Возмещение ущерба при дтп с виновника

Как добиться возмещения ущерба от виновника ДТП: Судебные тяжбы – Автоцентр.ua

Возмещение ущерба при дтп с виновника

Как добиться возмещения ущерба от виновника ДТП.

Предположим, что произошло ДТП, в котором поврежден только автомобиль, и вина водителя другой машины очевидна (например, он въехал в авто сзади, то есть не соблюдал нужную дистанцию). Работники ГАИ приехали на место ДТП, все задокументировали, суд вынес взыскание нарушителю ПДД за создание аварийной ситуации, то есть признал его виновным.

Казалось бы, дело за малым – получить от виновника деньги на ремонт своей машины и починить ее. Но если виновник отказывается добровольно платить, приходится действовать другим методом, предусмотренным законом, – требовать возмещения через суд.

Сегодня речь пойдет не о том, как добиваться справедливости (это прерогатива адвоката), а сколько времени и денег на это потребуется.

Иски, юристы, экспертизы…

Для начала надо определиться – поручать ведение дела профессиональному юристу или же действовать самостоятельно. Конечно, во втором случае удастся сэкономить, но если у потерпевшего нет юридического образования, шансы на успех невелики.

Стоимость же услуг юриста, представляющего интересы потерпевшего в государственных и судебных органах для получения компенсации за причиненный в результате ДТП ущерб, может составить и 500, и 1500 грн., в зависимости от размера ущерба и уровня зарплат в регионе (в Киеве – дороже, в сельской местности – дешевле).

Кроме того, следует учесть, что после вступления решения суда в силу заранее может быть оговорена премия юристу в размере такой же или большей суммы.

Впрочем, в любом случае расходы истца этим не ограничиваются. При подаче искового заявления в суд необходимо оплатить государственную пошлину в размере 1% от суммы иска, но не более 1700 грн. Например, при ущербе в 25500 грн. госпошлина составит 255 грн.

Чтобы обосновать затраты на ремонт своего транспортного средства, потерпевшему нужно оценить нанесенный ущерб у сертифицированного эксперта. За свое заключение он может взять 250 – 350 грн.

Если ДТП произошло в другом городе или на загородной дороге, потерпевшему придется потратиться еще и на проезд и проживание. Иск подают в суд по месту проживания ответчика (ведь они и так неохотно являются на заседания, а если суд проходит в другом городе, то и подавно). Кстати, в суд нужно будет съездить несколько раз.

Таким образом, сумма предварительных затрат может составить 600 – 4100 грн. Если же в результате ДТП был нанесен ущерб здоровью потерпевшего водителя и пассажиров, эти суммы за счет дополнительных экспертиз и юридических процедур могут удвоиться и даже утроиться.

Не следует сбрасывать со счетов и временной фактор. Только подготовка материалов в суд может занять не один месяц. Дальше – больше. В судах обычно большие очереди. Так что до момента получения решения суда может пройти и полгода. Как правило, до этого времени пострадавший за свой счет уже отремонтирует машину.

Справедливость восторжествовала!

Заседание суда может переноситься несколько раз, например, из-за неявки ответчика. Если же в конечном итоге суд вынес решение в пользу пострадавшего, ответчику предписывается выплатить деньги. Впрочем, это может быть вовсе не та сумма, которую пострадавший требовал у виновного лица.

Суд нередко уменьшает ее в связи с недоказанностью каких-то обстоятельств. Чтобы решение вступило в законную силу, должен пройти один месяц. За это время виновник ДТП имеет право обжаловать данное решение суда.

Тогда оно не вступит в силу и придется ждать решения апелляционного суда (и в нем еще раз отстаивать свою правоту).

Даже когда решение вступило в законную силу, надо принять меры для его исполнения. Это должен делать государственный исполнитель. Но он может обнаружить, что у должника, например, кроме его «Жигулей», пострадавших в том же ДТП, больше нет никакого имущества.

Например, он переписал свою квартиру на родственников или отдал ее в залог. В этом случае исполнитель закрывает дело. Возможно также, что с виновника будут взыскивать необходимую сумму с его доходов – зарплаты или пенсии.

Но чтобы погасить таким образом ущерб за ДТП, придется ждать много лет…

Что делать?

Чтобы избежать подобных злоключений в судах, во всем мире существует обязательное страхование гражданской ответственности.

В этом случае участникам ДТП также придется собрать некоторые документы, зато все затраты на ведение дела, экспертизы и уплату госплатежей ложатся на плечи страховщиков.

В Украине также действует Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». В соответствии с ним, страховщик должен выплатить потерпевшему возмещение не позже 30 дней со дня получения всех документов по ДТП.

Если же страховщик не захочет платить, на него можно повлиять, обратившись в вышестоящие контролирующие органы – Госфинуслуг и МТСБУ, в крайнем случае – суд. Кстати, получить деньги с юридического лица после решения суда значительно легче, чем с физического.

 Из судебной практики
За 2003 год в одной из юридических компаний начато ведение семи дел по возмещению ущерба по ДТП. По всем из них суды были выиграны. Тем не менее два решения до сих пор не исполнено, три исполнено, еще в двух случаях исковые требования выполнены виновниками в добровольном порядке в ходе процесса.
 Примерные затраты при судебном разбирательстве
Госпошлина1% от стоим. ущерба (но не более 1700 грн.)
Гонорар юристу200 – 1500 грн.
Экспертиза200 – 400 грн.
Другие расходы100 – 500 грн.
Всего600 – 4100 грн.

Александр Данченко
Генеральный директор юридического агентства «Финлекс Консалтинг»

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://www.autocentre.ua/avtopravo/zakonodatelstvo/kak-dobitsya-vozmescheniya-uscherba-ot-vinovnika-dtp-sudebnye-tyazhby-289446.html

Возмещение ущерба при ДТП

Возмещение ущерба при дтп с виновника

Возмещение ущерба при ДТП – что делать, чтобы реально получить свои деньги.

© АвтоАдвокат 07.01.20 12:16:21

версия 2.0

Адвокат + Viber Skype: avtoadvokat001Возмещение ущерба при ДТП – гарантировано, быстро и недорого? Да!

Из этой статьи Вы узнаете: как подготовить исковое заявление в суд с самого начала событий: что делать на месте ДТП, куда и как заявлять о случившемся, как посчитать ущерб и кто платит за экспертизу, сколько ответчиков будет по делу + кто и сколько из них заплатит в итоге, каковы сроки возмещения – когда можно обратиться в суд, кому доверить составление искового заявления, как ускорить процесс, и главное – как сделать так, чтобы имея решение суда Вы реально получили свои деньги.

• Внимание – важный совет! Обязательно звоните мне и получите бесплатную первичную консультацию и оценку перспектив! Люди допускают массу ошибок, которые я помогу избежать. Так уж устроен почти любой водитель, что попадая в ДТП он первой мыслью думает о том, насколько разбита его машина и сколько будет стоить ремонт. Даже если он сам ранен – это отходит на второй план. Вот, посмотрите ролики на эту тему – большинство немедленно выбегает и смотрят на место удара.Так или иначе – все мы желаем получить компенсацию ущерба при ДТП в полном объёме и с минимальными затратами времени и денег. Но многие ошибаются, думая, что для этого можно пойти к любому адвокату и купить у него стандартное исковое заявление в суд. Ещё как вариант – скачать иск-шаблон в интернет. А что? Заполнили свои ФИО, адрес, сумму и вперёд.Но реальность такова, что сам виновник ДТП отнюдь не всегда захочет расставаться со своими кровными на ремонт Вашей машины. А страховая компания – так подавно.Поэтому, поверьте пожалуйста: во-первых к подаче иска надо подготавливаться с самого момента происшествия, а сам он это только верхушка айсберга. Во-вторых составлять исковое заявление в суд надо индивидуально, с учётом особенностей каждого конкретного дела. Ну и, в конце концов, само взыскание по решению суда ещё надо реализовать, а для этого существуют отдельные, исковые обращения к суду, о которых адвокаты клиентам, как правило, недоговаривают чтобы избежать лишней мороки. А это очень зря.Предлагаю краткое но ёмкое введение в суть темы, чтобы было понятно о чём я написал выше. Итак, машины повреждены. Каждый надеется на возмещение ущерба после ДТП виновником. Если не удалось договориться прямо на месте и Вы не получили деньги там же – вызывайте полицию. Но определить виновность на месте может не каждый. Вам нужно иметь надёжный номер телефона адвоката по ДТП (запишите мои контакты). Не семейного, хозяйственного или «по всем делам». А именно специалиста по ДТП. Я всегда рад помочь в подобных ситуациях на такой важной стадии. Ведь когда приедет полиция Вам придётся давать объяснения, которые будут считаться самым важным доказательством. На них можно будет ссылаться и в иске, и в суде по статье 124 КУоАП (кто виноват в ДТП).По поводу видеорегистратора отдельно отмечу, что нужно очень хорошо подумать предъявлять ли его запись полиции или вообще умолчать. Иногда она помогает, а порой явно делает Вас виновным. Если есть сомнения – лучше сказать, что он не включается. А потом спокойно просмотреть вместе со мной, и, если надо, задействовать в суде.Сфотографируйте все что можно: протокол, схему, полис ОСГПО виновника, его права и техпаспорт, все объяснения – ничего не будет лишним.

Далее, уже после оформления, требуется сразу же обратиться в обе страховые компании. Если у виновника нет автогражданки – тогда в МТСБУ. Обязательно письменное заявление, но не то, что Вам там подсунут ,а утверждённое государством.

А подавать надо так, чтобы у Вас осталось надлежащее доказательство.

При обращении для подготовки и составления искового заявления для возмещения ущерба при ДТП это будет наш первый шаг – я вообще делаю все документы «под ключ».

Далее, в течение 10 дней страховая должна прислать оценщика, который должен будет посчитать Ваши повреждения. Обычно, о таком расчёт можно сразу забыть. Почему? Потому что страховая Вам его никогда не выдаст, да и насчитает с гулькин нос. Бывало, что ущерб в ДТП составлял по иску 200000, а СК насчитывало только 65000. Так вот.

Поэтому далее делаем расчёт с привлечением независимого эксперта, с вызовом сторон. Я сопровождаю это и даю все консультации, чтобы потом в суде не оказалось, что какие-то расчёты не так выполнены. Важно, что до получения заключения эксперта машину нельзя ремонтировать! И, кстати, за работу эксперта потом можно будет получить деньги с ответчиков в суде.

Далее обращаемся с особым заявлением в страховую о выплате конкретной суммы. Ведь мы уже оценили ущерб в ДТП для будущего иска.Параллельно надо поддерживать обвинение в суде (если протокол составлен на другого водителя) или защищаться, если виновником считают Вас. Это очень важный момент, т.к. взыскать деньги можно только с виновного лица.

Напоминаю, что постановление в данном деле можно обжаловать только один раз – в апелляционном порядке. Не в коем случае не пытайтесь провести дело сами – это почти всегда плохо заканчивается. То же касается и работы с «универсальными» адвокатами, без специализации в автоправе. Далее уже начинаем составление искового заявления в суд о возмещении ущерба.

Прежде всего чётко отмечу, что ответчиков по иску у нас будет двое:1) страховая компания (или МТСБУ, если у виновника нет полиса)2) сам виновникДело в том, что первый недоплатит Вам по закону 20% НДС и степень износа автомобиля. Также, он не выплачивает моральный вред, утрату товарной стоимости машины, повреждение некоторых типов груза. Всё это ложится на плечи второго ответчика.

Приведу пример. Как правило эксперт даёт две суммы в своём расчёте: 1) сумма, необходимая для полного восстановления машины (пусть это будет 100000 грн.). И вторая сумма – с учётом износа Вашей машины (скажем, в 30%) – 70000 грн. Отсюда отнимаем ещё 20% НДС. Итого получается, что на возмещение ущерба со стороны СК остаётся всего 56000 грн.

Но, если полисом предусмотрена франшиза (не выплачиваемый минимум) – то и её отнимаем, это платит водитель. Обычно это 2000 грн. В итоге уже 54000 грн. «чистыми» к возмещению.

Что за дела? А остальное!? – скажете Вы. Спокойно, выдохните! К счастью есть статья гражданского кодекса о возмещении ущерба, которая позволяет всё недостающее взыскать по иску с виновника.

То есть, от представленной выше суммы вычитаем выплату СК: 100000 – 54000 = 46000 грн. это и будет возмещение ущерба при ДТП виновником. Не забываем, что с него можно взыскать дополнительно сумму компенсации морального вреда и утрату товарной стоимости вашего автомобиля.

Но исковое заявление в суд о взыскании ущерба причиненного в результате ДТП обязательно должно описывать каждый пункт требований с позиции оснований – как фактических, так и юридических. Например: машина повреждена – вот доказательства и расчёт повреждений, а вот статья гражданского кодекса о возмещении ущерба.

К сожалению, до сих пор нередко попадаются судьи, которые не могут понять разницу между ущербом и суммой восстановительного ремонта. Термины и вправду вводят в заблуждение. Я бы первый термин переименовал. Поэтому никак нельзя халтурить на составлении иска в суд и/или доверять это юристам «шаблонщикам».

Можно остаться без денег – полностью или частично.

Но какие гарантии получить возмещение ущерба по исковому заявлению уже имея решение суда? Плохо если Вы об этом заранее не позаботились. Об этом надо думать ещё в самом начале судебного процесса. Наш закон позволяет обеспечить Ваш иск ещё задолго до вынесения решения по делу.

Но про это редко говорят клиентам, чтобы не делать лишних движений. Ведь многим главное поиметь денег за иск, а дальше – Ваши проблемы. Другие же просто не знают, как это делать. Итог один – взыскать деньги за ущерб в ДТП вы не сможете.

Каковы сроки возмещения ущерба при ДТП? На виновника в суд можно подать сразу же, после получения постановления о его виновности по ст.124 КУоАП (совершение ДТП). Уже на этом этапе нужно побеспокоиться и об обеспечении иска – наложении ареста на его машину, квартиру и прочее.

Иначе он не будет спешить платить Вам деньги, мягко говоря. Что касается страховой – к сожалению, начать взыскание с неё можно не ранее, чем через 90 дней с момента подачи туда заявления о выплате.

Ну и на последок. Сам судебный процесс обычно преподносит массу сюрпризов, ведь ответчики будут изворачиваться, тянуть, прогуливать заседания и прочее.

Я сам представляю не только истцов и знаю 101 способ законно уклониться от иска, выиграть дело, чтобы мой Клиент не платил. Поэтому знаю и как этому противодействовать.

Поэтому самым главным советом считаю такой: звоните как можно скорее и получите первую, бесплатную консультацию.

: 5/5 (: 1)

© 2009-2020 AvtoAdvokat.com.ua

Источник: https://avtoadvokat.com.ua/vozmeshenie_usherba_pri_dtp.php

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Возмещение ущерба при дтп с виновника

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

Возмещение ущерба при дтп с виновника

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта.

Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства.

Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП.

Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС.

То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс.

Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам.

Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда.

В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты.

При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда.

Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда.

В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда.

Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г.

№ 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других.

Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК.

С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден.

«В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда.

Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г.

№ 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО.

«Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности.

С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП.

Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина.

– Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-poterpevshiy-vprave-trebovat-vozmeshcheniya-ushcherba-ot-vinovnika-dtp-nesmotrya-na-nalichie-osago/

Возмещение ущерба при ДТП виновником: основания, порядок | Правоведус

Возмещение ущерба при дтп с виновника

В данной статье мы подробно расскажем об этапах действия потерпевшей стороны при возмещении ущерба после ДТП виновником. Все подробности истребования материального ущерба, когда следует взыскивать ущерб и что можно требовать в качестве возмещения ущерба, возможность скачать претензию о возмещении ущерба при ДТП.

К сожалению, система возмещения ущерба, действующая на территории Российской Федерации, далеко не идеальна, что подразумевает большое количество различных ситуаций, когда получить причитающиеся денежные средства со страховой компании не представляется возможным либо сумма, выплаченная страховой, не может покрыть расходы на восстановление транспортного средства. В подобных случаях за возмещением материального ущерба после ДТП следует обращаться непосредственно к виновнику аварии. Этот вопрос можно решить в добровольном порядке – вторая сторона полностью покрывает расходы, или в судебном – истребование ущерба происходит через суд путем подачи потерпевшим искового заявление о возмещении ущерба с виновника ДТП.

Когда возмещение ущерба при ДТП нужно требовать с виновника

Практика возмещения ущерба при ДТП показывает, что таких ситуаций, когда выплату денежных средств необходимо требовать с виновника аварии, достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них: 

  • Сумма материального ущерба с учетом износа превышает лимит страховой компании. Например, стоимость восстановления транспортного средства составляет 500 000 руб., а лимит страховой компании составляет – 400 000 руб., в этом случае разницу можно взыскать с виновника ДТП.
  • Данные о страховом полисе виновника не известны/виновник аварии не имеет страхового полиса (его полное отсутствие, окончание до момента аварии), равно как и наличие недействительного («липового»). Потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба с виновной стороны.
  • Ущерб транспортному средству был причинен не во время движения. Например, при неосторожном открытии двери автомобиля на стоянке один водитель поцарапал транспортное средство другого. Это не является страховым случаем, следовательно, ОСАГО не возмещает страхователю убытки. Материальный ущерб будет возмещать виновник происшествия.
  • Виновником возмещается вред, причиненный жизни и здоровью, если сумма ущерба превышает лимит страховой организации.
  • По ОСАГО не возмещается моральный вред, следовательно, компенсацию морального вреда следует взыскивать с виновника ДТП в судебном порядке.

Что можно взыскать с виновника ДТП в качестве возмещения ущерба

При осуществлении процесса взыскания ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия следует понимать, что возмещение средств производится исключительно с учетом износа транспортного средства.

То есть, вряд ли получится взыскать с виновника денежные средства, потраченные на ремонт автомобиля в полном объеме, поскольку улучшение автомобиля за счет виновного лица считается неправомерным.

Виновник обязан возместить ущерб, а не увеличить стоимость автомобиля потерпевшего за счет установки в ходе ремонта новых деталей. Итак, с виновника ДТП можно взыскать: 

  • возмещение ущерба с учетом износа деталей и стоимости всех работ по восстановлению автомобиля;
  • затраты на эвакуацию автомобиля на сервис или с места аварии и услуги по его хранению;
  • утрату товарной стоимости автомобиля, если ее можно рассчитать. Напомним, что УТСА рассчитывается, если на момент ДТП срок эксплуатации автомобиля не превышает 5 лет или величина эксплуатационного износа не превышает 35 %;
  • моральный вред, если жизни и здоровью потерпевшего в результате ДТП был причинен вред, физические и нравственные страдания;
  • возмещение утраченного заработка, расходов на лечение и реабилитацию, выплат при потере кормильца, при причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего;
  • расходы на услуги оценочной компании, услуги юриста, почтовые расходы, а также иные расходы, которые суд признает необходимыми в связи с наступлением дорожно-транспортного происшествия.

Добровольное возмещение ущерба при ДТП виновником

Сразу стоит отметить, что добровольное возмещение ущерба виновником ДТП осуществляется крайне редко, особенно если речь идет о больших суммах.

К моменту обращения к виновной стороне потерпевший должен соблюсти общий порядок процесса возмещения ущерба, следовательно, получить необходимую документацию в ГИБДД, побывать в страховой компании (получить отказ от страховой выплаты либо сумму размером меньше нанесенного ущерба), сделать независимую экспертизу и только потом вести переговоры с виновником ДТП. 

Началом переговоров должна стать досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. Данный документ составляется по примеру заявления о страховом возмещении и должен содержать: 

  • данные виновника аварии;
  • информацию о ДТП;
  • информацию о поврежденном транспортном средстве;
  • данные независимой экспертизы;
  • общую сумму причиненного ущерба, включая все расходы, связанные с ДТП;
  • информацию о страховой выплате;
  • разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба;
  • сумму, которую необходимо выплатить виновной стороне, чтобы снять претензии потерпевшего;
  • данные потерпевшего для переговоров (телефон и адрес).

При составлении досудебной претензии следует обязательно озвучить срок, в который потерпевший предлагает виновнику выплатить указанную сумму, а также форму этой выплаты – наличными либо на счет в банке. К претензии обязательно прилагаются копии всех документов: 

  1. копия акта о страховом случае;
  2. копию постановления, протокола или определения по делу об административном правонарушении;
  3. копию телеграммы с вызовом на осмотр;
  4. копию отчета независимой экспертизы;
  5. копию чеков и квитанций, а также договоров по расходам.

Досудебную претензию о возмещении ущерба при ДТП рекомендуется отправлять ценным письмом с описью и уведомлением о вручении.

Возмещение ущерба при ДТП виновником в судебном порядке

Если виновник добровольно в установленный в претензии срок не возмещает материальный ущерб, причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия, потерпевшая сторона имеет право урегулировать спор в судебном порядке. Для этого потребуется составление искового заявления о возмещение ущерба в результате ДТП и копии и оригиналы всех имеющихся документов.

Исковое заявление подается по месту жительства виновника ДТП, при этом обязательно оплачивается государственная пошлина. Иск может быть рассмотрен мировым судьей – если цена иска не превышает 50 000 руб. или в районном суде – при цене иска свыше 50 000 руб.

Величина морального вреда определяется в ходе судебного процесса и не входит в сумму иска, а также не облагается пошлиной. 

Важно! Все расходы, которые несет истец о время судебного процесса, могут быть включены в итоговый размер ущерба, в том числе сумма госпошлины и стоимость услуг юриста. 

Претензия о возмещении ущерба ДТП

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/auto/vozmeshhenie-ushherba-pri-dtp-vinovnikom/

Округ закона
Добавить комментарий