Законно ли возбудили уголовное дело в данном случае?

Уголовное дело не возбуждают: что делать?

Законно ли возбудили уголовное дело в данном случае?

Помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Зазулин Анатолий Игоревич
Ведущий юрист

Достаточно часто в юридической практике встречаются случаи, когда при всей очевидности факта совершения какого-либо преступления правоохранительные органы не торопятся возбуждать уголовное дело.

Особенно сильна данная тенденция при полицейской проверке заявлений о преступлениях, не касающихся жизни и здоровья граждан, – таких, как, например, мошенничество, вымогательство, интернет-хищения и т.п.

В каждом подобном случае пострадавшим приходиться потратить время и силы на то, чтобы убедить правоохранителей в том, что их действительно обманули, а имущество – похитили.

Причина возникновения подобных ситуаций кроется в специфике отечественного уголовного процесса: любое нераскрытое уголовное дело негативно отражается на статистике следствия, в связи с чем еще на стадии проверки заявления о преступлении оно пытается заранее отсеять «бесперспективные» дела. Как говорится, нет дела – нет проблем.

Между тем, законодательством предусмотрен ряд механизмов (не всегда очевидных), позволяющих преодолеть подобное сопротивление. Однако прежде чем к ним перейти, необходимо немного поговорить о том, каким образом проводится проверка заявления о преступлении.

Проверка сообщений о преступлении: общий порядок

Уголовно-процессуальный кодекс РФ посвящает стадии проверки сообщения о преступлении катастрофически мало текста – всего несколько статей (ст.ст. 140-145 УПК РФ). Большая часть регулирования осуществляется подзаконными инструкциями и приказами МВД, Прокуратуры и Следственного комитета.

Отсюда произрастает самое распространенное заблуждение в том, что проверкой поступившего заявления о преступлении занимается следователь. Действительно, сообщения об особо опасных преступлениях отправляются в разработку напрямую к следователю.

В то же время большинство обращений граждан и организаций направляется для проверки в оперативно-розыскной отдел, обслуживающий район предполагаемого места происшествия.

Оперативный сотрудник (участковый или оперативник специального отдела) проводит проверку указанных в заявлении фактов, осуществляя оперативные мероприятия: опрос лиц, осмотр места происшествия и т.п.

По истечении установленного законом срока на проверку (3 дня как общее правило либо 10 дней для более сложных случаев), оперативный сотрудник представляет собранные им данные вместе с первоначальным заявлением пострадавшего (материал проверки) следователю.

Последний, изучив собранные материалы, принимает решение: либо возбудить уголовное дело, либо отправить его обратно оперативнику на доработку или попросту потому, что не видит состава преступления.

Во втором случае именно оперативник выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя фактически данный вопрос решается следствием. В связи с этим, обжалуя подобный отказ, необходимо понимать, что, по сути, решение было принято не самовольно оперативным сотрудником (который лишь проводит проверочные мероприятия), а стоящим над ним следствием.

Далее отказ в возбуждении уголовного дела направляется оперативным сотрудником в прокуратуру для проверки на обоснованность.

Если следствием были выявлены недостатки в проведенной работе оперативника и материал был возвращен ему на доработку, однако сроки на проведение проверки истекли, то он также ходатайствует перед прокуратурой об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и просит возвратить ему материал на доработку, продлив срок проведения проверки. Если же следствие не установило наличия в установленных фактах состава преступления, то такое ходатайство не составляется.

Прокурор вправе отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или признать его законным. В большинстве случаев прокуратура отменяет такие постановления, если они были вынесены в первый раз по отдельному материалу проверки.

Зачастую материал начинает «вечное хождение» между оперативным сотрудником, следствием и прокуратурой, которые только выносят постоянно отменяемые постановления.

Как не допустить подобного замкнутого бюрократического круга? И если он уже есть, как разорвать его?

Суд или прокурор?

Статья 123 УПК РФ предлагает обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в суд или прокурору. Какой из этих двух способов будет более действенным? Логика подсказывает, что судебный порядок является более эффективным при обжаловании решений правоохранителей.

Но необходимо помнить, что суд не может предрешать вопросы виновности или невиновности лица, а также констатировать наличие или отсутствие каких-либо обстоятельств на стадии предварительного расследования (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.12.2007 №482п07пр).

То есть при проверке постановления суд не имеет правомочий судить о его содержании и не соглашаться с выводами, указанными в нем, – он обязан проверить только, был ли надлежащим образом соблюден процессуальный порядок его вынесения.

В связи с этим надежды на то, что суд отменит постановление и обяжет органы возбудить уголовное дело, беспочвенны.

В данном аспекте более эффективным будет являться обращение в прокуратуру с соответствующей жалобой. В жалобе необходимо указать:

  • какое постановление обжалуется. В качестве идентификатора постановления используется номер КУСП (книги учета сообщений о происшествиях), который указывается в талоне при приеме сообщения о преступлении;
  • с какими выводами, изложенными в постановлении, не согласен заявитель;
  • какие еще проверочные мероприятия необходимо, по мнению заявителя, провести для того, чтобы не возникло сомнений в факте совершенного преступления. Не бойтесь предложить подробный план работы по проверке заявления – он может быть в дальнейшем использован прокуратурой при даче указаний правоохранительным органам.

Если у пострадавшего возникли подозрения в обусловленности отказа в возбуждении уголовного дела коррупционной составляющей или личной заинтересованностью проверяющего должностного лица, то подобные сомнения в беспристрастности также нужно отразить в тексте жалобы.

В таком случае, кроме отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, указывается требование о поручении проведения проверки сообщения о преступлении другому должностному лицу.

Этот принцип справедлив и в том случае, если заявитель считает, что оперативный сотрудник не обладает достаточной квалификацией для обнаружения признаков преступления: например, при проверке компьютерных преступлений.

Тогда от прокурора можно потребовать поручить проверку сообщения специализированному оперативному отделу (возвращаясь к примеру – отделы «К» при региональных управлениях МВД занимаются оперативной разработкой компьютерных преступлений).

К жалобе также можно приложить дополнительные документы, которые доказывают наличие преступления и причиненного вреда. Жалоба подается в районную прокуратуру по месту происшествия (ее наименование обычно указывается также в самом постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела).

Привлекаем внимание

Отмена очередного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не поможет прекратить бесконечный обмен материалом проверки между правоохранительными органами. Нужно не только добиться отмены, но и привлечь внимание к проблеме.

В этом направлении может помочь запись на личный прием к прокурору, где можно обратить более пристальное внимание надзорного органа на сложившуюся проблему. Также будет полезным записаться и изложить факты на приеме у начальства Управления МВД по городу или области:

  • Порядок записи и даты приемных дней публикуются на сайтах соответствующих прокуратур и органов МВД или предоставляются по справочным телефонам.
  • Явиться на прием необходимо с уже подготовленным письменным обращением: так будет легче обстоятельно рассказать о проблеме, а на сданный письменный экземпляр чиновнику будет легче ответить качественно и по делу.
  • Если существуют еще пострадавшие от аналогичных действий, необходимо постараться объединиться, записавшись и явившись на прием вместе (либо делегацией, если пострадавших больше пяти, – как, например, при мошенничествах в сфере строительства).

Порядок подачи и рассмотрения таких обращений регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан». Согласно ст. 12 указанного закона, должностное лицо, которому подано обращение, обязано ответить на него в течение 30 дней.

Подобный подход позволит привлечь внимание начальствующего состава к бездействию сотрудников правоохранительных органов и увеличит эффективность проводимых проверочных мероприятий вплоть до возбуждения уголовного дела: ведь правоохранители будут знать, что любое необоснованное желание «спустить все на тормозах» будет обнаружено и доведено до непосредственного руководства и далее.

Важно: при обжаловании действий правоохранительных органов или подаче письменных обращений стоит учитывать принцип иерархии рассмотрения обращений. Это означает, что вышестоящее должностное лицо не обязано ответить по существу обращения или жалобы, если до этого они не были рассмотрены нижестоящими инстанциями.

Так, например, обращения в центральные аппараты Следственного комитета или МВД, а также к Генеральному Прокурору останутся без ответа по существу, если до этого заявитель не обращался к руководителям данных государственных структур на региональном уровне.

В таком случае обращение просто «спустят» в соответствующий региональный орган, что только продлит сроки его рассмотрения по существу.

Если прокурор отменил возбуждение уголовного дела

Более редкими являются случаи отмены вынесенного следователем постановления о возбуждении уголовного дела прокурором. Согласно ч. 4 ст.

146 УПК РФ, копия постановления о возбуждении уголовного дела направляется прокурору, который в течение суток после получения акта может его отменить.

Обычно прокурор отменяет постановление о возбуждении уголовного дела в связи с нарушением процессуального порядка вынесения постановления либо специальным статусом лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело (например, депутатский, адвокатский, судейский статус).

Между тем, конкретного перечня оснований отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела УПК РФ не содержит, в связи с чем бывают случаи необоснованной отмены возбужденного дела.

Как и в ситуации с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, перед пострадавшим возникает дилемма ст. 125 УПК РФ: обжаловать отмену прокурора в суд или же вышестоящему прокурору.

К сожалению, необходимо помнить, что в данном случае обращение в суд невозможно, так как в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 «О практике рассмотрения жалоб в порядке ст.

125 УПК РФ», не подлежат обжалованию в суд решения прокурора, принятые им на стадии досудебного производства по делу. При подаче подобной жалобы суд возвратит ее, не принимая к производству.

Таким образом, единственным законным способом обжалования подобного решения прокуратуры является подача жалобы в порядке подчиненности: если постановление было вынесено заместителем прокурора – прокурору, если прокурором – вышестоящему прокурору.

В жалобе на постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела необходимо:

  • указать на обстоятельства, в соответствии с которыми принятое прокурором решение является необоснованным и незаконным;
  • отметить, что оснований для отмены возбуждения уголовного дела не имеется, а все вопросы могут быть решены уже в рамках расследования уголовного дела;
  • подчеркнуть, что принятое решение нарушает права пострадавшего, в том числе право на доступ к правосудию (ст. 46 Конституции РФ) и право на уголовно-процессуальную защиту лица, пострадавшего от преступления (ст. 6 УПК РФ).

Столкнувшись с отказом в возбуждении уголовного дела необходимо действовать и упорно защищать свои права как пострадавшего от преступления. Всецело полагаясь на возможности полиции и следователей, помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Поэтому вместе с заявлением о преступлении в полицию могут быть сданы дополнительные материалы (таблицы предполагаемых подозреваемых с контактными телефонами, данные личных средств аудио- и видеофиксации и т.п.).

Указанные материалы можно предоставлять и на стадии обжалования постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в качестве дополнительного аргумента необходимости возбуждения дела.

https://www.youtube.com/watch?v=cFYT7W9DFqA

Как уже было указано ранее, в ходе обжалования незаконного отказа в возбуждении уголовного дела обращение к вышестоящим должностным лицам и прокурору является более эффективным способом отмены такого решения, чем судебная жалоба. При этом необходимо использовать все возможности привлечения внимания к преступлению, дабы не допустить «бюрократического круговорота» постоянных отказов возбуждении уголовного дела и их отмен.

Источник: статья Анатолия Зазулина, ИНТЕЛЛЕКТ-С, в газете «Наше право» (март 2019)

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

полицейские проверки, уголовное право, экономические преступления

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/ugolovnoe_delo_ne_vozbuzhdayut_chto_delat/

Уголовное дело | Постановление о возбуждении уголовного дела – поводы и основания

Законно ли возбудили уголовное дело в данном случае?

Согласно процессуальным нормам, заложенным в украинском законодательстве, возбуждение уголовного дела возможно только при наличии повода, определяющего правомерность дальнейших следственных действий. Кроме того, обязательным условием является совокупность фактов, дающих основание для принятия такого решения.

Лицо, в отношении которого возбуждено дело, имеет право воспользоваться услугами защитника, способного оценить степень законности повода и достаточности имеющихся оснований.

Подробнее о квалифицированной помощи адвоката на стадии предварительного следствия вы можете узнать, перейдя по ссылке: Услуги адвоката на стадии предварительного следствия.

Формальной предпосылкой, позволяющей инициировать производство, является имеющаяся в распоряжении следственных органов информация о совершенном или готовящемся преступлении. В качестве поводов для возбуждения дела рассматриваются сведения, полученные из таких источников как:

  • Заявления от граждан или сообщения от организаций, которые могут носить как письменный, так и устный характер. Во втором случае предоставленная информация заносится в протокол, где также указываются данные о заявителе. Что касается анонимных заявлений – сами по себе они не могут являться поводами, однако требуют проведения проверок, в результате которых возможно выявление фактов, указывающих на признаки преступления.
  • Сообщения представителей власти, располагающих информацией о совершенном или готовящемся противоправном деянии. В частности, должностным лицом государственного органа может быть направлено соответствующее заявление в прокуратуру.
  • Явка с повинной, предполагающая добровольное прибытие гражданина, совершившего преступление, в органы внутренних дел, а также подробное изложение обстоятельств содеянного с предоставлением возможных доказательств. В данном случае, перед тем как возбудить уголовное дело, следователь или сотрудник органа дознания обязан провести проверку, чтобы исключить возможность самооговора.
  • Сообщение в средствах массовой информации, содержание которого свидетельствует о преступлении. Информация, полученная общественно доступным путем, изучается компетентными органами. Тот, кто возбуждает уголовное дело, должен иметь подтверждение описанных в публичном материале фактов.
  • Непосредственное обнаружение тех или иных признаков преступления органами дознания в случаях, когда уголовное дело возбуждается без сообщения, поступившего от заинтересованного лица. Например, в ходе расследования одного преступления могут появиться данные о совершении другого криминального правонарушения.

Информация, полученная из других, не предусмотренных законом, источников, не может являться поводом для возбуждения дела. За соблюдением процессуального порядка сотрудниками правоохранительных органов готовы проследить наши адвокаты, с перечнем услуг которых вы можете ознакомиться здесь: Услуги по уголовным делам.

Законные основания, позволяющие принять решение о возбуждении дела

Вне зависимости от способа, посредством которого поступило сообщение о том или ином противоправном деянии, таких данных будет недостаточно.

Во всех случаях, когда возбуждается уголовное дело, необходимо подтвердить, что факты, указывающие на признаки преступления, имели место в действительности. Только при наличии таких данных выдается соответствующее постановление.

До стадии возбуждения уголовного дела недопустимо проведение следственных действий, включая допросы, обыски, экспертизы.

Согласно уголовно-процессуальным нормам достаточными основаниями являются исчерпывающие данные, свидетельствующие о совершенном или готовящемся преступлении. При их отсутствии следователь или дознаватель вынужден инициировать отказ в возбуждении дела. Однако в судебном порядке подобные решения нередко признаются незаконными или необоснованными.

Основания для освобождения от уголовной ответственности

Освобождение от уголовной ответственности может быть полным или частичным и возможно только на основании принятого решения суда. Для освобождения от уголовной ответственности нужны соответствующие предпосылки и поводы.

Поводом для освобождения могут быть:

  1. случаи, предусмотренные КК Украины;
  2. на основании закона Украины про амнистию;
  3. на основании акта о помиловании.

Установленные законодательством сроки

С момента поступления информации о деянии, имеющем признаки правонарушения, решение о возбуждении дела или отказе должно быть принято в течение трех дней. В исключительных случаях предусматривается десятидневный срок.

Досудебное расследование уголовного дела после внесения данных в ЕРДР должно быть проведено в пределах таких сроков:

  • два месяца с момента уведомления лица, подозреваемого в уголовном проступке;
  • три месяца, если речь идет о совершении преступления небольшой или средней тяжести;
  • шесть месяцев, в случаях, касающихся уголовно наказуемых тяжких либо особо тяжких деяний.

Стоимость услуг адвоката по уголовным делам в Украине

Опытные юристы компании «Наказ» предоставляют услуги по защите прав граждан, в отношении которых возбуждены уголовные дела.

Также мы предоставим образец заполнения и поможем составить заявление о возбуждении уголовного дела и заявление в прокуратуру, чтобы защитить ваши права.

О преимуществах сотрудничества с нами вы можете прочитать, перейдя по ссылке: Услуги уголовного адвоката в Киеве.

Стоимость услуг квалифицированного адвоката зависит от сложности ситуации и рассчитывается индивидуально в процессе предварительного ознакомления с материалами, при этом также берутся во внимание сроки расследования уголовного дела.

Источник: https://nakaz.ua/vozbuzhdenije-ugolovnogo-dela-povody-osnovanija

Округ закона
Добавить комментарий