Украинский педстаж в России

Калькулятор стажа работы: трудовой, страховой, пенсионный

Украинский педстаж в России

Калькуляторы

Порядок заполнения и представления формы № Д5

Пенсионное и социальное законодательство, а также связанные с ними нормативные акты, содержащие несколько разновидностей стажа работы, в том числе:

  • трудовой (общий) – это периоды официальной трудовой деятельности, подтверждающиеся записями в трудовой книжке. Трудовой стаж может включать в себя такие понятия как общий, льготный и специальный стаж работы. В Законе Украины «О пенсионном обеспечении» понятие общего стажа работы в основном применяется для отличия его от стажа, дающего право на льготы по назначению пенсии;
  • страховой (пенсионный) – это отрезок времени, в течение которого лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачивались взносы в сумме не менее минимального страхового взноса (ст. 24 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»);
  • специальный – это суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии;
  • льготный – это период трудовой деятельности во вредных, опасных или специфических условиях в течение полного рабочего дня. Перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым период трудовой деятельности может быть отнесен в льготный стаж, утвержденный постановлениями Кабинета Министров Украины.

С введением страхового стажа (01.01.2004 года) стало не важно, сколько человек фактически работал – значение имеет течение какого периода и сколько платил работодатель за нее в Пенсионный фонд. Трудовой стаж, полученный по январь 2004 года, автоматически приравнивается к страховому стажу. После указанной даты для расчета пенсии важно период уплаты страховых взносов.

Какой стаж нужен для пенсии?

Пенсионная реформа существенно изменила условия выхода на пенсию для Украинской. В частности, были пересмотрены требования к пенсионному возрасту и количества лет страхового стажа. По состоянию на текущий год уйти на пенсию граждане Украины могут в 60, 63 или 65 лет в зависимости от накопленного за годы трудовой деятельности страхового стажа.

1 из 1

Что входит в пенсионный (страховой) стаж?

В соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» без уплаты взносов в Пенсионный фонд в страховой стаж пенсионера засчитывается:

  • срочная служба в армии
  • уход за ребенком-инвалидом
  • военная (не срочная) служба
  • отпуск по беременности и родам
  • отпуск по уходу за ребенком до 3 лет
  • срочная альтернативная (невоенной) служба
  • пребывания на фронте или участие в боевых действиях
  • период пребывания за границей жен или мужей дипломатов во время службы
  • инвалидность в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания
  • выполнения обязанностей родителей-воспитателей детских домов семейного типа
  • служба в военизированных формированиях, горноспасательных частях и аварийно-спасательных подразделениях, созданных в соответствии с законодательством Украины
  • срок получения материальной помощи на профессиональную подготовку/переподготовку и повышение квалификации, а также период получения пособия по безработице
  • уход за инвалидом I группы, престарелым, что требует постоянного ухода (по МСЭК) или лицом, достигшим 80 лет, если такой уход осуществляет неработающая трудоспособный человек

Дополнительно к вышеуказанным пунктам в период до 1 января 2004 года в пенсионный стаж согласно действующему тогда Закона «О пенсионном обеспечении» включаются:

  • обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, училищах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре
  • период проживания жен офицеров, прапорщиков и мичманов, а также военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности (не более 10 лет)

Какие документы подтверждают пенсионный стаж?

Начисление и подтверждения страхового стажа за период трудовой деятельности до 1 июля 2000 года осуществляется на основании записей в трудовой книжке, а также других документов (справок предприятий, учреждений и организаций, а также данных госархива). После 1 июля 2000 года расчет пенсионного стажа производится сугубо по данным персонального учета в Пенсионном фонде.

Как рассчитывается пенсионный стаж при начислении пенсии?

Пенсионный стаж в Украине исчисляется в месяцах. При этом, неполный месяц работы может быть зачислен в страховой стаж в полном объеме, если сумма уплаченных за этот месяц взносов в Пенсионный фонд не меньше минимального страхового взноса.

Если по каким-либо причинам страховой взнос был уплачен в меньшем размере, этот период засчитывается в страховой стаж как полный месяц при условии осуществления соответствующей доплаты (проводится сотрудниками ПФ по обращению работника).

Без осуществления доплаты, страховой стаж определяется пропорционально уплаченным взносам (по установленной законодательством формуле).

Размер страхового взноса в 2019 году для физического лица?

С января 2011 года в Украине действует Единый соцвзнос на общеобязательное государственное социальное страхование (Единый социальный взнос), который заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сборы: пенсионный, соцстрах (больничные), «безработица» и «несчастный случай» .

С 01.01.2016 года для всех категорий плательщиков установлена ​​единая ставка ЕСВ – 22%. Таким образом, с 1 января 2019 все предприниматели, как на общей системе, так и на едином налоге, платят взнос в размере 918,06 гривен в месяц. Для ФЛП первой группы единого налога с прошлого года отменена возможность уплаты ЕСВ в сумме не менее 1/2 минимального страхового взноса.

Учитывается непрерывность стажа при расчете пенсии?

На данный момент непрерывность стажа работы при назначении пенсии не дает никаких льгот.

Сейчас продолжительность непрерывной работы важно разве что для медицинских и социальных работников, так как за непрерывность стажа им предусмотрены надбавки к зарплате.

Кроме того, некоторые предприятия для удержания ценных кадров за свой счет проводят выплаты различных премий: лучший работник, вознаграждение за выслугу лет, дополнительный отпуск и тому подобное.

Будет ли учитываться стаж, полученный за рубежом при оформлении пенсии в Украине?

Особенности учета стажа, полученного за рубежом, зависят от наличия международных договоров о пенсионном обеспечении между Украиной и государством, в котором украинцы работают.

Так, например, при назначении пенсии в Украине учитывается страховой стаж, полученный в странах ближнего зарубежья: Армения, Грузия, Казахстан, Российская Федерация, Беларусь, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Туркменистан, Кыргызстан.

С этими государствами у нас заключены так называемые территориальные договоры, то есть пенсия назначается в соответствии с действующим законодательством государства, на территории которого пенсионер проживает.

Между Украиной, Латвией, Эстонией, Литвой, Болгарией, Словакией, Польшей, Румынией, Испанией, Португалией, Венгрией, Чехией и Монголией действуют так называемые пропорциональные договоры о пенсионном обеспечении.

Эти соглашения предусматривают пропорциональное финансирование пенсионных выплат, то есть каждая страна платит пенсию за часть трудового стажа, полученного на ее территории, пропорционально пенсионным взносам и заработной плате. При этом, размер дохода (заработка) определяется исходя из официально установленного курса на момент назначения пенсии.

Проверка и подтверждение стажа компетентными органами соответствующей страны осуществляется Пенсионным фондом по запросу пенсионера, с указанием точного адреса предприятия и его названия.

Работа за рубежом не учитывается при начислении пенсии, если между Украиной и иностранным государством нет договора о социальном и пенсионном обеспечении (Германия, Италия, Израиль).

Что делать, если не хватает минимального страхового стажа для назначения пенсии?

Согласно ст. 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» наличие у человека минимально необходимого страхового стажа дает ему право на оформление пенсии по достижении установленного возраста.

При отсутствии нужного трудового стажа для назначения пенсии, можно заключить договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. Это даст возможность докупить страховой стаж.

Приобретение недостающего страхового (пенсионного) стажа путем доплаты ЕСВ в Пенсионный фонд Украины проводится в соответствии с ЗУ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Перечень лиц, имеющих право на добровольное участие в солидарной и/или накопительной пенсионной системе определен статьей 12 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», а именно:

  • лица с 16 лет, не подлежат общеобязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 11 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
  • иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающих и работающих в Украине
  • граждане Украины, постоянно проживающие или работающие за рубежом

Таким образом, период, за который были выплачены единые страховые взносы, будет засчитан в пенсионный стаж. Условия такого участия, размер взносов и периодичность их выплаты определяются соответствующим договором с ПФ.

Если пенсионер не получил необходимого для пенсии страховой стаж, органами социальной защиты населения ему может быть назначена госпомощь согласно ЗУ «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию».

Как и за сколько можно купить стаж для пенсии?

Купить стаж в Пенсионном фонде не сложно – главное правильно рассчитать сколько лет страхового стажа нужно докупить чтобы иметь возможность получать пенсию, а не социальные выплаты.

Определиться с количеством отсутствующего стажа помогут сотрудники ПФ при проведении предварительной калькуляции размера пенсии (по обращению пенсионера).

Также провести вычисления можно самостоятельно с помощью программы «Пенсионный калькулятор».

Сколько нужно заплатить за пенсионный стаж? Вопрос актуален и интересует многих украинцев, особенно в связи с проведенной пенсионной реформой и увеличением количества страхового стажа для приобретения права выхода на пенсию. Поэтому, для большей наглядности, приведем пример расчета:

Предположим для получения пенсии человеку не хватает 1 года (то есть 12 месяцев) страхового стажа. Исчисление размера доплаты производится по формуле:

Д = С × К × М, где:

  • Д – доплата за недостающий пенсионный стаж
  • С – страховой взнос с минимальной заработной платы по ставке ЕСВ – 22%
  • К – коэффициент стоимости компенсации, который применяется при единовременной уплате
  • М – количество месяцев стажа, которых не хватает для пенсии

Итак, с 01.01.2019 по 31.12.2019 минимальная зарплата составляет 4 173 гривны. Минимальный страховой взнос за 22% ставкой ЕСВ (918,06 грн.) С учетом коэффициента, который применяется при единовременной уплате (за 1 год – 2) равна 1836,12 грн.

Таким образом, сумма, которую необходимо в 2019 году уплатить в ПФ за покупку одного года стажа составляет 22033,44 грн. (12 месяцев × 1836,12).

Обратите внимание, что из-за повышения минимальной заработной платы, размер компенсации за каждый купленный год страхового стажа будет увеличиваться.

Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-ezhednevnyj-buxgalterskij-obzor-39-kalkulyator-stazha-raboty-trudovoj-straxovoj-pensionnyj

Назначение и выплата пенсии на основании международных соглашений (договоров)

Украинский педстаж в России

В настоящее время у Российской Федерации действует 20 международных соглашений с 24 странами. Чтобы получать пенсию в рамках международных соглашений (договоров), следует обращаться в компетентный орган страны проживания.

Международные соглашения, подписанные СССР

СтранаНазваниеДата подписания
Чехословацкая РеспубликаСоглашение о социальном обеспечении2 декабря 1959 года (в отношении Чешской Республики указанное Соглашение с 1 января 2009 года утратило силу по причине его денонсации чешской стороной в одностороннем порядке)
Румынская Народная РеспубликаСоглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения24 декабря 1960 года
Венгерская Народная РеспубликаСоглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения20 декабря 1962 года
Монгольская Народная РеспубликаСоглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения6 апреля 1981 года

Международные соглашения (договоры) в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией, основанные на принципе территориальности

СтранаНазваниеДата подписанияОсобенности
Армения,Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и УкраинаСоглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения13 марта 1992 годаПенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого проживает гражданин. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории одной и/или другой страны. При переселении с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплата назначенной пенсии может быть продолжена в случае отсутствия права на нее по законодательству государства нового места жительства на период до даты возникновения такого права.
МолдавияСоглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения10 февраля 1995 года
КазахстанСоглашение о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконура Республики Казахстан27 апреля 1996 года
ГрузияСоглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения16 мая 1997 года
ЛитваСоглашение о пенсионном обеспечении29 июня 1999 года

Международные соглашения (договоры) в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией, основанные на принципе пропорциональности

СтранаНазваниеДата подписанияОсобенности
УкраинаВременное соглашение о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения15 января 1993 годаГраждане Стран, проработавшие в районах Крайнего Севера либо в приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств имеют право на досрочную пенсию по старости. Выплата российской пенсии гражданам, проживающим на территории Украины, производится до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству Украины.
ИспанияДоговор о социальном обеспечении11 апреля 1994 годаПредусматривают распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории стран. В этом случае Россия отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории.В отношениях с Белоруссией и Латвией  – с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного на территории СССР (за указанный стаж пенсия назначается государством проживания).
БелоруссияДоговор о сотрудничестве в области социального обеспечения24 января 2006 года
ЛатвияДоговор о сотрудничестве в области социального обеспечения18 декабря 2007 года
БолгарияДоговор о социальном обеспечении27 февраля 2009 года
ЭстонияДоговор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения14 июля 2011 года
ИзраильДоговор в области социального обеспечения6 июня 2016 года
Республика СербияДоговор в области социального обеспечения19 декабря 2017 года
ЧехияДоговор о социальном обеспечении8 декабря 2011 года

Источник: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/pens_zagran/~533

Жители ЛНР и ДНР получат российские пенсии только при переезде в Россию :: Экономика :: РБК

Украинский педстаж в России

Запросы в Пенсионный фонд Украины

«Гражданину РФ, переехавшему из Донецкой и Луганской областей на ПМЖ в Россию, пенсионное обеспечение будет осуществляться в общем порядке по нормам законодательства нашей страны», — подчеркнули в Пенсионном фонде.

Для назначения пенсии такому гражданину, переехавшему в Россию, нужно будет предоставить стандартный набор документов, включая паспорт гражданина России, трудовую книжку, при необходимости — справку о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года (полный перечень документов — здесь).

«Пенсионный фонд России будет оказывать всяческое содействие для подтверждения стажа и заработка гражданина, в том числе путем запроса в Пенсионный фонд Украины или Пенсионные фонды Донецкой или Луганской республики», — указали в ПФР. «Таким образом, данная категория граждан будет иметь права, аналогичные с гражданами РФ», — подчеркнули в фонде. РБК направил запрос в Пенсионный фонд Украины.

По соглашению СНГ 1992 года государства-участники обязаны «принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера».

Из этого следует, что при необходимости ПФР сначала направит официальный запрос в Пенсионный фонд Украины, а если тот откажется отвечать, то в пенсионные органы ДНР и ЛНР.

При этом в пенсионных органах ДНР и ЛНР есть архив сведений о застрахованных лицах за периоды до 2014 года (в частности, у Пенсионного фонда ДНР есть отчетность работодателей за период с 2000 года по сентябрь 2013 года).

Размер заработка за период трудового стажа определяется исходя из официально установленного курса валют к моменту назначения пенсии, говорится в соглашении. Сейчас одна украинская гривна стоит 2,43 руб.

Для неработающих пенсионеров из ДНР и ЛНР будет устанавливаться федеральная или региональная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, подчеркнули в ПФР.

При этом в России сейчас поэтапно повышается пенсионный возраст — с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В ДНР и ЛНР он составляет 55–60 лет, и этот фактор понадобится учитывать переезжающим пенсионерам.

В феврале 2019 года средний размер пенсий в России составил 14,1 тыс. руб., следует из данных Росстата. В ДНР и ЛНР средние пенсии составляют около 5 тыс. российских рублей, по данным местных СМИ.

Президент Владимир Путин 24 апреля подписал указ об упрощенном предоставлении российского гражданства лицам, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины.

Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство РФ займет не более трех месяцев, говорится в указе.

МВД России уточнило, что при получении российских паспортов жителям ДНР и ЛНР не понадобится отказываться от украинского гражданства.

Путин назвал упрощенную выдачу российских паспортов вопросом «чисто гуманитарного характера», поскольку жители районов Донбасса не могут нормально перемещаться, реализовывать свои потребности и элементарные права.

«У нас нет никакого желания создавать проблемы новой украинской власти, но терпеть ситуацию, при которой люди, проживающие на территории вот этих Донецкой и Луганской республик, вообще лишены каких бы то ни было гражданских прав, — это уже переходит границы с точки зрения прав человека», — сказал глава Российского государства.

На 1 марта 2019 года на территории ДНР и ЛНР официально проживают 3,73 млн человек, из них в ДНР — 2,28 млн человек, в ЛНР — 1,45 млн человек.

Для получения российского гражданства необходимо предоставить в территориальные органы МВД России следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность с отметкой о регистрации по месту жительства на территории соответствующего района Донецкой или Луганской области Украины. Отдельным указом президента России «до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании минских соглашений» в России признаются действительными документы, выданные гражданам Украины и лицам без гражданства фактическими властями ДНР и ЛНР;
  • документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и/или отчества;
  • документ о наличии гражданства иностранного государства (украинского);
  • документ о заключении (расторжении) брака;
  • свидетельство о рождении ребенка, включенного в заявление о приеме в гражданство РФ.

Планируется, что прием заявлений будет осуществляться «через уполномоченных лиц ДНР и ЛНР и рассматриваться на территории Ростовской области», указало МВД. Паспорта гражданина РФ будут выдаваться на территории Ростовской области.

Авторы: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

Источник: https://www.rbc.ru/economics/25/04/2019/5cc18b1f9a79473be2b1a1d4

Иностранная пенсия и зачет стажа: на что могут рассчитывать заробитчане

Украинский педстаж в России

Roman Pilipey/архив “Сегодня”

Трудовые мигранты из Украины могут рассчитывать на польскую пенсию. Это касается, например, тех, кто платит налоги в Польше и работает в стране официально. И не только в Польше. Украинские работники в России, Германии, Португалии, Испании, Эстонии и других странах имеют такое же право. Украина заключила договора о социальном обеспечении с более чем 20 государствами.

В этих соглашениях говорится о праве на пенсию. И с каждой страной разные условия. Одни готовы выплачивать пенсию за отработанный период, работа же в других странах просто засчитывается в трудовой стаж на родине. Но если работать в стране, с которой договоренностей нет – стаж не засчитают.

На какую пенсию могут рассчитывать украинские заробитчане, разбирался сайт “Сегодня”.

Кто может получать заграничную пенсию

Без достаточного страхового стажа можно остаться без пенсии. Теперь для выхода на заслуженный отдых надо иметь не 15 лет страхового стажа, а 25. Такое нововведение вступило в силу с 2018 года. К тому же, требование к стажу повысится еще раз, до 35 лет к 2028 году.

А если отработанных лет недостаточно – не будет и пенсии. Все, на что можно рассчитывать – 1497 грн социальной помощи от государства. В зоне риска работающие неофициально и заробитчане. По данным Международного валютного фонда, озвученным в январе 2019 года, на заработках находится три миллиона украинцев.

Но украинские гастарбайтеры могут также рассчитывать на иностранную пенсию либо на зачет своего трудового стажа в Украине. Это, правда, касается только тех стран, с которыми у Украины есть договоренности о социальном обеспечении.

“Если человек работает за границей официально, то работодатель там платит за него социальные взносы.

Министерство социальной политики и Министерство иностранных дел ведут работу со странами, куда едут украинские заробитчане, и подписывают соглашения о социальном обеспечении и взаимном зачете стажа”, – рассказывает Лидия Ткаченко, старший научный сотрудник Института демографии и социсследований НАН Украины.

Сюда относятся все страны, которые входят в Содружество независимых государств: Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизская Республика, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Заробитчане в этих странах могут рассчитывать на зачет своего стажа работы в Украине.

Но есть страны, которые готовы выплачивать пенсию за трудовой стаж, полученный на ее территории. Это Латвия, Литва, Испания, Эстония, Словакия, Чехия, Болгария, Португалия, Польша. То есть украинец, работающий в Польше может рассчитывать на польскую пенсию.

Подводные камни заграничных пенсий

С каждой из перечисленных стран Украина подписала разные соглашения. Они отличаются в деталях законодательств. Например, чтобы получать пенсию в Польше, надо отработать минимум год официально. При этом работодатель должен платить социальные взносы за работника.

Это важно, поскольку сейчас заробитчан в Польшу едет больше, чем в другие страны. Чтобы туда попасть, не нужна виза, а условия для трудоустройства очень гибкие. Человек может поехать работать, не получая  разрешения на работу (это касается сезонного трудоустройства).

Но в легком доступе на рынок труда есть подвох.

“Страны, которые используют нашу рабочую силу, пытаются сделать лучше для себя, своего бизнеса и граждан.

Если речь идет о краткосрочном трудоустройстве, сезонной работе, то за заробитчанина могут и не уплачивать социальные взносы.  Например, Польша сейчас пытается сделать украинскую рабочую силу еще более дешевой.

Даже если это краткосрочная занятость, то их работодатели не платят взносы, либо платят очень маленькие”, – поясняет Лидия Ткаченко.

То есть, сезонные работники не могут претендовать на польские выплаты.

 S. Revera

Проблема еще и в том, чтоб сами заробитчане не интересуются, платит ли работодатель соцвзносы, или нет. Хотя каждый работник в Польше регистрируется в ZUS – Управлении социального страхования.

Трудовому мигранту присваивают номер и каждый месяц польский работодатель делает туда отчисления. Человек может проследить, были отчисления, или нет.

  Если человек работал, а работодатель не отчислял взносы, то этот срок не идет в стаж, рассказывает Виталий Махинько, руководитель профсоюза украинских рабочих в Польше “Трудовая солидарность”.

Что надо знать заробитчанам в Польше и России

Чтобы Пенсионный фонд Украины засчитал стаж, надо его подтвердить.

Первое условие – официальное трудоустройство за рубежом и уплата налогов с заработной платы.

Второе – наличие соглашений между Украиной и другим государством, замечает Дина Дрыжакова, директор юридической компании “Прима Лидер Групп”.

Например, с США такого договора нет, а значит ни срок работы в Штатах не засчитают в Украине, ни американское правительство не будет перечислять украинцу выплаты.

“И если все это есть, то можно переходить к подготовке документов: это копия контракта, по которому работали, копия разрешения на работу в государстве трудоустройства, документ, подтверждающий уплату страховых и пенсионных выплат в государстве трудоустройства (справка работодателя, возможно банковский документ, справка из налоговой или пенсионного фонда государства трудоустройства и т.д.), и, соответственно, заявление в Пенсионный фонд”, – говорит Дина Дрыжакова.

Работавшему в странах СНГ пенсия будет начисляться по законодательству Украины с учетом стажа и зарплаты за периоды работы. Чтобы страховой стаж за границей учли в Украине, надо обращаться в Пенсионный фонд.

А. Бойко

По соглашению с Польшей Украина учитывает стаж работы в Польше только для определения права на пенсию.

Если для назначения пенсии по украинскому законодательству у человека отсутствует необходимый страховой стаж, то для определения права на пенсию может учитываться стаж, полученный в Польше. При этом размер пенсии будет определяться исключительно по страховому стажу, полученному в Украине. Заработная плата, полученная в Польше, не учитывается.

Но украинцы могут рассчитывать на польские выплаты.

“Документом, удостоверяющим страховой стаж в Польше, является справка о страховом стаже (формуляр PL/UA- 6). Ее выдает компетентное ведомство Польша на запрос территориального органа Пенсионного фонда Украины”, – поясняют в Пенсионном фонде.

 Чтобы назначить пенсию за польский страховой стаж, украинцу надо обратиться в отделение Пенсионного фонда по месту жительства и заполнить заявление. С собой надо иметь учетный номер PESEL и документы, подтверждающие страховой стаж на территории Польши. Указанные документы направляются в Польшу на рассмотрение.

“В случае назначения пенсии ее перевод будет осуществляться польскими органами ежеквартально на личный счет заявителя в банке Украины без посредничества органов Пенсионного фонда Украины”, – прокомментировали в Пенсионном Фонде.

Такой же принцип и для других стран, с которыми Украина имеет договоренности о соцобеспечении. Это Чехия, Португалия, Болгария, Словакия, Германия и другие страны. Но выплаты из этих стран вряд ли будут большими.

Например, в Польше для получения минимальной пенсии надо отработать 20 лет женщинам и 25 мужчинам, а пенсионный возраст наступает в 67 лет.

Заробитчанин будет получать польскую пенсию только за тот период, который он проработал в Польше, и до минимальной пенсии поляка дотягивать эта сумма, конечно, не будет.

Ранее “Сегодня” рассказывали, как инвестиции украинских заробитчан заметны в их родных селах.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Источник: Сегодня

в соцсетях

Подписывайтесь на нашу рассылку

Ок

Источник: https://www.segodnya.ua/economics/enews/inostrannaya-pensiya-i-zachet-stazha-na-chto-mogut-rasschityvat-zarobitchane-1268204.html

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Украины

Украинский педстаж в России

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Украины на постоянное жительство, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения.

В соответствии с указанным Соглашением пенсионное обеспечение данных граждан и членов их семей производится по законодательству Российской Федерации.

В качестве документа, удостоверяющего личность и подтверждающего факт постоянного проживания на территории РФ гражданин Российской Федерации должен предъявить паспорт гражданина РФ, иностранный гражданин (гражданин Украины) – вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для назначения пенсии гражданам, прибывшим из стран СНГ, в том числе из Украины, аналогичен перечню, определенному для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, но существует необходимость предоставления нотариально заверенного перевода документов, выполненных на иностранном языке (в том числе штампов и печатей).

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе и на досрочную гражданам, прибывшим из Украины, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников СНГ, а также на территории бывшего СССР (если иное не предусмотрено международными договорами с государствами – бывшими республиками СССР, не являющимися участниками СНГ). При этом, трудовой стаж, в том числе и стаж на соответствующих видах работ, имевший место в указанных государствах, приравнивается к страховому стажу.

Нормы Соглашения* позволяют включать в страховой стаж не только периоды работы, но также периоды иной деятельности (индивидуальной трудовой, предпринимательской, творческой деятельности, и т.д.).

Периоды работы после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность.

При этом, страховые взносы, уплаченные в соответствующие организации в государствах-участниках Соглашения,* в том числе в Пенсионный фонд Украины, при определении размера страховой части трудовой пенсии по Федеральному закону № 173-ФЗ** не учитываются, поскольку отсутствует механизм взаиморасчетов между указанными государствами.

Справка о заработной плате представляется за периоды, учтенные в трудовой стаж, т.е. за 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 1 января 2002 года, либо за 2000-2001года по данным персонифицированного учета только на территории РФ.

Исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. Если в государствах введена национальная валюта, размер заработка определяется из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Курс национальной валюты к рублю установлен Центробанком РФ по состоянию на 1 января 2002 года.

Справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке:

-до введения национальной валюты только в советских рублях, после дня введения национальной валюты – в национальной валюте;
-перевод национальной валюты осуществляется на 1 января 2002 года (на дату конвертации пенсионных прав) по курсу Центрального банка РФ, до 1 января 1998 года суммы заработка увеличиваются в 1000 раз. Период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, предшествующими или следующими за ним.

Например, в Украине существовали следующие денежные единицы: рубль СССР – купон (переходная) – карбованец-гривна. В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования.

Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1/1. Поэтому заработная плата за период с 1 апреля 1992 года по 11 ноября.

1992 года исключается из расчета заработка.

Со 2 сентября 1996 года введена гривна и обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1 – по информации Национального банка Украины об изменениях нарицательной стоимости национальной валюты.

Пенсия гражданам, переехавшим на постоянное жительство в Российскую Федерацию из Украины назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. Данное правило практически рассчитано на лиц, которые в течение 6 месяцев после переселения обратились за назначением пенсии в российские компетентные органы.

Что касается случаев, когда между датой регистрации по месту жительства (по месту пребывания) и датой обращения за пенсией в Российской Федерации проходит более 6 месяцев, применяются сроки назначения пенсии, установленные законодательством РФ.

Это означает, что в случае, когда гражданин не обращался за пенсией в течение длительного времени (более 6 месяцев) срок назначения трудовой пенсии зависит от даты его обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации со всеми необходимыми документами, к числу которых, в частности, относится документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства на территории России.

Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_viborg/news/48016/

Пенсионная ловушка: как украинский и российский фонды обмениваются данными крымчан

Украинский педстаж в России

Чиновники Пенсионного фонда Геническа незаконно передают Пенсионному фонду России персональные данные крымчан, выехавших на материковую Украину.

Об этом сказал заместитель постоянного представителя президента Украины в Автономной Республике Крым Изет Гданов.

По его данным, Пенсионный фонд Геническа таким образом хочет избежать выплат «двойных пенсий» для крымчан – от Украины и России.

Журналисты Радио Крым.Реалии обратились с информационным запросом в Пенсионный фонд Украины, но пока не получили ответа. В марте 2018 года украинское ведомство подтвердило Крым.Реалии факт ведения переписки с Пенсионным фондом России, подчеркнув, что не контактирует с профильными органами самого Крыма.

Заместитель постоянного представителя президента Украины Изет Гданов называет действия Пенсионного фонда Украины в отношении вынужденных переселенцев незаконными.

– К нам обращаются граждане Украины, покинувшие временно оккупированную территорию Крыма. На материковой части Украины они обращаются в Пенсионный фонд, чтобы возобновить пенсионное обеспечение. Организация со своей стороны обращается к России с нарушением действующего законодательства, чтобы запросить личное дело или другие справки.

В соответствии с законом Украины о правовом режиме Кабинет министров устанавливает порядок начисления пенсий для тех, кто проживает на территории Крыма. Есть такое постановление №234 от 2 июля 2014 года, которое предусматривает обращение к органам России именно насчет проживающих на полуострове граждан – в связи с тем, что Россия оккупировала Крым.

Однако о гражданах со справкой временно перемещенного лица там ничего не сказано.

Изет Гданов

Изет Гданов говорит, что не согласен и с действующим постановлением Кабинета министров, однако подчеркивает, что в случае с теми, кто переселился на материковую часть Украины из Крыма, обращения Пенсионного фонда Украины к российскому ничем не предусмотрены.

– Есть несколько обращений не только по Херсонской области, но и другим регионам. Потому на заседании профильного комитета Верховной Рады я поднял вопрос о нарушении прав крымчан со стороны Пенсионного фонда.

Кроме того, в обращении к органам страны-агрессора я увидел, что временно оккупированная территория обозначена как Республика Крым. Я считаю, что это признак уголовного правонарушения, потому и обратился в Службу безопасности Украины.

Это не единичный случай: у нас есть переписка от граждан, где в ответах обозначена ФСБ по Республике Крым и городу Севастополю.

В ноябре российское издание «РИА Новости Крым» опубликовало материал о том, что у крымчан возникают проблемы с подтверждением своего стажа до аннексии и перехода Крыма на российское пенсионное законодательство. Представитель отделения российского Пенсионного фонда в Крыму рассказала, что для уточнения информации ведомство обращается с запросами в Пенсионный фонд Украины.

Заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы Юрий Горлин задается вопросом, почему Украина не прекратила обмен данными сразу после аннексии Крыма.

– Если речь идет о данных, связанных с пенсионными правами людей, то, конечно, Пенсионному фонду России нужны эти сведения при назначении пенсий. Там учитывается, какая у человека была зарплата, какой стаж и так далее.

Чтобы правильно определить размер пенсии, нужно знать историю трудовой деятельности, так что я вижу объективную необходимость Пенсионному фонду России собирать информацию о людях.

И что, если украинские власти не хотят, они не могут воспрепятствовать передаче этих данных? Я так понимаю, что при переходе Крыма в Россию были местные отделения Пенсионного фонда Украины, и сведения тогда еще, наверное, поступили, если крымчанам назначили российские пенсии.

Крымчанин, военный медик и доброволец батальона «Айдар» Павел Довбыш рассказывает, как Пенсионный фонд Украины в другом регионе передал его персональные данных в Россию.

– Когда в 2014 году начались события в Крыму и оккупация со стороны России, я уже был военным пенсионером с третьей группой инвалидности. После организаций акций протеста, из-за опасности для моей жизни я вынужден был покинуть Крым и поехать на материковую часть Украины. Потом занимался волонтерством, участвовал в Антитеррористической операции.

Поселился во Львовской области вместе с семьей, подтвердил группу инвалидности и обратился в Пенсионный фонд во Львовской области для возобновления выплат. За моей спиной он послал девять запросов Российской Федерации, в том числе в Крым, с целью получить мое пенсионное дело в бумаге.

При этом в законодательстве есть четкий механизм для переселенцев, с использованием электронного дела, то есть бумаги не обязательны.

Позже Павел Довбыш узнал, что Пенсионный фонд Украины разгласил государству-агрессору не только его имя и дату рождения, но и пенсионером какой военной структуры он числился, старый адрес в Крыму и новый адрес на материковой части страны.

Мои персональные данные попали почти во все силовые ведомства государства-агрессора

– Ты активист, участник боевых действий с официальным статусом – и твои данные идут в ту страну, против которой ты боролся. А ответ приходит от ФСБ в Москве, от так называемой ФСБ по Республике Крым и городу Севастополю, от Министерства обороны России.

Мои персональные данные попали почти во все силовые ведомства государства-агрессора. Я считаю, что Пенсионный фонд Украины и его сотрудники подвергли меня опасности захвата, уничтожения, а также мою семью.

Я обратился к Уполномоченному Верховной Рады по правам человека, был составлен административный протокол.

Но суд решил, что если ты узнал о нарушении своих прав не сразу, а срок привлечения к административной ответственности уже истек, то лицо, разгласившее данные, может остаться безнаказанным. Этот человек до сих пор работает на государственной должности с доступом к секретам.

Павел Довбыш отмечает, что прокуратура АРК еще в августе 2017 года возбудила уголовное дело по 182-й статье Уголовного кодекса Украины – о превышении властных полномочий и вмешательстве в личную жизнь – но крымчанин считает, что и это дело закончится ничем.

Пенсионную задолженность за 2014 год ему выплатили только в 2017-м и через суды. Сейчас Павел Довбуш выехал за границу для лечения с двумя детьми, и ему с женой вообще заблокировали счета для социальных выплат в связи с отсутствием на территории Украины.

Радиослушательница из Ялты делится своей пенсионной историей:

«Я пенсионер по возрасту еще до аннексии Крыма и вынуждена ездить на территорию Украины, потому что мама у меня там, я с украинским паспортом. Дети не хотят жить под оккупантами, уехали.

В итоге обратилась в Пенсионный фонд Украины, а мне сказали, что они должны сделать запрос.

Какой запрос? Страна-оккупант, они должны, как немцы, платить нам компенсации за неудобства! Я не могу здесь жить и не могу добиться правды! Может быть, нам объединиться и с Павлом Довбышем писать в международные суды? Потому что бьешься о глухую стену».

Юрист общественной приемной Украинского Хельсинкского союза по правам человека по вопросам Крыма Анна Рассамахина заключает, что пока что справедливости по итогам судов в этом вопросе добиться не удается.

Суды выносят решения в пользу истцов, потому что действия Пенсионного фонда, очевидно, незаконны

– Таких исков уже несколько, и суды выносят решения в пользу истцов, потому что действия Пенсионного фонда Украины, очевидно, незаконны. Однако он не выполняет такие решения суда и не выплачивает присужденные деньги.

Пока ничего с этим не сделать, потому что исполнительная служба у нас тоже работает сами знаете как. Мы работаем по нескольким случаям, где решение суда вступило в силу и есть исполнительные листы.

Пенсионный фонд по крымским делам уходил в глухой отказ – руководство утверждает, что они используют международный договор о сотрудничестве с Российской Федерацией от 1992 года, тем самым признавая, что Крым является суверенной территорией России.

Я очень рада, что органы государственной власти – Представительство президента в Крыму – начали заниматься этим вопросом, потому что раньше это интересовало только правозащитников.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

Источник: https://ru.krymr.com/a/pensionnaya-lovushka-kak-ukraina-i-rossiya-obmenivayutsya-dannymi-krymchan/29614958.html

Округ закона
Добавить комментарий