил среднюю школу, сюда же вернулся после университета. Работать он стал в родной школе бок о бок с теми, кто когда-то учил его.

Дети запоминают увиденное, а не прочитанное

После урока обществоведения у десятого класса один из учеников проводит Николая Васильевича под руку в учительскую. Там нас перехватывает завуч и приглашает в свой кабинет. После интервью за учителем снова зайдут — одиннадцатиклассник заберет его на следующий урок.

“Всегда дети подходят забирают меня. Так быстрее добираться”, — объясняет Николай, при этом оговариваясь, что по всему школьному зданию он и сам прекрасно ориентируется.

Оценки тоже выставляют ученики, а журнал помогают заполнять коллеги. В остальном Николай полностью автономен.

Отсутствие зрения не мешает ему давать детям те знания, которые требует министерская программа. И даже больше. Программу дополняют презентации, видеоролики и интерактивные карты.

“Я беру проектор, запускаю на компьютере и показываю. Стараюсь использовать максимально наглядный материал, потому что без наглядности предмет сухой сам по себе. Дети чаще всего визуалы, они запоминают то, что увидено, а не то, что прочитано.

И юмор — максимальное количество юмора на уроке. Потому что если скучный урок — это совершенно неинтересно. При этом, юмор максимально приближен к теме. Всегда иду в класс с улыбкой. Дети чувствуют, как к ним относятся”, — делится собеседник Sputnik.

© Sputnik Марина Серебрякова

На первый взгляд кажется, что основная сложность незрячего человека, а тем более учителя, заключается в том, чтобы представить и объяснить детям то, чего сам не видишь. Но, по словам учителя меднянской школы, необязательно видеть то, что хочешь показать.

“Если видеоматериал, то я ищу его на . Прослушал, что там делается, — подходит. Если есть презентация — скачал, коллегам показал, что на ней. Они рассказали, и я уже решаю, подходит или нет. Портреты личностей, если в учебнике нет, скачал, показал детям”, — рассказывает Николай.

Как поделился преподаватель, в помощь незрячим сегодня есть множество различных программ для озвучки литературы, сайтов с уже озвученной литературой. Информации для подготовки к урокам предостаточно. Так же и с любой другой интересующей темой, которых у Николая бесконечное множество — “Окей, Google в помощь”. А без новой информации педагог жизни не представляет.

© Sputnik / Дмитрий Босак

Всех учеников Апанович различает по голосам, но при ответе просит называть фамилию

“Мне не давали возможности впасть в депрессию” 

Зрение Николай потерял в 1998-м году. Ему тогда было 15 лет, он заканчивал девятый класс. В Медно была только базовая школа, поэтому в 10-11 классы его одноклассникам приходилось ездить в соседнюю деревню. А Николай продолжил обучение самостоятельно дома. Через два года в агрогородке открылась средняя школа, и его приняли сразу в выпускной класс.

“К нам пришел молодой тогда директор Дмитрий Валерьевич Расторгуев. Я попросил сестру, чтобы она спросила его, можно ли мне в следующем году пойти в школу и закончить среднее образование. Она приходит домой и говорит, что Дмитрий Валерьевич сказал, зачем тянуть, если можно сдать экстерном экзамен за десятый класс и доучиться в одиннадцатом”, — вспоминает Николай.

Мужчина предполагает, что потеря зрения произошла частично из-за травмы позвоночника и “шухерной жизни” — много падал.

“Толком неизвестно почему. Получился комплекс — отслойка сетчатки, катаракта. Морально по этому поводу были какие-то загоны. Но с другой стороны, мне не давали возможности впасть в депрессию. Потому что нас у мамы пятеро — я второй.

Она одна, ей надо было поднимать детей. Как раз где-то в этот период погиб отец. А в деревне все-таки работы всегда уйма. Я оставался дома, меня потихоньку озадачивали. В это время у меня сестра училась, и мы с ней готовились к занятиям.

Особо скучать мне не давали”, — вспоминает он.

В то же время Николай и сам не любит сидеть сложа руки. До проблем со здоровьем он прочитал все книги в сельской библиотеке, а потом стал ездить в Брест в специальную библиотеку для незрячих.

“Мне библиотекарь Надежда Демьяновна говорила: “Николай, свободен! Мне нечего тебе предложить. Ты уже все прочитал!”. То есть чтение у меня было везде. Спрячешься где-нибудь в лесу, залезешь на дерево, спрячешься на чердак или под одеяло с фонариком, и читаешь. Читал я в больших количествах, как и сейчас в принципе”, — рассказал Апанович.

На учебу уходил в 8 утра и возвращался домой в 10 вечера

После окончания школы Николай поступил в Брестский государственный университет имени Пушкина на исторический факультет и переехал в общежитие. К экзаменам стал готовиться заранее. Помогло и то, что школу он закончил с высшим баллом — 5.0. Медкомиссия допустила к поступлению, и Николай стал учиться на преподавателя истории-религиоведа.

Университетские лекции будущий педагог записывал на диктофон. Записи использовал при подготовке к сессии.

После третьего курса студент решил получить еще одно образование и поступил в филиал БГУ на специальность “Внедрение информационных технологий на предприятии, экономист-юрист”.

“Было трудно, но в то же время очень весело. Нагрузка была очень сильная. Еще тогда записался на курсы по компьютерам. Уходил в 8 утра и приходил в 10 вечера. Постоянная учеба. Последний год нагрузка была жесткая”, — вспоминает Николай.

Пришлось одновременно сдавать госы по двум специальностям — 6 экзаменов подряд.

“Если бы Таня (будущая супруга — Sputnik) не уговорила сдать последний экзамен, я, наверное, не сдал бы. Чисто физически уже не мог”, — признается Апанович.

Совмещение гуманитарной специальности с математической учитель объясняет своей тягой к технологиям. Получив второе высшее, он стал разбираться в бухгалтерии, налогах, изучил программы для поиска правовой информации.

“Люблю возиться с техникой. Мне это довольно интересно. Если народ просит перепрошить какой-то телефон, восстановить или что-то в этом роде, то спокойно могу это делать. Могу переустановить Windows, если кому-то помощь нужна”, — признается он.

“Хорошо, что никаких специализированных условий не было”

Николай выпустился 11 лет назад, но годы студенчества из головы не выходят до сих пор.

“На недельки две вернулся бы в молодость. Замечательные годы были. Жизнь в общежитии… Хорошо, что никаких специализированных условий не было. Все на общих основаниях. Спокойно мог сам в душ сходить в подвал.

Дотопаешь куда надо. Конечно, если на дороге холодильник не выставили или еще что-нибудь. Один раз разнес головой дверь стеклянную. Все примерно знали мои зоны ходьбы и уже не ставили ничего”, — рассказывает он.

 

© Sputnik / Дмитрий Босак

С любыми гаджетами незрячий учитель на “ты” – его часто просят “перепрошить” что-нибудь или восстановить файлы

После учебы Николай устроился на работу в родную школу агрогородка Медно. Перед этим нужно было пройти “жесткую” медико-реабилитационную комиссию.

“В первый год мне разрешили нагрузку стандартную для человека с инвалидностью первой группы — полставки. Хотели дать вообще 0,25. Думали, что я не справлюсь с задачей. Я в чем-то их понимаю.

Они все-таки при устройстве на работу берут на себя какую-то ответственность.

Год я отработал, прошел еще раз медкомиссию, и тогда мне уже разрешили работать без ограничений учителем истории и обществоведения”, — признается учитель.

В школу директор Дмитрий Валерьевич взял выпускника сразу. На тот момент учительский коллектив со школьных времен Николая изменился не сильно.

© Sputnik / Михаил Фомичев

“Я” бывает разное

На уроках Николай Васильевич старается подтолкнуть детей к анализу пройденного материала. Поэтому вопросы он формулирует так, что для ответа обязательно нужно было прочитать параграф. Таким образом, исключается подсматривание в учебники при ответе домашнего задания. Но делается это не для проверки учеников на честность, а для их же развития.

“То, что они читать умеют к одиннадцатому классу, это ясный факт. Но проанализировать информацию, сделать какие-то выводы надо потрудиться”, — считает 34-летний учитель.

Различает учащихся Николай только по голосу, поэтому во время первой встречи с классом просит не кричать “я”, если кто-то хочет ответить.

“Я” бывает разное”, — иронизирует учитель и просит называть свое имя.

В остальном уроки Николая не отличаются от обычных школьных уроков.

Рабочая нагрузка, как признается педагог, его особо не напрягает, но работа все равно занимает большую часть жизни.

“В среднем дома учителю нужно потратить еще минимум несколько часов ежедневно на проверку тетрадей, подготовку материала и составление плана. У меня же чуть проще, потому что уроки не каждый день — есть время для подготовки. Я прихожу с работы, кидаю наушник в ухо, книжка в это время читается, а я делаю что-то по дому”, — добавляет учитель.

Кроме уроков по всемирной истории, истории Беларуси и обществоведению, Николай готовит детей к поступлению в вуз, ведет факультатив по основам права, кружок по гитаре и играет со школьниками в “Что? Где? Когда?”.

Сейчас он задумывается о получении высшей квалификационной категории учителя, осваивает синтезатор и планирует создать музыкальную группу.

Источник: https://sputnik.by/society/20171001/1031092087/a-ocenki-vystavlyayut-ucheniki-nezryachij-uchitel-prepodaet-na-brestchine.html

Конфликт с учителем: какие меры наказания учеников незаконны?

Учитель игнорирует ребенка при совмещении нескольких классов

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей.

Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился.

Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса.

Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст.

56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д.

В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру.

В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.

113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522.

и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н.

Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда. 

• вред, опасный для жизни человека; • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; • прерывание беременности; • психическое расстройство; • заболевание наркоманией либо токсикоманией; • неизгладимое обезображивание лица; • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

• полная утрата профессиональной трудоспособности;

• длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
• значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

• кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
• незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет – в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом. 

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФкаждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской – если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст.

12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.

Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, записок учащихся.

Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения.  Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше.

Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/konflikt-s-uchitelem-kakie-mery-nakazaniya-uchenikov-nezakonny.htm

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Учитель игнорирует ребенка при совмещении нескольких классов

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

Округ закона
Добавить комментарий