Выезд на сторону предназначенную для встречного движения

Особенности рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ

Выезд на сторону предназначенную для встречного движения
/ Прокуратура разъясняет / Правовое просвещение

Анализ рассматриваемых судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 12.

15 КоАП РФ, а также поступающих в прокуратуру области обращений граждан о несогласии с судебными актами, состоявшимися по указанным делам, позволяет сделать вывод о том, что зачастую автолюбители не знают какие именно их действия, образуют состав указанного административного правонарушения.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 12.

15 КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч.

3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

В своем постановлении от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Пленум Верховного Суда РФ дал следующие разъяснения.

По ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ подлежат квалификации действия, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 данной статьи.

Непосредственно такие требования установлены в следующих случаях:

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.2 ПДД). При этом нарушение данного требования, связанное с объездом препятствия, следует квалифицировать по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ;

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.3 ПДД);

в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за сто метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (п. 11.4 ПДД);

г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абз. 8 п. 15.3 ПДД);

д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом п. 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (п. 9.6 ПДД);

е) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (п. 8.6 ПДД).

Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.

7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Кроме того, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 «Круговое движение».

Учитывая, что дорожный знак 3.

20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии иных запретов, установленных ПДД (например, п. 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Необходимо также иметь в виду, что обгон тихоходных транспортных средств не может быть квалифицирован по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в случаях, когда:

в зоне действия дорожного знака 3.20 имеется дорожная разметка 1.1 или 1.11, поскольку согласно п. 1 Приложения № 2 к ПДД при противоречии значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки приоритет имеет дорожный знак, которым должен руководствоваться водитель;

водитель в зоне действия дорожного знака 3.

20 произвел обгон транспортного средства, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более тридцати километров в час, в том числе при отсутствии на нем опознавательного знака, информирующего участников дорожного движения о принадлежности данного транспортного средства к тихоходным транспортным средствам. В данном случае водитель совершил маневр в соответствии с требованиями указанного дорожного знака, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного транспортного средства, не установившего на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак в нарушение требований п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более тридцати километров в час, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Источник: http://proc-nn.ru/ru/10/46/381/

На встречку судьбе

Выезд на сторону предназначенную для встречного движения

Накануне очередного уикенда многие водители традиционно выезжают за город, где нередко приходится совершать обгоны с выездом на встречную полосу. В прошлом году ПДД в этой части были уточнены, причем не в пользу автомобилистов. “Ъ” разъясняет самые распространенные случаи выезда на встречку и последствия таких маневров.

Описание маневра: Водитель начал обгон с выездом на встречную полосу через разделительную линию разметки, но не рассчитал, и вернулся в свою полосу через сплошную

Автопилот

Правильная трактовка нарушения: выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствий)

Статья: пункт 4 статьи 12.15 КоАП

Наказание: штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок 4-6 месяцев

Кто назначает: cуд или ГИБДД

Что нужно знать: Норма ПДД, действующая с 12 июля 2017 года:

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Описание маневра: Водитель начал обгон с выездом на встречную полосу в зоне действия знака «Обгон запрещен». Разметка прерывистая

Автопилот

Правильная трактовка нарушения: выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствий)

Статья: пункт 4 статьи 12.15 КоАП

Наказание: штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок 4-6 месяцев

Кто назначает: cуд или ГИБДД

Описание маневра: Водитель начал обгон транспортного средства с опознавательным знаком «тихоход» с выездом на встречную полосу в зоне действия знака «Обгон запрещен». Разметка прерывистая

Автопилот

Правильная трактовка: Разрешено ПДД. См. описание знака 3.20 «Обгон запрещен»: его действие не распространяется на случаи, когда нужно обогнать тихоходное транспортное средство — трактор, каток, асфальтоукладчик и т.д.

, не способный конструктивно двигаться быстрее 30 км\ч и обозначенный специальным знаком в виде треугольника в желтой окантовке.

При отсутствии такого знака не рекомендуется совершать обгон, поскольку визуально определить конструктивно допустимую скорость транспортного средства невозможно

Статья: не применяется

Наказание: штрафа нет

Описание маневра: Водитель начал обгон транспортного средства с опознавательным знаком «тихоход» с выездом на встречную полосу с пересечением сплошной линии разметки

Автопилот

Правильная трактовка нарушения: выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствий)

Статья: пункт 4 статьи 12.15 КоАП

Наказание: штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок 4-6 месяцев

Кто назначает: cуд или ГИБДД

Описание маневра: Водитель пересек сплошную линию разметки одним колесом, частично заехав на встречную полосу

Автопилот

Правильная трактовка нарушения: выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствий)

Статья: пункт 4 статьи 12.15 КоАП

Наказание: штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок 4-6 месяцев

Кто назначает: cуд или ГИБДД

Описание маневра: Водитель поворачивает налево с пересечением сплошной линии разметки

Автопилот

Правильная трактовка нарушения: поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных знаками или разметкой

Статья: пункт 2 статьи 12.16 КоАП

Наказание: штраф 1-1,5 тыс. руб.

Кто назначает: инспектор ГИБДД

Описание маневра: Водитель разворачивается с пересечением сплошной линии разметки

Автопилот

Правильная трактовка нарушения: поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных знаками или разметкой

Статья: пункт 2 статьи 12.16 КоАП

Наказание: штраф 1-1,5 тыс. руб.

Кто назначает: инспектор ГИБДД

Описание маневра: Водитель выехал на трамвайные пути попутного направления

Автопилот

Правильная трактовка: Разрешено ПДД в случае, если трамвайные пути расположены слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево

Статья: не применяется

Наказание: нет

На что обратить внимание: могут быть установлены знаки, предписывающие поворачивать только из левой полосы, и другие указатели

Описание маневра: Водитель выехал на трамвайные пути встречного направления

Автопилот

Правильная трактовка нарушения: выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствий)

Статья: пункт 4 статьи 12.15 КоАП

Наказание: штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок 4-6 месяцев

Кто назначает: cуд или ГИБДД

Описание маневра: Водитель обгоняет другой автомобиль, двигающийся в попутном направлении, без пересечения сплошной линии разметки

Автопилот

Правильная трактовка: Разрешено ПДД. С формальной точки зрения такой маневр является опережением транспортного средства, а не обгоном

Статья: не применяется

Наказание: нет

Описание маневра: Водитель обгоняет другой автомобиль, двигающийся в попутном направлении, пересекая сплошную линию разметки, не выезжая на полосу для встречного движения

Автопилот

Правильная трактовка нарушения: Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

Статья: пункт 1 статьи 12.16 КоАП

Наказание: Штраф 500 руб

Кто назначает: ГИБДД

На что обратить внимание: в данном случае не происходит выезда на встречную полосу, но автомобиль пересек линию 1.1, которую запрещено пересекать

Описание маневра: Водитель обгоняет другой автомобиль, двигающийся в попутном направлении, на регулируемом перекрестке

Автопилот

Правильная трактовка нарушения: Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев, когда необходимо объехать препятствие)

Статья: пункт 4 статьи 12.15 КоАП

Наказание: штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок 4-6 месяцев

Кто назначает: cуд или ГИБДД

Описание маневра: Водитель обгоняет другой автомобиль, двигающийся в попутном направлении, на нерегулируемом перекрестке. Оба двигаются по главной дороге

Автопилот

Правильная трактовка: Разрешено ПДД

Статья: не применяется

Наказание: нет

Описание маневра: Водитель обгоняет другой автомобиль в зоне действия знака «Опасный поворот»

Автопилот

Правильная трактовка нарушения: Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев, когда необходимо объехать препятствие)

Статья: пункт 4 статьи 12.15 КоАП

Наказание: штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок 4-6 месяцев

Кто назначает: cуд или ГИБДД

Что нужно знать: Пункт 11.4 ПДД гласит: обгон запрещен, в том числе, на опасных поворотах

Описание маневра: Водитель обгоняет другой автомобиль в зоне действия знака «Крутой подъем»

Автопилот

Правильная трактовка нарушения: Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев, когда необходимо объехать препятствие)

Статья: пункт 4 статьи 12.15 КоАП

Наказание: штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок 4-6 месяцев

Кто назначает: cуд или ГИБДД

Что нужно знать: Пункт 11.4 ПДД гласит: обгон запрещен, в том числе, в конце крутого подъема

Описание маневра: Водитель для объезда препятствия выезжает на полосу встречного движения, пересекая сплошную линию разметки

Автопилот

Правильная трактовка нарушения: Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия

Статья: пункт 3 статьи 12.15 КоАП

Наказание: штраф 1-1,5 тыс. руб.

Кто назначает: ГИБДД

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3354705

Верховный суд не увидел разметку

Выезд на сторону предназначенную для встречного движения

Верховный суд России принял важное решение, отказавшись признавать выездом на встречную полосу обгон на дороге, где отсутствовала разметка.

Как следует из материалов дела, 26 августа 2015 года на 98-м км трассы «Кола» в Ленинградской области инспектор ГИБДД остановил автомобилиста за рулем Kia Sportage, который по мнению хранителя правопорядка, обгоняя двигавшееся впереди транспортное средство, в нарушение п. 11.1 ПДД выехал на встречную полосу, не убедившись в безопасности такого маневра.

Гаишник составил на водителя административный протокол по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения), максимальная санкция которой предусматривает лишение водителя прав до полугода.

При этом в том месте, где автомобилист совершал обгон, отсутствовали запрещающие знаки и даже дорожная разметка.

Материалы дела были переданы мировому судье, который при их рассмотрении полностью встал на сторону гаишника и признал водителя виновным в выезде на встречную полосу. Впрочем, лишение прав судья посчитал в данном случае слишком суровым наказанием и назначил мужчине штраф в пять тыс. руб.

Водитель с выводами суда не согласился и попытался обжаловать решение в вышестоящих инстанциях, однако ни районный, ни областной суды отменять его не стали. Тогда автомобилист обратился в Верховный суд.

При рассмотрении дела судья Владимир Меркулов обратил внимание на то, что п. 11.1 ПДД является общей нормой, однако сам по себе выезд на встречную полосу при отсутствии специально запрещающих знаков или разметки, не образует состава правонарушения, которое вменялось автомобилисту.

«Такой выезд подлежит квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ только в тех случаях, когда это прямо запрещено ПДД», – говорится в решении суда.

В документе также указано, что водитель не нарушал каких-либо иных требований ПДД, которые бы прямо запрещали выезд на встречную полосу, поскольку ни знаков, ни линии разметки на этом участке дороги не было.

На этом основании судья Меркулов постановил,

что согласиться с выводами нижестоящих судов о наличии в действиях автомобилиста неправомерного выезда на встречную полосу нельзя.

В то же время и полностью оправдывать водителя суд не стал, по его мнению, в данном случае действия мужчины подлежали квалификации по другой части той же нормы – ч.1 ст. 12.

15 КоАП РФ (нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней).

Санкция этой нормы предусматривает штраф в размере 1,5 тыс. руб.

Таким образом, несмотря на то, что жалоба автомобилиста была удовлетворена лишь частично, судья согласился с тем, что обгон на трассе, где отсутствует разметка и запрещающие знаки, нельзя признать выездом на встречную полосу в нарушение ПДД.

В то же время руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что действия инспектора ГИБДД в данном случае могут быть оправданы, однако квалифицировал правонарушение полицейский неправильно.

«В наших ПДД действительно есть понятие «опасный обгон», и гаишник имеет право останавливать водителей, которые выполняют такой маневр, и составлять на них протокол. Другой вопрос, что в данном случае, когда на дороге нет разметки, вменять автомобилисту выезд на встречную полосу нельзя, это очевидно. Нужно было просто выбрать другую часть этой же статьи,

– сказал Канаев. – Верховный суд в итоге вынес абсолютно верное решение».

Глава ФАР также считает, что тот факт, что этот вопрос дошел до Верховного суда является проявлением правового нигилизма, поскольку разобраться в столь очевидном вопросе, по мнению Канаева, нижестоящие суды должны были самостоятельно.

«Верховный суд должен выносить решения по принципиальным вопросам, а не по каждой небольшой неопределенности, подобных ситуаций вообще не должно быть», – сказал эксперт.

Канаев однако отметил, что это решение скорее всего не станет прецедентным.

«Автомобилистам этот вывод суда жизнь точно не облегчит. Да, возможно, какое-то время нижестоящие суды будут обращать на него внимание, но через два-три года об этом случае забудут», – подытожил он.

Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов рассказал «Газете.Ru», что в действительности отсутствие разметки и запрещающих знаков далеко не всегда являются разрешением на обгон.

«Естественно, в каждом случае нужно оценивать дорожную обстановку и уже после этого принимать решение о выполнении обгона. Возможно, инспектор увидел, что автомобилист при обгоне действительно создавал опасность для других транспортных средств, тем самым нарушая ПДД», – считает Шкуматов.

По его словам, в данном случае говорить о том, что водитель вообще не нарушал правила говорить нельзя, однако и обвинение его в выезде на встречную полосу противоречит закону.

«Если нет разметки, то возникает вопрос, о расположении встречной полосы – ее по сути нет, доказать, что это была встречка сложно. Поэтому судья в своем решении указал, что ПДД были нарушены именно в части расположения транспортных средств на проезжей части, и это правильно», – сказал Шкуматов.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2017/09/04_a_10873472.shtml

Округ закона
Добавить комментарий