Закупка оборудования по 44 ФЗ

Какие нюансы учесть при закупке медизделий и обслуживания медтехники

Закупка оборудования по 44 ФЗ

Закупки в сфере медицины — одни из самых сложных в практике применения законодательства о контрактной системе. Рассмотрим наиболее актуальные аспекты таких закупок.

Особенности закупок медизделий, расходных материалов и технического обслуживания рассматривают отдельно для сферы применения Федерального закона от 5 апреля 2014 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон № 44-ФЗ) и Федерального закона от 18 июля 2011 г.

№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон № 223-ФЗ).

Напомним, что медорганизации руководствуются Законом № 44-ФЗ при закупках за счет средств бюджетных субсидий, средств на оказание медицинской помощи по программам ОМС. А Законом № 223-ФЗ — при закупках за счет самостоятельно заработанных денежных средств.

В этой статье речь идет об особенностях медицинских закупок только в рамках Закона № 44-ФЗ. Их нельзя применять при закупках по Закону № 223-ФЗ.

Закупка медизделий и расходных материалов

При закупке расходных материаловможно указывать торговое наименование, товарный знак. Однако только в случаях, когда использование именно этого расходного материала конкретно этого товарного знака предусмотрено технической документацией на оборудование, для которого приобретаются расходные материалы (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

В иных случаях медизделия, в том числе расходные материалы, по торговым наименованиям приобретать нельзя. В документах о закупке запрещено указывать производителя и страну происхождения изделий (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Техническое задание. Когда составляют техническое задание на закупку, руководствуются ГОСТами, которыми утверждены Типовые технические задания на закупку медизделий. Например, ГОСТ Р 55718-2013 «Изделия медицинские электрические. Аппараты ангиографические.

Технические требования для государственных закупок», ГОСТ Р 55771-2013 «Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок», ГОСТ Р 55952-2014 «Изделия медицинские электрические. Монитор электрокардиографический.

Технические требования для государственных закупок».

Способ закупки. Основной способ закупки медизделий — электронный аукцион.

Кроме того, можно провести открытый конкурс — в случаях закупки медизделий, включенных в коды ОКПД 32.50.11 (стоматологические инструменты), 32.50.12 (стерилизаторы), 32.50.13.120 (офтальмологические инструменты), 32.

50.13.190, 32.50.22.110–32.50.22.122 (искусственные суставы, конечности), 32.50.22.190, 32.50.30.110 (медицинская мебель). Это позволяет выбрать победителя не по наименьшей цене, а по лучшему соотношению цены и качества.

Типовой контракт. От вида приобретаемых медизделий зависит применение типового контракта, утвержденного Минздравом России (приказ № 724н от 15.10.2015).

Его применение обязательно при закупках автоматизированных инструментов и травматологических, оториноларингологических, гинекологических, акушерских, урологических, нейрохирургических аппаратов, медизделий для сердечно-сосудистой, абдоминальной, торакальной, челюстно-лицевой хирургии, оборудования для проведения микрохирургических операций на переднем и заднем отрезках глаза и многих других видов техники. Полный перечень указан в информационной карте типового контракта.

Типовой контракт подразумевает, что поставщик медтехники должен не только продать оборудование, но и оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов учреждения, эксплуатирующих оборудование, и специалистов учреждения, осуществляющих техническое обслуживание оборудования в соответствии с требованиями технической документации изготовителя. Эти условия обязательно включают в контракт. Кроме случаев, когда эксплуатационной документацией не предусмотрено техническое обслуживание специализированными организациями.

На отдельные виды медизделий есть импортозамещающие ограничения (постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Заявки с иностранными медизделиями отклоняются, если параллельно поданы не менее 2 заявок с товарами, происходящими из Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и в них вложены сертификаты СТ-1.

О том, что применяется постановление № 102, нужно написать в плане-графике, извещении и документации о закупке. А в инструкции по подготовке заявок необходимо установить требование предоставить сертификат СТ-1. Его выдает Торгово-промышленная палата.

Таким образом, постановление № 102 действует, когда есть хотя бы 2 ЕАЭС-заявки с сертификатами СТ-1. В остальных случаях иностранные заявки и ЕАЭС-заявки без сертификатов СТ-1 рассматриваются на общих основаниях.

Закупка технического обслуживания медтехники

Когда медорганизация приобретает обслуживание медтехники, остро встает вопрос непредвиденности объема. Неизвестно, что и когда сломается, какие запчасти потребуются.

Выход из ситуации — провести закупку с понижением цены «за единицу» (п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ). Плюс такого варианта в том, что в извещении и документации необязательно указывать объем услуг и запчастей.

Кроме того, можно потратить весь выделенный объем денежных средств, не снижая его по итогам закупки.

Рассмотрим этот механизм на примере, когда техобслуживание и ремонт оборудования необходимы заказчику в течение года. На это выделен 1 млн руб. В начале периода неизвестно, какие запчасти и в каком количестве понадобятся, как и количество услуг по ремонту и обслуживанию.

Извещение и документация об аукционе. В извещении и документации об аукционе в электронной форме заказчик указывает:

1. Начальную (максимальную) цену контракта — 1 000 000 руб.

2. Перечень запчастей с указанием начальной (максимальной) цены каждой запчасти:

  • ролик магнитный — 300 руб.;
  • втулка — 100 руб. и т. д.

3. Перечень услуг (работ) и начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в т. ч. по замене указанных запасных частей:

  • замена ролика — 2000 руб.;
  • замена втулки — 1000 руб. и т. д.

4. Общую начальную (максимальную) цену запасных частей и услуг — 100 000 руб. Цена формируется путем сложения всех единичных расценок из перечня запчастей и из перечня услуг.

Интересно, что общая цена запчастей и услуг иногда может превышать начальную (максимальную) цену контракта — это нормально. В нашем примере она существенно меньше, и это тоже нормально.

Аукцион. Его проводят путем снижения общей начальной (максимальной) цены запасных частей к технике, оборудованию и услуг:

  • общая начальная (максимальная) цена запасных частей и услуг — 100 000 руб.;
  • «шаг аукциона» рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта и может составлять от 500 до 5000 руб.

На первый взгляд, по закону отдельно торгуются общая начальная (максимальная) цена запасных частей и услуг и цена единицы услуги (ч. 5 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). Однако в таком случае по каждому торгу может быть выбран отдельный победитель. Это абсурдно, т. к. деления на лоты нет, проводится только одна закупка, торгуется одна цена.

На самом деле аукцион проводят только путем снижения общей начальной (максимальной) цены запасных частей и услуг. Торг для того и нужен, чтобы выяснить процент снижения цены, который потом следует применить к цене каждой запчасти и каждой услуги (работы). А итоговая цена торга никуда уже не заносится и вообще дальше не играет роли.

Победитель. Участник, который предложил наиболее низкую общую начальную (максимальную) цену запасных частей и услуг или иную торгуемую цену, признается победителем.

Предположим, что в результате аукциона снижение общей начальной (максимальной) цены запасных частей и услуг составило 6%. Таким образом, 94 000 руб. — цена общей начальной (максимальной) цены запасных частей и услуг, полученная в результате аукциона. Данная общая цена не переносится в контракт и вообще больше не играет роли.

Заключение контракта. Цена каждой запасной части и цена единицы услуги и (или) работы при заключении контракта определяются путем снижения цены каждой запчасти и услуги (работы) пропорционально снижению общей начальной (максимальной) цены запасных частей и услуг:

  • ролик магнитный — 282 руб.;
  • втулка — 94 руб. и т. д.;
  • замена ролика — 1880 руб.;
  • замена втулки — 940 руб. и т. д.

То есть до заключения контракта заказчик должен попозиционно пересчитать с учетом понижающего коэффициента (6%) цену каждой запчасти и услуги (работы).

Цену контракта сохраняют на уровне начальной (максимальной) цены контракта, т. е. в размере 1 000 000 руб. Эту цену при заключении контракта не снижают.

Цена единицы каждой запчасти, цена единицы каждой услуги (работы) остается твердой в течение всего срока действия контракта.

В течение года заказчик будет оплачивать фактически оказанные услуги (работы) и фактически закупленные запчасти с условием, чтобы расходы по контракту в целом не превысили 1 000 000 руб.

В случае приобретения медтехники, эксплуатация которой требует монтажа и наладки, медорганизации в документах о закупке нужно указать требования:

– к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества;

– гарантийному обслуживанию товара;

– расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока;

– о необходимости монтажа и наладки оборудования.

При этом учреждение вправе потребовать как гарантии производителя, так и поставщика оборудования. Последняя может быть по объему обязательств шире и по сроку длиннее, чем гарантия производителя (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Источник: https://e.zdravohrana.ru/490385

Описание объекта закупки в 44-ФЗ и 223-ФЗ | Контур.Закупки

Закупка оборудования по 44 ФЗ

Чтобы заказчик в результате торгов получил именно то, что ему нужно, следует правильно составить описание объекта закупки. Расскажем о требованиях законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также об исключениях из установленного порядка.

Объект или предмет закупки — товар, услуга или работа, которую заказчику необходимо приобрести. Соответственно, под описанием этого объекта понимается перечисление его подробных характеристик. Эти характеристики должны описывать предмет, который наилучшим образом удовлетворит потребность заказчика.

Далее рассмотрим, какие требования к описанию предмета закупки предъявляют законы 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Описание предмета закупки по 44-ФЗ

Требования к описанию объекта в рамках госзакупок определены в статье 33 закона 44-ФЗ. Таким образом, чтобы составить верное описание, нужно опираться на эту норму.

В ней определено, какие характеристики следует включить в описание — а именно функциональные, технические, качественные, эксплуатационные.

Также приводится правило о запрете на указание бренда или производителя без включения фразы «или эквивалент». Есть исключения — о них расскажем чуть позже.

Что касается терминологии, то закон требует придерживаться установленных регламентов. Это значит, что при описании объекта закупки нужно опираться на ГОСТы и прочие стандарты. Если используется собственная терминология и условные обозначения, заказчик должен обосновать их применение.

Разрешено включить в описание закупки всевозможные чертежи, эскизы, планы, фотографии, результаты тестирования и так далее.

Если закупаются лекарственные средства, необходимо указывать их международные непатентованные наименования. Более подробно об описании объекта закупки в лекарственной сфере читайте в этой статье.

При необходимости заказчик также может включить в описание закупки требования к гарантийному сроку и объему гарантийных услуг. Также частью описания может стать требование к проведению монтажа и / или обучения персонала обращению с предметом закупки (например, если закупается оборудование).

Существуют особенности, в соответствии с которыми описываются объекты закупки по гособоронзаказу. Кроме того, Правительство РФ наделено правом устанавливать дополнительные особенности описания тех или иных объектов закупки.

Что нельзя указать в описании:

  1. Название производителя, бренд, модель товара без указания на возможность приобретения эквивалента.
  2. Субъективные характеристики предмета закупки.
  3. Свойства, наличие которых может быть установлено только посредством сложного лабораторного анализа.

Рекомендации заказчикам

Заказчикам, которые составляют описание закупки по 44-ФЗ, можно дать такие советы:

  1. Описывайте предмет закупки объективно. Нужно представлять себе не конкретную модель, а какой-то абстрактный товар, который должен исполнять определенные функции. Иначе будет нарушен принцип открытой конкуренции. Проконтролировать это несложно — под готовое описание должно попадать несколько товаров, например, разные модели оборудования.
  2. Описание следует делать максимально понятным. Применяйте стандартные термины, прилагайте эскизы, чертежи, фотографии и так далее. Избегайте пространных описаний и расплывчатых формулировок, даже если объект не попадает под ГОСТ и иные стандарты.
  3. Описывайте предмет закупки со всех сторон. Нужно максимально подробно и точно расписать все его характеристики.
  4. Предусмотрите возможность определить, что поставленный товар соответствует требованиям документации. Для этого в нее включаются нужные показатели (чаще всего их диапазонные значения).
  5. Когда описание готово, еще раз перепроверьте все числовые значения. Иначе есть риск, что процедура не состоится либо будет приобретен товар с неподходящими характеристиками.

Когда можно указать торговую марку

В соответствии с законом 44-ФЗ, в исключительных случаях при описании закупки можно указать конкретного производителя или модель. Это допустимо, если:

  • описать объект по-другому невозможно;
  • предметом контракта является работа или услуга, а товар, наименование которого прямо указано, закупается для выполнения этой работы (оказания услуги), а не для самостоятельного использования.

Обратите внимание! Если у товара нет аналога, указывать в описании фразу «или эквивалент» необязательно. То же самое справедливо при наличии аналога, который не может использоваться из-за несоответствия технических характеристик.

Описание объекта закупки по 223-ФЗ

Рамочный закон 223-ФЗ гораздо более лоялен к правилам описания объекта закупки. Тут не действует запрет на указание конкретной модели, производителя и так далее. Главное, чтобы это было разрешено утвержденным заказчиком Положением о закупке.

223-ФЗ обязывает заказчика лишь установить определенные требования к предмету закупки, а именно:

  • к его безопасности;
  • к его качеству;
  • к разного рода свойствам — техническим, функциональным;
  • если закупается работа — к ее результатам;
  • если закупается товар — к его размеру, упаковке, условиям отгрузки и так далее.

Если в описании закупки по 223-ФЗ встречается какой-то параметр, в документации должны быть прописаны требования, которые к нему предъявляются.

Как подтверждается соответствие предмета закупки предъявляемым к нему требованиям? Это может быть добровольное или обязательное подтверждение. Более подробно об этом можно узнать из следующей таблицы.

Таблица. Подтверждение соответствия объекта закупки условиям документации

ПоказательПодтверждение соответствия
ОбязательноеДобровольное
ЦельСоответствие условиям технического регламентаСогласованность национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров
ОбъектыПродукция, выпускаемая в обращение на территории РоссииПродукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются правила
Форма, документДекларирование о соответствии (декларация о соответствии) Обязательная сертификация (сертификат соответствия)Добровольная сертификация (сертификат соответствия)

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/opisanie-obekta-zakupki-v-44-fz-i-223-fz/

44‑ФЗ простым языком. Часть 3

Закупка оборудования по 44 ФЗ

Статья актуальна на 1 июля 2019

Общие требования

  1. Заказчик указывает в техзадании функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара. Например, габариты, мощность и режимы работы рентгеновского аппарата, требования к его составным частям, при какой температуре и сколько лет его можно использовать и т.д. 

Без оговорки «или эквивалент» в описание нельзя включать: 

  • товарные знаки (молоко «Веселый молочник», автомобиль Toyota, принтер Canon), 
  • знаки обслуживания (мобильная связь «МТС», услуги авиаперевозок «Аэрофлот»),
  • фирменные наименования (iPad), 
  • патенты, полезные модели и промышленные образцы (радиатор, патент РФ на промышленный образец № 70094), 
  • наименование места происхождения товара или производителя (вологодское масло, тульский пряник, каслинское литье), 
  • любые требования к товарам, которые ограничивают конкуренцию. 

В техзадании можно указать товарные знаки, если: 

  • эти товары будут использовать при выполнении контракта. При этом в описание также нужно добавить слова «или эквивалент». 
  • остальные товарные знаки не совместимы с имеющимися товарами или механизмами,
  • закупают запчасти к оборудованию конкретной марки. 
  1. В описании закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и термины из действующих технических регламентов. Использование других терминов и показателей придется обосновать. 
  2. Описание может включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работ, тестирования и т.д. Все должно соответствовать Гражданскому кодексу и техническим регламентам.  
  3. Если товар должен соответствовать конкретному изображению, то в документах должно быть это изображение.  
  4. В документах указывают место, время и порядок осмотра макета товара, если товар должен ему соответствовать.   
  5. В закупке медикаментов заказчик указывает непатентованные международные названия лекарств. В справочной есть статья о закупках лекарств.  
  6. Априори товар должен быть новым, не бывшим в употреблении,  не восстановленным, без замены составных частей.   
  7. Документы закупки на строительство, реконструкцию, капремонт и снос зданий должна содержать проектную документацию. За исключением случаев, когда она не требуется. 

В документах закупки обязательно указывают минимальные, максимальные и неизменяемые показатели, по которым будут проверять товар. 

Дополнительные требования

В некоторых случаях, предусмотренных 44-ФЗ, заказчик устанавливает дополнительные требования к объекту закупки, производителю или поставщику, например:  

  • к качеству, техническим характеристикам товара и потребительским свойствам, 
  • к квалификации и опыту выполнения подобных работ, 
  • к деловой репутации, 
  • наличию производственных мощностей и технологического оборудования,
  • трудовых, финансовых и других ресурсов, нужных для производства или поставки товара.

При необходимости устанавливают требования к гарантии качества и гарантийному сроку: 

  • товара и его обслуживания,
  • расходов на эксплуатацию, 
  • монтажу и наладке.

Если закупают машины и оборудование, заказчик обязательно устанавливает требования к гарантии.

Дополнительно заказчик может потребовать от поставщика обучить персонал, который будет использовать или обслуживать технику. Все требования к гарантии заказчик указывает в документах закупки. Поставщик предоставляет гарантию вместе с товаром.

Правительство может устанавливать дополнительные правила описания отдельных закупок. Как описывать закупки в оборонном заказе, прописано в 275-ФЗ. 

Цена и условия 

Контракт заключают на условиях, которые были опубликованы в документах закупки. До заключения контракта можно написать протокол разногласий. В электронных закупках протокол разногласий оформляют через интерфейс ЭТП, в остальных видах закупок — по согласованию с заказчиком.

Менять условия заключенного контракта нельзя, за исключение нескольких случаев и только по соглашению сторон (ст. 95 44-ФЗ,) например:

  • Победитель закупки/ единственный поставщик снизил цену контракта, при этом объем товара остался прежним. 
  • Заказчик увеличил или уменьшил объем товара не больше чем на 10%.
  • Сократилось финансирование заказчика, и он пропорционально уменьшает объем закупки.
  • Закупали лечение за границей, а его стоимость изменилась. 
  • Победитель поставляет товар с улучшенными характеристиками. 
  • В закупке товара, цена на который регулируется государством (повысились тарифы — можно увеличить цену контракта).
  • В некоторых закупках у единственного поставщика (у компаний-монополистов или закупках коммунальных услуг, аренды, лечения за границей, юридических услуг в иностранных судах) можно изменить любые существенные условия контракта.
  • В контракте на строительные работы можно изменить срок и стоимость работ не больше, чем на 30%. Это можно сделать, если контракт длится более года и его невозможно закончить по независящим от сторон обстоятельств или нужно внести изменения в проектную документацию. Увеличение сроков или цены должны согласовать местные власти.
  • Если строительный контракт не исполнен в срок по вине подрядчика или по независящим от сторон причинам, его срок можно один раз продлить на срок не больше первоначального.

Цена всегда твердая и действует весь срок контракта. Если количество поставляемых товаров невозможно определить на момент закупки, то указывают:

  • Цену за единицу каждого товара и максимальную цену контракта. 
  • Объем товара (работ, услуг) в каждой заявке во время исполнения контракта. 

В случаях, установленных правительством, можно указать ориентировочную цену, формулу цены или максимальную цену контракта. 

Если контракт заключают с физическим лицом, цену уменьшают на размер НДФЛ. Особенность цены контракта в оборонных заказах устанавливает 275-ФЗ.

Ответственность сторон

В контракт обязательно включают условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта: 

  • Пеня при просрочке — например, если поставщик не поставил вовремя товар или заказчик не оплачивает контракт.
  • В остальных случаях — штрафы, установленные правительством.

Если одна из сторон не исполняет условия контракта, другая отправляет требование об уплате неустоек.  

Пени начисляют за каждый день просрочки, они составляют 1/300 ставки рефинансирования:

  • От невыплаченной суммы контракта, если условия нарушает заказчик. 
  • От суммы контракта, уменьшенной на сумму фактически поставленных товаров и выполненных работ, если условия нарушает поставщик.

Штрафы и пени не платят, если контракт невозможно исполнить из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Обязательные условия 

В контракт включают: 

  • сроки оплаты,
  • правила приемки товара и оформление результатов (соответствие качеству, количеству, комплектности, форме упаковке и другим требованиям из контракта), 
  • порядок и срок предоставления гарантийных обязательств, если они установлены в соответствии с ч. 4 ст. 33 44-ФЗ.
  • срок возврата обеспечения контракта. 

Контракт оплачивают максимум за 30 календарных дней с даты подписания актов-приемки.  Контракты с малым бизнесом оплачивают за 15 рабочих дней. Правительство может установить другие сроки оплаты в оборонзаказе. 

Если в закупке требуется обеспечение гарантийных обязательств, то документ о приемке подпишут только после того, как поставщик предоставит такое обеспечение.

Дополнительные условия

В контракт, заключенный за границей, можно включить дополнительные условия. Информация об этом должна быть в документах закупки.

Можно предусмотреть возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. При расторжении контракта с победителем возможно заключить контракт с участником, занявшим второе место, без проведения закупки.

Это возможно, если первый победитель  нарушил условия контракта и попал в реестр недобросовестных поставщиков.

 

В случаях, установленных правительством, разрешают заключить контракт одновременно на проектирование объекта, его конструирование, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и утилизацию.

В электронном аукционе по согласованию с участником, заказчик вправе увеличить количество товара на сумму, которая не превышает разницу между НМЦ и ценой контракта, предложенной участником. При этом пропорционально увеличивается цена контракта, но не больше размера НМЦ.

Например, победитель закупки снизил цену на школьные парты на 100 000 рублей от НМЦ. На эту сумму заказчик имеет право закупить еще несколько парт, уложившись в НМЦ. Докупать таким образом можно только товары, и эта возможность должна быть прописана в документах закупки. 

Есть случай, когда в контракте также прописывают условие о том, что генеральный подрядчик контракта предоставляет заказчику информацию о субподрядчиках (ч. 23 ст. 34 44-ФЗ). Если цена контракта больше 1 млрд руб. для федеральных нужд или 100 млн руб.

для муниципальных нужд, а общая сумма работ, которые отданы на субподряд, больше 10% цены контракта.  Информацию о субподрядчиках нужно предоставить за 10 дней с момента заключения контракта. Если это требование не исполнить, начислят пени.

Но это не будет причиной расторгнуть контракт.

Если в закупке установлено банковское сопровождение, его условия также прописывают в закупке. 

Если заключают контракт больше чем на три года и его цена выше 100 млн рублей, в контракт включают график исполнения. 

Формы контракта  

Если на поставку товара или исполнение услуги разработан типовой контракт, заказчик использует только его. Типовые контракты разрабатывают и утверждают федеральные органы исполнительной власти, Росатом, Роскосмос и Минфин. Библиотека готовых типовых контрактов есть в ЕИС. 

В других случаях контракт можно заключить в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом.

Контракт признают недействительным по требованию суда, если докажут, что член комиссии получил выгоду от его заключения — деньги и т.д.

В контракте обязательно прописывают сроки, в которые заказчик вернет обеспечение исполнения контракта, в том числе часть суммы обеспечения, после того как поставщик выполнил этап контракта и получил за него оплату. Обеспечение нужно вернуть: 

  • в течение 15 дней после подписания актов-приемки — в закупках среди СМП, 
  • в течение 30 дней в остальных закупках. 

Критерии оценки 

Критерии оценки используют в конкурсах и запросах предложений. Заказчик заранее устанавливает в документах закупки не меньше двух критериев из этого списка: 

  • цена контракта,
  • расходы на ремонт и эксплуатацию,
  • качественные, функциональные и экологические характеристики,
  • квалификация участников закупки, в том числе финансовые ресурсы, оборудование, опыт подобных работ, деловая репутация, квалифицированные специалистов.

Нельзя оценивать заявки по критериям, не установленным в документах закупки.    В аукционах и в запросах котировок учитывают только предложенную цену и проверяют, что участник соответствует требованиям.

Других критериев оценки нет.

   

В закупке на строительные услуги, проектирование или в других случаях, установленных правительством, заказчик может указать в качестве критерия стоимость жизненного цикла объекта:  

  • расходы на его закупку, 
  • последующие обслуживание и  эксплуатацию, 
  • ремонт и утилизацию.

Величины значимости  

Также заказчик заранее устанавливает величину значимости каждого критерия. Сумма величин составляет 100%. «Вес» дополнительных критериев не должен быть больше критериев, установленных законом. 

Сумма величин «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» должна быть не меньше 20% суммы величин значимости всех критериев1 в закупке на: 

  • исполнение, финансирование проката или показа национального фильма, 
  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ. 

Если в закупке не используют  критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ», то величина критерия «цена контракта» должна быть не меньше 20% суммы величин значимости всех критериев1.

1 Если в заявке предложили цену на 25% и более ниже НМЦ, то величина значимости критерия «цена контракта» должна быть равна 10%.

Величину значимости критерия «цена контракта» в закупке на создание произведения литературы или искусства можно снизить до 0% суммы величин значимости всех критериев.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений и предельные величины значимости каждого критерия устанавливает правительство. Если закупают товары, на которые установлены тарифы, заказчик может не использовать критерии оценки.   

Если заказчик не соблюдает требования к критериям и их величинам, закупку признают недействительной по иску любого участника закупки.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6. 

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1156-44-fz-3

Закупки медицинского оборудования и медицинских изделий

Закупка оборудования по 44 ФЗ

Юридическое сопровождение государственных закупок — одна из основных специализаций Консалтинговой Группы ЭТАЛОН. 

  • Мы располагаем юристами экспертного уровня по вопросам, связанным с работой по 44-ФЗ, 223-ФЗ, которые еженедельно участвуют в сопровождении процедуры закупок.
  • Нашими юристами накоплен уникальный опыт по оспариванию результатов тендеров в ФАС.
  • С нашей помощью клиенты получили дополнительные заказы на сумму более миллиарда рублей.

Закупки медицинского оборудования и медицинских изделий имеют свои особенности

Описание объекта закупки. По общему правилу изделия медицинского назначения не приобретаются по торговым наименованиям, их нельзя указывать в документации о закупке наряду со страной производства.

Поэтому указывают подробные технические, качественные и функциональные характеристики товара в техзадании, руководствуясь ГОСТами и ТР.

Несоответствие предмета поставки этим требованиям — частый повод повод для отклонения участника от аукциона.

Торговое наименование расходного материала можно указывать согласно смыслу положений п.1 ч.1 ст. 33 44-ФЗ лишь в том случае, если технической документацией конкретного оборудования предусмотрено использование расходного материала определенной торговой марки.

Указанная норма устанавливает, что обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Здесь у участника закупки возникает проблема обоснования возможности поставить тот или иной эквивалент расходного материала.

Выбор способа закупки также имеет особенности. Закупка медицинского оборудования может быть проведена путем электронного аукциона, открытый конкурс можно провести при закупке медицинских изделий, которые включены в определенные коды ОКПД. Это касается, например, офтальмологических, стоматологических инструментов, медицинской мебели, протезов конечностей и суставов.

Вид закупаемого изделия влияет на выбор типового контракта. Контракт, утвержденный приказом Минздрава № 724-н от 15.10.2015 года обязательно используют в случаях, которые указаны в его информационной карте.

Так, например, он может быть применен для закупки оборудования для гинекологических, травматологических, гинекологических, урологических вмешательств, для челюстно-лицевой, сердечно-сосудистой и абдоминальной хирургии.

По смыслу этого контракта поставщик обязан не только поставить оборудование, но и собрать его, установить, смонтировать, ввести в эксплуатацию, провести обучение и инструктаж сотрудников, которые будут заниматься его обслуживанием, что важно отразить в контракте, кроме случаев, когда изначально в эксплуатационной документации не предусмотрено техническое обслуживание оборудования специализированными организациями.

Закупки медицинских реагентов и анализаторов осложняются проблемами оспаривания возможности включения в техническое задание требований в отношении химического состава реагентов для медицинских анализаторов.

Требования к импортозамещению, установленные постановлением Правительства РФ №102 от 05.02.2015 года,  именуемые правилами «третьего лишнего» предусматривают определенные преференции при участии в закупке товаров, происходящих из стран ЕАЭС. В связи с созданием единого рынка медицинских изделий на территории ЕАЭС, появились некоторые вопросы.

Документы, подтверждающие факт регистрации медицинских изделий и выданные уполномоченным органом государства-члена ЕАЭС в области здравоохранения в соответствии с законодательством этого государства-члена, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2021 года, что ставит вопрос о необходимости получения впоследствии новых регистрационных удостоверений, действующих на территории всего ЕАЭС. 

Актуальными являются и вопросы, связанные с ограничением закупок медицинских изделий (Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г.

N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем возникают проблемы с возможностями юридического оформления участия в тендерах иностранных медицинских изделий, не происходящих из РФ.

И это далеко не полный перечень вопросов, с которыми сталкиваются участники закупок медицинских изделий.

Из-за неосведомлённости многих участников рынка относительно «подводных камней» при участии в тендерах, сложился стереотип, согласно которому победить в тендерах без «отката» организаторам невозможно.

Это в корне неправильное мнение! Ловушки недобросовестных организаторов рассчитаны на неискушённую публику. Так, например,сроки обжалования участниками конкурса очень коротки и вполне можно получить отказ под надуманным предлогом.

Даже высококвалифицированный штатный юрист предприятия, не сталкивающийся постоянно с подобными делами, может оказаться в критической ситуации.

 Ведь решение нужно обжаловать быстро и грамотно! Этим и пользуются коррупционеры, расчищая своими умышленными действиями дорогу «своим» участникам.

Также, возможны попытки не допустить Вас к участию в тендере на этапе размещения котировок. Эта ситуация тоже требует срочной юридической реакции.

Победа в торгах не исключает предъявления необоснованных претензий конкурентов, правоохранительных и контролирующих органов

Важно! Серьёзным последствием некорректных действий участника в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Консалтинговая Группа ЭТАЛОН предоставляет услугу полного юридического сопровождения Вашего участия закупках и защиты Ваших интересов на всех стадиях участия в конкурсах, тендерах, аукционах.

 Мы готовы высказать альтернативное мнение по сложившейся ситуации в случае, если Вас уже консультируют другие юристы.

Высокая квалификация юристов — наше конкурентное преимущество и мы готовы её Вам продемонстрировать.

Позвоните нам по телефону горячей линии +7 (495) 509-41-19

Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию на сайте (в нижней части экрана)

Напишите электронное письмо на адрес etalon@etalon-cons.ru с описанием Вашей проблемы или интересующего Вас вопроса

Профессиональный юрист бесплатно проанализирует Вашу ситуацию и предложит решение Вашей проблемы. 

Реализованные проекты

Доверитель КГ ЭТАЛОН является поставщиком лекарств белорусского происхождения, включенных в перечень ЖНВЛП. Победа в госзакупках в 2019 г.

для Доверителя осложнилась в связи с применением заказчиками новой редакции приказа Минфина России № 126н, предусматривающей особые преференции при полном цикле производства лекарственных препаратов, включая субстанцию, на территории ЕАЭС. Препараты Доверителя производятся …

Читать далее В рамках закупки медицинских расходных материалов по 44-ФЗ на 2,3 млн. руб. комиссия Заказчика отказала в допуске к участию в аукционе нашему Клиенту по причине предоставления недостоверных сведений в первой части заявки.

Была подана жалоба в УФАС по Московской области, по результатам рассмотрения которой комиссия УФАС признала жалобу обоснованной, выдала обязательное … Читать далее В перечень запрашиваемых Заказчиком согласно аукционной документации товаров помимо изделий медицинского назначения было включено лекарственное средство.

Такое объединение позиций делало невозможным участие в аукционе компании, осуществляющей поставку исключительно изделий медицинского назначения. Это связано с тем, что данный вид деятельности не подлежит лицензированию, а поставка лекарственных средств является фармацевтической деятельностью и … Читать далее

Все проекты

Источник: http://www.etalon-cons.ru/uslugi/soprovozhdenie-zakupok/zakupki-meditsinskogo-oborudovaniya-i-meditsinskih-rashodnyh-materialov/

Особенности закупок медоборудования и медизделий и расходных материалов

Закупка оборудования по 44 ФЗ

Закупка медицинских изделий по 44 ФЗ — это процедура выбора поставщика, который снабдит заказчика инструментами, аппаратами, приборами, оборудованием, расходными материалами и другими изделиями, которые применяются для лечения и других смежных целей. С февраля 2020 года в ней произойдут серьезные изменения.

05.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минфин опубликовал проект Приказа, который утверждает правила расчета начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в госзакупках медицинских изделий.

Эта цена медицинского изделия, расходного материала или услуги по техническому обслуживанию на период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия устанавливается посредством применения методов, которые предусмотрены п. 1, 3 и 5 ч. 1 ст.

22 44-ФЗ, с учетом анализа таких источников:

  • реестр контрактов в части информации о ценах на медицинские изделия, расходные материалы, услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий на период гарантийного срока их эксплуатации по исполненным за 12 месяцев до даты расчета НЦЕ и НМЦК, контрактам, исполнение по которым завершено (в том числе в связи с истечением срока действия контракта или расторжением контракта) и по которым нет неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, независимо от даты заключения контракта и способа закупки;
  • предложения поставщиков с информацией о ценах на медицинские изделия, расходные материалы, услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий на период гарантийного срока их эксплуатации, которые получены с использованием общедоступной информации о ценах на рынке по ч. 18 ст. 22 4-ФЗ, информации о рыночных ценах, которые получены по запросу заказчика у поставщиков, поставляющих идентичные товары, работы, услуги, и информации, которая получена в результате размещения не менее чем 3 запросов цен в ЕИС.

В п. 8 проекта Приказа указано, что эта цена рассчитывается по формуле:

В п. 4 проекта Приказа указано, что начальная цена единицы медизделия, для которого в технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) не используются расходные материалы и не проводится техническое обслуживание в период гарантийного срока его эксплуатации, рассчитывается по формуле:

В п. 5 проекта Приказа указано, что НМЦК медизделия и расходных материалов в период гарантийного срока его эксплуатации по данным, которые указаны в технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя), рассчитывается по формуле:

А стоимость необходимых расходных материалов для i-ой позиции медицинского изделия, которые используются в гарантийный срок его эксплуатации, рассчитывается по формуле:

Объем СРМi указывается с учетом оказываемого учреждением объема медицинской помощи, по клиническим рекомендациями и стандартам оказания медицинской помощи.

ЦМИi и СРМi указываются с учетом НДС (для медицинских изделий, расходных материалов, которые облагаются НДС).

В п. 6 проекта Приказа указано, что НМЦК медицинского изделия и технического обслуживания в период гарантийного срока его эксплуатации по данным, которые указаны в технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя), рассчитывается по формуле:

ЦМИi и СТОg указываются с учетом НДС (для медицинских изделий и технического обслуживания, которые облагаются НДС).

В п. 7 проекта Приказа указано, что НМЦК единицы медицинского изделия, расходных материалов и технического обслуживания в период гарантийного срока его эксплуатации по данным, которые указаны в технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя), рассчитывается по формуле:

А стоимость необходимых расходных материалов для i-ой позиции медицинского изделия, которые используются в гарантийный срок его эксплуатации, рассчитывается по формуле:

Объем СРМi указывается с учетом объема медицинской помощи, которая оказывается учреждением по клиническим рекомендациями и стандартам оказания медицинской помощи.

ЦМИi, СРМi и СТОg указываются с учетом НДС (для медицинских изделий, расходных материалов и технического обслуживания, которые облагаются НДС).

Когда формируют НЦЕ и НМЦК по новому порядку, с учетом положений Бюджетного кодекса, расчетный гарантийный срок эксплуатации медицинского изделия, который устанавливается заказчиком для закупки расходных материалов или технического обслуживания, не превышает трех лет (36 месяцев), где год (12 месяцев) принимается за 1,0.

Если количество поставляемых медизделий или расходных материалов или объем работ (услуг) по техобслуживанию не определить, заказчик руководствуется нормами, которые указаны в ч. 24 ст. 22 44-ФЗ.

Вот еще правила, которые утверждены новым Приказом:

  1. В закупках у единственного поставщика по ч. 4 ст. 93 44-ФЗ заказчик определяет и обосновывает цену контракта в порядке, который установлен Законом о контрактной системе.
  2. В закупке медизделий, в которых есть госрегулирование цен и которые включены в госреестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, цена единицы закупаемого медицинского изделия (ЦМИ) не превышает зарегистрированные предельные отпускные цены производителей на такие медицинские изделия, которые есть в этом госреестре, с учетом предельных размеров оптовых надбавок, существующих в субъекте России, и фактических отпускных цен на эти медизделия (при наличии) и НДС (для медицинских изделий, которые облагаются НДС).
  3. Для медизделия, для которого установлено госрегулирование цен, и закупка которого признается несостоявшейся из-за отсутствия заявок на участие в закупке, недопуска заявок, отклонения всех заявок, при объявлении следующей закупки в качестве ЦМИ принимается, при условии соблюдения положений 44-ФЗ, предельное (максимальное) значение цены, которое предусмотрено в госреестре цен, для медицинского изделия из числа относящихся одновременно к одному виду номенклатурной классификации медицинских изделий и к соответствующей позиции КТРУ, с учетом предельных размеров оптовых надбавок и фактических отпускных цен на эти медицинские изделия и НДС (для медицинских изделий, которые облагаются НДС).
  4. Для медизделия без госрегулирования цен или для которого нет зарегистрированной цены в госреестре, и закупка которого признается несостоявшейся из-за отсутствия заявок на участие в закупке, недопуска ни одной заявки, отклонении всех заявок, заказчик изменяет план-график (при необходимости) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ (объект закупки не изменяется) или новую закупку по 44-ФЗ.

Особенности закупок медизделий по 44-ФЗ

В ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.

2011 указано, что медицинские изделия — инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и другие изделия, которые применяются в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой и с другими принадлежностями, которые нужны для применения этих изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медреабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медисследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, и функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Медизделия признаются взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Выделяют несколько видов: инструменты, приборы, мебель и другие. Приказ Минздрава от 06.06.2012 № 4н утверждает номенклатурную классификацию, которая размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и включает 19 групп изделий, к примеру: анестезиологические, общебольничные, гастроэнтерологические, ортопедические.

Источник: https://goscontract.info/tender/kak-zakupayutsya-lekarstva-i-meditsinskaya-tekhnika

Округ закона
Добавить комментарий