Закон о служебной тайне действующая редакция

Закон о служебной тайне действующая редакция

Закон о служебной тайне действующая редакция

Закон о служебной тайне действующая редакция

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, получившие такой запрос, обязаны в течение одного месяца рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса.

Подготовка решения об исключении сведений из перечней сведений, отнесенных к служебной тайне, поручается комиссиям, образуемым в соответствии с пунктом 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения указанного запроса по существу влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Обоснованность отнесения сведений к служебной тайне может быть обжалована в судебном или административном порядке.

ГК РФ, а также постановления правительства от 1994 года, можно определить служебную тайну, как конфиденциальную информацию о работе государственных структур, охраняемую законом, и ограниченную в доступе из-за служебной необходимости.

Возможны и иные варианты.

Например, служебная тайна – несекретные данные, которые ограничиваются в распространении в силу служебной необходимости в органах государственного аппарата и подведомственных подразделениях.

Ранее категорию «служебная тайна» применяли для определения информации, связанной с грифом «Секретно», а за ее разглашение была предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас эта статья изъята из Уголовного кодекса, и прежнее ее толкование не используется в правовом поле в связи с тем, что в июле 1993 года был принят «Закон о государственной тайне».

В настоящее время данные с грифом «Секретно» входят в государственную тайну.
Хочется заметить, что применение такого грифа недопустимо для документов иных категорий, кроме государственных.

Важно

Статья 9. Снятие ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну

1. Основаниями для снятия ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими служебную тайну;

наличие вступившего в законную силу судебного решения, содержащего предписание о снятии ограничений на распространение сведений;

принятие уполномоченным должностным лицом решения о нецелесообразности дальнейшего ограничения распространения сведений.

2.

Срок сохранения ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, не должен превышать 10 лет. Указанный срок исчисляется с даты подписания уполномоченным должностным лицом документа, содержащего такие сведения.

Закон о служебной тайне действующая редакция 2018

Давайте разберемся более детально в этой теме.

Виды тайн

Все тайны можно разделить на такие виды:

  1. Государственная.
  2. Коммерческая.
  3. Служебная.
  4. Личная.

Естественно, наиболее охраняемой и защищенной является первый вид – государственная тайна, поскольку ее несоблюдение может привести к нарушению национальной безопасности. Согласно определению Российского законодательства, сюда можно отнести информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, военной, розыскной деятельности государства.

Что такое служебная тайна?

Законом однозначно не определено это понятие.
Однако, анализируя нормативные акты, можно выявить суть и признаки отнесения данных к служебной тайне.

Итак, служебная тайна – это та информация, к которой доступ ограничен специальными органами, а также федеральными законами (о вкладах населения, сведениях об усыновлении, заболеваниях людей).

Закон о служебной тайне действующая редакция 2018 г

Орган государственной власти, получивший такой запрос, обязан в течение одного месяца рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса.

Подготовка решения об исключении сведений из перечней сведений, отнесенных к служебной тайне, поручается комиссиям, образуемым в соответствии с частью 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения указанного запроса по существу влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Решение об отнесении сведений к служебной тайне может быть обжаловано в судебном или административном порядке.

Внимание

В случае признания судом факта необоснованного установления ограничений на распространение сведений либо необоснованного не установления ограничений, снятие либо установление ограничений на распространение производится незамедлительно после вступления судебного решения в законную силу.

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕЖИМАСЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ

Статья 10.

Основные положения по организации системы защиты служебной тайны

1.

В зависимости от способа распространения рекламы можно говорить о рекламе в радио — и телепрограммах, периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах, почтовых отправлениях. К данной группе можно отнести и наружную рекламу, распространяемую в городских и сельских поселениях, на других территориях с помощью плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств;

.

В зависимости от целей, на достижение которых направлена реклама, выделяют:

политическую рекламу — информацию, распространяемую участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т.п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата ания;

социальную рекламу — рекламу общественных и государственных интересов в благотворительных целях;

коммерческую рекламу, цели, распространения которой указаны в понятии рекламы, приведенном в Законе о рекламе;

.

Закон о служебной тайне действующая редакция 2016

По истечении данного срока сведения, несмотря на наличие на их носителях ограничительных пометок, считаются подлежащими открытому распространению в отсутствие мотивированного ходатайства лица, предоставившего эти сведения, или с его согласия на их открытое распространение, если иной срок сохранения ограничений на распространение конкретной категории сведений не установлен федеральным законом.

3. Органы, организации и граждане вправе обратиться в органы государственной власти и органы местного самоуправления, утвердивших Перечень сведений, отнесенных к служебной тайне, с запросом о снятии ограничений на распространение сведений, если, по их мнению, эти ограничения установлены в нарушение принципов, определенных статьей 4 настоящего Федерального закона.

Закон рф от 21 июля 1993 г

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей (далее органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Фз — о государственной тайне

Государственная тайна — информация в экономической, разведывательной, внешнеполитической, военной области, которая защищается государством.

Подобные сведения запрещено распространять из-за высокой вероятности нанесения ущерба государству.

Закон о служебной тайне 2018

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые связаны с информацией особой секретности.

В целях обеспечения безопасности страны, подобные сведения запрещается передавать в пользование третьим лицам.

Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на следующих нормативно-правовых актах: 1.

Федеральный закон о коммерческой тайне 98-ФЗ в последней редакции 2019 года регулирует отношения, которые связаны с прекращением, установлением или изменением режима соблюдения коммерческой тайны.

Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей — снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Определены органы защиты государственной тайны.

Каждый факт ознакомления иностранного гражданина или лица без гражданства с конкретными сведениями, составляющими служебную тайну, подлежит учету.

3. Негосударственные организации получают доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, только в рамках гражданско-правовых отношений с заказчиком, которым является орган государственной власти или государственная организация.

Договор на выполнение работ или предоставление услуг между органом или организацией-заказчиком и негосударственной организацией-исполнителем должен включать положения, регламентирующие порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну, и гражданско-правовую ответственность за разглашение указанных сведений. Соответствующие обязательства организации-исполнителя должны быть закреплены в трудовых договорах (контрактах) в соответствии с положениями статьи 10 настоящего Федерального закона.

ГЛАВА IV.

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ

Статья 16. Контроль за обеспечением защиты сведений, составляющих служебную тайну

1.

Взаимная передача сведений, составляющих служебную тайну, между органами государственной власти, а также между организациями органов государственной власти осуществляется по решению их руководителей в объемах, необходимых для исполнения указанными субъектами своих функций либо в объемах, определенных договором на проведение совместных работ.

2. Органы и организации, запрашивающие либо получающие сведения, составляющие служебную тайну, обязаны обеспечить их защиту в режиме служебной тайны в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3.

Решение о передаче сведений, составляющих служебную тайну, другим государствам принимается руководителем органа государственной власти, утвердившим перечень сведений, относимых к служебной тайне, в который включена данная категория сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключаемом с ней договоре (соглашении).

Статья 14. Распоряжение сведениями, составляющими служебную тайну, при реорганизации или ликвидации субъектов, ими располагающих

1.

Органы государственной власти, принявшие перечни сведений, составляющих служебную тайну, осуществляют контроль за обеспечением их защиты в органах и организациях, руководство которыми либо координация деятельности которых на них возложены.

2. Координация деятельности органов государственной власти в области отнесения сведений к служебной тайне и обеспечения их защиты осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Прокурорский надзор

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты служебной тайны и законность принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

ГЛАВА V.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона

Несоблюдение положений настоящего Федерального закона влечет наступление юридической ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Переходные положения

1.

Источник: http://helpmsk24.ru/zakon-o-sluzhebnoj-tajne-dejstvuyushhaya-redaktsiya

Служебная тайна это

Закон о служебной тайне действующая редакция

Что такое служебная тайна и где она применяется? В чем ее отличие от профессиональной? Как ее защитить и какова ответственность за разглашение? Обо всем читайте в нашей статье

Что такое служебная тайна

Служебная тайна — это сведения, которые должны быть доступны только государственным служащим, работающим с ними в силу должностных обязанностей. Подобное явление существовало и в советские времена, тогда были такие уровни:

  • «для служебного пользования»;
  • «секретно»;
  • самый высокий уровень — государственная тайна с грифами «особой важности» и «совершенно секретно».

Держать в секрете содержание информации, работа с которой доступна в силу должности, по большей части требуется от служащих законодательной, исполнительной и судебной властей.

Служебная тайна в законодательстве РФ

Закон об информации в ст. 9 определяет, что федеральный нормативный акт должен прописать порядок отнесения сведений к служебной тайне, предусмотреть обязанность соблюдения и ответственность. Но единого акта и механизма причисления данных к неразглашаемым все еще нет.

Федеральные органы исполвласти и их подведомственные организации могут пользоваться Положением о порядке обращения со служебной информацией, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233. Но всех прочих этот документ не распространяется.

В отдельных законах есть упоминания о неподлежащей разглашению информации, но руководствоваться такими положениями обязаны только те профильные специалисты, для которых эти законы выступают основой организации деятельности. К примеру, закон о защите конкуренции предписывает антимонопольному органу сохранять сведения в секрете.

Служебная и профессиональная тайна: в чем разница

Признак профессиональной тайны – напрямую связана с профессией человека, не являющегося госслужащим. Основное содержание служебной – деятельность госорганов и муниципалитетов

Критерий отличияСлужебная тайнаПрофессиональная тайна
СубъектГосударственные и муниципальные служащиеРаботники, осуществляющие различные виды профессиональной деятельности, не связанные с государственной и муниципальной службой
Правовая регламентация деятельности субъектовСпециальные нормативные акты о государственной и муниципальной службе в части, не урегулированной трудовым законодательствомТрудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права
Состав тайны1. Данные о внутренней деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, органичения на распространение которых диктуются производственной необходимостью.2. Материалы о деятельности третьих лиц, полученные государственными органами и органами местного самоуправления при исполнении ими должностных обязанностей.3. Сведения о физических лицах, составляющие личную, семейную тайны, персональные данные, а также тайна следствия и судопроизводства; налоговая тайна, данные, полученные служащими антимонопольного органа, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенного органа и др.1. Данные о физических лицах (их личная и семейная тайны, персональные данные).2. Материал, касающиеся юридических лиц и их деятельности (коммерческая, банковская тайна и т. д.), а также аудиторская, нотариальная, банковская, журналистская, адвокатская, страховая, медицинская (врачебная) и религиозная тайны, тайна связи, усыновления и др.
Кто полномочен определять состав тайныЗаконодательство и руководитель государственного органаЗаконодательство

При этом нужно учитывать – некоторые сведения могут одновременно относиться к разным видам тайн, в зависимости от того, кто имеет с ними дело. Аудиторская тайна для работников аудиторских организаций относится к разряду профессиональных. Но работники федеральных органов, работающие с этими сведениями, должны хранить их в секрете, а значит, для них – это служебная тайна.

То же самое происходит с усыновлением.

По Семейному кодексу судьи, вынесшие решение об усыновлении, должностные лица, зарегистрировавшие этот акт, а также все остальные, которые так или иначе об этом осведомлены, должны беречь эту информацию от предания огласке.

При этом для судей и других должностных лиц эти сведения будут служебной тайной. А для кадровика, к которому усыновитель, например, обратится с просьбой предоставить ему отпуск, положенный сотруднику, усыновившему ребенка, это будет профессиональная тайна.

Что не относится к служебной тайне

Любой человек должен обладать свободным информационным доступом к:

  • нормативным правовым актам, которые касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина или фиксируют правовое положение организаций и полномочия госорганов и органов местной власти;
  • сведениям о состоянии окружающей среды – о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях, экологических, демографических и прочих катастрофах;
  • данным о деятельности государственной и местной власти, включая адрес и информацию об использовании бюджета, но исключая данные, относящиеся к гостайне;
  • сведениям, содержащимся в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в информационных системах, созданных для использования юридическими и физлицами;
  • регламентам предоставления заявителям запрашиваемой информации.

Лица, обладающие подобными сведениями, но почему-то отказавшиеся сообщить их, могут понести ответственность за такой отказ, особенно если в итоге пострадают люди или их имущество. К примеру, отсутствие извещения или несвоевременное уведомление о прогнозируемом землетрясении, тайфуне или аналогичном явлении может привести к жертвам.

►Три ошибки компаний, которые ограничивают интернет-переписку

Налоговая тайна

Это вся информация о налогоплательщике, полученная подразделениями налоговой инспекции или внебюджетных фондов, или таможней. Касающиеся физлица, такие сведения будут считаться еще и личной тайной. Должны храниться в секрете любые данные, относящиеся к уплате налогов:

  • налоговые декларации по обязательным платежам;
  • документы и информация, по которым начисляются и платятся налоги;
  • подтверждение расходов компании за налоговый период и данные об отчислениях за три предшествующих года;
  • документы, по которым можно проследить корректность начисления и оплаты налогов;
  • другие сведения, передаваемые в ИФНС.

К налоговой тайне не относятся:

  • ИНН;
  • размер уставного капитала юрлица;
  • сведения, переданные самим налогоплательщиком или одобренные им к передаче;
  • информация о неисполнении или нарушении налогового законодательства и предусмотренном за это наказании;
  • сведения, предоставляемые на основании межгосударственных соглашений о взаимодействии, если одной из сторон такого соглашения будет Россия.

►Что в отделе кадров проверит налоговая инспекция

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

Вся информация, которая становится известна сотрудникам ЗАГСа – это персональные сведения. А они ни в коем случае не могут распространяться или передаваться другим лица.

Исключение – запросы суда или правоохранителей.

Под актами гражданского состояния понимаются юрфакты, отображающие действия граждан, или события, порождающие, изменяющие или прекращающие права и обязанности, или характеризующие правовое состояние граждан:

  • рождение;
  • смерть;
  • усыновление;
  • перемена имени или фамилии;
  • факт установления отцовства;
  • заключение или расторжение брака.

Получается, что тайна ЗАГС одновременно личная и служебная. Сотрудник, намеревающийся нарушить режим секретности, должен помнить об этом, поскольку ответственность может наступить по обоим основаниям.

►Документы, которые подтвердят проступок работника

Врачебная тайна

Отличается от многих прочих ответственностью, установленной за нарушение секретности. Сбережение врачебной тайны предусмотрено Конституцией РФ.

У каждого гражданина есть право на семейную и личную тайны, невмешательство в частную жизнь.

Это относит врачебную тайну к разряду личных, но при этом диагноз, назначенное лечение, динамика болезни – все, что в процессе становится известно лечащему доктору, подпадает под понятие «профессиональная тайна».

Как защитить служебную тайну

Есть три группы мер, при помощи которых достигается конфиденциальность.

Меры защиты информации
Правовые меры
  1. Составление и заключение соглашений о неразглашении тайны.
  2. Включение в трудовой договор (контракт) требований о неразглашении охраняемых законодательством сведений.
  3. Разработка локальных нормативных актов по вопросам защиты данных.

Это может быть как единое Положение о профессиональной (служебной) тайне, так и несколько актов о порядке доступа к сведениям, о персональных данных, об организации конфиденциального делопроизводства и т. д.

Организационные меры1. Организация деятельности структурных подразделений, осуществляющих работу и охрану конфиденциальных сведений.2. Организация работы персонала с данными, в т. ч. обучения и проверки знаний персонала.3. Организация учёта лиц, получивших доступ к конфиденциальным сведениям.4. Организация конфиденциального делопроизводства и работы с материальными носителями информации
Меры технической защитыФизические, аппаратные, программные средства защиты, в т. ч. криптографической

Главный способ защиты – разработка ЛНА о служебной тайне. Для этого руководитель федерального органа исполнительной власти определяет:

  • должностных лиц, которые имеют право устанавливать режим секретности для каких-либо сведений;
  • механизм передачи служебной тайны другим органам;
  • порядок отмены грифа «Для служебного пользования»;
  • как защитить секретные сведения от предания огласке.

В коммерческих структурах руководство принимает акт, согласовывая его с представительным органом работников (если предусмотрено коллективным договором или соглашением).

Благодаря таким внутренним документам сотрудник, которому стала известна секретная служебная информация обязан хранить молчание, даже если в его трудовой договор не вписали раздел о конфиденциальности. Значит, за несоблюдение секретности проштрафившемуся сотруднику придется отвечать.

►Как законно наказать работника рублем и сэкономить на премии

Однако для более действенной защиты сведений, которые нужно уберечь от широкой огласки, руководству следует проработать комплекс мер.

Помимо документа, регламентирующего обращение с не предназначенной для распространения информацией, нужно предусмотреть, как будут храниться материальные носители, содержащие эти сведения, разработать систему условных обозначений – «совершенно секретно», «для служебного пользования» и пр.

Ответственность за разглашение служебной тайны

Лица, пострадавшие от предания огласке секретных сведений, могут подать иск в суд, чтобы защитить свои права. Требование будет зависеть от того, какой урон был получен. Можно просить суд обязать ответчика возместить убытки, компенсировать моральный вред или требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Нарушения могут выражаться в собирании, распространении, разглашении, использовании, передаче, похищении, выдаче, утрате информации (материальных носителей), а также нарушении порядка обращения с материальными носителями информации. Любое несанкционированное распоряжение сведениями, полученными в режиме секретности, пресекается и подлежит наложению ответственности.

В зависимости от совершенного проступка, а также тяжести его последствий, нарушителя могут привлечь к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Штрафы за разглашение служебной тайны: таблица

Скачать таблицу >>>

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/11458-red-slujebnaya-tayna-opredelyaem-sohranyaem-zashchishchaem

Закон служебная тайна

Закон о служебной тайне действующая редакция
Также уделено внимание ответственности за нарушение режима конфиденциальности. Федеральный закон от 27.07.

2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее — Закон об информации) относит служебную и профессиональную тайну к данным с ограниченным доступом.

Понятие профессиональной тайны сформулировано в двух нормативных правовых актах: Законе об информации и Перечне сведений конфиденциального характера, утв.

Конфиденциальная информация в трудовых отношениях

С введением в действие Части четвертой ГК РФ ст. 139, как известно, утратила силу. В ТК РФ в связи с этим изменений не произошло.

О служебной тайне говорится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г.

№ 188 «Об утверждении сведений конфиденциального характера»: служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

Служебная тайна в РФ: определение, признаки, что к ней можно отнести

органах. То есть это касается членов исполнительной, судебной и законодательной власти. Сюда же относят служащих подведомственных организаций.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту: Важная информация, которая занесена в базу данных и имеет гриф «для использования» .

Понятие государственной и служебной тайны Государственной тайной являются те сведения в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разведывательной области деятельности, которые охраняются государством, и распространение которых может привести к тяжелым последствиям для безопасности Республики Армения.

Служебной тайной являются те сведения в областях, предусмотренных первой частью данной статьи, которые охраняются государством, и распространение которых может принести вред безопасности Республики Армения.

О современном состоянии законодательства о служебной тайне (камалова г

Служебная тайна и ее правовой режим остались в тени.

На фоне десятков законов, содержащих подобные нормы, столь необходимый специализированный законодательный акт отсутствует.

Потребность в правовом регулировании оборота служебной тайны приводит к принятию Положения о порядке обращения со информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1233 (далее — Постановление Правительства N 1233).

Статья 4

Обоснованность и разумная достаточность отнесения сведений к служебной тайне заключается во введении ограничений на доступ к указанным сведениям и их распространении, исходя из необходимости обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и осуществления полномочий органов и организаций.

Своевременность отнесения сведений к служебной тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) на срок, необходимый и достаточный для защиты прав, свобод и законных интересов соответствующих лиц, осуществления полномочий органов и организаций.

Таким образом, к тайне отнесены предусмотренные действующим законодательством конфиденциальные сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им организаций, учреждений, предприятий, ограничения на распространение которых установлены законом.

Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

Гражданский кодекс рф, статья 139

Статья 139.

и коммерческая тайна
1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Источник: http://myeconomist.ru/zakon-sluzhebnaja-tajna-19287/

Понятие «служебная тайна» сквозь призму законодательства – Юридический справочник бизнеса

Закон о служебной тайне действующая редакция

Несмотря на то, что на сегодняшний день пока нет четкого определения рассматриваемого понятия в российском законодательстве, существует ряд нормативных актов, на основании которых можно установить содержание и основные признаки, по которым определенные сведения могут быть соотнесены со служебной тайной. В частности, это 139-я статья ГК РФ (утратила силу 1 января 2008 года), 188-й президентский Указ от 6 марта 1997 года, 1233-е, 936-е и 1016-е правительственные Постановления (1994, 1998 и 1999 год соответственно).

Раскрываем понятие

Служебная тайна представляет собой конфиденциальную информацию, охраняемую законом и связанную с деятельностью государственных органов. Доступ к такой информации является ограниченным в связи со служебной необходимостью. Сюда же относят сведения, знакомство с которыми стало возможным на законных основаниях в государственных органах и таковых местного самоуправления.

Встречаются и другие версии.

Согласно одной из них, к служебной тайне относят несекретные сведения, на распространение которых наложено ограничение, продиктованное служебной необходимостью на предприятиях, организациях и учреждениях, подведомственных органам государственной власти. К примеру, сведения о вкладах граждан, имеющихся в кредитных организациях, об усыновлении, заболеваниях пациентов, прочее.

Эти сведения могут подлежать разглашению исключительно в случае подачи запроса на них правоохранительными органами.

С точки зрения документоведения, за рассматриваемым понятием стоит документированная информация, несопряженная с государственной тайной и имеющая ограниченное распространение, установленное ее обладателем. У такой информации нет ничего общего с коммерческой (предпринимательской) деятельностью.

В перечень информации, которая составляет служебную тайну, входят данные:

  • связанные с руководителями и другими работниками организации, в том числе, об опыте работы, наличии судимости, деловых связях, профессиональных навыках и умениях;
  • состоянием материально-технической базы, кредитоспособностью организации;
  • методикой обучения персонала, структурой управления производством и системой организации охраны на предприятии;
  • инвестированием в ценные бумаги, вложениями, содержащихся на депозитных счетах кредитных организаций, участием в капиталах иных организаций, источниками финансирования;
  • применяемой ценовой политике, заключенными сделками.

Сведения, которые могут быть соотнесены со служебной информацией, как правило, не рассматриваются в качестве предмета самостоятельных сделок, но в случае их разглашения могут нанести организации ущерб имущественного характера, а также вред ее деловой репутации.

Таким образом, информацию можно отнести к служебной тайне, если таковая отвечает некоторым признакам.

А именно:

  • определена в качестве служебной информации на основании федерального закона (пока такой законодательный акт не принят), раскрывает деятельность государственных органов и имеет ограниченный доступ ввиду служебной необходимости либо по закону;
  • представляет собой конфиденциальную информацию другого лица (тайна частной жизни, банковская либо коммерческая тайна) и имеет ценность (действительную, потенциальную) ввиду недоступности третьим лицам;
  • не составляет государственную тайну и не подпадает под критерии, определяющие ее;
  • стала известной представителю госоргана либо такового местного самоуправления в рамках исполнения им обязанностей по службе в порядке и случаях, допускаемых федеральным законодательством.

Уголовная и административная ответственность за разглашение

Большое значение имеет вопрос, связанный с применяемыми санкциями в случае осуществления неправомерных действий в отношении служебной тайны.

На данный момент законом не предусматривается самостоятельного состава преступления с формулировкой «за разглашение служебной тайны». Поэтому наступление ответственности возможно исключительно в том случае, если в рамках служебной деятельности лицом был получен доступ к информации, составляющей другой вид тайны.

В противном случае, когда информация конфиденциального характера не имеет отношения к таким категориям и имеет неофициальный статус «своя информация», уголовная ответственность не наступает.

За разглашение информации с ограниченным доступом лицо может привлекаться к административной ответственности по статье 13.14 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа в размере от 500 до 1000 рублей. Для должностных лиц размер штрафа может составлять до 5 тысяч рублей.

Если огласке будут преданы данные о мерах безопасности, которые были применены в отношении должностного лица, работающего в контролирующих либо правоохранительных органах, либо его близких, ответственность наступает по статье 17.13 КоАП РФ. В данном случае применяется штраф в размере от 300 до 500 рублей, для должностных лиц – до 1000 рублей.

Источник: http://bizjurist.com/dejatelnost/sluzhebnaya-tajna.html

Государственная или иная охраняемая законом тайна: ФЗ 5485 1, пояснения к постановлению о допуске к гостайне

Закон о служебной тайне действующая редакция

ФЗ о гостайне в последнем издании опубликован в Российской газете. Осуществлять надзор и регулировать правоотношения в данной сфере уполномочены различные государственные органы.
ФЗ имеет свой состав и структуру. Исполнение его является обязательным для государственных служащих.

Федеральный закон о государственной тайне 5484 1: основные сведения, краткое содержание

Федеральный закон о гостайне РФ включает в себя положение об основных охраняемых законом сведениях, порядка доступа к ней, правила рассекречивания данных и др.

Нормативный правовой акт распространяет свое действие не только на всю территорию российской федерации, но и за ее пределами, в том числе и на территории иностранных государств.

По сути своей, государственная тайна – это такие данные, которые относятся к политической и внешнеэкономической жизни общества. Основополагающим актом в данной ситуации является Конституция РФ и иные нормативные правовые акты по данному вопросу.

Сюда относятся постановления правительства, приказы министерств и ведомств, иные законодательные акты.

Закон состоит из разделов и статей. Периодически в него вносятся изменения и дополнения. Связано это с тем, что некоторые сведения засекречиваются, а некоторые наоборот, подлежат разглашению.

Охраняемая законом тайна, понятие и виды

Помимо гостайны, законодательствам РФ охраняются и другие виды тайн, куда входят:

  1. Коммерческая тайна.
  2. Личная.
  3. Семейная.
  4. Ноу-хау.
  5. Банковская.
  6. Служебная.

Каждая из этих тайн имеет свои особенности правового регулирования. Нормы об охране закрепляются в Гражданском кодексе РФ, Семейном Кодексе РФ, а так же во внутренних локальных актах каждой конкретной коммерческой организации.

Таким образом, охраняемая законом тайна – это такого рода сведения, которые содержат определенную степень секретности и которые обязывает граждан соблюдать их безопасность. Порядок засекречивания информации определяется по правилам, предусмотренным законом.

Иная охраняемая законом тайна

Иная охраняемая тайна включает в себя положение об обеспечении безопасности банковской, страховой тайны, секрета производства и др. Особое внимание необходимо уделить личной и семейной тайне. Ее регулирование происходит гражданским и семейным законодательством.

Это и тайна усыновления, личной жизни и иные виды секретных сведений, в которые вмешиваться без чьего либо дозволения не допустима.

Правовой режим иной охраняемой законом тайны

Под правовым режимом понимается тот перечень нормативных правовых актов, с помощью которого осуществляется правовое регулирование того или иного вопроса. К перечню актов относятся:

  1. Закон о государственной тайне.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Семейный кодекс РФ.
  4. Локальные акты организации.
  5. Документы о наличии секрета производства (НОУ-ХАУ) и др.

Особое правовое регулирование имеется у коммерческой тайны. Связано это с тем, что она защищается и охраняется как на федеральном уровне, так и на внутреннем локальном уровне.

В рамках каждой отдельной организации принимаются документы, в которых фиксируются данные о том, что именно относится к тайне, порядок и правила ее защиты и др.

Охрана происходит путем подписания вновь прибывшим работником соответствующего документа, который может сохранять срок своего действия и после фактического увольнения.

Порядок получения сведений содержащих охраняемые законом тайны

Режим секретной системы предполагает и особый доступ к ней. Обязательство по охране секрета может возникать только тогда, когда произошло утверждение соответствующего правового статуса гражданина.

Это происходит путем подписания документа, который именуется допуском к тайне. В него входят такие элементы, как:

  1. Название акта.
  2. Дата и место его подписания.
  3. Указание на организацию.
  4. Указание на гражданина.
  5. Сведения, подлежащие охране.
  6. Права и обязанности сторон.
  7. Подписи сторон и печать соответствующей организации.

В документе обязательно должен быть определен срок его действия. Так, он может действовать либо до окончания рабочего контракта, либо в течение определенного времени послед разрыва трудовых правоотношений.

Ниже мы приведем краткое описание самых важных статей закона. Еще ниже можно будет скачать его полный текст.

Статья 21

Источник: https://rusfz.ru/zakon-o-gosudarstvennoj-tajne-i-sekretnosti-fz-5485-1-kratko-i-polnyj-tekst

Законодательство РФ о государственной тайне

Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на следующих нормативно-правовых актах: 1.

Закон РФ 98-ФЗ: полная информация о коммерческой тайне

Федеральный закон о коммерческой тайне 98-ФЗ в последней редакции 2019 года регулирует отношения, которые связаны с прекращением, установлением или изменением режима соблюдения коммерческой тайны. Под действие Закона о коммерческой тайне 98-ФЗ попадает информация, имеющая потенциальную или действительную коммерческую ценность для третьих лиц, не обладающих доступом к данным подобного рода.

Нормы закона 98-ФЗ распространяются на любую информацию с коммерческой ценностью, независимо от того на каком носителе она находится.

Попросту говоря, служебная тайна — это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента РФ от 06.

Понятие и перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, правовой режим, охрана и защита служебной информации согласно действующей редакции Федерального закона №98 (ФЗ)

Определение коммерческой тайны.

Это режим секретности определенных сведений . устанавливаемый субъектом экономики с целью увеличения доходов, уменьшения расходов, сохранения рыночных преимуществ, получения иной выгоды. Потенциально или реально ценным для обладателя.

Засекречен от людей, не входящих в категорию посвященных. Все, что является коммерческой тайной организации должно быть легитимным .

Служебная тайна: виды и понятие

Естественно, наиболее охраняемой и защищенной является первый вид – государственная тайна, поскольку ее несоблюдение может привести к нарушению национальной безопасности.

Согласно определению Российского законодательства, сюда можно отнести информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, военной, розыскной деятельности государства.

Итак, служебная тайна – это та информация, к которой доступ ограничен специальными органами, а также федеральными законами (о вкладах населения, сведениях об усыновлении, заболеваниях людей).

Служебная тайна — ее основные виды и понятия

До сих пор идут споры что же такое служебная тайна, у некоторых служебная тайна ассоциируется с понятием под грифом «секретно», однако новый закон говорит об этом так: служебная тайна – это та информация, доступ к которой ограничен государственной властью, служебными лицами и федеральными законами. Служебная тайна не разглашается, исключением являются моменты в которых необходимо предоставит ту или иную информацию правоохранительным органам.

Источник: http://juridicheskii.ru/zakon-o-sluzhebnoj-tajne-dejstvujuschaja-redakcija-38415/

Округ закона
Добавить комментарий