Законно ли увеличение суммы исполнительного листа?

Долги приходят на работу

Законно ли увеличение суммы исполнительного листа?

С 25 тыс. до 100 тыс. рублей увеличится размер долга, который можно будет взыскать с гражданина в упрощенном порядке — для этого необходимо будет просто доставить исполнительный лист по месту его работы.

Такие нормы предусматривает проект поправок в закон «Об исполнительном производстве» (есть в распоряжении «Известий»). Документ поддержала правительственная комиссия по законопроектной деятельности, рассказал «Известиям» источник, знакомый с итогами ее заседания.

По мнению экспертов, новации помогут облегчить взыскание долгов, в том числе по алиментам, а также снизят нагрузку на приставов.

Проект изменений в закон «Об исполнительном производстве» подготовил Минюст. Ведомство предлагает повысить с нынешних 25 тыс. до 100 тыс. рублей максимальный размер долга, который можно в упрощенном порядке взыскивать с человека через его работодателя.

Этот порядок дает взыскателю возможность самостоятельно представить исполнительный лист в организацию или лицу, выплачивающему должнику зарплату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.

После этого необходимая сумма будет удержана из заработка задолжавшего гражданина.

В то же время взыскатель вправе выбрать, как именно взыскивать долг — направив документы в банк, работодателю должника или в стандартном порядке через пристава.

Упрощенный порядок поможет ускорить процедуру взыскания, разгрузить судебных приставов и сэкономить бюджетные деньги, надеются авторы документа.

По данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в начале 2018 года в исполнении находилось 4,5 млн исполнительных производств с суммами взыскания от 25 тыс. до 100 тыс.

рублей (16,7% от общего числа производств на тот момент). 1,1 млн из них приставы направили по месту работы задолжавших граждан.

Если бы предлагаемые правила действовали уже сейчас, взыскатели могли бы отнести эти исполнительные листы в организации, где работают должники, не обращаясь к приставам. В делах с суммой долга до 25 тыс. рублей они активно пользуются этой возможностью.

Постановления о наложении взыскания на зарплату и иных доходов должников составляют значительную часть процессуальных решений, выносимых приставами, отмечают в ФССП.

По мнению службы, затраты на оформление постановлений на суммы менее 100 тыс. рублей не оправдывают себя.

Кроме того, для взыскателя будет удобнее и быстрее самостоятельно отправить исполнительный лист по месту получения должником дохода, уверены в ФССП.

Законопроект поддержали Минфин, государственно-правовое управление президента, Минтруд, а также Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.

При этом в институте отметили, что увеличение планки долга, который можно взыскать в упрощенном порядке, сопоставимо с ростом минимальных зарплат.

В 2007 году, когда взыскателям разрешили обращаться напрямую к работодателям, МРОТ составлял 2,3 тыс. рублей, сейчас — 11 163 рубля.

Практика упрощенного взыскания через работодателя будет удобна как взыскателям, так и должникам, уверен председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. По его словам, такой порядок защищает должника от рисков, связанных, например, с неожиданной блокировкой банковских карт или ограничением права выезда за границу.

— Процедура погашения долга станет максимально автоматизированной, бухгалтерия будет отчислять из зарплаты должника определенный процент — до тех пор, пока он не выплатит всю нужную сумму, — пояснил Владимир Груздев.

По мнению депутата Зарифа Байгускарова («Единая Россия»), который ранее возглавлял УФСПП по республике Башкортостан, новации позволят взыскателю ускорить получение денег. В свою очередь, должнику не придется платить исполнительский сбор в размере 7% от суммы долга, как в случае, если бы взыскание проходило с участием пристава.

Юристы, как правило, рекомендуют своим клиентам до обращения в службу судебных приставов использовать все возможные законные средства взыскания – например, направление исполнительного листа работодателю или в банк, отметил управляющий партнер юрфирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр.

По его словам, эти процедуры существенно проще, чем обращение к приставам, и действительно ускоряют процесс взыскания.

Снижение нагрузки на судебных приставов может повысить эффективность взыскания задолженностей свыше 100 тыс. рублей, полагает гендиректор «Капитал Консалтинг» Илья Сазонов. Однако он обратил внимание, что зачастую взыскатель не знает, где работает должник и это не позволяет воспользоваться упрощенным порядком.

Кроме того, например, при взыскании алиментов необходимо рассчитывать задолженность и контролировать перечисления, а работодатель не всегда может или хочет это делать, заметил юрист.

Также работодатели иногда теряют исполнительные листы, доставляя немало трудностей кредитору.

Наиболее эффективно, по мнению Ильи Сазонова,  взыскивать долги через ФСПП — в этом случае пристав-исполнитель должен найти все счета и имущество должника, на которое можно обратить взыскание.

Источник: https://iz.ru/766163/tatiana-berseneva/dolgi-prikhodiat-na-rabotu

������������ � �������������� ������������

Законно ли увеличение суммы исполнительного листа?

��������� � ��������� ��������������� ���������� �������

��������� ������������ ������� �������� ��������������� ������������

1. ����� �������� ����� ������������ �������������� ���������� � ���������� �������� ��. 12 ������ � 1404. ������ ��� ����������:

����� ���� � � ������� ���� ���;

���� ������������ � ���������� ������������� �������� �� �������� ������, �������������� ����������, �� ������� ����������� �������� ����������� ��� ��������������� �����, � � ������� 3 �������.

������������� ��������, ��� � ����� ������ � 1404, � ������� �� ������ � 606, ����������� ����� ��������� ��� ���������� ����� �������� ������������ ��������������� ��������� � ����������, ��� ��������� ���������� ������� ���������.

2. ��� ������ ��������������� ���������� ������� ������������ ����� ������ ���������� ������ (��. 26 ������ � 1404). ��������������, � ��������� � �������������� ���������� ������� ���������� ������ ��������� ��������� �� ������ ���������� ������ � �������:

�� �������� �������������� ��������� � 2 % �����, ���������� ���������, �� �� ����� 10 ����������� �������� ���������� �����;

�� �������� ���������������� ��������� � � ������� 1 ������������ ������� ���������� ����� � �������� � ����������� ���� � 2 ����������� �������� ���������� ����� � �������� � ������������ ����.

� ���� �������, ���������������� ������������� ������ ���������� ������ �������� ���������� ��� �������� ��������������� ��������� ���������� ��� ��������. ������� � 1404 ����� ��������� ���� ���, ������� ������������� �� ������ ���������� ������.

3. �������� ���� ��� ��������� ������������� �� �������� ��������������� ������������ � 3 ������� ���� �� “���������� �������� ���” �� ��� ����������� ��������������� ��������� � ������������ �� ��. 26 ������ � 1404.

����� ������������� ����� ����������� ��� ��������, ��������� � ���������� ������ �������������, � ����������� ���������� � ������� � ���������, � ��� ����������� ��������� � ������������� � ������������� �������� �� ��������������� �� ���������������� ����� ���������� ��� �������� � ��� �������� ����������� ��������.

4. ���� ������ ��� ������������ ���� ��� ���������������� ���������� ������� � �� 7 ���� � ������� ��������� �������������, �� ����� � 1404 ������ ������� �� ���������������.

���� ������ ��������, ��� �� ������� ���������������� ��������� ����������� � ������������� �� �������� ��������������� ������������ ��������� � ������������� ���������� ��������� ������� � ������� 10 ������� ���� (����� �������, ���������� ����������������� ����������) � ������������ �� ��. 26 ������ � 1404.

5. ��������� ����������� ����� ������� ������������� ���������� ������� � ��������� ������������� �������� (��. 7 ������ � 1404).

� ������������ � ���� �������� �������������� �������� � ��������� ������������� �������� ����� ���� �������������� ��������� ����������� ��������������� �����������, ����������, �����������, ����������� ���� � ���������������, ����������� ����, ������� ����������� �������� �������������� ���������� �����, ������, ��������� � ������ ������.

6.

����������� ����������� �������������� ����������� ��������������� ������������ � �������� ������������������ ������� ��������������� ������������ (����� � �������) �� ������ ������� ���������������� ������� �������������� �����������, ��� ������� ��������� ������ � ���������� ��������������� ������������, ��������� � ����� ������� ������������� ����������� �������������� ����������, ���������� ��������������� ������������, ������������ �������������� �������� (��. 8 ������ � 1404).

������ ������������ ��������� � ����������� ������ � ������� � ���� �������� �� ����� ����������� ���-�����, ��� ����������� � �������������.

7. ������������������ �������� ��������������� ������������ ����� �������������� � ������������ ������� ������� ��������� � ������������ �� ��. 9 ������ � 1404.

������ ������ ��������� � ��� ������������������� ���� ������ � ���������, ������� ������� � ����� ������������� � ������ ��������� ������� ���������� � ������������� ������������� �������������� ��������� � �������������� ���������� ���������� ���������.

�������� � ���������, ���������� � ������ ������ ���������, ����� �������� ��������� � ����������� �� ����������� ���-����� �������.

�������� � �������� �������� � ������ ������ ��������� ������������ � ���������� ������������� �� �������� ��������������� ����������������������� ������������ � ���������� ������������� �� ��������� ��������������� ������������ / �������� ��������������� ��������� ���������� / �������� ��������������� ��������� � ��� ��� � ���� ������������ ������������ ����� ���������� ������������� �� �������������� ���������� � ��������� ������������� ��������.

�������� ���������� � �������� � ������ ������ ��������� ����� ��������� �����������:

� ������������ ������ ���� �� ���������� ��������� � �� �����������, � ������� � ����� ���������� ������ ������������ ���������� ��������� ��������� �������, ��������� �� ���� ��������� � ������ ������ ���������, � ������ ���������� � ��� ���������� � ��������� ������ ������������ �� �������� ��� ��������� �������� ������� �������� � ���������� ��������������� �������� � � ���� ��������� �������� ��������� ����������� �� ���������, ������������ ���������� �������� ��������� �������.� ����������� �� ������� ���������� �������� ��� �� ��� ��������� ������ ����������� ������ ������� ������� � ��������� ������ �� ��������� � ��������� ��������������� ������������� ��������� �����;

� ���� � ������, ������������ ����, ����� ������ ����� ���������, ��� �������, ��� ��� ������� � ������������� ������������� ���������� ���������� �� ���� ������ ���������, ��� �������� ���������� ��� ��������� ������ ����������������.

��������� ������������ ������������� �������������� ��������

1. ���������� ���� ��� ����������� ��� ��������� � �������� ���������� ��������������� ������������ � �� ������� ���������� �������� ��� �� ��� �� ��������� (��. 28 ������ � 1404).

2. �������� �������� �������������, �� ������� ������������������ �������������� ������������.

������ ������� � 606 ���� ������������� ��������������, ��������������� ������������ ��������������� ��������������� ������������, � ��������������, ��� ������� �������� ����� ���������������.

������ 34 ������ � 1404 �������� ������ �������������� �������� �������������, ��� ������� ����������� ���������������� ���������� �������������� ��������.

� ����� �������������� �� �������� ��������������, ������� ����� ���� ���������� ��� ��������� ��� ��������������� (��������, � ������ ���������� �������� �� ������� � ������������ �������� ���������, ���� ������� ���������� ��������� ��� ��� �������, � �. �.).

3. ��������� ����� ���������, ��� ������� �� �������������� ��������� ��������� �� ������������ ����� �������� � ��������� �������, �� ������� ����������� ����� �����, � � 10 �� 20 �������� ����������� ���������� ����� (��. 48 ������ � 1404).

4. �������� ��. 51 ������ � 1404 ��������� ��������� ��� �������������� ���������� �����������, �� ���������� �����������������, ��� ����� � �������� ����������� �������� ���������������.

5. �������� ��������� �������� ��������� ��� ������ ������������ ������ �� ����� ��������� (�������) �������� ��� ��� ����� (�. 4 ��. 59 ������ � 1404).

6.

����� ��������� ������� ���������� ���������, �� ������� �������� ���������, � ��� ����� ������������ ���� �� ��������� � ������� ����������� ������; ��������� ����� ��� �������� � ���������� ��� �������� ������ ��������� (��. 57 ������ � 1404).

7. ���������� 2 ����� ��������� ��� �������� ��������������� ��������� ���������� (��. 37 ������ � 1404):

� ����������� �������� ���������� �� ��������� �������� ����������� � �������, ��������������� ������� � 1403;

� �������� ��������� ������������� �����-��������, ����� ������� ���������������� ���������.

8. �������� �������� ��������� ��� ��������� ��������������� ������������ 2 ������ (��. 39 ������ � 1404):

� ���� ���������� � �������� � ������ ������ �������� �� ����������� ����������� � ������� ���� � � ����� � ���� ����������� � ���������;

� ���� �������, ����������� �� ���������� ����������� ��������� (�� ��������������� ��������� �� ��������� ��������� �� ���������� ���������), ������������ ��� �������������� ���������� ����������-���������������, � ����� ���� ���������, ���������� ��������� �������, �������� ���������������� ��� ����������� �� � ������������ � ������������ ������ ������� “�� �������” �� ��������������� ��������� �� ��������� ��������� �� ���������, ���������� ��������� �������. ������, �� ������ � 606 ��� ���� ���������� ��� �������� ��������������� ��������� ����������, ��� �� ������ ���������� ����� �������� ���������� �������������� �������� � ����������.

9. ��������� �������� ��������� �� �������� �������� �� ������ ������ ���.

��� ������� �������� ����� ��. 1213, ����������������� ����� �������������� ���� ������������ ���������� �������� ��������� �� ������������� �������� �� ������ ��� �������� ��������, ������� ��������� �� ������ ����� ��� � ����������� ������ � ������ ���������� �����������.

��������� ������������ ��������������� � �������������� ������������

����������� �������� ������ ��������������� �� ������������ �������, ���������� �������� ��������� ������������ ��������, � ������� � �������������� �� ������.

� ������, �������� ������ ������:

������������ �������� � ����������� ���� � �� 100 (���� �� 10 �� 20) ����,

������������ ����������� ��� � �� 200 (���� �� 20 �� 40) ����,

������������ �������� � ������������ ���� � �� 300 (���� �� 40 �� 60) ����.

��������� ���� ������� � � ��. 18813 ����� ������������ ���������� ������� ������ �� ������������ �������� ���������� ���������������� �����������, �������� ����������� � �� 50 �� 100 ���� (���� �� 20 �� 70).

������������ ���������� � ���� ������ ������ �� �������������� ������������

Источник: http://bz.ligazakon.ua/magazine_article/BZ009625

Без приставов с должников можно будет взыскать до 100 тыс. руб

Законно ли увеличение суммы исполнительного листа?

Новая Адвокатская Газета

Законопроект создает возможность более оперативного взыскания.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 2 октября 2007 г.

№ 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительный документ о взыскании периодических платежей, денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб.

, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. 

Таким образом, на сегодняшний день взыскатель по своему желанию может обратиться напрямую к лицам, перечисленным в ст. 9 Закона об исполнительном производстве, минуя службу судебных приставов, только если размер взыскания по исполнительному документу не превышает обозначенного законом предела. 

Министерством юстиции РФ был разработан проект федерального закона “О внесении изменений в статью 9 Федерального закона “Об исполнительном производстве”” (далее – законопроект), предусматривающий повышение суммы взыскания по исполнительному документу с 25 до 100 тыс. руб.

Основной причиной предложенных изменений в Закон об исполнительном производстве, согласно пояснительной записке к законопроекту, является необходимость снижения нагрузки службы судебных приставов, поскольку по указанной категории исполнительных производств с размером взыскиваемой суммы менее 100 тыс. руб. трудозатраты госслужащих представляются неоправданными.

Таким образом, законопроект призван снизить нагрузку судебных приставов, а также сэкономить бюджетные средства. 

Для взыскателей плюсы направления исполнительного документа напрямую по месту работы должника, в учебное заведение или Пенсионный фонд РФ очевидны – данный способ представляется наиболее оперативным. 

Законопроект Министерства юстиции РФ 27 июля 2018 г. внесен Правительством РФ в Государственную Думу и зарегистрирован под номером 519890-7. 

Представляется, что с повышением взыскиваемой суммы до 100 тыс. руб. круг вопросов, рассматриваемых судами, кардинальным образом не изменится, так как диспозиция правовой нормы не меняется, увеличивается лишь пороговое денежное значение. Суть споров останется прежней, только в решениях судов будут фигурировать совершенно другие числа. 

На сегодняшний день судебные споры, связанные с осуществлением взыскания посредством направления исполнительного документа в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, можно разбить на следующие группы: 

1. Оспаривание должником принятия исполнительного документа организацией, выплачивающей должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи. 

2. Оспаривание должником взыскания посредством удержания денежных средств из заработной платы или иных платежей без обращения взыскателя в службу судебных приставов. 

3. Оспаривание должником взыскания задолженности в размере, превышающем предельно возможные процентные удержания. 

4. Оспаривание должником процента удержания в связи с ухудшением материального положения. 

Анализ имеющейся правоприменительной практики позволяет сформулировать следующие правила. 

Исполнительный документ должен быть принят организацией или иным лицом, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, только в случае, если сумма взыскания не превышает порогового значения. 

Взыскателю было отказано в признании незаконным отказа Пенсионного фонда РФ в принятии исполнительного документа, так как сумма взыскания, указанная в исполнительном документе, превышала 25 тыс. руб.

Самостоятельно определять сумму, подлежащую взысканию посредством ее произвольного уменьшения до 25 тыс. руб., если общая сумма задолженности превышает это значение, запрещается (решение Ленинского районного суда г.

Кирова от 3 августа 2015 г. по делу № 2-4664/2015). 

Отсутствие исполнительного производства при списании кредитной организацией денежных средств с зарплатной карты должника на основании исполнительного документа, поданного в кредитную организацию взыскателем, не нарушает права должника. 

Списание денежных средств банком без распоряжения должника – владельца счета и при отсутствии исполнительного производства, возбужденного в отношении такого должника, не нарушает его права как потребителя и не дает ему право на возмещение убытков вследствие оказания услуг ненадлежащего качества только на том основании, что кредитная организация на основании ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве приняла к исполнению исполнительный документ напрямую от взыскателя. Возбуждение исполнительного производства в отношении должника в данном случае не требуется. Взыскатель не лишается права обратиться в службу судебных приставов при невозможности исполнения требований исполнительного документа должником при содействии кредитной организации (решение Ангарского городского суда Иркутской области от 14 января 2015 г. по делу № 11-1/2015). 

При наличии нескольких исполнительных документов от разных взыскателей на практике возможно взыскание всей заработной платы должника. 

В отношении должника были поданы два исполнительных документа, на основании которых из заработной платы должника, поступающей на его счет в кредитной организации, взыскивалось в пользу каждого из взыскателей по 50%.

Размер удержаний из заработной платы должника превысил установленные законом 50%, однако суд отказал должнику в возврате излишне уплаченных денежных средств в связи с тем, что у кредитной организации отсутствовали законные основания для прекращения исполнения исполнительного документа.

Должник мог обратиться к взыскателям с требованием направить исполнительные листы в службу судебных приставов для ведения сводного исполнительного производства (решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 30 мая 2017 г. по делу № 2-276/2017). 

По заявлению должника суд может снизить размер удержаний из пенсии при наличии задолженности в пользу Пенсионного фонда РФ. 

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

№ 400-ФЗ “О страховых пенсиях” удержание на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производится в размере, не превышающем 20% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В случае ухудшения материального положения должника размер удержаний может быть снижен судом (решение Кировского районного суда г. Астрахани от 7 мая 2014 г. № М-2245/2014). 

Щербакова Иоанна 

Источник: https://minjust.ru/ru/smi-o-nas/bez-pristavov-s-dolzhnikov-mozhno-budet-vzyskat-do-100-tys-rub

Округ закона
Добавить комментарий