Входит ли обучение в училище гражданской авиации в военную выслугу лет?

Дело № не определено

Входит ли обучение в училище гражданской авиации в военную выслугу лет?

Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июля 2010 года г.Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бронниковой Л.В.

при секретаре Вишнивецкой Н.В.

с участием представителя истца Аверина М.Ю., представителей ответчика Бивол Е.А., Шапкиной Е.В., Халяпиной Т.П., представителя третьего лица Военного комиссариата Саратовской области Тагирова И.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова Сергея Анатольевича к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» о признании права на пенсию,

установил:

Новиков С.А. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова (далее УПФ) о признании права на пенсию, указав следующее. Решением УПФ № 397 от 11 февраля 2010г.

истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа работы в гражданской авиации.

В период рассмотрения дела Решением УПФ № 146 от 22 июня 2010г. указанное выше решение изложено в новой редакции. Основанием к отказу в назначении пенсии Новикову послужило отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа в гражданской авиации, отсутствие требуемой продолжительности стажа по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

В связи с принятием УПФ решения в новой редакции истец уточнил исковые требования. В обоснование иска он указал, что в соответствии с законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от 15 мая 1990г., законом РСФСР от 20 ноября 1990г.

«О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию за выслугу лет имеют инженерно-технические работники по обслуживанию воздушных судов, списки которых утверждены Советом Министров СССР или Министров РСФСР: мужчины по достижению 55 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

В соответствии с законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ инженерно-технические работники по обслуживанию воздушных судов сохраняют свое право на досрочное назначение трудовой пенсии. В период с 26 июня 1975г. по 15 июня 1999г. Новиков работал в Саратовском учебном авиационном центре им.Ю.А.Гагарина (Саратовский Аэроклуб им.Ю.А.

Гагарина РОСТО) на должностях, списки которых утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987г. № 1412 «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации», Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС от 12 сентября 1990г.

№ 370/16-53, Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, то есть выработал необходимый стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

В соответствии с законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» истец был призван на действительную военную службу в составе Вооруженных сил СССР, которую проходил в период учебы в Калужском авиационном техническом училище с 30 августа 1972г. по 13 июня 1975г. В соответствии с приказом от 30 августа 1972г.

ему было присвоено воинское звание – курсант и в связи с этим он приобрел статус военнослужащего. По приказу от 13 июня 1975г. Новиков был уволен с военной службы в Вооруженных силах СССР и в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ему устанавливаются предусмотренные данным законом социальные гарантии и компенсации, в том числе гарантия включения нахождения на военной службе по призыву в общий трудовой стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, ко дню увольнения его общий страховой стаж и стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов составил 28 лет 04 месяца и 17 дней, то есть истцом были выполнены условия досрочного назначения пенсии, установленные указанными нормативными актами. 03 февраля 2010г.

в возрасте 55 лет Новиков обратился в УПФ за назначением трудовой пенсии досрочно, но решением комиссии от 11 февраля 2010г. № 18 ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что Саратовский аэроклуб им.Ю.А.Гагарина согласно Воздушному кодексу РФ от 19 марта 1997г.

№ 60-ФЗ относится к государственной авиации, в связи с этим отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа работы в гражданской авиации. В дальнейшем УПФ приняло новое решение от 22 июня 2010г. № 146, в соответствии с которым истец не имеет страхового стажа в гражданской авиации и стажа работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

В соответствии с Разъяснениями Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003г., Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 04 июня 2004г. № МЗ – 637, Постановлений и Определений Конституционного суда РФ придание обратной силы закону не допускается.

В связи с этим подлежат применению вышеназванные нормативные акты, действовавшие в период работы в Саратовском УАЦ им.Ю.А.Гагарина.

В спорный период времени Новиков так же как и другие работники авиационных организаций ДОСААФ (РОСТО) не мог работать в государственной авиации, в связи с отсутствием в данный период времени такой отрасли народного хозяйства, так как до вступления в законную силу 01 апреля 1997г. Воздушного кодекса РФ понятие государственной авиации в законодательстве отсутствовало.

Существовала только одна отрасль народного хозяйства – гражданская авиация, виды деятельности которой ранее были определены Воздушным Кодексом СССР, включая виды деятельности, которые в соответствии с уставом ДОСААФ осуществляли авиационные организации ДОСААФ.

В соответствии с Воздушным кодексом РФ авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно – оборонных задач, относится к государственной авиации.

При этом государственное регулирование деятельности государственной авиации в соответствии с Воздушным Кодексом РФ и Указом Президента РФ от 08 августа 1998г. № 938 возложено на Министерство обороны РФ, а государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации в соответствии с Воздушным Кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 14 мая 1996г.

№ 583 возложено на Федеральную авиационную службу России. Саратовский аэроклуб им.Ю.А.Гагарина РОСТО в соответствии с уставом аэроклуба оказывает услуги различным организациям, в том числе Министерству обороны РФ. В соответствии с нормативными документами Федеральной авиационной службы России занимается видами деятельности, которые относятся к видам деятельности гражданской авиации.

Таким образом, в период работы с 19 марта 1997г. по 15 июня 1999г. Новикова авиатехником в Саратовском Аэроклубе им.Ю.А.Гагарина РОСТО, данный клуб относился к гражданской авиации. Данное обстоятельство подтверждается: приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29 октября 1996г. № 87 «Об организациях выполнения Постановления Правительства РФ от 13 августа 1996г.

№ 996 «Об утверждении Временного положения об авиации общего назначения РФ», согласно которого авиационные организации РОСТО и их воздушные суда подлежат сертификации как субъекты авиации общего назначения, которая входит в состав гражданской авиации РФ, приказом Министерства обороны РФ от 08 октября 2000г.

№ 486, которым были утверждены правила регистрации воздушных судов и аэродромов РОСТО, а также письмом Центрального Совета РОСТО от 22 апреля 2008г. № 1/07-10/428, согласно которому д. XXX декабря 1999г., даты принятия постановления Правительства РФ № 1329, авиация РОСТО (ДОСААФ) не относилась к государственной авиации.

Право на досрочное назначении пенсии (по достижении мужчинами возраста 55 лет) имеют: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, мастера всех наименований, инженеры всех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГД СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации (Постановление Совмина СССР от 11 декабря 1987г. № 1412, Постановление СМ РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459 и др.). Все указанные работники обладают правом на досрочное назначение пенсии (при наличии стажа работы для мужчин 25 лет, из которых 20 лет на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов), независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работали, а также независимо от формы собственности воздушных судов, работы по непосредственному обслуживанию которых они выполняли. Нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж либо частично). В связи с этим при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действовавшего д. XXX декабря 2001г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату). В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, включая и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Право на получение пенсии законом предоставлено гражданам, условия труда которых свидетельствуют о длительном неблагоприятном воздействии на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также в связи с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. К этой категории граждан относятся также и инженерно-технические работники авиации. Решение ответчика об отказе в назначении Новикову досрочной трудовой пенсии по старости носит дискриминационный характер, так как допускает такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

В судебном заседании представитель истца Аверин М.Ю., являющий также представителем Саратовского аэроклуба им.Ю.А.Гагарина РОСТО, исковые требования Новикова С.А.

поддержал в полном объеме, просил суд признать решения УПФ об отказе в назначении пенсии от 11 февраля 2010г.№ 18 и 22 июня 2010г.

№ 146 незаконными, признать право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости по достижении им возраста 55 лет, обязать УПФ назначить пенсию со дня возникновения права на досрочное назначение пенсии с 03 февраля 2010г.

Источник: http://www.gcourts.ru/case/2325241

Судебные решения.РФ о включен в труд стаж период обучен в Вузе и перерасчет пенсии

Входит ли обучение в училище гражданской авиации в военную выслугу лет?

Судья Я.В. Малкова дело № 33-4558/2011

учет № 27

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 мая 2012 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Г.А. Романовой,

судей А.С. Гильманова и Р.Р. Насибуллина,

при секретаре судебного заседания Р.Ф. Сулейманове,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Республики Татарстан на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 13 марта 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г.Ка-зани включить в выслугу лет Синицына Николая Николаевича как работника в летно-испытательном составе гражданской авиации время обучения в Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов в период с по по фактической продолжительности дней.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г.Ка-зани назначить Синицыну Николаю Николаевичу пенсию с исходя из выслуги лет в дней и стажевого коэффициента 73% от среднего заработка.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г.Ка-зани произвести Синицыну Николаю Николаевичу выплату образовавшейся задолженности по выплате пенсии за период с по настоящее время.

Проверив материалы дела, заслушав представителей ответчика Д.Р. Сабитову и Ф.Ш. Альмееву, поддержавших апелляционную жалобу, и представителя Военного комиссариата Республики Татарстан Н.П. Зима, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Н.Н.

Синицын обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Республики Татарстан (далее – УПФ России в Приволжском районе города Казани) возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж как работника летно-испытательного состава гражданской авиации периода обучения в Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов с по по фактической продолжительности в дней и произвести перерасчет размера пенсии из выслуги лет в дней при стажевом коэффициенте 73% от среднего заработка, а также произвести выплату образовавшейся задолженности.

В обоснование иска указывалось, что истцу с была назначена пенсия за выслугу лет как работнику в летно-испытательном составе гражданской авиации и с производилась выплата этой пенсии, впоследствии стало известно о невключении в специальный стаж времени обучения в Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов, в связи с чем выслуга лет (стажевый коэффициент) и размер пенсии подсчитаны неверно. Как полагал истец, выслуга лет была ошибочно исчислена ему в дня вместо положенных 31 9 дней, стажевый коэффициент принят 56% от среднего заработка вместо 73%.

Уточнив требования, истец просил обязать ответчика включить в выслугу лет как работника в летно-испытательном составе гражданской авиации время обучения в Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов в течение периода с по по фактической продолжительности дней, назначить пенсию с , исходя из выслуги лет в дней и стажевого коэффициента в 73% от среднего заработка, произвести выплату образовавшейся задолженности пенсии за период с по настоящее время.

Представители ответчика иск не признали.

Суд иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе УПФ России в Приволжском районе города Казани ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением нормы материального права.

Указывает при этом, что у истца отсутствует факт работы в должностях летного состава, предшествовавшей обучению в авиационном училище, а период его учебы в военном летном училище не подлежит зачету в стаж и выслугу лет по работе в летно-испытательном составе как время обучения в учебном заведении авиации. Ссылается на то, что в летной книжке истца испытательный налет не указан, а справками работодателя подтверждается лишь общий налет.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.2 указанного Федерального закона.

В силу статьи 27.

1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-де-сантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и не менее 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.

На основании подпункта 4 пункта 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года №384 “О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава” работникам летно-испытательного состава в выслугу лет засчитывается время обучения в высших и средних учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в должностях летного состава (летчикам-испытателям, штурманам-испытателям – независимо от этого условия), – по фактической продолжительности, а в Школе летчиков-испытателей (Центре подготовки летного состава) имени А.В. Федотова – в двойном размере при условии участия в испытательных полетах.

Пунктом 7 указанного Положения в редакции, действовавшей до 1 января 2010 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года №883, определено, что пенсии работникам летно-ис-пытательного состава при выслуге в 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин назначаются в размере 55% заработка и за каждый год сверх требуемой выслуги – по 1% заработка, а летчикам (пилотам) – испытателям, штурманам – испытателям и парашютистам – испытателям, у которых не менее 2/3 необходимой выслуги лет приходится на проведение испытаний опытных летательных аппаратов или парашютно-десантной техники на предприятиях и в организациях, конструирующих, производящих и испытывающих авиационную, аэрокосмическую, воздухоплавательную и парашютно-десантную технику, – по 3% заработка.

Размер пенсии, исчисленный в соответствии с данным Положением, летчикам – испытателям I класса повышается на 10 процентов.

Во всех случаях максимальный размер пенсии не может превышать 75% заработка.

Занятость на указанных работах подтверждается справками, выдаваемыми соответствующими предприятиями и организациями.

Из материалов дела следует, что Н.Н. Синицыну назначена досрочная трудовая пенсия по старости как работнику в летно-испыта-тельном составе гражданской авиации с определением специального трудового стажа в дня.

В специальный трудовой стаж Н.Н. Синицына при этом не включен период учебы в Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов с по .

Между тем, как видно из записей в трудовой книжке истца, он принят на работу штурманом в открытое акционерное общество ” “), переведен штурманом-испытателем без класса, – штурманом-испытателем третьего класса.

трудовой договор расторгнут по инициативе истца.

При таких данных, разрешая спор по делу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что период обучения в Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов с по подлежит зачету в выслугу лет истца как работника летно-испытательного состава, поскольку подпунктом 4 пункта 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава время обучения в высших и средних учебных заведениях авиации подлежит зачету в специальный трудовой стаж штурманам-испытателям независимо от предшествовавшей работы в должностях летного состава.

Как не соответствующий приведенному Положению отклоняется и довод в апелляционной жалобе ответчика, обусловленный ссылкой не имеющий значения по делу факт, а именно, на отсутствие предшествовавшей работе в должностях летного состава обучения истца в авиационном училище.

Не является состоятельной апелляционная жалоба ответчика и в части утверждения о том, что период учебы истца в военном летном училище не подлежит зачету в стаж и выслугу лет по работе в летно-испытательном составе как время обучения в учебном заведении авиации.

Соответствующее Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испы-тательного состава не содержит дифференциации в зависимости от направления (военного или гражданского) учебного заведения авиации при решении вопроса о включении периодов такого обучения в специальный (летно-испытательный) стаж.

С учетом включения оспариваемых периодов специальный трудовой стаж истца составил дней, при котором стажевой коэффициент равен 73% от среднего заработка.

Указанный вывод суда первой инстанции является правильным и сделан в соответствии с вышеприведенным правовым регулированием.

Таким образом, ввиду увеличения размеров специального трудового стажа истца и стажевого коэффициента, суд первой инстанции обоснованно также пришел к выводу о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсионных выплат за период с по настоящее время.

Утверждение ответчика в апелляционной жалобе о недоказанности испытательного налета часов истца опровергается представленной в материалах дела выпиской ОАО ” ” из летной книжки штурмана-испы-тателя Н.Н.

Синицына, содержащей записи о количестве часов испытательного налета, а также копией летной книжки.

Кроме того, данные периоды (с по ) приняты ответчиком при определении общего специального стажа истца как штурмана-испытателя – в двойном исчислении – согласно подпункту “а” пункта 3 вышеназванного Положения.

Иных аргументированных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Все значимые для спора обстоятельства, доводы сторон и представленные ими доказательства судом первой инстанции исследованы и оценены, постановленное им решение не противоречит материальному, процессуальному законам.

Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1), 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 13 марта 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани Республики Татарстан – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Источник: http://old.xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/bsr/case/1355391

Расчет выслуги лет военнослужащего (на что влияет и как рассчитывается)

Входит ли обучение в училище гражданской авиации в военную выслугу лет?

Подробности юрист Юлия Дидух Категория: Военная служба и образование (увольнение) : 24 октября 2015 128079

Выслуга лет применяется для исчисления денежного довольствия военнослужащих, в частности для получения надбавки, права на участие в жилищных программах и, в конце концов, для начисления пенсии. А как исчисляется сама выслуга лет? При каких условиях она отличается от календарной выслуги? Как понимать, на что можно рассчитывать? Постараемся разобраться.

 Законодательная база для выслуги лет 

Главными нормативными документами, которые регламентируют выплаты процентной надбавки к денежному довольствию за выслугу лет, а также документами, которые определяют порядок определения самой выслуги лет в Министерстве обороны Российской Федерации являются приказы Минобороны, изданные на основе Федерального закона «О статусе военнослужащих». Они отличаются для лиц, которые проходят военную службу по контракту и для гражданских служащих:

– Приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. N 200 “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации”  –  регулирует вопросы по выслуге лет для военнослужащих;

–  Приказ Министра обороны Российской Федерации “О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. № 555” – регулирует вопросы выслуги лет гражданского персонала.

Кроме того, нужно знать, что в силу пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 № 524, для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащих подлежат зачислению в календарном исчислении (а именно 1  календарный день = 1 дню выслуги) такие периоды:

  1. Военная служба по контракту и призыву в Вооруженных Силах РФ, внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР России, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также в Государственной противопожарной службе МЧС России;
  2. Военная служба в Вооруженных Силах РФ, войсках и органах КГБ, Центральной службе разведки Союза ССР, Управлении охраны при Аппарате Президента Союза ССР, Комитете по охране государственной границы Союза ССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента РФ, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки РФ, пограничных войсках, органах Федеральной пограничной службы РФ, Государственной противопожарной службе МВД России, Железнодорожных войсках РФ, войсках ФАПСИ, федеральных органах правительственной связи и информации, Службе специальной связи и информации при ФСО России, Главном управлении охраны РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях Союза ССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств – участников СНГ.

Это означает, что переводе гражданина из одних силовых структур в другие, он не теряет выслугу лет. Кроме того, в выслугу засчитывается служба по призывы и время обучения в военных специализированных учебных заведениях.

Военная служба по призыву в настоящее время подлежит включению в выслугу лет военнослужащих начиная со дня убытия призывника из военного комиссариата субъекта РФ к основному месту прохождения военной службы. Однако, начиная с 1 марта 1993 года до 30 марта 1998 года действовал другой порядок.

Выслуга лет начинала исчисляться только с даты зачисления военнослужащего по призыву в списки личного состава воинской части. А до 1 марта 1993 года выслугу лет считали со дня явки призывника в военный комиссариат субъекта РФ для отправки в воинскую часть.

Граждане, которые поступили в военные специализированные образовательные учреждения получают отсчет выслуги лет с даты зачисления их в такие военные образовательные учреждения.

Кроме того, не кадровые офицеры, которые проходили военную службу по призыву после окончания высших учебных заведений с военной кафедрой, время такой военной службы также засчитывается в стаж выслуги лет. Правда, происходит это в определенном порядке:

  • Офицеры, призванные на службу по призыву непосредственно после окончания учебных заведений получают исчисление выслуги лет со дня их убытия в отпуск, который предоставляется военным комиссариатом в связи с окончанием учебных заведений до начала службы по призыву. С 1 марта 1993 года до 30 марта 1998 года выслуга лет начинала исчисляться с даты зачисления офицера в списки личного состава воинской части.
  • Офицеры, которые получили отсрочку на прохождение воинской службы после окончания ВУЗов, получают исчисление выслуги лет с даты их убытия к месту прохождения военной службы, которое указано в предписании, выданном военным комиссариатом по месту учета.

Военная служба при подписании контракта подлежит включению в выслугу лет с даты вступления контракта о прохождении военной службы в силу.

Для отдельных категорий военнослужащих, а также на отдельных категориях территорий выслуга лет подлежит исчислению в льготном порядке, например 1 календарный год службы равен 1,5 или 2 годам выслуги лет. Льготный порядок исчисления выслуги лет действует и при участии военнослужащих в боевых действиях и службе в «горячих точках».

 Льготная выслуга лет 

Выслуга лет на льготных условиях исчисляется следующим категориям военнослужащих:

  • В поисково-спасательной и парашютно-десантной службах авиации Вооруженных Сил РФ, Союза ССР, Объединенных Вооруженных Сил государств – участников Содружества Независимых Государств, а также авиации пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ ;
  • В военно-образовательных учреждениях профессионального образования, готовящих офицеров для Воздушно-десантных войск РФ (кроме военно-образовательных учреждений профессионального образования Воздушно-десантных войск РФ);
  • В десантно-штурмовых соединениях и воинских частях, разведывательных десантных подразделениях Сухопутных войск РФ и разведывательных десантных подразделениях морской пехоты;
  • В войсках гражданской обороны;
  • На должностях, которые предусмотрены в штате управлений океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов;
  • На должностях, которые предусмотрены в штате боевых кораблей и катеров, кораблей специального назначения, морских судов обеспечения, самоходных катеров и самоходных рейдовых судов обеспечения, в том числе строящихся, ремонтирующихся и находящихся на консервации, экипажей консервации указанных кораблей, катеров и судов, перегонных команд, а также в управлениях соединений кораблей и судов, экспедиций и отрядов, постоянно размещенных на кораблях и самоходных судах.

Выслуга лет исчисляется на льготных условиях в порядке, который устанавливает Министр обороны РФ, а также руководители федерального органа исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная служба.

В силу постановления Правительства РФ от 14.07.

2000 № 524 льготная выслуга лет исчисляется всем военнослужащим, которые командированы за пределы территории России для выполнения задач в качестве военных советников или специалистов для оказания технической и другой помощи.

В том числе, если в период пребывания за границей такие военнослужащие выполняют полеты в составе экипажей самолетов или совершают прыжки с парашютом, а также находятся в плавании.

 Практическое применение выслуги лет 

В силу действующему российскому законодательству, военнослужащие имеют право на получение ими пенсии за выслугу лет, а также надбавки к денежному довольствию. При этом, денежное довольствие и размер надбавок должны быть пересчитаны, если у военнослужащего возникло право на увеличение из размера в течение календарного года.

Что касается максимальной пенсии за выслугу лет, то она назначается только в двух случаях:

  1. На момент увольнения с военной службы в рядах ВС РФ офицер имеет выслугу 20 лет и выше. Такое же правило применяется в отношении тех граждан, которые состоят на контрактной службе в органах МВД, МЧС или органах уголовно-исполнительной системы.
  2. На момент увольнения с военной службы в рядах ВС РФ офицер достиг возраста 45 лет, а его общий трудовой стаж составил 25 лет (не менее 12 ,5 лет из этого стажа должно приходится на военную службу). В таком случае военнослужащий подлежит увольнению в отставку, в связи с достижением им предельного возраста нахождения на воинской службе.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий соблюдено, то офицер получает право на получение максимальной пенсии за выслугу лет. Если же он не попадает под вышеперечисленные правила, то он все равно будет получать военную пенсию, в соответствии с фактической выслугой лет, по утвержденной шкале.

Источник: http://doblest-chest.ru/info/voennaya-sluzhba-i-obrazovanie/279-raschet-vyslugi-let

Входит ли учеба в стаж работы и в каких случаях

Входит ли обучение в училище гражданской авиации в военную выслугу лет?

Пенсионное обеспечение напрямую зависит от продолжительности периодов, входящих в страховой стаж. Чем дольше период, во время которого делались страховые перечисления в Пенсионный Фонд (ПФ) РФ, тем более высокой будет пенсия. Рассмотрим довольно актуальный момент: входит ли учеба в стаж работы.

Виды стажа

Начиная с 1 января 2007 года понятие «трудовой стаж» был заменен на «страховой». Трудовой стаж – это общая продолжительность работы, которая влияет на размер пенсии до 1 января 2002 года.

После этой даты на величину пенсии влияет суммарный объем страховых взносов, перечисленных в ПФ. Время, входящее в страховой стаж – это периоды, когда гражданин был официально трудоустроен и за него выплачивались (или перечислялись им самостоятельно) страховые взносы в ПФ.

Кроме того, в страховой стаж включаются и некоторые не страховые периоды, когда гражданин не работал.

Время, входящее в страховой стаж:

  • работа с заключением трудового договора;
  • трудовая деятельность в статусе ИП;
  • работа на государственной службе;
  • отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет;
  • временная нетрудоспособность (болезнь, реабилитация);
  • срочная военная служба в рядах Российской Армии;
  • военная служба по контракту;
  • уход за инвалидом или лицом старше 80 лет;
  • период в статусе официального безработного (состоящего на учете в службе занятости и получающего пособие по безработице).

Необходимо отметить, что все вышеперечисленные виды занятости должны быть подтверждены документально.

Учеба и страховой стаж

Учеба на дневной форме обучения, как правило, не предполагает работу на постоянной основе. Поэтому взносы в Пенсионный Фонд не отчисляются. Следовательно, учеба в училище, колледже, ВУЗе в стаж для получения пенсии не входит.

Данное утверждение не относится к тем гражданам, кто получил пенсионные права до изменения пенсионного законодательства, т. е. до 2002 года (Постановление Министерства труда №70 от 17.10.2003 года). Поэтому в этом случае учеба в ВУЗе входит в трудовой стаж.

Ситуации, при которых учеба засчитывается в страховой стаж

Дополнительная информация

В соответствии с существующим законодательством о пенсиях время учебы не учитываются в стаже для начисления пенсии. Но может быть учтено при расчете величины пенсионных прав, накопленных на начало 2002 года, по одному из текущих вариантов расчета таких прав.

  • Если студент любого учебного заведения (института, колледжа, училища, школы) официально трудоустроен, и работодатель исправно перечисляет взносы в Пенсионный Фонд, то в этом случае время учебы автоматически включается в страховой стаж гражданина. Стоит учитывать, что этот факт должен быть зафиксирован. Например, должна быть соответствующая отметка в трудовой книжке, должно иметься свидетельство об образовании ИП.
  • Другой вариант, при котором годы учебы будут засчитаны в страховой стаж – самостоятельная оплата страховых пенсионных взносов во время всего времени учебы. Для этого нужно подать заявление в ПФ, где будет произведен расчет суммы взносов, подлежащих оплате в течение года, и составлен специальный договор.
  • Учеба может быть засчитана в страховой стаж, если вовремя прохождения учебной практики студент был официально трудоустроен на данное предприятие. По увольнении прекращается и исчисление страхового стажа.

Виды учебных заведений, обучение в которых входит в стаж

Существуют учебные заведения, время обучения в которых включается в стаж. Это училища системы Министерства Внутренних Дел (МВД) РФ и Министерства Обороны (МО) РФ. Плату за обучение в профильных учебных заведениях эти системы берут на себя, учеба приравнивается к работе.

Обучение в ВУЗе входит в трудовой стаж, если учеба происходит в учебном заведении, подведомственном МВД или МО, и с курсантом подписан контракт. При обучении в гражданских ВУЗах на профильных специальностях, время учебы также входит в стаж, но на других условиях. Учеба в таком ВУЗе засчитывается в пропорции 2 к 1, т. е. 2 месяца учебы приравниваются к 1 месяцу службы.

Аспирантура, интернатура и трудовой стаж

Аспирантура, согласно Федеральному Закону (ФЗ) РФ №125 «О высшем образовании» (ст. 11), является одной из форм обучения. Во время учебы в аспирантуре не отчисляются пенсионные взносы. Поэтому прохождение аспирантуры не включается в трудовой стаж гражданина.

Интернатура – это форма обучения врачей, специализация по выбранному направлению, при которой врач официально трудоустраивается в медицинское учреждение. Как следствие, начисляется и выплачивается заработная плата, а также перечисляются пенсионные взносы. Следовательно, интернатура входит в трудовой стаж гражданина.

Источник: https://otdelkadrov.online/4714-chto-takoe-trudovoi-stazh-vhodit-li-v-stazh-ucheba-v-uchilishhe-ili-institute

Решение Верховного Суда РФ от 4 мая 2001 г. N ВКПИ 01-25 Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным п.2 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии и о прекращении производства по делу в части оспаривания п.5

Входит ли обучение в училище гражданской авиации в военную выслугу лет?

Решение Верховного Суда РФ от 4 мая 2001 г. N ВКПИ 01-25

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего – судьи Верховного Суда Российской Федерации – Петроченкова А.Я.

при секретаре – Шароватовой И.А.,

с участием старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры Кокорина А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Абрамова Юрия Владимировича о признании незаконными:

– п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии;

– и п. 5 Положения о суворовских военных, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года N 150, в части невключения времени обучения в этих учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, установил:

Заявитель Абрамов обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что в соответствии с Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” в общий трудовой стаж помимо службы и работы включаются и периоды подготовки к профессиональной деятельности – обучение в училищах, курсах, средних специальных и высших учебных заведениях, аспирантуре и др.

Вместе с тем, указывает Абрамов, в пункте втором постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 для военнослужащих время учебы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии только при условии, если офицер призван из запаса, а в учебном заведении имелись циклы или отделения военной подготовки. Вместе с тем, утверждает заявитель, суворовские, нахимовское и военно-музыкальное училище являются средними специальными военными учебными заведениями и время обучения в них подлежит зачету в выслугу лет без каких-либо условий.

По мнению заявителя, оспариваемые им нормы противоречат закону, нарушают конституционный принцип равенства граждан перед законом и его права, поскольку на их основании выслуга лет для назначения пенсионной надбавки рассчитана ему без учета периода обучения в Суворовском училище.

Заявитель Абрамов в судебное заседание не явился, но не возражал против рассмотрения дела без его участия.

Представители Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации Рыженко А.А. и Батурин Ю.П. с жалобой заявителя не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом, что, вопреки утверждению заявителя, в оспариваемом пункте постановления правительства не содержится никаких ограничений прав военнослужащих.

Напротив, эта норма устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии и включения в нее на определенных условиях периодов обучения в гражданском ВУЗе, который ранее регламентировался постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 года N 1290.

В пределах своей компетенции, определенной законом, Правительство Российской Федерации в постановлении 22 сентября 1993 года N 941 установило различные условия исчисления выслуги лет на пенсию для офицеров, определяемых на военную службу из запаса, и для сотрудников внутренних дел, исходя из условий и особенностей прохождения службы, специфики комплектования должностей с учетом полученной специальности. Зачет в выслугу лет времени обучения в суворовских военных училищах законом не предусмотрен, поскольку воспитанники училищ военнослужащими не являются и на военной службе не состоят. В настоящее время приказ Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года N 150 отменен, а действует “Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах”, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 года N 696, а также приказ Министра обороны РФ от 15 января 2001 года N 25 “О суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах Министерства обороны Российской Федерации”. В указанных нормативных актах, как и ранее, возможность зачета в срок военной службы времени обучения в суворовских училищах не предусмотрена.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации Рыженко А.А. и Батурина В.П., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении жалобы Абрамову Ю.В. отказать, Верховный Суд РФ находит жалобу Абрамова Ю.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Единая система республиканских государственных пенсий в Российской Федерации установлена Законами РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” от 20 ноября 1990 года N 340-1 и “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” от 12 февраля 1993 года N 4468.

Пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”, являются одним из видов государственных пенсий.

Вместе с тем правила (условия, нормы, льготные основания начисления, порядок назначения и выплаты), установленные для трудовых и социальных пенсий, имеют существенные различия от правил, установленных для пенсий, назначаемых лицам, уволенным с военной службы, а равно для правил исчисления пенсионной надбавки.

В частности, статья 88 Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” устанавливает, что пенсии назначаются с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности либо специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы).

В соответствии со ст.91 этого Закона подготовка к профессиональной деятельности – обучение в училищах, школах и курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре – включается в общий трудовой стаж наравне с работой и службой.

Согласно статье 19 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища, создаваемые Правительством, являются образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

Таким образом, суворовские училища не являются средними специальными учебными заведениями Российской Федерации – государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования.

Для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” статья 18 указанного закона определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.

Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии частями 2 и 3 указанной статьи, входит в исключительную компетенцию Правительства РФ.

Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий явилось Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, а также Приложения к нему N 1 и N 2.

Как видно из части 1 пункта 2 указанного Постановления, в выслугу лет для назначения пенсии офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, засчитывается в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Вторая часть указанного пункта устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел необходимо засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов позволяет прийти к выводу, что установление порядка включения времени обучения в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, в том числе условий такого включения, не нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.

Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма постановления Правительства РФ не противоречит Закону РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, так как определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях.

Нет у суда и оснований полагать, что оспариваемая норма ущемляет права военнослужащих, поскольку военная служба и служба в органах внутренних дел предполагает ряд специфических требований, которые находят свое отражение в законодательстве, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения.

Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.

Не усматривает суд в связи с этим и каких-либо нарушений прав заявителя на исчисление выслуги лет для назначения пенсии.

Что же касается Положения о суворовских, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года N 150, согласно которому время обучения суворовцев, нахимовцев и воспитанников в суворовском, нахимовском и военно-музыкальном училищах в срок действительной военной службы не засчитывается, то указанный нормативный акт был отменен приказом Министра обороны РФ от 10 апреля 2001 года N 162.

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” предметом судебного обжалования могут быть только те правовые акты, которые на момент обжалования или рассмотрения заявленных требований по существу действуют и могут повлечь нарушение гражданских прав и свобод, а поэтому требовать судебного пресечения.

Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут, а следовательно, не требуют судебного пресечения и не могут выступать предметом судебного обжалования по упомянутому закону. Поэтому, если ко времени обращения в суд с заявлением об обжаловании нормативного акта этот акт прекратил свое действие, гражданину должно быть отказано в приеме заявления на основании п.1 ч.2 ст.129 ГПК РСФСР в связи с неподведомственностью заявленного требования суду.

Если же указанное обстоятельство обнаруживается в процессе рассмотрения заявленного требования по существу, производство по делу надлежит прекратить по основанию, предусмотренному п.1 ст. 219 ГПК РСФСР.

Поскольку оспариваемый приказ Министра обороны СССР в настоящий момент фактически утратил силу в связи отменой, производство по делу в этой части подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст.219 и ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации, решил:

Абрамову Юрию Владимировичу в удовлетворении жалобы о признании незаконным п.2 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, отказать.

Производство по делу в части оспаривания п.5 “Положения о суворовских, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах”, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года N 150, прекратить.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда РФ

А.Я.Петроченков

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12023063/

Округ закона
Добавить комментарий