Законно требование о прохождении наркологической экспертизы в принудительном порядке?

О наркологической помощи

Законно требование о прохождении наркологической экспертизы в принудительном порядке?

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

Наркологическая помощь – вид специализированной медицинской помощи, включающей профилактику психических и поведенческих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, консультирование, обследование, диагностику, лечение, медицинскую и социальную реабилитацию лиц, страдающих наркологическими заболеваниями. 

Наркологическая служба – сеть специализированных амбулаторных и стационарных учреждений, и подразделений в составе лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь населению.

Наркологические учреждения – наркологические центры, больницы, диспансеры, отделения в структуре психиатрических больниц, наркологические кабинеты городских и районных поликлиник, медико-санитарных частей предприятий, отделения для принудительного лечения в структуре наркологических диспансеров или специализированные лечебно-профилактические учреждения для принудительного лечения, оказывающие наркологическую помощь населению.

Наркологические заболевания – группа заболеваний,характеризующихся нарушениями психических функций и деятельности внутренних органов, обусловленными немедицинским потреблением психоактивных веществ. Включает хронический алкоголизм, наркоманию и токсикоманию.

Психоактивные вещества – химические вещества синтетического или природного происхождения, оказывающие специфическое действие на центральную нервную систему, которые при систематическом приеме могут вызывать психическую и физическую зависимость.

Наркотические средства – психоактивные вещества природного или синтетического происхождения, их препараты, а также растения, оказывающие специфическое воздействие на центральную нервную систему, классифицированные в качестве таковых в соответствующих международных конвенциях и списках наркотических средств, подлежащих контролю в Республике Узбекистан.

Психотропные вещества – психоактивные вещества природного или синтетического происхождения, их препараты, оказывающие специфическое воздействие на центральную нервную систему, классифицированные в качестве таковых в соответствующих международных конвенциях и списках психотропных веществ, подлежащих контролю в Республике Узбекистан.

Одурманивающие вещества – вещества синтетического происхождения, а также лекарственные средства, принимаемые без назначения врача, оказывающие специфическое психоактивное воздействие на центральную нервную систему, не отнесенные к наркотическим средствам или к психотропным веществам.

Хронический алкоголизм (зависимость от алкоголя) – хроническое прогрессирующее заболевание, обусловленное злоупотреблением спиртными напитками, характеризующееся патологическим влечением к алкоголю, и вызванными им психическими, соматическими и социальными последствиями.

Наркомания(зависимость от наркотиков) – обобщенная группа хронических прогрессирующих заболеваний, характеризующихся патологическим влечением к различным природным или синтетическим психоактивным веществам, отнесенным к наркотикам и внесенным в список наркотических средств в Республике Узбекистан, и вызванными ими психическими, соматическими и социальными последствиями.           

Токсикомания (зависимость от токсикогенов) – обобщенная группа хронических прогрессирующих заболеваний, характеризующихся патологическим влечением к различным природным или синтетическим психоактивным веществам, официально не отнесенным к наркотикам, и вызванными ими психическими, соматическими и социальными последствиями.

Лицо, страдающее наркологическим заболеванием (наркологический больной) – лицо у которого установлен диагноз наркологического заболевания.

Первичная профилактика наркологических заболеваний – система медицинских, педагогических, психолого-психотерапевтических и социальных мер, направленных на предупреждение первой попытки употребления психоактивных веществ путем устранения факторов, способствующих приобщению к этим веществам или повышения устойчивости личности к их влиянию.

Вторичная профилактика наркологических заболеваний – система медицинских, педагогических, психолого-психотерапевтических и социальных мер, направленных на прекращение употребления психоактивных веществ до формирования зависимости от них.

Третичная профилактика наркологических заболеваний – система медицинских, психолого-психотерапевтических и социальных мер, направленных на предупреждение прогрессирования наркологического заболевания и возникновения его негативных медицинских и социальных последствий.

Медико-социальная реабилитация лиц, страдающих наркологическими заболеваниями – система медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых мер, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление утраченных социальных связей и социального статуса, обеспечение приспособления к условиям труда и быта у лиц, страдающих наркологическими заболеваниями.

Принудительное лечение – система мер направленнаяналечение, медицинскую и социальную реабилитацию лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, нарушающих общественный порядок, права других   лиц, либо   создающих   угрозу   безопасности, здоровью и нравственности населения и уклоняющихся от добровольного лечения. 

Наркологическая экспертиза – проводимое в установленном порядке освидетельствование лиц, направленное на диагностику наркологического заболевания для решения вопросов применения принудительных мер медицинского характера и иных вопросов, возникающих в ходе производства по уголовным и гражданским делам.

Медицинское освидетельствование для установления состояния острой интоксикации (опьянения) психоактивными веществами –совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на определение у лица состояния опьянения.

Источник: https://regulation.gov.uz/document/3037

Обобщение судебной практики о назначении и производстве судебных экспертиз по уголовным делам

Законно требование о прохождении наркологической экспертизы в принудительном порядке?

Судебная экспертиза — давний и устоявшийся институт процессуального законодательства России. Трудно представить процесс доказывания по уголовным делам без производства судебных экспертиз, которые являются одним из наиболее важных источников доказательств и находят широкое применение при расследовании и рассмотрении уголовных дел.

Давая разъяснения судебной практики, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 21.12.

2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» ориентирует суды на необходимость наиболее полного использования достижений науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, путем производства судебной экспертизы во всех случаях, когда для разрешения возникших в ходе судебного разбирательства вопросов требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле.

Понятие судебной экспертизы дано в статье 9 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

В определении даны основные признаки судебной экспертизы, отличающие её от других экспертиз и других форм использования специальных знаний в судопроизводстве.

Судебная экспертиза – процессуальное действие, следовательно, её производство регламентировано законом (наиболее полно — в УПК РФ и Федеральным законом № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»), некоторые аспекты судебно-экспертной деятельности рассмотрены в уже названном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам от 21 декабря 2010 года»:

— судебная экспертиза может быть назначена и произведена до возбуждения уголовного дела (часть 4 статья 195 УПК РФ) и после возбуждения уголовного дела;

— в результате ее производства появляется доказательство — заключение эксперта.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации применяет к экспертизе определение «судебная», причем и в тех случаях, когда она назначается и производится еще в ходе предварительного расследования.

Тем самым законодатель подчеркивает то обстоятельство, что результаты экспертизы предназначены для суда.

Кроме того, признание экспертизы, произведенной на стадии предварительного расследования, судебной означает, что полученное таким образом письменное заключение эксперта может использоваться в суде наравне с другими доказательствами, добытыми в ходе судебного заседания, и без производства там собственного экспертного исследования. Допрос эксперта в судебном заседании является мерой факультативной и проводится по усмотрению суда. При этом эксперт не проводит дополнительных исследований, а лишь разъясняет и уточняет ранее данное заключение (часть 2 статьи 80, часть 1 статьи 282 УПК РФ).

Назначение экспертизы — это процессуальное действие, которое реализуется при соблюдении определенных законом оснований и условий. Оно не сводится только к составлению определения или постановления о производстве экспертизы.

В юридической литературе представлены различные мнения и взгляды на основания назначения судебных экспертиз. Большинство авторов под общеправовым основанием для назначения экспертизы понимают потребность в использовании специальных знаний эксперта в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Юридическим основанием назначения и производства экспертизы является постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда.

Специальными условиями для назначения экспертизы являются достаточность объектов для исследования, наличие научно — обоснованной экспертной методики по данному предмету, а также по общему правилу — согласие свидетеля и потерпевшего на их исследование.

Случаи обязательного назначения судебной экспертизы регламентируются статьей 196 УПК РФ. Назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить:

1) причину смерти;

2) характер и степень вреда, причиненного здоровью;

3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

3.1) психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) (введен Федеральным законом от 29.12.2012 № 14-ФЗ);

Источник: https://pravo163.ru/obobshhenie-sudebnoj-praktiki-o-naznachenii-i-proizvodstve-sudebnyx-ekspertiz-po-ugolovnym-delam/

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 1 февраля 2016 г. № 67/36 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований законов при назначении и производстве судебно-психиатрической экспертизы”

Законно требование о прохождении наркологической экспертизы в принудительном порядке?

В целях обеспечения надлежащей организации надзора за исполнением органами предварительного расследования и медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Российской Федерации требований законов при назначении и производстве судебно-психиатрической экспертизы, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур:

1.1. Обеспечить эффективный надзор за исполнением законов при назначении органами предварительного расследования судебно-психиатрических экспертиз, а также при их производстве медицинскими организациями государственной системы здравоохранения Российской Федерации.

1.2. В ходе реализации надзорных полномочий остро реагировать на случаи неознакомления следователем (дознавателем) с постановлением о назначении судебной экспертизы до начала ее производства лица, в отношении которого она назначена, а также его защитника и законного представителя, если имеются основания для их привлечения.

1.3. Проверяя соблюдение требований закона при назначении и проведении судебно-психиатрической экспертизы, учитывать, что до возбуждения уголовного дела данное экспертное исследование может быть назначено и произведено только с согласия лица либо его законного представителя.

При установлении фактов назначения и проведения принудительных экспертных исследований в ходе проверки сообщения о преступлении принимать меры прокурорского реагирования, добиваясь признания указанных действий (решений) незаконными.

Требуя устранения нарушения федерального законодательства, исходить из того, что статья 28 Федерального закона от 31.05.

2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», определяя круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, отсылает к процессуальному законодательству Российской Федерации и допускает производство данного экспертного исследования только в том случае, если в процессуальном законодательстве содержится прямое указание на такую возможность. Между тем статья 196 УПК РФ не содержит положений, позволяющих распространить ее требования на лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство при проверке сообщения о преступлении и не имеющих процессуального положения обвиняемого (подозреваемого) и потерпевшего.

1.4. Осуществляя надзор на стадии возбуждения уголовного дела, каждый факт назначения судебно-психиатрической экспертизы оценивать с позиции соблюдения прав лица на доступ к правосудию в разумный срок, который в соответствии с частью 3.1 статьи 6.1 УПК РФ исчисляется со дня подачи заявления, сообщения о преступлении.

При этом исходить из того, что выявление психического расстройства, лишающего возможности лицо, деяние которого составляет предмет проверки, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не относится к правовым основаниям, влияющим на принятие решения о наличии либо об отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Вопросы о вменяемости и применении принудительных мер медицинского характера согласно главе 51 УПК РФ разрешаются только в ходе производства по возбужденному уголовному делу.

Вместе с тем заключение судебной экспертизы в отношении заявителя либо очевидца, назначенной при наличии сомнений в способности по своему психическому состоянию к правильному восприятию событий и их отражению, может служить важной гарантией обоснованности разрешения сообщения о преступлении в порядке статьи 145 УПК РФ.

1.5. В ходе организации прокурорского надзора особое внимание уделять соблюдению прав граждан, помещаемых в учреждения здравоохранения для проведения судебно-психиатрической экспертизы. В случае выявления незаконного содержания лица в указанных учреждениях незамедлительно принимать меры к его освобождению.

При проверке законности помещения обвиняемого (подозреваемого), не находящегося под стражей, в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы учитывать, что суд первой инстанции не вправе принимать окончательное решение по такому ходатайству следователя (дознавателя) без предоставления обвиняемому (подозреваемому) и (или) его защитнику, а также при наличии оснований для привлечения к участию в деле законному представителю возможности ознакомиться с ходатайством и изложить свое мнение по рассматриваемому вопросу*.

1.6.

При оценке обоснованности поручения производства судебно-психиатрических экспертиз конкретному учреждению (организации) либо эксперту иметь в виду, что в отношении лиц, не содержащихся под стражей, такие экспертизы проводятся судебно-психиатрическими экспертными медицинскими организациями и иными медицинскими организациями, оказывающими психиатрическую помощь в стационарных условиях, относящимися к государственной системе здравоохранения Российской Федерации.

Судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лиц, содержащихся под стражей, вправе осуществлять только те судебно-психиатрические экспертные медицинские организации государственной системы здравоохранения Российской Федерации, которые специально предназначены для содержания в них указанных лиц.

1.7. В ходе надзора за исполнением законов в данной сфере правоотношений учитывать, что Федеральный закон от 04.05.

2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает осуществление медицинской деятельности лишь при наличии лицензии (за исключением медицинских и других организаций, входящих в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Порядок выдачи лицензий медицинским организациям установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291. В перечне медицинских услуг, подлежащих лицензированию, в том числе указаны психиатрическое освидетельствование, психиатрия и психиатрия-наркология, поэтому судебно-психиатрические экспертизы вправе производить только медицинские организации, имеющие соответствующую лицензию.

1.8. При назначении и производстве судебной экспертизы для определения психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в случаях, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией, исходить из того, что статьей 58 Федерального закона от 21.11.

2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды медицинских экспертиз, которой проведение судебно-наркологических экспертиз не предусмотрено, в связи с чем состояние обвиняемых (подозреваемых) при наличии повода, обозначенного в пункте 3.

2 статьи 196 УПК РФ, исследуется только в ходе судебно-психиатрической экспертизы.

1.9. Принимать во внимание, что при обжаловании в апелляционном порядке решения суда о помещении лиц для производства судебной экспертизы в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, его действие приостанавливается.

1.10. Реализуя надзорные функции, добиваться соблюдения принципа независимости эксперта. В случае установления указанных в статье 70 УПК РФ обстоятельств, свидетельствующих о его заинтересованности в исходе дела, требовать отвода и исключать заключение экспертизы из числа доказательств путем признания его недопустимым.

При изучении материалов экспертного исследования также следует исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных норм, содержащихся в статьях 61, 62, 70 УПК РФ и статье 18 Федерального закона от 31.05.

2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в производстве судебной экспертизы не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал лицу медицинскую помощь.

Данное ограничение действует также при производстве судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица, в том числе посмертной.

2. Настоящее указание опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурорРоссийской Федерациидействительный государственный

советник юстиции

Ю.Я. Чайка

_____________________________

* Правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 18 июня 2004 г.

 № 206-О по жалобе Корковидова Артура Константиновича на нарушение его конституционных прав статьями 195, 198 и 203 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которая в силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательной.

Заместители Генпрокурора России, начальники управлений, региональные и территориальные прокуроры обязаны обеспечить эффективный надзор за исполнением законов при назначении органами предварительного расследования судебно-психиатрических экспертиз, а также при их производстве медицинскими организациями системы здравоохранения России.

В частности, они должны реагировать на случаи неознакомления следователем (дознавателем) с постановлением о назначении экспертизы до начала ее производства лица, в отношении которого она назначена, а также его защитника и законного представителя.

При этом следует учитывать, что до возбуждения уголовного дела экспертное исследование может быть назначено и произведено только с согласия лица (его представителя).

Принудительная экспертиза не распространяется на лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство при проверке сообщения о преступлении и не имеющих процессуального положения обвиняемого (подозреваемого) и потерпевшего.

Судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лиц, содержащихся под стражей, вправе осуществлять только те судебно-психиатрические экспертные организации, которые специально предназначены для содержания в них указанных лиц.

Медицинская деятельность возможна лишь при наличии лицензии.

Следует выяснять заинтересованность эксперта. Им, в частности, не может быть врач, который до назначения экспертизы оказывал лицу медицинскую помощь.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71247666/

Округ закона
Добавить комментарий